Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Урок на тему алтай. Народы алтая



Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Республика Алтай 8 класс

Образовательная – создание условий для расширения и углубления знаний учащихся о природе своей родины РА

Развивающая – развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, коммуникативной компетентности обучающихся.

Воспитательная – повышение мотивации учащихся к изучению природы и культурного наследия РА, формирование патриотического чувства, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Оборудование: , физическая карта республики Алтай; жетоны для оценки правильного ответа, DYD-фильм, компьютер, учебник « Мир заповедный природы Алтая»

Тип урока: новых знаний

ХОД УРОКА

1. Орг.момент Класс делится на группы

2.Новая тема

Сейчас вы посмотрите филь и скажите о какой территории говорится будем сейчас?

(показ фильма)

3 Прослушайте стихотворение Г.Кондакова Колокол земли с.8. (Мир заповедный природы Алтая).

О каком красивейшем уголке нашей Родине сегодня мы будем говорить?.

Какие ассоциации у вас возникают при слове республика Алтай?

(ученик на доске записывает слова об алтае)

А теперь составьте легенду используя эти слова.

Сейчас вы раскроете учебник мир заповедный природы Алтая и прочитаете текст с.8-21.

Читая текст вы выделите для себя, что же вы:

Знали

Узнал новое?

Диалог между детьми

Перед вами лист вы должны

Тема нашего урока?

Какую цель урока мы с вами поставим для изучения этой темы?

Перед вами лист и вы должны теперь создайте проект:

1.-Метод « Зигзаг»-мини кластер

Итог урока:

Недавно человечество переступило грань тысячелетия. Что ждет нас, Россию, Алтай за этой гранью. Желание любить и беречь родную землю, дело не простое. Надо хорошо представлять особенности природы, правильно оценивать деятельность человека.
Первые успехи на этом не легком пути знаний вы сегодня показали.
Желаю Вам дальнейших успехов в изучении своей малой родины « Республики АЛТАЙ»

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Вступительное слово учителя

Вопросы записываются на доске. Учащиеся отвечают на вопросы.

3.

Слайд1

Слайд-шоу (Приложение 1 )

Видео салон «Здесь нам посчастливилось родиться»

Звучит песня Евдокимова М.С. Алтай (запускается щелчком мыши)

Работа творческой группы – показ слайдов и комментарии

Слайд 2

Алтайский край представляет собой уникальную территорию Сибири. Алтай не просто горы, леса, реки, водопады. Это живой дух, щедрый, богатый исполин-великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов и трав.

Слайд 3

70 лет Алтайскому краю!

Слайд 4

Старейший на Алтае, он был одним из творений Петра, пусть не столь судьбоносным для державы, как северная столица, но крайне важным для обороны Российского государства.
18 июня 1709 года была срублена крепость мозолистыми руками сибирских казаков.
Он пережил исторические вехи России. Сегодня, не смотря на свой возраст 300 лет, молодеет и становится краше – город Бийск

Слайд 5

Бийск! Как много в этом слове есть –
Музеи, выставки, скульптуры...
Здесь не уместна будет лесть.
Как много в городе культуры!
Студентов город, спору нет,
Куда не глянешь – институты.
Науки будущей здесь свет,
Идут года, бегут минуты...
Как много здесь людей известных!
Умов пытливых целый клад!
Открытий множество чудесных!
И Бийск теперь наукоград!

Слайд 6

Наша алтайская земля вскормила многих известных людей. Навсегда вписаны в историю края имена: И.И. Ползунов,изобретатель первого в мире парового двигателя; Аносова П.П., металлурга, создателя первой чугунно-паровой дороги. Здесь жили космонавты Г.С. Титов, В.Г. Лазарев; В.М Шукшин писатель и режиссер и многие другие

Слайд 7

Неповторимы ландшафты Алтайского края. Взаимное проникновение предгорных степей, пустынных ландшафтов и горной тайги создают контрастные сочетания, пленяющие глаз. Здесь почти все природные зоны России, за исключением субтропиков.

Слайд 8

Более 21 % площади края занимают лесные экосистемы – это не только источник древесины, пищевых и лекарственных растений, но и стабилизатор состава биосферы.

Слайд 9

Сосновые ленточные боры – это уникальные нигде больше в мире не встречающиеся природные образования. Сосна там необычная, она устойчива к загрязнению и засолению – эти реликты приурочены к сухим руслам рек, возникшим после оледенения. До того самого оледенения, которое уничтожило всю пышную широколиственную растительность на Алтае, кроме двух рощ из лип на северо-востоке края. Сорокинская и Ботуровская рощи перенесли оледенение, и живут по, сей день.______

Слайд 10

Чемпионом наших лесов считается лиственница – она образует парковые леса.

Слайд 11

Настоящее чудо – кедр. Это дерево – комбинат, дает орехи, по питательным свойствам не уступающие сливкам

Слайд 12

Уникальные ландшафты бальнеологические условия климата предгорий, сосновых ленточных боров и степных озер привлекают людей со всей России для отдыха и туризма.

Слайд 13

Богатство любой территории определяется наличием природных ресурсов. Алтайский край – источник сельскохозяйственной продукции. Это связано с наличием больших площадей земельных ресурсов (Кулундинская и Предалтайская равнины). Золото России – Алтайские чернозёмы . По мощности плодородия занимают ведущее место.

Слайд 14

Наш край обладает солидной минерально-сырьевой базой – полиметаллы, железная руда. " Нет в мире района, в котором были сосредоточены декоративные камни столь разнообразной окраски. Яшмы и порфиры, мраморы, граниты прославили нас на всю Россию", писал геолог, академик А.Е. Ферсман.

Слайд 15

Особенности географического положения обусловили разнообразие не только флоры, но и фауны. В крае обитает около 90 видов млекопитающих, 270 видов птиц, многочисленен класс насекомых . Панты, мускусная железа кабарги, медвежья желчь, пушнина – надёжный валютный запас России.

Слайд 16

Хорошие предпосылки есть для использования не древесных растительных ресурсов. Значительны запасы лекарственного сырья. В научной медицине используется около 60 видов растений, 80% всей продукции фармацевтики полностью исключают присутствие химических компонентов

Слайд 17

Озера края – это его глаза, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки – его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор. Территория Алтайского края расположена в бассейне реки Обь. Это крупнейшая река мира пересекает равнинную часть Алтая на протяжении 453 км. На равнинах края множество озёр (более 5000) – самые большие – Кулундинское (728 кв. м), Большое Яровое.

Слайд 18

Реки малые и большие выполняют огромную геохимическую работу в круговороте веществ. Это местообитание аборигенной растительности и животных, особенно птиц.

Слайды 19-20

Алтай – золото России , его бескрайние ковыльные степи и всхолмлённые предгорные равнины, березовые колки и сосновые боры, горные хребты и долины, могучие кедры, лиственницы, быстрые горные реки и широкая величавая Обь заслуживают высшей пробы.

Слайд 21

Мы должны сберечь его для других! В нашем крае есть эталоны природной красоты – 36 заказников, 143 памятника природы и конечно, заповедные места – музей природы – Тигирекский заповедник

Слайд 22

Алтайский край воистину чудесен.
Твой дар для ищущих сердец,
И все слова из лучших песен
Плетут грядущий твой венец

Звучит песня Евдокимова М.С. "Алтай" (запускается щелчком мыши)

Кокурс «Знатоки родного края» (презентация не предлагается т.к.не соответствует нормативам конкурса).

Тема: Полезные ископаемые. Внутренние воды

Вопрос 1. Что в переводе с алтайского означает названия рек Бия и Катунь?

1. Друг и подруга
2. Источник и горная река
3. Господин и девушка

Вопрос 2. Какие месторождения полезных ископаемых на Алтае не используют?

1. Железные руды
2. Полиметаллические руды
3. Мрамор

Вопрос 3. На каком заводе изготовлена эта ваза (на слайде)?

1. Пуштулинский
2. Колыванский
3. Змеиногорский

Вопрос 4. Какие глины из представленных на слайде добывают на Алтае?

1. Желтые
2. Бежевые
3. Красные

Тема: Флора и фауна

Вопрос 1. Какое из представленных растений является реликтовымна Алтае?

1. Береза
2. Дуб
3. Липа

Вопрос 2. Сколько заповедников находится на территории Алтайского края?

1. Два
2. Три
3. Один

Вопрос 3 . Объект КРАСНОЙ КНИГИ Алтайского края?

1. Тетерев
2. Кречет
3. Ворон

Вопрос 4. Статус растения Пион уклоняющийся (Марьин корень)

1. Ресурсный охраняемый вид.
2. Исчезающий вид
3. Редкий эндемичный вид

Тема: памятники природы, истории и культуры

Вопрос 1. В какой категории особо охраняемых природных территорий нуждаются эти объекты города

  1. Памятник природы
  2. Заказник
  3. Национальный парк

Вопрос 2. Название улицы старого «купеческого» Бийска?

1. Социалистическая
2. Кузнецкая
3. Кирова

Вопрос 3. Старейшее производственное предприятие города Бийска?

1. Табачная фабрика
2. Бийский льнокомбинат
3. Завод Сибприбормаш

Вопрос 4 . Когда и с какой целью было построено это здание?

1. Дом Сычовых, 1890 г.
2. Народный дом, 1914 г.
3. Торговый дом Игнатьевых, 1914 г.

Подведение итогов конкурса

Определение ведущего знатока родного края.
(При равном количестве жетонов проводится Блицтурнир)

Учитель: Вопросы для Блицтурнира

1. Назовите города Алтайского края
2. Назовите водные артерии Алтайского края
3. Назовите исследователей Алтая (1–3 по принципу кто назовет больше)
4. Какие особенности расположения города Бийска вы можете назвать.
(Находится в междуречье священное место, находится на двух равнинах: Предалтайской равнине и на Бие-Чумышской возвышенности)

Подсчет жетонов

Подведение итогов урока. Выставление оценок

Рефлексия

1. Способствовал ли урок расширению вашего кругозора по краеведению?
2. Оцените форму проведения урока.
3. Какие умения и навыки вы получили при подготовке к уроку?

Учитель: Недавно человечество переступило грань тысячелетия. Что ждет нас, Россию, Алтай за этой гранью. Желание любить и беречь родную землю, дело не простое. Надо хорошо представлять особенности природы, правильно оценивать деятельность человека.
Первые успехи на этом не легком пути знаний вы сегодня показали.
Желаю Вам дальнейших успехов в изучении своей малой родины «АЛТАЙ»


Открытый урок в 8 классе. География Казахстана.
Тема: Алтай. Физико-географическая характеристика. Цель: Выделить особенности природы горного массива Алтая. Задачи урока: 1.Определить особенности географического положения хребтов Алтая и выделить его уникальность в наличии полезных ископаемых и других видов ресурсов. 2. Развивать познавательный интерес школьников к уникальному объекту природы - горному району. 3.Воспитание чувства ответственности, умение работать в коллективе, повышение интереса к изучению предмета. Оборудование: физическая карта Казахстана, атлас 8 класс, тестовые задания (2 варианта), цветные карточки, словарь, гербарий, карточки «Алтай».

Посмотрите, какой он, наш золотой Алтай!

Где есть такие кедрачи, зеркальные озера,

Сильные непокорные реки.

М.В. Бородин.

Методы: работа с картами, учебником, словарем, тетрадью. Тип урока: изучение нового материала с элементами самопознания. Вид урока: комбинированный.
Ход урока: I. Организационный момент.Учитель: Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда - Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе - гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сочиним урок! Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу. За странный слог не обессудьте, А дальше прозой я скажу. Открыли наши рабочие тетради, запишем число. Сегодня у нас с вами необычный урок. Давайте назовем его уроком Творчества и Мастерства. Почему же именно так? А потому что за время урока вы покажите нашим гостям и себе свое творчество и мастерство, т.е. вашу смекалку и выдумку, оригинальность и поэтичность, и многие другие качества. II . Проверка домашнего задания. Ребята, давайте мысленно перенесемся в край гор. В этом нам поможет кроссворд. 1.Работа с кроссвордом.


а) Природный район, который можно назвать «золотым» - (Алтын). б) Разнообразный растительный покров, придающий этому району уникальность и неповторимость красоты - (леса). в) Воды, текущие весной из-за таяния снегов и льдов и оживляющие природу после долгого зимнего сна – (талые). в) Озеро, образовавшееся в тектоническом прогибе – (Зайсан). г) Природная зона, состоящая из хвойных пород – (тайга). 2.- В выделенных клетках вы видите название природного района, который нам предстоит изучить. Цель нашего урока – познакомиться с уникальными природными особенностями горного массива Алтай и доказать, что это действительно «золотые горы» (Алтай – с монгольского языка «алтын» - золото). Вот как говорил путешественник М.В. Бородин о Алтае (эпиграф к уроку). III . Мозговой штурм: 1. «Что вы знаете о горах Алтай?» Ответы учащихся ассоциации в рисунках. Класс поделен на 2 группы. 2. Работа с контурной картой Отметить горы Алтай на контурной карте. 3. Заполнение концептуальной карты (по уровням)
ФГП Алтая

А – сложный уровень карта начерчена на доске В – средний уровень С – легкий уровень 4.Характеристика учащимися а) ФГП Алтая. б) Образование гор. в) Рельеф и полезные ископаемые (карточки № 1,2,3). г) Климат (карточка № 4). д) Внутренние воды. е) Природные комплексы Алтая (карточка №5). IV. Закрепление изученного материала.1.Творческая работа: ЭССЕ «Где мне могут пригодиться знания этого урока?». 2. Пятистишье: Алтай Золотой, рудный Протянулся, формируется, граничит «Алтай – жемчужина Казахстана» Горы. 3. Работа с тестами 2 варианта. 4. – Урок я хочу закончить словами Н. М. Ядринцева еще одного путешественника по Алтаю: Объехав выси льдистых гор, Я видел край прекрасный И отдался ему душой, Душой моею страстной. - Этими словами я выражаю свое отношение к чудесному краю – горному Алтаю, а вы ребята, отразите свои чувства, которые возникли у вас после знакомства с ними на уроке. В этом вам поможет кластер «Алтай»: Белуха эндемики
Записываем домашнее задание: §45 7. Выставление оценок.

Муниципальное образовательное учреждение

«Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2»

УРОК – МАСТЕРСКАЯ

«АЛТАЙ, ПРЕКРАСНАЯ МОЯ РОДИНА…»

г. Белокуриха

Цели урока:

1. Приобщаясь к стихам поэтов Алтая, знакомясь с высказываниями об Алтае известных людей, собрать в течение урока материал, который поможет учащимся собрать в течение урока материал, который поможет учащимся в создании творческой работы по теме урока;

2. пробудить у учащихся осознанное чувство любви к малой родине;

3. способствовать развитию ассоциативного мышления и речи.

Ход урока.

Звучит спокойная красивая музыка

Учитель. Сядьте удобнее, прикройте глаза. Помните, что вы сегодня не на уроке, а в творческой мастерской. Учитель – ваш мастер, а вы – не просто подмастерья, а творцы. Расслабьтесь. Настройте себя на успех, на активную работу. Закройте глаза. Мысленно повторяйте вслед за мной:

«Я успокоился. Я стараюсь как можно лучше понять и осмыслить, о чем пойдет речь. Я теперь могу легко-легко выразить словами свои мысли. Я становлюсь общительным человеком, интересным собеседником. У меня правильная, красивая речь. Меня все с удовольствием слушают, и общение с людьми доставляет мне удовольствие».

Нарисуйте земной шар. Получится круг. Круг – это символ вечности, вечной жизни. В верхней половине, где находится Россия, нарисуем сердце.

-Символом чего является сердце?

Символом любви, привязанности…

Отметьте условно внутри сердца звездочкой место нахождения нашей малой родины – Алтая. Звездочка – это символ счастья, удачи, света.

Всмотритесь в полученное изображение: в вашем сердце, в каждом сердце незримо живет образ малой родины (т. е. звездочки на вашем рисунке), места, где человек родился, вырос, провел свое детство, место, где находятся его корни.

Я хочу продолжить наш урок лучшими, на мой взгляд, словами, которые когда-либо были сказаны о родине. Это слова:

«Алтай… Прекрасная моя родина. Красота ее, ясность ее поднебесная – редкая на земле… Моя родина. Моя. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь несу я родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается в жизни трудно и горько».

Объявление и запись темы урока.

«Алтай… Прекрасная моя родина», - этими словами мы и назовем

наш урок.

Сколько замечательных слов было сказано о нашей родине поэтами, художниками – и

нашими земляками, и теми, кто, побывав здесь однажды, навсегда был заворожен, околдован его необыкновенной красотой, мощью и величием. Известный детский писатель прожил на Алтае всего четыре года (). Но когда в 1958 году один военнослужащий попросил его посоветовать, какое место выбрать для постоянного жительства, Бианки ответил так:

«…могу в нескольких словах рассказать, какой уголок нашей страны больше всего понравился, пришелся по душе мне… Это Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там в юности четыре года – и до сих пор… вспоминаю это время, как чудный сон… Я бы

выбрал Алтай…»

Музыка. Просматриваются слайды с видами природы Алтая. На их фоне читаются поэтические строчки.

В любой травинке сыщется душа,

И не бездушны кедры-исполины…

Земля родная, как ты хороша

И дорога от кочки до вершины!

А. Адаров

И видится милый мне край,

Нет в мире прекраснее края!

Трехгранный встает Хан Алтай,

На солнце холодном сверкая.

А. Адаров

Это музыка природы! Кто передаст чудную гармонию этих скал, этих красок? Где Бетховен, где Моцарт?

Я читал о Швейцарии, знаю о Ницце,

Край хороший, не спорю,

Но с такой красотой

Разве может сравниться?

Ста Швейцарий прекрасней

Родной мой Алтай!

М. Длуговской

На вершине Алтая кедр качали ветра.

У него золотая, словно солнце, кора.

Он стройней всех и выше в этих горных лесах.

У него пропасть шишек голубых на ветвях.

Цветы, рассыпавшись по склонам,

Как бойцы, штурмуют высоту…

И. Ветлугин

Цветы цветут. Трава растет.

Сияет солнце в небе ясном.

И птица весело поет.

О, как все просто и прекрасно!

В. Тимофеева

Озеро спокойно и дремотно.

Горы величавы и тихи.

И ложатся на душу охотно

Первые осенние цветы.

Л. Мерзликин

Словно бросили факел

В предгорья Алтая:

Над разливами трав –

Огоньки, огоньки…

Я повторяю, что Алтай прекрасен –

Деревья, горы, солнце, облака!

А. Адаров

Исполнение учащимися песни «Ветка горного кедра» (муз. М. Старикова, слова Г. Панова)

Отдыхают на скалах усталые ветры,

Завтра мы уезжаем и увозим с собой,

Как хорошую песню, ветку горного кедра,

Ветку горного кедра и телецкий прибой.

Над костром запоздалым прощальные искры,

Ветка горного кедра будет пахнуть смолисто

У меня в изголовье от тайги вдалеке.

Ветка горного кедра, как зеленое пламя,

Заворожит, закружит, на плечо упадет,

Ветка горного кедра за замками достанет,

Ветка горного кедра на Алтай позовет.

Живя вдали от Алтая, писал: «Как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство». А какие чувства испытываете сейчас вы? Запишите одно или несколько слов, которыми вы оценили бы свое душевное состояние в данный момент?

Социализация. Зачитайте, что вы написали. Внимательно послушайте других и добавьте в свои записи то, что вам близко.

Запишите слово АЛТАЙ. Какие эпитеты вы подобрали бы к этому слову? Какой Алтай в вашем воображении?

Социализация. Зачитываем слова. Дополните ваши записи теми словами, которые вам показались интересными, отражают ваши ощущения.

А теперь послушайте, какие образные поэтические средства использовали в своих стихах наши земляки, алтайские поэты, другие известные люди. Найдите их, запишите.

: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии».

Аржан Адаров:

А волны бегут, серебрясь под луной,

А горы – на страже вечной,

И весь мой Алтай передо мной,

Бессмертный и бесконечный .

Мой Алтай, мой дорогой, мой вечный,

Многолесный он и многоречный,

Он не даром назван золотым.

Паслей Самык:

Алтай мой таинственный ,

Древняя, чистая даль

Ты богом мне подаренный

Волшебный и чистый хрусталь!

Эркемен Палкин:

Где б ни был, всюду слышу я

Твой клич призывный,

Отчизна вечная моя,

Алтай мой дивный!

Социализация. Прочитайте то, что вы записали. Подчеркните те слова, которые тронули вас за сердце.

При произнесении слова вслух или мысленно оно часто соединяется в нашем сознании со зрительными образами, картинами. Запишите: «При слове АЛТАЙ я вижу…» На мгновение закройте глаза и попытайтесь уловить то, что вы видите, произнося слово АЛТАЙ. Запишите то, что вы увидели.

Раздаю фотографии с видами Алтая.

Посмотрите их и добавьте к вашим картинам те, что вы увидели на фотографиях.

Следующая страничка «Уникальный мир Алтая». Прочитайте в группе материал, который вы сейчас получите. Приготовьтесь читать вслух.

Алтай лежит в самом сердце Азии, почти на равном расстоянии от трёх океанов Земли – Северного Ледовитого, Тихого и Индийского. По площади – более 260 000 квадратных километров – Алтай примерно равен Великобритании, в три раза больше Австрии, в восемь с половиной раз больше Бельгии.

В переводе с древних тюркских языков Алтай означает «золотой». Это название отражает и легенды о несметных богатствах кочевых племен, и реальные месторождения золота в щедрой земле, и уникальную красоту горной страны. Особый интерес представляет разнообразие соседствующих природных зон: только здесь можно встретить рассвет на равнине, полдень в тайге, а закат того же дня – на горном перевале.

В хребтах Алтая рождается Обь, одна из пяти крупнейших рек России. Её исток – слияние Бии и Катуни. В недрах алтайских хребтов обнаружена глубочайшая пещера Сибири Экологическая. Самый высокий водопад в России 160-метровый каскадный водопад Чульча тоже низвергается с этих гор.

В число 15 глубочайших озер мира входит Телецкое озеро. Его длина – 82 км, ширина – 5,2 км, глубина – 325 м. Неповторима по красоте и природным особенностям величайшая вершина Алтая –двуглавая Белуха. Ее легко найти на любой физической карте мира. Высота Белухи – 4 506 м.

Алтайский курорт Белокуриха по целебным свойствам горного воздуха превосходит лучшие курорты Швейцарии. В Белокурихе, в окрестностях поселка Чемал, на Аккемском озере солнечных дней в году больше, чем в Крыму и на Кавказе.

Особая гордость Алтая – это люди, имена которых вписаны в историю золотыми буквами. В селе Сростки на Чуйском тракте появился на свет. Алтай – родина космонавта №2 Германа Степановича Титова, создателя известного на весь мир стрелкового оружия Михаила Тимофеевича Калашникова, известного поэта Роберта Рождественского. Здесь провел детство и закончил жизненный путь любимый народом Михаил Сергеевич Евдокимов.

Ваши мысли, впечатления от прочитанного? Что вы узнали нового? Что показалось особенно интересным?

Учитель раздает стихи, слова известных людей об Алтае. Какие слова, фразы произвели на вас сильное впечатление, особенно понравились?

Пусть же будет Алтай родником моей песни,

И сверхмодным течениям всем вопреки,

Я уверен, что песня родится не тесной,

Потому что просторы его широки!

В нем и степи, и пики вершин снежнобелых,

И могучая Обь, и речушка Топош,

А в тайге, если спрячется парочка Бельгий,

То, пожалуй, не так уж и сразу найдешь.

Марк Юдалевич

Смотри, в каком живешь краю,

Богатом золотом и хлебом,

Цветущими лугами, небом,

В озерах, плещущих зарю.

Родимый край! Не обозреть

С Белухи его дивной шири!..

Алтай – жемчужина С ибири,

Он волен сердцем завладеть!

Валентина Тимофеева

Родной мой Алтай, чудесный край сибирский!

Я вижу его то в зимнем уборе – в сугробах и снежных застругах, когда бескрайняя даль светится тысячами рассыпанных солнцем искр, то в буйном цветении садов, то в неповторимых фантастических красках осени. Да, хорош Алтай, чудесна его природа: уж если зима так зима, добротная, со всеми ее прелестями, уж лето так лето! Ничего нет вполовину, все, все дается человеку полной мерой.

Герман Степанович Титов , наш земляк,

летчик-космонавт

Я люблю этот очаровательный край… Люблю его заоблачные вершины, сияющие белизной вечных снегов. Люблю лесистые сопки, окутанные лиловой дымкой. Люблю тишину малахитовых озер, безумолчный говор быстрых рек, неповторимый аромат вековых зарослей кедрача, тонкие стрелы елок, устремленных в небо, и бесконечные россыпи цветов…

Афанасий Коптелов

Мой дом родимый – голубой Алтай.

Живу Алтаем в листопад и грозы.

Дышу Алтаем в разноцветный май,

Алтаем греюсь в лютые морозы!

Юрий Гусев

Хребты, прошитые

Охотничьими тропками,

Леса, обжитые

Пичугами неробкими,

Потоки дикие,

Вершины седоглавые,

Туманы тихие,

Молочные, кудрявые.

И склоны плавные,

И кедры крепкоствольные,

И в песнях славные,

В долинах – кони вольные.

И лето красное

С кукушкою пронзительной –

Земля прекрасная,

Алтай мой удивительный!

Эркемен Палкин

Земля моя, Алтай,

Твое величье духа –

Степная Кулунда,

Вершинная Белуха.

Обской равнинный плес,

Утес, что древность видел,

Нас хлебом не обнес

И словом не обидел.

Мороз – железо рвет,

Жара – бетонка тает,

А мой земляк поет

И в космосе летает!

А те, что на земле,

Звезд не хватают с неба –

Раздумья на челе

О вечной сути хлеба.

Шумят в полях хлеба,

И от хлебов светает.

Завидная судьба –

Родиться на Алтае…

Геннадий Панов

Работа по группам. Каждый человек в группе читает выразительно. Тому, кто это сделает лучше, поручается прочитать их всему классу. Ответить на вопросы, записанные на доске, обобщить, выступить перед классом.

Какие образные средства использовал?

Итак, мы подошли к самому важному и интересному этапу нашей работы, тому моменту, ради которого мы работали весь урок. Сейчас каждый из вас напишет свой литературный шедевр (в стихах или в прозе), свою творческую работу. В работе используйте те слова, выражения, которые вы записывали в течение урока.

Примерные темы работ:

1. «Алтай… Прекрасная моя родина».

2. Нам есть, что любить и беречь.

3. Таких красот на земле не найдешь.

4. Дивный уголок природы.

5. «Земля родная, как ты хороша…»

Чтение работ.

Поблагодарим друг друга за общение и себя, любимого, за теплые мысли, чувства, переживания, красивые слова. Погладьте себя одобряюще по головке, говоря при этом: «Как в детстве, хочется себя по головке рукой погладить» (снимается напряжение, усталость)

Рефлексия

· Как вам работалось на уроке?

· Довольны ли вы своей работой?

· Какие трудности испытали?

· Что особенно понравилось?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Творческие работы учащихся.

Алтай, прекрасный и могучий,

Ты необъятен и велик.

К тебе я простираю руки

С любовью, гордостью. На миг

Я представляю эти горы,

Твои белесые хребты

И эти чистые озера,

Что тайну времени несли.

Своей таинственною далью

Ты манишь все сильней, сильней.

И эти дивные просторы

Я сохраню в душе своей!

Макарова Таня

«Алтай… Прекрасная моя родина»,- так говорил об Шукшин. И для меня нет прекраснее места на земле, чем дивный Алтай.

Алтай – это такое место на земле, где каждому человеку приятно жить и каждому он по душе. Алтай такой разный. Здесь есть и большие горы, вершины которых покрывают снежные шапки, горы, с которых стекают маленькие хрустальные ручейки, превращаясь в быстрые бушующие горные реки. А потом быстрые реки вытекают на широкие просторы Алтая и превращаются в тихие, спокойные, по берегам которых березовые рощи, заросли каланы и черемухи. Какому человеку это не понравится?!

Гусейнов Рафаэль

Я счастлива, что живу на Алтае. Это прекрасный хрустальный храм святого света находится в глубине России. Алтай богат величественными горами, которые поднимаются высоко в воздушные облака, бескрайними, неповторимыми лесами. На Алтае находятся самые прекрасные озера в мире, таинственная даль которых не может оставить равнодушным ни одного человека. Поэты назвали Алтай золотым. Многие отправляются в дальние путешествия, чтобы увидеть эту жемчужину. Мне кажется, что таких красот на земле не найдешь, и нам есть, что любить и беречь.

Астанина Елена

Твои красоты, Алтай, неповторимы, таких на земле не найдешь. Твои луга красивы, смотришь на них и поешь. Бессмертная, бесконечная даль, загадочный мир, тишина, звонкие реки и красота. Смотрю я вокруг и глаз отвести не могу. И кажется мне, что лучше тебя нигде не найду. Вот рядом березка, за нею сосна, и кедр высокий стоит возле меня. Загадочный мир, загадочный край – родной и с детства любимый Алтай!

Чернышова Ольга

Дата: 08.04.13

Предмет: география

Класс: 8

Тема: « Алтай».

Цель: выделить особенности природы горного массива Алтая.

Задачи урока:

1) определить особенности географического положения хребтов Алтая и выделить его уникальность в наличии полезных ископаемых и других видов природных ресурсов;

2) расширить умение учащихся работать с текстом учебника, географической картой, дополнительным материалом;

3) развивать познавательный интерес школьников к уникальному объекту природы – горному району.

Оборудование: атласы, контурные карты, тетрадь, тесты.

Методы: работа с картами, учебником, словарем, тетрадью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самопознания.

Ход урока.

    Организационный момент . Приветствие. Выявление отсутствующих.

II . Проверка домашнего задания.

1. Географическое положение (Мугоджары; протяженность 450 км, ширина 30 км, средняя высота 450-500 м; высшая точка – Большой Боктыбай (657 м и Айрык (633 м))

2. Рельеф и геологическое строение (в отличие от Урала, в Мугоджарах пологие восточные склоны и крутые западные; сложены в палеозое – герцинская складчатость; сложены осадочными, магматическими и метаморфическими породами палеозоя и мезозоя; из-за экзогенных процессов – низковысотные; разделены на западную и восточную часть впадиной Бершогыр; западная часть – главная, уклон с севера на юг)

3. Полезные ископаемые (никель, кобальт, хром, медь, уголь, мергельный известняк, фосфориты, кварцевые пески для стекла)

4. Климат (горы препятствуют циркуляции воздуха, осадки выпадают чаще, чем в соседних районах; температура января минимум – 42°; температура июля максимум +38°; осадков 300 мм; часты сильные ветра, зимой – снежные бураны)

5. Реки и озера (Эмба, Иргиз, Орь, Тобол, Талды; питание талыми снегами; подземные воды – 700 млрд. м³)

6. Природные зоны (степь, полупустыня; почвы светло-каштановые в сухих степях и каштановые, темно-каштановые в северных частях; западная часть – под посевы, восточные – под пастбища)

III . Всесторонняя проверка знаний.

1. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)

2. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

3. Туранская низменность располагается на … Казахстана (юго-западе и юге)

4. Почва плодородная в (степи)

5. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)

6. Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)

7. Водохранилища Казахстана предназначены для (ирригации, энергетических целей)

8. Сколько ландшафтных зон в Казахстане? (9)

9. Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)

10. Рисоводство в Казахстане развито в (долине Сырдарьи)

11. Часть земной поверхности, которая видна нам видна вокруг нас на открытом уровне пространства(горизонт)

12. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)

IV . Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

Цель нашего урока – познакомиться с уникальными природными особенностями горного массива Алтая. Какие можно привести доказательства неотектонических процессов в горах Алтая?

V . Объяснение новой темы.

1. ФГП Алтая .

В пределы Казахстана заходят юго-западные хребты Алтайской горной страны. Эта часть называется Казахстанский Алтай; на западе он граничит с Сарыаркой, на юге – с горным районом Саур-Тарбагатай; на востоке – с государственной границей РК, отделяющий наш Алтай от российского.

2. Геолого-тектоническое образование гор.

Работа с тектонической картой. Вопросы для беседы:

Какая тектоническая структура сформировала Алтай? (Герцинская складчатость).

В какой эре это происходило? (Палеозой).

Pz (конец) – герцинское горообразование – магматические горные породы – рудные ископаемые.

Mz – мезозойская складчатость – выравнивание территории – накопление осадочных пород (мел, известняк, песчаник) – нерудные ископаемые.

Kz – альпийская складчатость – вторичное горообразование – метаморфические породы – осадочные породы – нерудные ископаемые (мрамор, грейс).

А отсюда следует, что Алтай по образованию складчато-глыбовый, в рельефе которого чередуются:

Зубчатые горы;

Сырты – выровненные участки;

Впадины, заполненные водой озер Зайсан, Маркаколь.

Карстовые явления;

Особая экспозиция хребтов;

Ущелья, трещины, теснины.

Для современного горообразования характерны землетрясения, снежные лавины, формирование ледников площадью 800 км2.

3. Рельеф и полезные ископаемые.

Для рельефа гор характерны цепи горных хребтов, тектонические трещины, а на вершинах лежат вечные ледники и снега.

По особенности природного расположения горные хребты Алтая можно разделить на 3 части:

1. Калбинский хребет;

2. Южный Алтай;

3. Рудный Алтай

Самая высокая вершина Алтая – г. Белуха (4506 м). Массив гор до сих пор испытывает омоложение, подтверждением служат землетрясения (декабрь 2002 г.). Сложное расположение хребтов требует от человека внимательности, осторожности и быть только в окружении опытных людей, знающих какие неприятности могут подстерегать в горах (селевые потоки в летний период, зимой – снежные лавины). И все-таки несмотря на грозные стихии, Алтай богат удивительными ископаемыми, а красивыми ландшафтами он привлекает к себе туристов и альпинистов.

Почему вершина гор Алтай носит название Белуха?

Найдите в учебнике, на какие части делится Алтай по наличию ископаемых.

Учащиеся отмечают полиметаллический пояс Рудного и Южного Алтая: Калбинский хребет, Нарымский хребет – пояс редких металлов (вольфрам, титан, молибден, магний) и золотой пояс Калбинского хребта.

4. Климат.

Найдите в тексте учебника, какой тип климата на Алтае.

Климат Казахстана резко-континентальный, а в горах умеренно-континентальный. Климат Алтая с высотой меняется от континентального до умеренно-континентального. Алтайская горная страна расположена на 50º - 52º с. ш. и это определяет количество солнечной энергии, поступающей на земную поверхность. Алтай возвышается над равнинами Западной Сибири, причем его хребты вытянуты с с-з на ю-в, что определяет климатические условия района. С одной стороны, хребты стоят на пути у западных воздушных масс, как губка, впитывая влагу. Но с другой стороны, открытость долин приводитк тому, что сюда проникают холодные массы воздуха, вызывая понижение температуры до -40º, а поднимаясь до высоты 1500 м, температура воздуха повышается. Такое явление получило название инверсия. Это природное явление вызывает большую конденсацию влаги – до 1500 мм в год, поэтому Алтай – самое влажное место в Казахстане. В горах мало снега, который образует большую площадь ледников, питающих притоки Иртыша и озера. Встречаются минеральные источники, которые используются в лечебных целях, например, Рахмановские ключи.

5. Внутренние воды.

Используя карту, назовите реки Алтая и их притоки.

6. Природные комплексы Алтая.

Сколько поясов в природных зонах Алтая и почему?

Какой природный пояс самый разнообразный по видовому составу растений и животных? (Лесной)

Алтай уникален биологическими ресурсами, но истинное богатство его – это леса. Своеобразна и красива растительность горного Алтая. Ельники, парковые лиственничные и кедровые леса, высокотравные альпийские и субальпийские луга. Много интересных и полезных растений встречается в горном Алтае: красная и черная смородина, боярышник, облепиха. В тайге – ковер из брусники, черники, голубики. На Алтае множество растений и животных, встречающихся только здесь. Такие животные и растения получили названия эндемиков. Территория гор благоприятна для развития сельского хозяйства и промышленности, а также зон отдыха, туризма. С целью сохранения ландшафтов Алтая созданы Западно-Алтайский и Маркакольский заповедники, заказник «Рахмановские ключи». Разнообразные и уникальные ландшафты – важнейшая причина отнесения территории к объектам Всемирного природного наследия; Алтай – жемчужина Казахстана, поистине «золотой край».

VI . Усвоение новой темы.

Работа с вопросами на стр. 191 в учебнике и со схемой высотных поясов на стр. 190.

VII . Тест «Алтай»

1. Самая высокая вершина Алтая - ________________________________

2. Складчатость, сформировавшая горы - __________________________

3. По орографическому расположению горы Алтая можно разделить на 3 части: _______________________________________________________________________

4. Горный хребет, получивший название золотого пояса - ______________________

5. Климат казахстанской части Алтая: _______________________________________

6. На Алтае в пределах озера расположен заповедник - ________________________

7. Ледники в горах Алтая начинаются на высоте - _____________________________

8. Самое крупное озеро Алтая - ____________________________________________

9. Самая большая река Алтае - ___________________________________________

10. Перечислите полезные ископаемые, встречающиеся на территории Алтая:

_______________________________________________________________________

VIII . Домашнее задание. § 45, схема на стр. 190, таблица

IX. Итог урока.

Во многом сохранились у современных носителей этнической культуры. Они неотделимы друг от друга и непосредственно связаны с духовной культурой и верованиями людей. Алтай бережно хранит их, изменяя и совершенствуя, питая духовную жизнь проживающих здесь народов вплоть до наших дней. Все народы Горного Алтая обладают собственной и неповторимой этнической культурой, имеют особый взгляд на картину мира, на природу и свое место в этом мире.

Духовная культура алтайцев, потомков древнего тюркского этноса, занимает достойное и основное место среди представленных на Алтае традиционных культур. В ходе длительного исторического развития она впитала в себя многие духовно-нравственные традиции народов Центральной Азии.

Самые дешевые билеты из Москвы в Горно-Алтайск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Одно из центральных мест в мировоззрении алтайцев занимает культ Алтая

Согласно этому мировоззрению, существует ээзи (хозяин) Алтая. Хозяин Алтая это божество, покровительствующее всем живущим на Алтае. Обитает он на священной горе Уч-Сумер и имеет образ старика в белой одежде. Увидеть его во сне считается предвестием удачи для человека. Во время молений можно познать или ощутить его невидимое присутствие. Он владеет правом давать жизнь на земле, сохраняя и развивая ее. Спроси алтайца «Кто твой бог» и он ответит «Менинг кудайым агашташ, ар-буткен, Алтай», что означает «Мой бог камень, дерево, природа, Алтай». Почитание ээзи Алтая проявляется через обряд «кыйра буулар» повязывание ленточек на перевалах, обоо и произношение благопожелания (алкыши) для своей семьи, безопасной дороги, защиты от болезней и несчастий. Алкыши имеют защитную и магическую силу.

Территория Горного Алтая изобилует реками, озерами, родниками. Согласно традиционному мировоззрению в горах, водных источниках, долинах и лесах обитают духи. Духи водных источников, как и горы, могут быть божествами небесного происхождения. В случае несоблюдения особых правил поведения около этих источников они могут представлять угрозу жизни человека. Вода Горного Алтая обладает поистине целебными свойствами излечения многих болезней. Главным образом такими свойствами наделяются целебные родники – аржаны. Как считают коренные жители, вода в таких источниках сакральна и может наделять бессмертием. Нельзя отправляться на источник без проводника, который не только знает путь к нему, но и обладает опытом лечебной практики. Важное значение придается времени посещения аржана. По верованию алтайцев горные озера являются любимым местом горных духов. Туда редко может проникнуть человек, и потому оно чистое.

Каждый род имеет свою священную гору. Гора рассматривается как некое хранилище жизненной субстанции, сакрального центра рода. Женщинам запрещается находиться вблизи почитаемых родовых гор с обнаженной головой или босиком, подниматься на нее и называть вслух ее имя. Следует отметить в алтайской культуре особый статус женщины. Согласно древним представлениям женщина это драгоценный сосуд, благодаря которому растет род. Отсюда вытекает мера ответственности мужчины за женщину. Мужчина – охотник, воин, а женщина – хранительница очага, мать и воспитательница.
Проявление сакральности окружающего мира сегодня можно увидеть и в отношении к предметам материального мира, в семейно-брачных обрядах, этике и морали алтайцев. Это послужило табуированию в поведении, обычаях и традициях. Нарушение такого запрета приносит наказание человеку. Особенностью традиционной культуры алтайцев является глубокое понимание многих явлений. В соответствии с законами космоса организуется и пространство жилья. Алтайский аил строго разграничивается на женскую (правая) и мужскую (левая) половину. В соответствии с этим установлены определенные правила приема гостей в аиле. Определенное место занимает знатный гость, женщины и молодежь. Центром юрты считается очаг – вместилище пребывания огня. К огню алтайцы относятся с особым почтением и производят регулярное его «кормление». Кропят молоком и аракой, бросают кусочки мяса, жира и т.д. Совершенно недопустимо переступать огонь, бросать в него мусор, плевать в огонь.
У алтайцев соблюдаются свои обычаи при рождении ребенка, бракосочетания и другие. Появление ребенка отмечается в семье празднично. Забивается молодняк крупного рогатого скота или овец. По особым канонам проходит обряд бракосочетания. Молодожены выливают в огонь аила жир, бросают щепотку чая и первые капли араки посвящают огню. Над аилом, где проходит той – первый день свадьбы на стороне жениха – и сейчас можно увидеть ветки культового дерева – березы. Второй день свадьбы проводится на стороне невесты, и называется белкенчек – невестин день. Алтайцы исполняют на свадьбе сразу два обряда – традиционный и официальный, светский.

Алтайцы очень гостеприимны и радушны

По традиции передаются правила поведения в быту, приема гостей, соблюдение родственных отношений. Например, как подавать араку в пиале гостю, курительную трубку. Существует обычай доброжелательно принимать гостя, подавать ему молоко или чегень (квашеное молоко), приглашать к чаю. Главой в семье считается отец. Мальчики в алтайской семье всегда находятся при отце. Он их учит ухаживать за скотом, выполнять работу по двору и обучают охотничьему промыслу, а также умению разделывать добычу. Мальчику с раннего детства отец дает сыну коня. Конь становится не только средством передвижения, но членом семьи, помощником в хозяйстве и другом хозяина. В старину в алтайских селах спрашивали «Кто видел хозяина этого коня?». При этом называли только масть коня, а не имя хозяина. По традиции младший сын должен жить с родителями и проводить их в последний путь. Девочки осваивают работу по дому, готовить еду из молочных продуктов, шить, вязать. Они постигают каноны обрядово-ритуальной культуры, хранительницы и созидательницы будущей семьи. Столетиями вырабатывалась и этика общения. Детей учат обращаться ко всем на «вы». Это связано с верой алтайцев, что человек имеет двух духов покровителей: Небесный дух, он связан с Небом, и второй – дух предка, связанный с Нижним миром.
В устной форме в духовной культуре алтайцев сказителями (кайчи) передавались легенды и героические сказания. Изложение эпических легенд происходит особым способом, горловым пением (кай). Исполнение могло занимать несколько дней, что говорит о необычной силе и способностях голоса кайчи. Кай для алтайского народа это молитва, сакральное действие. И сказатели пользуются огромным авторитетом. На Алтае существует традиция состязания кайчи, их также приглашают на различные праздники, свадьбы.
Для алтайского народа Алтай живой, он кормит и одевает, дает жизнь и счастье. Он неиссякаемый источник благополучия человека, это сила и красота Земли. Современные жители Алтая сохранили немалую часть традиций своих предков. Это касается, в первую очередь, сельских жителей. Многие традиции в настоящее время возрождаются.

Горловое пение Кай

Песенная культура алтайского народа уходит в глубокую древность. Песни алтайцев – это сказания о героях и их подвигах, истории повествующие об охоте, встречах с духами. Самый длинный кай может продолжаться несколько суток. Пение может сопровождаться игрой на топшуре или ятакане – национальных музыкальных инструментах. Кай считается мужским искусством.

Алтайский комус – разновидность варгана, язычкового музакального инструмента. Под разными названиями подобный инструмент встречается у многих народов мира. На территории России данный инструмент встречается в Якутии и Туве (хомус), Башкирии (кубыз) и на Алтае (комус). При игре комус прижимают к губам, а ротовая полость служит резонатором. Используя разнообразные приемы дыхания и артикуляции можно менять характер звука, создавая волшебные мелодии. Комус считается женским инструментом.

В настоящее время комус — популярный алтайский сувенир.

Испокон веку на перевалах и у родников в знак поклонения Алтайдын ээзи - хозяину Алтая, привязывают кыйра (дьалама) - ленты белого цвета. Белые ленты, развевающиеся на деревьях, и камни, сложенные горками - обоо таш, всегда привлекали к себе внимание гостей. И если гость хочет привязать на дерево ленту или положить камни на перевале, должен знать для чего и как это делается.

Обряд привязывания кыйра или дьалама (в зависимости от того, как их привыкли называть жители той или иной местности) - один из самых древних обрядов. Кыйра (дьалама) привязывают на перевалах, у родников, на местах, где произрастает арчын (можжевельник).

Существуют определенные правила, которые должен соблюдать каждый повязывающий кыйра (дьалама). Человек должен быть чистым. Это означает, что среди его родственников и членов семьи в течение года не должно быть покойников. На одном и том же месте кыйра (дьалама) можно привязывать один раз в год. Лента - кыйра должна быть только из новой ткани шириной 4-5 см, длиной от 80 см до 1 метра и должна привязываться парой. Кыйра привязывают к ветке дерева с восточной стороны. Дерево может быть березой, лиственницей, кедром. Запрещается привязывать на сосну или ель.

Привязывают в основном ленту белого цвета. Но можно голубую, желтую, розовую, зеленую. Одновременно ленты всех цветов привязывают на молениях. Каждый цвет кыйра имеет свое предназначение. Белый цвет – цвет Аржан суу – целебных источников, цвет белого молока, вскормившего человеческий род. Желтый цвет – символ солнца, луны. Розовый цвет – символ огня. Голубой цвет – символ неба, звезд. Зеленый цвет – цвет природы, священных растений арчына (можжевельника) и кедра.

Человек мысленно обращается к природе, к Бурканам через алкыши-благопожелания и просит мира, здоровья, благополучия своим детям, родственникам и народу в целом. На перевалах, в основном, где нет деревьев, в знак поклонения Алтаю можно положить камни на обоо таш. Путник, проезжающий через перевал, просит у Хозяина Алтая благословения, счастливого пути.

Сохранившиеся по сей день во многих районах Горного Алтая традиционные способы ведения хозяйства и основы жизненного уклада делают Алтай привлекательным с точки зрения культурного и этнографического туризма. Проживание в непосредственном соседстве на территории нескольких этносов с разнообразными и колоритными культурами способствует формированию на Алтае богатейшей мозаики традиционных культурных ландшафтов.

Этот факт, наряду с уникальным природным разнообразием и эстетической привлекательностью, является важнейшим фактором определяющим притягательность Горного Алтая для туристов. Здесь все еще можно в «живой среде» увидеть добротные избы пятистенки, многоугольные аилы и войлочные юрты, колодца-журавли и коновязи чакы.

Особенно актуальным этнографическое направление туризма становится в последнее время, чему способствует возрождение традиций в том числе связанных с шаманистскими обычаями и бурханистскими ритуалами. В 1988 году был учрежден проводящийся раз в два года театрализовано-игровой фестиваль «Эл-Ойын», привлекающий огромное количество участников и зрителей со всей республики и из-за ее пределов, в том числе и из дальнего зарубежья.
Если вы всерьез заинтересовались традициями и культурой алтайцев, то безусловно вам стоит посетить деревню Мендур-Соккон, где проживает собиратель алтайской старины И. Шадоев, и действует созданный его руками уникальный музей.

Кухня народов Алтая

Основным занятием населения Алтая было скотоводство. Летом люди пасли свои стада в предгорьях и на альпийских лугах, а зимой уходили в горные долины. Первостепенное значение имело разведение коней. Разводили также овец, в меньшем количестве коров, коз, яков, домашнюю птицу. Важным промыслом также была охота. Поэтому неудивительно, что в национальной алтайской кухне предпочтительное место занимает мясо и молоко. Кроме супа — кoчo и вареного мяса, алтайцы делают дoргoм — колбасу из кишок барашка, керзеч, кан (кровяную колбасу) и другие блюда.
Из молока алтайцы готовят большое разнообразие блюд, в том числе самогон из молока — араку. Кислый сыр — курут, тоже изготовлен из молока и его можно попробовать у алтайцев.
Все знают о любимом блюде алтайцев — чае с талканом. Но многим ли известно, что приготовление талкана настоящий ритуал и что готовят его точь в точь как описывал Геродот, на каменных зернотерках.
Из талкана с кедровыми орехами и медом можно приготовить сладость ток-чок. Талкан как и манка дает вес детям, от него они поправляются, но проблем с нежеланием ребенка кушать его, или диатезом не бывает. Ребенок, привыкший к талкану, никогда его не забывает. В алтайском доме принято гостя прежде всего угощать чегенем — напитком, вроде кефира.
Ну и конечно, кто пробовал калтыр (лепешку), теертпек (хлеб, печеный в золе) и боорсок (колобочки, сваренные в жиру) горячими, тот никогда не забывает их вкус.
Чай алтайцы пьют с солью и молоком. Улаганские алтайцы (телеуты, байаты) добавляют в чай еще масло и талкан.

Молочные блюда

Чегень
Старый чегень — 100 г, молоко — 1 литр.
Чегень — кислое молоко, заквашенное не из сырого, а из кипячёного молока на закваске — предыдущего чегеня из расчета 100 г на 1 литр молока. Первоначальной закваской служил забелонь (внешняя часть молодого тальника), которую сушили и давали постоять на дыму. Перед закваской старый чегень хорошо размешивается в чистой посуде, затем выливают тёплое кипячёное молоко, тщательно размешивают. Готовят и хранят в специальной посуде с плотной крышкой — бочонок на 30-40 л, его тщательно моют, обливают кипятком и окуривают 2-2.5 часа. Для окуривания используют гниль здоровой лиственницы и ветки черёмухи. Для созревания чегень ставят на 8-10 часа в тёплое место для предотвращения перекисания. Молоко, сливки и закваску соединяют, тщательно перемешивают в течение 5 минут, сбивают каждые 2-3 часа. Хороший чегень имеет плотную, без крупинок, консистенцию, приятный, освежающий вкус. Сам чегень служит полуфабрикатом для аарчи, курута.
Аарчи — хороший чегень, плотный, однородный, не перекисший, без крупинок ставят на огонь, доводят до кипения. Кипятят 1.5-2 часа, охлаждают и процеживают через льняной мешочек. Масса в мешочке кладётся под гнёт. Получается плотная нежная масса.
Курут — аарчи вынимают из мешочка, кладут на стол, разрезают толстой ниткой на пласты и ставят сушить на специальной решётке над огнём. Через 3-4 часа курут готов.
Быштак — в тёплое цельное молоко вливают чегень в пропорции 1:2, доводят до кипения. Массу процеживают через марлевый мешочек, кладут под гнёт, через 1-2 часа быштак вынимают из мешочка, нарезают на пластинки. Продукт очень питательный, напоминает творожную массу. Особенно вкусен, если добавить мёд, каймак (сметану).
Каймак — 1 литра цельного молока кипятят 3-4 минут и ставят в прохладное место, не встряхивая. Через сутки снимают пенки и сливки — каймак. Оставленное обезжиренное молоко используют для супов и приготовления чегеня.
Эдигей — на 1 л молока 150-200 чегеня. Готовят как быштак, но массу не освобождают от жидкой части, а кипятят до полного испарения жидкости. Получаются крупинки золотистого цвета, слегка хрустят, сладковаты на вкус.
Кого молочное — в кипящую воду кладут ячменную или перловую крупу и варят почти до готовности, затем воду сливают и заливают молоко. Добавляют соль, доводят до готовности.

Мучные блюда

Борсоок
3 стакана муки, 1 стакан чегеня, простокваши или сметаны, 3 яйца, 70 г масла или маргарина, 1/2 ч. л. соды и соли.
Катают из теста шарики и жарят в жире до золотистой корочки. Жиру дают стечь, поливают подогретым мёдом.
Теертнек — алтайский национальный хлеб

2 стакана муки, 2 яйца, 1 ст. ложка сахара, 50 г сливочного масла, соль.
Яйца растереть с солью, столовой ложкой сахара, 50 г сливочного масла, замесить крутое тесто и оставить на 15-20 минут, потом разделить.
Теертнек — алтайский национальный хлеб (второй способ)

2 стакана муки, 2 стакана простокваши, масло сливочное 1 ст. л, 1 яйцо, сода 1/2 ч. л, соль.
Замесить крутое тесто, добавив в муку простоквашу, масла сливочное, 1 яйцо, соду и соль. Лепёшки жарят на сковороде в небольшом количестве жира. Раньше хозяйки выпекали их прямо на земле, в горячей золе после костра, убрав только круглые угли.

Мясные блюда

Кан
Кан — кровяная колбаса. После тщательной первичной обработки кишки вывертываются так, чтобы жир оказался внутри. Кровь хорошо размешивают, добавляют в молоко. Кровь при этом приобретает нежно-розовый цвет. Затем добавляют чеснок, лук, внутренний бараний жир, соль по вкусу. Все хорошо перемешивают и вливают в кишку, завязывают оба конца плотно, опускают в воду, варят 40 минут. Готовность определяют прокалыванием тонкой лучинкой или иглой. Если на месте прокола появилась жидкость, готово. Не допуская остывания, подавать на стол.
Кочо (мясной суп с крупой)
На 4 порции — 1 кг бараньей лопатки, 300 г ячменной крупы, свежая или сушеная зелень дикорастущего лука и чеснока по вкусу, соль.
Мясо вместе с костями порубить крупными кусками, положить в казан или в кастрюлю с толстым дном, залить холодной водой доверху. Довести до кипения на сильном огне, снять пену. Затем убавить огонь до минимума и варить, периодически помешивая, 2-3 часа. За 30 минут до конца варки добавить ячмень. Зелень положить в уже снятый с огня суп. Посолить по вкусу. Кочо становится вкуснее, если дать ему настояться 3-4 часа. Перед подачей отделить мясо от костей, нарезать кусками средней величины. Подать бульон с крупой в пиалах, а подогретое мясо выложить на блюдо. Отдельно подать каймак или сметану.

Сладости и чай

Ток-чок
Кедровые орешки поджаривают в казане или на сковороде, скорлупа лопается. Охлаждают, освобождают ядрышки. Очищенные ядрышки вместе с измельчёнными зёрнышками ячменя толкут в ступке (миске). В массу цвета кедровой доски добавляют мёд, придают форму животных. Ячменя ядрам орехов добавляют 2:1.
Чай по-алтайски
150 г кипятка, 3-5 г сухого чая, 30-50 г сливок, соль по вкусу.
Подают либо раздельно — соль, сливки ставят на стол и по вкусу кладут в пиалы со свежезаваренным чаем; либо все наполнители кладут одновременно в чайник, заваривают и подают.
Чай с талканом
2 ст. л. масла, 1/2 ст. талкана.
Заливают готовым свежим чаем с молоком и подают в пиалах. Соль добавляют по вкусу. В качестве заварки раньше использовали лист бадана, малины, ягоды кислицы.
Талкан
Талкан готовят так — между двух камней (баснак) измельчают чарак и провеивают через веяло.
Чарак
Чарак — 1 кг очищенного ячменя прожаривают до светло-коричневого цвета, потолочь в ступке, провеять через веяло, повторно потолочь для полной очистки от чешуи, снова провеять.

Приезжайте на Алтай, чтобы полюбоваться на его волшебную красоту, познакомиться с культурой народа, живущего в этих необыкновенных краях и полакомиться национальной кухней алтайцев!

Больше узнать о природе Алтая можно

Вам также будет интересно:

Крадник: что это за обряд и как от него защититься и избавиться?
Крадник считается самым доступным способом магического воровства, которое способно забрать...
Практики и ритуалы на солнечное затмение Лунное затмение 21 августа ритуалы
«Нам предстоит удивительный и даже неописуемый проход, который способен пробудить в каждом...
Значения восковых отливок
В современной магии такая отливка является самым эффективным средством от порчи. Особенно,...
Объем движений в суставах
Исходными положениями могут быть: положение лежа на спине, либо на боку с вытянутыми...
Жаропонижающие препараты
Повышение температуры – естественная реакция организма на вирусы и бактерии, но если...