Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Рыбный суп из консервов (пошаговый рецепт с фото)

Какие льготы имеют студенты при покупке жд билетов

Опись имущества судебными приставами, не принадлежащего должнику: возможно ли это

Сколько процентов составляет ндфл в россии?

Орех пинии (итальянская сосна)

Как сделать картошку шоколадную из какао

Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) Последствия для работника

Время отдыха предусмотренное законодательством для работающих за компьютером

Помело: что содержится, чем полезен, как чистить и употреблять Памела калорийность на 100 грамм

Кетонал от чего помогает, инструкция по применению таблетки, уколы, свечи Можно ли совмещать прием на коми кетонал

Анабол — как принимать, курс, отзывы Побочные эффекты от применения анаболика

"Иов-Малыш": инструкция, показания, отзывы Медикамент «Иов-Малыш»: инструкция по применению, дозировка

Франческо Петрарка (1304–1374)

Презентация на тему "богатые и бедные страны европы"

Что такое энергосбережение?

Миропомазание царя. Царь и император

Пс.104:15.

«И Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял – в негодовании Моем».

Ос.13:11

Понимание природы царской власти занимает умы человечества уже многие тысячи лет. С момента появления первых государств и первых монархий, интеллектуальная элита древнего общества искала источник дарования власти, занималась поиском понимания справедливости власти и ее предназначения. И хотя крайне интересно углубиться в архаичные времена истории и изучить философско-религиозный опыт древних народов в понимании общих принципов власти, а в особенности принципов царской власти – эта тема представляется нам крайне широкой, требующей значительного времени для ее изучения и требует последующего раскрытия в отдельных статьях.

Однако, мы все признаем, что на христианское понимание власти вообще и царской власти в частности, значительное влияние оказала преемственность ветхозаветным традициям, о которых мы и скажем далее.

В Ветхом Завете особое внимание уделяется людям, которые несли на себе особую печать Бога или, если угодно, благословение Господа. Видимым образом оно проявлялось через таинственное священнодействие – помазание освященным елеем (миром).

Следуя христианской догматике таковыми помазанниками могут являться только первосвященники, пророки и цари. Как повествует нам Библия, еврейский народ долгое время существовал без своего земного правителя и управлялся непосредственно Богом. Такая форма правления называется Теократией. Известный толкователь Священного Писания, академик Лопухин Александр Павлович говорит о Теократии еврейского народа следующее: «Будучи равно Богом и небесным Царем всех вообще народов, Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был, в тоже время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу Его Воля. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа».

Однако, по мнению Лопухина А.П., так как, народ еврейский, будучи по природе своей жестоковыйным и постоянно отходившим от Господа в язычество и во все другие всевозможные прегрешения, то этот народ был слишком груб для подобного божественного подданства. За неоднократные отступления от Бога они получали всевозможные наказания. Однако, древний Израиль, вместо того чтобы пойти по пути нравственного совершенства, решил пойти путем более прагматическим – избрать себе постоянного военного вождя, т.е. царя, который мог бы их защитить от врагов, следил бы за нравственной чистотой народа и нес за это ответственность перед Богом. Увидев преимущества монархического управления, старейшины еврейского народа обратились к пророку и судье израильского народа Самуилу: «Вот, ты состарелся, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтоб он судил нас, как у прочих народов» .

Подобная формулировка требований со стороны еврейского народа расстроила Самуила, так как народ не испросил сначала слова Божьего и захотел быть, как языческие народы, а не как избранный, которым он являлся по Воле Божьей. Господь же благословляет Самуилу исполнить волю народа. Ряд толкователей, рассматривая этот эпизод, любят указывать на то, что с установлением царской власти в древнем Израиле теократия сменяется монархией, а также подчеркивается очередное отступление еврейского народа от Бога, когда более высокая форма правления (теократия) сменяется на более низкую (монархия).

Почему Давид этого не сделал? Ответ вполне очевиден: Саул, хоть и был оставлен Богом, все равно оставался Его помазанником. А как сказано в Библейском Псалме: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» [Пс.104:15]. Поэтому, когда Саул, был убит амаликитянином (Прим.автора: Саул лично просил себя умертвить ), царь Давид приказывает убить святотатца за то, что тот посмел поднять руку на помазанника Божьего.

В Библии мы встречаем, что царя Давида трижды помазывали на Царство . Но, скорее всего речь идет о том, что два последних события – это указание на некую форму легитимация народом нового царя. Само таинство Помазания на царство, очевидно, должно совершаться лишь единожды .

Более подробно мы узнаем о чине помазания на Царство в 3-ей книге Царств . Там говорится о возведение на Престол сына Давида – Соломона.

Процедура венчания на царство следующая. Будущего Царя Соломона сажают на царского мула и он отправляется к Гиону, где при стечении народа первосвященник Садок и пророк Нафан помазывают царя священным елеем (миром) из Скинии. После завершения этого священнодействия трубят трубы и возглашается «да живет царь Соломон!», что звучит как словесная форма легитимации царя народом.

На этом ветхозаветный обряд помазания на царство заканчивался. Последующие цари восходили на престол схожим образом, возможно добавляя в священнодействия какие-либо пышные обряды, присущие соседним народом. Но центральным моментом всей процедуры венчания на царство являлся обряд миропомазывания, вследствие которого Господь даровал царю особые благодатные Дары на управление народом.

Иудейская монархия просуществовала где-то в период между 1029-586 гг. Так или иначе, стоит отметить, что краеугольным камнем этой монархии являлась защита религиозной чистоты израильского народа, в связи с чем нельзя не произвести параллели с христианскими монархиями, где также одним из важнейших принципов существования царской власти являлась забота о чистоте веры.

Эпоха иудейской монархии — это время наивысшего расцвета Израильского государства.

Так называемая Хасмонейская династия (ок.166-37 гг.) возникшая в Иудее в ходе восстания евреев против Селевкидов, не может называться преемницей ветхозаветной монархии, так как она не обладала Божественной легитимностью и не поставлялась на царство, на что, впрочем, они и не претендовали, рассматривая себя как временные вожди иудейского народа, до тех пор, пока не придет истинный пророк или другими словами: Мессия.

И действительно, Мессия пришел. Вместе с Римской империей. Началась новозаветная эра для всего человечества. С приходом Христа и распространением христианства римская монархия преобразилась в удивительный политический институт, семена которого нашли благодатную почву на русской земле. Но это уже другая история.

Подытоживая все вышесказанное, мы можем выделить особенности ветхозаветного понимания монархической власти.

  1. Монархия – есть институт Божественного установления, но устанавливаемый не насильно и не против воли народа, но по его естественному желанию иметь заступника, вождя и защитника национальных интересов.
  2. Монарх приобретает особые благодатные Дары от Господа, видимым образом получаемые через помазание на Царство, на управление народом, тем самым становясь избранником Его Воли.
  3. Целью монархии является защита Божественного Закона и забота о благе своего народа.
  4. Монархия и Теократия не противоречат друг другу и не имеют иерархического различия, так как Богом установленная монархия остается теократическим государством. Примеры царей Давида и Соломона, которые как пророки общались с Богом, подтверждает данный тезис.

Актуальны ли данные тезисы для современной политики – вопрос злободневный и, очевидно, что для сторонников различных политических систем ответы будут разниться. Но бесспорным утверждением будет являться тезис о том, что русскому народу, нужен Божественный избранник, чистый, как царь Давид и мудрый, как царь Соломон.

Лидер, которому мы вручим свои сердца для защиты России.


Сразу после Крещения совершается еще одно величайшее церковное Таинство. Внешне это происходит настолько быстро и незаметно, что люди иногда и не подозревают, что произошло событие, перевернувшее их жизнь...

Миропомазание – это Таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела подаются дары Святого Духа, помогающие христианину возрастать и укрепляться в духовной жизни.

Такое определение Таинству Миропомазания дается в богословских учебниках. В Православной Церкви оно всегда совершается вместе с , вернее, сразу же после него. Их даже можно объединить общим названием – Таинства посвящения, или вхождения в Церковь. Внешне не происходит вроде бы ничего особенного. Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещенного особо освящённым ароматическим маслом - миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святого». По времени Миропомазание занимает несколько секунд, поэтому, в сравнении с длинным чином Крещения находится как бы в его тени, кажется одним из его многочисленных обрядов. Но в Церкви все самое величайшее и славное совершается просто...

Сначала о внешней символике этого Таинства. Печать и миропомазание – древнейшие символы. Печать – это знак принадлежности кому-либо, свидетельство о владельце. Например, в Евангелии говорится, что Бог положил на Иисусе Свою печать (Ин. 6:27). Помазание миром символизирует власть и достоинство. В Древнем Израиле через миропомазание свою власть принимали цари и священники. Это символизировало, что они не самозванцы, а приняли свое служение от Бога. Вообще, греческое слово «христос» переводится как «помазанник». В этом смысле христами можно назвать всех ветхозаветных царей и священников. Однако с большой буквы это слово применимо только к одной уникальной личности – Богу, Который стал человеком – Иисусу Христу. Именно с Его служением и связано Таинство Миропомазания, ставшее в христианстве Таинством не только для царей и священников, но для всех людей, принимающих крещение и входящих в лоно Церкви Христовой.

Справка

Апостолы передавали верующим Дар Духа Святого через возложение своих рук на голову новокрещенного. Но когда счет верующих пошел на тысячи, ученики Христа физически не могли присутствовать на каждом крещении. Поэтому они стали освящать миро, которое передавалось священникам, и уже они, в свою очередь, совершали Таинство через помазание. В Православной Церкви такой порядок совершения Миропомазания существует по сей день. За три дня до Пасхи, в Великий Четверг, глава Автокефальной (Поместной) Церкви совершает чин мироварения и освящает приготовленное миро. Это благовонное масло, состоящее из более чем 64-х веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и т.д.). Сам факт приготовления мира свидетельствует об автокефалии (самостоятельности) той или иной Церкви.

На Руси миро освящали в московском кремлевском Успенском соборе. После упразднения Патриаршества при Петре I местом совершения этого чина, помимо Кремля, стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве. Сегодня мироварение совершается в Малом соборе Донского монастыря Москвы, где построена специальная печь. А освящается миро в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.

Святой Дух – третье Лицо Пресвятой Троицы. После крещения Иисуса Христа в Иордане Святой Дух сходит на Него в виде голубя. Многие люди недоумевают: если Христос – Бог, зачем Ему надо было креститься и почему на Него сходит Дух? Это тема для отдельного разговора. Здесь же главное, что Священное Писание показывает: Иисус обладал всей полнотою Святого Духа. В Евангелии Спаситель неоднократно говорит о том, что после окончания Его земного служения именно Дух Святой будет сопровождать верующих, учить и вести их к спасению. Дух Святой будет свидетельствовать о Христе не только христианам, но вообще всем людям, независимо от того, как они относятся к личности Христа.

Все эти слова Господа в точности исполнились на пятидесятый день после Его Воскресения. То, что произошло, сразу же стало отмечаться как один из величайших праздников Церкви. Действительно, кто сегодня не слышал о таком христианском празднике как Троица. Но это не просто великий праздник Церкви, это день ее рождения. Именно в этот день исполнилось обещание Господа, и на первых двенадцать учеников Христа сошел Святой Дух.

Церковь существует вот уже 2000 лет. Она прошла через эпоху гонений, эпоху Вселенских Соборов, потрясаемая до самого основания различными ересями. Потом настала эпоха секуляризации и внешней церковности, затем опять гонения... Читая историю Церкви, каждый раз удивляешься тому, как можно пройти через эти испытания и выжить?! Ответ находится в Евангелии: Церковь – это не просто организация людей, объединенных одной верой и управляемая иерархами-чиновниками.

Церковью руководит Святой Дух. Он ведет каждого христианина в отдельности и всю Церковь к спасению. Это точка зрения верующего человека. С ней можно соглашаться или нет, но слова Христа исполнились в точности: Церковь самим фактом своего существования свидетельствует людям о Спасителе мира. Другое дело, что можно верить в Него или отвергать...

Справка

Помазание святым Миром не надо путать с помазанием освященным маслом, которое является одним из обрядов Таинства Крещения и совершается еще до погружения человека в купель. Это помазание символизирует примирение человека с Богом, поскольку масличная ветвь, принесенная голубем Ною после потопа, ознаменовала его конец и, соответственно, прекращение гнева Божиего.

Тем более нельзя сравнивать Таинство миропомазания с помазанием освященным маслом (елей – по-славянски, отсюда елеопомазание), которое бывает во время праздничного вечернего богослужения. Это помазание означает просто благословение и для него используется масло из лампады, которая горит перед иконой праздника. Или с Таинством .

Итак, христиане верят, что именно Святой Дух ведет их к спасению. Но возникает вопрос: Церковь называет Иисуса Христа Спасителем, то есть Он уже совершил наше спасение через крестную смерть и Воскресение. Как же можно вести к тому, что уже совершено? И здесь очень ярко проявляется смысл Миропомазания. То, что совершил Христос, не зависело от человека. В Крещении человек умирает и воскресает вместе со Спасителем, освобождается от власти сатаны и приобщается ко всей полноте Церкви, которая является мистическим Телом Христа. Перед христианином открывается путь доселе закрытый – путь спасения от греха и обожения. Но этот путь нужно пройти. И здесь многое зависит от усилий самого человека. Миропомазание дает возможность жить полноценной церковной жизнью, христианину лично подаются дары Святого Духа для духовной жизни, для личного общения с Богом.

Что это за дары? Об этом знает только Бог и человек. Церковь – это живой организм – Тело Христово. Апостол Павел, развивая эту мысль, писал: «Дары различны, но Дух один и тот же... Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все мы напоены одним Духом» (Первое Послание к Коринфянам, глава 12, стихи 4-13).

Здесь надо оговориться: Апостол писал это в середине первого века по Р.Х., когда дары исцеления и чудотворения действительно были необходимы Церкви для утверждения веры. Но вместо даров пророчества, исцеления, чудотворения можно поставить почти любую современную профессию – смысл апостольского Послания от этого не изменится: если обычная печать, поставленная на чем-то, призвана свидетельствовать о ее владельце, то «печать дара Духа Святого», полученная христианином, должна свидетельствовать о Боге. Церковь должна преображать и изменять мир, а каждый христианин – член Церкви, Тела Христова – на своем месте преображать мир вокруг себя. Жизнь в Церкви – это постоянное возрастание. Здесь нужно постоянное усилие самого человека. Но это усилие останется бесплодным без помощи Божией, которая и дается в Таинстве Миропомазания.

Это Таинство, как и Крещение, неповторимо. После Крещения и Миропомазания отношения человека с Богом полностью меняются. Как бы человек ни грешил, в случае покаянного обращения к Богу эти личные отношения с Творцом возобновляются.

Справка

Что такое помазание на царство?

Помазание при избрании царей в Ветхом Завете послужило прообразом помазания христианских государей при восшествии на престол. Византийских императоров, впоследствии и русских царей, и других европейских христианских монархов помазывали на царство святым Миром. Это не отдельное Таинство, а, скорее, продолжение Таинства Миропомазания, когда человеку подаются особые дары Духа Святого для управления государством. С этим чином связана отдельная сложная история его развития и понимания, до сих пор до конца не исследованная в богословской науке.

На Западе существует другая традиция совершения Таинства Миропомазания. У католиков над младенцем совершается Таинство Крещения, затем священник помазывает его миром, а Миропомазание, которое называется Конфирмацией (подтверждение – лат.), совершается уже в сознательном возрасте, после научения истинам веры. Тогда человек приходит к епископу, тот опять помазывает его миром, после чего человек принимает первое причастие. Парадокс в том, что при подобной практике непонятно, что же такое Таинство Крещения. С одной стороны, Крещение – это Таинство вхождения в Церковь, Таинство духовного рождения. Но с другой, получается, что никакого вхождения в Церковь не происходит, потому что до Конфирмации ребенок остается не причащенным. Более того, непонятно, чем помазывают ребенка после Крещения. Если миром, то значит, Таинство Миропомазания совершилось, а если обычным елеем (маслом), то непонятно, зачем освящать его как миро в Великий Четверг.

Сегодня Католическая Церковь старается разрешить эту проблему. Всеобщее распространение получает практика причащения младенцев сразу после Крещения. Но в этом случае становится совершенно непонятым смысл Конфирмации.

В восточной традиции подчеркивается неотрывность Крещения и Миропомазания и Причащения, ведь все эти три Таинства необходимы для полноценного вхождения человека в Церковь. В западной же традиции акцентируется роль епископа как олицетворения Церкви. Епископ лично принимает каждого крещаемого, чтобы было ясно видно, что Крещение и Миропомазание – это не какая-то частная треба, а дело всей Церкви, соединение со всей Церковью.

Но суть от этого не меняется: Святой Дух незримо присутствует и участвует в жизни любого христианина. Он всегда рядом, даже в самые горькие минуты. Если открыть Евангелие, то это можно понять. Сразу же после Своего крещения в Иордане Иисус Духом был отведен в пустыню, где Его ждал сорокадневный пост и искушения от сатаны. Так и наша жизнь. Крещение и Миропомазание – только начало пути, на котором человека могут ждать минуты страшного отчаяния и искушений. Но мы уже не одиноки. Первым этот путь прошел Христос, одержав победу и подарив ее всем нам.

1. Епископ Пантелеймон (Шатов) совершает Таинство Миропомазания во время одной из миссионерских поездок.

Фото Екатерины Степановой.

Торжества коронации Николая II имели место 14 мая (по старому стилю) 1896 года. В этом году 26 мая исполняется 115 лет со дня события, смысл которого гораздо серьезнее, чем дань традиции. Увы, в сознании последующих поколений оно заслонилось ходынской катастрофой. Приходится делать над собою усилие, чтобы, обращаясь мысленно к маю 1896 года, думать не только о «Ходынке». И все-таки: что есть помазание на царство? Только ли обряд, как бы подтверждающий уже свершившийся факт восшествия на престол нового Государя? Что оно значило для Николая II? Что означала ходынская трагедия в перспективе следующего, ХХ века?

Тема помазания на царство требует серьезного и вдумчивого подхода. Это в особенности относится к коронации Николая II, который, как ясно задним числом, был помазан тогда же и на предстоящие страдания. Но лишь задумаешься о миропомазании последнего нашего Царя, как помысел, по видимости исполненный сострадания к погибшим соотечественникам, «встает на стражу» и заставляет думать о катастрофе. Впрочем, трагедию, унесшую более чем 1,5 тыс. жизней, конечно, нельзя обойти вниманием. Она случилась на четвертый день после коронации, была, как мы увидим, результатом кратковременного безумия толпы и, по слову игумена Серафима (Кузнецова), явилась предзнаменованием той утраты самосознания, с которой, после 1917 года, мы стали «давить» друг друга уже не тысячами, а миллионами. Но, добавим, подобно тому, как революция и смута ХХ века, заслонившие царствование Николая II, «не отменяют» его царствования, так и ходынская катастрофа «не отменяет» коронационных торжеств и главного в них: помазания Государя на царство.

Царь прибыл в Москву в день своего рождения, 6 мая (ст.ст.), и остановился в Петровском замке, находившемся тогда на окраине столицы. 9 мая состоялся торжественный въезд царя в Москву. Царская чета поселилась в Александринском дворце (нынешнее здание Академии Наук РФ на Ленинском проспекте) и все дни, оставшиеся до коронации, говела. Наступает 14 мая (ст.ст.) 1896 года, и на паперти Успенского собора Государя и Государыню встречает духовенство. Митрополит Московский Сергий (Ляпидевский; †1898), благословив царя и царицу, произносит речь, обращенную к Государю и, по традиции, наставительную , а не только приветственную. Он говорит в ней: «Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить здесь на себя царский венец и принять священное миропомазание <…> Миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо. Если же предлежит тебе воспринять новых впечатлений этого таинства, то сему причина та, что как нет выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Чрез помазание видимое да подастся тебе невидимая сила, Свыше действующая, озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных».


Царь и царица целуют крест, их окропляют святою водою, после чего они входят в собор, при пении 100-го псалма, в котором звучит исповедание правителем идеала непорочности: «…сердце развращенное будет удалено от меня; тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; злого я не буду знать…». Государь и Государыня совершают земной поклон перед царскими вратами, прикладываются к чудотворным иконам и садятся на приготовленные для них престолы посреди храма. Вскоре должен начаться чин венчания или коронования, но он начался не прежде, чем первенствующий митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев-Писарев; †1898), приблизившись к царскому трону, спросил у Государя о его вероисповедании. В ответ император ясным и громким голосом произнес Символ Православной веры.

В чине венчания читается паремия (Ис. 49.13-19) о покрове Божием над царем («Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною»), Апостол (Рим.13.1-7) – о повиновении царям, и Евангелие (Мф. 22.15-23), как бы в дополнение к предыдущему чтению – о воздаянии кесарева кесарю, а Божиего Богу. Один из важнейших моментов коронования – возложение крестообразно рук митрополита на царскую главу и возношение им молитвы о том, чтобы Господь помазал царя «елеем радования, одел его силою с высоты, …дал в десницу его скипетр спасения, посадил на престоле правды…». После этой молитвы Государь взял принесенную ему на подушке митрополитом корону и, в соответствии с чином, сам возложил ее на себя, затем малую корону возложил на голову царицы, вставшей перед ним на колени.

Исповедав веру и приняв бремя власти, Царь преклонил колена и, держа корону в руке, вознес к Богу коронационную молитву. В ней есть такие слова: «…Исповедую неизследимое Твое о мне смотрение и, благодаря, величеству Твоему поклоняюся, Ты же, Владыко и Господи мой, настави мя в деле, на неже послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем. Да будет со мною приседающая Престолу Твоему Премудрость. Посли ю с небес святых Твоих, да уразумею, что есть угодно пред очима Твоими, и что есть право по заповедям Твоим./Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей».

Окончив молитву, Государь встал, и тогда тотчас же все присутствовавшие в соборе преклонили колени. Митрополит Палладий, стоя на коленях, прочел от лица народа молитву за царя: «<…>Покажи его врагам победительна, злодеям страшна, добрым милостива и благонадежна, согрей его сердце к призрению нищих, к приятию странных, к заступлению нападствуемых. Подчиненное ему правительство управляя на путь истины и правды, и от лицеприятия и мздоимства отражая, и вся от Тебе державы Его врученные люди в нелицемерной содержи верности, сотвори его о чадах веселящагося…» На таковых словах останавливаешься, зная, что последовало через 21 год, думаешь с горечью: сбылось в точности противоположное, и не удерживаешься от восклицания: Господь ли не содержал?

После молитвы митрополит Палладий с амвона обратился к Государю с пространным приветствием, завершающимся словами: «Ты же, Царь православный, Богом венчанный, уповай на Господа, да утвердится в Нем сердце твое: верою и благочестием и цари сильны, и царства непоколебимы!». Обращают внимание серьезность и отсутствие какой-либо велеречивости как в текстах коронационных молитв, так и в текстах речей, обращенных к Помазаннику от лица Церкви.

После чина коронования началась Божественная литургия. В конце ее, перед принятием Святых Христовых Таин, и совершено было миропомазание Царя и Царицы. По замечанию Б.А.Успенского, повторение священного действия, которое в принципе не должно повторяться, придавало поставляемому лицу (в данном случае царю) особый статус, особую харизму: царь становился принадлежащим к иной, высшей сфере бытия, и его юридические полномочия превращались в полномочия харизматические (цитируется по В.Семенко. Харизма власти).

По мысли протоиерея Максима Козлова (см. статью «Его искреннее самопожертвование было совершено ради сохранения принципа самодержавия»), «смысл этого священнодействия состоял в том, что Царь благословлялся Богом не только как глава государственной или гражданской администрации, но прежде всего - как носитель теократического служения, служения церковного, как наместник Бога на земле». Более того, Царь отвечал за духовное состояние всех своих подданных, ибо, будучи верховным покровителем православной Церкви, был хранителем и духовных традиций других религиозных общин. В той же статье протоиерей Максим Козлов напоминает и об учении святителя Филарета Московского о царской власти и о верном расположении к ней православных подданных, напоминает о словах святителя: «Народ, чтущий Царя, благоугождает через сие Богу, ибо Царь есть устроение Божие». Протоиерей Максим Козлов пишет: «Царь, по учению святителя Филарета, есть носитель власти Божией, той власти, которая, существуя на земле, является отражением Небесной Вседержавной Власти Божией. Царство земное есть образ и преддверие Царства Небесного, а потому естественно из этого учения вытекает, что только то земное общество благословенно и содержит в себе семя благодати Божией, одухотворяющей и освящающей это общество, которое своим главой имеет верховного носителя власти и помазанника - Царя».

После завершения службы в Успенском соборе началось коронационное шествие: посещение Государем и Государыней святынь Архангельского и Благовещенского соборов. Наконец высочайшие особы поднялись на Красное Крыльцо и трижды поклонились народу: перед собой, направо и налево.

На Николая II обыкновенно смотрят теперь как на «хорошего человека» с прибавлением «но». Вслед за «но» может содержаться обвинение во всех наших бедах ХХ века, а может и не содержаться, однако, во всяком случае, подразумевается следующее: «хороший человек, но несостоятельный государь». Его успехи, признававшиеся даже врагами, замалчивают, а об ответственности его совершенно не думают, считают ее само собой разумеющейся. В то же время в плане ответственности Царь Николай II может считаться образцом Государя. Известно, что никакое решение он не принимал, не предъявив его Богу, никогда не шел против совести. Ни единое слово коронационных молитв, таким образом, не произнес он втуне и не пропустил мимо ушей. Да, впоследствии он вынужден был отречься, но это не означало пресловутой, приписанной ему современниками и по сей день праздно присвояемой «слабости».

Не о «слабости» был дан ему знак уже во время коронации. Какой знак? Об этом малоизвестном эпизоде пишет игумен Серафим (Кузнецов) в своей книге «Православный царь-мученик» (М. 1997): «После длинной и утомительной коронационной службы, в момент восхождения императора на церковный помост, изнемогая под тяжестью царского одеяния и короны, он (Государь) споткнулся и на время лишился чувств». Такому случаю, оставшемуся почти никем не замеченным, игумен Серафим придает символическое значение: «Что же случилось после того, как Государь при короновании изнемог? Кровавая катастрофа, народ давил и душил друг друга. Не то же ли случилось, как царь изнемог под тяжестью креста, насильно снятого с него частью народа?». Тут игумен Серафим и сказал о потере самосознания, стоившей нам миллионы жизней.

Обратимся к событиям на Ходынском поле 18 мая 1896 года. С раннего утра и даже с ночи здесь собралось огромное количество народа: более полумиллиона человек. Ждали раздачи царского подарка, представлявшего из себя такой набор: памятная кружка (алюминиевая крашеная) с вензелями их величеств, полфунта колбасы, фруктовая сайка, вяземский пряник с гербом и мешочек со сластями и орехами. Вплоть до шести утра все было совершенно спокойно. Около шести разнесся вдруг слух: подарков на всех не хватит, буфетчики мол делают для себя запасы… Тогда, по словам очевидца, «толпа вскочила вдруг как один человек и бросилась вперед с такой стремительностью, как если бы гнался за ней огонь… Задние ряды напирали на передние, кто падал, того топтали, потеряв способность ощущать, что ходят по живым еще телам, как по камням или бревнам. Катастрофа продолжалась всего 10-15 минут. Когда толпа опомнилась, было уже поздно».

Коронация Александра III имела место за тринадцать лет до коронации его сына, и теперь на Ходынском поле подготовились к празднованию просто так же, как и тогда, не ожидали такого наплыва народа. Все же организация столь массового мероприятия, несомненно, оставляла желать лучшего. Но когда читаешь приведенное только что описание, возникает впечатление, что от такого безумия никакие меры не спасли бы. Московские экскурсоводы об этом не думают, они даже не знают, что формально московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович вовсе не отвечал за организацию праздника на Ходынском поле (хотя, как хозяин Москвы, должен и об этом был печься), и с тем же пафосом, что и сто, и пятьдесят лет назад, обвиняют его и обвиняют… В книге А.Н. Боханова «Николай II» подробно рассказано об интригах, плетшихся в доме Романовых вокруг имени великого князя, у которого было много врагов среди «своих», - они и задали указанный пафос. В «каноническом» списке обвинений в адрес Николая II трагедия на Ходынском поле занимает пусть не слишком значительное, но вполне определенное место. Обвиняли и обвиняют царя – в бессердечии: не отказался, мол, пойти на бал у французского посланника, и т.п. Сошлемся и здесь на А.Н. Боханова, который внятно объясняет невозможность для Государя отказаться от приглашения французской стороны. Официальное лицо – заложник этикета и протокола, не понимать это можно лишь при желании дурно думать об этом официальном лице. Известно, что после 18 мая торжественные мероприятия были сокращены. Что же касается бессердечия царя, то заметим лишь: эта клевета остается на диву живучей, ее повторяет, к примеру, И. Зимин в недавно вышедшей книге «Повседневная жизнь императорского двора» (СПб, 2010), и если автору хочется так считать, с этим ничего не поделаешь.

Царь распорядился выдать по 1000 рублей (весьма значительная сумма по тем временам) каждой семье погибшего или израненного на Ходынском поле. Вместе с Государыней он посещал раненых во время трагедии в московских больницах. Посещала их и вдовствующая императрица Мария Федоровна. А.Н. Боханов приводит ее письмо сыну Георгию, написанное в те дни: «Я была очень расстроена, увидев всех этих несчастных раненых, наполовину раздавленных, в госпитале, и почти каждый из них потерял кого-нибудь из своих близких. Это было душераздирающе. Но в то же время они были такие значимые и возвышенные в своей простоте, что они просто вызывали желание встать перед ними на колени. Они были такими трогательными, не обвиняя никого, кроме их самих. Они говорили, что виноваты сами и очень сожалеют, что расстроили этим царя! Они как всегда были возвышенными, и можно было гордиться от сознания, что ты принадлежишь к такому великому и прекрасному народу. Другие классы должны бы были брать с них пример, а не пожирать друг друга, и главным образом, своей жестокостью возбуждать умы до такого состояния, которого я еще никогда не видела за 30 лет моего пребывания в России». Примечательное свидетельство. Увы, «возбуждение умов» будет лишь возрастать, и все в одну сторону: истощания традиционной для России любви к царю и обретения «права на бесчестье», по выражению Достоевского.

Но помазанник, и при этом такой помазанник, который «претерпит до конца» и станет святым предстателем за свой жестоковыйный народ перед Богом, у нас уже был. Свершилось его соединение с нами - «венчальными узами».

.."У святого диакона Филиппа Елисеевича Горбенко Луганского (1858-1956) было пророчество, как о распаде Союза, так и колонизации Украины. Он разорвал платок на 3 части со словами: «Девчата, Советского Союза не будет». Все удивились: «Не может быть такого, как же так?!» А он говорит: «Да вот так: 1 часть - Прибалтика, 2 часть - Россия, сначала трудно ей будет, а потом хорошо, 3 часть - Украина. Бедная моя Украина, поработят её иноземцы и все заводы займут». Это уже очевидно также сбылось!

А вот уже о будущем относительно нас связано с необычным явлением Матери Божией старцу. В июне (13,14 и 15 - как заповедано отцем Филиппом) празднуется явление Божией Матери в городе Луганске, которая явилась ему трижды последовательно одна за другой, обозначив своим шествием крест над городом. При этом Она являлась каждый раз в разных возрастах (40, 60 и 18 лет). В связи с этим появилась икона «Луганская», которая сейчас скрыта. Когда эту икону покажут миру, неизвестно. Должно произойти что-то особое, но что именно, никто пока не знает. Все продолжают ждать, что Филипп подаст какой-то знак. Но нам важно то пророчество, которое связано с этим чудным явлением - появлением Царя помазанника Божия.
Матерь Божия предрекла: «О граде же сем скажу, что к концу мира наречется он Царьград-Святоград Луганский, определено ему быть городом славы Моей, небесным Царьградом. И многие люди будут промыслом моим съезжаться сюда со всех уголков Земли сами не зная зачем. Помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный». То есть Луганск - город Царя, не столица, но, возможно, в этом городе будет явление Царя!

Вспомню еще одного нашего современника, ныне здравствующего схиархиепископа Алипия (Погребняка), епископа Красно-Лиманского (часть Донецкой области, что ныне под контролем Украины). Владыка известен тем, что в 1992 г. Он был одним из двух епископов Украины, которые не подписали соглашение об автономии УПЦ МП. После чего попал в опалу и почти 20 лет был на покое. Во время кровавых боевых действий противостояния Украины и Новороссии он был поставлен на кафедру действующим епископом в г. Красный Лиман, где до того создал мощную монашескую общину. Совпадение? Случайно ли это возвращение? Построенный гигантский храм, явно избыточный для небольшого городишки, где есть уже несколько храмов, да и на территории монастыря уже было 2 храма. На мой вопрос (это было приблизительно в 2008г., храм только строился и владыка еще был на покое), а зачем такой больший храм, он ответил твердо, открыто и без сомнений: «Что бы все поместились гости, когда сюда зайдет Царь для его помазания».

Еще в дни юности владыки, когда он был послушником в Свято-Троицкой лавре, состоялась его чудесная встреча с юродивым старцем, который передал ему пророчества, связанные с его жизнью: Союз распадется, он будет у истоков возрождения Успенской Святогорской Лавры. Два пророчества уже сбылись, осталось третье! За свое крепкое стояние в вере Бог дарует ему великий дар - помазать Царя на Царство!

Время уже близко, как известно, летом этого года в г. Красный Лиман было явление двух ангелов. Видео снято украинскими солдатами АТО и есть в свободном доступе в интернете. Это что случайно? К чему это предвозвещение?"...

Препирательства с Феогностом Пушковым о помазании на царство

А каковы объективные критерии того, что именно Бог Сам вручил власть товарищу Х?! Причему я, как понимаю, вы ведете речь о валсти абсолютного монарха - да?
С точки зрения демократа тут все ясно: дали бумажки для голосвания по спискам, поставили крестики, подсчитали и так далее. И все этом может быть заснято, например, на кинопленку. А в вашем случае?

Ответ Феогноста Пушкова abbatus_mozdok (http://abbatus-mozdok.livejournal.com/1184391.html)

апостольское преемство рукоположений, передающих сакральные силы, дары, власть и полномочия вкупе с привилегиями.

Комментарий: То есть, Феогност Пушков сказал: кого мы, попы и епископы, имеющие законную силу совершать таинства, помазали на царство - тот есть избранник Бога. (Даже если попы решат привести к власти новую неизветсно откуда взявшуюся династию при еще имеющейся старой с законными наследниками по мужской линии???)

Комментарий и новый вопрос:

Вы несколько не поняли мой вопрос. Вы свели мой вопрос к вопросу о подаче Богом благодати тому, кто помазуется на царство - то есть, к действительности помазания на царство. Это ожидаемо, конечно, но я не думал что вы опуститесь до таких дешевок.
Для меня помазание на царство - всего лишь обычное благословение (правда, с усложненнным "протоколом"), для которого, как известно, вовсе не нужно кого-то чем-то помазывать. Это вроде благословения купцу на торговлю, в ходе которого он попросил батюшку еще и помазать его лампадным маслицем от иконы. Хотя это помазание и не нужно - но разве трудно исполнить эту просьбу - "по вере купца да будет ему"... И мазать царя миром также глупо, как мазать миром вместо лампадного масла этого купца. Я не отрицаю, что это благословение ("помазание на царство") действительно - то есть, что при его совершения подается благодать. Но вот тут начинается самое интересное. Как известно, такие благословения надо, подобно таинствам, рассматривать не только со стороны действительности, но и действенности: в осуждение себе приемлется благодать или во спасение? Что если Господь отверг официального кандидата в цари за его грехи или неспособность к управлению и благодать, полученная им в "благослвении на царство" будет во осуждение ему?! И что если при этом Бог решил передать царство кому-то другому, вообще неизвестному церкви? И что если этот неизвестный получил благодать для управления царством не в ходе простого благословения ("помазания на царство"), при котором миро играет роль того самого лампадного масла, а в ходе таинства миропомазания, совершенного после крещения, в котором (миропомазании) миро используется "по назначению"? А что если Бог вообще решил упразднить монархию и ввести "правление Судей" или республику, и уже подготовил кандидата на рольк Судьи или Президента, отвергнув царствующую династию? Как вы можете доказать людям, что при "помазании на царство" очередного официального не имеет места чего-то подобного? То есть, может быть Стефан I Тимофевич Разин или Емельян I Иоаннович Пугачев и были "настоящими" царями Руси, "помазанными" (то есть, наделенными благодатными силами к управлению государством Самим Богом) в детстве еще при совершении миропомазания на ними?! А вовсе не "официальный" царь, поддерживаемый церковью?
Как видим, тут в качестве доказательства истинности избрания Богом в цари того или иного лица может служить только чудо или знамение. А желательно несколько чудес или знамений.
Вы не подскажете примеры подобных чудес и знамений - особенно на примере Византии, когда на трон восходили убийцы прежних императоров, нарушившие свои клятвы верности?! Или в России - на примере восхождения на трон фактического убийцы Павла I? Или убийц малолетнего сына Лжедмитрия и Марины Мнишек, наследного русского царя?

  • July 19th, 2016 , 03:53 pm

Оригинал взят у danuvius в О происхождении помазания на царство: прав ли Кураев? (Вопрос литургистам)

Цитата:
+Есть такая традиция помазать царей на царство, миропомазание. Родилось это с того, что император Иоанн Цимисхий Византийский на редкость подлым образом стал царем, лично принимая участие в убиении своего предшественника, государя вполне законного. И поскольку это происходило вполне публично, во время Рождественского богослужения, если я не ошибаюсь, и в храме, здесь нельзя сказать, что он тайно яд где-то подсыпал или на охоте стрела не туда полетела, на глазах у всего города. И поэтому была проблема, что дальше делать. И тогда патриарх, судя по всему, это патриарх, который крестил русскую княгиню Ольгу чуть позже, он как раз и предложил: а давайте его помажем святым маслом в знак отпущения его грехов. И вот это стало прецедентом. Оказывается, царей византийских решили помазать миром для оставления тех грехов, которые те совершили, восходя к этой вершине власти+ (отсюда).
Вопрос отнюдь не праздный. Помню свои дискуссии с одним из самых образованных священников РПЦ по поводу помазания на царство. Дает ли это отпущение всех грехов, как новое крещение, и означает ли "вечное" помазание, которое не снимает отстранение от власти (по подобию священства) или даже отречение от нее (что и вовсе сомнительно)?


  • July 19th, 2016 , 03:39 pm

Оригинал взят у diak_kuraev в Византийское Рождество

За несколько лет до этого умер император Феодор Ласкарис.
Наследнику было 7 лет. Регент - Михаил Палеолог - дал клятву хранить династию Ласкарисов. В присутствии патриарха Арсения Михаил Палеолог и мальчик Иоанн дали другу другу клятвы верности. На народ при этом было возложено обязательство восстать с оружием в руках на любого из со-правителей, который попытается низложить другого.

Но планы основателя последней византийский династии были совсем иные.

Итак, 25 декабря 1262 юному императору Иоанну было 11 лет.
Слуги Палеолога с раскаленным прутом вошли в спальню к мальчику и выжгли ему глаза. Остаток своих дней он провел в тюрьме.

Но самое удивительное то, что это преступление вызвало нравственный протест... в сердце патриарха.

Не раз я говорил о том, что патриархи и митрополиты не конфликтовали с царями и князьями по этическим вопросам. Людоедство не повод для отлучения от христианской церкви. Такими поводами могли быть только вопросы веры или царской постели. Даже Иван Грозный был отлучен не за опричнину, а за четвертый брак.

Единственное известное мне исключение - конфликт патриарха Арсения с царем Михаилом.

Референдарий Патриарха пошел во дворец и объявили императору о его отлучении от церкви.

Дешевым инсценировкам раскаяния со стороны царя патриарх не верил.

В конце концов царь созвал собор. Среди обвинений - позволение мусульманам мыться в церковной бане, где были мозаики с крестом и изображением святых.

Из двух патриархов, бывших на соборе, один (антиохийский) поддержал приговор, однако второй (александрийский) - защищал Арсения. Впрочем, это был единственный голос. Заодно от церкви отлучили и его.

Когда патриарху Арсению сообщили о его низложении, он приготовил монашескую мантию, книжку и три монеты - которые заработал еще до патриаршества переписыванием Псалтыря.
С этими пожитками он и отправился в ссылку.

А вот порожденный этим судилищем раскол жил еще полстолетия.
см. Троицкий. Арсений и арсениты.

Удивительно, что этот, уникальный и благородный пример поведения патриарха, не рассказывается в наших семинариях. Он почти забыт церковной гомилетикой.

Что же касается императора Михаила, то стоит отметить его военно-политический союз с Золотой Ордой, заключенный против православных болгар. Это стоит помнить при анализе лояльной по отношению к Орде позиции не-автокефальной тогда Русской Церкви: все-таки ее патриарх находился с Константинополе.

"Было тогда у святого клира в обычае собираться у Слоновых ворот, чтобы воздать утренние славословия господу Богу нашему. С ними-то и смешались заговорщики, держа под мышками кинжалы, которые им в потемках удалось скрыть под священническими одеждами.
Они спокойно прошли вместе с клиром и затаились в ожидании сигнала в одном темном месте. Закончился гимн, царь стоял вблизи певчих, ибо часто сам начинал свое любимое "Отрешили страстью всевышнего" (был он по природе сладкоголос и в исполнении псалмов искусней всех современников), вот тогда-то сообща и бросились заговорщики, однако с первого раза ошиблись, напав на главу клира, обманутые то ли телесным сходством, то ли похожими уборами головы.
Император Лев Пятый (Армянин), скрывшись в алтаре, спастись не смог, но сопротивляться все-таки попытался. Он схватил цепь от кадильницы (другие утверждают- божий крест) и решил защищаться от нападающих. Однако тех было много, они бросились на него скопом и ранили, ведь царь оборонялся и материей креста отражал их удары.
Но, словно зверь, постепенно слабел он под сыпавшимися отовсюду ударами, отчаялся, а увидев, как замахнулся на него человек огромного, гигантского роста, без обиняков запросил пощады и взмолился, заклиная милостью, обитающей в храме. Этот человек сказал: "Ныне время не заклинаний, а убийств",и, поклявшись Божьей милостью, ударил царя по руке с такой силой и мощью, что не только выскочила из ключицы сама рука, но и далеко отлетела отсеченная верхушка креста. Кто-то отрубил ему голову, оставив тело валяться, словно булыжник".
Прдолжатель Феофана. 1,25

Четырех сыновей Льва оскопили (один из них от этого умер).

Кстати, руководитель заговорщиков и будущий император Михаил Травл был арестован за несколько дней до этого. Но жена императора Льва уговорила мужа не сжигать преступника (в печи царской бани), дабы не портить Рождество...

А что патриарх? Патриарх Феодот I Милиссин-Касситера был «муж, безгласнее рыбы и зловреднее жабы» (Георгий Амартол).

***
Ср. со словами патр. Вальсамона:

"патриарх Полиевкт прежде извергнул из церкви императора Иоанна Цимисхия как убийцу императора господина Никифора Фоки; а напоследок принял. Ибо вместе с синодом сказал, что как помазание святого крещения изглаждает соделанные прежде того грехи, каковы бы и сколько бы их ни было, так, конечно, и помазание на царство изгладило совершенное прежде его Цимисхием убийство.
Итак, помазанием архиерейства изглаждаются соделанные до него прегрешения, и архиереи не подлежат наказанию за душевные скверны, соделанные до архиерейства. Это об архиереях.
А рукоположение священников и других посвященных лиц изглаждает малые грехи, например поползновение ко греху и ложь и другие подобные, не подвергающие извержению; но не изглаждает блудодеяния. Почему священники и не могут отпускать грехов".
http://diak-kuraev.livejournal.com/396493.html?thread=94490061

Собственно, "помазание на царство" и было воссоздано в Византии для успешных убийц.

***
о византийских придворных нравах см.
http://diak-kuraev.livejournal.com/461796.html

Все это меркнет по сравнению с тем, как в 474 году регент Зенон отравил своего сына десятилетнего императора Льва Второго.


  • July 19th, 2016 , 03:38 pm

Оригинал взят у diak_kuraev в Такие странные святые

Вышел 30-й том Православной Энциклопедии.
В нем огромная и интереснейшая статья Канонизация.

Некоторые ее фрагменты с моими расширениями:

1. «В Церквах греческой традиции некоторым аналогом понятия «страстотерпец» может служить термин «этномартир» - мученик нации (Косма Этолийский, патриарх Григорий V, Хризостом Смирнский). Этномартиром некоторые считают последнего императора Византии Константина XI Палеолога. Хотя он является противоречивой фигурой (его обвиняют в симпатии к унии и допущении униатского богослужения в св. Софии), а в народной среде раздаются голоса, призывающие к его канонизации; его памятник стоит перед кафедральным собором в Афинах. 12 ноября 1992 года архиеп. Афинский Серафим благословил употребление службы преподобной Ипомоне, в которую включены 2 тропаря и 2 стихиры имп. Константину XI» (Православная энциклопедия. Т. 30 . Статья «Канонизация», стр. 356)
Елена Драгаш, мать последних Палеологов сербка, единственная славянка, ставшей константинопольской императрицей. После смерти супруга она приняла монашество с именем Ипомони Ее память 29 мая, в день падения Константинополя. Она была последней императрицей, поскольку пережила своих невесток-императриц.

Однако имп. Константин не то что симпатизировал унии, а был ее движителем. В день падении Кпля он причастился в св. Софии из рук униатского священника (строго православные там уже давно не служили) (см. Гиббон. Закат и падение Римской империи т.7. с. 366).
Множество народа собралось на молитву в Святую Софию. В одном храме молилось духовенство, до последнего момента разделенное вероисповедной борьбой. "Это был момент, когда в Константинополе произошло действительно объединение восточной и западной христианских Церквей" (Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. М., 1983. C. 119).
Иоанн Евгеник (брат св. Марка Эфесского), имевший возможность наблюдать его в Мистре, в 1449 г., сразу после того, как Константин стал императором, отказался молиться за него во время богослужения. В своем послании к царю Иоанн упрекает того - непонятно, какой ты веры.
Но его смерть была действительно красива: он не убежал из осажденного города, хотя его об этом умоляли. 29 мая 1453 года в город ворвались войска султана; последние сохранившиеся в истории слова императора были: «Город пал, а я ещё жив», после чего, сорвав с себя знаки императорского достоинства, Константин бросился в бой как простой воин и был убит.
И вот несмотря на униональную политику «в сознании греков Константин Палеолог был и остается олицетворением доблести, веры и верности. В изданных "старокалендарниками", то есть, по определению, самыми крайними антикатоликами, Житиях святых есть изображение Константина, правда, без нимба. В руке он держит свиток: Течение скончах, веру соблюдох. А Спаситель опускает на него венец и свиток со словами: Прочее убо соблюдается тебе венец правды. А в 1992 году Священный Синод Элладской Церкви благословил службу святой Ипомони "как ни в чем не отступающую от догматов и преданий нашей Святейшей Церкви". В состав службы включены тропарь и другие песнопения Константину Палеологу, славному царю-мученику. Тропарь 8, глас 5: Подвига почесть от Создателя приял еси, мучениче доблественне, Палеологов светоче, Константине, Византия царю крайний, темже, Господу ныне спребывая, моли Его, мир даровати всем и враги покорити под нозе людей православных» (Асмус В., прот. 550 лет падения Константинополя // Журнал Московской Патриархии. 2003, №6. С. 46–57 http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/03/06-03/10.htm)
Сообщество православные литургистов полагает, что 29 мая (11 июня) - память муч. Константина XI (Палеолога), Царя Греческого (†1453), http://ustavschik.livejournal.com/85233.html#comments

***
2. «Кплский патриарх Фотий был прославлен в лике святых лишь в 1847 году в период острого противодействия прозелитизму католиков на территории Османской империи. Эта канонизация не была воспринята в синодальной россиийской Церкви. К 1000-летию преставления патриарха Фотия 6 февраля 1891 года в Славянском благотворительном обществе по нем была отслужена панихида» (ПЭ с. 271).
Нежелание российского Синода принять канонизацию вызвало возмущение государственного деятеля и публициста Тертия Филиппова «Гражданинъ». 1891, 7 февраля, № 38 (анонимно).
Реакция Филиппова побудила близкого к Победоносцеву церковного историка-византиниста Ивана Троицкого выступить в защиту позиции «уклоения нашей церкви от чествования памяти п. Фотия церковным образом» (Сопроводительное письмо Троицкого к его статье в: «Московскія Вѣдомости». 1891, № 59; цит. по: Л. А. Герд. И. Е. Троицкий: по страницам архива учёного. // «Мир русской византинистики: материалы архивов Санкт-Петербурга» / под ред. И. П. Медведева. - СПб., 2004, стр. 39).
В анонимно опубликованной статье под заголовком «Нѣчто по поводу статьи „Гражданина“ (№ 38), по случаю чествованія памяти патріарха Фотія въ Славянскомъ благотворительномъ обществѣ 6 февраля 1891 года» Троицкий, с негодованием приведя слова своего оппонента о том, что в вопросе о чествовании Фотия Русская Церковь не составила «единого тела и единого духа с Константинопольскою Церковию», обвинил автора в «совершенно папистических воззрениях на Константинопольскую Церковь и на отношение к ней других православных церквей»; далее Троицкий утверждал: «Ему повидимому, и в голову не приходит, что принижая таким образом Русскую Церковь пред Константинополем, он вместе с нею принижает и Русскую Империю. Да будет же ему известно, что международное положение той или другой частной церкви определяется международным положением государства, в котором она находится, а не наоборот. <…> тезис о полной солидарности интересов церкви и государства в сфере международных отношений, в истории Православного Востока стоит твердо. Наглядный пример этому представляет история борьбы патриарха Фотия с папой Николаем I. Папа в этой борьбе поддерживал принцип противоположности интересов церкви и государства и на этом принципе хотел основать коалицию Восточной и Западной церкви против Византийской империи, а Фотий поддерживал принцип солидарности интересов Византийской Церкви и Империи, и на нём основал коалицию против папского Рима. В этом и состоит величие его заслуги пред Византийскою империей и Церковью.» «Московскія Вѣдомости». 1891, № 59 (28 февраля), стр. 2.
В марте того же года Троицкий с удовлетворением отмечал: «Теперь уже окончательно выяснилось, что имя Фотия не внесено в святцы и Новогреческой Церкви» Отвѣтъ на отвѣтъ «Гражданина» въ № 65 // «Московскія Вѣдомости». 1891, № 77 (19 марта), стр. 3). Имя Патриарха Фотия постоянно присутствует в месяцеслове официальных календарей издания Московской Патриархии, начиная с 1971 года; ранее, оно было внесено в синодальный календарь на 1916 год.

***
3. «Почитались как святые (а в некоторых случаях продолжают поминаться)… император Никифор II Фока (+969, память визант. 11 дек, 30 янв.; местночтимый святой Великой Лавры на Афоне; памяти в синаксарях нет, имеется служба)» (ПЭ т. 30 с. 277) – вероятно, за то, что он был жестоко убит узурпатором:()

Вам также будет интересно:

Основные черты канадской экономики
Написал для сайт колонку об условиях для бизнеса в Канаде и о развитии технологического...
Омурайс (Omurice) - Рис с курицей и томатами в яичной обёртке Японские блюда омлет с рисом
Люблю я восточную кухню и Японскую в частности =) Сегодня мы будем готовить Омурайс....
Самый простые рецепты пиво из сока березы
Была такая песня “Березовый сок” со словами “…и Родина щедро поила меня березовым соком,...
Оригинальные салаты с нутом
Этот салат я попробовала в одной южной стране. Он должен быть довольно острым и с...
Оригинальный рецепт пельменей в аэрогриле
Описание: Уже вечер, скоро наступит ужин, а готовить нет сил? В такой ситуации выручит...