Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Внесение изменений в учетную политику. Изменения в учетную политику Изменение учетной политики организации возможно в случаях

Учетная политика (УП) применяется на предприятии последовательно из года в год. Но возникают ситуации, когда необходимо вносить изменения. Рассмотрим причины, по которым может понадобится обновить такой документ, а также порядок их оформления.

Под таким изменением подразумевается корректировка уже имеющихся методов учета. Причиной этого может быть:

  1. Разработка и внедрение новых способов ведения учета. Эти нововведения оправданы в том случае, если повышают достоверность и качество информации, либо уменьшают трудоемкость процесса. Например, компания переходит на электронный документооборот с поставщиками и покупателями.
  2. Нововведения в законодательстве. Например, компания применяет метод учета, который отменяется на законодательном уровне. В этой ситуации, также необходимо внести поправки.
  3. Смена условий деятельности. Изменение учетной политики организации может быть следствием реорганизации предприятия, смены собственника или смены вида деятельности. Допустим, организация меняет сферу деятельности с торговли на строительство, что необходимо отразить в документе.

Когда нововведения вступают в силу

Если изменяются методы учета по инициативе бюджетной организации, нововведения вступают в силу с начала следующего года (ч.

7 ст. 8 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011).

Если вносятся поправки в закон, то корректировки вступают в силу тогда, когда вступает в действие новый правовой акт.

В бухгалтерской отчетности раскройте и поясните все новые положения УП, если эти поправки существенно повлияли на финансовый результат организации (п. 16 ПБУ 1/2008).

В пояснениях требуется указать:

  • почему поменялась содержание документа в отчетном году. Например, смена способа списания ТМЦ (так как это привело к увеличению достоверности информации), номер закона, вступление силу которого повлекло поправки или смена деятельности компании;
  • какие именно корректировки внесены;
  • как отражаются последствия сделанных корректировок в отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с нововведениями. Если компания не является субъектом малого предпринимательства, то необходимо также сделать ретроспективный расчет.

Как оформить нововведения

Изменение учетной политики должно вводится приказом руководителя бюджетной организации.

В документе укажите причины и пункты, которые меняете.

Приведем образец внесения изменений в учетную политику,сделанных в связи с изменениями в законодательстве — например, вступил в силу новый приказ Минфина.

Как внести дополнения

Случается, что в течение года компании возникают новые операции, методы учета которых не отражены в учетной политике. Например организация, которая выполняла услуги, начала продавать покупные товары, и новый порядок учета товаров необходимо отразить в документе. В этом случает его дополняют (п. 10 ПБУ 1/2008).

Такие дополнения вводятся аналогично любым другим изменениям. Вносить их можно в любое время, в том числе и в середине года.

Разберем на примере внесение дополнений в УП. Организация впервые привлекла заемные средства, в учетной политике порядок учета займов не отражен. Приказом были внесены дополнения.

III. Изменение учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

(см. текст в предыдущей)

существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

текст в предыдущей)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

(см. текст в предыдущей)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Как составить учетную политику для целей бухучета

Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008). Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Для чего нужна учетная политика

Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.

Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:
— полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
— своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
— приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).

Сдача в инспекцию

В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят (ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.

Состав учетной политики

Учетная политика должна включать в себя:
— рабочий план счетов;
— формы первичных документов;
— регистры бухучета;
— формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
— порядок проведения инвентаризации;
— методы оценки активов и обязательств;
— порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008.

Кто должен разрабатывать учетную политику

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель).

Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008.

Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме .

Ситуация: обязана ли организация, применяющая упрощенку, разрабатывать учетную политику для целей бухучета?

Ответ: да, обязана.

Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому организация, применяющая упрощенку, обязана разработать и утвердить учетную политику для целей бухучета.

Такие выводы позволяют сделать положения пунктов 1–3 ПБУ 1/2008 и статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Когда и как часто утверждать учетную политику

Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008.

Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

Выбор способов ведения учета

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.

Однако в нормативных документах имеются способы учета не для всех операций. В таком случае разработайте свою методику исходя из положений других ПБУ или правил МСФО.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7 ПБУ 1/2008.

Перечень возможных вариантов ведения учета, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице .

Организации, которые относятся к категории микропредприятий или социально ориентированных некоммерческих организаций, могут вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи) или в общем порядке – с применением метода двойной записи. Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008.

Ситуация: можно ли в учетной политике для целей бухучета закрепить различные способы оценки для разных групп материально-производственных запасов?

Ответ: да, можно.

Для каждой группы (вида) материально-производственных запасов организация вправе выбрать наиболее удобный способ их оценки при выбытии (списании в производство) (п. 16 ПБУ 5/01). Каждый из выбранных способов применительно к каждой группе материально-производственных запасов нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Внесение изменений и дополнений

Учетную политику можно менять или дополнять только в трех случаях. Первый: меняются требования законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета, федеральные или отраслевые стандарты.

Второй случай: организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, которые позволят повысить качество информации об объекте бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных).

И третий случай: существенно меняются условия деятельности организации (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т. д.). Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Информация об учетной политике в отчетности

Информацию об учетной политике нужно раскрывать в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Там же потребуется привести сведения об измененной учетной политике.

Так, обновив учетную политику в отчетном году, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию:
— причину изменения;
— содержание обновленных или новых пунктов;
— порядок того, как будут отражены последствия изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);
— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – в той степени, в которой это практически возможно.

Такой порядок предусмотрен пунктом 21 ПБУ 1/2008.

При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, нужно показывать в бухгалтерской отчетности обособленно (п. 16 ПБУ 1/2008).

Главная — Статьи

Когда можно изменять и дополнять учетную политику

Все организации обязаны составить и утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента своей госрегистрации (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций»). Данный срок установлен законодательством по бухучету и применяется прежде всего для бухгалтерской учетной политики. Однако поскольку в НК РФ не прописаны сроки утверждения учетной политики для целей налогового учета, то необходимо руководствоваться нормами других отраслей законодательства, в том числе и бухгалтерского (п. 1 ст. 11 НК РФ). Соответственно разработать налоговую политику лучше в тот же срок, что и политику для целей бухучета. Что касается предпринимателей, то они бухучет вести не обязаны, поэтому бухгалтерской политики у них не будет. А вот налоговую надо утвердить в том же порядке, что и организации.

После того как учетная политика составлена и утверждена, ежегодно пересматривать и корректировать ее нет необходимости. Документ будет применяться последовательно из года в год. Но иногда все же нужно вносить в него поправки, и далее мы расскажем об этих случаях. Сразу отметим, для того чтобы внести изменения или дополнения, заново утверждать учетную политику нет необходимости. Достаточно подготовить приказ о внесении изменений (дополнений) в политику и в нем указать все поправки. Но если вам удобнее издать новую политику, можете поступить и так, запрета нет.

Изменились нормы законодательства, регулирующие учет

Корректировка политики может потребоваться в связи с новшествами в законодательстве.

Например, если изменились нормы, регулирующие бухгалтерский или налоговый учет, федеральные стандарты и пр. В связи с этим вам нужно как-то изменить организацию учета (абз. 6 ст. 313 НК РФ, абз. 2 п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Вы можете внести изменения в учетную политику в любое время, как вам станет известно о новшествах. Они начнут действовать в порядке, указанном в нормативном акте, который их вводит (п. 12 ПБУ 1/2008).

Примечание. Изменить учетную политику из-за новшеств в законодательстве можно в любое время в течение года. Поправки начнут действовать в порядке, указанном в документе, который их вносит.

Так, с 1 июля на территории Москвы вводится торговый сбор (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62). Его будут платить «упрощенцы», осуществляющие торговлю через торговые объекты (магазины, склады и пр.) хотя бы раз в квартал (п. 1 ст. 412 и ст. 413 НК РФ). Сумму уплаченного торгового сбора можно будет учесть при УСН. Так вот, если вы применяете УСН с объектом доходы минус расходы, то вы вправе списать сумму сбора в затраты на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ — как траты на уплату налогов и сборов. Если же вы работаете на УСН с объектом доходы, то величину торгового сбора вы можете поставить в вычет по единому налогу (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Однако если у вас несколько видов деятельности, то сократить базу вы вправе только по той деятельности, в отношении которой уплачивался сбор (письмо Минфина России от 27.03.2015 № 03-11-11/16902). Соответственно вам нужно вести раздельный учет доходов и сумм налога, который уплачивается в отношении бизнеса, подпадающего под торговый сбор. Таким образом, в связи с этими изменениями уже в июне вы можете прописать порядок раздельного учета доходов в учетной политике для целей налогового учета. Примерный образец таких поправок мы представили ниже.

Вы решили перейти на более выгодную систему учета

Еще одна причина поправить учетную политику — вы хотите поменять применяемые способы учета на более выгодные, повышающие достоверность данных и снижающие трудоемкость. Допустим, вы решили перейти на компьютерную обработку данных или сменить форму применяемых документов (регистров, «первички») на предусмотренные программой (абз. 3 п. 10 ПБУ 1/2008, подп. 2 п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Обратите внимание! Поменять способы учета в учетной политике на более выгодные можно только в конце года, издав приказ руководителя, например, 31 декабря. Изменения начнут действовать с нового года.

Так вот, в подобных ситуациях поправки в учетную политику вносите в конце года. Например, 31 декабря текущего года. Использовать новые правила вы сможете с начала нового года. Поскольку способы ведения учета, избранные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Если вы внесете поправки раньше, то действовать они все равно начнут только с нового года. Примерный образец оформления изменений в этом случае мы представили ниже.

У вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было

Помимо изменений в учетную политику, можно внести еще дополнения. Это может потребоваться, если у вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было, и в связи с этим понадобились правки в учете (абз. 7 ст. 313 НК РФ, письма Минфина России от 14.04.2009 № 03-03-06/1/240 и от 03.10.2008 № 03-03-06/2/136). Допустим, если ваша организация раньше оказывала услуги, а теперь начала продавать товары, тогда ей потребуется установить порядок их учета.

Обратите внимание! Дополнять учетную политику можно в любое время. Это может потребоваться, например, если у вас появились новые операции или виды деятельности и вам понадобилось регламентировать порядок их учета.

Так вот, в подобных случаях можете без проблем внести дополнения в учетную политику, как только это потребуется. Применять новшества можно с момента, когда они были утверждены (абз. 5 п. 10 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Образец дополнений мы привели выше.

Учетная политика (УП) применяется на предприятии последовательно из года в год. Но возникают ситуации, когда необходимо вносить изменения. Рассмотрим причины, по которым может понадобится обновить такой документ, а также порядок их оформления.

Когда компания вправе изменить учетную политику

Под таким изменением подразумевается корректировка уже имеющихся методов учета. Причиной этого может быть:

  1. Разработка и внедрение новых способов ведения учета. Эти нововведения оправданы в том случае, если повышают достоверность и качество информации, либо уменьшают трудоемкость процесса. Например, компания переходит на электронный документооборот с поставщиками и покупателями.
  2. Нововведения в законодательстве. Например, компания применяет метод учета, который отменяется на законодательном уровне. В этой ситуации, также необходимо внести поправки.
  3. Смена условий деятельности. Изменение учетной политики организации может быть следствием реорганизации предприятия, смены собственника или смены вида деятельности. Допустим, организация меняет сферу деятельности с торговли на строительство, что необходимо отразить в документе.

Когда нововведения вступают в силу

Если изменяются методы учета по инициативе бюджетной организации, нововведения вступают в силу с начала следующего года (ч. 7 ст. 8 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011).

Если вносятся поправки в закон, то корректировки вступают в силу тогда, когда вступает в действие новый правовой акт.

В бухгалтерской отчетности раскройте и поясните все новые положения УП, если эти поправки существенно повлияли на финансовый результат организации (п. 16 ПБУ 1/2008).

В пояснениях требуется указать:

  • почему поменялась содержание документа в отчетном году. Например, смена способа списания ТМЦ (так как это привело к увеличению достоверности информации), номер закона, вступление силу которого повлекло поправки или смена деятельности компании;
  • какие именно корректировки внесены;
  • как отражаются последствия сделанных корректировок в отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с нововведениями. Если компания не является субъектом малого предпринимательства, то необходимо также сделать ретроспективный расчет.

Как оформить нововведения

Изменение учетной политики должно вводится приказом руководителя бюджетной организации.

В документе укажите причины и пункты, которые меняете.

Приведем образец внесения изменений в учетную политику,сделанных в связи с изменениями в законодательстве — например, вступил в силу новый приказ Минфина.

Как внести дополнения

Случается, что в течение года компании возникают новые операции, методы учета которых не отражены в учетной политике. Например организация, которая выполняла услуги, начала продавать покупные товары, и новый порядок учета товаров необходимо отразить в документе. В этом случает его дополняют (п. 10 ПБУ 1/2008).

Такие дополнения вводятся аналогично любым другим изменениям. Вносить их можно в любое время, в том числе и в середине года.

Разберем на примере внесение дополнений в УП. Организация впервые привлекла заемные средства, в учетной политике порядок учета займов не отражен. Приказом были внесены дополнения.

Изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

Существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Изменение учетной политики может производиться в случаях :

  • · изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
  • · разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • · существенного изменения условий ее деятельности.

Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной политики хозяйственной ситуации, под которой понимаются внутренние и внешние условия функционирования организации. В частности на учетную политику могут оказать влияние такие события в хозяйственной жизни, как:

  • § запрет или ограничение той или иной деятельности;
  • § изменение условий договоров, заключаемых с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе с государственными органами, и поставщиками материально-технических ресурсов, услуг;
  • § введение или отмена государственного регулирования цен на продукцию;
  • § реструктурирование источников формирования финансовых ресурсов; изменение условий внешнеэкономической деятельности;
  • § ужесточение или либерализация налогового режима;
  • § уровень инфляции и др.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать:

  • 1. Причину изменения учетной политики;
  • 2. Оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
  • 3. Указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Последствия изменений тех или иных способов, составляющих учетную политику организации, неодинаковы. Если изменения касаются ее технических и организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка же методических приемов может отразиться на финансовых результатах деятельности организации и тем самым изменить картину ее финансового положения, что в свою очередь повлияет на выводы и действия пользователей бухгалтерской отчетности. Такие изменения должны быть оценены в стоимостном выражении на основании выверенных организацией данных (результатов инвентаризации) на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменений в учетной политике могут быть оценены :

  • 1) как разница в стоимости активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений;
  • 2) как непогашенная величина первоначальной стоимости активов. Например, при переходе от оценки готовой продукции по фактической производственной себестоимости к оценке по нормативной производственной себестоимости последствия могут быть измерены исходя из стоимости одного и того же объема готовой продукции двумя способами. Отклонение фактической себестоимости от нормативной составит сумму, квалифицируемую как последствие изменения учетной политики, поскольку на эту сумму в момент перехода уменьшится (если отклонение положительное) или увеличится (если отклонение отрицательное) прибыль организации.

В связи с изменением учетной политики организация должна определить порядок регулирования разниц, возникающих при переходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо решить, будет возникшая разница включена в издержки производства (обращения) или отнесена на чистую прибыль либо капитализирована. Порядок списания указанной разницы предполагает установление не только источника, за счет которого это делается, но и времени списания. Оно может быть произведено единовременно в период, когда выявлена разница, или в течение некоторого времени (полгода, год или др.), следующего за этим периодом. При решении данного вопроса во внимание принимаются такие факторы, как финансовое состояние организации, возможные налоговые последствия, предписания бухгалтерских правил.

Так же, как и сама учетная политика, документальному оформлению подлежат изменения в ней (имеется в виду необходимость издания соответствующего распорядительного документа и доведение его до сведения всех заинтересованных должностных лиц и других работников организации) (приложение 2).

Особенно тщательно необходимо подходить к определению даты, с которой в учетную политику вводится новый прием. Его введение не должно исказить финансовый результат деятельности организации, усложнить учетный процесс или воспрепятствовать нормальному его ходу.

Теоретически новый способ учета можно ввести с любой даты, избранной организацией. Однако с точки зрения практики наиболее приемлемым моментом является 1 января года (начала финансового года), следующего за годом их утверждения организационно-распорядительным документом, и объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Корректировка учетной политики с начала нового отчетного года обеспечивает последовательность учетного процесса в течение всего отчетного года и большую представительность показателей, формируемых в бухгалтерском учете.

В учетной практике приняты два подхода к отражению изменения учетной политики - перспективный и ретроспективный.

Перспективный подход состоит в том, что изменение показателей, обусловленное сменой тех или иных положений учетной политики организации, осуществляется в начале или в течение года, с которого внедряются новые способы учета. Ретроспективный подход состоит в том, что изменение показателей, обусловленное сменой учетной политики, осуществляется путем корректировки входящих остатков в отчетности. Никаких записей в учете при этом не производится, т.к. корректировка входящих остатков осуществляется в межотчетный период.

До последнего времени в российской системе нормативного регулирования бухгалтерского учета предпочтение отдавалось перспективному подходу:

"Если при уточнении учетной политики на следующий отчетный год организация считает нецелесообразным начислять резервы предстоящих расходов, то остатки средств резервов, по которым в установленном порядке имеют место переходящие остатки, по состоянию на 1 января следующего за отчетным года подлежат присоединению к финансовому результату организации с отражением в бухгалтерском учете организации за январь". (Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утверждены приказом Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н, в настоящее время не применяются), пункт 58.)

Таким образом, в январе должны были быть выполнены следующие записи: дебет счета 96 кредит счета 91 - отражено списание переходящих остатков резервов, образование которых в отчетном году не предусмотрено (по статье внереализационных доходов).

Таким образом, особенностью перспективного подхода было то, что исходящие остатки отчетности предыдущего года полностью соответствовали входящим остаткам отчетности следующего года, а доходы и расходы, образованные за счет изменения учетной политики формировали финансовый результат года, с которого начинала применяться новая учетная политика. При таком подходе довольно сложно было понять, откуда в отчете о прибылях или убытках должны были появиться какие бы то ни было корректировки: Графа 4 отчета заполняется на основе данных графы 3 отчета за предыдущий год. Если данные за аналогичный период предыдущего года несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из изменений учетной политики, законодательных и иных нормативных актов. Исправительные записи в бухгалтерском учете при этом не осуществляются" (Там же, пункт 63).

Таким образом, переход к ретроспективному подходу полностью ликвидировал возможную путаницу и разночтения в нормативных документах.

Необходимость учета принципов МСФО для российских предприятий обусловлена целями реформы российского бухгалтерского учета, указанными в Постановлении Правительства РФ от 06.03.98 № 283 "Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".

Основной недостаток ретроспективного подхода - в том, что смена учетной политики заставляет бухгалтера изменять величину чистой прибыли организации, что приводит к двум проблемам:

  • - в случае роста чистой прибыли законодательство не содержит каких бы то ни было специальных указаний, что этот прирост не должен использоваться на выплату дивидендов. Такой запрет может быть выведен только косвенным путем, поэтому на практике возможна ситуация, когда данные средства будут направлены на дивиденды при отсутствии соответствующих объемов оборотных средств, что существенно ухудшит финансовое положение организации;
  • - в случае уменьшения чистой прибыли бухгалтер нарушает требования гражданского законодательства (ГК РФ) и корпоративного законодательства (Законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью"), согласно которым расходование прибыли является неотъемлемым правом собственников организации.

Обе проблемы объясняются определенной слабостью российского учета, его неготовностью отражать особенности взаимоотношений организации с собственниками.

Перечень случаев, когда допускается изменение учетной политики, приведен в п.16 ПБУ 1/98, является исчерпывающим и ограничивается всего тремя позициями.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

ь изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

ь разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

ь существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности т.п.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным.

Изменение учетной политики должно вводится с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Это значит, что при возникновении таких фактов уточнение учетной политики можно производить в течение календарного года. В число таких фактов можно включить, например, приобретение объектов основных средств, относящихся к группе, которая ранее в организации отсутствовала.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Если изменения в учетную политику вносятся в результате изменения законодательной или нормативной базы, то в соответствующих актах, как правило, определяется порядок оценки последствий изменения учетной политики.

Если же изменение производится по иным причинам либо в соответствующих законодательных или нормативных актах порядок оценки последствий не установлен, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. В этом случае измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

Пунктом 22 ПБУ 1/98 уточнено, что информация об изменениях учетной политики, приводимая в бухгалтерской отчетности, должна, как минимум включать:

  • - причину изменения учетной политики;
  • - оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
  • - указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении (п.19 ПБУ 1/98).

Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 21 ПБУ 1/98 (п.20 ПБУ 1/98). Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в п. 20 ПБУ 1/98, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью (п.21 ПБУ 1/98).

При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Корректировка бухгалтерской отчетности, как правило, связана с изменением вступительного баланса (валюты баланса или показателей по отдельным строкам). В соответствии с п.4.33 Инструкции о бухгалтерской отчетности причины таких изменений должны быть подробно объяснены в пояснительной записке. В ней же должны быть раскрыты избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

Обязательное изменение учетной политики производится при изменении законодательства, связанного с регулированием бухгалтерского учета. При этом возможны две ситуации:

ь когда законодательно предлагаются к использованию новые варианты по отдельным вопросам бухгалтерского учета (предприятию следует выбрать один из вариантов и закрепить его как отдельное положение по учетной политике);

ь когда в обязательном порядке устанавливаются новые способы либо исключаются ранее существовавшие (предприятию следует отменить ранее установленные способы, если они противоречат новому законодательству, и принять соответствующие иные способы).

Таким образом, изменение учетной политики предприятия может быть произведено в любой период времени (независимо от окончания отчетного года), предусмотренный новым законодательством.

Последствия обязательного изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательным или нормативным актом. Если законодательно не установлен порядок отражения последствий обязательного изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном для отражения последствий добровольного изменения учетной политики.

Добровольное изменение учетной политики возможно:

При разработке новых способов ведения бухгалтерского учета, в случае существенного изменения условий хозяйственной деятельности.

Добровольное изменение учетной политики при разработке новых способов ведения бухгалтерского учета:

Решение о добровольном изменении учетной политики должно обеспечить более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации, меньшую трудоемкость учетного процесса.

Если новый способ ведения бухгалтерского учета отвечает данным критериям, то добровольное изменение учетной политики можно считать обоснованным.

Добровольное изменение учетной политики при существенном изменении условий деятельности организации:

К существенным изменениям условий деятельности организации можно отнести:

  • - реорганизацию предприятия;
  • - смену собственников,
  • - изменение видов деятельности.

Последствия добровольного изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке данных, включенных в бухгалтерскую отчетность, за прошедший отчетный период. При этом числовые показатели корректируются как минимум за два года. В данном случае действует принцип сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи в бухгалтерском учете не производятся.

Все изменения учетной политики объясняются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. При этом если изменения учетной политики оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, то данные изменения подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Данная информация должна содержать:

  • 1. причину изменения учетной политики;
  • 2. оценку последствий изменения в стоимостном выражении;
  • 3. указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы.

Вам также будет интересно:

Что изучает этология Ученые этологи
Этология человека Этология человека- наука, базирующаяся на применении методов и законов...
Цыганские привороты и заговоры на деньги и удачу
Как мы относимся к колдовству? Кто как, кто никак, но всем интересно. А многие, даже не...
Как заговорить от пьянства Четверговая соль для пьяницы
Четверговая соль от пьянства Четверговая соль, приготовленная особым способом в Великий...
Крадник: что это за обряд и как от него защититься и избавиться?
Крадник считается самым доступным способом магического воровства, которое способно забрать...
Практики и ритуалы на солнечное затмение Лунное затмение 21 августа ритуалы
«Нам предстоит удивительный и даже неописуемый проход, который способен пробудить в каждом...