Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Сонник шептать на ухо девушке

Cонник шлепки токование сонника, к чему снится шлепки токование сонника во сне видеть К чему снится потерять шлепок

Блока «Я никогда не понимал» и А

Афанасий Афанасьевич Фет

Что такое биотоп и биоценоз в биологии?

Астения: симптомы, лечение Астено тревожный синдром что

Химические растворы Что такое гомогенный раствор

Организация и вооружение мотострелкового отделения Состав мотострелкового отделения на бтр

Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)

Явление диффузии. Что такое диффузия? Диффузия физическое явление

Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам

Картины архипа куинджи с названиями

Порядок расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

Листовая свекла мангольд Мангольд когда начинать кушать и какие части

Какие блюда можно приготовить из чечевицы просто и вкусно Простые блюда из красной чечевицы

Семинарские занятия по общей биологии: нетрадиционный подход к организации и проведению. Выступление на семинаре учителей биологии Урок к семинару по биологии

От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся.

Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом урока, а чаще всего способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, иначе говоря, творческим трудом учителя и учащихся.

В этом плане эффективной формой обучения является семинар.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок - семинар в системе групповых технологий, как эффективная форма обучения старшеклассников.

От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся.

Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом урока, а чаще всего способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, иначе говоря, творческим трудом учителя и учащихся.

В этом плане эффективной формой обучения является семинар.

Семинары - важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Проведение семинаров может быть составной частью лекционно - семинарской системы обучения, расширяющей область их применения. Это подтверждается, например, возможностью ее применения в такой разновидности совместной учебной деятельности учителя и учащихся, как "погружение".

Уроки-семинары имеют специфическое содержание:

  1. их целесообразно проводить по таким темам, в ходе обсуждения которых ученик не просто усвоит определенные знания, но и находит решение проблемы;
  2. они отличаются особым характером деятельности учащихся;
  3. им предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера.
  4. при подготовке к нему учитель может прибегнуть к «разумному распределению труда», где учитываются интересы и способности учащихся.

Семинары отличаются от уроков:

  1. большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару;
  2. большой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки;
  3. владением навыков работы с литературой;
  4. изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;
  5. изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель - регулятивную и организаторскую.

Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства учащихся класса состоит:

  1. в своевременности информирования учащихся о цели, теме и плане семинара, продуманности плана, внесении корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся;
  1. системе подготовки: подбора основной и дополнительной литературы, характера консультаций, работе консультантов, совета дела, творческих групп, использование материалов стенда “Готовимся к семинару”, алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);
  2. разработке системы дифференцированных заданий (подготовке докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материалов в музеях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.).

Здесь широко применяются:

Фронтальные задания (составление плана, чтение справочной литературы);

Групповые задания (подготовка доклада, вопросов для групповой работы, работа с групповыми заданиями, подготовка стенда, газеты, поиск литературы, распределение ролей в групповой работе);

Индивидуальные задания (подготовка сообщения и комментария, обдумывание собственного мнения о проблеме, доклад, анализ исследуемой проблемы, темы).

Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей учащихся состоит:

  1. в четкости определения темы и цели семинара;
  2. психологической подготовке учащихся к обсуждению вопросов;
  3. форме стимулирования их активности и познавательного интереса;
  4. соотношении деятельности учителя и учащихся: краткости и целенаправленности вводного слова учителя, уместности и продуманности замечаний и коррекции, организации коллективного обсуждения, дискуссии.

В форме семинаров можно организовывать уроки:

После проведения вводных, установочных и текущих лекций;

При обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме;

При изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной

Проработки учащимися;

При проведении уроков, посвященных реализации модельного, проблемного метода обучения, различным методам решения заданий, задач т.д.

При организации семинара целесообразно создавать рабочие группы, поручая им различные задания.

В группах учащиеся между собой распределяют обязанности. При такой форме деятельности может найтись посильная работа для учеников разного уровня знаний.

Семинар пройдет интереснее, когда, кроме докладчиков, имеется и группа оппонентов.

Она заранее знакомятся с основными положениями выступлений учащихся, готовят вопросы, рецензируют выступления.

На семинаре каждый отвечает за какой-то участок общей работы, поэтому возрастает ответственность ученика за подготовку домашнего задания.

С этим связаны и цели семинаров:

Определение собственной позиции ученика, его личного мнения;

Выявление способностей учащихся

Где главная цель семинарского занятия - формирование умения самостоятельно трудиться, искать решения проблемы.

Поэтому семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:

Самостоятельным изучением учащимися программного материала;

Обсуждением на уроке результатов познавательной деятельности школьников.

Семинарская форма занятий создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самопознания и творчества, способствует развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.

На семинарах отрабатываются умения:

  1. выступать с самостоятельными сообщениями
  2. дискуссировать
  3. отстаивать свои суждения

Семинары желательно проводить, начиная с 9 класса, т. к. к этому моменту у учащихся накапливаются определенные умения и навыки, необходимые для проведения подобных уроков. Существуют разнообразные виды семинаров, отличающиеся по организации их проведения. Приводим один из примеров классификации семинаров по В.В.Гузееву.

1.Аналитический семинар. Учащиеся самостоятельно анализируют тексты, конструируют задания для групп, решают задачи, составляют планы, схемы.

2. Эвристический семинар предполагает применение знаний в измененной ситуации, в лабораторном опыте, докладе, диспуте.

3. Контрольно – обобщающий, проверяет навыки, базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям.

Пример. Схема аналитического семинара с использованием групповых технологий.

Время

2 мин.

Вводный инструктаж. Учитель обращает внимание на содержание плана работы, наличие информационных листов, инструкций, тестов, карточек- заданий, немых рисунков.

10 мин.

Практическая работа . Конструирование и выполнение заданий разного уровня с использованием схем, немых рисунков, дополнительной литературы.

7 мин.

Защита выполненных работ . Группы обмениваются заданиями и проверяют правильность выполнения заданий других групп. Результаты данной работы оценивают консультанты совместно с учителем. Выставляются баллы в листки самоконтроля.

8 мин.

Обсуждение предложенных вопросов в группах. Проводят ученики – консультанты в каждой группе совместно с учителем.Результаты обсуждения заносятся в листки самоконтроля в виде баллов.

3 мин.

Общий вывод

8 мин.

Индивидуальная работа «Проверь себя». Тестирование. Предлагаются тесты разного уровня сложности на выбор ученика.

2 мин.

Подведение итогов . Выставление оценок в лист самоконтроля. Учащиеся сдают листки самоконтроля, выполненные тесты, которые проверяет учитель совместно с консультантами

По характеру деятельности выделяют три разновидности семинара:

  1. семинары с развернутыми выступлениями учащихся по заранее поставленным вопросам и обсуждению проблем и выступлений;
  2. семинары, где осуществляется обсуждение докладов или рефератов учащихся;
  3. семинары-диспуты.

Различают уроки семинары:

По учебным задачам,

По источникам получения знаний,

По формам их проведения

По формам проведения выделяют: семинары – развёрнутые беседы, семинары доклады, заключительный семинар, семинар-диспут, семинар-решение задач, семинар конференция.

Семинар - развёрнутая беседа наиболее распространённая форма семинарских занятий.

Данный семинар предполагает:

  1. подготовку всех учащихся по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем обязательной и дополнительной литературы;
  2. выступления учащихся и их обсуждение;
  3. выступление и заключение преподавателя.

Развёрнутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных учащихся по некоторым дополнительным вопросам.

Но данные сообщения выступают здесь в качестве дополнения к уже состоявшимся выступлениям, а не как основа для обсуждения.

Семинары – доклады готовятся по заранее предложенной тематике.

Кроме общих целей учебного процесса преследует задачи:

  1. привить навыки научной, творческой работы;
  2. воспитать самостоятельность мышления;

Вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.

Целесообразно выносить на обсуждение не более 2-3 докладов продолжительностью в 12-15 минут (при двухчасовом семинаре).

Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих учащихся назначаются содокладчики и оппоненты.

Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание.

Заключительный семинар проводится по какой-либо большой теме, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее.

Семинар-диспут имеет ряд достоинств:

  1. кроме других задач, обычно реализуемых на семинаре, эта форма наиболее удобна для выработки навыков полемиста;
  2. диспут может быть и самостоятельной формой семинара и элементом других форм практических занятий;
  3. как самостоятельная форма наиболее интересно проходят такие занятия при объединении двух или нескольких семинарских групп, когда с докладами выступают учащиеся одного класса, а оппонентами - другого, о чем договариваются заранее.
  4. вопросы, выносимые на подобные семинары, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость.
  5. диспут как элемент обычного семинара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно.

Выбирая форму урока и методы обучения необходимо помнить,

Что «учащиеся удерживают в памяти:

  1. 10 % того, что читают;
  2. 26 % того, что слышат;
  3. 30 % того, что видят;
  4. 50 % того, что видят и слышат;
  5. 70 % того, что обсуждают с другими;
  6. 80 % того, что основано на личном опыте;
  7. 90 % того, что проговаривают в то время, как делают;
  8. 95 % того, чему они обучаются сами»

(Джонсон Дж.,1996г.)

Семинарские занятия — Организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

Семинар – Форма коллективной самостоятельной работы, которая способствует углублённому изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества.

Подготовка к семинару предполагает следующие этапы:

1. Выбор темы, определение задач.

2. Подбор дополнительной литературы.

3. Распределение заданий и тем для сообщений.

4. Организация предварительной работы, консультации.

5. Выбор методов и приёмов поведения.

6. Подбор средств наглядности.

7. Составление плана проведения семинара.

Структура семинарских занятий может быть различной. Она зависит

от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени

подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

В практике обучения общей биологии семинары традиционно

организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по

теме и имеют следующую структуру:

1.Вводное слово учителя, формулировка задач, постановка проблемы,

знакомство с планом проведения семинара.

2.Выступления учащихся (сообщения по заданным темам).

3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

4.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка выступлений).

«Как готовиться к семинару»

1.Внимательно прочитай вопросы к семинару; ознакомься со списком литературы.

2.Не откладывай поиск литературы и подготовку к семинару на последние дни.

3.Изучи указанную литературу и определи основные источники по каждому вопросу. Сделай необходимые выписки, названия, год издания, страницу.

4.При выявлении новых незнакомых терминов найди в словарях их значение.

5.Просматривая периодическую печать, делай вырезки по теме семинара.

6.В случае возникновения затруднений обратись за консультацией к учителю.

Материалистические теории происхождения жизни

Опорные точки

1.Представления древних людей о возникновении жизни носили вначале стихийно-материалистический характер.

2.В процессе развития цивилизации сменяли друг друга материалистические и идеалистические воззрения.

3.первые попытки объяснить возникновение жизни на Земле с научной точки зрения известны из глубокой древности.

Вопросы

1.Каковы основы и сущность жизни по мнению древнегреческих философов?

2.В чём заключается смысл опытов Франческо Реди?

3.Опишите опыты Луи Пастера, доказывающие невозможность самозарождения жизни в современных условиях?

4.что собой представляют теории вечности жизни?

Эволюция химических элементов в космическом пространстве

Опорные точки

1.Материя находится в непрерывном движении и развитии.

2.Биологическая эволюция являет собой определённый качественный этап эволюции материи в целом.

3. Преобразования элементов и молекул в космическом пространстве происходят постоянно с очень невысокой скоростью.

Вопросы

1.Что такое реакция ядерного синтеза? Приведите примеры.

2.Как в соответствии с гипотезой Канта-Лапласа из газово-пылевой материи формируются звёздные системы?

3.Есть ли различия в химическом составе планет одной и той же звёздной системы?

Первичная атмосфера Земли и условия среды на древней Земле

Опорные точки

1.Первичная атмосфера Земли состояла преимущественно из водорода и его соединений.

2.Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца и получает достаточное количество энергии для поддержания воды в жидком состоянии.

3.В водных растворах за счёт различных источников энергии возникают небиологическим путём простейшие органические соединения.

Вопросы

1.Перечислите космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём на нашей планете.

2.Какое значение для возникновения органических молекул из неорганических веществ на Земле имел восстановительный характер первичной атмосферы?

3.Опишите аппарат и методику проведения опытов С. Миллера и П. Юри.

Коацерватная теория происхождения протобиополимеров

Опорные точки

1.Органические вещества по отношению к воде подразделяют на две подгруппы: гидрофобные и гидрофильные молекулы.

2.В водных растворах гидрофильные молекулы диссоциируют, образуя заряженные частицы.

3. Крупные органические молекулы, обладающие зарядом, либо связываются с субстратом, либо взаимодействуют друг с другом, в результате чего формируются Коацерваты.

Вопросы

1.Что такое коацервация, коацерват?

2.На каких модельных системах можно продемонстрировать образование коацерватных капель в растворе?

3.В чём заключаются преимущества для взаимодействия органических молекул в зонах высоких концентрация веществ?

Эволюция протобионтов

Опорные точки

1.Протобионты сформировались в мелких тёплых водоёмах, где в полосе прибоя происходило активное перемешивание растворов, содержащих органические молекулы.

2.Первыми аккумуляторами энергии могли стать молекулы пирофосфата.

3.Белки со случайной последовательностью аминокислот обладают слабой неспецифической активностью.

Вопросы

1.Каким образом в водах первичного мирового океана могли распределяться органические молекулы имеющие гидрофильные и гидрофобные свойства?

2.Что такое коацерватные капли?

3.Как происходил отбор коацерватов в «первичном бульоне»?

Начальные этапы биологической эволюции

Опорные точки

1.Первыми живыми организмами на нашей планете были гетеротрофные прокариотические живые организмы.

2.Истощение органических запасов первичного океана вызвало появление автотрофного типа питания, в частности фотосинтеза.

3. Появление эукариотических организмов сопровождалось возникновением диплоидности и ограниченного оболочкой ядра.

4. На рубеже архейской и протерозойской эры произошли первые многоклеточные.

Вопросы

1.В чём заключается сущность гипотезы возникновения эукариот путём симбиогенеза?

2.Какими способами первые эукаритортические клетки получали энергию, необходимую для процесса жизнедеятельности?

3.У каких органимзмов впервые в процессе эволюции появился половой процесс?

4.Опишите сущность гипотезы И. И. Мечникова о возникновении многоклеточных организмов.

Пусть у нашей Земли – небольшие права полустанка:

Рядовой огонёк на грохочущем Млечном Пути…

Но гляди, как порхают лимонница и голубянка,

Этой гаммы вовек на далёких мирах не найти.

Ю. Линник «Краски Земли»

Проблемные области

1.Каким образом мог быть преодолён концентрационный барьер в водах первичного океана?

2. В чём заключается принцип естественного обзора коацерватов в условиях ранней Земли?

3. Какие крупные эволюционные преобразования сопровождали первые шаги биологической эволюции?

Проблемные вопросы

1. Все теории возникновения жизни на Земле можно разделить на две группы: теории биогенеза и теории абиогенеза. В чём их сущность. Охарактеризуйте известные вам теории из каждой группы и назовите имена учёных, связанных с этими теориями.

Теории возникновения жизни на Земле

Теории

Имена учёных

Характеристика теорий

1. Теории

Абиогенеза

2. Теории

Биогенеза

2. Охарактеризуйте звёздную и планетарную стадии развития Земли.

В чём сущность различных этапов зарождения жизни на Земле?

Какое значение имело появление процесса воспроизведения? Какие

организмы возникли в результате биогенеза?

3. Объясните, почему невозможно самозарождение жизни в

современных условиях. Почему все теории возникновения жизни

на Земле носят названия гипотез?

Мы предлагаем Вам два курса по молекулярной биологии и по биохимии .
Основная цель этих курсов — показать школьникам увлекательный мир биохимии и молекулярной биологии.
Курсы проводятся на сайте http://sdo.justbrain.ru (выбрать Бесплатные курсы).
Для прохождения курсов необходимо зарегистрироваться, и можно приступать к обучению.
Эти курсы вполне доступны школьникам 9 классов, но будут интересны и школьникам 10-11 классов.

Курс по молекулярной биологии состоит из 12 лекций и 12 тестов. Учебный материал осваивается последовательно, сначала прочитывается первая лекция и выполняется тест, потом вторая лекция и т.д. Вы можете работать с курсами в удобном для Вас режиме. После прохождения всех тестов Вам будет доступна финальная контрольная работа, по итогам которой можно будет оценить, насколько успешно вы усвоили материалы лекций.

Вторая половина ХХ века ознаменовалась настоящей революцией в познании фундаментальных процессов, лежащих в основе существования всех живых систем. Были открыты основные закономерности хранения, размножения и реализации генетической информации в клетке, а затем и механизмы регуляции этих процессов. Все эти достижения составили основу науки молекулярной биологии.

Настоящий курс знакомит с основными открытиями молекулярной биологии XX и XXI века, а также рассказывает о современных тенденциях развития этой науки. В курсе рассматриваются основные особенности строения «молекулы наследственности» — ДНК, излагаются механизмы её удвоения – репликации. Особое внимание уделено этапам реализации генетической информации – транскрипции, сплайсингу и трансляции, а также механизмам регуляции этих процессов, при этом в курс включены самые современные достижения в данных областях. В курсе также содержатся некоторые примеры медицинских приложений молекулярно-биологических исследований.

Биохимия. Механизмы биологических процессов любого уровня (молекулярного, клеточного, организменного) невозможно понять без изучения химических закономерностей, лежащих в основе всех этих процессов. Наука биохимия как раз и изучает химическую основу различных биологических явлений.

Настоящий курс включает два больших раздела: статическую биохимию, изучающую состав живых организмов и свойства составляющих их молекул, и динамическую биохимию, изучающую превращения веществ в организме. В первой части курса рассмотрены структура и основные свойства белков, углеводов и липидов. Особое внимание уделено биологическим катализаторам — ферментам, механизму их действия и способам регуляции активности. Во второй части курса рассмотрены общие закономерности биохимических реакций, энергетика живых систем, а также некоторые конкретные пути распада и синтеза различных молекул в клетке и организме. Весь курс содержит много информации по различным областям химии – органической химии, химической термодинамике и кинетике. В курсе также содержатся примеры медицинских приложений биохимических исследований.

Вам также будет интересно:

Очень вкусный борщ с капустой и томатной пастой Томатная паста для борща
Красный борщ - один из самых непревзойденных супов славянской кухни. Традиционный рецепт,...
Причастие в английском языке (The Participle) Независимый причастный оборот английский язык
В английском языке причастные обороты в функции обстоятельства бывают двух типов, а...
Образец заполнения штатного расписания
Данный документ является локально нормативным актом, который применяется для оформления...
Перевод внешнего совместителя на основное место работы
Е.Ю. Забрамная, юрист, к. ю. н. А.К. Ковязин, юрист Как «сделать» из совместителя...
Габдулла Тукай: краткая биография
Габдулла Тукай - основоположник новой национальной поэзии, высоко поднявший знамя...