Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Самый простые рецепты пиво из сока березы

Оригинальные салаты с нутом

Оригинальный рецепт пельменей в аэрогриле

Рыбный суп из консервов (пошаговый рецепт с фото)

Какие льготы имеют студенты при покупке жд билетов

Опись имущества судебными приставами, не принадлежащего должнику: возможно ли это

Сколько процентов составляет ндфл в россии?

Орех пинии (итальянская сосна)

Как сделать картошку шоколадную из какао

Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) Последствия для работника

Время отдыха предусмотренное законодательством для работающих за компьютером

Помело: что содержится, чем полезен, как чистить и употреблять Памела калорийность на 100 грамм

Кетонал от чего помогает, инструкция по применению таблетки, уколы, свечи Можно ли совмещать прием на коми кетонал

Исследовательский проект по английскому языку « Helping hands

Календарно — тематическое планирование по обучению грамоте

Камень который вылез из земли в коломенском. Аномальная зона коломенского

В бывшей деревеньке Дьяково в Коломенском, на краю оврага, называемого Голосовым, стоит Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это место давно слывет местом таинственным и аномальным. Внизу два огромных камня - «Девий» и «Гусь». Вес каждого камня около пяти тонн. Основная масса этих валунов находится в земле, а на поверхность выходят небольшие вершины. Эти глыбы кварцевого песчаника нижнемелового периода принесли в Москву из Скандинавии ледники в ледниковый период. Девичий камень напоминает форму черепахи. Считается, что каждая часть его при правильном взаимодействии, лечит тот или иной орган, а особенно эффективен он при женском бесплодии. По некоторым данным, этот камень называется Перунов, его возраст 4-5 тысяч лет. А если на "Гусь камне" посидит мужчина, его “мужская” сила удвоится.

Схема Коломенского парка




Координаты для навигатора: 55°39"47"N 37°39"45"E

Как пройти:
Маршрут 1. Заходим в парк, идём вниз по большой каменной лестнице к Москве-реке до места, где находятся два пруда. Если встать лицом к прудам и спиной к Москве-реке, то справа оказывается церковь. Идем вперед, проходим мимо родников (минут 15 ходьбы) и слева будет "Девичий камень".

Маршрут 2. Идём по парку до родников. К родникам надо спускаться по ступенькам между двумя "горами" (на одной из них - старинная часовня и кладбище). Идём против течения родника к самим источникам с той стороны, на которой кладбище, но наверх поднимаемся не по ступенькам, а когда увидим хорошо оборудованный источник (там должна быть тропинка). И вот он - "девичий камень". Если камня нет, а видим сад - значит еще не дошли, спускаемся немного вниз и идём вперед, пока на него не наткнемся.

Инструкция по применению:
1. Зачерпнуть воды из родника.
2. Сесть на "Девичий камень".
3. Загадать желание.
4. Выпить воду.
5. Повязать на что-нибудь ленточку.
6. Уверовать в успех нелицемерно.

Легенда появления камней:
Согласно одной из легенд, именно здесь, в верховьях Голосова оврага и произошла битва Георгия Победоносца со Змием. В борьбе со Змием погиб доблестный конь и камни – его останки, разрубленные хвостом Змия, а родники – следы от его копыт. Камень почитается с языческих времен, местные жители представляли его божеством, поклонялись и праздновали языческие праздники. Считалось, что камень обладает целебной силой, лечит все болезни. Лечебной силой обладает и земля из-под камня, которую прикладывают к больному месту. Недужные ложатся на камень головой к жертвеннику, раскинув руки крестом. С южной стороны у камня есть выпуклость - "сердце коня", которое служит жертвенником капища. Туда кладут жертвоприношения и ставят свечи. Под "сердцем" находится углубление- "чаша", где собирается святая, живая вода. По языческому обычаю камень украшают цветами и лоскутками материи.

Немного географии, мифологии, геологии и физики с метафизикой:
Голосовой овраг расположен строго с запада на восток, он как бы рассекает естественное магнитное поле Земли. Овраг условно разделяет Коломенское на две почти равные части. По дну оврага течет небольшой ручей, образованный родниками, которых здесь великое множество. Вода в ручье очень студеная. Утверждают, что ее температура круглый год одна и та же – плюс 4 градуса, что наделяет ее свойствами наибольшей плотности и живительной силы. Зимой ручей не замерзает даже в суровые морозы, чему никто пока не дал объяснения. Есть версия, что изначально овраг назывался «Волосов» – по имени Волоса или Велеса, языческого бога - властителя подземного мира и покровителя домашних животных. Так могли назвать этот овраг финно-угорские племена, жившие на берегах Москвы-реки задолго до прихода сюда славян. Археологи нашли в окрестностях Коломенского многочисленные следы древних поселений, существовавшие здесь еще во времена Древнего Рима. Кстати: Дева - это финно-угорская женская подземная богиня, а Гусь - священная птица финно-угорской мифологии, плавающая в подземном океане и сотворившая некогда все сущее.

Согласно исследованиям геологов, Москва стоит на Русской платформе - прочном геологическом образовании. Однако у неё есть свои разломы и один из самых больших как раз проходит под Голосовым оврагом. Здесь даже были обнаружены следы древней вулканической деятельности. Через разлом выходят мощные излучения, а расположение с запада на восток рассекает естественное магнитное поле Земли. Еще в 1995-1996 годах ученые из Института общей физики проводили около камней замеры электромагнитных полей. Результаты оказались ошеломляющими. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге – более чем в 12 раз, вблизи валунов – более чем в 27 раз. Обнаружены также и лептонные поля. Замечено, что иногда здесь внезапно разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр заколдованного оврага... Установлено, что с поверхности камней исходит интенсивное излучение, образующее вокруг него сильное электромагнитное поле, которое зависит от солнечной активности. Специалисты полагают, что загадочное излучение и является причиной свершающихся здесь чудес. Человек, прикасаясь руками к камню, оказывается в зоне исключительно благотворного действия электромагнитного поля, то есть получает своеобразный сеанс физиотерапии, избавляющий его от недуга.

Бермудский треугольник в Коломенском:

Однажды в 1810 году крестьяне из деревни Садовники, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев возвращались ночью домой из соседней деревни и решили пройти Голосовым оврагом, хотя это место считалось “нечистым”. Дома они появились... лишь в 1831-м году! Они рассказали, что когда переходили овраг, на дне клубился густой туман, в котором вдруг возник какой-то “коридор, залитый белесоватым светом”! Их встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Крестьяне продолжили путь, а придя в деревню, увидели своих жен и детей постаревшими на двадцать лет. Делом заинтересовалась полиция. Дождавшись тумана, в овраге провели следственный эксперимент, в ходе которого один из крестьян снова исчез и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в депрессию и впоследствии покончил с собой. Случай был описан в газете "Московские Ведомости" от 9 июля 1832 года. Документы Полицейского управления за период 1825-1917 гг. свидетельствуют, что в Московской губернии и конкретно в Коломенской волости, неоднократно происходили загадочные исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Садовники, Дьяково и Новинки.

В Софийском временнике описан еще один случай, подобный вышеизложенному. В 1621 году у ворот государева дворца появился небольшой отряд татарских всадников. Их пленили стрельцы, охранявшие ворота. Пленные рассказали, что они воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Отряд крымцев, спасаясь, спустился в глубокий овраг, окутанный туманом. Татары погрузились в него, а вышли обратно лишь через 50 лет! Один из татар утверждал, что туман отсвечивал зеленоватым светом, но в страхе перед погоней никто на это внимания не обратил. Дознание, учиненное царем Михаилом Федоровичем показало правдивость повествования. Оружие и экипировка татарских воинов не соответствовали вооружению того времени, а походили на устаревшие образцы прошлого столетия.

Московские "Йети":

Как было сказано выше, Голосовой овраг называли еще и “Волосов”, возможно, в честь древнего божества Волоса или Beлеса - властителя подземного мира, покровителя домашних животных и богатства. Имя божества происходит от слова “волохатый”, то есть мохнатый. В Голосовом овраге неоднократно видели “волосатых людей”, принимая их за нечисть или призраков. Есть описания таких случаев в хрониках времен Ивана Грозного. Уже в советской России, в 1926 году милиционер наткнулся в густом тумане на “заросшего шерстью дикаря” в 2,5 метра ростом и, недолго думая, выпалил в него все, что было в пистолете. Призрак растаял, а случай был описан в статье А.Рязанцева "Пионеры ловят лешего".

За моей спиной виден, так называемый, Чертов городок, довольно высокий холм с плоской вершиной, на котором когда-то, давным-давно, располагалось языческое капище. Вообще, чертовыми называли славяне те места, где до их прихода уже существовали какие-то ритуальные центры. Вместе с холмом, на котором расположено село Дьяково он образует такую пару высоких холмов, разделенных глубоким оврагом. Овраг этот, называющийся Голосов или Волосов, и оба эти места, что Чертов городок, что Дьяковское городище, это все представляет собой такой комплекс очень древних и таинственных поселений, которые существовали в этих местах ну как минимум еще три тысячелетия тому назад.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково, та самая в подземельях которой Игнатий Стеллецкий искал библиотеку Ивана Грозного, сейчас находится на реставрации. Кто знает, может быть в ходе реставрационных работ и удастся найти что-нибудь действительно ценное в этих подвалах. Но в любом случае важно тут вот что, во-первых она венчает собой многометровый культурный слой, самые ранние слои которого относятся как минимум к I тысячелетию до нашей эры. И второе, название этой церкви было дано не просто так. Вот эта самая Глава Иоанна Предтечи Усекновенная, которую можно видеть на мозаике, скорее всего это название было дано, потому что на этом месте осуществлялись ритуальные жертвоприношения еще до того, как в эти места пришли наши предки-славяне.

Кто жил в этих местах до VII века до н. э. не вполне ясно. Ну, кто-то жил, какое-то древнее автохтонное население. Но вот в VII веке, видимо, с запада приходят какие-то новые народы, смешиваются с древним автохтонным населением этих мест и уже образуют финно-угорский этнос. Точнее один из финно-угорских народов, который получил название меря. Меря были в свое время достаточно сильным народом, были они естественно язычниками, поклонялись всяким страшным божествам. И где-то примерно в первых веках нашей эры спокойная жизнь меря была нарушена, потому что сюда пришли из Скандинавии готы.

Готы, придя в эти места, обложили меря налогами. Ну, понятно, что никаких письменных свидетельств не осталось, но именно с этого момента меря начинают буквально промышленную охоту на пушного зверя. Это подтверждается археологическими свидетельствами. А по всему ареалу распространения готской культуры входят в моду меха. Впоследствии эти земли вошли в состав так называемой Империи Германариха, готского полководца. Так что москвичи вполне могут гордиться тем фактом, что их край был частью великой общей европейской культуры, как минимум, начиная с первых веков нашей эры. Правда Москва, на тот момент была, конечно, не городом, тем более большим городом. Общее население было невелико, но, тем не менее, культура существовала и культура весьма развитая. Она собственно называется Дьяковской культурой, существовавшей примерно с VII века до н. э. по VII век н. э. А вот потом произошли очень странные вещи.

В VII веке эти поселения пустеют, без всякой причины, необъяснимо: ни эпидемии, ни войны. Наступают три века забвения. Спустя 300 лет, в X веке нашей эры сюда приходят славяне. Они находят здесь оставленные древние городища, окруженные частоколами, на кольях пожелтевшие от времени черепа, следы жертвоприношений, вырезанные из камня изображения богов и два огромных камня. Камни, которые до сих пор загадывают загадки и ученым и просто любопытствующим жителям нашего города.

Наверху склона расположен камень Гусь. Не верьте статьям в интернете, о том что Гусь лежит на дне, он как раз расположен выше. Видимо авторы этих статей никогда не были сами в овраге в Коломенском и не видели камня Гусь. Он считается олицетворением древнего языческого мужского божества. Камень Гусь считается, получил свое название за такую несколько ребристую поверхность, напоминающую шершавую гусиную кожу. Но на самом деле Гусь это священная птица в финно-угорской мифологии. Вообще существует очень древняя легенда о нескольких птицах, которые ныряли на дно изначального океана и пытались достать оттуда солнце. И вот, одна солнце достала, а другая извозилась в грязи. Это очень древняя легенда, считается, что ей больше 40 тысяч лет. Вот гусь в финно-угорской мифологии, это как раз та птица, которая достав со дна океана ил или грязь, выплюнула его в мертвую воду и таким образом фактически создала наш мир. Это очень древнее божество, хтоническое, т. е. подземное. На это, кстати, намекает и дыра в земле, до сих пор к нему приходят люди, мужчины, которым необходимо решить какие-то проблемы со здоровьем. На нем, говорят, надо посидеть, чтобы проблемы решились. На дне оврага расположен другой камень, называющийся Девий. Ну, как несложно догадаться, он исполняет роль такого помощника девушкам и женщинам. Соответственно если у них есть какие-то проблемы, им надо придти и завязать ленточку на дереве, посидеть на камушке и все пройдет. Дева это тоже богиня из финно-угорской мифологии, это такая хтоническая тоже подземная богиня. Тоже чрезвычайно древний культ, который по большому счету дал начало очень многим потом сюжетам, в том числе и славянского фольклора, и о Кащее и о Бабе-яге и т.д. Говорят, что Девий камень лечит даже от бесплодия, но вообще про Коломенское, и в частности про Голосов овраг рассказывают достаточно много всего во что можно верить, а можно относиться к этому скептически. Ну, например, существует легенда о том, что ручей, который течет по Голосову оврагу, не замерзает зимой. Это, в общем, неправда. Каждый, кто придет в довольно морозный день может убедиться в том, что ручей замерзает точно также как и все прочие. Говорят, что стрелка компаса ведет себя здесь не так, как должна себя вести. Тоже подтверждений этому документальных нет. И, наконец, существует множество легенд о том, что в Голосовом овраге видели лешего или снежного человека, а также о том, что время от времени здесь появляется какой-то зеленоватый туман, в котором пропадают люди. Люди пропадают не просто, а они переносятся во времени. Ну, вот это, пожалуй, наиболее интересная из легенд связанных с Коломенским.

Одна из легенд гласит, что в 1621 году в Коломенском появился неизвестно откуда маленький отряд татарской конницы. Татар быстро взяли в плен, допросили и с удивлением выяснили, что они считают себя частью большого войска татарского хана Девлет-Гирея, который за 50 лет до того действительно подходил к Москве. Но отряд этот тогда, в 1571 году, въехал в Голосов овраг и проезжая между двух больших камней попал в какой-то зеленоватый туман, а выехав из тумана, татары оказались в будущем, спустя 50 лет, в царствование Михаила Федоровича Романова.

Как бы то ни было, Коломенское это действительно весьма интересное и очень загадочное место на карте современной Москвы. И в общем все, кто хочет и имеет достаточно времени могут приехать сюда или на территорию Чертова городка летом поискать прямо на склонах холма. Можно найти остатки древней материальной культуры дьяковцев, можно найти керамику. А здесь, в Голосовом овраге, можно, чем черт не шутит, увидеть этот странный зеленоватый туман или может быть стать свидетелем каких-то аномальных явлений.

No related links found



В парке «Коломенское» есть очень необычное и таинственное место – Голосов овраг.

Находится он приблизительно посередине музея-заповедника и делит его на две равные части. Длина оврага — более километра, у него довольно крутые склоны.

Камни в Коломенском, лежащие на дне, служили жертвенниками этому божеству. Причем для расположения святилища именно здесь есть все основания – прямо под оврагом расположен очень глубокий подземный разлом, обнаружены следы деятельности древних вулканов.

С крутого берега вниз можно спуститься по деревянным лестницам.

А можно пройти к нему по тропинке от набережной Москва-реки, начинающейся от водопадика.

Древние поселения

Дьяково городище, находящееся неподалеку — самое древнее поселение на территории Москвы.

Мистические истории и легенды

Есть немало городских легенд, связанных с Коломенским оврагом.

Вот, пожалуй, самая интересная:

В 1621 году в Коломенском около царского дворца вдруг появилась татарская конница. «Вдруг» — потому что татар в этих местах не видели с 1571 года, со времен отбитой атаки татарского хана Девлет-Гирея. Отряд схватили и царь Михаил Федорович приказал учинить дознание. На допросе татары признались, что, спасаясь от преследования русского войска, спустились в Голосов овраг. На дне был какой-то странный зеленоватый туман, в котором татары надеялись скрыться. Вышли они из тумана, как впоследствии оказалось, только через 50 лет.

Еще одна мистическая история:

В 1810 году двое крестьян – Архип Кузьмин и Иван Бочкарев поздним вечером возвращались из села Дьяково домой, в село Садовники. Дорога проходила через Голосов овраг, на дне которого они увидели необычайно густой туман. Пройдя сквозь туман, мужики продолжили путь. Каково же было удивление местных жителей, увидевших крестьян, пришедших в родное село. Их уже как 21 год считали пропавшими без вести.

Кроме преданий о перемещениях во времени, ходят рассказы о неоднократных появлениях в этом месте огромных волосатых человекоподобных существ, а также о случаях левитации.

Кстати, следите за мобильниками – они частенько разряжаются в овраге.

Загадочные камни в Коломенском

В овраге лежат два больших камня весом по несколько тонн каждый – Конь-камень и Девий камень.

По легенде, эти валуны образовались в результате боя Георгия Победоносца со Змием. Змий разодрал брюхо коня, внутренности выпали и окаменели – так образовался Девий камень, а голова коня стала Конь-камнем.

Эти окаменелые останки коня почитались еще с языческих времен – считалось, что в них живут духи. Здесь проводились обряды, божествам поклонялись и приносились жертвы.

И в наши дни считается, что они обладают большой силой. Конь-камень лечит мужские, а Девий камень – женские болезни, а, кроме того — исполняют желания и приносят счастье, нужно только дотронуться и завязать ленточку на соседнем кусте. Для верности, стоит поднести дар – несколько монеток или какую-нибудь еду.

Конь-камень лежит почти у самого дна:

Девий камень находится посередине крутого склона.

Часто можно видеть женщин, сидящих на Девьем камне. Его еще называют «Женский камень в Коломенском»

Чудесный ручей

Ручей, протекающий по дну, тоже необычен. В него стекает множество родников, по преданию, бьющих из следов копыт того самого коня Георгия Победоносца. Самый полноводный называется Георгиевским. Еще есть родник Николая-угодника, родник Двенадцати апостолов и группа родников Кадочка.

Вода в ручье обжигающе- холодная, температура одинакова весь год. По поверью, вода из родников и ручья – целебная.

Русло ручья обложено камнями, построены симпатичные деревянные и каменные мостики.

Библиотека Ивана Грозного

На краю Голосова оврага стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенный в честь восшествия на престол Ивана Грозного. Не исключено, что в подвалах храма или поблизости может находиться пропавшая библиотека.

Как добраться до Голосова оврага и найти камни

Двигаясь вдоль Москвы-реки, нужно найти мост в месте, где ручей впадает в реку, образуя небольшой водопадик. Здесь находится устье оврага. От водопада проложена тропинка, идущая вдоль ручья. Пройдя метров 500-600, слева, где-то посередине склона вы увидите Девий камень. Еще через 50 метров, ближе ко дну, лежит Конь-камень.

Также сюда можно спуститься по деревянным лестницам.

Координаты: 55°39’47″N 37°39’45″E

а Девичьем (Дивьем) Камне расположилась целая компания женщин, при этом некоторые откровенно глумились над происходящим, продолжая тем временем сидеть. Спрашивается, если тебе нечем заняться, зачем топать километр от входа в парк до Камня? Непонятно. После некоторых шуток сидящих, я предпочел уйти, сообщив (не удержался) шутникам, что за глумление можно и ответить. Буквально, органами. Все шутники притихли...

Голосов (Велесов) овраг в Коломенском

История оврага

Вот, наконец, нашлось время написать о весьма непростом и сильном месте, расположенном, что называется, под носом у любого москвича. Оказывается, и ехать-то никуда не надо. Прямо в черте города, в этнографическом музее-заповеднике Коломенское, находится известный с XI-XII веков овраг, который сейчас называют Голосовым. В разные времена овраг называли по-разному: Голос-овраг, Садовнический (Садовнин) ручей, Коломенский ручей (овраг), Дворцовый овраг, Казённый овраг, Царский овраг, Власов (Власиев) овраг.

Длина ручья, протекающего по дну оврага - около 1 км, оврага - около 1,3 км. Работы по восстановлению и укреплению русла ручья и сооружению лестничных спусков к нему по склонам оврага проведены в 2006-2007 гг. Работы были начаты в связи с решением сделать из Коломенского этнографический музей-заповедник. Многие, наверное, подумали: «ну наконец-то». На самом деле не о москвичах забота, просто из Коломенского решили сделать «валютный пылесос» - вся эта суета придумана ради автобусов с контингентом, именуемым гордым словом «интурист». Ну и то хорошо, хоть продуктовый рынок-гадюшник убрали под эту марку.


У верховьев оврага в прошлом располагалась Садовая слобода (село Садовники). Низовья находятся между бывшими сёлами Коломенское и Дьяково. Коломенский ручей (овраг) - по названию села Коломенское, другие названия связаны с тем, что это село в XV-XVII вв. было царской усадьбой.

Сначала приведу некоторые известные и очевидные факты. Предположения (есть такие) о том, что «Голосов» - это такая фамилия была, из тех, кто проживал рядом с оврагом, не выдерживает никакой критики. Название «го’лосов», вне всякого сомнения, является трансформацией слова «во’лосов», т.е. – Велесов. Велес (Волос) – бог скота и властитель подземного царства и недр в пантеоне дохристианских богов. Как известно, в дохристианские времена никакого единобожия не было. Богов было много, однако Велес был одним из древнейших . В радзивилловской летописи указано: «Црь же Леонь с Олексанромъ миръ сотвориста со Олгомъ, имьшеся по дань, и роте заходивше межы собой: целовавшее крстъ, а Олга водившее на роту и муж(и) ег(о) по русскому закону, кляшася оружемъ своим, и Перуномъ, бгом своим, и Волосомъ, скотемъ бгомъ. И утвердиша миръ».

Приведенная ниже иллюстрация из Радзивилловской летописи повествует о приеме послов князем Владимиром, тем самым, который сначала поставил языческих идолов (кумиров) в Киеве, и сам же поклонялся им, а потом... И называется он теперь не иначе, как Владимир Красно Солнышко, креститель Руси. То еще "солнышко", упырь и предатель. Ну, это мое мнение, личное. Не обращайте внимания.

По данным археологов, на этом берегу всегда были поселения. Сначала финно-угорских племен (II-I вв. до н.э.), позднее – славянских. До 1917 г. на территории нынешнего музея Коломенское располагалось четыре села – Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки. Остатки сел Садовники и Новинки помню даже я. В 70-х годах прошлого (подумать только) века, полтора десятка дворов села Новинки оставались еще на стороне той одноименной улицы, где теперь парк. А в село Садовники мы мальчишками лазили за яблоками, особенно ценился нами сорт «белый налив».

На фото ниже - здание правления колхоза "Огородный гигант", сгорело в 1997 г. Колхоз имел много земли на правом и левом берегу Москвы-реки. В юности мы пололи свеклу, помогая этому колхозу. На левый берег переправлялись на пароме, сейчас паромной переправы в этом месте нет. Свекла была, я вам скажу, нехилых размеров. Название - оправдывает.

Село Садовники находилось как раз около начала оврага, там, где сейчас проспект Андропова. А на месте села Новинки теперь строят «потемкинскую деревню» - срубы-новоделы для интуриста. Лучше бы оставили настоящее село, там были дома по 150-200 лет стоявшие. Осталось только два настоящих дома от этого села – на углу справа при входе с улицы Новинки дом купчика средней руки (заброшенный и ветхий), и чуть дальше каменный, зажиточного селянина с «оптимистичной» фамилией Гробовой (покрашенный и отреставрированный). Кстати, семья Гробовых до революции выпускала неплохие открытки с видами Москвы. Существовал, говорят, приличный и раскрученный фотографический салон "Карасев и Гробовой". Когда идешь не по асфальту, а по тропинкам, до сих пор иной раз попадаются под ногами кованые гвозди…

Некоторые исследователи полагают, что название Велесов - овраг получил от предположительно расположенных непосредственно в овраге древних языческих капищ (жертвенников). Позволю себе в этом усомниться. Капища обычно располагались на возвышенностях, а также в дубравах, но никак не в оврагах. По всей видимости, древнее языческое капище располагалось на высокой стороне Велесова оврага. Там, где сейчас возвышается Храм Вознесения Господня .

Есть еще кое-какие наблюдения, позволяющие сделать такие выводы. Но об этом позже. Не исключено, что высокий холм на берегу Москвы-реки назывался раньше Велесовым, потому и овраг, расположенный рядом, тоже назывался Велесовым. После того, как язычников стали выжигать каленым железом, капище могло быть перенесено в овраг, подальше от посторонних глаз. Но до XI в. прятать языческий алтарь в овраг - уж точно не было никакой необходимости.

Позднее, к XVIII веку в некоторых письменных источниках овраг в Коломенском упоминается уже как Власиев. Святой Власий является христианской интерпретацией всего, что прежде было связано с именем Велеса, скотьего бога. Так же как и Велес, святой Власий является покровителем скота и всего, что связано с достатком. В каком веке овраг получил название Голосов – история умалчивает. Возможно, в дело овражной топонимики вмешалась христианская церковь, переименовав овраг так, чтобы мало кому пришло в голову сопоставить название «голосов овраг» с чем-то языческим. Данное предположение не лишено смысла. Все, кто был в Коломенском, наверняка обратил внимание, что около каждого строения и даже около некоторых дубов в парке - располагаются основательно сделанные таблички, где подробнейшим образом изложена вся информация об «объекте». А в овраге, который нынче более-менее облагорожен, нет ничего – ни указателей, ни названий. Ни единой таблички, кроме предупреждения Росздравнадзора, не рекомендующее употреблять воду из родников.

На обоих камнях, о которых речь пойдет дальше, сидело по несколько человек. Но они были совершенно не в курсе, что это за камни и что за овраг. Слышали что-то, что, мол, от чего-то там помогает. Пришлось рассказать. Некоторые сидящие на камнях даже не могли взять в толк, почему один из камней засыпан монетами, а трава рядом увешана ленточками. Надо думать, позиция администрации музея Коломенское очевидна – размещение стендов в овраге явно не понравится православному епископу, курирующему храмы в Коломенском. А люди-то все равно идут к камням. Кстати, именно поэтому фото камней, приведенных в этой статье, пришлось взять из Интернет. Не сгонять же с камня несколько человек только для того, чтобы сделать фото.

Путешествие по оврагу

Итак, вернемся к оврагу. Если начинать путешествие по Голосову (Велесову) оврагу от набережной Москвы-реки (а именно так я и сделал, и рекомендую так сделать), стоит обратить внимание на родники, расположенные в 200 метрах правее впадения ручья в реку. Как раз под тем местом, где выше расположен Храм Вознесения Господня. Поскольку визит мой был в чем-то исследовательским, я проверял также энергетику родников. Так вот, самая сильная энергетика, по моему мнению, у первого родника, если идти по дороге, спускающейся с кручи к набережной. Вода там еле капает, но, по всей видимости, это именно та вода, которая необходима. Несколько родников, расположенных дальше, вдоль набережной, тоже имеют сигнал, но гораздо более слабый.

На фото ниже - "правильный" родник, тот, что расположен под Храмом Вознесения Господня.

Совсем невнятный сигнал – у родников, находящихся в самом овраге, в непосредственной близости от камней. Более того, впечатление от этих родников совсем испортил бомжеватого вида мужчина, нагло среди бела дня раздевшийся до трусов и принимавший бомжеомовение. Здоровья ему такое омовение уж точно не добавит. Хотя зачем бомжу здоровье? Ему бы помыться хоть где-нибудь… Одним словом, благодатность воды родников, бьющих в самом овраге, у меня вызвала сомнения. Рамки я с собой не брал, чтобы «не привлекать внимание отдыхающих», ловил сигнал рукой – почти ничего. Имеющийся маятник на эти родники тоже никак не реагировал.

Но вернемся к устью ручья. Непосредственно у набережной ручей из оврага стекает по желобу довольно быстрым потоком. В этом месте сигнал очень сильный. Если кого-то интересует вопрос оккультной чистки предметов, можно рекомендовать именно это место. Предмет, подлежащий чистке, следует привязать крепкой бечевкой и поместить в падающий по желобу поток минут на двадцать хотя бы.

Двигаясь дальше по дну оврага, обнаруживаем два пруда. Берега забетонированы и обнесены невысоким заборчиком. Заборчик сделали по делу. Помню, как мой пес сунулся попить с берега и кувырнулся в воду. А берега отвесные. Пришлось вытаскивать уже захлебнувшегося пса буквально за шкирку. Интересно, что просто попить из текущего рядом ручья собаке почему-то не пришло в голову. С точки зрения энергетики пруды мне показались неинтересными.

Проходим еще метров двести вдоль ручья от устья к истоку и выходим на поляну, расположенную на дне оврага. Слева – лестница, ведущая на холм, где расположен Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (бывшее село Дьяково) , справа – лестница, ведущая в «цивилизованный» нынче парк Коломенское (бывшее село Коломенское). Вот здесь появились сигналы. Погода хорошая, тепло. Но на траве, растущей на дне оврага – обильная роса.

Чтобы понять, это надо видеть. Довольно жарко, поляна открыта, солнце светит. А у земли... такой жутковатый холодок. Энергетика сильная, но я бы не сказал, что благостная.

На фото - поляна на дне Велесова оврага. Лестница ведет к Храму Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Помню, возле Храма Усекновения Главы Иоанна лазили еще мальчишками. Тогда это был заброшенный храм, рядом довольно большое кладбище с поваленными замшелыми плитами. Запустение. Такая охватывала жуть, что хотелось как можно быстрее покинуть это место. В те времена (70-е годы прошлого века) ходили рассказы о появляющихся в окрестностях храма привидениях в виде полупрозрачных женских фигур в длинных белых одеяниях и с распущенными волосами. Лично я этих привидений не видел, но вполне допускаю, что они там были и есть. Известно, что этот храм построен в честь восшествия на престол царя Ивана IV. А уж Иван-то Грозный вполне мог замуровать в фундамент храма десяток-другой дев в белых одеяниях, причем живьем, тот еще был изверг и средневековый мистик. До сих пор мои ноги отказываются направиться к этому храму, который в настоящее время приведен в порядок и открыт для посещения. Однако – желания пойти на это место нет никакого.

На фото - Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Отвечаю - жутковатое место. Уж не знаю, какие там проходят нынче службы и кто туда ходит. Может, какие-нибудь тайные поклонники сериала "Семейка Адамс"... Ощутите (кто умеет) энергетику места и храма. Я, к примеру, туда никогда не пойду.

Кстати, именно в Коломенском искал таинственную библиотеку Ивана Грозного известный археолог И.Стелецкий. В 1938 г., обследовав холм, который венчает Храм Усекновения главы, Стелецкий обратил внимание на участок между крутым обрывом и Москвой-рекой. Геологические исследования показали, что это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Отсюда вывод - на Дьяковском холме в процессе строительства Храма велись весьма масштабные земляные работы. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, якобы по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть.

И тут опять вспоминаются привидения. Общеизвестно, что клады во времена Ивана Грозного защищались от посягательств, в том числе путем человеческих жертвоприношений и формирования магической защиты. Сомневаюсь, что археолог в 1938 г. испугался бы протестующих жителей села Дьяково. В эти годы плевать было всем на каких-то там жителей. Всем протестующим жителям советское государство всегда готово было предоставить отдельный неотапливаемый барак на Колыме. Скорее всего, археологу объяснили именно сущности, что ему и его семье будет, если он полезет в этот холм. Вот он и «сдулся». Не есть ли те женские фигуры-привидения замурованными при сокрытии библиотеки Ивана Грозного жертвами-хранителями?

Ну, а что овраг? Вероятно, именно в этом месте, где сейчас та самая сигналящая поляна, пропал на 50 лет, а потом опять появился отряд татарских всадников. В летописях XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. Их, понятное дело, окружили стрельцы и немедленно взяли в плен. Всадники рассказали, что они - воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году. Надеясь уйти от преследования, конный отряд в том же 1571 г. спустился в Голосов (Велесов) овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а «вынырнули» лишь через 50 лет. Понятное дело, в такие чудеса никто не поверил, и стрельцы царя Алексея Михайловича подвергли пленных татар чудовищным пыткам. Но пленные стояли на своем – они-мол воины Девлет-Гирея. Хотя хан к моменту пленения отряда давно уже умер (от чумы в 1577 г.). Примечательно, что оружие и экипировка отряда не соответствовали вооружению описываемого времени, а походили на образцы середины XVI столетия.

По утверждению историков в Голосовом овраге и впоследствии неоднократно отмечались случаи загадочного исчезновения жителей из соседних сел. В частности, в документах полицейского управления Московской губернии говорится о двух крестьянах, Архипе Кузьмине и Иване Бочкареве, без вести пропавших в 1810 году и вдруг появившихся спустя 21 год!

Возвращаясь ночью домой из Дьяково в Садовники, приятели решили сократить путь и пройти Голосовым оврагом, хотя это место давно считалось «нечистым» (по христианским, разумеется, понятиям) - крестьяне окрестных сел избегали соваться в овраг. На дне оврага клубился густой туман, мужики сунулись туда и… потеряли ориентировку. Когда тропинка нашлась, крестьяне продолжили путь. А когда пришли в родное село, то увидели своих жен и детей постаревшими на двадцать лет и с трудом их узнали. Можно было вполне отнести эту историю к разряду городских баек о приключениях подвыпивших мужиков, если бы не документы полицейского управления, которое в начале XIX вряд ли было расположено к подобного рода шуткам. Более того, по настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из крестьян снова исчез в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в прострацию и впоследствии покончил с собой. Этот случай вполне документален и описан в газете "Московские Ведомости" от 9 июля 1832 года.

Пройдя еще метров пятьсот, обнаруживаем группу родников, и рядом с руслом ручья первый Камень.

Родники и камни в Голосовом овраге

Про родники, расположенные непосредственно в овраге, я уже писал. Эту группу родников называют «Кадочка». По мнению геологов, родники в Велесовом овраге образовались примерно полторы-две тысячи лет тому назад в результате геологического смещения пород и разгрузки нижнемелового водоносного пласта. Православная легенда так объясняет происхождение этих родников: гнался Георгий Победоносец за Змеем, скакал на лихом коне, под копытами которого возникали многочисленные ключи. Говорят, в прежние времена родников на дне Велесова оврага было множество. Самый большой называли Георгиевским (понятно почему), остальные в честь святых апостолов.

На фото - один из родников группы "Кадочка". В соседнем (справа, не стал снимать) в этот момент принимает омовение бомж, разложив вокруг свои нехитрые пожитки.

Поскольку целью моего путешествия были в том числе и «полевые исследования», сообщаю, что никакой особенной позитивной энергетики, излучаемой родниками группы «Кадочка», я не почувствовал. Если уж брать «позитивную» воду, то совсем не из этих родников, а из первого родника, бьющего под Храмом Вознесения , на набережной Москвы-реки. Вот там да – энергетика чувствуется. Но как раз из этого родника воду-то никто и не берет. Немаловажно, что холм, который венчает Храм Вознесения, столетиями никто не трогал. Любые раскопки в этом месте были и есть - строжайше запрещены. В древние времена понятно почему, в социалистические – просто потому, что боялись оползня и разрушения Храма. Как-никак, шедевр мировой архитектуры, первый каменный шатровый храм на Руси, дорогая работа италийских мастеров.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого всегда бил ключ, считавшийся еще в XVI в. чудодейственным (!). Место очень даже соответствовало итальянским трактатам, по ним этот родник (ключ) отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке».

На фото - один из "правильных" родников, расположенный под Храмом Вознесения.

Об этом, кстати, я узнал еще мальчишкой. Однажды к роднику, где мы сидели с группой приятелей и маялись дурью - пили, извините за подробности, портвейн известной марки «три топора» (а что еще делать молодежи в парке в 15 лет в 70-е годы), спустился священник. Сбегая по крутой тропинке к роднику, священник подбирал рясу, чтобы ненароком не наступить на нее. Под рясой (что интересно) были отличные синие джинсы – недосягаемая мечта всех юношей 70-х. Но я не об этом.

Священник испил воды из родника и рассказал нам, непутевым потребителям дешевого портвейна, о роднике и Храме. По словам священника, в воде этого родника содержатся в немалом количестве ионы серебра. По его мнению, существуют даже вполне правдоподобные версии, откуда в воде родника серебро. Якобы под храмом был сделан глубокий колодец, спускающийся на глубину не менее 50 метров, до водоносного слоя. А стенки колодца выложили из толстых серебряных листов, соединенных клепкой. Может это, конечно, легенда. Не знаю. Рассказываю то, что услышал сам от священника, которому врать, вроде как, не было особого смысла. Так вот, «сильный» родник в Коломенском есть. Но искать его надо не в Велесовом овраге, а под Храмом Вознесения, на набережной Москвы-реки.

Первый камень, который находится рядом с руслом ручья, называют Гусь-Камень. Вероятно, название образовалось от ассоциаций с формой - камень действительно походит на лежащую крупную птицу-гуся.

Когда я подошел к камню, на нем (скромненько этак, с краю), сняв обувь, расположился мужчина, весь вид которого выдавал в нем одинокого, лет сорока, мужчину-технаря, не чуждого эзотерики. Мужчина грустил и, судя по позе и сигналам руки (не спрашивать же), банально лечил свой простатит. Считается, что Гусь-Камень – мужской. Я, однако, строгой «половой принадлежности» камня не уловил. Сигнал от камня имелся, но я бы не сказал, что сильный. Возможно, я просто пришел не в то время и не к той Луне. Но сигнал был, и совершенно четкий.

Поняв, что мужчина «в теме», я спокойно достал маятник и компас. Маятник описал нечеткий овал, а компас указал на «север» совсем не туда, где на самом деле Север. Грустный мужчина не преминул отметить, что «сегодня энергетика камня несколько не та, слабовата». Да я, собственно говоря, и сам это заметил. По моему, разумеется, субъективному мнению, Гусь-Камень помогает лечению мужских (урологических) заболеваний: простатит, бесплодие, камни в мочевом пузыре. Помогает определиться с жизненными целями и приоритетами. То, что называют «расставить точки над ё». По всей видимости, может помочь тем (неважно, женщина это или мужчина), кто честно стремится к собственному развитию в разных областях – карьера, личная жизнь, совершенствование, поиск ориентиров.

Через пару минут (я еле успел «зарядить» на камне некий предмет, который мне нужен для работы) к Гусь-Камню подошла большая компания. Все загалдели, засуетились… Пришлось ретироваться и направиться по деревянной лесенке вверх, ко второму камню.

Лесенка содержит местами сломанные деревянные ступени (не доходят почему-то руки у администрации). Пойдете – будьте аккуратнее, лесенка как специально сделана таким образом, что ненароком оступившийся наверняка переломает себе ноги. Поднявшись, находим Девичий (Девий) Камень. Позволю себе усомниться в правильности названия. Я думаю, что на самом деле – это Дивий Камень. От слова «диво», чудо. Камень этот считается «женским». Но, честно вам скажу, я опять не почувствовал ничего, что указывало бы на то, что этот камень – исключительно женский. Вид камня и сигналы, которые в описываемый день оказались значительно сильнее, чем у Гусь-Камня, позволяют предположить, что он помогает в лечении заболеваний, связанных с так называемыми «полыми» органами: матка, яичники, почки, мочевой пузырь, легкие. Бесплодие тоже.

На Девичьем (Дивьем) Камне расположилась целая компания женщин, при этом некоторые откровенно глумились над происходящим, продолжая тем временем сидеть. Спрашивается, если тебе нечем заняться, зачем топать километр от входа в парк до Камня? Непонятно. После некоторых шуток сидящих, я предпочел уйти, сообщив (не удержался) шутникам, что за глумление можно и ответить. Буквально, органами. Все шутники притихли.

Печально, что в Велесовом овраге нет вообще никакой информации ни о камнях, ни о родниках. Ничего. Приходят разные досужие ходоки, хохмят, сидя на Дивьем Камне… А потом все удивляются – откуда у женщины взялись серьезные проблемы по-женски…

Так нормальные-то люди ходят с умом и чувством, просят. Оставляют монетки прямо на камне, ленточки вяжут на лебеде, что растет выше по склону. А приходит некая досужая курица, садится своей широкой задницей на эти монетки, и глумится, шутит… Понаблюдал я эту картину и пришел к выводу, что Девичий (Дивий) Камень имеет способность человеческую дурь перераспределять. Ну и правильно.

Примечания

1. Радзивилловская или Кёнигсбергская летопись - летописный памятник предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века - собственно Радзивилловском и Московско-Академическом. Представляет собой «Повесть временных лет», продолженную погодовыми записями до 1206 г. от Р.Х.

2. Для любителей покопаться и поспорить. "Боги славянского и русского язычества", Д. Гаврилов, С. Ермаков. Изд. "Ганга", 2009. ISBN 978-5-98882-074-1

3. Храм был построен в 1547 г. по указу Ивана Грозного в память его венчания на царство, а также как моление о даровании наследника. Зодчие, предположительно, Барма и Постник. Этот уникальный памятник древнерусского зодчества является предшественником (!) собора Василия Блаженного на Красной площади. Т.е. храм этот древнее известного собора на Красной площади. Закрыт в 1924 г. и долгое время был заброшен. Богослужения возобновлены в 1992 г.

4. Храм Вознесения Господня в Коломенском построен в 1528 - 1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника престола.

Суханов Валерий Юрьевич

Музей-заповедник Коломенское знаменит своей экспозицией под открытым небом, площадь которой превышает 250 гектаров. Его символом стала церковь Вознесения, включенная в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Каждый день полюбоваться усадьбой приезжают около 10 тысяч человек, причем их привлекают не только уникальные памятники архитектуры, но и многочисленные тайны, которые до сих пор хранит бывшая летняя резиденция русских царей. Где искать библиотеку Ивана Грозного и можно ли совершить "прыжок" в прошлое, спустившись в Голосов овраг, – читайте в материале сетевого издания сайт.

Голосов овраг: временной портал или вход в подземное царство?

Голосов овраг, разделяющий Коломенское на две части, давно стал героем легенд и преданий. Письменные свидетельства донесли до наших дней удивительную историю, которая произошла в Коломенском в 1621 году. Тогда стрельцы были подняты по тревоге, так как у ворот великокняжеского дворца из ниоткуда возник отряд всадников. Выглядели незваные гости так, будто явились прямо с поля брани. Вооруженные кривыми саблями и короткими луками, они восседали на низкорослых лошадях, а их шлемы были увенчаны конскими хвостами, как у воинов Золотой Орды.

В ходе дознания пленники сообщили, что принадлежат к войску хана Девлет-Гирея и решили спрятаться от преследователей в овраге, по дну которого стелился зеленоватый туман. Решив, что погоня миновала, всадники покинули убежище и, в итоге, неожиданно оказались у ворот дворца, где их и схватили стрельцы. Государевы дознаватели пришли в замешательство, ведь упомянутый хан Девлет-Гирей погиб более 40 лет назад. Как вышло, что воины его отряда пробыли в Голосовом овраге почти полвека, даже не заметив этого?

По мнению профессионального исследователя аномальных явлений Вадима Черноброва, не стоит списывать эту историю на буйную фантазию ее авторов. Как на самом деле протекает время в овраге, можно проверить при помощи хронометра. Этот прибор способен зафиксировать разницу в скорости времени даже в сотые и тысячные доли секунды. "Измеряя этот овраг, мы это делали несколько раз, мы наткнулись на несколько хроноаномалий, достаточно небольших", – сообщил Чернобров. Отклонения настолько малы, что ощутить их невозможно. Тем не менее, как полагает исследователь аномалий, не исключено, что под влиянием каких-то факторов этот временной зазор способен увеличиваться.

История с татарским отрядом не единственный сохранившийся рассказ о временных "неувязках" в Коломенском. Заметка об аналогичном случае появилась в 1832 году в "Московских ведомостях". По данным издания, в 1810 году двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, поздним вечером возвращались домой – из села Дьяково в село Садовники. Их путь лежал через овраг, и поначалу подвыпившие крестьяне не придали особого значения тому, что по дну лощины стелился зеленоватый туман. Только вернувшись домой, они с изумлением узнали, что отсутствовали более 20 лет.

Голосову оврагу издревле приписывали мистические свойства. Так, по словам экскурсовода Михаила Юшкевича, еще обитавшие в этих краях языческие племена считали его входом в иной мир. Позже возникло предание о том, что именно здесь состоялась битва Георгия Победоносца со змеем, а овраг появился на месте удара хвоста гигантского чудища.

Геологи, разумеется, не разделяют сказочную "теорию" происхождения оврага. По их данным, Голосов овраг представляет собой измененную долину древней речной сети, то есть образовался он в результате осушения какой-то реки. При этом камни, которые лежат на дне оврага, по всей вероятности, прибыли в столицу издалека. Как утверждает Чернобров, они были подхвачены волной медленно движущегося ледника где-то в районе Карельского перешейка. Так это или нет, но некоторые их валунов уже "обросли" плотным слоем легенд и поверий.

Чудо-камни и ледниковая вода

Камни Голосова оврага – Гусь-камень и Девий камень, – как своими названиями, так и необычной формой, привлекают многих приверженцев нетрадиционной медицины. Согласно народным преданиям, достаточно лишь присесть на них – и болезни отступят. А те, кто надеется на исполнение самых заветных желаний, завязывают ленточки неподалеку от чудо-камней.

Ученые, в свою очередь, не спешат приписывать камням какие-то особые свойства. Хотя они отличаются от местных пород и по фактуре, и по геологическому составу, целебными качествами они не обладают. "Приборные методы на сегодняшний момент не показали ни одного из известных, по крайней мере науке, видов излучения, которые из этих камней бы шли", – заявил Вадим Чернобров.

Исследователей аномалий гораздо больше заинтересовала температура воды в ручье, который берет начало в овраге. Измерения показали, что она составляет всего +1,5 градуса, в то время как привычная температура родников в средней полосе России варьируется от 4 до 8 градусов выше нуля. Что за природный "ледник" скрыт в верховьях оврага, так что вода в ручье становится не просто холодной, а ледяной? Ответ на этот вопрос еще предстоит найти.

Вместе с тем ручей в Коломенском не замерзает даже в самые суровые холода. Правда, несмотря на эти уникальные свойства, пить эту воду медики не рекомендуют, ведь экологически чистой ее не назовешь.

Уникальная акустика и колокольные звоны

Откуда пошло название Голосова оврага, остается загадкой. Оно происходит то ли от языческого славянского бога Велеса, то ли от голосов, которые эхо разносит по лощине. Как пояснил Вадим Чернобров, овраг прекрасно проводит звук. Если на вершине его зазвонят колокола, то их мелодия будет слышна даже на расстоянии нескольких километров в низовьях оврага.

Не менее знаменит своей превосходной акустикой храм Иоанна Предтечи в Дьякове. Игумен Алексий Иванов объясняет это наличием в купольной части церкви голосников – глиняных кувшинов различного объема. "Интересно: чем выше – количество голосников меньше, но по объему они больше. Вот в самом верхнем ярусе, там голосники – это кувшин объемом примерно на сто литров", – отметил настоятель.

Летописные источники позволяют предположить, что церковь Иоанна Предтечи возвели в 1529 году. Некоторые исследователи считают ее прообразом будущего храма Василия Блаженного. Другие же выдвигают еще более смелую гипотезу, заявив, что именно здесь Иван Грозный мог спрятать свою легендарную библиотеку – Либерию.

В поисках библиотеки Ивана Грозного

Первым, кто всерьез занялся поисками легендарной царской библиотеки на территории Коломенского, был археолог Игнатий Стеллецкий. В 1938 году он начал раскопки, опираясь на рассказ бывшего сторожа храма в Дьякове. Тот утверждал, что ранее случайно отыскал потайную лестницу, которая вела к железным дверям, охраняемым истлевшим скелетом. В ходе раскопок на глубине семи метров Стеллецкий обнаружил массивную каменную кладку. Однако вскоре работы пришлось свернуть по настоянию местных жителей, возмущенных раскопками на кладбище.

Таинственная лестница вновь оказалась в поле зрения историков лишь спустя 40 лет. В 1980 году во время ремонта строители наткнулись на засыпанный подземный ход. Они начали было освобождать тайник от песка, но затем решили прекратить раскопки, замуровав ход до лучших времен.

Что скрывается на другом конце коридора: тайное хранилище коллекции Ивана Грозного или обычный церковный подвал, – до сих пор будоражит умы исследователей и простых посетителей Коломенского.

"Восьмое чудо света" царя Алексея Михайловича

Красота этих мест не оставила равнодушными и других российских правителей. Так, по указу царя Алексея Михайловича, на высоком берегу Москвы-реки возвели настоящий дворец-град.

Отделочные работы длились почти 20 лет, но их результат превзошел все ожидания. Иноземные гости, которым в свое время посчастливилось переступить порог царской резиденции, не могли сдержать восторга: стены дворца были отделаны сусальным золотом, полы – устланы роскошными восточными коврами, а по потолку вилась замысловатая роспись. Кроме того, как рассказал научный сотрудник МГОМЗ "Коломенское" Андрей Топычканов, престольную палату, где находился трон царя, украшали механические фигуры львов. "XVII век – это время преклонения перед механикой, и эти львы должны были потрясать воображение современников, иностранцев или придворных", – подчеркнул Топычканов.

Во времена Алексея Михайловича львы приводились в движение особой гидравлической системой, что повергало в шоковое состояние особо впечатлительных зарубежных посланников. Так, сохранились свидетельства о том, что однажды польская делегация, услышав рык, бежала из дворца прочь.

С переездом столицы в Санкт-Петербург дворец перестал пользоваться вниманием царских особ и быстро обветшал. В конце концов, Екатерина II приняла решение разобрать его, предварительно составив подробные чертежи и проведя обмеры всех элементов архитектуры и декора. Именно благодаря этим документам, дворец Алексея Михайловича удалось восстановить, поэтому его также можно считать своеобразным "путешественником" во времени.

Чтобы совершать небольшую экскурсию в русское Средневековье, вовсе необязательно спускаться в овраг в Коломенском и ждать там появления мистического зеленого тумана. Даже обычный осмотр памятников и экспозиций музея-заповедника позволит попутешествовать во времени, а затем так же быстро вернуться "назад в будущее".

Вам также будет интересно:

Механическая работа человека
В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках. Я – как мост меж Землею и...
Презентация на тему
1 из 12 Презентация на тему: Босния и Герцеговина № слайда 1 Описание слайда: №...
Что такое энергосбережение?
Игра «Доскажи словечко»Мама может стирать белье в *********Папа может пылесосить ковер...
Основные черты канадской экономики
Написал для сайт колонку об условиях для бизнеса в Канаде и о развитии технологического...
Омурайс (Omurice) - Рис с курицей и томатами в яичной обёртке Японские блюда омлет с рисом
Люблю я восточную кухню и Японскую в частности =) Сегодня мы будем готовить Омурайс....