Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Первый новомученик и исповедник российский. Преступление советской власти и сокровище РПЦ — Новомученики и исповедники Российские

Кто такие Новомученики и Исповедники Церкви Русской? Почему они стали жертвами коммунистического режима? Каково значение подвига новых святых?

ХХ век в истории России ознаменован жестокими репрессиями Советской власти против собственных граждан. Людей карали за малейшее несогласие с коммунистической идеологией и за религиозные убеждения. Многие православные христиане стали жертвами большевиков, не отступив от своей веры.

Новомученики и Исповедники Церкви Русской – сонм святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.

Собор Новомучеников и Исповедников начал формироваться в 1989 году, когда был канонизирован первый святой - патриарх Тихон. Затем, по мере исследования биографий и других архивных документов, из года в год канонизировали несколько человек.

Среди Новомучеников и Исповедников есть священнослужители и миряне, люди разных профессий, званий и сословий, объединённые любовью к Богу и людям.

Икона Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Безбожная власть

Христианство и коммунизм несовместимы. Их моральные нормы противоречат друг другу. Бог есть любовь, а не революционный террор. Церковь учила не убивать, не красть, не лгать, не творить кумиров, прощать врагов, чтить родителей. А большевики убивали невинных, сокрушали традиции предков, растаскивали чужое имущество, насиловали, воспевали блуд в ущерб семье, на место икон вешали портреты Ленина и Сталина. С точки зрения христианина, строили Ад на земле.

Высказывания Ленина о религии всегда атеистичны, но в статьях он старается формулировать свои идеи цивилизованно, тогда как в приказах и письмах, адресованных друзьям и подчинённым, говорит прямо и грубо. Ещё до Революции в письме А. М. Горькому Ленин писал: «…всякий боженька есть труположство. …всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость, особенно терпимо встречаемая демократической буржуазией, - именно поэтому это - самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза».

Легко представить, как такой лидер государства проявил себя в отношении Церкви, когда получил власть.

Взрыв православной церкви, 1918 год

1 мая 1919 года в документе, адресованном Дзержинскому, Ленин требует: «Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Расстрелы духовенства Ленин рекомендовал неоднократно.

Деятельность государства была направлена на разрушение Церкви и дискредитацию Православия: льготы и кредиты для сектантов, инспирирование расколов, издание антирелигиозной литературы, создание антирелигиозных организаций – например, «Союз воинствующих безбожников», куда загоняли молодёжь.

Сталин продолжил дело Ленина: «Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведёт антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религия есть нечто противоположное науке… Подавили ли мы духовенство? Да, подавили. Беда только, что оно не вполне ещё ликвидировано».

В Декрете наряду с экономическими показателями была поставлена цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны».

Разграбление церкви, послереволюционные годы

Игумен Дамаскин (Орловский) в своей работе пишет: «Как производились аресты, допросы, с какой скоростью тройки выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900» («История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации»). Большинство верующих людей были репрессированы в 1918 году и в 1937-38 годы.

Только с началом Великой Отечественной войны репрессии священнослужителей сократили свой размах. Поскольку Советское правительство решило использовать Церковь для патриотической пропаганды. Открывались храмы. Прихожане под руководством священников собирали деньги для фронта. За период 1941-43 г. только одна Московская епархия сдала на нужды обороны 12 млн. рублей. Но война окончилась, и неблагодарная власть более не нуждалась в Церкви. С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и снова закрываются храмы.

Судили быстро, расстреливали сразу

Над священнослужителями и монахами не было длительных процессов. Их вина в глазах большевиков была бесспорной – религиозность, а лучшим доказательством преступления являлся крест на шее. Поэтому среди Новомучеников и Исповедников много тех, кто был убит на месте – там, где молился, там, где призвал Бога. А причину могли найти любую.


Протоиерей Иоанн Кочуров

Самым первым пострадал за веру новомученик протоиерей Иоанн Кочуров , служивший в Царском Селе. Он был расстрелян 31 октября 1917 года за организацию Крестного хода, на котором, как решили красногвардейцы, молился за победу белоказаков, защищавших Царское Село, но вынужденных отступить. На самом деле отец Иоанн и другие священнослужители хотели успокоить местных жителей, напуганных артиллерийским обстрелом, и возносили молитвы о мире.

Вот как рассказывает о гибели священника очевидец:

«Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной – его таскали за волосы, и кто-то предлагал «прикончить как собаку». Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было».

25 января 1918 года в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Его похитила и тут же расстреляла группа солдат.

17 июля 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна Императорская семья, олицетворявшая Православное царство: Николай Второй, его супруга Александра, царевны и маленький наследник.

Фотография семьи императора Николая II

18 июля 1918 года в Алапаевске сбросили в шахту и забросали гранатами нескольких представителей Дома Романовых и близких к ним людей. Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском (кроме управляющего Ф. Ремеза) в лике мучеников. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них - великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару, которые до казни вели монашескую жизнь. Елизавета Фёдоровна после смерти мужа от рук террористов основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, насельницы которой занимались лечением нуждающихся и благотворительностью. Там и была арестована.


Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара

Среди новомучеников есть дети. Отрок Сергий Конев, воспитанник епископа Гермогена, считал Владыку дедушкой. После ареста и расстрела епископа мальчик сказал одноклассникам, что его дедушка пострадал за веру в Бога. Кто-то передал это красноармейцам. Те изрубили мальчика шашками.

Часто на допросах чекисты старались добиться, чтобы человек признался в антисоветских высказываниях. Нужен был формальный повод для осуждения его как врага революции. Поэтому заставляли подследственных клеветать друг на друга, фабриковали дела о контрреволюционных организациях. Верующие люди не желали свидетельствовать против ближних, за это они подвергались пыткам.

Жития Новомучеников и Исповедников безупречны. Они помнили слова Евангелия:

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»

(Мф. 10:28)

Доносчики и клеветники впоследствии не были канонизированы.

В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться сразу.

Священник Александр Соколов пострадал за то, что организовывал хождения с молебнами по окрестным сёлам. По мнению следствия, он намеренно отвлекал колхозников от уборки урожая. За что и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово.

Священник Василий Надеждин читал молодёжи Василия Великого, Иоанна Богослова, рассказывал о поездке в Дивеевский монастырь, за что был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где заболел тифом и умер 19 февраля 1930 года.

Священник Иоанн Покровский советовал местным школьникам молиться, чтобы уроки лучше запоминались. Один из учителей донёс на него. Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года.

Кто-то пожалел о том, что больше не празднуют Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север…

Разумеется, были представители духовенства и миряне не только заявлявшие о своей вере, но и разоблачавшие Советскую власть. Эта критика была рождена христианскими убеждениями, которая не позволяла мириться с грабежами, насилием, разрухой, которые принесли большевики. Именно тогда Церковь показала, что она с народом, что священники, которых и в те времена социалисты обвиняли в стяжательстве, не стали обслугой новой власти, но обличили её.

Священники сожалели о судьбах репрессированных христиан, носили им передачи, призывали молиться о спасении страны, объединяли прихожан утешительным словом, за что обвинялись в контрреволюционной деятельности.

Фреска в храме с Новомучениками и Исповедниками

Понадобилось немало усилий карательных органов, прежде чем остатки священнослужителей были загнаны под каблук государства. Но десятки тысяч Новомучеников и Исповедников уже были далеко от земной юдоли, там, где нет ни болезни, ни печали, ни НКВД, но жизнь бесконечная.

Многие репрессированные священники были многодетными отцами, долго ждали их маленькие дети, выбегая на дорогу или часами сидя у окна. Об этом упоминается в Житиях. Невинные чада не ведали, что встреча с родителями теперь возможна только в Царствии Небесном.

Почти в каждой российской семье, в каждом роду кто-то подвергся репрессиям. Биографии многих полузабыты, обстоятельства ареста неизвестны, но, как правило, это были добрые христиане. Возможно, среди Новомучеников и Исповедников есть ваши близкие. Пока не канонизированные, эти люди святы у всевидящего Бога.


Урок новых святых

Подвиг Новомучеников и Исповедников Церкви Русской имеет глубокий смысл.

Во-первых , он учит верности Христу. Правильному распределению приоритетов, когда жизнь вечная предпочтительней жизни временной.

Во-вторых , призывает не отступать от своих принципов. В деградирующем обществе не предавать высоких моральных убеждений, не быть «как все».

В-третьих, напоминает, что нужно хранить страну от потрясений, которые приводят к новым репрессиям, к новым невинным жертвам.

В-четвёртых, свидетельствует, что если такие времена всё же наступили, никакая сила не одолеет Православие и несгибаемую волю истинного христианина.

В-пятых, Новомученики и Исповедники являют благой пример для юношества. Поэтому о них стоит чаще вспоминать, обращаться к их Житиям в литературе и кинематографе.

Они призывают нас ко Спасению и помогают его достичь.

Святые Новомученики и Исповедники, молите Бога о нас!

Соловецкие подвижники

Одной из самых больших тюрем, где несли свой крест многие Новомученики и Исповедники, был Соловецкая тюрьма особого назначения. Здесь, в стенах древнего монастыря, откуда Советская власть изгнала насельников, жили и умирали узники. За 20 лет существования лагеря через каторжные работы прошло более 50 000 заключенных. Среди них архиепископы, архимандриты, иеромонахи и благочестивые миряне. Из этих намоленных стен их души восходили к Богу.


Работы в Соловецком лагере

Зимой мороз за тридцать градусов, от которого в неотапливаемых карцерах замерзали люди. Летом тучи комариного гнуса, на поживу которым оставляли провинившихся зеков.

На каждой перекличке охрана убивала одного-трёх человек для устрашения остальных. От туберкулеза, цинги, истощения каждый год умирали 7-8 тысяч заключённых. В 1929 году за невыполнение трудового плана роту зеков сожгли живьём.

Фреска о страданиях Исповедников на “Соловках”

Говорят, что на Соловках можно служить Литургию в любом месте, ибо вся соловецкая земля пропитана кровью мучеников. Стоит упомянуть, что сосланные священники даже в условиях лагеря не раз совершали богослужения. Причастием служили хлеб и клюквенный сок. Ценой Таинства могла стать жизнь.

В феврале 1917 года в России пала монархия и к власти пришло Временное Правительство. Но уже в октябре власть в России оказалась в руках большевиков. Они захватили Кремль в тот самый момент, когда здесь заседал Поместный Собор, избиравший Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Тихон был избран на Патриарший Престол через десять дней после прихода к власти большевиков. В 1917 году начался самый трагический период в истории Русской церкви Борьба с религией была частью идейной программы новой большевистской власти. После захвата власти, 26 октября 1917 года, большевики издали «Декрет о земле», объявлявший о национализации всех церковных и монастырских земель «со всем их живым и мертвым инвентарем». 16-18 декабря последовали декреты, лишавшие юридической силы церковный брак. отделявшие церковь от государства и школы от церкви. государства и школы от церкви», в соответствии запрещено было религиозное воспитание и преподавание религии в школах. Сразу же после победы революции начались жестокие гонения на Церковь, аресты и убийства священнослужителей. Первой жертвой революционного террора стал петербургский протоиерей Иоанн Кочуров, убитый 31 октября 1917 года: его смерть открыла трагический список новомучеников и исповедников Российских, включающий имена десятков тысяч представителей духовенства и монашествующих, сотен тысяч мирян. 25 января 1918 года в Киеве был убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Вскоре расстрелы и аресты духовенства приобрели массовый характер. Казни священнослужителей совершались с изощренной жестокостью: их закапывали в землю живьем, обливали на морозе холодной водой до полного обледенения, варили в кипятке, распинали, засекали до смерти плетьми, зарубали топором. Многих священнослужителей перед смертью пытали, многие были казнены вместе с семьями или на глазах у жены и детей. Церкви и монастыри подвергались разгрому и разграблению, иконы - поруганию и сожжению. Разнузданная компания против религии была развернута в прессе. 26 октября 1918 года, в годовщину пребывания большевиков у власти, Патриарх Тихон в послании Совету народных комиссаров, говорил о бедствиях, постигших страну, народ и Церковь: «Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство… Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию часто без всякого следствия и суда… Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных». Вскоре после этого письма Патриарх Тихон был посажен под домашний арест, а гонения продолжились с новой силой. 14 февраля 1919 года Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии мощей. Были назначены специальные комиссии, которые в присутствии священнослужителей и мирян публично оскверняли мощи святых. Целью кампании была дискредитация Церкви и разоблачение «фокусничества и шарлатанства». 11 апреля 1919 года были вскрыты мощи преподобного Сергия Радонежского. Накануне перед воротами Троице-Сергиевой Лавры собралась толпа богомольцев, молебны преподобному совершались всю ночь. 29 июля 1920 года Совнарком издал постановление о ликвидации мощей, через месяц Наркомат юстиции постановил передавать их в музеи. Впоследствии многие были впоследствии перевезены в Ленинградский музей атеизма и религии, расположившийся в помещениях Казанского собора. Революция и гражданская война привели к экономической разрухе. Летом 1921 года ситуацию усугубила засуха. В поволжье и некоторых других регионах начался голод. К маю 1922 года голодало уже около 20 миллионов человек, около миллиона скончалось. Вымирали целые деревни, дети оставались сиротами. Именно в этот момент большевистская власть решила использовать для нанесения новых ударов по Церкви. 19 марта 1922 года В.И.Ленин составил секретное письмо членам Политбюро, в котором предлагалось использовать голод как повод для полного разгрома церковной организации в России: «Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне... Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». По всей стране начались судебные процессы против священнослужителей и мирян, Их обвиняли в сопротивлении изъятию церковных ценностей. 26 апреля в Москве перед судом предстали 20 священников и 34 мирянина, В конце мая был арестован Петроградский митрополит Вениамин (Казанский): он и еще 85 человек якобы подстрекали верующих к сопротивлению властям. Митрополит и другие обвиняемые были приговорены к расстрелу. Помимо гонений со стороны безбожной власти, удары по Церкви наносили внутренние расколы. К 1922 году оформилось движение обновленцев. Его деятели этого раскола ратовали за отмену многовековых традиций, введение женатого епископата и целый ряд других новшеств. Главным в программе обновленцев было свержение законной церковной иерархии во главе с Патриархом Тихоном. Для этой цели они вошли в альянс с ГПУ, при помощи которого добились отстранения патриарха от власти. В период между летом 1922 и летом 1923 года власть в Церкви фактически находилась в руках обновленцев. 2 мая в Храме Христа Спасителя они провели лжесобор, в котором участвовало 476 делегатов, в том числе 62 архиерея. Лжесобор постановил лишить Патриарха Тихона сана и монашества, отменить восстановление патриаршества. Патриарх Тихон решения лжесобора не признал. В 1922 Патриарх находился под домашним арестом, а в начале 1923 года был переведен в тюрьму на Лубянке, где его подвергали регулярным допросам. 16 июня он обратился в Верховный суд с заявлением, в котором раскаялся в своей антисоветской деятельности 25 июня Патриарха освободили. 9 декабря 1924 года на Патриарха Тихона было совершено покушение, в результате которого его келейник Я.Полозов, вставший между Патриархом и бандитами, был убит. После этого здоровье Патриарха стало ухудшаться. Сотрудник ГПУ Тучков, отвечавший за контакты с Церковью, потребовал от Патриарха издать послание с выражением лояльности советской власти и осуждением эмигрантского духовенства. Текст послания был составлен, однако Патриарх отказывался его подписывать. 7 апреля Патриарх скончался, так и не подписав послание. На следующий день после его кончины текст послания, якобы подписанный Патриархом, был опубликован в «Известиях». Местоблюстителем Патриаршего престола после смерти Патриарха Тихона был избран митрополит Крутицкий Петр. Гонения на Церковь между тем все ужесточались. Петр вскоре был арестован, к обязанностям заместителя Патриаршего Местоблюстителя приступил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) Но и он в конце 1926 года был арестован и отстранен от управления Церковью. К тому времени многие архиереи томились в лагерях и тюрьмах по всей России. Более 20 архиереев находились в бывшем Соловецком монастыре, превращенном в «Соловецкий лагерь особого назначения». 30 марта 1927 года митрополит Сергий был освобожден из заключения. 7 мая он обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. В качестве условия такой легализации Сергий должен был высказаться в поддержку советской власти, осудить контрреволюцию и эмигрантское духовенство. 29 июля митрополит Сергий и сформированный им Временный Патриарший Синод издали «Декларацию», содержавшую благодарность советскому правительству за «внимание к духовным нуждам православного населения», призыв «не на словах, а на деле» доказать лояльность советской власти и осуждение «противосоветских выступлений» некоторых заграничных архиереев. «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Издание «Декларации» не приостановило гонений на Церковь. В 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя. По всей стране боролись с колокольным звоном, срывали и разбивали колокола. Продолжалось уничтожение икон и осквернение святынь. Аресты и расстрелы священнослужителей не прекращались. Первый удар был нанесен по противникам «Декларации» митрополита Сергия, затем по прочим архиереям. Борьба митрополита Сергия за легализацию Церкви и облегчение судьбы арестованных архиереев имела лишь относительный успех. Все новые и новые аресты происходили на глазах Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, который был бессилен что-либо сделать. В результате беспрецедентных по своим масштабам гонений 1930-х годов Церковь в СССР была почти полностью разгромлена. К 1939 году на всей территории страны оставалось лишь около 100 действующих храмов, ни одного монастыря, ни одного церковного учебного заведения и лишь четыре правящих архиерея. Еще несколько архиереев служили настоятелями храмов. Страшным памятником страшной эпохи является Бутовский полигон, на котором в 30-х годах многие тысячи людей были расстреляны по обвинению в шпионской, антисоветской и контрреволюционной деятельности. Здесь, наряду с людьми зрелого возраста и глубокими стариками, расстреливали студентов и даже школьников. Самым младшим из расстрелянных на Бутовском полигоне было 15, 16 или 17 лет: таких здесь было уничтожено несколько десятков. 18-20-летних расстреливали сотнями. Мальчиков привозили вместе со старшими в крытых грузовых машинах, куда вмещалось до 50 человек. Осужденных заводили в барак, проверяли их личность по фотографиям и имеющимся документам. Процедура проверки и переклички могла длиться несколько часов. На рассвете осужденных ставили на край глубокого рва; стреляли из пистолета в упор, в затылок. Тела убитых сбрасывали в ров и при помощи бульдозера засыпали землей. Значительную часть расстрелянных составляли «церковники» - епископы, священники, монахи, монахини и миряне, обвиненные в принадлежности к «церковно-монархической организации». Большинство расстрелянных по этой статье принадлежало к Русской Православной Церкви: в числе Бутовских новомучеников – шесть архиереев, более трехсот священников, дьяконы, монахи и монахини, псаломщики и регенты церковных хоров. Бутовская фабрика смерти работала безостановочно. Как правило, в течение одного дня расстреливали не менее ста человек; в иные дни расстреливали по 300, 400, 500 и более человек. Их кости до сего дня лежат на Бутовском полигоне, покрытые тонким слоем земли. Положение Церкви стало меняться после начала Второй мировой войны. После подписания Молотова-Риббентроппа, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, а в 1940 году - Бессарабия, Северная Буковина и Прибалтика. В результате резко возросло число приходов Русской Православной Церкви. Когда началась Великая отечественная война, митрополит Сергий одним из первых обратился к народу по радио с призывом встать на защиту отечества. Церковь, обескровленная На средства, собранные Церковью, была создана танковая колонна имени Димитрия Донского. Патриотическая позиция Церкви не осталась незамеченной, и уже в 1942 году гонения на Церковь значительно ослабли. Переломным моментом в судьбе Церкви стала личная встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4 сентября 1943 года по инициативе диктатора. В ходе встречи был поставлен целый ряд вопросов: о необходимости созыва Архиерейского Собора для избрания Патриарха и Синода, об открытии духовных учебных заведений, об издании церковного журнала, об освобождении архиереев, находившихся в заключении и ссылке. На все вопросы Сталин дал положительный ответ. Московской Патриархии был предоставлен особняк в Чистом переулке, где она располагается и поныне. Открытые гонения были временно прекращены. Многие православные приходы возобновляли свою деятельность на оккупированных немцами территориях, но после того, как Красная Армия изгоняла оттуда немцев, эти приходы уже не закрывались. Новая волна гонений на Церковь началась в 1958 году. Она была инициирована Н.С.Хрущевым, первый секретарь ЦК КПСС пообещал за двадцать лет построить коммунизм, а в 1980 году показать по телевизору «последнего попа». Возобновилось массовое закрытие храмов и монастырей, была значительно усилена антирелигиозная пропаганда. В СССР был взят курс на бескровное уничтожение Церкви. Власти стремились оказать мощное идеологическое давление на Церковь разрушить ее изнутри и дискредитировать в глазах народа. Органы госбезопасности предлагали священникам отречение от Бога и вступление на стезю пропаганды «научного атеизма». Для этой неблагородной миссии подыскивали, как правило, тех священнослужителей, которые или состояли под запрещением, или имели канонические нарушения, или находились «на крючке» у властей и боялись репрессий. 5 декабря 1959 года газета «Правда» опубликовала статью, в которой от Бога и Церкви отрекался бывший протоиерей и профессор Ленинградской духовной академии Александр Осипов. Отречение это выглядело внезапным и неожиданным, однако на самом деле Осипов на протяжении многих лет был сексотом и писал доносы в КГБ на своих собратьев-священнослужителей. Его отречение тщательно и долго готовилось сотрудниками госбезопасности. Осипов стал обличителем «религиозных предрассудков». Умирал он мучительно и долго, но и на смертном одре не уставал заявлять о своем атеизме: «У “боженек” милостей выпрашивать не собираюсь». В хрущевские годы, важную роль в деле сохранения Церкви сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). В 18-летнем возрасте став монахом, он уже в 33 года возглавил одну из крупнейших епархий - Ленинградскую. Будучи постоянным членом Синода и председателем Отдела внешних церковных сношений, митрополит Никодим при престарелом Патриархе Алексии I в значительной степени определял внутреннюю и внешнюю политику Церкви. В начале 60-х годов в епископате происходила смена поколений: многие архиереи старого поставления уходили в мир иной, и надо было искать им замену, а власти препятствовали рукоположению в епископский сан молодых образованных клириков. Митрополит Никодим сумел переломить эту ситуацию и получить разрешение мотивируя это тем, что они необходимы для международной, миротворческой и экуменической деятельности Церкви. Дабы предотвратить закрытие Ленинградской духовной академии, митрополит создал в ней факультет иностранных студентов, а для предотвращения надругательства над священнослужителями во время пасхального крестного хода (что было обычным делом), он стал приглашать на пасхальные богослужения иностранные делегации. В расширении международных и экуменических контактов митрополит видел одно из средств для защиты Церкви от гонений со стороны богоборческой власти. При этом на словах митрополит был предельно лоялен властям и в своих многочисленных интервью зарубежным средствам массовой информации отрицал гонения на Церковь: это была плата за возможность работать над постепенным омоложением церковного клира. После отставки Хрущева и прихода к власти в 1967 году Л.И.Брежнева положение Церкви мало изменилось. Вплоть до конца 1980-х годов Церковь оставалась социальным изгоем: невозможно было открыто исповедовать христианство и при этом занимать хоть сколько-нибудь значимое положение в обществе. Количество храмов, священнослужителей, студентов духовных школ и насельников монастырей жестко регламентировалось, а миссионерская, просветительская и благотворительная деятельность была запрещена. Церковь по-прежнему находилась под строжайшим контролем. Перемены в жизни Русской Православной Церкви начались в 1985 году с приходом к власти в СССР М.С.Горбачева и началом политики «гласности» и «перестройки». Впервые после многих десятилетий Церковь начала выходить из вынужденной изоляции, ее руководители стали появляться на общественных трибунах. В 1988 состоялось Празднование 1000-летия Крещения Руси. Мероприятие задуманное изначально как узко церковное мероприятие, вылилось во всенародное торжество. Стало очевидно, Православная Церковь доказала свою жизнеспособность, она не сломлена гонениями, и имеет высокий авторитет в глазах народа. С этого юбилея началось второе массовое Крещение Руси. В конце 1980-х и начале 1990-х годов миллионы людей на всем пространстве бывшего Советского Союза пришли к православной вере. В крупных городских храмах крестились десятки и сотни людей ежедневно. За следующие 20 лет в России число приходов пятикратно увеличилось, а количество монастырей выросло более чем в сорок раз. Беспрецедентный количественный рост Русской Православной Церкви сопровождался кардинальными переменами в ее социополитическом положении Православной Церкви. После семидесяти лет гонений Церковь вновь стала неотъемлимой частью общества, признанной духовно-нравственной силой. Впервые после многих столетий Церковь обрела право самостоятельно, без вмешательства со стороны светских властей, определять свое место в обществе, выстраивать свои отношения с государством. На рубеже XX и XXI веков Русская Церковь возродилась во всем своем величии. Сегодня у Церкви имеются широкие возможности для просветительской, миссионерской, социальной, благотворительной, издательской деятельности. Возрождение церковной жизни стало плодом самоотверженного труда миллионов людей. Однако оно бы не произошло, если бы не было тех многочисленных мучеников и исповедников веры, которые в ХХ веке предпочли смерть отречению от Христа и которые ныне, предстоя престолу Божию, молятся за свой народ и за свою Церковь.

Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Св. Евангелие от Матфея, 10:21,22)

С самого начала своего существования советская власть заняла бескомпромиссную и непримиримую позицию в отношении Церкви. Все религиозные конфессии страны, и Православная Церковь в первую очередь, воспринимались новыми вождями не просто как пережиток «старого режима», но и важнейшее препятствие на пути строительства «светлого будущего». Организованное и регламентированное общество, основанное исключительно на идейно-материальных началах, где единственной ценностью признавалось «общее благо» в «веке сем» и внедрялась железная дисциплина, никак не могло сочетаться с верой в Бога и стремлением к Вечной Жизни по Всеобщем Воскресении. Большевики обрушили на Церковь всю мощь своей пропаганды.

Не ограничившись пропагандистской войной, большевики сразу же начали многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян, которые массово совершались несколькими волнами от Октябрьской революции до самого начала Великой Отечественной войны.

Еще одной бедой стал непрестанный контроль со стороны органов государственной безопасности, активно способствовавших появлению и раздуванию многочисленных разногласий в церковной среде и расколов, самым известным из которых стало т.н. «обновленчество».

Материалистическое мировоззрение вождей большевизма не могло вместить слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее » (Мф. 16:18). Загоняя Церковь во все более и более тяжелые условия, уничтожая все больше и больше людей, а еще больше – запугивая и отвращая, они так и не смогли довести это дело до конца.

После всех волн гонений, преследований и репрессий оставался хотя бы малый остаток верных Христу людей, удавалось отстоять отдельные храмы, находить общий язык с местными властями.

Перед лицом всех этих бед, в атмосфере неприятия и дискриминации далеко не все решались открыто исповедовать свою веру, до конца следовать за Христом, претерпев мученическую смерть или полную скорбей и трудностей долгую жизнь, не забывая других слов Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне » (Мф. 10:28). Православных людей, сумевших не изменить Христу в гонениях в советское время, доказавших это своей смертью или жизнью, мы и называем Новомучениками и Исповедниками Российскими.

Первые новомученики

Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров , служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый уже через несколько дней после революции, раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков.

Поместный Собор Русской Церкви 1917-1918 гг. восстановил патриаршество. Собор в Москве еще продолжался, а 25 января 1918 г., в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митр. Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) . День его убиения или ближайшее к этому дню воскресенье, было установлено как дата памяти Новомучеников и Исповедников Российских, как бы предвосхищая то, что большевистские гонения будут продолжаться. Понятно, что на территории нашей страны эта дата долгие годы не могла отмечаться открыто, а Русская Православная Церковь Заграницей установила этот день памяти с 1981 г. В России такое празднование стало совершаться лишь после Архиерейского Собора 1992 г. А поименно большинство из Новомучеников прославлено Собором 2000 г.

Избранный Поместным Собором 1917-1918 гг. патриарх Тихон (Беллавин) и сам впоследствии пополнил число Новомучеников. Постоянное напряжение, тяжелейшее противодействие властей быстро истощили его силы, и он умер (а возможно, был отравлен) в 1925 г. в праздник Благовещения. Именно патриарх Тихон стал первым по времени прославления (в 1989 г., за границей – в 1981 г.).

Новомученики из императорского дома

Особо в ряду Новомучеников следует отметить Царственных Страстотерпцев – царя Николая и его семью . У одних людей их канонизация вызывает недоумение, у других наблюдается их нездоровое обожествление. Почитание убиенной царской семьи не связано и не должно быть связано ни с какими теориями заговоров, ни с нездоровым национальным шовинизмом, ни с монархизмом и ни с какими другими политическими спекуляциями. В то же время, все недоумения относительно канонизации царской семьи связаны с непониманием ее причины. Правитель государства, если он прославляется как святой, не обязательно должен быть выдающимся гениальным и могущественным политическим деятелем, талантливым организатором, успешным полководцем (все это может быть, а может и не быть, но само по себе не являются причинами для канонизации). Император Николай и его семья прославлены Церковью по причине смиренного отрешения от могущества, власти и богатства, отказа от борьбы и принятия невинной кончины от рук безбожников. Главным же аргументом в пользу святости Царственных Страстотерпцев является их молитвенная помощь людям, обращающимся к ним.

Великая княгиня Елисавета Федоровна , супруга дяди императора Николая, великого князя Сергея Александровича, после гибели мужа от рук террористов в 1905 г., оставила придворную жизнь. Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, особое православное учреждение, сочетавшее в себе элементы монастыря и богадельни. В тяжелые годы войны и революционной смуты обитель действовала, оказывая самую разную помощь нуждающимся в ней. Будучи арестована большевиками, великая княгиня вместе со своей келейницей инокиней Варварой и другими близкими людьми была отправлена в Алапаевск. На следующий день после расстрела императорской семьи они были живыми сброшены в заброшенную шахту.

Бутовский полигон

К югу от Москвы, недалеко от населенного пункта Бутово (давшего ныне названия двум районам нашего города) разместился секретный полигон , на котором в особо больших масштабах расстреливались священники и миряне. В наше время на Бутовском полигоне открыт посвященный им мемориальный музей. Другим местом массового подвига Новомучеников и Исповедников стал Соловецкий монастырь , преобразованный большевиками в место заключения.

Дни памяти Новомучеников и Исповедников Российских:

25 января (7 февраля) или ближайшее воскресенье – собор Новомучеников и Исповедников Российских

25 марта (7 апреля, в праздник Благовещения) – память св. патр. Тихона

4-я суббота по Пасхе – собор Новомучеников Бутовских

Память других Новомучеников и Исповедников Российских совершается почти каждый день.

Тропарь Новомучеников (глас 4)

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи Новомученики и Исповедники своя:/ святители и иереи,/ Царственныя Страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.

Сегодня радостно ликует Церковь Русская, прославляя Новомучеников и Исповедников своих: святителей и иереев, Царственных Страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших и кровью истину утвердивших. Их предстательством, Долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания веков.

_________________

Празднование Собора русских новомучеников совершается в Русской Православной Церкви 7 февраля по новому стилю.

Установление праздника в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской
В Православной Церкви существуют праздники, называемые Соборами. В этот день часто совершается память не одного, а многих святых. Установление праздника в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской восходит к 1918 году, когда на Поместном Соборе патриарх Тихон положил начало поминовению всех, кто пострадал от новой безбожной власти за Христа. Со временем гонения на Церковь усилились, возросло число мучеников, и поэтому с годами появилась необходимость переосмысления событий русской истории XX века. Хотя верующие в советский период почитали новомучеников, однако празднование их Собора могло совершаться лишь тайно. Лишь в марте 1991 года по постановлению Поместного Собора было постановлено восстановить поминовение тех, кто пострадал за веру от безбожной власти.
Православная Церковь всегда ставила мученический подвиг крайне высоко, считая его высшим проявлением веры человека. С первых веков христианства святые мученики почитались столпами Церкви, пролитая кровь которых является лучшим доказательством истинности православной веры. Не случайно издавна в церковном искусстве существовала традиция изображать мучеников на колоннах, подпирающих купол храмового здания и несущих на себе всю архитектурную конструкцию. Таким образом, понятие «столп Церкви» приобретало видимый, осязательный смысл.
Большое количество мучеников возникло в Церкви в первые века христианства, когда по воле языческих императоров было казнено и замучено огромное количество верующих. Однако гонения, воздвигнутые на Русскую Церковь безбожными властями в XX веке, превзошли по своей величине и жестокости даже гонения языческих времен. Невозможно назвать точное количество принявших мученическую кончину, однако их были тысячи, причем не только из числа духовенства и монашествующих, но также и мирян.

Икона праздника
Икона праздника Собора новомучеников была написана в 2000 году. Создание этого иконописного образа является значительным явлением в современном церковном искусстве. Написанная в лучших традициях иконописи XVI века, эта икона выражает всю глубину и значение праздника для Русской Церкви. Перед иконописцами стояла достаточно сложная задача, поскольку число новомучеников и исповедников, пострадавших за веру и Христа в годы гонений XX века, было огромно, и изображение каждого из святых не представлялось возможным. Однако задачей любой иконы является не подробное и исторически достоверное изложение конкретных событий, но духовное осмысление происходящего. Главной мыслью образа новомучеников Российских является торжество Церкви над силами зла, а также восхваление подвига тех людей, которые не побоялись отдать свою жизнь за Христа и веру.
Композиция иконы Собора новомучеников и исповедников является достаточно сложной. Центром образа является большая церковь, напоминающая собой Храм Христа Спасителя в Москве. Выбор этого собора для фона иконы не случаен, поскольку этот храм символизирует собой историю Русской Церкви в XX веке, прошедшую путь от поругания до восстановления и прославления. Смысловым и композиционным центром иконы является крест, престол и лежащее на нем раскрытое Евангелие, на страницах которого написаны слова Господа Иисуса Христа, призывающие бояться убивающих не тело, но душу человека. В числе изображенных святых, окружающих престол, можно видеть царственных новомучеников, патриарха Тихона, архиереев и митрополитов, а также монахов и мирян.
Центральную икону окружают различные клейма, в которых изображены самые известные места мученичества: Соловецкий лагерь, Алапаевская шахта, расстрел священников в Бутове.

Тропарь, глас 4:
Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия.Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Кондак, глас 3:
Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь.

Величание:
Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Молитва:
О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!
Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.
Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Собор новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных

(переходящее празднование в неделю, ближайшую к 7 февраля (25 января ст.ст.)).

9 февраля 2020 года

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову

Празднуется 7 февраля (25 января) , если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает - то в ближайшее воскресенье после 7 февраля .

Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

Собор новомучеников и исповедников Российских - название праздника в честь российских святых , принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.


Включает в себя Собор новомучеников , в Бутове пострадавших - 289 святых, известных к 2007 году, возглавляемый священномучеником Серафимом (Чичаговым) . Бутовскому собору новомучеников с 2001 года установлено совершать память в 4-ю субботу по .

История установления праздника
25 марта 1991 года Священный Синод принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5/18 апреля 1918 года: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников» .
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 года определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января по Юлианскому календарю - в день памяти убиения священномученика Владимира (Богоявленского) - в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую неделю после оного.
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры.
В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 года п оименно канонизирован 1701 человек.
Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров : 31 октября (по юлианскому календарю) 1917 года он был зверски убит революционными матросами.
Русская Зарубежная Православная Церковь совершила прославление Собора в 1981 году.
По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей. Собор постоянно дополняется по мере обнаружения и изучения жития новых новомучеников.

Бутовский полигон и храм близ него
9 августа 2001 правительство Московской области приняло постановление № 259/28 об объявлении бывшего секретного объекта НКВД - КГБ, действовавшего с конца 1930-х и до начала 1950-х, «Бутовский полигон» в Ленинском районе, Государственным памятником истории.
Согласно архивным данным ФСБ, только в период с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 на Бутовском полигоне были убиты 20 тысяч 765 человек; из них 940 - священнослужители и миряне Русской Церкви.
28 ноября по Юлианскому календарю - в день памяти сщмч. Серафима (Чичагова) - 1996 года на Бутовском полигоне (с. Дрожжино́ Ленинского р-на Московской области) был освящён небольшой деревянный храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских.
В 2004 на богослужении, совершённом Патриархом Московским Алексием II в Бутово присутствовала первая официальная делегация РПЦЗ во главе с её Первоиерархом митрополитом Лавром, находившаяся в России с 15 по 28 мая 2004.
Тогда же Патриарх Алексий и митрополит Лавр совместно заложили основание нового, каменного храма Новомучеников и Исповедников к югу от Юбилейной улицы. К 2007 завершено его строительство из бетона. В храме хранятся многие личные вещи людей, принявших мученическую кончину в Бутово.
19 мая 2007, после подписания Акта о каноническом общении накануне, Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр совершили великое освящение храма.

Календарно-литургические указания и гимнография
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви , проходивший 13 - 16 августа 2000 года, постановил: «Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 7 февраля (25 января по ст.ст.), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет - то в ближайшее воскресенье после 7 февраля (25 января по ст.ст.)»

Вам также будет интересно:

Женское здоровье: как его обрести?
Поход к гинекологу – испытание, часто сопряжённое для женщины с сильным стрессом. Причиной...
Внутренний мир как объект восприятия Как создать свой внутренний мир
У каждого мыслящего человека есть свой внутренний мир. У кого-то он яркий и насыщенный,...
Особенности проведения инвентаризации основных средств
Так или иначе каждый хозяйствующий субъект столкнется с необходимостью проводить...
Архаизмы — это язык наших предков
В русском языке есть много специальных категорий слов. Они помогают людям более подробно...
Тавтология и плеоназм, речевая избыточность
Люди часто засоряют речь ненужными словосочетаниями, усложняя ее. Этим грешат как...