Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Презентация по биологии на тему память человека. Презентации на тему память человека, скачать для классного часа


2 Биологическая память Биологическая память – фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию Биологическая память – способность живых существ (или их популяций) воспринимать воздействие извне, закреплять, сохранять и в последующем воспроизводить вызываемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры (Ашмарин И.П., 1975). Виды биологической памяти на основе этапов эволюции: Генетическая память, Иммунологическая память; Неврологическая память.




4 2. Иммунологическая память Иммунологическая память – способность иммунной системы усиливать защитную реакцию организма на повторное проникновение в него генетически инородных тел (вирусов, бактерий и т.д). В эволюции возникает позже генетической Антигенами называют все инородные для организма вещества вне зависимости от их происхождения. Антитела – иммунные белки, способные разрушать антигены.


5 Формирование иммунного ответа: Принимают участие две системы: система Т- лимфоцитов и система В-лимфоцитов. Система Т- лимфоцитов – обеспечивает клеточную защиту: разрушение чужеродных клеток с помощью специфических клонов лимфоцитов. Центральный орган Т-системы – вилочковая железа (Т- тимус), вырабатывающая различные популяции Т- лимфоцитов (Т - киллеры, Т- хелперы, Т - клеточные рецепторы и т.д). Система В-лимфоцитов относится к костному мозгу, обеспечивает гуморальную защиту, продуцирует В- лимфоциты и плазмоциты (клетки – потомки). Плазмоциты вырабатывают различные иммуноглобулины в качестве антител, встроенных в их мембрану. Обе системы распознают и уничтожают генетически чужеродные тела или вещества.


6 Механизм действия: 1). На мембране Т-лимфоцита киллера находятся антитело подобные рецепторы, распознающие антиген на мембране чужеродной клетки. 2).Т-киллеры прикрепляются к клетке-мишени. 3). Т-киллеры выделяют белок, нарушающий целостность клетки–мишени, что приводит к гибели чужеродной клетки. 4). Т-киллеры открепляются от клетки-мишени, переходят на другую клетку. Процесс повторяется несколько раз. В-лимфоциты не обладают физиологической активностью, ведущей к разрушению антител. При встрече с антигенами к антителам подключается система комплимента, активирующая комплекс антиген-антитело. Это приводит к усилению действия антител, комплекс нарушает целостность мембраны (продырявливает), вызывает воспаление, что приводит к гибели чужеродной клетки.


7 Клонально-селекционная теория иммунитета (Ф.М.Беркет, 1957) Активированный антигеном лимфоцит вступает в процесс деления и дифференцировки и образует клетки, секретирующие антитела. Из одной клетки возникает генетически идентичных клеток (клон), синтезирующих один тип антител, способных специфически распознавать антиген и соединяться с ним. Клоны лимфоцитов-потомков состоят из плазматических клеток, секретирующих антитела и клеток «памяти». Эти клетки при повторяющемся воздействии тем же антигеном способны превращаться в клетки – потомки обоих типов – эффекторные и клетки памяти. Эффекторные клетки живут несколько дней, клетки – памяти – до нескольких десятилетий. При повторной встрече с тем же антигеном распознающие его клетки-памяти создают эффекторные клетки, продуцирующие специфические антитела, одновременно увеличивается количество Т-киллеров. Таким образом, иммунологическая память, используя генетическую память, обеспечивает приспособление организма к многообразию внешней среды


8 3. Неврологическая (нервная) память Совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма. В основе неврологической памяти лежит способность нервной системы в длительному хранению информации. В эволюции возникла в связи с дифференцировкой нервной системы. В неврологической памяти выделяют генотипическую (врожденную) и фенотипическую память. Генотипическая память обеспечивает у высших животных становление безусловных рефлексов, импринтинга, различных форм врожденного поведения, играющих роль в приспособлении и выживании вида. Фенотипическая память составляет основу адаптивного, индивидуального поведения, формируемого в результате научения. Механизмы фенотипической памяти обеспечивают хранение и извлечение информации, приобретаемой в течении жизни в процессе индивидуального развития.


9 Временная организация памяти: Важным является отражение в памяти фактора времени. Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения (Термин предложен зоологом Дж. Янгом в 50 е годы XIX в). Становление энграммы осуществляется в несколько этапов, различающихся по механизмам фиксации энграммы, степени устойчивости энграммы и по объему сохраняемой информации. Два основных процесса – консолидация и реверберация. Консолидация – процесс, приводящий к закреплению энграммы. Реверберация – механизм консолидации, основанный на многократном пробегании нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов. Длительность консолидации – интервал времени, необходимый для перехода следа памяти из кратковременного хранения (в котором он находится в виде реверберирующей импульсной активности), в долгосрочную.




11 1). Сенсорная память (иконическая, эхоическая память) Характеризуется наиболее коротким периодом удержания информации в виде сенсорных следов, после действующего стимула. Стимул - на уровне сенсорной клетки приводит к формированию рецептивного поля - что является первичным следом памяти в нервной системе. Емкость иконического хранения информации: для зрительного стимула – 9 элементов в течении 250 мс; для звука – около 12 с. Сенсорная память непроизвольна, непродолжительна. В течение этого времени происходит процесс опознания объекта.


12 2. Краткосрочная память Следующий этап формирования энграммы. Временное разрешение – до 10 мин. Информация удерживается в системе кратковременной памяти для ее обработки и выбора наиболее значимой для организма в данный момент времени. Свойство – нестойкость и подверженность нарушениям, что может приводить к ретроградной амнезии. Основные характеристики кратковременной памяти: Необходима для перехода следа в долговременную Кратковременная память быстро угасает Объем кратковременной памяти ограничен Физиологическая роль – закрепление энграммы за счет избирательного повышения эффективности синаптической передачи и повышения возбуждения постсинаптических нейронов.




14 Система памяти у улитки Aplysia Повторная стимуляция сенсорной терминали вызывает постепенное уменьшение потенциала нейрона вплоть до полного его исчезновения. Возникшее привыкание появляется из-за малой биологической значимости сигналов. Если болевые стимулы раздражают облегчающую терминаль каждый раз, когда стимулируется сенсорная терминаль, то сигналы в постсинаптическом нейроне становятся всё более сильными и продолжают оставаться сильными в течение минут, часов, дней без дальнейшей стимуляции облегчающей терминали. Две пресинаптические терминали: от сенсорного нейрона оканчивается на поверхности стимулируемого нейрона сенсорная; терминаль, являющаяся пресинаптическим окончанием, лежит на поверхности сенсорной терминали, это облегчающая терминаль.


15 4. Долговременная память (ДП) Вид памяти, обеспечивающий удержание и хранение информации продолжительное время (практически не ограниченное), сохранение умений и навыков. В долговременную память Энграмма переходит примерно через 45 мин. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную память называется процессом консолидации памяти. Энграмма устойчива, не подвержена разрушению. Объем хранимой информации и время ее хранения практически не ограничены.


16 Молекулярные механизмы ДП (экспрессия генов) 2 стадии активации синтеза регуляторных и эффекторных белков. Эффекторные белки определяют хранение информации в организме, Регуляторные белки – присоединяясь к ДНК или отделяясь от нее, контролируют экспрессию генов. Внешнее воздействие приводит к изменению экстраклеточной среды клетки, вызывает в геноме каскадную реакцию, в которой выделяют две фазы активации синтеза белков и РНК. 1. Первая фаза активации: соответствует индукции специфических регуляторных генов из класса ранних генов. Известно около 100 ранних генов. Продуктами большинства ранних генов – являются регуляторные белки. Под влиянием серотонина и ц-АМФ создается 15 белков. Активность этих белков наступает через мин после воздействия, кратковременна (от 1 до 3-х часов) – этот процесс соответствует кратковременной и промежуточной памяти. 2) На стадии кратковременной памяти происходит взаимодействие нейромедиатора и мембранных рецепторов.


17 Молекулярные механизмы ДП 3) На стадии промежуточной памяти – происходит действие протеинкиназ, которые фосфорилирует пресинаптические белки ионных каналов. Ранние гены контролируют транскрипцию поздних генов, которые являются для них мишенями. Регуляторные белки (продукты ранних генов) продуцируют экспрессию поздних генов – морфорегуляторных. Эти гены определяют вторую фазу синтеза РНК и белков. 2. Вторая фаза синтеза РНК и белков – обуславливает рост и изменение клеточных связей в структурах мозга. Вторая волна активности появляется через 3 часа после воздействия и длится около 5 часов. Включает синтез 4-х новых белков, через 24 часа – еще 2-х белков. Долговременная память формируется после экспрессии поздних генов и зависит от индукции новых генов через вторичных посредников. Предполагают, что ранние эффекторные гены отвечают за синтез белков, которые сохраняют информацию в течение дней. Поздние эффекторные гены поддерживают информацию в течение недель и месяцев.


18 Организация памяти В иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след. Эти следы составляют содержание сенсорной памяти. Далее сенсорная информация поступает в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет роль в процессе консолидации следов памяти.




20 Организация памяти Функции гиппокампа: выполняет роль селективного входного фильтра: классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. При поражении гиппокампа возникает корсаковский синдром, при котором больной при сравнительной сохранности следов долговременной памяти утрачивает память на текущие события. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий.


21 Системы регуляции памяти Выделяются два уровня регуляции памяти: 1) неспецифический уровень: ретикулярная формация, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобная кора; 2) модально-специфический, связанный с деятельностью анализаторных систем.


22 Состояние энграммы: восстановление энграммы 1). Спонтанное восстановление памяти. В клинической практике – случае восстановления временно утраченной памяти. 2). Восстановление действием второго электрошока - комбинация « стимул – наказание (используемый при обучении) – электрошок» 3). Метод напоминания - перед тестированием сохранения навыка животным предъявляли электрическое раздражение, силой, меньше силы «наказания». Восстанавливающее действие не зависит от интервала времени между тестированием и предъявлением «напоминания». Роль напоминания может выполнять обстановка. 4). Метод ознакомления - перед обучение животное помещали в экспериментальную камеру и давали время для ознакомления с ней, после применения амнестического агента ретроградная амнезия не наступала.


23 Положения теории активной памяти Активная память – совокупность активированных старых и новых энграмм. Активная Энграмма – след памяти, существующий на уровне электрической активности определенных нервных элементов. А) Новые энграммы формируются в процессе обучения. В момент образования они аналогичны энграммам кратковременной памяти по способности к быстрому угасанию, небольшому объему хранимой информации, возможности разрушения. Б) Старые энграммы – извлекаются из долговременной памяти. Могут находиться в активном и неактивном (латентном) состоянии. В поведении реализуется Энграмма, находящаяся в активном состоянии. Повторная активация энграмм может происходить: а) спонтанно, б) под влиянием внешних и внутренних факторов (например – под воздействием неспецифической активации), в) под воздействие модулирующих систем мозга, которые определяют уровень бодрствования, внимания, эмоционального возбуждения. М-м: Актуализацию следов памяти связывают с префронтальной корой мозга. Информация, хранящаяся в теменной (система «Где») и височной коре (система «Что»), поступает на нейроны префронтальной коры, которые выполняют роль кратковременного буфера для оперативного использования во время когнитивной и исполнительной деятельности. Использование старых актуализированных энграмм определяют как рабочую или оперативную память.


24 Формы памяти Процедурная (имплицитная) память – запоминание моторных навыков – память на действия. Определяется как знание того, что нужно делать. Формируется непроизвольно, требует неоднократных повторений, хранит информацию о причинно- следственных связях между событиями, но без поддержки соответствующим подкреплением склонна к угасанию. Декларативная (эксплицитная) память – основана на оперировании с понятиями. Это память на лица, предметы, события. Память произвольна, так как предполагает наличие знания об объекте запоминания. Процесс запоминания происходит быстро. Непроизвольная память - проявляется в тех случаях, когда не ставится специальная задача запоминания информации. Произвольная память - связана с сознательным целевым запоминанием информации Эмоциональная память – запоминание эмоциональных компонентов поведенческого акта и субъективных переживаний человека.


25 Формы памяти Образная память – хранение информации виде образов: предметов, явлений и событий, сохраняющих пространственно временные характеристики. Выделяют модально-специфические виды памяти в зависимости от модальности образа: слуховая, зрительная, осязательная, вкусовая, обонятельная образная память. Уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Явление получило название эйдетизм (человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденное). Отличие эйдетического образа от обычного в том, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Вербальная память – система запоминания, основанная на смысловых характеристиках понятий. Организация памяти основана на кодовом описании понятий и слов, обозначающих эти понятия.


26 Формы памяти Логическая память – базируется на причинно-следственном характере запоминания информации, на использовании логических ассоциаций. Ассоциативная память – связана с запоминанием информации на основе последовательности ассоциаций, когда одно событие вызывает в памяти другие, связанные с ним на основе разных аналогий, сравнений и т.д. Эпизодическая память – на датированные во времени эпизоды и события из индивидуальной жизни человека. Строится на основе временных ассоциаций, последовательности событий во времени.



Слайд 2

Цель урока

Систематизация полученных в процессе знакомства со специальной литературой знаний, позволяющих улучшить способности памяти Задачи: познакомиться с механизмом памяти, что позволит грамотно регулировать процессы запоминания установить нормы гигиены и питания, способствующие улучшению памяти Овладеть приёмами мнемотехники для развития памяти

Слайд 3

Изучение нового материала

Нередко многие из вас, ребята, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью. Ещё из сказаний древней мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Матерью всех муз была богиня памяти Мнемозина (отсюда синоним слова память - мнемоника).

Слайд 4

Экспресс-диагностика.Сколько предметов ты запомнишь за 1 минуту?

  • Слайд 5

    Вывод

    Важно уметь грамотно пользоваться процессами запоминания. Поэтому необходимо познакомиться с сущностью, механизмами и средствами улучшения памяти.

    Слайд 6

    Знакомься: твоя память

    Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время

    Слайд 7

    Основные процессы памяти

  • Слайд 8

    Виды памяти

  • Слайд 9

    Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения

  • Слайд 10

    Импринтинг

    «Запечатленные» гусята следуют за «мамой» - К. Лоренцем

    Слайд 11

    РЕКОРДЫ ПАМЯТИ

    Александр Македонский Юлий Цезарь Наполеон Академик А.Ф. Иоффе Академик С.А. Чаплыгин

    Слайд 12

    Чтобы сохранить гибкость памяти, следуй заповедям

    Давай больше кислорода крови! Хорошо высыпайся! Не кури, остерегайся алкоголя, некоторых лекарственных средств! Никогда не употребляй наркотики! Веди здоровый образ жизни!

    Слайд 13

    Питание мозга должно быть рациональным!!! фосфор кальций магний глютамин витамины аминокислоты

    Слайд 14

    «Мнемотехника» Вспомни порядок следования цветов в спектре. Ответ. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Вспомни с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы. Ответ. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. учись запоминать!

    Слайд 15

    «Мнемотехника»

    Запомни величину «пи» (3,1416) с помощью предложения: «Что я знаю о кругах», где количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре. Легко запомни формулу воды. «Сапоги мои того, пропускают Н2О». учись запоминать!

    Слайд 16

    Трудно запомнить 7 чудес света? Вот Хеопса пирамида, Вот сады Семирамиды. Потерять боюсь из вида Гида в храме Артемиды. И ещё четыре чуда Долго-долго помнить буду: Виден издали Маяк, Зевс в пустыне восседает, Колосс землю освещает По пути в Галикарнас. 1.Большие египетские пирамиды в Гизе, пирамида Хеопса 2. Хам Артемиды в Эфесе 3. Мавзолей в Галикарнасе 4. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне 5. Статуя Зевса в Олимпе 6. Колосс Родосский 7. Маяк в Александрии Тогда придумайте логические связи!

    Слайд 17

    Порой самая нелепая ассоциация помогает прочному запоминанию Ассоциация – это «крючок, на который подвешен факт» Корова подошла к часам, чтобы посмотреть, успеет ли она закончить садовые работы, унести книги в лесную библиотеку, потом попить чайку, подкрасить свои красивые глаза и идти на сердечное свидание с медвежонком…

    Слайд 18

    Структурирование Схематизация Составление плана ответа УЧИСЬ ЗАПОМИНАТЬ

    Слайд 19

    Не учи до умопомрачения на ночь!!!

  • Слайд 20

    Правила запоминания

    1. Относитесь к запоминаемому предмету с большим эмоциональным интересом 2. Научитесь сосредоточивать своё внимание на изучаемом предмете. 3. Старайтесь понять материал. 4. Формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал. 5. Повторение, но осмысленное. 6. Выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

    Слайд 21

    Лабораторная работа «Выявление объёма кратковременной памяти»

    Цель: определить объём кратковременной памяти. В течение 1 минуты внимательно прочитайте предложенный текст. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке Слова: Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт.

    Слайд 22

    Оценка полученных результатов

    Форма отчётности: подсчитайте число написанных слов и оцените каждое слово в 1 балл. 6 и меньше баллов – объём памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом. 7 – 12 баллов – объём памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться. 13 – 17 баллов – объём памяти хороший 18 – 21 баллов – Объём кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей Свыше 22 баллов – ваша память феноменальна

    Слайд 23

    Старайся не переутомляться Больше бывай на свежем воздухе. Подойдёт любая погода Для этого заведи собаку, она всегда напомнит тебе о прогулке чтобы память не подводила

    Слайд 24

    Старайся избегать употребления в пищу продуктов, богатых холестерином Меньше ешь солёного Чтобы память не подводила

    Слайд 25

    Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции – культурная будь строителем своей памяти!

    Слайд 26

    Старайся не получать травм головы Для этого не участвуй в драках! чтобы память не подводила

    Слайд 27

    ТЫ МОЖЕШЬ ВЛИЯТЬ НА СВОЮ УСПЕШНОСТЬ!!! ЭТОТ ПУТЬ ОТКРЫТ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС!!!

    Слайд 28

    Закрепление.

    Фронтальная беседа: 2. Какие существуют виды памяти? 3. Какие основные правила для запоминания? 4. В чём преимущества осмысленного запоминания перед механическим? 5. Почему материал быстрее забывается, если сразу же не проведена работа по закреплению?

    Слайд 29

    Решение биологических задач

    1. Студентка берёт билет по физике, смотрит на вопросы, в первые минуты понять не может, а в голове стучит стишок из детской передачи, который она услышала по дороге: « медвежонок плюшевый ничего не кушает». Какой вид памяти описан? 2. Лену вызвали к доске. Материал она знала, но в первый момент чуть- чуть замешкалась, и тут началось! Подсказки, множество рук, какие-то выкрики типа: «Да ты что! Это же совсем просто!» Лена так ничего и не смогла ответить. Почему? 3. Павла вызвали к доске. Вопрос был простой: «Строение сустава». В классе тишина. Павел молчит. Учитель спрашивает: «К какому типу соединения относится сустав?». Павел отвечает. Учитель кивает: «Верно». Просит продолжать. Но Павел опять молчит, хотя внешних помех нет. Учитель задаёт наводящие вопросы, Павел отвечает на каждый из них, но потом снова замолкает. В чём причина? Ясно, что он учил материал и знает его. Но почему такие осечки при ответе?

    Слайд 30

    Вывод Резервы памяти безграничны Тот, кто встанет на путь бесконечного внутреннего совершенствования, добьётся всех желаемых результатов Комбинируя возможности «чистой» памяти и мнемотехники, бесспорно, можно сделать память надёжнее

    Слайд 31

    Домашнее задание.

    Стр 180 – 182, выучить записи в тетради. Выполнить задание на стр 212

    Слайд 32

    Итоговая диагностика

    Посмотреть все слайды

    Презентация по слайдам

    Текст слайда: Память. Диагностика и развитие памяти


    Текст слайда: Задачи: Понять, что такое память. Изучить свойства памяти. Определить виды своей памяти. Определить объём памяти. Узнать, как можно развивать свою память.


    Текст слайда: Память- психический процесс Запоминания Сохранения Воспроизведения прошлого опыта


    Текст слайда: Запоминание Механическое Осмысленное Непроизвольное Произвольное


    Текст слайда: Сохранение Сенсорная память Кратковременная память Долговременная память


    Текст слайда: Воспроизведение Непроизвольное воспоминание Произвольное воспоминание


    Текст слайда: Свойства памяти объём прочность точность организованность


    Текст слайда: Виды памяти Двигательная память Эмоциональная память Образная(зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая) Словесно-логическая


    Текст слайда:

    Слайд №10


    Текст слайда: Диагностика слуховой памяти «10 слов» дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти подросток должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов.

    Слайд №11


    Текст слайда: Диагностика смысловой памяти «Пары слов» шум - вода дуб - желудь стол - обед дичь - выстрел мост - река рой - пчела рубль - копейка час - время лес - медведь гвоздь - доска

    Слайд №12


    Текст слайда: Пары слов Шум Стол Мост Рубль лес Дуб Дичь Рой Час гвоздь

    Слайд №13


    Текст слайда: Определение объёма памяти

    Слайд №14


    Текст слайда: Тренировка памяти Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать и влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего. Он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь отошел, первый слез с дерева и смеется. «Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?» «Он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

    Слайд №15


    Текст слайда: Запишите как можно больше слов на темы: Школа Спорт Музыка Искусство Книга

    Слайд №16


    Текст слайда: Повторите скороговорку Карл у Клары украл корралы, а Клара у Карла украла кларнет. Я вокруг погреба хожу. Все про погреб говорю. Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят. Пошла Поля полоть в поле, да все поле не переполоть Поле.

    Слайд №17


    Текст слайда: Напишите рассказ Поляна Колесо Чашка Ведро Нора Лупа Весы Экскаватор Листья Овраг

    Слайд №18


    Текст слайда: Гибкость памяти 1.Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… 2.По улицам слона водили… 3.По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит…. 4.У лукоморья дуб зеленый… 5.В доме восемь дробь один У заставы Ильича…

    Слайд №19


    Текст слайда: Правила запоминания Относится к предмету не безразлично, а с интересом. Старайтесь понять смысл материала. Выделите главное, что нужно запомнить. Систематически повторяйте и воспроизводите материал

    Слайд №20


    Текст слайда: «Повторение – мать учения» Что запоминается быстро, то очень быстро и уходит из памяти. Целесообразнее всего запоминать материал под вечер, а повторять его на следующее утро.

    Слайд №21


    Текст слайда: ПАМЯТЬ самое ценное, что есть у человека. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.Поэтому постоянно пополняйте свою шкатулочку новыми знаниями и умениями.

    , Школьная психологическая служба , Социальная педагогика , Конкурс «Презентация к уроку»

    Класс: 9

    Презентация к уроку














    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • Познакомить учащихся с познавательным процессом “память”, дать его общую характеристику;
    • Раскрыть физиологический механизм этого процесса, определить и дать характеристику основным видам памяти человека;
    • Познакомить с основными процессами памяти и условиями успешного запоминания и воспроизведения материала.
    • Провести самодиагностику памяти
    • Развивать у ребят общее представление о познавательной деятельности человека, ее связи с высшей нервной деятельностью, воспитывать интерес к изучаемым дисциплинам.

    Оборудование:

    • таблица «Головной мозг»;
    • индивидуальные карточки для активизации деятельности и производства самостоятельных выводов;
    • презентация «Память, виды памяти» для актуализации и облегчения восприятия материала;
    • опорныйконспект урока;
    • карточки-таблицы для проверки домашнего задания на доске

    ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ .

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОСПРИЯТИЕ И ВНИМАНИЕ – ВАЖНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗМА»

    На доске прикреплены карточки «ВОСПРИЯТИЕ» и «ВНИМАНИЕ», а также характеристики «ПЕРЕКЮЧЕНИЕ», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», КОНЦЕНТРАЦИЯ», «ОБЪЕМ», «АКТИВНОСТЬ», «ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ», «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ», «ЦЕЛОСТНОСТЬ». (см. приложение «Таблицы », «Таблицы 1 »)

    Учащиеся, выходя к доске, распределяют характеристики по процессам, комментируя и отвечая на возникающие вопросы. Таким образом мы концентрируемся на сути этих явлений.

    Завершаем опрос проблемным вопросом «А для чего мы тренируем внимание? Пытаемся сконцентрироваться? Конечно, чтобы понять и ЗАПОМНИТЬ! Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Память. Виды памяти» (слайд 1) Начинаем работать с опорным конспектом, записывая тему урока

    ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1. Работаем над определением памяти. Что это такое? (мозговой штурм). После формулирования, записываем его в конспект.
    2. Попытаемся объяснить, как же идет механизм запоминания (предлагается мозговой штурм, в результате которого возникает схема) (слайд 2). Все моменты дублируем на доске карточками, привлекая детей к самостоятельной работе.
    3. Используя схему строения головного мозга (слайд 3), вспоминаем, какие отделы отвечают за запоминание, прорабатываем еще раз материал, после чего ребята самостоятельно записывают в конспект и заштриховывают на рисунке соответствующие части головного мозга.
    4. Самостоятельная работа учащихся с карточками, с помощью которых разные группы учащихся должны распределить виды памяти в зависимости от действия силы воли, по длительности хранения информации, по степени участия мышления, по характеру преобладающей деятельности (см. приложение «Карточки «Виды памяти»)
    5. Проверяем работу ребят, используя слайды презентации 4, 5.
    6. Минутка отдыха «Поиграем». Ребятам предлагаются различные музыкальные фрагменты и звуки (см. приложение «Звуки для урока »), прослушав которые надо определить, кому принадлежат звуки и вспомнить слова песен.
    7. Теперь предлагается подумать, как же происходит сам процесс памяти (слайд 6)
    8. Лабораторная работа «Определение объема кратковременной памяти». Используя инструктивную карточку конспекта и слайда 7, выполняем работу, определяем объем своей кратковременной памяти, делаем вывод, записывая его. (слайды 8, 9, 10).
    9. А теперь несколько советов, что же делать, чтобы улучшить свою память, облегчить и ускорить процессы запоминания? (слайды 11, 12, 13, 14)
    10. Сразу же проверим, помогают ли данные рекомендации. Каждый ученик получает набор слов, которые он должен связать общей мыслью. (см. приложение «Увязывание образов»). Заслушиваем получившиеся рассказики.

    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

    1. Что мы узнали на уроке
    2. Что такое память?
    3. Какие виды памяти уже вам известны?
    4. Как можно улучшить память, ускорить запоминание?

    Презентация на тему "Память" по биологии в формате powerpoint. В презентации для школьников содержится информация о том, как устроена память человека и что делать, чтобы она не подводила.

    Фрагменты из презентации

    Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время

    Виды памяти

    • Двигательная
    • Образная
    • Эмоциональная
    • Слуховая
    По степени волевой регуляции
    • Непроизвольная
    • Произвольная
    По продолжительности сохранения материала
    • Иконическая (мгновенная)
    • Кратковременная
    • Долговременная
    • Оперативная
    • Генетическая

    Как устроена память

    • Природная память
    • Культурная память

    Законы памяти

    • Лучше запоминаются неоконченные действия, чем завершённые
    • Действия запоминаются лучше, чем мысли
    • Эффект края. Лучше запоминается начало и конец
    • Реминисценция
    • Человек может не сознавать, что ошибается
    • Редкие и странные явления запоминаются лучше
    • Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют
    • заучивание материала не продуктивно, повторения должны быть распределены во времени

    Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения

    • Речевой 15%
    • Зрительный 25%
    • Оба одновременно 65%

    Чтобы память не подводила

    • Старайся не переутомляться
    • Больше бывай на свежем воздухе. Подойдёт любая погода
    • Для этого заведи собаку, она всегда напомнит тебе о прогулке
    • Старайся избегать употребления в пищу продуктов, богатых холестерином
    • Меньше ешь солёного
    • Старайся не получать травм головы. Для этого не участвуй в драках!
  • Вам также будет интересно:

    Что изучает этология Ученые этологи
    Этология человека Этология человека- наука, базирующаяся на применении методов и законов...
    Цыганские привороты и заговоры на деньги и удачу
    Как мы относимся к колдовству? Кто как, кто никак, но всем интересно. А многие, даже не...
    Как заговорить от пьянства Четверговая соль для пьяницы
    Четверговая соль от пьянства Четверговая соль, приготовленная особым способом в Великий...
    Крадник: что это за обряд и как от него защититься и избавиться?
    Крадник считается самым доступным способом магического воровства, которое способно забрать...
    Практики и ритуалы на солнечное затмение Лунное затмение 21 августа ритуалы
    «Нам предстоит удивительный и даже неописуемый проход, который способен пробудить в каждом...