Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Откровение иоанна богослова главные темы и образы. Толкование откровения про апокалипсис иоанна богослова

Глава тринадцатая. зверь-антихрист и его пособник-лжепророк Глава четырнадцатая. Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и страшным судом; хвалебная песнь 144 000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира Глава пятнадцатая. Четвертое видение: семь ангелов, имеющих семь последних язв Глава шестнадцатая. Семь ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия на землю Глава семнадцатая. Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих Глава восемнадцатая. Падение вавилона – великой блудницы Глава девятнадцатая. Брань слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних Глава двадцатая. Всеобщее воскресение и страшный суд Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли – новый иерусалим Глава двадцать вторая. Заключительные черты образа нового Иерусалима. Удостоверение истинности всего сказанного, завещание соблюдать заповеди Божии и ожидать Второго Пришествия Христова, которое будет скоро
ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ АПОКАЛИПСИСА

Начиная Апокалипсис, св. Иоанн сам указывает на главный предмет и цель его написания – «показать – чему надлежит быть вскоре» (). Таким образом, главный предмет Апокалипсиса составляет таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира. С самого начала своего существования Христова должна была вступить в тяжкую борьбу с заблуждениями иудейства и язычества с целью доставить торжество Божественной Истине, принесенной на землю воплотившимся Сыном Божиим, и чрез это даровать человеку блаженство и жизнь вечную. Целью Апокалипсиса и является – изобразить эту борьбу Церкви и торжество Ее над всеми врагами; показать наглядно гибель врагов Церкви и прославление верных чад Ее. Это особенно важно и нужно было для верующих в те времена, когда начинались страшные кровавые гонения на христиан, чтобы дать им утешение и ободрение в постигших их скорбях и тяжких испытаниях. Эта наглядная картина брани темного царства сатаны с и конечной победы Церкви над «древним змием» () нужна для верующих всех времен, все с той же целью утешения и подкрепления их в борьбе за истину Христовой веры, какую им постоянно приходится вести с служителями темных адских сил, стремящихся в своей слепой злобе уничтожить .

ВЗГЛЯД ЦЕРКВИ НА СОДЕРЖАНИЕ АПОКАЛИПСИСА

Все древние отцы Церкви, истолковывавшие священные книги Нового Завета, единодушно рассматривают Апокалипсис как пророческую картину о последних временах мира и событиях, имеющих совершиться перед Вторым Пришествием Христовым на землю и при открытии Царства Славы, уготованного всем истинно верующим христианам. Несмотря на темноту, под которой сокрыт таинственный смысл этой книги и вследствие которой многие неверующие пытались всячески опорочить ее, глубоко просвещенные отцы и богомудрые учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением. Так, св. пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судией истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание». В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним: «В нем столько же таинств, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книги будет ниже ее достоинства» . Многие считают, что и Кай, пресвитер Римский, не считает Апокалипсис творением еретика Керинфа, как это некоторые выводят из его слов, ибо Кай говорит не о книге, называемой «Откровение», а об «откровениях». Сам Евсевий, приводящий эти слова Кая, ни слова не говорит о том, чтобы Керинф был автором книги Апокалипсиса. Блаженный Иероним и другие отцы, знавшие это место в сочинении Кая и признававшие подлинность Апокалипсиса, не оставили бы его без возражения, если бы считали слова Кая относящимися к Апокалипсису св. Иоанна Богослова. Но за Богослужением Апокалипсис не читался и не читается: надо полагать из-за того, что в древности чтение Священного Писания за Богослужением всегда сопровождалось толкованием его, а Апокалипсис слишком труден для толкования. Этим же объясняется и отсутствие его в сирском переводе Пешито, который назначался специально для богослужебного употребления. Как доказано исследователями, Апокалипсис первоначально находился в списке Пешито и был выключен оттуда уже после времен , ибо преп. Ефрем Сирин приводит Апокалипсис в своих сочинениях как каноническую книгу Нового Завета и широко использует его в своих вдохновенных поучениях.

ПРАВИЛА ДЛЯ ТОЛКОВАНИЯ АПОКАЛИПСИСА

Как книга судеб Божиих о мире и Церкви, Апокалипсис всегда привлекал к себе внимание христиан, а особенно в то время, когда внешние гонения и внутренние соблазны с особенною силою начинали смущать верующих, угрожая со всех сторон разного рода опасностями. В такие периоды верующие естественно обращались к этой книге за утешением и ободрением и пытались разгадать по ней смысл и значение происходящих событий. Между тем образность и таинственность этой книги делает ее весьма трудной для понимания, а потому для неосторожных толкователей всегда есть риск увлечений за границы истины и повод к несбыточным надеждам и верованиям. Так, например, буквалистическое понимание образов этой книги давало повод и теперь еще продолжает давать к ложному учению о так называемом «хилиазме» – тысячелетнем царстве Христовом на земле. Ужасы гонений, переживавшиеся христианами в первом веке и толкуемые в свете Апокалипсиса, давали повод некоторым верить в наступление «последних времен» и скорого Второго Пришествия Христова, еще тогда же, в первом веке. За истекшие 19 веков явилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного характера. Всех этих толкователей можно подразделить на четыре разряда. Одни из них относят все видения и символы Апокалипсиса к «последним временам» – кончине мира, явлению антихриста и Второму Пришествию Христову, другие – придают Апокалипсису чисто историческое значение, относя все видения к историческим событиям первого века – ко временам гонений, воздвигнутых на языческими императорами. Третьи стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях позднейшего времени. По мнению их, например, папа римский есть антихрист, и все апокалипсические бедствия возвещаются собственно для Римской Церкви и т. п. Четвертые, наконец, видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл, аллегория же введена только для усиления впечатления с целью поразить воображение читателей. Более правильным надо признать то толкование, которое объединяет все эти направления, причем не следует упускать из вида, что, как ясно учили об этом древние толкователи и Отцы Церкви, содержание Апокалипсиса в итоге своем направлено к последним судьбам мира. Не может быть, однако, сомнений, что в течение всей минувшей христианской истории исполнилось уже немало предсказаний св. Тайновидца Иоанна о грядущих судьбах Церкви и мира, но нужна большая осторожность в применении апокалипсического содержания к историческим событиям, и нельзя слишком злоупотреблять этим. Справедливо замечание одного толкователя, что содержание Апокалипсиса только постепенно будет становиться понятным, по мере наступления событий и исполнения пророчеств, в нем предреченных. Правильному пониманию Апокалипсиса, конечно, больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения, необходимого для правильного понимания и духовной оценки совершающихся в мире событий. Эта всецелая преданность современного человека греховным страстям, лишающая чистоты сердечной, а следовательно, и духовного зрения (), служит причиной того, что некоторые современные толкователи Апокалипсиса хотят видеть в нем одну аллегорию и даже самое Второе Пришествие Христово учат понимать аллегорически. Исторические события и лица переживаемого нами ныне времени, которое, по всей справедливости, многие уже называют апокалипсическим, убеждают нас в том, что видеть в книге Апокалипсиса одну аллегорию – поистине значит быть духовно слепым, настолько все теперь происходящее в мире напоминает страшные образы и видения Апокалипсиса.

Апокалипсис содержит в себе всего двадцать две главы. По содержанию своему он может быть разделен на следующие отделы:

1) Вступительная картина явившегося Иоанну Сына Человеческого, повелевающего Иоанну написать семи малоазийским церквам – 1-я глава ().

2) Наставления семи малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской. Филадельфийской и Лаодикийской – главы 2-я () и 3-я ().

3) Видение Бога, Сидящего на престоле, и Агнца – главы 4-я () и 5-я ().

4) Вскрытие Агнцем семи печатей таинственной книги – главы 6-я () и 7-я ().

Уже почти две тысячи лет христиане с любопытством и страхом перечитывают последнюю из книг Нового Завета, которую Церковь именует пророческой, но читать во время богослужений не благословляет. Эта книга полна странных и пугающих образов, относящихся к концу человеческой истории: она повествует о битве небесного воинства с силами сатаны, о бедствиях, которые постигнут живущих в последние времена, о правлении антихриста… Но она же возвещает и самую большую радость – конечную победу Христа и спасение всех, кто сохранил Ему верность.

При каких обстоятельствах была написана эта книга? И какое отношение имеют ее пророчества к нам, живущим здесь и сейчас?

Говорят, настоящее имя автора Апокалипсиса никто не знает. Почему христиане верят, что это Иоанн Богослов?

Церковное Предание, то есть двухтысячелетняя традиция Православной Церкви, уверенно называет автором последней книги Нового Завета святого , одного из двенадцати учеников Господа Иисуса Христа, которого Господь особенным образом приблизил к Себе и которому поверял многие сокровенные тайны. Может быть, потому что знал: этот ученик – единственный из апостолов, кто пойдет с Ним до самого конца, до самой Голгофы, кто будет стоять подле Креста, на котором Его распнут.

Во-первых , сам автор книги называет себя Иоанном и говорит, что получил Откровение, когда «был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр 1 : 9). О многолетней ссылке на Патмос – небольшой греческий остров в Эгейском море, в 70 километрах от побережья нынешней Турции, упоминают и авторы повествований о жизни святого Иоанна Богослова, например, Евсевий Кесарийский. В это изгнание апостола отправил римский император Домициан (правил в 81-96 годах) после того, как закончились неудачей все попытки казнить Иоанна за его плодотворную проповедь в городах Малой Азии.

Valeria Casali/wikimedia.org/CC BY-SA 3.0

Во-вторых , семь церквей, к которым обращается Господь через автора книги Откровения, – судя по всему, те самые христианские общины, в которых проповедовал и Иоанн Богослов. Множество раннехристианских авторов – Тертуллиан, Климент Александрийский, Ириней Лионский и другие – называют основным местом проповеди Иоанна малоазийский город Эфес (ныне окрестности турецкого города Сельчук). И автор книги Откровения тоже обращается прежде всего к Эфесской церкви. Но следом биографы апостола Иоанна упоминают и о «других городах Малой Азии», где тот бывал с проповедью. Весьма вероятно, что это как раз упоминаемые в Откровении Иоанна города Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия (ныне всë это турецкие города и поселения).

Хотя древнейшие рукописи Откровения Иоанна (как правило, содержащие лишь отдельные фрагменты текста) датируются только концом III века, уже раннехристианские авторы упоминали о существовании такой книги – например, Папий Иерапольский (скончался в 130-140 году), Иустин Философ (казнен в 165 году), Ириней Лионский (скончался в 190-е годы). И даже приводили из нее цитаты. Никто из них не сомневался: Откровение получил и передал Церкви не кто иной, как «ученик, которого любил Иисус», – апостол Иоанн.

Но ведь есть серьезные возражения против авторства Иоанна Богослова?

Не всех библеистов эти доводы и свидетельства убеждают. Еще в III веке александрийский епископ Дионисий Великий усомнился, что книга Откровение принадлежит авторству апостола Иоанна, и такие сомнения высказываются до сих пор. Более того, в западной библейской критике считается уже едва ли не доказанным фактом, что последнюю книгу Нового Завета написал не Иоанн Богослов, а какой-то другой автор, оказавшийся достойным Откровения свыше. Тот же епископ Дионисий выдвигал гипотезу о «пресвитере Иоанне», добавляя, что Эфесе были обнаружены гробницы двух Иоаннов.

Прежде всего, скептиков смущает язык Откровения Иоанна. Эта книга написана по-гречески, как и Евангелие от Иоанна, а также три Послания Иоанна Богослова. Но, в отличие от этих книг, в Откровении много грамматических и синтаксических погрешностей, шероховатостей, отклонений от речевой нормы. Часть из них чувствуется даже в русском переводе, например: «И сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!» (Откр. 16 : 18). У автора книги Откровения особенная манера вставлять в речь частицы, артикли, предлоги, союзы, то есть те части речи, которые используются большей частью неосознанно и определяют индивидуальный стиль речи.

Кроме того, подмечалось несовпадение отдельных богословских идей Евангелия и Откровения Иоанна. В книге Откровения все события неумолимо свидетельствуют о наступающем конце времен, как бы устремляются к нему. А евангелист Иоанн, наоборот, все время подчеркивает, что и суд Божий, и вечная жизнь с Богом – реалии уже нынешней, земной жизни, а не нечто такое, что должно случиться когда-то в будущем, после Второго Пришествия Христа.

Икона Иоанна Богослова

Можно ли, несмотря на все это, продолжать отстаивать авторство Иоанна Богослова? Можно.

Во-первых , Евангелие и книга Откровение, скорее всего, писались в разное время (в этом уверена бóльшая часть библеистов).

Во-вторых , писались они в совершенно разных жанрах и с разными задачами: Евангелие – повествование о событиях земной жизни Христа, увиденных глазами одного из Его учеников, а Откровение Иоанна – попытка пересказать череду видений, событий таинственных и трудно изъяснимых, для описания которых обычных человеческих слов может и не хватить. Здесь уместно вспомнить, как описывал свое пребывание в мире небесном апостол Павел: «знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 14 :3,4).

В-третьих , нельзя исключать, что книги Иоанна Богослова (все или часть) были записаны с его слов учениками. Такое предположение ничуть не мешает нам считать автором всех этих книг апостола Иоанна. Ведь никого не смущает, например, то обстоятельство, что Послание к римлянам зафиксировал на бумаге (или, скорее, папирусе) не сам апостол Павел, а некий Тертий (Рим. 16 : 22). То есть стилистические отличия могут объясняться просто тем, что разные тексты, произнесенные Иоанном Богословом, записали и отредактировали разные люди.

Ну, а разные богословские акценты Откровения и Евангелия от Иоанна вовсе не означают, что учения этих книг несовместимы друг с другом. Да и общего в содержании этих книг гораздо больше, чем различного. В обеих книгах много и красноречиво говорится о Божественном достоинстве Христа. В обеих резко противопоставляются друг другу добро и зло. В обеих идет речь о диаволе, которому Бог попустил действовать на земле в течение определенного, пусть и ограниченного, времени…

Известно ли что-нибудь о том, как было написано Откровение? Говорят, в этой истории как-то замешаны три шестерки…

В те времена, когда жил апостол Иоанн, остров Патмос, как и вся Греция, подчинялся Риму. Римские императоры ссылали на Патмос неугодных им людей. Так же поступил и император Домициан с Иоанном: успешная проповедь апостола о Христе не могла понравиться римскому кесарю, провозгласившему «господином и богом» самого себя.

Есть, правда, некоторые доводы в пользу версии, что ссылка Иоанна на Патмос относилась к более ранней эпохе – времени правления Нерона (ее выдвигал, в частности, блаженный Феофилакт Болгарский). Нерон, известный гонитель христиан, стоял во главе Римской империи в 54-68 годах. В это время Иерусалим еще не был разрушен и храм был цел – они будут стерты с лица земли только в 70 году будущим императором Титом. И в Откровении как раз есть строки, заставляющие предположить, что Иерусалимский храм в момент написания книги еще не был уничтожен, что язычникам еще только предстояло осадить его: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» (Откр. 11: 1,2).

Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Кроме того, упомянутое в Откровении имя антихриста – три шестерки – часто расшифровывают как «Нерон кесарь»: именно такое число, 666, получается, если сложить буквы этого имени, написанные по-еврейски и переведенные в числа…

А, с другой стороны, из Откровения ясно, что с момента создания в разных городах Малой Азии христианских церквей прошло уже немало времени: каждая из церквей уже имеет свою сложившуюся историю, а некоторые из тамошних христиан уже успели охладеть к вере, за что их и упрекает автор книги. Поэтому чаще считается, что святой Иоанн Богослов написал Откровение все же в последние годы правления в Риме императора Домициана, то есть уже много позже разрушения Иерусалима. Именно такой точки зрения придерживается святой Ириней Лионский, один из самых ранних отцов Церкви, упоминающих о книге Откровения.

Так все-таки Откровение – или Апокалипсис?

Последнюю книгу Библии часто называют не «Откровение», а «Апокалипсис» – словом, которое в обыденном сознании часто ассоциируется (в том числе стараниями Голливуда) с концом света, всемирной катастрофой, последней решающей битвой сил света и тьмы.

Как же все-таки правильно – Откровение или Апокалипсис?

Ответ очень простой. Дело в том, что греческое слово «Апокалипсис» (Αποκάλυψις) как раз и значит «Откровение». Так именуется эта книга в древнейших рукописях, содержащих ее текст целиком, – Синайском и Александрийском кодексах (IV и V века соответственно). Так что по сути это не два разных названия, а одно, только на разных языках. Так же греческое слово «Евангелие» мы порой заменяем русским «Благовестием».

Говорят, Церковь не одобряет чтение Апокалипсиса. Но ведь эта книга – составная часть Библии!

Апокалипсис – книга таинственная, многое в ней трудно понять и истолковать однозначно, поэтому, не желая сеять соблазн и раздоры среди христиан, Церковь постановила исключить ее из круга богослужебных чтений. Неосторожные толкователи Откровения, воспринимающие сказанное к книге слишком прямолинейно, рискуют увести слушателей в сторону от истины.

Именно так родился, например, «хилиазм» – учение о тысячелетнем царстве Христа на земле. Еще во II веке целый ряд христиан, включая таких авторитетных учителей Церкви, как Иустин Мученик и Ириней Лионский, восприняли буквально слова Откровения о том, что души святых, не поклонившихся «зверю» (антихристу), оживут и будут царствовать со Христом тысячу лет (Откр. 20 :4). Некоторые варианты интерпретации этих слов предполагали, что человеческая история завершится окончательной победой добра и разума над силами тьмы, которые к моменту второго пришествия будут доминировать в мире; что Второе Пришествие Христово наступит в результате резкого перелома истории мира, связанного с упразднением зла. Недаром некоторые священники, вдохновленные хилиастическими настроениями, в 1917 году радостно приняли революцию: они всерьез поверили, что это первый шаг к установлению того самого всемирного царства справедливости, свободы, добра и разума…

Но церковное понимание не дает никаких оснований рассчитывать на то, что однажды на земле будет создано такое царство. Сегодня под тысячелетним царствованием Христа православные толкователи понимают ту самую эпоху, в которую живем мы, когда Христос Своей добровольной смертью и Своим Воскресением уже одержал победу над сатаной и смертью и всякому желающему открыт вход в Царство Небесное через таинства Крещения и Покаяния. А срок в тысячу лет, объяснял святитель Игнатий (Брянчанинов), нужно понимать не как «определенное число годов», а как «весьма значительное пространство времени, данное милосердием и долготерпением Божиим, чтоб весь плод земли, достойный неба, созрел, и чтоб ни едино зерно, годное для горней житницы, не было утрачено».

Классическим православным трудом, разъясняющим Откровение Иоанна Богослова, до сих пор считается «Толкование на Апокалипсис» святителя Андрея Кесарийского (жил в конце VI – начале VII века). Эта книга излагает святоотеческое понимание Откровения и до сих пор любима православными издателями, так что разыскать ее не составляет труда.

Другое интересное святоотеческое прочтение Апокалипсиса – труд святого Ипполита Римского «О Христе и антихристе» .

Среди работ, ориентированных на православного российского читателя, стоит обратить внимание на книгу архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «И увидел я новое небо и новую землю» , отражающую характерное для современной Церкви прочтение Апокалипсиса. Можно порекомендовать также книги «Апокалипсис святого Иоанна Богослова: Опыт православного толкования» протоиерея Николая Орлова и «Свет Откровения: Размышления над Апокалипсисом» Николая Пестова . Пестов предпринял попытку духовного истолкования последней книги Нового Завета: например, семь церквей, к которым Господь обращает Свое послание через Иоанна Богослова, с точки зрения автора, символизируют собой семь эпох в истории христианской Церкви.

Похожим образом построены и «Беседы на Апокалипсис» современного нам автора – протоиерея Олега Стеняева .

Подготовил Игорь Цуканов

Откровение Иоанна Богослова - это последняя книга Библии. Ее автором был один из учеников Иисуса Христа - апостол Иоанн. Он написал ее приблизительно в 90-е годы от будучи в ссылке на острове Патмос.

Раскрытие Божьей тайны

Иногда эту книгу называют Апокалипсисом, поскольку именно так звучит в переводе с греческого языка слово «Откровение». Было бы ошибкой думать, что Божье Откровение содержится лишь в этой, заключительной книге Святого Писания. Вся Библия является посвящением в тайны Божьего замысла. Последняя же книга - это завершение, обобщение всех Божественных истин, «посеянных» в самой первой библейской книге - Бытии, и последовательно развивающихся в последующих главах Ветхого, и особенно

Пророчества в Писании

Откровение Иоанна Богослова - это также книга пророчеств. Видения, которые автор получил от Христа, в основном, относятся к будущему. Хотя в глазах Бога, существующего вне времени, все эти события уже произошли и показаны провидцу. Поэтому повествование ведется при помощи глаголов прошедшего времени. Это важно, если читать Откровение не из праздного любопытства к предсказаниям, а будучи частью Церкви Христа, которая окончательно победила здесь сатану и стала великолепным Новым Иерусалимом. Верующие могут с благодарностью воскликнуть: «Слава Господу! Все уже свершилось».

Краткое содержание Откровения Святого Иоанна Богослова

Заключительная книга Библии рассказывает о том, как родился на земле Антихрист (воплощение сатаны), как пришел во второй раз Господь Иисус Христос, как произошла между ними битва, и Божий враг был низвергнут в огненное озеро. Откровение Иоанна Богослова повествует о том, как произошел конец света и суд над всеми людьми, и о том, как Церковь стала свободным от горя, греха и смерти.

Семь церквей

Первым видением Иоанна был Сын Человеческий (Иисус Христос) посреди семи золотых светильников, которые символизируют семь церквей. Устами Иоанна Бог обращается к каждой из них, характеризуя ее суть и давая ей обещания. Эти семь представляют единую Церковь в разные времена ее существования. Первая, Эфесская - это ее начальный этап, вторая - в Смирне - характеризует христианскую церковь в период гонений, третья, Пергамская, соответствует временам, когда Божье собрание стало слишком мирским. Четвертая - в Фиатире - олицетворяет церковь, отступившую от Божьих истин, превратившуюся в административный аппарат. Исследователи Библии говорят, что она соответствует средневековой римско-католической религиозной системе. Тогда как пятая церковь в Сардах напоминает о реформации Собрание верующих в Филадельфии символизирует возвращение к истине о том, что все, искупленные кровью Христа, - члены Его Вселенской Церкви. Седьмая, Лаодикийская, представляет времена, когда верующие «угасли» в своем рвении, стали: «не холодны и не горячи». От такой церкви Христа тошнит, он готов ее «извергнуть из уст» (Откр. 3:16).

Кто вокруг престола

С четвертой главы Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) рассказывает об увиденном на небесах престоле с восседающим на нем Агнцем (Иисусом Христом) в окружении 24 старцев и 4 животных, поклоняющихся Ему. Старцы обозначают ангелов, а животные - живых существ на земле. Тот, кто имеет вид льва, символизирует диких животных, подобный тельцу - домашний скот. Тот, который имеет «лицо человека», представляет человечество, а подобный орлу - царство птиц. Здесь нет пресмыкающихся и зверей, живущих в воде, потому что в грядущем Божьем царстве их тоже не будет. Искупитель достоин, чтобы снять семь печатей с запечатанного до времени свитка.

Семь печатей и семь труб

Первая печать: белый конь со всадником символизирует благовестие. Вторая печать - рыжий конь со всадником обозначает бесчисленные войны. Третья - вороной конь и его всадник предвещают голодные времена, четвертая - конь бледный с его всадником обозначают распространение смерти. Пятая печать - это крик мучеников об отмщении, шестая - гнев, скорбь, предостережение живущим. И, наконец, седьмая печать открывается безмолвием, а затем громогласным восхвалением Господа и исполнением Его замысла. Семь ангелов вострубили в семь труб, совершая суд над землей, водами, светилами, над живыми людьми. Седьмая труба возвещает вечное царство Христа, суд над мертвыми, награду пророкам.

Великая драма

С 12-й главы Откровение Иоанна Богослова показывает события, которым суждено свершиться дальше. Апостол видит Жену, облаченную в солнце, которая мучится в родах, ее преследует Женщина - прообраз церкви, дитя - Христос, дракон - сатана. Младенец восхищен к Богу. Происходит война между дьяволом и архангелом Михаилом. Божий враг низвергнут на землю. Дракон гонит женщину и других «из семени ее».

Три жатвы

Затем провидец рассказывает о двух зверях, появившихся из моря (Антихрист) и из земли (Лжепророк). Это попытка дьявола соблазнить живущих на земле. Обманутые люди принимают число зверя - 666. Далее говорится о трех символических жатвах, олицетворяющих сто сорок четыре тысячи вознесенных к Богу праведников до начала великой скорби, праведников, внявших благовестию во время скорби и восхищенных за это к Богу. Третья жатва - это язычники, брошенные в «давило ярости Божьей». Происходит явление Ангелов, несущих Евангелие народу, возвестивших о падении Вавилона (символа греха), предостерегающих тех, кто поклоняется зверю и принял его печать.

Конец старых времен

За этими видениями следуют образы выливания семи чашей гнева на нераскаявшуюся Землю. Сатана обольщает грешников выйти на битву с Христом. Происходит Армагеддон - последняя битва, после которой «древний змий» брошен в бездну и заточен там на тысячу лет. Потом Иоанн показывает, как избранные святые тысячу лет правят Землей вместе с Христом. Затем сатана выпущен, чтобы обольщать народы, происходит последний бунт не покорившихся Богу людей, суд над живыми и мертвыми и окончательная гибель сатаны и его последователей в огненном озере.

Божий замысел осуществился

Новое Небо и новая Земля представлены в двух последних главах Откровения Иоанна Богослова. Толкование этой части книги восходит к идее о том, что Божье царство - Небесный Иерусалим - сходит на Землю, а не наоборот. Святой город, пропитанный Божьей природой, становится местом обитания Бога и Его искупленных людей. Здесь течет река воды жизни и растет то самое, которым когда-то пренебрегли Адам и Ева, а потому были отторгнуты от него.

Вам также будет интересно:

Что изучает этология Ученые этологи
Этология человека Этология человека- наука, базирующаяся на применении методов и законов...
Цыганские привороты и заговоры на деньги и удачу
Как мы относимся к колдовству? Кто как, кто никак, но всем интересно. А многие, даже не...
Как заговорить от пьянства Четверговая соль для пьяницы
Четверговая соль от пьянства Четверговая соль, приготовленная особым способом в Великий...
Крадник: что это за обряд и как от него защититься и избавиться?
Крадник считается самым доступным способом магического воровства, которое способно забрать...
Практики и ритуалы на солнечное затмение Лунное затмение 21 августа ритуалы
«Нам предстоит удивительный и даже неописуемый проход, который способен пробудить в каждом...