Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Астения: симптомы, лечение Астено тревожный синдром что

Химические растворы Что такое гомогенный раствор

Организация и вооружение мотострелкового отделения Состав мотострелкового отделения на бтр

Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)

Явление диффузии. Что такое диффузия? Диффузия физическое явление

Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам

Картины архипа куинджи с названиями

Порядок расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

Бухгалтерские регистры: оборотно-сальдовая ведомость Синтетический учет используется

Курс «Компьютерная лингвистика О курсе лекций «Компьютерная лингвистика»

Олеся Малибу - биография, карьера, личная жизнь

Женское здоровье: как его обрести?

Внутренний мир как объект восприятия Как создать свой внутренний мир

Виды, источники и причины загрязнения окружающей природной среды

Габдулла Тукай: краткая биография

Древнейшая скифская культура и скифо сибирский мир. Скифская цивилизация. На тему “бытовая культура скифов”

В 1903 году на Кубани, возле станицы Келермес, были раскопаны четыре из шести имевшихся в этом месте скифских курганов. Захоронения относились к VI веку до н. э. и дали много ценнейших памятников. Раскопки следующего года осуществлял известный археолог Н. И. Веселовский. Несмотря на то, что оставшиеся два кургана, которые он вскрыл, были частично разграблены еще в древности, ученому удалось выяснить основные принципы устройства этих скифских захоронений. Ямы прямоугольной формы были разделены бревнами на три части: в центре погребены люди, а по бокам - кони (в одном захоронении их было двадцать четыре, а в другом - шестнадцать). Деревянный настил сверху могилы перекрывала насыпь.

Итак, как завершилась эта великая цивилизация? Было ли это внезапным или медленным переходом? Симпсон указал, что скифы были преодолены различными племенными федерациями и другими кочевниками. Их культура исчезла, поскольку они постепенно поглощались этими группами. Скифское наследие продолжалось в другой гораздо более поздней кочевой группе - монголах. Были ли сходства между этими кочевыми культурами? На общем уровне были некоторые, но Симпсон быстро заметил, что были также явные изменения в плане технологии оружия и художественных работ.

В одном из погребений (женском) обнаружили круглые зеркала из бронзы и серебра. Серебряное зеркало имело загнутые назад края (оригинальная скифская форма) и с тыльной стороны электровую (сплав золота и серебра) обкладку с изображением в восьми секторах плоскости круга богини Кибелы - покровительницы животных, в том числе и фантастических. Среди вещей из мужского захоронения особенно интересны золотые обкладки ножен и рукояти меча с изображением «древа жизни» и фантастических животных (древневосточные мотивы), а также оленя и птичьих голов на выступе в верхней части ножен (скифские изображения и форма).

Скифы, разделяя некоторые характеристики с этими более поздними средневековыми кочевниками, не были более ранней версией монголов. В заключение, по-видимому, существует огромная угроза будущим усилиям по восстановлению. На скифских гробницах есть временное ограничение, поскольку изменение климата продолжает влиять на вечную мерзлоту, которая когда-то защищала их захоронения. Археологи должны быстро работать, чтобы спасти эти могилы, потому что изменения температуры означают, что быстрое разложение является реальной опасностью для спасения найденных в них материалов.

Кроме того, обнаружили бронзовые шлемы и прямоугольную золотую пластинку - обшивку горита (колчан для стрел и футляр для лука), разделенную на двадцать четыре квадрата, с рельефными изображениями оленей. Там же найден боевой топорик, рукоять которого украшена золотой обкладкой. Многочисленные животные на ней сделаны наблюдательно, с великолепным знанием натуры и одновременно в своеобразной, несколько условной манере. Для скифского искусства характерен так называемый «звериный стиль» - изображение животных, борьбы зверей, момента, когда хищник терзает свою жертву.

На тему “бытовая культура скифов”

Скифы были опытными всадниками, страшными воинами и замечательными мастерами. Они изобрели татуировки, брюки и мягкое седло, покрыли бескрайнюю территорию и процветали во враждебном и коварном климате. Британский музей привел эту замечательную цивилизацию в центр внимания на один раз в жизни. Не пропустите эту невероятную возможность вернуться во времени и увидеть другую сторону давно утраченной древней культуры.

Скифы. Материальная и духовная культура

Два тысячелетия назад кочевые племена бродили по огромным открытым равнинам Сибири. Эти грозные воины боялись, ненавидели, восхищались, но со временем забывали. Погруженный глубоко в замерзший Алтайский склон в южной Сибири, скифские гробницы продолжают открываться современными археологическими раскопками. Удивительно хорошо сохранились в вечной мерзлоте, скифская одежда и ткани, еда и оружие, впечатляющие золотые украшения - даже мумифицированные воины и лошади - иллюстрируют историю и культуру этой утраченной цивилизации.

Пантера и Олень

К лучшим образцам скифского искусства относится знаменитая Пантера, найденная в одном из келермесских курганов. Она представляет собой массивную рельефную золотую бляху, служившую для украшения центральной части щита. Сам щит не сохранился. Мастер, создававший Пантеру, сумел передать характерные повадки зверя, его мягкое, крадущееся движение. Но вместе с тем изображение носит условный характер - многое в нем имело, очевидно, магический смысл. Не случайно каждая лапа животного изображена в виде маленькой свернувшейся пантеры - она наделялась как бы могуществом целого зверя, а хвост, составленный из шести пантер,- соответственно еще большей силой. В изображении преобладают крупные плоскости. Очевидно, эта техника связана со спецификой обработки дерева и кости, а затем перенесена на золото. Глаз Пантеры инкрустирован цветной пастой.

В стеклянных корпусах расположены сверкающие сокровища и предметы домашнего обихода, которые демонстрируют мастерство мастерства для кочевого племени. Через 200 экспонатов, начиная от бронзовых зеркал до кусков косы, мы узнаем, что скифы были напрасны и их вкус к украшению распространился на их собственные тела.

Выставка движется от демонстрации индивидуальности членов племени, чтобы продемонстрировать силу племени в целом. Благодаря превосходному оружию и лошадиной силе, племя опасалось каждой империи от юга России до Китая. Перед гуннами или монголами скифы развивали мощные луки, топоры и уздечки, которые делали их страшными воинами.

Скифская культура. Пантера - украшение щита
Из Келермесского кургана
Золото. Нач. VI в. до н.э.
Государственный Эрмитаж


Те же художественные принципы лежат в основе другого замечательного памятника скифского звериного стиля - Оленя, найденного также на Кубани, но в другом захоронении- близ станицы Костромской. Выразительно переданы упругое тело животного, вытянутая шея и настороженно поднятая голова. Преувеличенно большие рога показаны условно. В центре уха и глаза некогда были вставки из камня или пасты.

Религия и религиозные обряды

Карта Евразии, показывающая масштабы Ахеменидской империи и Евразийской степи и смешанных лесов, в значительной степени занятых скифами. Карта, созданная Павлом Гудхедом. Скифы никогда не разрабатывали письменный язык. Их подвиги, однако, были зафиксированы их современниками, прежде всего греческим историком Геродотом.

Истинная магия выставки не может быть найдена в сиянии впечатляющих золотых украшений, а скорее близость, с которой мы можем видеть внутренние артефакты - гребни, ногти, украшенную женскую обувь, - которые дают представление о племенах «потерянных» образ жизни.



Скифская культура. Олень - украшение щита
Из Костромского кургана
Золото. Нач. VI в. до н.э.
Государственный Эрмитаж

Скифские «цари»

В 1912 - 1913 годах Н. И. Веселовский вел раскопки южнее Никополя, в одном из районов, где в древности жили «царские скифы» - наиболее сильные и влиятельные среди родственных им кочевых племен. Курган Солоха оказался частично разграбленным, однако грабители обнаружили в огромной насыпи кургана (высота ее восемнадцать метров) лишь одно из двух захоронений и похитили только часть вещей. К главному захоронению, где были погребены вождь, оруженосец и слуга, вел колодец, сделанный в самом грунте, и от него наклонный ход, завершавшийся погребальной камерой. Поблизости, в специальной яме находились скелеты пяти коней и рядом могила конюшего. Самые ценные предметы помещались возле скелета вождя (царя). Это были вещи по преимуществу античной работы, полученные в результате обмена через греческие колонии в Причерноморье. Эллины ввозили в Скифию предметы ремесел и, в частности, ювелирные изделия, драгоценности, высоко ценившиеся у скифской знати. Так, в захоронении скифского вождя оказались ныне всемирно-известный Солохский гребень, чаша фиала, служившая для возлияния вина в честь богов (вождь был одновременно и жрецом), украшенная рельефным изображением борющихся животных, бронзовый шлем, семь сосудов греческого производства и некоторые другие предметы, свидетельствующие о торговых и культурных связях скифов с греками.

Скифы: Воины Древней Сибири - это проницательная эксгумация потерянных людей и один раз в жизни в Британском музее. Возрастная рекомендация: подходит для детей. После того, как государство бывшего Советского Союза, эта страна в настоящее время переходит в свое третье десятилетие как независимая республика с географической точки зрения, она расположена в Центральной Азии и является самой большой страной, не имеющей выхода к морю, простирающейся от Каспийского моря на западе до Алтайских гор на востоке, и граничит с Россией, Китаем, Туркменистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.

Солохский гребень

Солохский гребень - работа греческого мастера V века до н. э. исполнен с учетом вкусов заказчиков, со знанием специфики жизни скифов. Скульптурная группа (ручка гребня), отделенная от линии зубцов двумя полосами с зажатыми между ними фигурками львов, изображает схватку между скифами. На помощь всаднику спешит пеший воин, а их противник (его конь лежит раненый на земле) пытается противостоять превосходящим силам врага. Фигуры необычайно выразительны, динамичны, прекрасно передан этнический тип, характерные особенности костюма и т. д. Вместе с тем сама композиция (симметричная группа, равновесие масс, предельная ясность каждого компонента и чувство целого) типична для античного искусства периода классики.

По размеру, это девятая по величине страна в мире, эквивалентная размерам Западной Европы. Легендарные завоеватели, такие как Александр Великий и известный Чингисхан, давно вторглись в эту землю. Учитывая вышеприведенные подсказки, следует безошибочно определить страну тайны как Казахстан, страну, которая вызвала интерес у историков, инвесторов и туристов во всем мире.

Быт и культура скифов

Чтобы узнать больше о корнях Казахстана, во-первых, мы должны вернуться во времени к далекому бронзовому веку. Андроновские общины были сельскохозяйственными по своей природе, занимались земледелием и использованием лошадей, крупного рогатого скота, овец, бактрийских верблюдов и коз. Воины были очень уважаемы, и они поклонялись Богу Солнца, который, как полагали, защищал их. На них изображены разные виды животных, ритуальные танцы, боги с солнцем, колесницы и военные сцены бронзового века.


Гребень.
Из кургана Солоха
Золото. Кон.V - нач. IV в. до н.э.
Государственный Эрмитаж


Солохский гребень и многие другие вещи античной работы содержат изображение скифов. Но в том же захоронении обнаружены и скифские памятники с характерными элементами «звериного стиля» и местными формами. Такова, например, золотая обкладка ножен меча с типично скифским выступом вблизи рукояти, а также с изображениями животных, выполненными в компактной. замкнутой композиции, в условной манере, с деформацией фигур, имеющей целью включить их в определенное пространство предмета, который они призваны заполнить и украсить.

Казахстанская перспектива. Через века после Андроновской культуры в железный век сакские народы вступили и завоевали Казахстан. Например, греки называли это племя «скифами». Скифские земли охватывали Восточную Европу и Центральную Азию. Геродот в несколько мифологическом контексте родословной сказал. Их традиция такова. Некий Таргитаус был первым человеком, который когда-либо жил в своей стране, что до его времени было пустыней без жителей. Таргитаус, таким образом, спустился, родил трех сыновей, Лейпоксайса, Арпоксайса и Колакси, который был самым молодым из трех.

Чертомлыкский курган

Самый большой из скифских курганов, расположенный севернее Никополя,- Чертомлыкский (IV в. до н. э.) - имеет около двадцати метров в высоту и пятьдесят метров в диаметре. Раскопки его вел один из первых русских археологов И. Е. Забелин, в 1862 - 1863 годах. Под насыпью он обнаружил ряд подземных гробниц, часть которых сообщалась между собой. Захоронены были «царь» и «царица», два оруженосца, двое слуг. Рядом с тремя ямами, где находились скелеты одиннадцати лошадей, обнаружили могилы двух конюших. Люди, животные, вещи, служившие царю при жизни, должны были сопровождать его в загробный мир.

В то время как они все еще правили землей, с неба выпадали четыре орудия, все золото - плуг, иго, боевой топор и чашка для питья. Поэтому он пошел своим путем, и второй шаг вперед сделал попытку, но то же самое произошло снова. Золото отвергло как старшего, так и второго брата.

К последнему присоединился самый младший брат, и сразу же огонь погас; поэтому он взял золото и отнес его к себе домой. Затем оба старца согласились вместе и превратили все царство в молодого человека. Из Лейпоксайса возникли скифы расы под названием Аучайта; из Арпоксай, средний брат, те, кого называют Катиари и Траспианцы; из Колакси, самого молодого, королевского скифа или Паралаты. Все вместе они называются Сколоти, после одного из их царей: греки, однако, называют их скифами.

Во время раскопок археологи неожиданно натолкнулись на «мину» (грабительский ход) и в ней обнаружили скелет человека. По-видимому, это был грабитель, погибший во время внезапного обвала, в то время как он пробирался по прорытому лазу в курган за ценностями. Как выяснилось, часть вещей была все же похищена, но тайники в стенах грабители не обнаружили. Из них-то археологи и извлекли много ценных памятников.

Сколько стоит написать твою работу?

В другой версии Геродот упомянул. Это то, что блуждающие скифы когда-то жили в Азии, и там сражались с Массагетами, но с больным успехом; поэтому они покинули свои дома, пересекли Араксы и вошли в землю Киммерию. Ибо земля, которая сейчас населена скифами, раньше была страной киммерийцев. По их приходу, туземцы, которые слышали, сколько многочисленной армии вторжения, провели совет. На этом заседании мнение разделилось, и обе стороны жестко поддержали свое мнение; но совет королевского племени был более храбрым.



Горит.
Из кургана Чертомлык
Золото. IV в. до н.э.
Государственный Эрмитаж


Здесь были предметы быта (котлы, светильники, посуда), украшения одежды (золотые бляшки в виде треугольников, розеток, а также с рельефным изображением головы Диониса и культовой сцены, где скиф получает сосуд от богини, восседающей на троне), предметы вооружения - наконечники стрел, железные мечи, ножны, на золотой обкладке которых изображено сражение, а также золотая обкладка горита. Греческий мастер изобразил на горите последовательную цепь эпизодов из жизни эллинского героя Ахилла - с момента, когда его, еще ребенка, обучают владеть луком и стрелами, и кончая моментом, когда мать держит урну с прахом Ахилла и оплакивает гибель своего сына. Мифологический сюжет, характер композиции (две полосы рельефа с равномерно заполняющими его фигурами, расположенными в плоскости изображения), трактовка образов - все здесь выдержано в классической традиции греческого искусства. Точно такие же гориты обнаружены были позднее и в других древних захоронениях: по-видимому, с одной формы их изготовили в нескольких экземплярах для знатных заказчиков.

Ибо другие убеждали, что самое лучшее, что нужно сделать, это покинуть страну и избежать соревнования с таким огромным хозяином; но королевское племя посоветовало остаться и сражаться за землю до последнего. Поскольку ни одна из сторон не решила уступить, тот решил уйти без удара и уступить свои земли захватчикам; но другие, вспоминая о добрых вещах, которыми они наслаждались в своих домах, и представляя себе зло, которое они должны были ожидать, если бы они отказались от них, решили не бежать, а скорее умереть и, по крайней мере, быть похоронены в своей родине, Таким образом, решив, они разделились в двух телах, таких же многочисленных, как и другие, и сражались вместе.

Ю.Г. Шапиро
По Эрмитажу без экскурсовода. Изд-во «Советский художник», Л. 1968

ГБПОУ Дзержинский педагогический колледж

Реферат

на тему:

Культура скифов

Дзержинск

1. Введение………………………………………………………….3

2. Изучение скифской культуры………………………………...5

Все королевское племя были убиты, и люди похоронили их у реки Тирас, где их могилу еще предстоит увидеть. Затем остальные киммерийцы ушли, и скифы при их приходе овладели пустынной землей. Скифы были кочевниками, блуждающими с места на место в поисках самой удобной земли для ведения сельского хозяйства. Они держали лошадей с особенно высоким уважением. На самом деле, скифы наиболее известны тем, что скакали на лошади на полной скорости, стреляя луками, особенно полезными для войны. Скифы запугали многочисленные народы, на которые они ступили, включая царство Урарту, Палестину, Египет и Ассирию, и их дух воина заставил их стать архетипом для доблестного полумесяца и полукорового кентавра.

3. Быт и культура скифов………………………………………..6

4. Мифы скифов об их происхождении………………………..12

5. Заключение……………………………………………………... 13

6. ………………………..14

ВВЕДЕНИЕ

Скифская культура - термин, в который исследователи вкладывают разный смысл. В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов, занимавших территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. В более широком смысле термин употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон к северу от Черного моря и Северного Кавказа в VII - III вв. до н. э. В данную эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним территории были заселены различными по происхождению племенами, говорящими на разных языках. Однако основное занятие их (пастушеское скотоводство, охота, частично земледелие), материальная культура, общественный строй, искусство всех этих племен имели много общего. Для скифской культуры характерно широкое применение курганного обряда при захоронениях. Рядом с погребением знатного скифа или их царя клали убитых жен-наложниц, слуг, рабов коней. Сверху насыпан высокий курган. К примеру, курган Ульского аула (VI в. до н. э.), высотой 15 м знаменит тем, что здесь в жертву умершему было принесено более 400 коней. Выразительные элементы скифской культуры - бронзовые котлы, зеркала с петельками и ручками в центре диска, распространение звериного стиля в искусстве. Весь комплекс этих ярких признаков имел широкое распространение в культурах кочевников степей Евразии, так называемого скифо-сибирского мира. Этим обусловлено и появление термина "скифо- сибирский звериный стиль".

Их вторжение в отдаленные народы привело не только к добыче, но и к накоплению богатых знаний о разных культурах, которые они вернули с собой на территорию Казахстана. Женщин ценили так же, как мужчины в скифском обществе, и их цивилизация увидела великих женщин-лидеров в международных делах. Томирис, скифская королева, руководил армией и отомстил персам за смерть своего сына в предыдущем сражении. Отвага и решительность Томириса высоко оцениваются и сегодня. В качестве доказательства ее популярности, сегодня женское имя Томирис распространено в Казахстане, поскольку она является национальной героиней.

Скифы играли серьезную роль в политической жизни Передней Азии, участвовали в процессе этногенеза многочисленных народов нашей страны, создали поразительное искусство, получившее широкое географическое распространение. Сведения о скифах содержатся у греческих и латинских писателей и в ассирийско-вавилонских клинописных документах. Ценнейшим сведениям о занятиях, обычаях, образе жизни и верованиях скифов мы обязаны Геродоту, который посвятил значительную часть своей "Истории" этому народу. Известно о вытеснении скифами киммерийцев и их военных походах в страны Передней Азии с 70-х гг. VII в. до начала VI в. до н. э. под предводительством Партатуэ, когда они были частично уничтожены мидийцами. В VI в. до н. э. персидский царь Дарий с огромным войском (700000 человек) вторгается в скифские владения и терпит поражение. IV в. до н. э. - время наивысшего экономического, культурного и политического подъема в истории скифского царства. Основу его экономики составляла торговля зерном, вывозившимся в греческие города Северного Причерноморья. Многие шедевры греческих ювелиров и торевтов, обнаруженные археологами в царских курганах, были получены в обмен на вывозимый хлеб. В середине III в. до н. э. Скифия превращается в безлюдную пустыню в результате нашествия сарматов. Однако ко II в. до н. э. происходит возрождение государства скифов. В 3 в. скифское царство было уничтожено готским нашествием.

Почти непрерывная война между скифами и персами в конечном итоге привела к частичному союзу двух групп. Персидские войска были запуганы доблестной скифской конницей, что заставило пакистанских персов бежать. В результате продолжительной битвы с персами часть скифов была побеждена, и они были вынуждены платить налоги, чтобы обеспечить кавалерию для персидской армии. В битве при Марафоне скифы сражались на стороне персов, ранее врагов, теперь союзников, против греков. Ранее в феодале сам Дарий ссылался на казахских скифов.

Земля азиатских скифов также привлекла внимание Александра Македонского. Он основал свой девятый город, Александрию Эскат, на берегу реки Сырдарьи. Скифы сыграли большую роль в том, чтобы помешать этому великому вождю завоевать остальную часть мира, блокируя свой путь на реке Сырдарья.

ИЗУЧЕНИЕ СКИФСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Скифская культура представляет собой часть обширной историко- культурной общности, охватывающей огромную территорию от Дуная до Монголии. Изучение скифского мира остается оной из насущных проблем отечественной археологии. Одним из первых открытий в области скифоведения явились раскопки Литого кургана, осуществленного в 1763 г. по распоряжению губернатора Новороссийской губернии А. П. Мельгунова, по фамилии которого этот памятник стал известен в науке под именем Мельгуновский курган. Середина XIX в. явилась временем открытий И. Е. Забелина в степях около Никополя, среди них - раскопки Чертомлыцкого кургана, получившего всемирную известность. Вторая половина XIX и начало XX в. - период знаменитых раскопок Н. И. Веселовского на Кубани и Нижнем Днепре, когда были открыты выдающиеся памятники скифской культуры - Келермесские, Костромской, Ульские курганы, а также знаменитый курган Солоха. Большой вклад в изучении проблем скифоведения внесли советские археологи. С 30-х гг. начались раскопки курганов рядового населения Скифии, небывалые по масштабам раскопки курганов развернулись в 60-е гг. Кубанские курганы, когда были открыты выдающиеся скифские памятники, в том числе курганы Толстая могила и Гайманова могила. В работах Б. Н. Гракова, А. И. Тереножкина, Б. А. Рыбакова рассмотрен широкий круг проблем, связанных с культурой и составом населения Скифии. Каждя из поставленных проблем становилась предметом дискуссии, в том числе проблема происхождения скифского звериного стиля, к этой проблеме мы ещё вернёмся позже.

Скифы были не только талантливыми в войне, особенно кавалерией, но и талантливыми артистами. Они разработали выдающееся искусство, названное «звериным стилем», которое характеризуется текущими движениями хищных зверей, некоторыми мифическими, как грифоны, и травоядными животными, как лошади, которых они любили, и ожесточенной борьбой между ними. Хотя главный образ в этой статье - из Украины и северных скифов, в Юго-Восточном Казахстане было найдено много предметов - часто в виде золотых рельефов, относящихся к их животному стилю.

Иссыкский курган сохранил могильный монументальный курган скифского царя, одежда которого была полностью покрыта золотом. У короля была знаменитая остроконечная шляпа - тиграксауда - его сакских людей, украшенных изображениями крылатых лошадей. Историки полагают, что крылатые лошади символизируют Бога Солнца, которому поклоняются со времен бронзы. Одежда короля дополнялась аксессуарами для животных, такими как два массивных кольца и пояс с фигурой бегущего оленя.

БЫТ И КУЛЬТУРА СКИФОВ

О физическом типе скифов Гиппократ писал: "Фигуры их толсты, мясисты, не членораздельны, слабы, вялы. При своей широкой безбородой наружности скифы все на одно лицо... Народ скифский от холода русый, так как солнце его не печет. Белое тело обжигается морозом и оно краснеет". Из вышеописанного следует, что причерноморские скифы, как и среднеазиатские саки при ярко выраженном европеоидном типе имели светлую кожу. У скифов была более светлая по сравнению с греками пигментация волос. Изображения скифов имеются на сосудах и других предметах греческой работы, найденных в курганах северного Причерноморья. На них представлены скифы ярко выраженного европеоидного типа, с гладкими или слегка волнистыми волосами на голове. Тот же европеоидный тип имеют и саки, изображенные на персепольских барельефах, а также на ряде золотых пластин из Аму-дарьинского клада. Глос. Персеполь, Аму - дарьинский клад.

По изображениям работы греческих мастеров можно также составить полное представление об одежде скифов. Они носили короткий, меховой, шерстью вниз кафтан с косыми, заходящими одна за другую полами, перетянутыми кожаным поясом. Наружная поверхность этих кафтанов расшивалась узорами. Головные уборы были двух типов: островерхие, подобные сакским (меховые или войлочные); либо шлемовидные, подобные шапкам- ушанкам. Штаны на одних изображены узкие, меховые или кожаные, на других - широкие матерчатые или тонкого войлока. Заправлялись они в кожаные сапожки, которые, так же как и у саков, перевязывались у лодыжек ремнем.

Говоря же об особенностях культуры скифов, в первую очередь стоит обратиться к так называемому “звериному стилю” в скифской культуре. Понятием "звериный стиль" принято обозначать широко известную изобразительную манеру мастеров-художников первой половины - середины I тысячелетия до н. э. Эта манера изображения имела характерные общие черты в декоративно- прикладном искусстве скифских, сарматских, сако-масагетских и других кочевых племен, населявших Великую степь. Нельзя назвать ни одной категории бытовых предметов, которые не стремились бы украсить кочевники. Тысячи изделий из металла, дерева, бересты, кожи, обнаруженных в степях Евразии, имели общие художественные мотивы - изображения различных животных (оленя с поджатыми ногами, свернувшегося хищника, грифа и др.) и сцены борьбы хищников или нападения хищников на копытных.

Дискуссия о происхождении скифо-сибирского звериного стиля в отечественной науке многие годы велась вокруг двух гипотез. Одна группа исследователей считала, что скифское искусство целиком сложилось во время скифских походов в Переднюю Азию на основе древневосточного искусства и в готовом виде быстро перенесено в степную Евразию (М. И. Артаонов, Н. Л. Членова) Другие исследователи считали, что скифское искусство сложилось в недрах евразийских степей, т. е. выдвигали центральноазиатскую гипотезу (В. А. Ильинская, А. И. Тереножкин). Современный взгляд на указанную проблему определяют две точки зрения.
1. Раскопки царского кургана Аржан в Туве, где были найдены древнейшие предметы скифо-сибирского звериного стиля IX -VIII вв. до н. э., позволил одним исследователям утверждать, что "проблема происхождения скифской культуры, искусства и самих скифов может считаться в общих чертах решенной. Установлено, что их родину следует искать в глубинах Азии, а не в Северном Причерноморье и не в Передней Азии" (В. А. Ильинская, А. И. Тереножкин, 1983).
2. " Не исключено, что именно племена скифов принесли с собой на Передний Восток мотив оленя с поджатыми ногами и ветвистыми рогами, мотив пантеры, стилизованное изображение головы грифа... Вместе с тем, не говоря уже о позе оленя или барана, распространенной весьма широко в искусстве Передней Азии еще во II тысячелетии до н. э., на территории Ирана найдены памятники с изображением тех же животных, хотя в иной стилизации. Голова грифа венчает обухи луристанских топоров еще в X - IX вв. до н. э., олень с поджарыми ногами есть на луристанских "псалиях" конца VIII в. до н. э." (В. Г. Луконин, 1984). Глос. Аржан, псалии, Луристан или луристанские бронзы.

Блестящие образцы искусства найдены при раскопках всемирно известных скифских царских курганов - Солохи, Чертомлыка и др. Отличительной особенностью скифского искусства является "скифский звериный стиль". Изображения отдельных животных в изделиях скифов (оленя, барса, коня и др.) сочетаются со сложными композициями, выполненными с большим мастерством. Сокровища скифских курганов - это, как правило, набор изделий выполненных разными мастерами, принадлежащим различным художественным школам. Например, в Келермесских курганах - захоронениях скифской знати, часть золотых изделий связаны с древневосточным искусством, часть с раннегреческим. Некоторые вещи не были скифскими, а добыты во время переднеазиатских походов. Часть предметов изготавливалась, очевидно, по специальному заказу скифских царей и знати у мастеров различных стран (ассирийцев, греков и др. В V - IV в до н. э. скифское искусство развивалось под влиянием греческих мастеров, которые жили в городах Боспора. Боспорские мастера хорошо знали запросы своих заказчиков - скифов и изготавливали вещи по их вкусу. "Как быстро теряют ранние скифские вещи тот пласт фантастических образов, который связан с искусством Переднего Востока! Уже в раннескифских памятниках из курганов Северного Причерноморья (VI-V вв. до н. э.) он исчезает вовсе: там скифское искусство приходит в соприкосновение с искусством Греции. Но эти образы живут в искусстве Ирана эпохи Ахеменидов. Они встречаются в на ахеменидских печатях, на серебряных и золотых сосудах (в особенности на ритонах). На изображениях ахеменидских мечей, даже в "большом" искусстве - на капителях колонн, на рельефах."

Однако, в период своего военно-культурного расцвета скифы развивали свой культурный потенциал, а параллельно с этим распространяли его на своих соседей.

Парадокс заключается в том, что скифизируется наиболее мощная в военном отношении этнокультурная группа лесостепи, а в более слабых группах эти процессы менее заметны.

В этом же ключе работает и то, что на территории Азербайджана, по сведениям Геродота, служившего “скифской дорогой” для нашествий в Переднюю Азию, в скифское время продолжает существовать без значительных изменений ходжалы-кедабекская культура, скифское влияние на которую слабо ощутимо и ограничивается восприятием отдельных элементов триады. Еуджен Москалу отмечает, что в памятниках типа Сентеш-Векерзуг и Чиумбруд, наличие элементов триады в которых послужило основанием для ряда исследователей говорить о завоевании скифами этих территорий, 99% и даже 100% керамического комплекса составляет местная керамика, а между тем, пишет он, “никто не говорит о кельтах в Трансильвании без кельтской керамики”

Тезис о том, что кочевники не приносят с собой своей керамики, а пользуются местной, не так уж бесспорен. Кочевники вовсе не находятся в состоянии постоянного доминирующего симбиоза с оседлым населением, и в периоды становления их власти в той или иной области они вынуждены изготавливать себе посуду сами. Речь, несомненно, должна идти о домашнем производстве, и, вероятнее всего, это был удел женщин и детей. Поэтому, даже завоевав какое-то оседлое население, кочевники вряд ли были так уж заинтересованы в местной керамике, разве что в ее парадных, престижных формах. Отказ от этого положения должен был диктоваться весьма серьезными причинами, а скорее всего одной – гибелью своих жен и детей. Такие варианты тоже возможны, но смешно считать, что кочевники постоянно и сознательно обрекали их, родную кровь, на гибель, устремляясь в походы и завоевания новых земель. Не стоит забывать и о сакральной функции некоторых категорий керамики. О том, что кочевники приносили с собой свою керамику, свидетельствует, в частности, и то, что мы находим скифскую керамику в памятниках Добруджи, на территории так называемой “малой Скифии”.

Так что факта присутствия триады явно недостаточно для утверждения о завоевании скифами какой-либо территории.

С другой стороны, обращает на себя внимание и факт отсутствия единого архетипа триады даже в границах Северного Причерноморья, выраженный в том числе и в значительном разнообразии и “отсутствии стандарта” в оформлении отдельных элементов триады даже в одном могильнике. По словам В. Г. Петренко, “для каждого региона скифской культуры характерны все же свои особенности развития материальной культуры, и, в частности, типов наконечников стрел”, сохраняется только “общая тенденция в развитии форм”. В некоторых локальных группах отсутствуют отдельные элементы триады, даже весьма яркие, как, например, зооморфные псалии, выступающие в периодизационной схеме раннескифской культуры, предложенной И. Н. Медведской, хронологическим индикатором прихода новой волны скифов и начала второго этапа раннескифской культуры, отсутствуют в западноподольской группе.

Отметим также, что если рассматривать степные памятники как ту самую среду, в которой рождалась триада, то в них отсутствует ряд таких ее важных элементов, как навершия, шлемы кубанского типа, зеркала с боковой ручкой, а каменные блюда все-таки представлены в незначительном количестве – четыре экземпляра.

Все это не согласуется не только с концепцией завоевания лесостепи скифами – носителями триады, но и вообще с идеей триады как целостного комплекса, присущего конкретному этносу. Триада – собирательный, абстрактный образ, созданный не скифами, а скифологами. Поэтому бессмысленны и поиски некоего гипотетического очага зарождения триады, не увенчавшиеся, кстати, до сих пор успехом.

Из проявившегося полицентризма происхождения элементов триады возникает мысль о принципиально ином механизме ее распространения и, шире, иной модели реконструкции событий. Не завоевания скифов, а взаимодействие культур, в ходе которого вырабатываются общие стереотипы, не затрагивающие, в принципе, основ существования этих культур.

Несколько диссонирует с этим утверждением, пожалуй, только наличие в триаде (с ними – пентаде) таких элементов, как каменные блюда и бронзовые жертвенные ножи – вещи явноритуального характера. (Впрочем, ряд исследователей отрицает сакральный характер каменных блюд). Но мы имеем и другие примеры распространения вещей подобного рода на огромные расстояния и внедрения в “заведомо разные культуры”, весьма труднообъяснимые, как распространение в позднебронзовое время от Северного Причерноморья до Сибири чернолощеной керамики, “образующей в памятниках Кобани, Тагискена, Дындыбай-Бегазы и карасукских разную по удельному весу, но чрезвычайно яркую группу”, или распространение “топоров с крылышками” во всем Средиземноморье, Малой Азии, Северном Причерноморье, Гальштате, Поволжье и Казахстане.

Видимо, здесь мы имеем дело с какими-то глобальными изменениями идеологии в масштабе Евразии, хотя суть их мы и не вполне улавливаем.

Распространение скифской триады также вписывается в контекст подобного глобального изменения, особенно если иметь в виду ее важнейший элемент – скифский звериный стиль. Возникая, он сменяет в Северном Причерноморье т. н. спирально-геометрический стиль орнаментации, характерный для предскифского времени. Но северопричерноморский геометрический стиль только часть более значительного явления – европейского геометрического стиля, и его вырождение начинается практически одновременно в Северном Причерноморье, Греции и Италии; эти синхронии в развитии разных культур были замечены еще в начале века.

Впрочем, надлом старого искусства в это время охватил гораздо более широкие пространства, одним из проявлений его стал кризис расписной керамики, структурная формула орнаментации которой идентична структурной формуле аттической вазописи позднегеометрического стиля, а датировка совпадает со временем существования позднегеометрического стиля в Греции. При этом в Средиземноморье причиной распада геометрического стиля становится “ориентализирующее влияние” переднеазиатского искусства. Именно в результате ориентализации в среднеевропейском гальштате возникает в VII в. до н. э. так называемый стиль Кляйн-Кляйн, одновременно в Италии, в памятниках Эсте появляется звериный стиль ориентализирующего характера.

Звериный стиль – не единственный компонент триады, соотносимый с глобальными культурными процессами. Одним из подобных компонентов выступает и такой типичный признак раннескифской культуры, как стремечковидные удила. Одновременно с ними в Европе распространяется так называемый среднеевропейский тип удил, для которого также характерно оформление концов в виде стремени, но повернутого широкой стороной внутрь. Представляется, что это только разные вариации одной и той же модели, вариации самостоятельные и обусловленные оригинальной интерпретацией общей идеи.

Далее, крестовидные бляхи, в отечественной историографии называемые бляхами новочеркасского типа, как и синхронные им бубенчики-привески к конской узде, распространяются от Северного Китая до Португалии, причем наибольшая концентрация и блях и бубенчиков наблюдается на Балканах, в памятниках иллирийского гальштата.

Если же говорить о псалиях, то нужно начать с того, что псалии аржано-черногоровского типа (как и восьмерковидные бляхи) распространяются не с востока на запад, как обычно считают, а с запада на восток. Эта гипотеза весьма привлекательна, однако в той системе аргументации, которую использует Наталья Львовна, все упирается в датировку Аржана. Судя же по всему, этот вопрос лучше пока считать открытым.

Мифы скифов об их происхождении

По словам Геродота (484-425 гг. до н. э.), скифы считали, что они произошли в пустынной земле от первого человека по имени ТАРГИТАЙ, родителями которого были дочь реки Днепр (Борисфен) и скифский бог грома, соответствующий греческому Зевсу. У Таргитая родились три сына: Липоксай, Арпаксай и Колаксай. От первого произошли скифы-авхаты, от второго – катиары, а от третьего -- скифы-паралаты. Общее же название их было СКОЛОТЫ. Отметим сразу же, что все эти имена носят явный тюркский характер и легко объясняются из карачаево-балкарского языка и других тюркских наречий и диалектов. А слово “сколоты”, безусловно искаженное эллинами, первоначально на языке самих скифов звучал как “схылты”, что на карачаево-балкарском означает социальную верхушку общества. Ведь эти три племени вели свое происхождение от прародителя всех скифов - Таргитая.

Геродот слышал и другое предание или легенду, что скифы происходят от брака Геракла с полудевой, полузмеей, у которой верхняя часть тела была женской, а нижняя - змеиной.

Однако, Геродот продолжает описание происхождения скифов:“Есть, впрочем, и иной рассказ, которому сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Аракс и удалились в киммерийские земли. Действительно, страна, занимаемая теперь скифами (т. е. Причерноморские степи - авт.), первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам. Здесь надо сказать о том, что древние авторы Араксом называли не только современный Аракс, и не столько эту реку, сколько Сыр-Дарью. Следовательно, скифы могли быть теснимы массагетами из степи Приаралья, где когда-то зарождалась древнейшая пратюркская культура.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На фоне изложенного, становится ясно, что скифская культура, как бытовая, так и декоративная, таит в себе множество загадок. Трудность в изучении быта скифов состоит также в том, что нет каких-либо масштабных памятников, кроме курганов, которые, в свою очередь, не полностью отвечают на вопросы исследователей. Так или иначе, мы в праве сделать вывод, что культура скифов очень разнообразна; уровень развития скифской цивилизации в середеине I тысячелетия до нашей эры был достаточно высоким, чтобы говорить о скифах как об одном из величайших народов своего времени. Хочется верить, что с развитием науки и техники нам удастся получить какие-то новые сведения о жизни этого удивительного народа.

Список использованной литературы

1. Артамонов М. И. К вопросу о происхождении скифского искусства, 1962г.

2. Бессонова С.С. Религия скифов.- Николаев: МП "Возможности Киммерии", 1997.

3. Геродот. Избранные произведения, М., 1983г.

4. Граков Б.Н. Скифы. - М.: 1971.

5. Ильинская В.А., А. И. Тереножкин. Скифия VII - IV вв. до н. э. Киев, 1983г.

6. Кузнецова Т. Краткая история скифов // Скифы: Хрестоматия / Сост., введение, коммент. Т.М. Кузнецовой. - М.: 1992.

7. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987г.

8. Смирнов А.П. Скифы. - М.: 1966г

9. Хазанов А.М. Золото скифов. - М.: 1975.

10. Черников С.С. Загадки золотого кургана. Где и когда зародилось скифское искусство. - М.: 1965.

Вам также будет интересно:

Сонник шептать на ухо девушке
Слышать во сне, что кто-то разговаривает шепотом: означает, что наяву вы упустили из вида...
Cонник шлепки токование сонника, к чему снится шлепки токование сонника во сне видеть К чему снится потерять шлепок
Полное описание сна на тему: "Если снится шлепки" с толкованием от астрологов для...
Блока «Я никогда не понимал» и А
Отрывок из личного дневника графа Дракулы. X число X месяца 1XXX года. Я никогда не понимал...
Афанасий Афанасьевич Фет
Прекрасной, мелодичной и необычайно душевной можно назвать работу Афанасия Фета «Ave...
Что такое биотоп и биоценоз в биологии?
Биотопы и биоценозы, экология и этологияБиотоп - это определенная местность, «участок среды...