Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Сонник шептать на ухо девушке

Cонник шлепки токование сонника, к чему снится шлепки токование сонника во сне видеть К чему снится потерять шлепок

Блока «Я никогда не понимал» и А

Афанасий Афанасьевич Фет

Что такое биотоп и биоценоз в биологии?

Астения: симптомы, лечение Астено тревожный синдром что

Химические растворы Что такое гомогенный раствор

Организация и вооружение мотострелкового отделения Состав мотострелкового отделения на бтр

Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)

Явление диффузии. Что такое диффузия? Диффузия физическое явление

Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам

Картины архипа куинджи с названиями

Порядок расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

Листовая свекла мангольд Мангольд когда начинать кушать и какие части

Какие блюда можно приготовить из чечевицы просто и вкусно Простые блюда из красной чечевицы

Проповеди на тему любовь человека к богу. Как мы относимся к Божьей любви? Любовь — дело серьезное, потому что Бог ненавидит ее оставление

Цель: Объяснить церкви, почему знания приобретённые через любовь – прочны, а без любви - легковесны.

Учиться или не учиться?

Сегодня мы не будем углубляться в недра теологических изысканий. Тема проповеди довольно проста. А необычным, возможно, покажется некоторым, внутренний смысл сочетания поставленных рядом двух слов, одно из которых означает чувство, а другое ум… Впрочем, обо всём по порядку…

Прочтём общеизвестное место Писания:

1Кор.8:1-3 «О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.

Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.

Но кто любит Бога, тому дано знание от Него».

И дальше апостол рассуждает на очень важную для первых христиан, а также для некоторых сегодняшних христиан тему: Есть или не есть! (имеется в виду – идоложертвенное мясо!) Итак… Eat or not to eat?! Но на этот вопрос мы сегодня не будем искать ответа…
А обратим наше внимание на то, что в этих трёх первых стихах Послания к Коринфянам есть очень популярные слова, которые долгое время тешат душеньки множества верующих: «…знание – надмевает; …тот, кто думает, что он что-нибудь знает, тот ничего ещё не знает…»
И из именно этих слов многие века делались, делаются и, я думаю, ещё долгими поколениями (если Господь позволит!) будут делаться следующие выводы:

  • А зачем мне много знать? Чтобы меня обвинили в гордыни!
  • Тот, кто говорит, что он много знает, на самом-то деле ничегошеньки не знает! Он просто хвастун! Вот умора! Ну, и хорошо! И я в таком случае спокойненько могу недоучкой остаться! И никто мне слова не сможет сказать… Знания-то надмевают! А я хочу быть скромным, тем более, что от этого меньше устаёшь!
  • Эти умники! Они такие несносные! Не-е-е-е! Уж лучше я буду знать поменьше…

Ну, и конечно, на основании этих рассуждений, серия дивных русских пословиц:
Меньше знаешь – крепче спишь!
Будешь много знать – скоро состаришься!
Не хочу учиться, а хочу… (ну, это вам не нужно!)

…впрочем, мы сегодня не будем напрямую спорить со сторонниками подобных взглядов в христианстве, а обратим наше внимание на два малозаметных слова в первых трёх стихах 1-го Послания к Коринфянам, которые совсем затерялись среди любимых фраз приверженцев скромности в стремлении к знаниям:

Вот эти два слова: «любовь назидает» .
Сразу дадим точное значение слова «назидает»: (Словари Даля, Ожегова, Ушакова, Ефремовой в один голос утверждают) «назидать» означает – давать наставление, поучать, научать, учить.

Иными словами, «любовь назидает» означает, что «любовь учит».
Постойте! Постойте! Как это – любовь учит?! Книги, учителя, а в приложении к христианству – Священное Писание и проповеди… Да! Но любовь?!.. Учит?!..

В сегодняшнем нашем рассуждении мы постараемся убедиться, что, как это ни парадоксально звучит, и в миру, и в церкви любовь-таки учит! И что без любви невозможно ничему толковому научится ни в миру, ни в церкви…

Итак, тема моей сегодняшней проповеди: «К знаниям, через любовь!»

Любите учиться!!!

В процессе обучения всегда присутствуют как минимум два человека: тот, кто учит – учитель; и тот, кто учиться – ученик!
И всё наше рассуждение сегодня мы построим на сравнении отношения их...

  • друг к другу,
  • к предмету обучения
  • и к самому процессу обучения.

Мы попробуем определить разницу между учёбой через любовь и учёбой без любви.
Есть ли такая разница?
В чём она заключается?

И к каким результатам приводит учёба через любовь и учёба без любви?

Учитель, любящий свой предмет

И начнём мы с любви к самому предмету учения как учителя, так и ученика.

Скажите, пожалуйста, у кого из вас в школе или в институте был хотя бы один преподаватель, который любил свой предмет?
Вы знаете, мне повезло и я знал нескольких таких людей…
Давайте вспомним, каким основным качеством по отношению к своему предмету обладали эти люди? Конечно! Они не только любили, но и безупречно знали свой предмет. Причём, знали намного больше, чем было необходимо для его преподавания.
Они могли часами говорить о нём.
Они искренне расстраивались, когда, по какой-то причине занятия отменялись.

Было ли интересно учиться у таких учителей?
Даже отпетые троечники таких педагогов слушали с удовольствием.
И предметы таких учителей мы знали намного лучше, глубже и шире, чем всех остальных.
Мы получали у них значительно больше знаний!

Учитель, не любящий свой предмет

А были ли у вас знакомые учителя, которые не любили свой предмет?
Ох! У меня тоже таких хватало!
Говорили они только строго по учебнику.
Видно было, что он спешит быстренько отчитать положенное и убежать по своим делам.
Слушать их было… тоска зелёная! И знали мы их предмет, как правило, кое-как!

Итак, учитель любящий свой предмет передаёт его ученикам лучше, чем не любящий.

Любить Истину

А теперь мы обратимся к нашему Учителю. Скажите, хотя, наверное, вопрос может показаться в церкви диким, Бог любит Свою истину?!
Ну, конечно! Он сам и есть эта Истина.

Иер.10:10 «… Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный.»
Иоан.14:6 «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Пс.137:2 «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего».

Господь знает Её (Истину) совершенно, оберегает её и пытается неискажённой передать её людям.

Иер.1:12 «Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось».
Прит.2:6 «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум…»

В книге Иова 37/16 Бог назван Совершеннейшим в знаниях!!!
И тот, кто читает Библию знает, что читать её можно бесконечно, потому что она вдохновлена тем, кто по настоящему любит Своё Слово.

Проповедник, любящий Истину

А теперь посмотрим на учителей и проповедников, которые пытаются каждый по мере своих сил передать истину Божью верующим и неверующим.
Я очень надеюсь, что большинство из них искренним сердцем любят тот предмет, о котором они говорят с кафедры.
И мы видим и на себе ощущаем, когда проповедующий любит и знает то, о чём он говорит, а когда он, бедняга, стоит перед церковью и мучится сам и мучит слушателей.

Как и с мирскими учителями, у проповедника любящего свой предмет и ученики очень быстро проникаются этой же любовью. И познают Божьи истины от тех, кто знает и любит их, верующие значительно легче и быстрее, чем тогда, когда слышат это из равнодушных уст.

Когда человек, учитель, пытается углублённо изучать материал проповеди, когда он старается учиться проповедовать всё лучше и лучше, когда он прилагает максимум усилий, чтобы понятно и интересно передать верующим то, что он сам пережил, потому что приложил к этому свою любовь. Тогда и слушатели сразу чувствуют это.

Кого и что любит проповедник?

Но когда проповедник монотонно и занудно отбывает обязанность, просто потому, что это ему поручили, когда он не проникся, не вжился в тему, когда видно, что он не любит и не знает глубоко то, о чём говорит, тогда и слушатели, постепенно впадая в сон от равнодушных и пустых слов, пропускают мимо ушей знания, в которых не горит огонёк любви к ним у проповедника.
И особенно печально видеть на кафедре в церкви тех учителей, которые любят не истину, а себя на кафедре.

Да, прекрасно, когда проповедь изобилует примерами, но очень быстро начинает вызывать подозрение проповедующий, в чьих примерах в качестве неизменного положительного героя выступает он сам.
Внимание слушателя перемещается с предмета проповеди на проповедующего, а, соответственно, и те знания, которые он должен был до них донести, проходят мимо их ушей.

Да, великолепно, когда речь проповедника сопровождается уместной жестикуляцией и, поясняющими тему проповеди, сценками, но печально, когда проповедь превращается в дешёвую клоунаду. И всё воспоминание о проповеди у слушателей сводится к восклицанию, уместному после концерта талантливого юмориста: Ну, мужик, даёт!
А то, ради чего делалась проповедь, ради истины, которую проповедующий должен был донести до слушателей, забывается напрочь!

Итак, проповедник любящий Божьи истины старается максимально глубоко постичь их сам и предельно ясно и интересно передать их слушателям.
А человек равнодушный к Божьим истинам или озабоченный собственным имиджем, решительно противопоказан церкви как учитель и проповедник.

Что же любит ученик?

И, наконец, поговорим о любви к предмету самих учеников.
У всех в школе были любимые и не любимые предметы? И какие вы лучше знали? И какие вы старались не пропускать? И по каким вы читали дополнительную литературу?

А какие старались избегать правдами и неправдами, прогуливая, выдумывая несуществующие болезни, и прочея, и прочея, и прочея… конечно, нелюбимые!
Знали вы их? Да, безусловно, нет! А всё потому, что вы их не любили!

Вы знаете! Мы, все выходящие сюда на кафедру, немного, а некоторые (ну, например, я) и много – зануды!
Вас, наверное, уже достали наши причитания: читайте Библию, ходите на четверговые служения изучения Писания! Бу-бу-бу! Бу-бу-бу! Ужас! И как нам не надоест?!

Не надейтесь! Не надоест! Потому что каждый, кому Господь дал дар учителя, понимает: только ученик, любящий предмет – сможет постичь его! Чтение Библии, посещение четверговых служений изучения Писания – это, если хотите, мера любви к истине, к Писанию, а в итоге и к Богу!
И связь тут жёсткая и прямая: будешь любить истину – будешь знать её! Не будешь любить – не будешь знать! А значит – не будешь и исполнять! И где ты окажешься?!

И может, некоторых учеников и не пугают, а меня так насмерть пугают слова пророка Осии:

Ос.4:6 «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих».

А чтобы не было недостатка ведения, нужно любить это самое ведение, знание, истину и изучать её…
Конечно, значительная часть христиан, я верю, любят Божьи истины и искренно стараются как можно больше и глубже их изучать и в них разбираться, по примеру Верийских верующих:

Деян.17:11 «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так».

Но… мы также слышим в последнее время о распространении равнодушия к истинам Божьим в среде христиан, а это верный шаг к отходу от них.

Как например, между любящими друг друга мужчиной и женщиной – охлаждение, неизменно ведёт к непониманию. Исчезает главный стимул знания забот и желаний друг друга – любовь! Нет любви – нет и желания знать предмет любви!

Таким образом, любовь к предмету знаний необходима и учителю, и ученику. Тогда и только тогда эти знания будут по настоящему усвоены!

Учиться с любовью?

А теперь поговорим о любви к самому процессу учёбы. Частично мы уже касались этого, говоря как о мирских, так и о церковных учителях и учениках.
Мы вспоминали, как учителя, любящие свой предмет переживали, когда уроки срывались.
И мы говорили об учениках, усердно старающихся постичь предмет знаний, получающих настоящее удовольствие от процесса познания, старающихся не пропускать уроки.
Мы говорили также о том, что христиане, любящие по настоящему Божьи истины, находят и время и место для их изучения. И наоборот, если учитель не любит учить, а ученик не любят учиться, ни о каких нормальных знаниях, конечно, говорить не приходиться.

Бог говорит: Научитесь от Меня...

А теперь позвольте мне резкий поворот: скажите – Бог любит нас учить?!
Да! Конечно! Причём, он всегда старался учить и тех кто любил и хотел учиться и тех, кто не очень этого хотел… Посмотрите, с какой страстью, я не побоюсь этого слова, в течении тысячелетий Он, Господь, уговаривает, убеждает, буквально упрашивает и умных и не очень: Ребята! Учитесь и любите учиться! И вы получите такое… такое… впрочем, читаю:

Прит.8 «Не премудрость ли взывает? И не разум ли возвышает голос свой?

Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутьях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: `к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.

Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.

Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

Мною цари царствуют и повелители узаконивают правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.

[Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.] Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.

Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть"».

Посмотрите, насколько Господь любит передавать премудрость Свою людям и насколько хочет, чтобы мы любили учиться. Он и уговаривает и грозит, и обещает блага и стыдит… Учитесь истинам Моим, говорит Господь! Любите учиться, тогда и знания Мною даруемые будут усвоены значительно легче, говорит Господь!

Услышьте, проповедники!

А теперь я обращаюсь к тем, кому Бог позволяет проповедовать: Любите тот труд, на который поставил вас Господь! Как любил его Христос или, скажем апостол Павел:

Деян.20:17-21 «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа».

И сам Господь, когда пребывал на земле почти всё своё время посвящал тому, чтобы учить, жертвуя, бывало, ради этого и отдыхом и едой.

Услышьте, прихожане!

А теперь, к тем, кто учиться: любите сам процесс учёбы и не пренебрегайте им:

Прит.18:16 «Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания».
Прит.12:11 «Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда».
Прит.4:5-9 «Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.

Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.

Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец».

Итак, чтобы суметь отдать и получить качественные знания и учитель и ученик должны любить сам процесс учёбы. В противном случае, ни учитель ничего не передаст, ни ученик ничего не примет!

Учитель и ученик...

И, наконец, мы немного поговорим о любви учителя к ученикам и учеников к учителю.
Зависит ли от этого ясность и увлекательность того, как учитель передаёт материал? И зависит ли от этого качество познания учеников?
Да! Конечно, зависит!

Опять вернёмся в наши школы. Мы прекрасно помним учителей, у которых были ученики-любимчики. Им и оценки повыше и нагрузку поменьше.
И часто, а особенно в последнее время, за такой извините «любовью» скрывался просто-напросто материальный интерес. Ну, в моё время в любимчиках ходили дети или послушные, или те, кто прилежно учился.
Они доставляли меньше забот педагогам, а потому их и больше любили.
Современная любовь педагогов к ученикам попахивает общеизвестной профессией – мягко говоря, любовью за деньги! Не о такой любви я сейчас говорю. Я хочу вспомнить немногих учителей, которые занимались своей профессией по призванию и действительно любили всех учеников, и искренне пытались научить их своему предмету!
Были ли у вас такие учителя?!

Согласитесь, что те знания, которые они умудрялись нам передать, действительно запоминались нами лучше. Ребёнок всегда чувствует, кто его любит по настоящему, и тянется к такому человеку. И слушает его с удовольствием!

Иисус и ученики

А теперь мы вспомним, насколько Иисус любил своих учеников, и как эта любовь проявлялась в Его способах передачи Божьих истин..
Сама методика его изложения Божьих истин говорит о Его любви:
В своих поучениях Он подбирал для каждого те слова и образы, которые его ученик лучше воспринимал:

  • Рыбакам говорил о сетях, и рыбе, и лодках.
  • Земледельцам – о сеянии, жатве и росте растений.
  • Торговцам и мытарям – о кредитах, монетах, и долговых расписках.
  • Женщинам – о семье, детях, и любви.
  • Людям служащим, военным и начальствующим – о царях и войнах. Подчинении и управлении.
  • Рабам – о служении и домашних работах.

И апостол Павел следовал в этом Иисусу Христу:

1Кор.9:19-23 «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:

для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев;

для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

для чуждых закона – как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона;

для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных.

Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его».

Апостол старался говорить с каждым на его языке, чтобы человек лучше его мог понять.
И мы, проповедующие Слово Божье, должны в этом следовать Христу и апостолам – то есть любить учеников и делать всё, чтобы те Божьи истины, которые мы стараемся им преподать были максимально доходчивы и ясны.

Кто платит, тот и...

Но здесь есть одна опасность! Любовь учителя к ученикам не должна перерастать в то, что иногда появляется в церквях: проповедники идут на поводу у общины:
Например, в общине достаточно много состоятельных людей. Ну, скажем, как в благополучных западных странах. И вот, чтобы, так сказать, не упустить паству, появляется, мягко говоря, «учение»: все христиане должны быть богатыми! Читай – кто не богат, тот плохой христианин!
И открываются кошельки богатеньких, и щедрые пожертвования льются в церковную кассу… А ошарашенные бедняки безуспешно из кожи вон лезут, чтобы, так сказать соответствовать!.. Или же уходят от Бога!

Ну, а через некоторое время весьма неглупые «состоятельные кроты», внезапно понимая, что их в этой, извините за выражение, церкви, просто, грубо говоря, «разводят», тоже, захлопывая кошельки, предпочитают отойти от шустрых пастырей подальше. Всё! Нет церкви!
Но бывает и наоборот. Страна бедная. Прихожане как один нищие. И тогда, отметая всё остальное, вовсю гремит послание Иакова:

Иак.2:6,7 « Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?»

Всё! Анафема богатеям! Да здравствует всеобщая нищета! Короче, пролетарии всех стран соединяйтесь!
В такой церкви, если человек хотя бы немного поднимается на ноги – подвергается всеобщему осуждению. Богатый христианин – плохой христианин!

А вспомнить слова Иисуса о том, что жизнь человеческая в Господе не зависит от величины его имения? Как-то на ум не приходит!
Ведь нам известны из Писания и богатые, и бедные люди, знающие Бога. Но известны также и те, и другие – совершенно Его не знающие!

Значит учитель в своей любви ученикам, не должен льстить их слуху. Но, если нужно поддержать – поддерживать, если нужно обличить – обличить, если нужно осудить – осудить!

Но мерилом всего должна быть, конечно, Божья истина!
Ну, а насколько в нашей церкви проповедники любят своих слушателей, судить, наверное, лучше вам.

Не превращайте любовь к учителю в поклонение

А мы обратимся к любви учеников к учителю.
Ученики очень часто любят своих учителей. Известна тьма случаев, когда девочки-ученицы до безумия влюблялись в своих преподавателей мужчин. И наоборот, мальчики – в учительниц.
Но любовь ученика к учителю, которая влияет на качество знания, получаемого учеником, проявляется через то, насколько внимательно ученик слушает учителя и пытается понять то, чему его стараются научить.
И жизнь показывает, что предметы, которые преподают наши любимые учителя, нам особенно интересны.
И в церквях также происходит такое, что одних проповедников прихожане любят больше, а других меньше.
Хорошо ли это? Ну, во всяком случае, нормально.

Опасности здесь только две:
Чтобы нелюбовь к нелюбимым проповедникам не переросла в нелюбовь к Божьим истинам, которые он старается донести до всех – и до любящих его, и до не любящих…
Я этого человека не люблю! Он меня когда-то обидел! Значит всё, что он говорит – ложь! Блестящая логика!

А вторая опасность, когда любовь к любимым проповедникам не способствует усвоению Божьих истин, а ослепляет настолько, что ученик теряет способность рассуждать над тем, что говориться с кафедры.
И тогда мы, иногда, с сожалением наблюдаем, стройные ряды восхищённых своим любимым проповедником прихожан, выходящих с воскресного служения с вытянутыми в струнку строго горизонтально ушами, на которых развешана очередная порция лапши из мелко накрошенной лжи! Печальное зрелище!
Люди! В любви к своим учителям – будьте рассудительны!

И тем не менее, не смотря на отдельные грустные случаи, любовь учеников к своим учителям улучшает качество получаемых в результате учёбы знаний.

К знаниям истины - через любовь

А теперь, уже до тонкостей понимая, как работает любовь для получения знания, попробуем прочесть то же самое место из «I-го Послания к Коринфянам», из 8-мой главы, показав в чём разница между знаниями, приобретёнными через любовь, в отличии от знаний, без любви?

1Кор.8:1-3 «О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание (человека не любящего ни Бога, ни ближнего своего) надмевает, а (учит истинному знанию только истина Божья и только тех, кто истинно любит Бога, и только такая любовь учит истинным знаниям, такая) любовь назидает.

Кто думает, что он знает что-нибудь (не имея в себе любви), тот ничего еще не знает так, как должно знать.

Но кто любит Бога (и ближнего своего) , тому дано (настоящее) знание от Него».

Хотим ли мы познавать истины Божьи, то есть познавать Бога?
Тогда нам нужно любить учиться,
…любить узнавать и соблюдать те истины, которым мы учимся
… и любить тех, кто нас учит,
.....и только тогда процесс познания Божьих истин будет иметь положительный результат: познание Бога, сохранение спасения и, в итоге, жизнь вечную!

Аминь!

Проповедник: брат А.

Воплотившись на земле от Пречистой Девы Богородицы, Господь наш Исус Христос вместе со Своим воплощением явил миру новое, невиданное доселе превосходнейшее знание — богопознание. Ученики Его — святые апостолы, сопровождая Господа в земном странствии, слушая Его спасительные заповеди, смогли найти лишь одно слово, способное человеческим языком выразить сущность созерцаемого в земном облике Божества. Святые апостолы впервые провозгласили всей вселенной высочайшее откровение:

Бог есть любовь! (1 Иоанн. 4:16) . И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Иоанн. 4:16).

Любовь. Именно она, по свидетельству Самого Господа, есть совершенство, включающее в себя все заповеди. Законник некий, искушая Господа нашего Исуса Христа, «спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Исус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:35-40).

Спросим, кто есть любящий Господа всем сердцем? «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21) , — отвечает Христос во Святом Евангелии. И еще спросим, кто есть исполняющий заповеди Твои? «Любящий ближнего исполняет все заповеди», следует ответ (Феофилакт Болгарский). Поразительная взаимосвязь! Божественная закономерность!

«Бога никто никогда не видел», — говорит апостол, — «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1 Иоанн. 4:12) . Как важно сегодня помнить это, возлюбленные о Христе братия и сестры. Как важно нам видеть эту цель, к которой мы следуем. Ибо случается, что в житии христианском с течением времени вкрадывается некая холодность, теряется из виду причина наших деланий, цель наших добродетелей, которой является любовь к Богу и ближнему. Без любви все труды, все посты, молитвы и даже сверхъестественные подвиги наши тщетны. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1 Кор. 13:1-2).

Как же обнаруживается наша Любовь к ближнему? Она обнаруживается совершением дел любви к нему, равно как и отсутствие дел любви обнаруживает наше оскудевшее любовью к ближнему сердце.

Испытаем себя, возлюбленные о Христе братия и сестры. Рассмотрим дни нашей жизни и попытаемся найти среди них те, в которые были совершены добрые дела к ближним. Найдем ли дни, в которые совершили мы добрые дела ближнему? Найдем ли дни, в которые мы сотворили любовь?

Что значит это — сотворить любовь? Ответ на этот вопрос мы со всей точностью узнаем тогда, когда рассмотрим, позаимствовав у апостола, само определение любви. Позаимствовав у того, кто удостоился называться учеником и апостолом Воплощенного Божества, Воплощенной Истины, Воплощенной Любви. Что же есть любовь?

«Любовь долготерпит, милосердствует» (1 Кор.13:4), — кротко отвечает апостол, а мы, возлюбленные о Христе братия и сестры, вспомним дни жизни нашей. Постараемся найти те из них, в которые проявили мы долготерпение, удержали в устах ответ на укоряющее нас слово, не воздали злом за зло: злословием за злословие, укором за укор, оскорблением за оскорбление, криком за крик. Вместе с этим постараемся найти в днях нашей жизни и те, которые освятились милосердием, неосуждением и всепрощением, милостыней, заботой о нищих, обездоленных, голодных и сиротах.

«Любовь не завидует», — продолжает апостол, а мы, возлюбленные, вспомним, были ли в жизни нашей дни, когда порадовались мы богатству ближнего, его успеху, процветанию? Когда искренне и от всего сердца желали мы ближнему благоденствия, несмотря на собственное, возможно, бедственное положение.

«Любовь не превозносится, не гордится» , а так ли мы, возлюбленные? Не превозносимся ли над ближним в чем-либо? Не почитаем ли себя выше или успешнее наших ближних? Не гордимся ли чем-либо: благосостоянием, успехом в делах, знакомствами, известностью, достижениями? Были ли дни в жизни нашей, когда мы, думая о себе скромно и в простоте, служили нашим ближним, как самим себе, без ропота и недовольства? Были ли в нашем земном пути дни, в которые мы с радостью и без смущения выполняли чью-то работу, хотя и не обязаны были этого делать?

«Любовь не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла», — продолжает апостол, а так ли мы, возлюбленные братия и сестры? Удерживали ли мы себя от совершения дел, могущих нанести хотя бы малый вред ближним? Не позволяли ли излиться яду раздражительности по отношению к кому-либо: родителей, жены или мужа, детей и всех вообще людей? Не позволяли ли гневу возобладать над нами и уничтожить в нас Богоподобие, которому столь свойственна кротость? Найдем ли в нашей жизни дни, в которые предпочли мы пользу ближнего своей пользе? Дни, в которые мы уступили успех дела другому? Дни, в которые пожертвовали собственным приобретением ради приобретения ближнего?

«Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» . Вспомним же, возлюбленные, вновь и вновь жизнь нашу. Найдем ли в ней, скоропроходящей, дни, в которых мы, увидев ближнего поступающим не по правде и лукаво, не осудили его, удержались от обсуждения его проступка с чувством удовольствия и радости от того, что мы, естественно, не таковы, как он? Вспомним, были ли случаи в нашей жизни, когда прикрыли мы грех ближнего? Вспомним, были ли случаи, когда мы, заметив брата согрешившим, удержались от распространения об этом, похоронив молву во гробе своего молчания, не обсуждая грех ближнего нигде, в том числе и дома наедине с мужем или женой?

Все это дела любви.

Сколько обретем мы этих дел во днях земного странствия нашего, столько будет восполнена и мера любви нашей, мера сердец наших, мера приближения нашего к оной лествице, возводящей от земли на небо, мера спасения нашего. И если обнаружим мы, возлюбленные о Христе братия, сестры и дорогие читатели, что весьма скудны дни странствия нашего земного на дела любви, то не отчаемся. Не вдадимся в уныние и расслабление, но приложим старание и постараемся сотворить ближнему хотя бы малое доброе дело в день. Сотворить ближнему хотя бы малую часть любви.

Оглянемся. Разыщем всех, кому мы можем послужить и сотворить хотя бы малую милость. Разыщем, как искали первые христиане. Разыщем наших друзей будущего века: нищих, алчущих, жаждущих, нагих, сирот и оставленных. Разыщем, пока есть у нас время простить всех обидевших нас. Разыщем всех, кого мы обидели и испросим у них прощения. Будем творить любовь везде и на всяком месте, возлюбленные о Христе братия и сестры, доколе есть у нас время, «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин.3:18) , ибо без дел любви невозможно спастись — по слову сказавшего «не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин.3:14).


Хотящему обрести истинную любовь к ближнему надлежит сперва подвизаться в исполнении дел любви, которые не всегда имеют сочувствие сердца, но часто могут исполняться с холодностью и принуждением, ибо нелегко терпеть ближних. Но вскоре привычка к совершению добрых дел и труд в исполнении заповедей любви откроет вход и сердечному залогу. Стремящийся прилежно послужить брату или духовному отцу вначале, вероятнее всего, будет исполнять служение свое с сопротивлением воли, но если не остановится, то вскоре обнаружит, что нисходит на него теплота Духа. Вскоре делание его подкрепляется сердечным сочувствием и служение его уже совершается с радостью и по благодати взрастившей в нем любовь к ближнему. Без понуждения себя на дела любви и милосердия в отношение ближних невозможно обрести любовь к ним. Не обретя любовь к ближним невозможно обрести любовь к Богу, ибо сказано: «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4:20)? Не стяжав сей двоякой любви — любви к Богу, происходящей от любви к ближнему, зря думает человек, что исполняет заповеди Господни, ибо «кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам» (1 Ин.3:24).

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).

Не исполняющий же заповеди как надеется на спасение собственной души?

Итак, возлюбленные о Христе братия и сестры, поспешим же к ожидающим нас делам любви яко елень на источники водныя (Пс. 41:1). В них наше спасение, ибо «что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:26). «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:9-10) , чтобы в день суда, когда предстанут обвинители — немилостивые и жестокие духи на осуждение душ наших на вечную смерть, мы с дерзновением могли ответить им:

Оставьте нас лукавые, ибо мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев (1 Ин.3:14).


Мы с вами, дорогие, вступили в дни строгого Успенского поста. Святая Церковь для того, чтобы нас приготовить к достойной встрече великого христианского праздника — Успения Божией Матери, специально устанавливает посты.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами, дорогие, вступили в дни строгого Успенского поста. Святая Церковь для того, чтобы нас приготовить к достойной встрече великого христианского праздника — Успения Божией Матери, специально устанавливает посты. Я хочу вам напомнить слова стихиры, песнопения, в котором Церковь учит нас, что такое пост, как должно его проводить: Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть, и благоприятный (2-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и благоприятный пост для Господа. Удаление от этих пороков, от порочного состояния и составляет истинный пост. И прежде всего нам надо обратить внимание на удержание, обуздание своего языка. Это малый член, но если мы его не обуздаем, то он нас будет влачить во дни поста по дебрям всякой лжи, клеветы, осуждения и злословия. Также надо обратить внимание и на то, чтобы стараться из своего сердца удалить всякую ненависть, неприязнь по отношению к ближнему, стараться быть во всем и ко всем тихим, кротким, смиренномудрым, благоснисходительным и любовным. В особенности надо стяжать любовь как мать всех добродетелей. Как-то, еще в прошлой беседе, я уже говорил в отношении этой добродетели, о том, насколько эта добродетель важна, необходима для нашего спасения. Потому что любовь составляет высшее благо в нашей христианской жизни и без любви все наши дела благочестия, как то: пост, молитва, воздержание, целомудрие, благотворительность — не будут иметь никакой нравственной цены. Все это не имеет истинного достоинства, если не будет любви к ближнему. И все отличие христианина именно в любви к ближнему. Без любви христианин не христианин. И христианство — не христианство. Любовь есть закон человеческого сердца, закон всякого нравственного, разумного существа. Этот закон все живое, все твари соединяет в единую целую гармонию. И если человечество себя не покоряет этому закону, то оно само себя осуждает на страдания, заблуждения и на смерть. Почему? Потому что Бог по Своей природе, по существу есть Бог любви и Бог мира. И святой апостол Павел в 13-й главе Первого послания к Коринфянам воспел гимн христианской любви. Он указал на величие христианской любви, указал именно на те неземные свойства христианской любви, которую заповедал миру Господь наш Иисус Христос. В Послании он пишет, что любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит ().

Любовь — долготерпит . То есть благодушно сносит все неприятности, все оскорбления, все напраслины, не поддаваясь движениям гнева и отмщения. Долготерпение — корень всякого благоразумия. И так по слову Премудрого, муж долготерпеливый мног в разуме. Немощной же крепок на безумие . И, продлевая далее мысль, Премудрый сравнивает эту добродетель с крепостью города, говорит, что она крепче даже самого крепкого города. Любовь милосердствует , терпит много неприятностей от других, но сама отнюдь не делает, не причиняет никакого зла ближнему. Наоборот, все скорби ближних она принимает как свои. И, сострадая ближнему, старается утешить, помочь в беде. Она все равно как елей на раны сама себя возливает, чтобы утешить, успокоить ближнего в горе и несчастье. И не успокаивается до тех пор, пока не совершит, пока не доставит утешение скорбящему.

Любовь не завидует ни дарованиям, ни отличиям, ни успеху ближнего в его делах, ни внешнему его благосостоянию. Никакому благу и совершенству ближнего не завидует, потому что это противно ее природе. Наоборот, существо любви — это желать и делать только добро, добро всем людям. Она не хочет, чтобы только ей одной самой быть счастливой, но стремится, желает, чтобы счастливыми были все люди. Таково свойство истинной христианской любви.

Любовь не превозносится , то есть не заносится, не кичится. Именно любовь делает человека благоразумным, степенным, порядочным. Заносчивость, легкомыслие свойственны только тем людям, которые любят других плотской любовью. А кто любит истинно духовной любовью, те от этого свободны.

Любовь не гордится . Какими бы ни был одарен дарованиями человек, но если он имеет действительно христианскую любовь, то он никогда не мечтает о себе, что он имеет что-то лучшее в сравнении с другим живым существом. И сколько бы он ни совершил добрых дел, все равно считает, что ничего не сделал особенного. Вот таково свойство истинно христианской любви.

Любовь не раздражается, не мыслит зла . То есть даже если тот, кому христианин благодетельствует, и доставляет ему какие-то неприятности, то все равно христианская любовь не огорчается. Она все равно старается творить добрые дела, невзирая ни на какое, может быть, и нехорошее поведение со стороны того человека, которому оказана любовь. Любовь даже и не мыслит зла . Она не мыслит зла во зле. Как сама любовь чужда всякого коварства, всякого зла, так и в других, в любимом человеке она не видит этого зла. Другие, может быть, и видят в человеке это зло, но любовь его не видит в нем — потому что любит. Любовь все терпит, все покрывает, все недостатки, все слабости, немощи. Человеку приходится терпеть всякие неприятности, может быть, даже поношения, побои. Но любящий человек все это покрывает. Пример можно привести из Ветхого Завета — жизнь святого царя и пророка Давида. Давид был человек весьма любвеобильный, обладал даром любви. И когда возмутился против него его собственный сын Авессалом, который умыслил захватить власть и погубить своего отца ради властолюбия, то все это Давид перенес очень спокойно. Он по отношению к своему сыну не произнес ни одного укоризненного слова. И даже после того, как его военачальник убил Авессалома, пророк Давид, как дитя, плакал о нем: сын мой Авессалом! (), — не помня зла, которое ему причинил его собственный сын.

Любовь всему верит . Любовь верит любимому человеку, что бы он ни сказал, не подозревая, может быть, что какое-то там есть лукавство в словах. Но любовь всему верит , все терпит и всего надеется . Вот вкратце таковы именно свойства истинной христианской любви, которую заповедал нам Господь. Должно стяжать ее и этою любовью любить ближнего. А под ближним надо разуметь всякого человека, кто бы он ни был.

Я уже сказал, что все наши дела внешнего благочестия — пост, молитва, целомудрие, милосердие — не будут иметь никакой цены нравственной, если они не соединены с любовью к ближнему. В ряду этих дел благочестия молитва стоит на первом месте. Но и молитва угодна Богу только тогда, когда она соединена с любовью. Если же, напротив, в нашем сердце живут ненависть, злопамятство, недоброжелательность по отношению к ближнему, то пусть будет человек и богомолен, и набожен, такую молитву Господь не примет. Бог, Отец наш, есть Бог и мира. Поэтому чуждые любви и мира, они своими молитвами только оскорбляют Бога. Им даже и в храм не дозволено ходить до тех пор, пока не примирятся со своим ближним. И как они могут просить у Бога прощения, оставления своих грехов, своих долгов, а сами еще не прощают ближнего! И до тех пор пока не простят ближних в согрешении, не примирятся с ними, до тех пор и Господь не прощает их и не принимает их молитвы.

Не только молитва, но даже и страдания за веру не угодны Богу, если страждущий человек не прощает согрешения своему ближнему. История христианской Церкви знает множество таких примеров. Один из них — пример Саприкия пресвитера. В первые века христианства, во время гонения на христиан, он много претерпел мук и страданий за веру Христову. И ему уже готовился мученический венец. Но вот перед самой казнью к нему обратился его приятель Никифор, который из-за чего-то с ним поссорился. Теперь он просил у него прощения. Но Саприкий ему не простил. И тотчас благодать Божия отступила от него. И он устрашился смертной казни, отрекся от креста и лишил себя мученического венца, который воспринял тот же самый Никифор, который исповедал себя христианином, и тут же был казнен. Дела нашего целомудрия, нашего постничества, подвижничества не будут иметь никакой цены перед очами Божиими, если не будут связаны, соединены с любовью к ближнему.

Опять-таки обратимся к евангельскому повествованию. Богатый юноша, который вопросил Спасителя: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (). Спаситель ему указал на исполнение заповедей. Юноша ответил, что эти заповеди он исполняет. Спаситель, провидев в его душе, что он корыстолюбив, что он пристрастен к богатству, говорит: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (). Юноша был корыстолюбивым, имел пристрастие к богатству, а корыстолюбие никак нельзя совместить с любовью к ближнему. Корыстолюбец, наоборот, часто поступает несправедливо для стяжания своего незаконного богатства в ущерб правде, в ущерб любви к ближнему. Поэтому и отошел юноша с печалью, и лишился жизни вечной, хотя все другие заповеди он как бы исполнил. Главной же заповедью была и остается все-таки любовь к ближнему. Поэтому надо помнить, что в христианстве существуют две основные заповеди — любить Бога всем сердцем, всей душой, всем своим существом, всем разумением, и ближнего своего как самого себя (Ср .: ; ; ). Нет заповедей больших, чем эти. Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, и напоминаю вам и себе в наступившие дни Успенского поста, что помимо усердия ко внешнему, телесному говению, воздержанию, необходимо обратить внимание на свое внутреннее состояние, на искоренение всякого порока в нашей душе, чтобы нам в себе распять всякое самолюбие, превозношение, тщеславие, эгоизм, гордость и стараться приобрести снисхождение, милосердие, любовь к ближнему. Без этого и наше говение не принесет нам успеха. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою , — говорит Господь (). Вот и постараемся эти дни поста так провести по мере своих сил в воздержании и в христианском совершенствовании, чистоте и благочестии, стараясь не оскорблять ближнего ни словом, ни делом, стараясь стяжать друг ко другу любовь. Будем подражать первым христианам, которые, как я уже говорил, хотя и претерпели страшное гонение: их грабили, отнимали имущество, кровь христианская лилась, но были соединены таким крепким союзом любви, что у них было одно сердце и одна душа (). И поэтому они переносили всякие напасти и гонения со стороны языческого мира. Да поможет нам Господь эти дни провести так, как угодно Ему, Богу нашему. Богу нашему слава во веки! Аминь.

Мир вам, братья и сестры!

Темой сегодняшней проповеди будет — любовь. Эта тема легла мне на сердце и я начал готовить проповедь, но проповедь не получалась. Слова и мысли были правильными, но движения вперед не было. Тогда я взмолился и внутренний голос спросил меня, «а соответствуешь ли ты сам тому, о чем будешь проповедовать другим?», «Разве ты не знаешь, что Господь не терпит лицемерия?», «Разве ты не знаешь, что Господу нужны не слова, а дела?». Тогда я опять взмолился и попросил Господа помочь составить мне проповедь для себя самого, чтоб я сам научился соответствовать тому слову Твоему. Я сказал Господу, что прочту эту проповедь моим братьям и сестрам, потому что, возможно, кто-то в ней нуждается. И проповедь стала получаться. Строка ложилась за строкой. И сейчас мы рассмотрим тему любви.

Любовь является основой всей Библии. И говоря о любви обычно говорят о двух главных заповедях, первая - любовь к Богу и вторая — любовь к ближнему своему. Но любовь в этих двух заповедях вторична. Первична любовь Творца к своему творению, т. е. любовь Бога к человеку, а все остальное вторично. И в этом мы убедимся, рассматривая слово Божие.

Когда Бог создал человека, Он не давал этих заповедей. Была лишь одна заповедь — послушание, потому что в послушании проявляется любовь. Когда мы воспитываем своих детей и внуков — разве требуем любви? Нет. Требуем послушания. Когда Бог предупреждал Каина, что «у дверей грех лежит», то делал Он из любви к Своему созданию (Бытие 4:7).

Прошли века. Еврейский народ стал избранным Богом народом, на котором Бог наглядно показывал всем народам, какую благодать Он дает за послушание, и как Он наказывает за непослушание, т. е. за грехи.

Второзаконие 8:5 - «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего»

И действительно это так. Представьте себе, что у кого-то один ребенок свой родной, а еще десять он адаптировал. Балуются все одинадцать детей, но для науки всем детям, он дает по попе только одному, своему родному ребенку. Так и «Господь, кого любит, того наказывает». (Евр. 12:6)

Шли века, тысячелетия. Люди грешили все сильнее и Бог наказывал их все крепче. Но всегда Божия любовь к человеку была сильнее меры наказания за его грехи. За исключеним грехов к смерти, но об этом мы поговорим в другой раз. И вот настал решающий момент в истории человечества, на земле родился Сын Божий Иисус Христос.

Ин 3:16 - «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Не является ли это подтверждением Божией любви к людям.

Достигнув 30-ти летнего возраста Иисус Христос начал учить Израильский народ, а через него — все народы. И основой Его учения была любовь. Прочтем Евангелие от Матфея 22:37-40.

Мф. 22:37 - «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим».

Мф. 22:38 - «сия есть первая и наибольшая заповедь».

Мф. 22:39 - «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Мф. 22:40 - «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Последним стихом Иисус Христос говорит нам, что основой Библии есть любовь.

Сейчас мы рассмотри первые две заповеди. Как мы, верующие, проявляем нашу любовь к Богу? Прежде всего послушанием Ему. Бог в нашей жизни всегда должен занимать первое место, при любых обстоятельствах. И как сказал Иисус Христос «Блаженные слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28).

Вспомните, как из любви к родителям, вы делали то, о чем они просили, даже и тогда, когда небыли согласны. Тем более из любви к Богу, мы должны покончить с любым проявлением своеволия в нашей жизни.

Как часто муж или жена, по поводу тех или иных событий, говорят: не обращай внимания, не бери в голову или как-то иначе. Почему? Из любви. Они пытаются успокоить друг друга, чтоб любимый человек не расстраивался и тем самым сохранил здоровье. Как часто собирая ребенка в школу мать говорит ему: не дерись и ни с кем не связывайся. Почему? Из любви к ребенку. Мать предостерегает его от возможных неприятностей. И делает она это прежде всего из любви к своему ребенку, а не к другим детям. Точно также Бог, из любви к нам, через своих пророков, апостолов и Сына Своего Иисуса Христа, предостерегает нас, верующих от возможных неприятностей в нашей повседневной жизни. Слово Божие, из любви к нам, направляет всю нашу жизнь и предостерегает от греха «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Сколько любви и заботы в этих словах. А сейчас мы рассмотрим, как мне кажется, самую тяжелую для многих заповедь - «возлюби ближнего твоего как самого себя.

Давайте вначале попытаемся ответить на некоторые вопросы:

    Кто же такие наши ближние?

    Почему нужно себя любить?

    Что понимать под словом любовь?

На первые два вопроса ответы я нашел сравнительно быстро. Наши ближние - это те, кто рядом с нами, это наши родные по крови и это наши родные по духу (по вере). Если человек не любит сам себя, то не сможет любить и никого другого. А вот третий вопрос ответить было очень трудно. Однозначного ответа нет. Работая с литературой можно сделать вывод, что слово «любовь» включает в себя очень много различных определений, каждое из которых является правильным для конкретного случая. Сейчас мы попытаемся раскрыть понимание слова «любовь» для ряда конкретных понятий:

    Любовь к Богу — это беспрекословное послушание Его воле и жизнь по Его слову.

    Любовь к себе — это не значит быть самовлюбленным эгоистом, а это значит иметь внутренний мир с самим собой.

    Любовь к ближнему — это внутренний мир по отношению к окружающим нас людям.

    Любовь к родителям — это послушание, уважение и чувство благодарности или за все, что они сделали.

    Любовь к детям — это чувство ответственности за их воспитание и здоровье. Это забота о их будущем.

    Любовь между мужем и женой — это желание всегда быть вместе. Это постоянная забота друг о друге.

    Любовь к брату или сестре — это безоговорочное и бескорыстное оказание помощи при первой же необходимости. Это стремление к взаимопониманию и миру.

К вышесказанному необходимо добавить стих 1Кор. 13:4.

1Кор. 13:4 - «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится».

В Слове Божьем мы находим указания как дети должны относиться к родителям, Второзаконие 5:16. Какие отношения должны быть между мужем и женой и как родители должны относиться к детям описаны в послании апостола Павла Колоссянам 3:19-21.

Говоря о любви к ближнему я приведу один пример из романа Виктора Гюго «Отверженные». Беглый каторжник с чужими документами спешит в Париж, где для него много легкой добычи. Ночь застает его в небольшом городке и только священник пустил его в свой дом на ночлег. Священник накормил его ни о чем не спрашивая. Беглый преступник увидел в доме у священника много серебряной посуды и два больших серебряных подсвечника. Преступник проснулся до рассвета, собрал все серебро в свой дорожный мешок и сбежал. Но на выходе из города его остановила полиция, осмотрела его дорожный мешок и узнала серебряные изделия принадлежащие священнику. Полицейские привели пойманного вора к священнику, чтобы он опознал украденные у него серебряные изделия. Но священник сказал полицейским, что он подарил эти вещи пойманному полицией человеку и попросил его отпустить. Когда полицейские ушли, вор стал возвращать украденные вещи, но священник его остановил и сказал: «Я дарю все это серебро и пусть оно поможет тебе стать честным человеком до конца дней твоих». И он стал честным человеком. С помощью этого серебра он сильно разбогател. Он стал помогать вдовам и сиротам, выручал из беды обижающих его самого. Он стал примерным христианином.

А сейчас давайте попытаемся найти объяснение, почему Слово Божие требует от нас, чтобы мы «стремились иметь мир со всеми» (Евр.12:14), чтобы мы «возлюбили ближнего своего как самого себя?». Я думаю для того, чтобы мы, верующие, имели внутренний мир как с самим собою, так и с окружающими нас людьми. Имея этот мир мы не нервничаем, не злимся, не имеем ненужных обид, а значит — хорошо себя чувствуем. А ведь каждый верующий является Храмом Божьим, и как сказано в писании, «Храм Божий разрушать нельзя», поэтому имея внутренний мир с собою и окружающими мы, во-первых, сохраняем храм Божий, а во-вторых, как сказал наш Господь Иисус Христос: «от сердца доброго и дела добрые». Вот почему Слово Божие призывает нас всегда пребывать в любви к ближнему. По этой же причине мы не должны ждать благодарности, когда делаем добрые дела. Говоря о любви к ближнему нельзя не остановиться на отношениях межу мужем и женою. Ведь казалось бы, кто есть ближе? Ведь в Слове написано «и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Тем ни менее во многих во многих семьях, даже верующих людей, мира нет. Хорошо еще если нет взаимных оскорблений. И как эти нездоровые отношения между мужем и женой отразятся на их детях, какими они вырастут? Вот почему Слово Божие призывает к любви и взаимопониманию. Это для родителей Иисус Христос не одинажды говорит «Я делаю то, что видел в доме Отца Своего» тем самым указывая родителям, что они должны быть примером для своих детей.

Особо хотелось бы сказать несколько слов о материнской любви. Всепрощающая, всепонимающая, бескорыстная и безграничная. Чего только не сделает мать во имя любви к своему ребенку? И к маленькому и к большому. Очень часто материнскую любовь называют слепой любовью. Она одинаково любит и хороших детей и плохих. Казалось бы, что не существует более сильной любви, чем любовь матери к своему ребенку. Какая мать отдаст своего единственного родного ребенка для спасения приемных детей, не говоря уже о чужих детях? А Господь Бог отдал своего Сына единородного для спасения десятков миллионов грешников. Божья любовь к своему творению значительно сильнее и мудрее. Мать любит и воспитывает несколько детей, а Бог любит и воспитывает десятки миллионов своих детей. Говоря о Божьей любви к нам будем всегда помнить «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Это ли не доказательство безграничной любви Бога к людям. Бог Свят, и ничто не чистое в Царствие Небесное не войдет. А наш Бог, как любящий Отец, чтобы Его дети были рядом с Ним, поэтому через Слово Свое учит нас и требует от нас чтобы мы жили по слову Его, если конечно хотим войти в Царствие Небесное. Слово Божие требует от нас, верующих, любви к ближнему. В своем первом послании апостол Иоанн пишет: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4:8).

Изучая Слово Божие, я пришел к выводу, что любить мы должны прежде всего наших братьев и сестер по вере. Откроем Ин. 17:9,24.

Ин. 17:9 - «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои».

Ин. 17:24 - «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».

Давайте обратим особое внимание на слова «не о всем мире молю» и «Отче! Которых Ты дал Мне». Мы все знаем слова Иисуса Христа «Никто не приходит ко Мне, без воли Отца моего», а раз мы пришли к Господу Нашему Иисусу Христу по Божьей воле, значит это о нас молит Господь, чтобы мы были там где Он. Некоторые теологи говорят, что выше прочитанные стихи относились только к апостолам. Но большинство теологов утверждают, что эти стихи в равной степени относятся как к апостолам, так и к нам. Если бы это было не так, то и заповеди Иисуса Христа относились бы только к апостолам, но они в равной степени относятся ко всем Его ученикам. К тем, кто были, к тем кто есть и тем, кто будут. Евангелие от Иоанна 13:34-35.

Ин. 13:34 - «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга».

Ин. 13:35 - «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

И если мы все здесь сидящие, считаем себя учениками Иисуса Христа, то должны иметь любовь между собою. И «любовь да будет непритворна» (Рим. 12:9). Но то, что мы прежде всего должны любить нашего брата или сестру по вере, а не человека из мира, указывает апостол Иоанн (1Ин. 4:20-21).

1Ин. 4:20 - «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?».

1Ин. 4:21 - «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».

В этих стихах апостол Иоанн показывает нам, что любовь к невидимому Богу может проявляться на деле только в любви к нашим братьям и сестрам, которых видим. Более того — заповедь Божия объединяет в одно эти два вида любви — к Богу и к брату своему. Наш Господь Иисус Христос учит нас прощать наших братьев и сестер (Лк. 17:3-4).

Лк. 17:3 - «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему».

Лк. 17:4 - «и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему».

С одной стороны Господь призывает своих учеников, т. е. нас, следить за своим поведением и языком «наблюдайте за собою», а с другой — призывает нас прощать наших братьев и сестер постоянно. («Семь раз в день» в данном случае — есть образ полноты). К сожалению, каждый из нас может неосознанно согрешить. И когда мы становимся на молитву с просьбой простить нас, то давайте вначале вспомним слова Иисуса Христа (Мр. 11:25-26).

Мр. 11:25 - «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши».

Мр. 11:26 - «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».

В этих стихах Иисус Христос указывает нам, что наряду с верой в Бога, важным условием дохождения наших молитв к Богу, является способность прощать. Прощение Богом верующего и прощение самим верующим других людей неразрывно связанны между собой и связь эта установлена Самим Богом. Всякий, получающий прощение от Бога, должен прощать своих братьев и сестер, как и Бог простил его самого.

Из любви к нам Господь показал как важно, нам верующим, жить в любви друг к другу, и какие могут быть последствия, если мы не прощаем наших братьев и сестер. К кому мы обращаемся с нашими проблемами? К Господу. К кому мы обращаемся, когда плохо себя чувствуем? К Господу. С какими только проблемами мы к Нему не обращаемся? И как нам радостно, когда любые наши проблемы с Божией помощью быстро решаются. И как нам тяжело, тогда мы молимся, молимся, а проблема не решается. Тогда пусть каждый, у кого такое случилось заглянет в свою внутреннюю кладовую и посмотрит нет ли там не прощенной обиды на брата или сестру. И когда эта обида будет выброшена, пусть опять станет на молитву, и Господь решит его проблему.

Когда мы учим своих детей или внуков, то из любви к ним стараемся предостеречь их от возможных травм. Не играйся со спичками или зажигалкой — может быть пожар. Не играйся с ножом — можешь поранить себя или другого. Не заплывай далеко и т. д. И это все от большой любви. Точно так же из любви к нам Господь предупреждает нас через Слово Свое о грехах, которые могут стать препятствием на нашем пути в Царствие Небесное.

Мы должны научиться иметь душевное тепло к брату своему по духу (вере), такое же как к брату по крови. Если мы хотим иметь сердце чуткое, надо прежде всего смирить себя. Почему Господь столько раз говорит «укроти гордыню свою»? Многие ответят, «что Бог гордым противится, а смиренным помогает». Правильно ответят. А почему «смиренным помогает»? Потому что когда человек научится укрощать гордыню свою, он научится смирению. А когда научится смирению, научится прощать. А когда научится прощать, научится любить брата своего. А когда научится любить брата своего, получит жизнь вечную в Царствии Небесном. Потому что, как писал апостол Павел (1Кор.13:13).

1Кор. 13:13 - «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

Лишь готовясь к этой проповеди я осознал всю глубину Божией любви к нам, Своему творению. С тех пор как я пришел к Богу я знал и понимал, что Бог меня любит, а сейчас я не только осознал, но и прочувствовал это. Если мы, люди, так любим своих детей, то как же сильно любит нас наш Отец Небесный. Вся Библия говорит о любви Божией к нам, Его детям. Все предупреждения для нас написанные в Библии, написаны из любви к нам. Если мы любим своих детей слепо и готовы простить все, даже очень скверные поступки, то Бог Свят и все прощает. Поэтому и предупреждает нас, верующих, заранее, через своих пророков и апостолов. Слово Божие не только учит нас, верующих, любить друг друга, но и требует. Вспомните слова из заповеди нашего Господа Иисуса Христа «любите друг друга» (Ин. 13:34).

Слово «любовь» написано в повелительном наклонении «любите». Это требование к нам, это приказ нам. Иисус Христос не однажды подчеркивал, что духовное родство выше кровного (Мф. 12:49).

Мф. 12:49 - «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои».

Мы молимся, чтоб наполнялась наша церковь, а она не наполняется. Почему? И готовясь к этой проповеди я понял, что мне не хватает истинной христианской любви, не хватает душевного тепла для моих братьев и сестер. Нет не напускного, а истинного, исходящего из сердца. Ведь недаром Иисус Христос так часто клеймил фарисеев, называя их лицемерами. Возможно не только мне одному не хватает истинной христианской любви, а еще кому-то. Слово Божие запрещает нам ненавидеть брата своего или сестру и мы верующие это хорошо знаем. Поэтому некоторые верующие заменили ненависть на безразличие. Вроде как запрета на безразличие нет, но есть полное несоответствие слову «любовь», которую требует от нас Слова Божие. И как странно, когда христианин готов помочь другим странам и совершенно равнодушен к судьбе рядом сидящего брата или сестры. Будем помнить слова нашего Господа (Мр. 3:35).

Мр. 3:35 - «ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

И когда в нашей церкви будет истинная христианская любовь, Господь Сам заполнит пустующие ряды.

Наша святость заключается в чистоте наших помыслов и поступков. Потому что как писал апостол Павел (1Кор. 13:3).

1Кор. 13:3 - «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».

Так давайте помолимся, чтоб у каждого верующего в сердце была истинная христианская любовь.

О любви к Богу, ближним и самому себе

В проповеди преподобного отца нашего Арсения говорится о любви к Богу и ближнему.

Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что он носит в себе Бога.

В ком есть любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает. В ком любовь, тот не соперничает, не завидует, не смотрит ненавистным оком, не радуется падению других. В ком любовь, тот исполняет волю Божию. Блажен, кто приобрел ее, он будет сожителем ангелов. Любовью примирен человек с Богом. Надо употребить все силы свои, чтобы насадить в себе это чувство любви, основу спасения, источник блаженства.

Насколько блажен тот, кто приобрел любовь, настолько злополучен и жалок тот, кто далек от нее. В ком нет любви Христовой, тот враг Христу. Кто желает спастись, тот непременно должен стяжать ее в себе, потому как по словам апостола, она есть превосходный путь ко спасению (Коринф., 12). Любовь занимает такое важное место в деле спасения, что все подвиги человека, все его добродетели без нее ни к чему не послужат.

О любви к Богу. Чтобы возрастить в себе любовь к Богу, человеку нужно чаще вспоминать о тех благодеяниях, которые он от Него получил. Бог есть безначальное, высочайшее, несозданное, бесконечное Добро. Как солнце всегда сияет, как огонь всегда согревает, так и Бог всегда благотворит. Господь и тогда благотворит, когда наказывает, ибо наказывает Он, чтобы исправить, помиловать; наводит печаль, чтобы истинно утешить.

О создании человека. Бог есть Создатель - Он создал человека из ничего, не как прочую тварь, но Своим особым Божественным Советом. Человек создан по образу Божию и по подобию. Какая дивная благость Божия к человеку! Бог так любит его, что послал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. За любовь надо воздавать ни чем иным, как любовью и благодарностью. Бог наш Промыслитель, Он промышляет о человеке и печется о нем, подавая одежду, пищу и жилище. Человек со всех сторон окружен Его благами, любовью и без Него ни минуты жить не может. Все вокруг создано Его творческой рукой.

О признаках любви к Богу. Ничем человек так не обманывается как в любви. Кто истинно любит Бога, тот старается соблюдать Его заповеди и остерегается всего, что противно Богу. Явным признаком любви к Богу есть сердечная радость о Боге. Человек обычно, что любит, тому и радуется, так и Божия любовь не может быть без радости. Это духовная радость, небесная, есть предвкушение вечной жизни. Истинно любящий Бога вспоминает о нем, постоянно держит в памяти Его любовь и благодеяния. Это можно увидеть и в человеческой любви - кого любим, того часто вспоминаем. Так и кто любит Бога, тот часто размышляет о Нем и всем сердцем к Нему стремится.

О любви к ближнему. Кто любит Бога, тот любит и ближнего. Источником любви к ближнему есть любовь к Богу; но любовь к Богу познается от любви к ближнему. Корень и начало любви к ближнему есть любовь Божественная. Бог без сомнения любит всякого человека, любовь к ближним постоянно заповедуется в слове Божием. Надо стараться любить своего ближнего не словом, но делом.

О любви человека к самому себе. Любовь человека к самому себе внушается самой природой. Любить самого себя – значит искать добра, счастья и благополучия. Человеку принадлежит познать самого себя, свою природу и назначение. Если он любит себя как должно, то всеми силами он старается спасти свою душу. Человек, любящий себя правильной любовью дорожит своим спокойствием, не смущаясь никакими превратностями, стараясь для этого очистить сердце свое от скверны и злобы. Смиренное сердце никогда не захочет того, что уклоняет его от Бога.

О чтении Слова Божия. Надо чаще читать Святое Писание, так человек будет лучше знать и замечать свои недостатки и более укоренять в себе смиренномудрие. Особенно изучение Слова Божия способствует удалению гордости. Молитва располагает человека к общению с Богом и в то же время возбуждает любовь, как к Богу, так и к ближнему, и очищает любовь человека к самому себе.

О Голгофских язвах Христовых. В первое и второе явления апостолам Господь Иисус Христос показывал им Свои язвы на Воскресшем Теле. И это действие у Бога содержало назидательный и таинственный смысл. Крестные язвы Христовы – это знаки беспредельной любви Божественной, источник преизобильной благодати и грамота нашего осуждения. Язвы Иисусовы – это не что иное, как вечно сияющие огненные письмена, возвещающие всему миру о том, сколь много возлюбил человека Милосердный Господь. Раны Христовы не только проповедуют о высочайшей любви Господа, но и являются для верующих источником богатых милостей Божиих, потому что из них изливаются в сердца христианские мир и благодатные утешения. Иисус Христос в Святых Таинствах Церкви открыл человеку неиссякаемый небесный родник Благодати, откуда все возрожденное человечество черпает вечную жизнь в Боге.

Вам также будет интересно:

Очень вкусный борщ с капустой и томатной пастой Томатная паста для борща
Красный борщ - один из самых непревзойденных супов славянской кухни. Традиционный рецепт,...
Причастие в английском языке (The Participle) Независимый причастный оборот английский язык
В английском языке причастные обороты в функции обстоятельства бывают двух типов, а...
Образец заполнения штатного расписания
Данный документ является локально нормативным актом, который применяется для оформления...
Перевод внешнего совместителя на основное место работы
Е.Ю. Забрамная, юрист, к. ю. н. А.К. Ковязин, юрист Как «сделать» из совместителя...
Габдулла Тукай: краткая биография
Габдулла Тукай - основоположник новой национальной поэзии, высоко поднявший знамя...