Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

"Иов-Малыш": инструкция, показания, отзывы Медикамент «Иов-Малыш»: инструкция по применению, дозировка

Франческо Петрарка (1304–1374)

Франческо петрарка интересные факты

Секреты истории Майя – древней цивилизации Мексики

Как поссорились царь и Микадо

Цепной механизм химической реакции

Какой Обезьяны ваш год? Стихии Обезьян. Типы обезьяны по восточному гороскопу Год голубой водяной обезьяны характеристика

Снится нижнее белье: что это означает К чему снится мокрое белье

Сонник рот, к чему снится рот, во сне рот

Гороскоп на год скорпион девочка

Приснилась хромая кошка. Приснилась кошка. Что это значит? Сонник целительницы Федоровской

Научный коммунизм - коллективность руководства Почему называют годы коллективного руководства

Язвенная болезнь Язвенное поражение желудка

Орех пинии (итальянская сосна)

Как сделать картошку шоколадную из какао

Предложение как основная синтаксическая единица. Простое предложение как основная синтаксическая единица

Предложение – это грамматически и интонационно оформленная минимальная единица речи, передающая отношение высказывающегося к действительности. В суждении что-то о чём-то утверждается или отрицается, и в этом находит своё выражение так называемая предикация (предицирование), т.е. раскрытие содержания логического субъекта логическим предикатом.

Отношения между субъектом и предикатом в суждении находят свою параллель в предикативных отношениях между подлежащим и сказуемым в предложении, в которых выражается связь между предметом мысли, обозначенным подлежащим, и его признаком, обозначенным сказуемым. Например: Наступила весна; Доклад не состоится; Лекция была интересная.

Предикативные отношения могут быть только в двусоставном предложении, поэтому, хотя они являются существенным признаком предложения, их нельзя рассматривать как признак, присущий любому предложению (ср. односоставные предложения с одним главным членом). Таким общим, основным признаком предложения многие грамматисты считают предикативность, понимая под нею отнесённость содержания предложения к объективной действительности (его возможность или невозможность, необходимость или вероятность, реальность или нереальность и т.д.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).

Так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и свое отношение к содержанию высказываемого (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.), то существенным признаком предложения является также модальность. Средствами выражения модальности, как и предикативности в целом, является категория наклонения (изъявительное, повелительное, условно-желательное) и особые лексико-грамматические средства (так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы).

Наконец, существенным признаком предложения, который, наряду с предикативностью и модальностью, отграничивает предложение от словосочетания, является интонация. Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.

Таким образом, основными признаками предложения являются модальность (отношение говорящего к высказываемому), предикативность (отношение содержания предложения к действительности), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.

Классификация предложений по цели высказывания: Повествовательное, побудительное, вопросительное. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Предложения утвердительные и отрицательные.



Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Вы на Западном фронте были? (Сим.) (Ср.: Вы на Западном фронте были?; Вы на Западном фронте были?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).

Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.

Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: - Молчать!.. ты! - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); - Поезжай, Петр! - командовал студент (М. Г.); Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом (М. Г.); А ты, голубчик, не ломай его... (М. Г.); 2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.); Смотри, чаще руки-то мой, - берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание , например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.). Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. По соотнесенности компонентов мысли (предмета мысли и его признака) предложения делятся на утвердительные (утверждается то, что высказывается о предмете мысли) и отрицательные (отрицается то, что высказывается о предмете мысли).

Предложение - синтаксическая предикативная единица коммуникативного назначения, интонационно оформленная и выражающая законченную мысль. Предложение – синтаксическая единица языка, являющаяся средством формирования, выражения и сообщения мысли. (Виноградов) Предложение – грамматически интонационно-оформленная по законам данного языка единица речи, которая является главным средством выражения и сообщения мысли.

П.: .Синтаксически коммуникативная единица, обладающая предикативностью и завершенностью интонации и построенная по одной из структурных схем, существующих в русском языке. Предложение характеризуется: коммуникативностью, предикативностью, модальностью.

Коммуникативность - категория предложения, информирующая о завершенности мысли говорящего и передающего данные значения с помощью интонации. Предикативность - ключевой конституирующий признак предложения. Предикативность противопоставляет предложение всем другим единицам, относящимся к компетенции синтаксиса, в том числе слову. Предикативность относит информацю к действительности и тем самым формирует единицу, предназначенную для самостоятельного сообщения. -темпоральность - синтаксическое время - передает соотнесённость высказывания моменту речи. -модальность -категория, отображающая общие различия в отношении сознания человека к обозначенному предложением событию. -персональность – грамматическая категория, обозначающая синтаксическое лицо, и указывающая на соотнесенность высказывания с говорящим. В системе синтаксических единиц предложение занимает центральное место. Оно рассматривается, с одной стороны, как единица, образуется из слов и словосочетаний, а с другой - как единица, вычленяющаяся из текста. Создавая предложения, слова и словосочетания объединяются синтаксическими отношениями и выражают мнение, какое-то сообщение о предметах и явлениях действительности. Предложение - многоаспектная единица, выделение которого базируется на таких признаках, которые представляют его структурно-семантическое единство: 1) самостоятельность функционирования;2) предикативность; 3) интонационная оформленность и смысловая завершенность; 4) грамматическая организованность. Совокупность этих признаков и характеризует предложение как единицу языка и речи Итак, предложение - это грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка коммуникативная единица, которая является основным средством формирования, выражения и сообщения мыслей.

Предикативность - это отношение сообщаемого к действительности Она охватывает те особенности предложения, представляют:

а) сообщаемое как реальное (в настоящем, прошлом или будущем времени; б) сообщаемое как ирреальное, т.е. возможное, желательное, необходимое. Оценка содержания говорящим реальности / ирреальности называетсяается модальной . Средствами выражения модальности являются формы способов глаголов-сказуемых, интонация, модальные слова, частицы. Глаголы изъявительного наклонения обозначают действия реальные, происходящие или не происходящие. К модальным словам относятся знаменательные слова, с помощью которых выражается оценка сообщаемого (к счастью к сожалению, видимо, наверное, бесспорно, кстати и др.) Модальные частицы (как, будто ), могут предоставлять выражению характер предположения: Он думает - Наверное, он думает - Он словно думает

Существенным признаком предложения является интонация, которая выступает средством оформления предикативности и модальности. Интонация оформляет предложение как целостную коммуникативную единицу. В зависимости от коммуникативного назначения, в предложении выделяют интонацию сообщения, вопрос, побуждение и т.п. Интонация выполняет и роль сопроводительного способа выделения коммуникативного центра высказывания. Интонационные особенности являются важным средством различения типов предложений по цели высказывания: повествовательных и побудительных. Предикативность и интонационная завершенность являются основными признаками предложения, отличающие его от словосочетания и слова.

Односоставное предложение имеет только один из главных членов. Главный член в нем независим, поэтому некорректным было бы характеризовать главный член любого односоставного предложения в терминах двусоставного - как сказуемое или подлежащее.

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы .

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола.

В обобщенно-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всем и каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определенно- или неопределенно-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения.

Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении) - это так называемая безличная форма.

Назывное предложение - это односоставное предложение с главным членом-подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И. п. существительного.

В структурно-семантическом отношении их можно классифицировать: 1) по возможности - невозможности выделить члены предложения; 2) по составу (наличию) главных членов; 3) по наличию – отсутствию второстепенных членов предложения; 4) по признаку осложненности – неосложненности структуры; 5)по наличию всех членов предложения, необходимых для данного структурного типа; 6)по характеру выражаемого в предложении отношения содержания к действительности. Все классификации по перечисленным признакам являются дихотомическими (бинарными).

1.По возможности - невозможности выделить члены предложения ПП делятся на синтаксически членимые и синтаксически нечленимые . В составе членимых предложений можно выделить члены предложения. Таких предложений большинство в русском языке. В составе нечленимых предложений нельзя выделить никаких членов предложения.

2.По составу (наличию) главных членов предложения делятся на двусоставные и односоставные. Предикативная основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого. Предикативная основа однос. предложения состоит только из подлежащего, или только из сказуемого.

3.По наличию - отсутствию второстепенных членов предложения выделяют распространенные и нераспространенные предложения. Нераспространенные предложения представлены только предикативным центром. Солнце взошло. Утро. Морозно. В состав распространенного предложения входят, помимо главных членов предложения, второстепенные. Распространенные предложения встречаются гораздо чаще, чем распространенные. Другими словами, нераспространенное предложение – это грамматический минимум предложения (содержит обязательные компоненты), распространенные предложения содержит расширенный состав компонентов.

4.По признаку осложненности - неосложненности структуры выделяют осложненные и неосложненные предложения. Осложнение предложения происходит за счет включения в его состав специальных структурно-семантических компонентов: однородных членов предложения, обособленных членов предложения, вводных конструкций, обращений и т.п.

5.По наличию всех членов предложения , необходимых для данного структурного типа, предложения делятся на полные и неполные . Полнота или неполнота предложения определяется наличием или отсутствием словесно выраженных необходимых членов предложения. Чаще это один из главных членов предложения, реже – второстепенный.

6.По характеру выражаемого в предложении отношения содержания к действительности выделяют утвердительные и отрицательные.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

План

    Основные признаки предложения как синтаксической единицы. Понятие о предикативности. Категории, оформляющие предикативность.

    Конструктивно-синтаксический уровень организации простого предложения. Синтаксическая парадигма предложения. Понятие структурной схемы предложения. Классификация структурных схем.

    Семантика простого предложения:

а) диктум. Пропозиция. Основные способы выражения пропозиции. Типы пропозиций.

б) модус. Модальность и способы ее выражения

Задания для самоконтроля

Упражнение 1. Прочитайте фрагменты параграфов, посвященных понятию структурной схемы, ее типам; парадигмы предложения, и ответьте на вопросы:

    что называется однокомпонентной структурной схемой? двухкомпонентной?

    каковы особенности раздельнопредикативной структурной схемы? Назовите раздельнопредикативные схемы.

    каковы особенности слитнопредикативной структурной схемы? Назовите слитнопредикативные схемы.

    что называется синтаксической парадигмой? Из скольких членов состоит полная синтаксическая парадигма?

Если в структурную схему входит один компонент, - это одно-компонентная схема, если два, - двухкомпонентная. Компоненты схемы обозначаются буквенными символами, соответствующими ла-тинским названиям соответствующих частей речи или морфологиче-ских форм:

V f - спрягаемая форма глагола (лат. verbum finitum);

V f3s - спрягаемый глагол в форме 3 лица ед. числа (singularis);

Inf - инфинитив;

N - имя существительное (nomen - имя, название);

Adj - прилагательное (adjectivum);

Pron - местоимение (pronomen);

Adv - наречие (adverbum);

Adv o - наречие на -о (холодно, горячо и т.д.);

Praed - предикатив (praedicatum);

Part - причастие (participium);

Interj - междометие (interjectio);

Neg - отрицание, негация (negatio);

Сор - связка - (copula);

Quant – квантитативное (количественное) значение (quantitas «количество», «величина»).

При символе N цифры от 1 до 6 обозначают падежные формы;

при символе N цифра 2 с многоточием (N2...) обозначает «существи-тельное в форме одного из косвенных падежей с предлогом или без предлога». /…/

Свободные схемы делятся, как уже говорилось, по числу кон-ститутивных элементов на две большие группы: двухкомпонентные и однокомпонентные.

Двухкомпонентные схемы могут быть двух типов: раздельнопредикативные и слитнопредикативные.

Раздельнопредикативные схемы - это:

1) Подлежащно-сказуемостные схемы, где носитель предикатив-ного признака выражен независимой формой: именительным паде-жом имени существительного (или его заместителей) или независи-мым инфинитивом. При этом в зависимости от характера второго компонента, называющего предикативный признак, - подлежащно--сказуемостные схемы делятся на а) схемы, в которых между подле-жащим и сказуемым наблюдается связь координации, - это подле-жащно-сказуемостные схемы с координируемыми членами и б) схе-мы, в которых подлежащее и сказуемое не координируют друг с дру-гом, - это подлежащно-сказуемостные схемы с некоординируемыми членами. Приведем перечень обоих разновидностей подлежащно-ска-зуемостных схем:

а) с координируемыми главными членами: N 1 + V f Я ищу правду.

N 1 + N 1 Фестиваль молодежи - праздник дружбы и мира.

N 1 + Adj (полн) Утюг горячий.

N 1 + Adj (кратк.) Пьер 6ыл неуклюж.

N 1 + Part (кратк.) Задание выполнено.

б) с некоординируемыми главными членами:

N 1 + N 2 ... (Adv) Книга на столе, Озеро недалеко.

N 1 + Inf Наша цель - организовать досуг молодежи.

N 1 + (сор) + Adv o Туризм - (это) хорошо.

Inf + Adv o Делать самим елочные игрушки забавно и весело.

Inf + (сор) + N 1 Растить детей - (это) большой труд.

Inf + V f3s Ходить по газонам воспрещается.

2) Не подлежащно-сказуемостные раздельнопредикативные двухккомпонентные схемы, в которых компонент со значением носи-теля предикативного признака не имеет формы подлежащего:

N 2 + (не) V f3s Воды прибавляется.

N 2 + (не) Praed Следов не видно.

N 2 + V f3s Дорогу замело.

N 4 + (не) + N 1quant (Adv quant) Гри6ов много.

N 2 + нет Писем нет.

N 2 + Inf Тебе выступать. /…/

Слитнопредикативные схемы - это схемы, включающие также два компонента, но между ними нет предикативных отноше-ний: они оба, в комплексе, передают значение предикативного при-знака:

Praed N 4 Видно следы.

Praed neg N 2 Не видно следов.

Praed part N 2 Нажарено пирожков.

N 1 (Adv) quant N 2 Тьма народу, Много дел.

Praed Inf Пора ехать, Нельзя сдаваться.

Pron neg Inf Некому работать, Некуда пойти, Не о чем вспомнить.

Нет N 2 Нет времени.

V f3s N 2 Прибывало людей, Прибавляется хлопот.

Однокомпонентные схемы разграничиваются по морфологиче-ской характеристике компонента схемы:

1) спрягаемо-глагольные схемы,

2) именные,

З) инфинитивные,

4) наречные.

Спрягаемо-глагoльные:

V f3s Светает. Знобит.

V f3pl Звонят.

N 1 Тишина, Утро.

N 2 Народу! Цветов!

N 2 /N 4 Чаю! Хлеба и зрелищ! Ваши документы!

Adj pl.кp. (Ему) рады. (В группе) поражены.

Инфинитивные:

Inf Молчать!

Наречные:

Adv praed Холодно.

Praed part Накурено. Закрыто.

Синтаксическая парадигма

Так как грамматическое зна-чение предложения - предикативность - выражается в синтаксиче-ских категориях времени и наклонения, то систему грамматических форм предложения составляют те его видоизменения, при которых варьируют формы синтаксического наклонения, отражающие различ-ныe объективно модальные значения предложения, и формы синтак-сического времени: все эти варианты, составляют синтаксическую парадигму предложения. Следовательно, по одной структурной схеме построены предложения: Светит солнце, Пусть светит солнце, Ес-ли бы светило солнце! это различные грамматические формы одного и того же (с точки зрения конструктивного синтаксиса) предложения.

Самой полной является восьмичленная парадигма, куда входят следующие синтаксические формы предложения:

3 формы синтаксического индикатива:

1) синтаксическое настоящее,

2) синтаксическое прошедшее,

3) синтаксическое будущее;

5 форм синтаксических ирреальных наклонений:

1) сослагательное,

2) условное,

3) желательное,

4) долженствовательное,

5) побудительное.

Значение предложения в форме синтаксического сослагательно-го наклонения - это передача предикативного признака как возмож-ного в неопределенном временным плане: Рай был бы у меня в душе, я бы насадил его кругом тебя! (Пример взят из «Русской граммати-ки»-80.)

Значение предложения в условном наклонении - это переда-ча такого предикативного признака, который выступает как усло-вие осуществления какого-либо другого действия или события; по-этому предикативные единицы в форме условного синтаксического наклонения выступают в составе сложного предложения как его придаточная условная часть. Например: Старайся он хоть не-множко, я бы была спокойна. Предложение в желательном накло-нении выражают не наличие какого-либо действия, факта, собы-тия, ситуации, а желание говорящего, чтобы они имели место. На-пример: Хоть бы ты старался! Вот бы чаю! Была бы работа поближе, [а то ездить далеко... ].

Значение формы долженствовательного ирреального наклоне-ния - вынужденность, обязательность осуществления какого--либо действия: я будь вежлив, [а им можно грубить!] [Вы на-творили тут дел, а] мы разбирайся! Как видно из примеров, предложения с таким значением чаще всего выступают как часть сложносочиненных предложений с противительными отношени-ями. Стилистически они окрашены: являются принадлежностью разговорной речи.

Значение побудительного наклонения - волеизъявление, обра-щенное к собеседнику или третьему лицу, направленное на то, чтобы они осуществили какое-либо действие или приобрели какой-либо признак: Читай! это может быть также пожелание: Пусть будет в твоей жизни много радостей! При обращении к пер-вому лицу значение побуждения стирается, на первый план выступа-ет значение примирения, согласия с чем-либо: [Ладно!] Пусть мне будет хуже: [я уйду].

Приведем примеры синтаксической парадигмы предложений, построенных по различным структурным схемам:

Синтаксический индикатив:

    Мастер работает.

    Мастер работал.

    Мастер будет работать.

    Работал бы мастер. (Сослагательное)

    Если бы мастер работал лучше, [ученик брал бы с него пример]. (Условное)

    Только бы мастер работал! Вот бы мастер работал! Хоть бы мастер работал! (Желательное)

    Мастер работай, [а вы будете сидеть сложа руки?!] (Долженствовательное)

    Пусть мастер работает! (Побудительное)

Синтаксический индикатив:

    Стемнело.

    Стемнеет.

Синтаксическое ирреальное наклонение:

    Стемнело бы.

    Если бы стемнело …

    Только бы стемнело! Хоть бы стемнело! Вот бы стемнело!

  1. Пусть стемнеет!

Упражнение 2. Из сборника заданий и упражнений («Современный русский язык»/ Под ред. В.Д. Черняк, - СПб., 2003) выполнить:

а) упражнение 14 (с. 173), 16, 17 (с.174) – работа со структурными схемами предложений;

б) упражнение 19 (с. 176) – анализ предикативных значений, построение предикативных парадигм предложений.

Упражнение 3. Прочитайте фрагменты статей, посвященных определению диктума, пропозиции и модуса, и ответьте на вопросы:

    Почему понятия диктума, пропозиции и модальности относятся к семантической стороне предложения?

    Как в предложении выражается пропозиция? Какие типы пропозиций выделяются?

    Какие типы модальности выделяются?

    Назовите показатели объективной и субъективной модальности.

Т.В. Шмелева Семантический синтаксис: Текст лекций из курса «Современный русский язык». - Красноярск, 1994:

Высказывание, каким бы элементарным оно ни было, состоится в том случае, если в нем информация о мире, объективной действительности, соединится с информацией субъективной – идущей от говорящего и момента общения. Так, в элементарном предложении типа Идет дождь информация и ситуация дождя (объективная) соединена с субъективной информацией о том, что говорящий утверждает это, представляя как событие реальное, совпадающее с моментом речи. Субъективная информация как бы вторична, высказывание предпринимается не ради нее, она сопровождает объективную. Совпадая в своей объективной части, различаются субъективной такие, например, предложения: Вот бы дождь! Хочется дождя, Шел дождь, Какой дождь.

Модус приведенных предложений выражен грамматически – формами глагола. /…/

/…/ сведения о диктуме почти напрямую можно чер-пать из той части лексикологии, что посвящена семантике предикативных слов, в частности, различным группам глаголов.

Чтобы создать из разнообразных имеющихся и вновь добываемых сведений картину диктумногo содержания предложения, необходим инструмент изучения диктума, своеобразный общий знаменатель различных смысловых элементов, позволяющих их упорядочивать и дифференцировать. На роль такого инструмента подходит понятие пропозиции /…/.

Пропозиция выражается прежде всего предикатом, - а это прежде всего глагол и его распространители: рисовать, бежать, разрушать и т.д. Однако в русском языке есть и другие формы – жарко, жара, жаль: их список повторяет список минимальных структурных схем /…/.

Понятие пропозиции позволяет вычленить в диктуме несколько смысловых слоев: собственно пропозитивный, внутрипропозитивный – отражающий структуру пропозиции, и припропозитивный – включающий круг внешних по отношению к пропозиции, но прикрепленных к ней, обслуживающих ее смыслов. /…/

Охарактеризуем эти элементы диктумного содержания.

Внутренняя структура пропозиции определяется числом и характером составляющих ее элементов – актантов /…/ и сирконстантов /…/. Так, в предложении Утром на пруду мальчики ловили рыбу удочками ситуация ловли представлена с максимальной детализированностью: обозначены актанты - мальчики, рыба, удочки и сирконстанты – утром на пруду . Набор актантов и сирконстантов определяет тип пропозиции.

Язык располагает определенным репертуаром актантов и сирконстантов, дифференцированных в такой мере, в какой позволяет морфология. Система актантов опирается на падежную систему, и потому некоторые знания об актантах были получены в курсе морфологии – тогда были введены понятия субъекта, объекта, ад-ресата, инструмента, а также сирконстантов -локатива в тeмпоратива /…/.

Припропозитивный слой диктумного содержания составляют смыслы фазисности, интенсивности и количественности (квантитативности), а также негации, которые могут быть «прикреплены» к пропозиции в целом и к ее отдельным элементам. Так, пропозиция, выраженная в предложении Он построил дом без припропозитивной детализации, может быть сопровождена фазисностью - Он начал/ пpoдолжает/ закончил строить дом, негацией - Он не строил дoмa, Он строил не дом , а capaй /…/.

Итак, пропозиция – главный инструмент изучения диктума. Используя его, нужно рассмотреть два основных вопроса: о типах пропозиций и о количестве пропозиций в составе диктума одного предложения.

Типы пропозиций

Главной в учебной типологии видится противопоставление событийных и логических пропозиций, далее С-пропозиций и Л-пропозиций

С-пропозиции «портретируют» действительность – происходящие в них события с их участниками. Л-пропозиции представляют результаты умственных операций и сообщают о некоторых установленных признаках, свойствах, отношениях. /…/

Крылова О.А., Ширяев Е.Н., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Теоретический курс. Ч. IV. Синтаксис и пунктуация. – М., 1997:

§ 32. Модус и пропозиция. В каждом предложении есть два типа номинативных значений: пропозиция и модус. Пропозиция -- это та часть значения, которая передает само «положение дел» в мире: Книга лежит на столе, Он поедет на юг, История не повторяется. Пропозиция - это объективно сообщаемое. Модус - это та часть значения, которая показывает отношение говорящего к сообщаемому, т.е. к пропозиции: Я полагаю, что история не повторяется; Я хочу, чтобы он поехал на юг, где конструкции Я полагаю, Я хочу выражают модус. Модус - это субъективное начало в значении пред-ложения, это «я» говорящего в значении.

Модальность и способы ее выражения

в номинативной структуре предложения

Модальные значения разнообразны и разноплано-вы. Различаются о б ъ е к т и в н а я и с у б ъ е к т и в н а я модаль-ность.

Объективной является такая модальность, которая показывает место и роль с точки зрения говорящего того, что обозначено пропо-зицией, по отношению к реальной действительности; сравним одну и ту же пропозицию «ты поедешь в Москву» в предложениях: Ты поедешь б Москву - Ты, вероятно, поедешь в Москву - Поезжай в Москву.

Субъективной является такая модальность, которая показывает эмоционально-оценочное отношение говорящего к тому, что обозна-чено пропозицией; сравним одну и ту же пропозицию «идет сильный снег» в предложении без эмоциональной оценки: На улице идет силь-ный снег и в эмоционально-оценочном предложении: Ну и снежище идет на улице!

Модальные значения в предложении, в отличие от пропозитив-ных, могут выражаться как формально, так и в номинативной струк-туре предложения. Пропозитивное значение может быть только но-минативным.

Формальные способы выражения модальности уже были рассмотрены в разделе о формальной структуре предложения. Эти спо-собы базируются на синтаксической категории наклонения (фор-мальное выражение модальности существования), на интонации (например, вопросительная интонация) и прочее. Среди нефор-мальных способов выражения модальности существования разли-чаются способы выражения модальности с помощью 1) слов, функ-ция которых - быть предикатом, и 2) с помощью предикативных конструкций.

К предикативным модальным словам относятся глаголы: хо-теть, хотеться, следовать и т.п.; краткие прилагательные типа дол-жен; предикативные наречия: нужно, необходимо и т.п.

Предикативные слова выражают модальность предполагае-мого существования. Пропозиция при модальных предикативных словах выступает в свернутом виде - в форме инфинитива. Предложения с предикативными модальными словами строятся по таким структурным схемам: N 1 + V f , V f3s , Praed + Inf: Я хочу спать. Мне хочется спать, Я должен ехать. Мне необходимо ехать.

Предикативная конструкция, выражающая модальность, строит-ся по схеме N 1 + V f , пропозиция при такой конструкции выступает в форме изъяснительной придаточной части. С помощью предикатив-ной конструкции может выражаться как ирреальная модальность: Я требую, чтобы ты уехал, так и реальная модальность; ср.: Дождь идет - Я утверждаю, что идет дождь. В этом случае выражение модальности реального существования является избыточным, потому что оно осуществляется дважды: специальной предикативной конст-рукцией и формально - изъявительным наклонением глагола. Такие предложения с двойным избыточным выражением модальности су-ществования встречаются нечасто. Их употребление оправдано тог-да, когда надо особо подчеркнуть модальность реального существо-вания.

Модальность недостоверности выражается: а) вводными слова-ми: вероятно, возможно, должно быть, может быть, по-видимо-му, пожалуй и др.; ср.: Он, вероятно уехал, Она, может быть, придет и др. и б) частицами вряд ли, едва ли и др.; ср.: Едва ли она придет. Модальность достоверности выражается имплицитно (скрыто) за счет отсутствия средств, выражающих модальность не-достоверности: Он уехал, Она не придет. Модальность достоверно-сти может иметь двойное, избыточное, выражение: она может од-новременно выражаться имплицитно и специальными модальными словами: безусловно, в самом деле, действительно, конечно, не-сомненно, разумеется. Модальные слова со значением достоверно-сти уместны тогда, когда есть необходимость особо подчеркнуть достоверность того, что обозначено в пропозиции: Он талантли-вый. - Он, безусловно, талантливый; Он будет выступать на этом собрании. - Он, несомненно, будет выступать на этом со-брании.

Подобно другим значениям модальности, модальность достовер-ности/ недостоверности может выражаться специальной предикатив-ной конструкцией с пропозицией - придаточной частью: Я уверен, что он придет: Я не уверен, что он придет; Я сомневаюсь, что он придет.

Предикативные слова и предикативные конструкции только тогда передают модальность, когда подлежащее называет лицо говорящего, в типичных случаях это местоимение я, а сказуемое употребляется в настоящем времени изъявительного наклонения. Во всех других случаях модус переходит в пропозицию, является псевдомодусом (ложным модусом): когда говорят Я всегда утвер-ждал, что это решение nерсnективное, то истинный модус спе-циальной предикативной конструкцией не выражен и его можно выразить; ср.: Я утверждаю, что я всегда утверждал, что это решение nepcneкивноe. Когда говорят Он утверждает, что это решение nерспективное, то истинный модус также может быть выражен специальной предикативной конструкцией, ср.: Я утверждаю, что он утверждает, что это решение nерсnектив-ное. В реальных текстах предложения с выраженной специаль-ной предикативной конструкцией модальностью при псевдомоду-се не встречаются. Предложения Я утверждаю, что он утверж-дает, что... стилистически ущербны. Но сама возможность та-ких предложений ясно показывает различие истинного модуса и псевдомодуса (с.107-110).

Литература (основная)

1. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1997. С. 681-796.

2. Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. С. 378-397.

3. Крылова О.А., Л.Ю. Максимов Современный русский язык. Теоретический курс. Синтаксис и пунктуация. – М., 1997. С. 22-28; 45-58; 104-172.

4. Русская грамматика: В 2-х т. /Гл. ред. Н.Ю. Шведова. - М., 1980. Том II. Синтаксис. С. 83-92; 92-126; 126- 135.

5. Современный русский язык / Под ред. В.Д. Черняк, - СПб., 2003.

Литература (дополнительная)

    студентов по изучению дисциплины Направление подготовки (специальность) 031300.62 «Журналистика» Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей...
  1. Руководство

    Н.В. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Психология ОПД.Ф.01 математика с дополнительной специальностью – направление информатика Руководство по изучению дисциплины согласовано...

  2. Методические рекомендации

    Документовединия и математических дисциплин Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Математика специальность 100100.62 «Cервис” Руководство по изучению

Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

Синтаксис - особый раздел языковой науки

Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение». раздел изучает, как именно из всей совокупности слов построить основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной.

Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.

Основные единицы

Основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

Словосочетание

Предложение

Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.

Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.

Одна грамматическая основа

Две грамматические основы

Ловить сетью, деревянный стол, тормозить движение, прыгнуть высоко.

Лес сегодня необычайно красив.

Ему стало очень грустно.

Я пришла, чтобы выразить свое почтение.

Природа оживает: кое-где уже слышно пение прилетевших птиц.

Подчинительная связь

Итак, мы сказали, что такое синтаксис, основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи же определяют, как реализуются отношения между последними. Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная.

Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная - от которой необходимо задавать вопрос, зависимая - к которой он ставится.

Разберем примеры: знать (что?) точное время. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "время" - зависимым.

Я не знаю, что преподнесет мне завтрашний день. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (что?) "что преподнесет мне завтрашний день".

Способы подчинения

Реализуется подчинительная связь несколькими способами. Это наиболее заметно внутри словосочетания.

  1. Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Плетеная корзина; плетеной корзины, о плетеной корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.
  2. Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Описывает ландшафт - описывала ландшафт - описываю ландшафт - описывали ландшафт. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.
  3. Примыкание: связь только по смыслу. Шли шатаясь, очень красивый, ушел работать. Здесь в качестве зависимых будут все

Сочинительная связь

В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство".

Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. - Он шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором - союз и (сочинительный соединительный).

Словосочетание. Типы словосочетаний

Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание - самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

  1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием. Дождик моросит.
  2. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
  3. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (дубовый стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла спотыкаясь, говорить ясно) и наречные (очень весело, направо от дороги, где-нибудь в магазине).

Также словосочетания делятся на простые и сложные.

В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава - полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
  4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
  5. Сложные формы: буду читать (будущее время), самый высокий более спокойный (сравнительная степень), пускай идет (повелительное наклонение).

Предложение и его признаки

Нам уже известно, что основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение, однако именно последнее является главнейшей. Ведь наша речь состоит именно из предложений: ими мы мыслим и разговариваем, составляя связный текст.

Чем же характеризуется предложение как основная единица синтаксиса? Грамматическая основа - вот тот показатель, который отличает его от словосочетания или простого набора слов. Это черта еще называется предикативностью, потому что именно сказуемое несет в себе показатель реальности или ирреальности происходящего. Выражается она через наклонение глагола.

Также предложение как основная единица синтаксиса характеризуется логической и интонационной законченностью. Это короткое высказывание, оформление некой мысли о предмете разговора. Его невозможно спутать со словосочетанием, потому что в последнем логической законченности не прослеживается - это просто грамматически связанный набор слов.

Грамматическая основа

Грамматическая основа есть у каждого предложения. Это показатель его структуры - важнейшей характеристики.

Предикативная основа может быть представлена как подлежащим и сказуемым, так и каждым из них в отдельности.

К примеру, предложение: "Мы увидели долгожданную землю". Здесь есть оба главных члена. Иное дело предложение такого вида: "Стало видно долгожданную землю". Здесь из основы только сказуемое - стало видно.

Именно по количеству предикативных основ дается важнейшая характеристика: простое предложение перед нами или сложное.

Кратко разберем каждый главный член. Подлежащее показывает нам предмет речи, указывает, о чем говорится в предложении. Сказуемое же обозначает, что делает подлежащее, каково оно, кто или что это такое. Выделяется три типа этого главного члена по структуре и значению: простые и составные, глагольные и именные.

Какими бывают предложения

Именно предложения по большей части и изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса характеризуются по многим параметрам.

Вне зависимости от количества предикативных основ выделяют предложения по:

  1. Цели высказывания. Общаясь между собой, люди могут сообщать некоторые факты (повествовательные предложения), спрашивать (вопросительные) или взывать к какому-либо действию (побудительно). На конце таких синтаксических единиц ставятся соответственно точка, вопросительный или восклицательный знаки.
  2. Эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Следует отметить, что первые не обязательно могут быть исключительно побудительными. Например, предложение: Что за нелепая ситуация! Мы охарактеризуем его как повествовательное, но восклицательное. Всему виной что за, выражающая восхищение.

Характеристики простых предложений

Простые предложения - основные единицы синтаксиса. Кратко разберем их важнейшие характеристики.

  1. Односоставное или двусоставное. На это укажет грамматическая основа. Если она представлена одним из членов - предложение будет односоставным. В противном случае двусоставным. Если предложение имеет только подлежащее или сказуемое, необходимо указать его тип (определенно или неопределенно-личное, назывное или безличное).
  2. Распространенное или нет. Второстепенные члены отвечают за эту характеристику. Если есть хоть один из них - предложение распространенное.
  3. Полное либо неполное. Последние характерны для устной речи: в них пропущен какой-либо член. Таким образом, построить логическую цепочку без соседних предложений не удается. Например: "Ты читаешь книгу?" - "Нет, журнал". Ответ на поставленный вопрос и есть неполное предложение.
  4. Простое предложение может быть осложнено. Это также является одной из его характеристик. В качестве осложняющих элементов выступают обособленные и второстепенные члены, как распространенные так и нет, также однородные конструкции, вводные слова, обращения.

Предложения простые и сложные

Очень разнообразен русский синтаксис. Основные синтаксические единицы - это простые и Разберемся, в чем разница между ними.

Если у синтаксической единицы одна грамматическая основа, то речь будет идти о простом предложении. Сегодня очень сильно шумит ветер. Характеристика такого предложения будет идти по плану, представленному выше.

Бывают случаи, когда синтаксическая единица состоит из нескольких простых. Тогда это будет сложное предложение.

Наиболее трудно бывает отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложного. Здесь необходимо внимательно смотреть на подлежащее. Если им является один предмет, выполняющий различные действия, то предложение будет простым. Разберем примеры:

"Они гуляли по улицам города и наслаждались обретенной свободой". - "Они гуляли по улицам города, а обретенная свобода придавала им сил". Первое предложение является простым. Здесь только одна предикативная основа, осложненная однородными сказуемыми: они гуляли, наслаждались. Второе предложение будет сложным, потому что грамматических основ две: они гуляли, свобода придавала.

Типы связей в сложных предложениях

Как было написано выше, основными единицами синтаксиса являются предложения. Если говорить о сложных структурах, то важнейшей их характеристикой будет тип связи между частями. Этими явлениями также занимается синтаксис. Основные единицы синтаксиса, сложные предложения, могут включать в себя части, связанные подчинительной и сочинительной связью. В зависимости от этого происходит градация на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Разберемся в каждом типе более подробно. Составные части сложносочиненных предложений равноправны. Это равноправие предоставляет им особая, сочинительная связь. Она выражается в том, что в построении предложений используются сочинительные союзы. Таким образом, вопрос от одного простого предложения к другому невозможен.

Пример: "Я хочу вернуть все назад, но что-то постоянно мешает мне". Данное предложение сложносочиненное, части связаны противительным союзом но.

Также не последнюю роль в формировании сложносочиненного предложения играет интонация: в конце каждого простого предложения она идет вниз - это характеризует логическую законченность.

Сложное синтаксическое целое

Какие еще элементы включает в себя русский синтаксис? Основные единицы синтаксиса - это еще и сложноподчиненные предложения. Они состоят из элементов, где один зависит от другого. То есть, между простыми частями такого предложения всегда можно поставить вопрос: "Полянка (какая?), на которую мы вышли, была спрятана от посторонних глаз".

Реализуется такая связь через подчинительные союзы и интонацию, нисходящую к концу каждого простого предложения.

Не стоит забывать и о том, что есть бессоюзная связь. Она подразумевает отсутствие формальных элементов между частями, только интонационную законченность: Шумела и бурлила река; суда, плывшие по ней, опасались за свою безопасность.

Мы разобрали, что включает в себя русский синтаксис. Основные синтаксические единицы, предложение и словосочетание, формируют другие структуры, называемые сложным синтаксическим целым. А оно, в свою очередь, уже формирует текст. Внутри него, так же, как и в любом другом элементе синтаксиса, существуют связи как грамматические, так и смысловые и даже формальные (например, союзы, с которых начинается последующее предложение).

Что же такое сложное синтаксическое целое? Это группа предложений, простых и сложных, логически связанных между собой одной основной мыслью. Другими синтаксическое целое - это микротема, в которой заключен промежуточный смысл. Как правило, она ограничивается абзацным членением.

Нередки случаи, когда текст - это и есть синтаксическое целое. Как правило, это небольшие рассказы с одной короткой сюжетной линией.

синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними. Единицами синтаксиса являются словосочетания, синтаксические предложения. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании, сравнительно с предложением, довольно ограничены: 1) формы слов; 2) предлоги; 3) устойчивый порядок слов. Об интонации как средстве передачи синтаксических отношений применительно к словосочетанию можно говорить очень узко: только как средстве обнаружения стержневого слова и зависимого.

Средства выражения синтаксических отношений в предложении следующие: 1) формы слов; 2) служебные слова (предлоги, союзы, частицы); 3) порядок слов; 4) интонация. Предложение - это минимальная единица верхнего уровня синтаксической системы, имеющая коммуникативную значимость; из предложения вычленяются единицы более низкого уровня - словосочетания, несущие коммуникативную нагрузку только в составе предложения или будучи преобразованными в предложения; словосочетания, опирающиеся на несильную синтаксическую связь, в свою очередь, способны вычленять из себя синтаксические единицы еще более низкого уровня - синтаксические формы слов. Последние также в соответствующих условиях способны приобретать самостоятельную коммуникативную значимость или включаться в предложение как его структурный элемент. Таким образом, предложения могут состоять и из словосочетаний, цельных или преобразованных, и из отдельных словоформ. Так, в предложении Купил интересную книгу вычленяются два словосочетания купил книгу и интересную книгу; в предложении На улице темно нет словосочетаний, словоформа на улице выступает как самостоятельный синтаксический элемент предложения; в предложении На пустынной улице темно словоформа на улице распространяется согласуемой частью речи, в результате чего появляется словосочетание пустынной улице, однако само это сочетание не зависит от отдельного слова (ср.: На пустынной улице темно. - Находиться на пустынной улице).

Словосочетание как синтаксическая единица. Форма и значение словосочетания. Виды синтаксических отношений между компонентами словосочетания. Словосочетание и другие сочетания слов в предложении.

Словосочетание - это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства: цивилизованное общество, полет ракеты, желание работать, лететь самолетом, любить спорт, поехать в город, находиться в квартире, лежать на земле, читать вслух, человек сильного характера, готовый к бою, свободный от предрассудков, экономически выгодный. Словосочетание служит средством номинации и строится по определенному образцу: существительное и согласуемое прилагательное, глагол и управляемая словоформа и т.д. Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое) и 2) зависимое слово. Главное слово - это слово грамматически независимое. Зависимое слово - это слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова. Словоформы, составляющие словосочетания, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их грамматических форм. Все многообразие этих отношений обобщенно сводится к основным: атрибутивным, объектным, субъектным, обстоятельственным и комплетивным. Атрибутивные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных: 1) с именами прилагательными: красивая девушка, верстовой столб, медвежья берлога, полезная работа, активное участие; 2) с согласуемыми местоимениями: моя книга, наш ребенок, какой-то предмет, каждый человек; 3) с порядковыми числительными: первый поход, шестой дом, тридцатый тур; 4) с полными формами причастий: любящая женщина, зеленеющие поля, приготовленный обед, решенная задача, отредактированная рукопись. Атрибутивность таких словосочетаний прежде всего опирается на общее лексическое значение существительного - на его предметность (предмету естественно иметь определяющие его признаки) и на общее лексическое значение сочетающихся с ним частей речи, способных обозначать признаки. На этой основе строится и формальная согласованность компонентов словосочетания. Однако атрибутивные отношения возникают при сочетании существительных и с некоторыми другими частями речи; 5) с предложными и беспредложными формами существительных: письмо из Волгограда, привычка с детства, бутылка из-под сливок, усталость от напряжения, волосы до плеч, крышка у банки, дом возле речки, любовь без надежды, брюки в полоску, человек с ружьем, беседка под горой, книги в переплетах, варенье на патоке; ворота гостиницы, дом отца, горе разлуки, бородка клином; 6) с наречиями: езда шагом, дом напротив, шашлык по-кавказски; 7) с инфинитивом: желание учиться, решение поехать, необходимость отдохнуть, способность слышать, возможность уехать.Объектные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов, в том числе причастий и деепричастий, с именами существительными и реже с инфинитивом. Такие отношения свойственны прежде всего словосочетаниям с глаголом, требующим распространения винительным падежом прямого объекта: купить книгу, надеть платье, пригласить друга, обдумать решение, написать письмо. Эти словосочетания семантически ограничены: главное слово в них обозначает действие, состояние, восприятие, чувствование, а зависимое - объект этого действия, восприятия, чувствования: ловить рыбу, поймать зайца, любить товарища, ждать брата; глагол может также обозначать движение, а существительное иметь предметно-пространственное значение: перейти дорогу, перебежать улицу. Объектные отношения возникают и при сочетании глаголов разных семантических, классов с другими падежами без предлогов: с родительным части - выпить воды, купить молока; с дательным лица или предмета, к которым направлено действие, - возражать оратору, доверять товарищу, поклоняться красоте; с творительным орудия - писать карандашом, рубить топором и т.д. Существительные с предлогами также вступают с глаголами в объектные отношения: учиться у товарища, лечиться у доктора, петь для слушателей, пристроить к дому, прикоснуться к руке, постучаться в дверь, завернуться в шаль, благодарить за добро, ударить о землю, говорить о жизни, поссориться с другом, послать за доктором, сжалиться над человеком, работать на станке. В качестве зависимых слов в глагольных словосочетаниях могут выступать и другие части речи - местоимения, числительные, количественно-именные сочетания и, конечно, субстантивированные прилагательные и причастия: ждать его, пригласить много друзей, увидеть двоих, опросить учащихся, навестить больного. Субъектные отношения характеризуют словосочетания, возникновение которых связано с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них обозначает действующее лицо или предмет (творительный падеж). Например: данный людьми, посаженный отцом, возвращенный братом, занятый противником (район), избалованный жизнью, опрокинутый ветром, окрыленный воспоминаниями, заглушенный сиреной, освобожденный армией.

По аналогии с глагольными могут быть образованы и некоторые субстантивные словосочетания с субъектными отношениями: освобождение врачебной комиссией, обсуждение правительством. Субъектные отношения свойственны и некоторым словосочетаниям с зависимым словом в форме родительного падежа, например: приезд отца, отъезд командира, появление автомобиля. В таких случаях также устанавливается отношение «действие и действующее лицо или предмет».

Обстоятельственные отношения свойственны словосочетаниям глагольным, так как различные обстоятельственные значения всегда сопутствуют тем или иным действиям и состояниям и опираются на лексическую процессуальность. Обстоятельственные отношения конкретизируются как определительно-обстоятельственные: бежать быстро, говорить взволнованно, любить неистово, взглянуть угрожающе, вспоминать часто, посмотреть ласково; временные: приехать вечером, возвратиться через год, подождать минуту, встретиться утром, случиться ночью; пространственные: идти лесом, находиться неподалеку, жить в гостинице, выйти из-за стола, ходить около дома, поселиться в трех километрах от города; причинные: ошибиться по незнанию, сказать по ошибке, забыть по рассеянности, ликвидировать за ненадобностью, обрадоваться сдуру, сказать сгоряча; целевые: упасть нарочно, сказать в шутку, прийти на свидание, поехать на отдых, поехать отдыхать, подарить на память, копить про запас, держать на случай.Комплетивные (восполняющие) отношения возникают из потребности некоторых слов в обязательном смысловом добавлении. Зависимая словоформа восполняет информативную недостаточность стержневого слова. Например: четыре угла, назваться гостем, слыть простаком. Предложение - это минимальная единица верхнего уровня синтаксической системы, имеющая коммуникативную значимость; из предложения вычленяются единицы более низкого уровня - словосочетания, несущие коммуникативную нагрузку только в составе предложения или будучи преобразованными в предложения; словосочетания, опирающиеся на несильную синтаксическую связь, в свою очередь, способны вычленять из себя синтаксические единицы еще более низкого уровня - синтаксические формы слов. Последние также в соответствующих условиях способны приобретать самостоятельную коммуникативную значимость или включаться в предложение как его структурный элемент. Таким образом, предложения могут состоять и из словосочетаний, цельных или преобразованных, и из отдельных словоформ. Так, в предложении Купил интересную книгу вычленяются два словосочетания купил книгу и интересную книгу; в предложении На улице темно нет словосочетаний, словоформа на улице выступает как самостоятельный синтаксический элемент предложения; в предложении На пустынной улице темно словоформа на улице распространяется согласуемой частью речи, в результате чего появляется словосочетание пустынной улице, однако само это сочетание не зависит от отдельного слова (ср.: На пустынной улице темно. - Находиться на пустынной улице).

Вам также будет интересно:

Время отдыха предусмотренное законодательством для работающих за компьютером
Множество современных профессий связано с необходимостью работать на компьютере.Часто...
Помело: что содержится, чем полезен, как чистить и употреблять Памела калорийность на 100 грамм
Помело берет свое начало в Китае, и по сей день, является символом благополучия и...
Кетонал от чего помогает, инструкция по применению таблетки, уколы, свечи Можно ли совмещать прием на коми кетонал
Кетонал нельзя сочетать с алкоголем из-за его гепатотоксических свойств, которые...
Анабол — как принимать, курс, отзывы Побочные эффекты от применения анаболика
Крупный специалист по разработке и внедрению новых лекарственных препаратов,...