Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Влияние мультипликационных фильмов на детей младшего школьного возраста. «Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста Чем для детей опасны мультфильмы

Попкова Яна Сергеевна

Студентка 3 курса бакалавриата

по направлению: психолого-педагогическое образование

ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ

Ключевые слова: младший школьник, информационное пространство,

мультипликационные фильмы, язык мультипликации.

В современном обществе младший школьник активно вовлечен в окружающее его информационное пространство. В связи с этим все более актуальным становится вопрос защиты детей от негативного влияния информации посредством развития у них критического мышления. Рассмотрены некоторые аспекты влияния мультипликационных фильмов на развитие детей данного возраста.

Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни людей возрастают с каждым днем. В современном информационном обществе нам приходится иметь дело с большими потоками информации, которые, несомненно, влияют на нас определенным образом. Человек с раннего детства вовлечен в информационное пространство. К моменту поступления в школу ребенок уже знаком с различными медиа: визуальными (фото, печать), аудиальными (звуковыми), аудиовизуальными (кино, видео, телевидением). В зависимости от возраста дети отдают предпочтение различным его видам. Так, пресса почти не востребована в дошкольном и младшем школьном возрасте, дети только учатся читать, и этот процесс для них все еще можно рассматривать как раскодирование букв и слогов, а не как способ полноценного восприятия информации, чего нельзя сказать о телевидении, видео, кино. Особое место в репертуаре детей занимают мультипликационные фильмы.

К сожалению, современные мультипликаторы, стремясь расширить зрительскую аудиторию, очень мало внимания уделяют художественно-нравственной стороне содержания, зачастую ограничиваясь лишь

увлекательным сюжетом. Мультипликация сегодня стала все более коммерциализироваться.

Все чаще стали появляться мультфильмы, предназначенные для семейного просмотра («Шрэк 1, 2, 3»; «Кот в сапогах», «Красная шапочка против зла» и множество других), включающие в себя шутки и подтекст для взрослых. Однако мультфильм может и должен содержать в себе не только развлекательные моменты, но и очень важное для детей поучительное содержание. Неконтролируемое «бездумное» поглощение информации детьми, в силу еще недостаточной сформированности у них психических процессов, может привести к весьма негативным последствиям. Рассмотрим некоторые из них.

Влияние мультипликации на развитие детей проявляется по различным направлениям: общее психическое развитие (развитие познавательных процессов, моторное, развитие речи); заимствование образцов и моделей поведения и воплощаемых в них систем ценностей, взглядов; формирование интересов и склонностей.

У детей, которые с раннего детства смотрят телевизор более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. В результате интерес детей к предметам, фактам и событиям становится поверхностным, речь примитивной. Просмотр телевизионных передач, видео и кино все чаще начинает заменять такие характерные для детей младшего школьного возраста виды деятельности, как общение со сверстниками, игру, чтение. Подражая героям мультфильмов, учащиеся младшего школьного возраста в своей речи начинают употреблять так называемые «крутые» слова: кретин, безмозглый, тупица, болван, недоумок, больной, используя их в качестве обращений и личностных характеристик. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой все эти слова определены как просторечные, а многие из них отмечены как бранные, жаргонные .

Формирование представлений о языковой норме и речевой культуре происходит на основе устной речи, образцом которой становится язык мультипликации. «Ребенок еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои абсолютно живые и настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх» .

Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются. Ничего не делая, ребенок приучается получать удовольствия или испытывать яркие эмоции. Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Это подтверждается различными исследованиями. А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман в ходе психологических обследований младших школьников выявили, что «поток аудиовизуальной информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, чаще всего воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же.

И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций» .

Психологические механизмы мультипликации как вида искусства особенно воздействуют на сознание ребенка. Герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Для детей в определенной мере важны идеально позитивные как художественные, так и реальные модели поведения. На экране отрицательные примеры героев могут оставаться без оценочных комментариев, что со стороны выглядит как одобрение. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает. В итоге у ребенка закрепляется представление о допустимости подобных форм

поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Современные мультфильмы транслируют формы нестандартного гендерного поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и, наоборот, женщины надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Кроме того, дети становятся невосприимчивыми к опасности: «Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций» .

Известный исследователь в области психологии восприятия СМК А. Бандура считает, что для развивающегося ребенка демонстрируемые модели поведения, где представлен широкий диапазон моральных конфликтов, составляют неотъемлемую часть социального научения, а под воздействием научения и моделирования формируются моральные стандарты поведения, подлежащие самостоятельной оценке. Позже они начинают выступать в роли внутренних запретов на совершение недопустимых действий. Символическое моделирование влияет на развитие моральных суждений через то, что оно представляет поведение допустимым или предосудительным. Пришествие телевидения необычайно расширило диапазон моделей, доступных для наблюдения и детям, и взрослым .

Так как ценностные установки ребенка еще недостаточно сформированы, он не может адекватно оценить содержание медиатекстов. Ситуация усугубляется тем, что чаще всего дети воспринимают медиатексты без какой-либо помощи взрослых, а их содержание не выдерживает подчас никакой критики. По поводу мировоззренческой ущербности и нравственной несостоятельности большей части транслируемой информации, а также о наличии недопустимых картин насилия на экране и его влияния на детскую аудиторию, высказывают свои опасения К. А. Тарасов , А. В. Федоров .

Агрессия в мультфильмах представлена красочными, яркими картинками. Сцены с привлекательными героями в красивом помещении могут сопровождаться убийством, дракой и другими агрессивными моделями поведения. Если на основе уже имеющихся представлений о красоте «вливать» картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.

Несомненно, все негативные воздействия отрицательно сказываются на развитии детей младшего школьного возраста. В условиях активного и агрессивного воздействия медиа на данную аудиторию все более актуальным становится вопрос о развитии у детей аналитического мышления, формирования медиакультуры. Один из выходов уменьшения отрицательного воздействия мультипликации на детей -построение модели и программы работы с учащимися по развитию их медиакомпетентности, в которой немаловажную роль играют не только теоретические, но и практические занятия по анимации. Так, можно не только свести до минимума негативное влияние мультфильмов на развитие, оградить от пассивного просмотра, но и показать ребенку увлекательный мир мультипликации, ведь сегодня дети имеют возможность быть не только зрителями, но и активными участниками творческого процесса по созданию собственного мультипликационного фильма. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать систему комплексного обучения, решить широкий круг образовательных и воспитательных задач. Работая над мультфильмом, ребенок оказывается в центре творчества.

В процессе выполнения творческих заданий по созданию мультфильма у детей активно развивается воображение, формируется образное мышление, творческое переосмысление действительности. Мультипликация дает детям возможность проявить свои способности в рисовании, лепке, конструировании (создание персонажей и декораций), что способствует формированию у ребенка манипулятивно-моторных навыков, музыке

(звуковое сопровождение), речевом развитии (озвучивание ролей), литературе (написание сценария), технике (работа с различным оборудованием). Положительное влияние на детей данного возраста может оказывать работа с мультипликационными фильмами по сюжетам сказок. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Важно, чтобы герои имели четкую моральную ориентацию - были либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Для ребенка в младшем школьном возрасте особенно важен показательный пример.

Сегодня количество мультипликационных студий для детей значительно возросло. Во многом, этому способствует доступность технологий, а также пропаганда детского анимационного движения на фестивалях и в прессе.

Современная мультипликация имеет неоднозначное влияние на ребенка. С одной стороны, современные мультфильмы носят все более развлекательный характер, некоторые из них даже сложно назвать детскими, так как они могут содержать в себе и грубую лексику, и сцены насилия, и модели асоциального поведения, что может негативно влиять на ребенка. В этом случае, особенно в отсутствии пояснений и комментариев взрослых, нравственно-эстетическое пространство мультфильмов, через которые ребенок усваивает нормы поведения, может стать для него опасным. С другой, мультипликационное кино как вид искусства обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Перед родителями и педагогами стоит важная задача не только отобрать положительные в плане формы и содержания мультфильмы, но и в полной мере использовать в работе с

детьми их педагогический потенциал. Это возможно при систематическом и целенаправленном процессе медиаобразования в условиях современного информационного общества.

Таким образом, мультипликационные фильмы на сегодняшний день стали для ребёнка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения, которые формируют мировоззренческие взгляды у младших школьников. Трудно не согласиться с тем, что мультфильмы оказывают огромное влияние на детей, а особенно на их поведение. У них ещё нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. Влияние мультипликационных фильмов на поведение младших школьников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание. Младший школьный возраст является основным периодом формирования мировоззрения. Дети склонны подражать увиденному в мультфильмах, делать представления о нормах поведения, уважению к старшим, дружбе, добре и зле, ценностях.

Список литературы

1. Баженова, Л. М. Медиаобразование школьника (1-4 классы) : пособие для учителя. М., 2004. 55 с.

2. Бандура, А. Теория социального научения. СПб., 2000. 427 с.

3. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. М., 2005. 359 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М., 1989. 750 с.

5. Ольшанский, Д. В. Психология масс. Мастера психологии. СПб., 2001. 368 с.

6. Тарасов, К. А. Насилие в кино: притяжение и отталкивание // Испытание конкуренцией. М., 1997. С. 74-97.

7. Усов, Ю. Н. Основы экранной культуры. 9. Шариков А. В. Если сомневаешься, М., 1993. 378 с. ключи. По поводу пропаганды насилия на те-

8. Федоров, А. В. Права ребенка и проблема на экране // Культура. 2000. 7 дек. С. 4. насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

Как известно из психологии, любые внешние раздражители, воздействуя на органы чувств человека, способны проникать в сознание. Это свойство человеческого организма широко используется в процессах обучения и воспитания. Преподаватели применяют наглядные пособия, чтобы в доступной форме объяснить изучаемый материал. Воспитатели используют фонетический материал для психологического воздействия на своих воспитанников. В последнее время получили большую популярность презентации с использованием подборки фотографий, графики, видеоматериала, музыки и речи. Такая комбинация оказывает максимальное воздействие на главные органы чувств ребенка – глаза и уши. Эту особенность надо учитывать, когда заходит речь о том, какие фильмы следует смотреть детям.

Современный кинематограф обладает мощными средствами воздействия на психику человека. В современных фильмах используются всевозможные трехмерные и четырехмерные эффекты: объемный звук, стереоизображение, вибрация. Все это создает иллюзию полного погружения в виртуальный мир кино, в результате чего порой совершенно теряется связь с реальным миром. Если речь идет о картинах, которые повествуют о реальных событиях, необходимых для изучения, то в этом нет ничего плохого. И сказки, рассказывающие о вечной борьбе добра со злом, в определенной степени вполне допустимы для просмотра ребенком дошкольного и школьного возраста. В воспитательных целях старшим школьникам можно даже смотреть фильмы, содержащие в допустимых нормами пределах сцены насилия и эротики.

Но приходится признать, что в последнее время наблюдается некоторая деградация в кино отдельных жанров и направлений. Особенно это касается мультипликационных или, как их называют на Западе, анимационных фильмов. Казалось бы, эти фильмы, предназначенные в большинстве своем исключительно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, должны содержать в себе элементы воспитания общепринятых норм и традиций. Но, к сожалению, это далеко не так. Как уже отмечалось многими кинокритиками, большинство современных мультфильмов не предназначено для просмотра детям и людям с неустойчивой психикой. Во многих из них имеются такие элементы, которые, мягко говоря, совершенно не предназначены для просмотра не то что детям, но и их родителям.

Этим «недугом» страдают не только американские анимационные фильмы, но и некоторые российские картины. Если раньше существовали различные школы российских и советских аниматоров, воспитанных на лучших традициях диснеевской школы, то сейчас явно ощущается ориентирование на «ширпотреб». Буквально все, начиная с сюжетной линии и заканчивая специальными приемами компьютерной графики, копируется из западных источников. Мало того, совместные проекты российских и американских кинематографистов создаются, как правило, на базе и под чутким руководством американских коллег.

Возможно, кинокритики сильно придираются к таким деталям и неадекватно воспринимают художественный замысел таких картин, но с учетом вышесказанного о воздействии видеоматериала на органы чувств, создателям мультфильмов следовало бы быть внимательнее. А уж воспитателям, педагогам и родителям в первую очередь следует обращать внимание на репертуар анимационных фильмов, который предпочитают их дети.

То же самое относится и к фильмам приключенческого и фантазийного жанров. Некоторые из них на первый взгляд довольно безобидны, но при внимательном рассмотрении не выдерживают никакой критики. Не будем сейчас переходить на личности, упоминать конкретные фильмы и давать практические рекомендации. Каждый педагог должен, во-первых, уметь внимательно, трезво и непредвзято оценивать современные фильмы любого жанра и любой тематики. А во-вторых, он должен разработать свою собственную стратегию, чтобы правильно растолковать те детали и сцены, которые его воспитанники могли увидеть в картинах и понять неправильно.

Особо следует подчеркнуть то пренебрежительное отношение к вопросу семьи и брака, которое подавляющее большинство американских кинематографистов явно или косвенно изображают в своих фильмах. Также стоит сказать пару слов о так называемых естественных потребностях человеческого организма. Для чопорных англичан даже упоминание вскользь об этом считалось недопустимым. Впрочем, и для всей Европы вольности американских фильмов кажутся кощунством. Психологию американцев можно понять. Эта страна в своем прошлом была колонией Англии. После освобождения от влияния английской короны американцы бросили вызов британским традициям и пытались всячески досаждать снобам Туманного Альбиона. Это проявлялось во всем, начиная с манеры общения и заканчивая стилем одежды. Со временем плохие манеры стали нормой и благополучно перешли на экраны кинематографа. Но российским кинематографистам с их богатыми народными традициями не следует им подражать.

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания, который осознает мир через логическое освоение путем понимания, превращения фактов познания в смысловые категории, понятия, лишенные экспрессивных красок и эмоциональной нагрузки. Вместе с тем на формирование ребенка большое влияние оказывают средства массовой информации, мультипликационные и художественные фильмы, сказки, детская литература, компьютерные игры. Дети, забывая обо всем, целыми днями готовы просиживать у телевизора или компьютера. Средства массовой коммуникации не только развлекают, но и формируют различные модели поведения, культивируют те или иные ценностные установки, ориентируют на определенные жизненные цели.

Итальянский психолог Л. Лорензини исследовала влияние мультфильма на ребенка. Она обнаружила, что веселая музыка, используемая в мультфильмах, вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей, дублированные взрослыми, говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Голоса звучат фальшиво и неестественно. Глаза героев большие, вытаращенные, в зрачках искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На самом деле - глаза неподвижны. Эта неподвижность гипнотически захватывает.

Персонажи мультфильмов различны. Все они могут быть классифицированы по следующим категориям:

1. Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т.д.), имеющие искаженные чувства, но не отражающие чувств человека.

2. Персонажи женского рода (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т.д.) - живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Они вынуждены приносить себя в жертву. В мультфильме постоянно подчеркиваются неудачи: непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает... Ты можешь добиться счастья, если принесешь себя в жертву. Абсолютный альтруизм - вот что является правилом, которое необходимо уважать согласно этим фильмам.

3. "Ненастоящие" люди. Такие персонажи, как Гибернелло, принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. являются людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть механическая, кто-то является родственником инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура чудовища и т.д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы. Там же, где они представляют нечто другое, они непобедимы. Именно эти свойства позволяют им спасать себя и друзей в опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.

4. Механические монстры, роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из Галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. Победа достается ему не благодаря уму, хитрости, доброте или тому, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен подстраиваться под общий стандарт, уважая как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное "Я".

Здоровый ребенок захвачен мультипликацией благодаря естественному любопытству. Роботизированный ребенок осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого, но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным. Символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает подражать своему любимому персонажу. Такая игра носит стереотипный характер, в ней нет творческой новизны, свойственной здоровой игре. Взрослый может вмешаться в этот процесс, помогая ребенку выявить несоответствие видео- и аудиоряда эмоциональным проявлениям героев, показывая однобокость сюжетов и характеров. Л. Лоринзелли рассказывает о том, как ей удалось сокрушить миф известной, нашумевшей мультипликационной героини - красивой, благородной, сладкой, но такой несчастной девочки Кенди. Она показала детям, присутствующим на просмотре, что то, что они видели, - не красота, а глупость, что поведение героини фальшиво и стало единственным источником ее бед и несчастий. Дети прекрасно это поняли.

Мультфильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Но мультфильмы бывают разные - есть добрые, без крови и насилия, в которых поются песни о дружбе. А есть и такие, сюжет которых полностью построен на драках, сражениях, перестрелках, убийствах.

Главные герои американских мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, "смакуются". Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Можно выделить еще ряд признаков, которые присущи практически всем американским мультипликационным фильмам. Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. И самым главным является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных внутренних качествах, отражениями которых является внешность и образ действия нарисованных героинь.

Героини западных мультипликационных фильмов способствуют тому, что у девочек пропадает желание быть матерью. Получается это следующим образом. Девочки, девушки в этих мультфильмах ведут себя очень агрессивно, распущенно, дерутся и убивают наравне с мужчинами, в них нет ни доли романтики, нежности, целомудрия. Эти героини опровергают и высмеивают все те моральные установки, ориентации, которые с древнейших времен занимали ведущее место в иерархии ценностей на Руси. И этим западным красавицам, которые, кстати говоря, все на одно лицо, подражают наши дети. А ведь современное подрастающее поколение даже не знает, кто такая Алёнушка, Настенька, Варвара-Краса.

Существуют мультфильмы для маленьких, где показана откровенная эротика. Взрослые стереотипы поведения, в частности эротику, в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше времени растормаживает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребенок еще не готов. Эти переживания не будут иметь нормального выхода и искалечат психику ребенка. В будущем это выльется в сексуальные проблемы, трудности с созданием семьи и продолжением рода. Эти мультфильмы провоцируют в детях интерес, который должен еще долго и крепко спать.

Нами было проведено исследование влияния современных мультипликационных фильмов на психическое восприятие окружающего мира ребенком младшего школьного возраста. В нем приняли участие 25 учеников четвертого класса одной из школ города в возрасте от 9 до 11 лет. Что касается методов исследования, использовался авторский опросник, выявляющий предпочтение ребенком тех или иных героев, их качеств, а также качеств, значимых при выборе друзей.

Были получены следующие результаты. Большинство детей(60%) отдают предпочтение мультипликационным фильмам, в которых герои сражаются. 20% юных телезрителей любят немного менее агрессивные "мультики" с погонями, догонялками, и столько же (20%) любят сказочные мультфильмы.

При выборе любимого героя большинство опять на стороне агрессивных мультяшек - Бэтмэна и Человека-паука(40%), на втором месте Спанч Боб(36%), на последнем месте, соответственно Чебурашка и Лунтик - 0%. Среди предпочитаемых качеств героя на первое место выходят такие, как умение сражаться, постоять за себя(40%). 44% опрошенных детей подражают своему любимому герою, и 68% считают, что герою подражают их друзья и одноклассники. Но зато в друзьях дети ценят верность(60%) и отзывчивость(20%), и лишь для 12% в совокупности важны физическая сила и умение сражаться.

Таким образом, младшие школьники больше тяготеют к зарубежным мультипликационным фильмам и в основном с агрессивным, недетским сюжетом. Такие герои, как Чебурашка, крокодил Гена и даже Лунтик им просто не интересны. Им нравятся герои-одиночки, у которых нет друзей, которым не знакомо чувство любви, нежности, дружбы. И самое главное, что они пытаются им подражать, видят этих героев в своих друзьях, знакомых, то есть проецируют мультяшный мир на реальную жизнь и стараются соответствовать этому миру, подражать его жителям.

Западные мультфильмы не развивают в детях чувства общности, формируют неправильное восприятие полоролевого поведения, и тем самым представляют огромную опасность для маленьких зрителей.

Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте

Влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте

Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка

Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения

Список литературы

1. Влияние на поведение детей младшего школьного возраста мультипликационных и художественных фильмов

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания, который осознает мир через логическое освоение путем понимания, превращения фактов познания в смысловые категории, понятия, лишенные экспрессивных красок и эмоциональной нагрузки. Вместе с тем на формирование ребенка большое влияние оказывают средства массовой информации, мультипликационные и художественные фильмы, сказки, детская литература, компьютерные игры. Дети, забывая обо всем, целыми днями готовы просиживать у телевизора или компьютера. Средства массовой коммуникации не только развлекают, но и формируют различные модели поведения, культивируют те или иные ценностные установки, ориентируют на определенные жизненные цели.

,%20%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d1%83%d0%b5%d0%bc%d0%b0%d1%8f%20%d0%b2%20%d0%bc%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d1%85,%20%d0%b2%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%82%20%d0%b2%20%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d1%8d%d0%b9%d1%84%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b8%20%d0%b8%20%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b3%d0%be%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82%20%d0%b7%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f%20%d0%ba%20%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%8d%d0%bc%d0%be%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d1%8e.%20%d0%93%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%b0%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%b9,%20%d0%b4%d1%83%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d0%b2%d0%b7%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d1%8b%d0%bc%d0%b8,%20%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%8f%d1%82%20%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d1%8b%d0%bc%20%d1%82%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%bc,%20%d1%84%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%86%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%bc,%20%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%82%d0%b8%d1%80%d1%83%d1%8f%20%d0%b4%d0%b5%d1%82%d0%b5%d0%b9.%20%d0%93%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%b0%20%d0%b7%d0%b2%d1%83%d1%87%d0%b0%d1%82%20%d1%84%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%b8%d0%b2%d0%be%20%d0%b8%20%d0%bd%d0%b5%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be.%20%d0%93%d0%bb%d0%b0%d0%b7%d0%b0%20%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%b2%20%d0%b1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%b8%d0%b5,%20%d0%b2%d1%8b%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b0%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5,%20%d0%b2%20%d0%b7%d1%80%d0%b0%d1%87%d0%ba%d0%b0%d1%85%20%d0%b8%d1%81%d0%ba%d1%80%d1%8f%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b7%d0%b2%d0%b5%d0%b7%d0%b4%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b8.%20%d0%ad%d1%82%d0%be%20%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b0%d0%b5%d1%82%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%b6%20%d0%be%d1%87%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%bc,%20%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d1%8b%d0%bc%20%d0%b2%d1%81%d0%b5%d0%bc%d1%83%20%d0%bc%d0%b8%d1%80%d1%83.%20%d0%9d%d0%b0%20%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%bc%20%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b5%20-%20%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b7%d0%b0%20%d0%bd%d0%b5%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b6%d0%bd%d1%8b.%20%d0%ad%d1%82%d0%b0%20%d0%bd%d0%b5%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b6%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c%20%d0%b3%d0%b8%d0%bf%d0%bd%d0%be%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%20%d0%b7%d0%b0%d1%85%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8b%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82.">Итальянский психолог Л. Лорензини исследовала влияние мультфильма на ребенка. Она обнаружила, что веселая музыка , используемая в мультфильмах, вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей, дублированные взрослыми, говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Голоса звучат фальшиво и неестественно. Глаза героев большие, вытаращенные, в зрачках искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На самом деле - глаза неподвижны. Эта неподвижность гипнотически захватывает.

Персонажи мультфильмов различны. Все они могут быть классифицированы по следующим категориям:

Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т.д.), имеющие искаженные чувства, но не отражающие чувств человека.

Персонажи женского рода (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т.д.) - живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Они вынуждены приносить себя в жертву. В мультфильме постоянно подчеркиваются неудачи: непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает... Ты можешь добиться счастья, если принесешь себя в жертву. Абсолютный альтруизм - вот что является правилом, которое необходимо уважать согласно этим фильмам.

. "Ненастоящие" люди. Такие персонажи, как Гибернелло, принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. являются людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть механическая, кто-то является родственником инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура чудовища и т.д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы. Там же, где они представляют нечто другое, они непобедимы. Именно эти свойства позволяют им спасать себя и друзей в опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.

Механические монстры, роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из Галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. Победа достается ему не благодаря уму, хитрости, доброте или тому, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен подстраиваться под общий стандарт, уважая как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное "Я".

Здоровый ребенок захвачен мультипликацией благодаря естественному любопытству. Роботизированный ребенок осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого, но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным. Символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает подражать своему любимому персонажу. Такая игра носит стереотипный характер, в ней нет творческой новизны, свойственной здоровой игре. Взрослый может вмешаться в этот процесс, помогая ребенку выявить несоответствие видео- и аудиоряда эмоциональным проявлениям героев, показывая однобокость сюжетов и характеров. Л. Лоринзелли рассказывает о том, как ей удалось сокрушить миф известной, нашумевшей мультипликационной героини - красивой, благородной, сладкой, но такой несчастной девочки Кенди. Она показала детям, присутствующим на просмотре, что то, что они видели, - не красота, а глупость, что поведение героини фальшиво и стало единственным источником ее бед и несчастий. Дети прекрасно это поняли.

Мультфильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Но мультфильмы бывают разные - есть добрые, без крови и насилия, в которых поются песни о дружбе. А есть и такие, сюжет которых полностью построен на драках, сражениях, перестрелках, убийствах.

Главные герои американских мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, "смакуются". Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Можно выделить еще ряд признаков, которые присущи практически всем американским мультипликационным фильмам. Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. И самым главным является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных

Современная эпоха дает возможность использования всех благ цивилизаций. Они существенно облегчают бытовую жизнь, улучшают качество жизни и увеличивают возможности получения информации. Одним из важных информационных источников современности является телевидение. Следует заметить, что посредством передач, клипов, рекламных роликов, художественных и мультипликационных фильмов передается информация не в чистой, абстрактной форме, а в уже обработанном виде, который призван формировать восприятие того или иного явления, создавать определенную точку зрения. Если взрослый человек в той или иной мере может фильтровать и анализировать, предоставляемую ему информацию, то ребенок полностью восприимчив к информационному потоку. И в этом заключается большая опасность!

Казалось бы, какую опасность могут нести в себе яркие анимированные картинки, мелькающие на экране? Однако любые произведения будь то музыка, рассказ или мультик несут в себе определенную смысловую нагрузку, и от содержания этих произведений напрямую зависит формирование личности.
В современных условиях дети имеют возможность в любое время смотреть разнообразные мультики. Пока ребенок увлечен мультфильмом, родители получают свободное время, в которое они могут заняться своими делами. Однако, оставляя малыша перед экраном, обязательно нужно обращать внимание на то, что именно будет транслироваться в этот момент, и какую идею может вынести ребенок после просмотра того или иного мультфильма.

Современная мультипликация.


Современная мультипликация в основной своей массе перестала быть искусством. Если в эпоху СССР мультфильм обязательно выполнял воспитательную или познавательную функцию, то в настоящее время мультик больше похож на яркое зрелище, в лучшем случае без какого-либо смыслового содержания, в худшем - прививает неправильные ценности или имеет «взрослый» подтекст.

Основные аспекты, оказывающие негативное влияние на детей:


Воспитание агрессии.

При просмотре мультфильмов центром внимания ребенка являются главные герои, следовательно, воспринимается их модель поведения. Например, в мультфильме «Том и Джерри» постоянное соперничество кота и мышки, причем они соревнуются не в положительных вещах, а в том, кто кого быстрее перехитрит, больнее ударит, исподтишка поставит подножку и т.п. Выводы о том, что почерпнет ребенок, просмотрев этот мультик, напрашиваются сами собой: обижать тех, кто слабее это весело, для пущего веселья не грех и обмануть, поставить товарищу подножку, дать пинка.

Сексуальный подтекст.

Современная мультипликация изобилует образами взрослого мира. Образ принцессы становится все сексуальнее, подчеркиваются ее притягательные женственные черты: тонкая талия, большая грудь, широкие бедра. Удивляет и фамильярное поведение героев, откровенные заигрывания, излишнее кокетство, упоительные поцелуи. Все это явный перебор для детского восприятия, ведь ребенок еще не способен в полной мере понять, что такое сексуальные отношения. Следовательно, выпячивание этих аспектов в мультипликационных фильмах излишне.

«Мультомания»

Большое количество мультфильмов в открытом доступе нередко приводит к формированию мультипликационной зависимости. К тому же современные мультипликаторы еще и подливают масло в огонь путем создания мультсериалов. Постепенно ребенок подсаживается на просмотры мультиков, и оторвать его от экрана становится весьма затруднительно. Заниматься реальными делами сложнее: читать книги, играть с друзьями - все это требует определенных усилий. Детям в процессе игр нередко приходится ссориться, выяснять отношения, обижаться, мириться. А просмотр мультфильма от подобных жизненных нюансов избавляет. Яркие нарисованные друзья прекрасно скрасят досуг, при этом ни делить игрушки, ни налаживать с ними отношения не надо. Дети постепенно привыкают к мультфильмам настолько, что заменить мультики реальным делом оказывается непросто, начинаются истерики, попытки отвоевать свое право на неограниченный просмотр мультфильмов.

Как бороться с негативным влиянием мультфильмов?

Первое правило.

Тщательно выбирайте мультики для ребенка. Детям следует показывать только те мультики, в которых даются правильные ориентиры: доброта, взаимопомощь, трудолюбие, сострадание. Обратите внимание на старые советские мультфильмы: «Кот Леопольд»; «Простоквашино»; «Чебурашка и крокодил Гена»; «Винни Пух»; мультики из серии «Веселая карусель»; «По дороге с облаками», «Подарок для слона», «Маугли», «38 попугаев».

Второе правило.

Дозированный просмотр мультфильмов. Разрешите ребенку смотреть 1-2 мультика не более чем 1-2 раза в день. Обратите при этом внимание и на то, сколько времени вы сами проводите у экрана телевизора. Если телевизор работает сутками, то, как бы вы не запрещали смотреть мультики, ребенок все равно подсознательно будет воспринимать вашу модель поведения. Он будет считать, что это и есть правильный образ жизни. Следовательно, взрослым членам семьи также следует дозировать просмотр телепрограмм.

Третье правило.

Сократив времяпрепровождения у телевизора, вы получаете много свободного времени. Соответственно возникает вопрос об организации досуга. Свободное время можно потратить на совместные прогулки; чтение интересных книг; походы в гости, на концерты, выставки, в зоопарки; занятия рукоделием; рисованием; также полезно устраивать активные игры на свежем воздухе.

Чем для детей опасны мультфильмы


Психологи уверяют, что современная анимация вредит детям. Мы выяснили, чем именно.

Когда в семье появляется ребенок, родители волей-неволей начинают смотреть мультики. Казалось бы, что проще — купить диск проверенных советских мультфильмов и успокоиться. Но кто сказал, что ваш малыш будет как и вы, умиляться от восторга, глядя на приключения Чебурашки или дяди Федора из Простоквашино? В его социуме живут совсем иные персонажи — супермены, пингвины, тачки, смешарики и тому подобные существа. И если вы хотите понимать своего ребенка, вам придется познакомится и с ними. Иначе в песочнице и детсаду ему поговорить будет не о чем.

Однако я не раз замечала, что мой 5-летний Ростик после просмотра некоторых мультиков начинал кусаться или плохо спать. Запретить смотреть мультфильмы — нереально. В этом возрасте пульт для ребенка — любимая игрушка, и отобрать ее не представляется возможным. К тому же психологи считают, что если человеческая душа тянется к просмотру этого фильма, значит, что-то душе от этого фильма нужно. «Задача родителя — разобраться, какие именно эмоции движут ребенком и как их правильно размещать, выплеснуть. А каждый просмотр мультфильма желательно обсуждать с малышом, особенно если ему всего от 2 до 5 лет, что здесь хорошо, а что плохо, чтобы он не взял на вооружение какой-то негативный образ или элемент поведения. В таком случае ни один не будет опасным и вредным.

На что же именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления о них 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук
Источник

Опасности мультфильмов: "Лунтик" воспитывает в ребенке жертву


Кадр из мультфильма "Лунтик"

Был период, когда «Лунтика» Ростик смотрел регулярно утром после завтрака. Хватало его ровно на одну серию, потом просил переключать на что-то более динамичное. Поначалу не мог понять: «Лунтик, это кто, слоненок?». А когда узнал, что Лунтик живет на Луне, спросил: «А что, луна фиолетовая?».

Многие ругают «Лунтик» за то, что главный герой «не зайчонок, не лягушка, а неведома зверюшка». Ведь мультик для детей от 3 лет должен быть максимально приближен к реальным образам. Хотя идентифицируя себя с фантазийным персонажем, ребенок ищет свою неповторимость. Однако «драйверы» — установки «Лунтика» — однозначно нездоровые. Например, установка: «Я должен быть хорош для всех. Любовь надо заслужить». Он воспитывает жертву и стремление «не быть собой», угождать и максимально соответствовать требованиям социума. В итоге Лунтик такой хороший, что от него начинает тошнить.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Если ваш ребенок тихий и правильный, как Лунтик, то стоит комментировать некоторые фрагменты, выражая естественные эмоции, например: «А вот я бы тут разозлился!».Источник

Опасности мультфильмов: «Маша и Медведь» воспитывает в ребенке садиста


Психотерапевт прокомментировал реакцию ребенка на любимые мультфильмы.


Кадр из мультфильма "Маша и медведь"

На что именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления от их просмотра 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук.

«Маша и Медведь» — один из любимых мультфильмов Ростика. Диск, на котором записаны серии, засматривался до дыр и не единожды переписывался. Во время просмотра Ростик прыгает по комнате, шумно играет машинками, скачет по дивану и очень веселится. Как-то выпросил пластиковую часть от шприца (без иглы) и бегал за всеми с криками «Давай-давай лечиться!»

Ольга Сташук, психолог-консультант:

Классический пример садомазохизма, где есть жертва (Медведь) и маленький садист (Маша). Идентифицируясь с Машей, ребенок испытывает триумф от того, что внутренне «берет верх», «делает» взрослых. Таким образом он выплескивает все накопившиеся эмоции наружу. Маша является эдаким «транслятором» детского саботажа, причем совершенно спонтанным. Всем своим поведением она требует: «Что бы еще такого сделать, чтобы меня остановили?». Позитивный, природный, но в целом деструктивный ребенок.

Побыть в роли Маши мечтает каждый из нас — и в этом успех мультсериала. В роли Медведя — совершенной жертвы — чаще бывают бабушки-дедушки, которые все позволяют и все прощают своему внуку. Как правило, после пребывания у бабушек родители несколько дней, как Медведь, хватаются за голову и не знают, что со своим чадом делать. Любая спонтанность граничит с правилами, которые ребенку нужно принять. Принятие правил — наша цена за жизнь в социуме.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. После просмотра «Маши» ребенок, особенно в возрасте до 6 лет, может стать более активным, более спонтанным. Это нужно умело дозировать, направлять в созидательное русло. Задавать вопросы: «А тебе не жалко Мишку? Как думаешь, тут Мишке больно? Вот тут я на Машу злюсь, а ты?»

Опасности мультфильмов: "Губка Боб" отупляет детей


Психотерапевт прокомментировал реакцию ребенка на любимые мультфильмы.

Кадр из мультфильма "Губка Боб"

На что именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления от их просмотра 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук.

Обычно активный и подвижный Ростик смотрел «Губку», почти не двигаясь. И в какой-то момент спросил: «А что, можно съесть фонарик?». Оказалось, в серии герой проглотил фонарик и зажег его изнутри. Пришлось срочно выключить телевизор и рассказывать, что Боб шутит и так делать нельзя.

Ольга Сташук, психолог-консультант:

Смысла в сериале нет, шутки крайне примитивные: постучали друг дружке по голове, кинули мороженым в стекло. Губка и его друг десять раз не могли влезть в автобус, потому что в очереди то Губка заснул, то конфету себе в ухо засунул, то съел фонарик. Все, что придет ребенку в голову после просмотра, — засунуть себе что-то в ухо. Что, согласитесь, довольно опасно. Самый низкопробный юмор, сравнимый со смехом от битья кувалдой по голове. Думаю, мир аутистов богаче и логичней, чем мир Губки Боба. Если задача родителя — отупение ребенка, то «Губка Боб» — лучший помощник. Кстати, в штате Вирджиния проводили эксперимент: группе дошкольников показывали несколько серий одного мультфильма, а потом проверяли их на концентрацию внимания, агрессивность, гиперактивность. После «Губки Боба» дети показали наихудшие результаты.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не показывать детям до 10 лет в надежде, что потом ему это вовсе будет неинтересно.

Опасности мультфильмов: «Смешарики» негативно показывают девочек


Психотерапевт прокомментировал реакцию ребенка на любимые мультфильмы.

Кадр из мультфильма «Смешарики»

На что именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления от их просмотра 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук.

Диск с сериалом «Смешарики» Ростику подарили на день рождения. Однако даже одну серию малыш не смог досмотреть до конца. Попросил выключить и больше не ставить. На вопрос «Почему?» сказал: «Мне скучно, давай мы не будем его смотреть».

Ольга Сташук, психолог-консультант:

«Смешарики» получили множество премий и считаются «сертифицированными» для показа малышам. Модель мира здесь, и правда, позитивная, где-то перекликается с «Винни-Пухом». Однако может возникнуть проблема с идентификацией персонажей, надо включить фантазию и угадать, что за зверь, скажем, Пин и Копатыч. Вроде бы добрые герои, ничего отрицательного нет. Темы взяты интересные, но и развязки особой не наблюдается. Например, в «Скверных приметах» один из героев начитался книги о приметах и всячески их нагнетал. «Ты сейчас врежешься, потому что у тебя номер 13 на самокате». Возникает повышенная тревожность. В итоге приходит хрюша Нюша и говорит, что это все ерунда. И не объясняет, почему и что делать. В итоге для ребенка скверные приметы так и остались скверными. И что ему делать — непонятно. «Смешарики» хороши для школьного возраста, когда ребенок уже знает, что такое ирония.

И еще момент. Единственный женский персонаж в мультике Нюша (хрюша) выведен достаточно негативно. Это доминантный тип женщины. Если мужские герои спокойные, задумчивые, интеллектуальные, то Нюша — маленькая стервочка, которая всеми руководит. Если бы был еще один образ-антипод, это бы как-то сглаживалось. То есть здоровой женской модели здесь не показано. Словом, идея хорошая, но для детского восприятия малышей она не до конца продумана.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Если ребенок дошкольного возраста, то «Смешарики» лучше смотреть со взрослым и обязательно потом обсудить. Спрашивать, например, о чем была серия, что понравилось, чье поведение удивило и т.д.

Опасности мультфильмов: «Спайдермен» повышает тревожность


Психотерапевт прокомментировал реакцию ребенка на любимые мультфильмы.


Мультфильм "Спайдермен"

На что именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления от их просмотра 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук.

После просмотра серии «Человека-паука» Ростик долго не мог уснуть, метался по комнате, изображая спайдермена. Ночью он с кем-то дрался и ссорился, пришлось даже будить, потому что он чуть не вывалился из кроватки. Говорил, что ему снились пауки. Заставил обойти весь дом в поисках живых пауков. Нашел в коридоре одного и не успокоился, пока мы не сняли паучка пылесосом.

Ольга Сташук, психолог-консультант:

«Человек-паук» может быть крайне привлекательным как для мальчиков, так и для девочек с 4 лет. Тема старая, но очень популярная — игра в супергероя, богатыря, который всех спасает и обладает недюжинными способностями. Ребенку нужно иметь подобную идеальную модель: для мальчиков — символ мужественности, для девочек — образ защитника. Для деток постарше есть тема гражданской ответственности: нельзя проходить мимо того, кто в беде. И в этом кроется большой перекос. Когда один человек берет личную ответственность за все, что происходит в мире, и сам пытается перекроить весь мир — это идея-фикс. Супергерой возникает, если мир — тотальное зло и несправедливость, и после просмотра может возникнуть излишняя тревожность.

Хотя в случае с очень спокойным по натуре Ростиком «Человек-паук» может даже приносить пользу, дав ребенку понять, что где-то в нем внутри сидит та личность, которая сможет дать отпор, всех победить, навести порядок и справедливость. Похоже, что во сне он проживает то, что не позволяет себе в повседневной жизни (постоять за себя, выплеснуть обиды).

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Спрашивать, как бы ребенок поступил на месте Человека-паука. Объяснять, что мир надо изучать, а не сразу изменять. И что ребенок не один, как герой мультика, а вокруг есть много людей, способных помочь.

Опасности мультфильмов: "Пингвины из Мадагаскара" культивируют "сортирный" юмор


Психотерапевт прокомментировал реакцию ребенка на любимые мультфильмы.


Кадр из мультфильма "Пингвины из Мадагаскара"

На что именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления от их просмотра 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук.

У Ростика мультик "Пингвины из Мадагаскара" — лидер по просмотрам две последние недели. Просит включить его и перед походом в садик, и после ужина дома. Как только он начинается, Ростик принимается кричать на всю комнату: «Шкипер! Ковальски!». Появилась и новая шутка: подойти к маме или папе, укусить за руку или щеку, а потом долго ехидно смеяться.

Ольга Сташук, психолог-консультант:

Не мультик, а находка для психолога. Ощущение, что характеры четко прописаны по типам личности и у каждого пингвина есть свой диагноз. Шкипер — параноидальный солдафон. Рядовой — оптимист, на жизнь смотрит с юмором. Ковальски — интеллектуал, аналитик. Если смотреть по Фрейду, то пингвины явно застряли на стадии, которую проходят дети от 1,5 до 3 лет, когда их приучают к опрятности, хождению в туалет, мытью рук. Здесь четко выписан детский интерес к нечистотам, унитазу, супервонючкам и так далее. И это очень привлекает детей, это темы их обсуждений в садике. Это неплохой выход чувству стыда. Также позитивна и привлекательна слаженность «коллектива пингвинов», их доведение любого дела до конца.

Из негатива — в «Пингвинах» нет смыслового спектра. Чему этот мультик учит ребенка? В «Мадагаскаре» хороший посыл — быть самим собой, принимать другого таким, какой он есть, а в «Пингвинах» этого смыслового спектра нет. Задания, которые они придумывают себе, совершенно нелепые: движение ради движения, действие ради действия: давайте весело и дружно делать что-то, не понимая, зачем. Неконструктивно.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Спросить у ребенка, какой персонаж ему больше всего нравится. Попросить описать — это и будет образ его внутреннего «я». Тот образ, каким мечтает видеть себя. А это — лучшая диагностика его душевного состояния.

Источник Источник

Вам также будет интересно:

Гороскоп на май козерог женщина точный
Безусловно, май этого года может стать для Козерогов идеальным временем, чтобы проявить...
Карта таро башня, ее значение, внутренний смысл
Карта изображает Вавилонскую башню. Согласно Библии, однажды люди всего мира решили вместе...
Приснилась Мама во сне, к чему это
Сонник: Сонник Дениз Линн (краткий) Сонник Мать Может отражать ту часть вашей личности)...
Восковое гадание: как гадать и значение символов
Такой древний магический ритуал, как гадание на воске и воде, позволяет сделать самый...
К чему снятся морские животные
Нередко нам снятся сны о рутинной работе, постоянных делах и трудовых буднях. Но что...