Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Сонник рот, к чему снится рот, во сне рот

Гороскоп на год скорпион девочка

Приснилась хромая кошка. Приснилась кошка. Что это значит? Сонник целительницы Федоровской

Научный коммунизм - коллективность руководства Почему называют годы коллективного руководства

Язвенная болезнь Язвенное поражение желудка

Лекарственные растения Органы хвоща полевого

Зевота викисловарь. Что такое зевота. Зевание как признак болезни

Схиархимандрит иоанникий наставления - безценный дар

Акафист киприану и иустинии это защитная молитва от колдовства Акафист киприану и иустинии читает роман барановский

Чудодейственный акафист киприану и иустинии Чтение акафиста киприану и иустине

Описание Храма Преображения в с

Храм благовещения пресвятой богородицы Храм в петровском парке официальный

Как готовится каварма и что это такое?

Франческо Петрарка (1304–1374)

Франческо петрарка интересные факты

Грамотная функциональная подготовка. Функциональная подготовленность Чем отличается физическая подготовленность от функциональной

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА
Функциональная
подготовка
направлена
на
повышение функциональных возможностей организма
спортсмена
и
совершенствование
деятельности
различных
систем
(дыхания,
кровообращения,
мышечной и др.).
В ходе функц. подгот. спортсмен повышает резервы
тех функц. систем организма, которые обеспечивают
результат в соревновании.
Функциональная подготовка входит составным
элементом во все виды подготовки. И физическая
подготовка, и техническая, и психологическая, и
тактическая, опираются на развитие функциональных
возможностей организма спортсмена.

Цель функциональной подготовки
обеспечить функциональную готовность спортсмена
к достижению максимально возможного для данного
периода и условий спортивного результата.
Задачи:
1. Максимальное повышение резервов тех
функциональных систем организма, от которых
непосредственно зависит спорт. Результат;
2. Обеспечение необходимого уровня состояния
функцион. систем, от которых результат
непосредственно не зависит, но зависит сосояние
здоровья(т.е. профилактика заболев.)
3. Повышение экономичности работы организма.

Применительно
к
спорту,
функциональная
подготовленность
рассматривается
как
уровень
слаженности
взаимодействия
(взаимосодействия)
психического, нейродинамического, энергетического и
двигательного компоненетов.
Каждое свойство, способность или двигательное качество
базируются
на
определенных
функциональных
возможностях организма, а в их основе лежат конкретные
функциональные
процессы.
Например,
такое
двигательное качество, как выносливость и все ее
разновидности в основном будет определяться и
лимитироваться уровнем развития основных механизмов
энергообеспечения

анаэробной
и
аэробной
производительностью, а также системой транспорта
кислорода.

Соотношение, доля вклада, роль тех или иных процессов в
обеспечении работоспособности спортсмена будет
определяться спецификой вида спорта, что будет
определять «функциональную специализацию». Кроме
того, функциональные возможности будут определяться
такими параметрами, как «функциональные резервы» и
способность их реализовывать – «функциональная
мобилизация».
Для того чтобы, управлять функциональной подготовкой,
необходимо знать и уметь определять уровень резервов
функциональных систем организма.

Все функциональные системы организма спортсмена условно можно разделить
на три группы и психику которая объединяет и придает целесообразность и
значимость спортивной деятельности.
Исполнительные системы
1. Опорно –двигательный аппарат: мышцы, кости, связки, сухожилия, суставы,
хрящи
Обеспечивающие системы:
1. Энергетическая: митохондрии, запасы АТФ, глюкоза, гликоген, жиры,
ферменты.
2. Система транспорта кислорода и продуктов обмена(ССС, Дыхательная сист.,
сист. крови, лимфы, межтканевой жидк.).
3. Системы пищеварения, выделения, обмена веществ,
Системы управления
1. Система восприятия и различения информации (Анализаторные системы)
2. Система обработки информации и выработки решений(ЦНС)
3. Система обратной связи и коррекции (ЦНС)
ПСИХИКА

Функциональная подготовка

Физическая функциональная подготовка спортсмена.

Первый и главный вопрос, который должен задать себе каждый тренер - зачем я это делаю? Что даст этот метод моему спортсмену? Как этот тренинг поможет ему достичь поставленных целей?

Однако, далеко не все тренеры следуют этому правилу. Берется методика, причем в основном потому, что это модно, так делают другие и т.п. и вперед - слепо исполнять.

Тренировки на TRX-петлях и функциональные тренинги - вот то, что можно встретить в любом фитнес-клубе. Западные бойцы обязательно тренируются в кроссфите. Нет, конечно, эти методики хороши, но загвоздка в том, что далеко не во всех боевых искусствах пригодится такой спектр нагрузок (главная идея кроссфита - будь готов ко всему.)

Специализация

«Вследствие специфичности тренировочной адаптации используемые упражнения должны быть как можно более близкими к основным спортивным упражнениям в отношении мышечной координации и физиологических требований». В.М.Зациорский. "Наука и практика силового тренинга".

А теперь по-человечески. В любом виде спорта должны сочетаться разные качества: гибкость, координация и абсолютная сила, кардиореспираторная и мышечная выносливость. Так, если сравнить тяжелоатлета и велогонщика. У обоих - гиперторфированные квадрицепсы ног, но ведь качество мышц различается: у велогонщика ноги выдерживают большие нагрузки средней мощности, у тяжелоатлета - умеют показывать максимальную силу за короткое время. Поэтому и тренер должен учитывать конкретную специализацию спортсмена при планировке его тренингов.

Нужен анализ биомеханики движений, углов приложения нашей силы, типы мышечных действий, а еще и механизмы энергосбережения нагрузки (креатинфосфатный, гликолитический, аэробный или смешанный). И чем лучше мы исследуем этот вопрос, тем понятнее станет, «зачем мы это делаем»?

Однако, специализация крайне важна опытным атлетам с хорошей спортивной базой. Новичкам же лучше эту базу выстаивать за 3-4 года регулярных тренингов. Например, в советские времена легкоатлетов до 15-16 лет готовили ко всем дисциплинам: и прыжки с метанием, и спринтерские, стайерские дистанции. Из этого всего они получали хороший фундамент, да еще и возможность определить способности человека для дальнейшей специализации. А сегодня, к сожалению, тренеры предпочитают специализировать атлетов с ходу.

ОФП или СФП

Пожалуй, сразу надо разграничить общую и специальную физподготовку. Различие здесь в выбранных упражнениях. И делится оно на два вида:

1 Стимуляция. Это нагрузка на мышцы, несущие основную спортнагрузку - приседания со штангой (для спринтера)

2 Моделирование. Это воссоздание движение, похожее по механике, например, толкание санок в положении стартового разгона (тоже для спринтера)

Моделирование можно отложить до момента совершенствования своего мастерства, а иногда и до предсоревновательной подготовки.

Итак, мы уже выяснили, что основная цель физподготовки - развить все качества спортсмена: силы его мышц, максимальная гибкость, координация, возможность проделывать высокотехничные движения с большими амплитудами, и работоспособность - как можно больше работы, да еще за длительный срок.

Чтобы этого всего достичь, существует множество методик и тренингов, но тут одной статьей не обойтись, чтобы описать их все не хватит, наверное, даже книги.

Любой опытный тренер, занимающийся силовой и функциональной подготовкой, на вопрос «как развить силу?» для того или иного вида спорта, посоветует вам упражнения тяжелоатлетов: разные взятия и толчки, рывки и приседания и т.п.

С этим нельзя не согласиться. Все эти упражнения укрепляют «заднюю цепь», в которую входят мышцы-разгибатели спины и бедер, а также голеностопного сустава. Эта огромная мышцевая группа - основная в развитии мощности. Для этих упражнений ключевыми являются сила и скорость - качества, необходимые в каждом спорте. Так, например, метнуть легкий теннисный мячик не получится, используя только силу, здесь нужна и скорость выполнения.

Конечно же, тренеры, не работающие с тяжелоатлетическими комплексами, будут уверять всех в их опасности. И в том, что при их выполнении высок риск получения травм, а поэтому чтобы овладеть ими нужна позвоночная и суставная гибкость. И, естественно, закончится все фразочкой вроде: "штанга и помост нам необходимы только от "Eleiko", а то все без толку".

При чем в кроссфите чудесным образом обучают рывкам и взятиям на грудь всего занятия за два.

Навыки

Выполнение определенных упражнений или движений, которые вы делаете на автоматизме и называются спортивными навыками. И чем больше у атлета таких спортивных навыков-привычек, тем легче ему будет освоить любое новое движение. Да и сложные упражнения выполнять будет легче. В случае, если у спортсмена развиваются именно те навыки, которые характерны для его вида спорта, то он оказывается изолирован - остальные его возможности ограничиваются специализацией. Так, например, отличный боксер-чемпион в танцах будет выглядеть, мягко говоря, неуклюже, хотя обладает спортивной гибкостью.

И конкретно спортивный пример. Качок годами тренировался со штангами и гантелями, а теперь ему надо поднять выше себя булыжник, песочный мешок или, скажем, тяжелую бочку. Поверьте, ему будет неудобно и результатов высоких он не покажет. А все потому, что он не привык упражняться с подобным инвентарем.

Выводы

Расширяйте физическую готовность своего тела

Не ограничивайте свой инвентарь - экспериментируйте. Пусть в ход идут и сэндбэги , и бревна с бочками. Помогут здесь и цепи. Следуйте этому принципу, и никогда не возникнет сюрпризов и неудобства с новым оборудованием.

Осваивайте новые движения

Это тоже об изобретательности. Причем особенно ценен этот совет новичкам. ВЫ только строите базу, а уж потом будете ее совершенствовать. Пойдут на пользу упражнения с собственным весом. Только прикиньте, сможете ли вы выполнять гимнастические трюки? А надо бы.

Используйте тяжелоатлетические движения для построения силы

Освойте тяжелоатлетические упражнения. Толчки, рывки и взятия на грудь очень эффективны. А при правильном выполнении совсем и не опасны.

Задавайте себе вопрос

Тренер вы или спортсмен, не суть важно. В любом случае главное - знать суть и конечную цель любой используемой методики. Словно заповеди для вас должны быть главные аспекты ваших тренировок. Всегда следуйте им.

Все лгут

День ото дня появляется все больше новых чудо-тренингов, супертренажеров и прочей ерунды вроде чемпионских лекций и книг а-ля «Новый вид боевой йоги еще и с элементами сальсы». А другие тем временем постепенно выходят из моды. Не стоит спешить втереться в толпу фанатов того или иного метода. Сначала проанализируйте ее и придите к выводу - полезен ли этот тренинг конкретно для тебя или твоих подопечных.

В монографии обобщаются данные теоретического анализа и экспериментальных исследований по проблеме функциональной подготовки спортсменов.
Рассматриваются основные структурные компоненты функциональной подготовленности спортсменов, определены ведущие категории факторов, ее определяющих, и обусловлена их значимость в соответствии с этапом многолетней подготовки и специализацией.
На основе анализа литературы выделены и охарактеризованы ведущие механизмы и закономерности повышения функциональных возможностей спортсменов в процессе адаптации к мышечной деятельности.
Подробно рассматриваются структура, средства и методы развития основных компонентов функциональной подготовленности. Формулируется концепция комплексной, целенаправленной оптимизации функциональной подготовки.
В отдельной главе представлены методологические основы и описаны методы контроля основных параметров функциональной подготовленности и ее интегрального показателя - физической работоспособности, обосновывается дифференцированный подход к ее комплексной оценке.
Книга предназначена для преподавателей и студентов физкультурных высших учебных заведений, тренеров.

1.1. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СПОРТЕ
Проблема повышения эффективности процесса подготовки спортсменов встает всякий раз, когда спортивные результаты выходят на новые, более высокие рубежи. При этом вновь и вновь обостряются противоречия современной системы спортивной подготовки практически на всех уровнях.
Пожалуй, наступает такой момент, когда понимание спортивной тренировки как чисто педагогического процесса становится фактором, ограничивающим дальнейший рост, как в технологическом (методическом), так и в методологическом планах. Совершенствование и развитие системы подготовки спортсменов неизбежно требует мировоззренческой перестройки, и, прежде всего, связанной с пониманием тренировки как процесса формирования биологического субъекта. Все в большей мере понимается (и принимается во внимание), что какими бы «чисто педагогическими» средствами мы не манипулировали, объектом воздействия всегда остается человек - живая, динамичная, крайне сложная система, имеющая несколько многоуровневых контуров регуляции и саморегуляции, к тому же подверженная широчайшему спектру влияний со стороны как биологических, так и социальных факторов.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.
Список условных обозначений.
Глава! ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
СПОРТСМЕНОВ.
1.1. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СПОРТЕ.
1.2. СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
1.2.1. Психический компонент функциональной подготовленности спортсменов.
1.2.2. Нейродинамический компонент функциональной подготовленности спортсменов.
1.2.3. Энергетический компонент функциональной подготовленности спортсменов.
1.2.4. Двигательный компонент функциональной подготовленности спортсменов.
1.3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ.
1.4. ИЕРАРХИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ ФАКТОРОВ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
1.4.1. Значение различных факторов в обеспечении функциональной подготовленности (физической работоспособности)
у спортсменов разных этапах подготовки.
1.4.2. Значение различных факторов в обеспечении функциональной подготовленности (физической работоспособности)
у спортсменов различной специализации.
Глава 2. МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ.
2.2. ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
2.2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЗАЦИЯ.
2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ.
Глава 3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (ПОВЫШЕНИЕ
УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ).
3.1. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
3.2. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
3.2.1. Совершенствование психической (психофункциональной) подготовленности.
3.2.2. Развитие нейродинамического компонента функциональной подготовленности.
3.2.3. Повышение уровня энергообеспечения.
3.2.4. Совершенствование двигательной (физической) подготовленности.
Глава 4. ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕНННОСТИ.
4.1. ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ.
4.2. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ.
4.3. ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
4.4. ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ.
4.5. ОПТИМИЗАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Глава 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
5.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕНННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
5.2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
5.2.1. Диагностика психофункциональной подготовленности.
5.2.2. Оценка состояния нейродинамического компонента функциональной подготовленности.
5.2.3. Определение уровня энергопродукции спортсменов.
5.2.4. Исследование двигательной (физической) подготовленности спортсменов.
5.3. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
5.4. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ, СОЛОПОВ И.Н., ШАМАРДИН А.И., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1570

(ГБОУ гимназия № 1570)

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Работу выполнили

Ученики 10,А” класса:

Скрябин Игорь Олегович

Грицков Игорь Олегович

Руководитель:

Поляков Дмитрий Васильевич
Москва 2014 год
Содержание.

Введение_____________________________________________ стр. 3

Предисловие____________________________________стр. 6

Ортостатическая проба”__________________________стр.7

Гарвардский степ тест”___________________________стр.7

Проба Летунова”________________________________стр.8

Вывод__________________________________________стр.10

Организация исследования________________________стр. 11

Результаты исследования__________________________стр.11

Заключение____________________________________________стр. 15

Список литературы______________________________________стр.16

Приложение____________________________________________стр.17

Введение.
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека .
Для примера возьмем сердечно-сосудистую систему и ее основной орган – сердце. Как уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.
В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию сердца .
Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.
Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.
Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма.
Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль .

Ускоренное развитие учебного процесса в образовательных учреждениях, связанная с необходимостью усвоения возрастающего объема учебной информации, приводит к значительному нервно-психическому напряжению и утомлению учащихся, служат причинами ухудшения состояния здоровья и как следствие ведет к понижению учебной активности.

В результате наблюдается существенное противоречие между предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физическому воспитанию и итогами ее практического результата.

Мы считаем, что одним из путей решения возникающей проблемы является определение функциональной подготовленности организма и профилактика переутомления на основе полученных данных .

Существует разница между понятиями: физической подготовленностью и функциональной подготовленностью.

Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для выполнения спортивной деятельности. Физическая подготовленность характеризуется степенью развития основных физических качеств: силы, выносливости и быстроты.

Функциональная подготовленность – это планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств, методов физической, технической и психологической подготовки.

Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющего без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства.

Согласно нашим сложившимся представлениям мы можем сказать, что функциональная подготовленность отражает уровень развития биологических резервов организма, достигнутых в процессе спортивной тренировки, что позволяет эффективно адаптироваться организму к физическим нагрузкам в разных условиях внешней среды.

Функциональная подготовленность оценивается как высокая, средняя или низкая по уровню физиологических резервов и экономического их использования .

Проблема:

На уроках физической культуры существуют тесты для оценки физических качеств, но нет тестов для определения уровня функциональной подготовленности учеников.

Актуальность исследования заключается в том, что сделана попытка, позволяющая решить задачу определения уровня функциональной подготовленности учащихся на уроках физической культуры с помощью тестов, что является актуальным как с теоретической, так и с практической стороны.

Методы исследования:

1)Теоретический анализ научно-методической литературы.

2)Контрольно-педагогические испытания (тесты).

3)Методы математической статистики.

Цель проекта:

Выбрать из множества существующих тестов для анализа функциональной подготовленности тест, наиболее информативный и доступный для массового применения его на уроках физической культуры.

Задачи проекта:

1)Найти и изучить информацию о тестах для оценки функциональной подготовленности учащихся.

2)Отобрать тесты наиболее информативные и наиболее полно характеризующие функциональную подготовленность.

3)Экспериментально опробовать выбранные тесты.

4)Обработать полученные данные и выбрать тесты наиболее подходящие для применения на уроках физической культуры.

Глава 1

Состояние вопроса.

В современной практике используется множество тестов для определения функциональной подготовленности человека. Изучив литературу, мы смогли найти несколько тестов с помощью которых можно узнать о функциональной подготовленности организма. В книгах описывается ряд проб (экспериментов) при помощи которых мы сможем достичь нашей цели, а так же приведены данные и критерии оценки, сравнив которые с результатами проведенных тестов мы сможем судить о функциональной подготовленности организма.

Виды тестов:

1)ортостатическая проба.

2)гормональная цитодиагностика.

3) медикаментозная проба.

4) гарвардский степ тест.

5)проба Летунова.

6) тредмил-тест.

В процессе проб, испытуемые будут выполнять физическую работу. При выполнении физических упражнений, у подопытных будет учащаться ЧСС и увеличиваться артериальное давление. Разницы между ЧСС и артериальном давлением перед, между и после нагрузок и будет нашей отправной точкой в определении функциональной подготовленности учащихся.

Из всего многообразия тестов мы выбрали три, наиболее отвечающих нашим требованиям. Наши критерии для выбора: валидность, доступность, информативность. По этим требованиям подходят тесты №1,4,5 их мы и возьмем на рассмотрение.
Ортостатическая проба.

Суть этой пробы заключается в анализе изменений частоты сердечных сокращений и артериального давления в ответ организма на переход тела из горизонтального положения в вертикальное. Один из вариантов ее проведения – это определение частоту пульса и давление лежа, затем (не снимая манжетки тонометра, но выпуская из нее воздух) в положении стоя определить чсс после первой и третьей минуты, а АД после третьей и пятой.

По разнице между частотой пульса, АД лежа и стоя судим о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела.
1)Среднее учащение не более 11 ударов и повышения давления говорит о хорошей тренированности (хорошая)

2)Среднее учащение на 12-18 ударов и незначительное повышение или отсутствие повышения давления показывает здоровый, но не тренированный человек (удовлетворительная)

3)Среднее учащение на 19 ударов и более, и снижение давления свидетельствует либо о полном отсутствии физической тренированности, говорить либо о переутомлении, либо о заболевании сердечно-сосудистой системы. (неудовлетворительная)

Гарвардский степ тест.

По названию пробы можно догадаться, что физической нагрузкой в ней будет шаги.

Для теста берется степ-платформа высотой 50 см для мужчин, 45 для женщин и столько же для подростков. В течении пяти минут испытуемый должен шагать на платформу с правой ноги, подставляя к ней левую и перенося вес тела на платформу и с правой же спускаться. Частота шагов должна быть 4 шага в секунду. По окончанию пяти минут замеряется ЧСС после второй, третьей и четвертой минутой отдыха.

Где значения f1, f2, f3 будут данные измерения пульса за вторую третью и четвертой минутой отдыха, а Т – время выполнения теста в секундах.

По ИГСТ мы и узнаем функциональную подготовленность учеников.

Проба Летунова .

В этой пробе будет важно не только разница между ЧСС и АД во после и до нагрузок, но и скорость их послерабочего восстановления.

У испытуемого в состоянии покоя, после пяти минут пребывания в положении сидя в расслабленном состоянии, измеряют (до получения стабильных цифр) показатели ЧСС и АД, полученные при этом значении принимают за 100%. Затем испытуемый выполняет три стандартные нагрузки не снимая манжеты тонометра.

1) 20 приседаний за 30 секунд.

2)В течении 15 секунд бег на месте в максимальном темпе с высоким подниманием бедра

3)В течении 3-х минут бег на месте в темпе 180 шагов в минуту (3 шага в секунду)

Интервал отдыха между первой и второй нагрузками три минуты. Между второй и третьей нагрузкой – четыре минуты. Фиксированное время восстановления после третьей нагрузки – пять минут. В указанные

промежутки времени ежеминутно у обследуемого в состоянии сидя определяют ЧСС (первые 10 секунд с каждой минуты) и ИД (с 15 по 45 секунд с каждой минуты).

Результаты пробы Летунова оцениваются путем изучения типов реакции. У хорошо тренированных людей наблюдается особый тип реакции на пробу, который выражается в том, что под влиянием каждой нагрузки отмечается в различной степени выраженное учащение пульса (но не более 140 уд/мин), повышение максимального АД (160-180 мм рт. ст.), а минимальное АД осталось без изменений или незначительно снизилось (до 50-60 мм рт. ст.). Важным критерием такой реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя. Так, после 20 приседаний полное восстановление может наблюдаться уже на 2 минуте реституции, после 2 нагрузки - на 3-й минуте, после 3-й - на 4 минуте. Замедление восстановления выше приведенных показателей свидетельствует о недостаточной тренированности человека.
Гипертонический тип реакции характеризуется резким повышением максимального АД до 180-220 мм рт. ст. Минимальное АД либо не изменяется, либо повышается. У таких людей отмечается и более высокая пульсовая реакция с замедлением восстановления ЧСС до исходного уровня. Этот тип реакции чаще всего отмечается при переутомлении, перетренированности, а также при предгипертонических состояниях.
Гипотонический тип реакции характеризуется незначительным повышением максимального АД в ответ на нагрузку. Такого рода изменение АД сопровождается резким учащением пульса на 2-ю и 3-ю нагрузки (до 170-190 уд/мин). Время восстановления ЧСС и АД замедлено. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.
Дистонический тип реакции характеризуется главным образом снижением минимального АД, которое после 2-й и 3-й нагрузок становится равным нулю ("феномен бесконечного тона"). Максимальное
АД в этих случаях повышается до 180-200 мм рт. ст. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке при сохранении "феномена бесконечного тона" в течении нескольких минут после нагрузки.
Реакция со ступенчатым подъемом максимального АД . Этот тип реакции характеризуется тем, что максимальное АД, которое обычно снижается в восстановительном периоде, у некоторых людей повышается на 2-3-й мин по сравнению с его величиной на 1-й мин. Такая реакция чаще всего

наблюдается после 15-секундного бега. Этот тип реакции свидетельствует об

ухудшении функционального состояния организма и служит показателем инерционности систем, регулирующих кровообращение.

Вывод.

На основании анализа научно-методической литературы были выбраны наиболее подходящие под наши задачи тесты, которые можно с легкостью проводить на уроке физической культуры во время урока. Осталось провести их и выбрать один тест наиболее отвечающий нашим требованиям (доступность, простота, информативность).

Глава 2
Организация исследования.

Исследование проводилось (сентябрь 2013 – январь 2014) на базе ГБОУ гимназии №1570 г. Москвы и состояло из трех этапов.

На первом этапе изучалось и анализировалось научно-методическая литература по проведению тестирования функциональной подготовленности, а так же по вопросам организации проведения учебных занятий по физическому воспитанию в школе.

Выбрана тема, определены цель, задачи и методы исследования.

Завершением первого этапа исследования было определение информативных тестов для оценки функциональной подготовленности учащихся.

На втором этапе было проведено тестирование функциональной подготовленности школьников, уточнены задачи исследования.

На третьем этапе анализировались и обобщались полученные материалы. Позволившие отобрать наиболее подходящие тесты для дальнейшего их использования на уроках физического воспитания.

Сделаны выводы по результатам эксперимента, разработаны практические рекомендации, происходило оформление исследовательской работы.

Ниже мы рассмотрим результаты которые были получены в ходе проведения тестов.
Тест 1 ,Ортостатическая проба”

Результаты первой пробы

(см. приложение №1).

Для выяснения функциональной подготовки рассчитывается разница между средней ЧСС в положении стоя с ЧСС в спокойном состоянии

(то есть выясним на сколько участилось ЧСС).

Первый испытуемый: (86+96):2-70=21

Второй испытуемый: (82+100):2-73=18

Полученные числа мы наносим на график (см. приложение №2), где:

1)до 5 – хорошее состояние (красный цвет)

2)от 6 до 10 – удовлетворительное состояние

(оранжевый цвет)

3)от 11 до 15 – неудовлетворительное состояние

(желтый цвет)

4)более 16 – свидетельствует о переутомлении или

заболевании сердечно-сосудистой системы.

После чего мы сравниваем среднее АД в положении стоя с АД в спокойном состоянии:

Первый испытуемый: (115+115):2-120=-5 – АД понижается

Второй испытуемый: (112+118):2-120= -5 – АД понижается

Результат:

Результаты первого испытуемого по приведенным в первой главе критериям говорит нам, что функциональная подготовленность этого человека неудовлетворительная

Чсс: (86+96)\2-70=21 =>учащение на 21 удар

Ад: (115+115)\2-120=-5 =>давление понижается

Результаты второго испытуемого так же показывают неудовлетворительный результат.

Чсс: (79+93)\2-73=13 =>учащение на 13 ударов

Ад: (112+118)\2-120=-5 =>давление понижается

Для проведения этого теста требуется специальное оборудование (фонендоскоп и тонометр), а так же специальные знания и умения по определению артериального давления. Соответственно этот тест будет очень трудно проводить в массовом порядке.

Тест 2 ,Гарвардский степ тест”

Результаты второй пробы (см. приложение №3).

Полученные данные обрабатываются по изложенному в первой главе методу. Обработав их, выстраивается график (см. приложение №4), где критерии оценки приставлены в первом столбце так:


  1. Более 90 – отличная подготовка

  2. От 80 до 89 – хорошая подготовка

  3. От 65 до 79 – средняя подготовка

  4. От 55 до 64 – подготовка ниже средней

  5. Менее 55 – слабая подготовка

При проведении теста испытуемые показали следующие результаты:

Первый испытуемый 60*5*100\(72+70+68)*5.5=26

оценка - неудовлетворительная.

Второй испытуемый 60*5*100\(80+75+68)*5.5=25

оценка - неудовлетворительная.

Для проведение этой пробы нам понадобился только секундомер и гимнастическая скамейка высотой 50 см. В связи с этим данный тест отлично подходит для массового применения на уроках физической культуры, т.к. не требует сложного и дорогостоящего оборудования и специальных знаний. Кроме этого, тест можно применять с большим количеством участников одновременно. Все условия проведения этого эксперимента отвечают нашим требованиям.

Тест 3 ,Проба Летунова”

Результаты третьей пробы (см. приложение №5).

Полученные результаты по ЧСС мы можем нанести на график (№6)

На графике можно проследить путь ЧСС до полного восстановления.

Пронаблюдав график восстановления ЧСС и проследив за восстановлением АД, мы можем сделать вывод, что организмы обоих испытуемых имеют гипертонический тип реакции на физические нагрузки, что говорит об высоком уровне переутомления испытуемых.

Тест обладает хорошей валидностью, но для его проведения требуется специальное оборудование (фонендоскоп и тонометр), а так же специальные знания и умения по определению артериального давления. Соответственно этот тест будет очень трудно проводить в массовом порядке.

Заключение.
Проведя все три пробы, мы выбрали одну наиболее подходящую под наши требования, которую можно проводить в учебном порядке в школе на уроке физической культуры. Наш выбор пал на Гарвардский степ тест. Эта проба не требует специальных знаний в какой-либо области, дорогого, сложного и труднодоступного оборудования, а так же может применяться с большим количеством участников одновременно.

Практическое значение исследования заключается в том, что тест может быть использован для определения функциональной подготовленности учащихся на уроках физической культуры. Мы считаем, что наша работа достигла поставленной цели – мы нашли тест, довольно точно показывающий уровень функциональной подготовки, не требующий дорогостоящего оборудования и пригодный для проведения на уроках физической культуры.

Список литературы.

1),Физиология человека” А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб 2008 г.

2),Физиология сердечно-сосудистой системы” Д.Хорман, Л.Хеллер

3),Анатомия и физиология человека” учебное пособие. Издание 2-е

4),Атлетизм как национальная идея формирования здорового образа жизни” Т.П.Виноградов 2006 г.

5),Технология кондиционной и спортивной подготовки в системе физического воспитания учащихся и студентов”А.Д.Скрипко РГУФК 2004 г.

6),Атлетическая гимнастика для старших школьников и студентов: методические рекомендации для студентов”Ю.Г.Травин РГАФК 2003 г.

7),Физическая культура как компонент здорового образа жизни подрастающего поколения”В.С.Коротков Калининград: БалГу 2009 г.

Приложение.

Первый испытуемый

Спокойное состояние

В положении стоя

Второй испытуемый

Спокойное состояние

В положении стоя

№3


F1

F2

F3

Первый испытуемый

72

70

68

Второй испытуемый

80

75

68

2 – первый испытуемый

3 – второй испытуемый

Первый испытуемый:

В спокойном состоянии
ЧСС: 108 уд\мин
Давление: 100/80
ЧСС: 150 уд\мин, 138 уд\мин, 120 уд\мин
давление:140/90,131/84,122/80.
ЧСС: 180 уд\мин, 132 уд\мин, 126 уд\мин, 120 уд\мин
давление 140/78,135/78,130/75,120/70
ЧСС:180 уд\мин, 126 уд\мин, 120 уд\мин,108 уд\мин, 102 уд\мин
давление 165/90,150/85,145/85/,135/80,130/70

Второй испытуемый:

В спокойном состоянии
ЧСС: 95 уд\мин
Давление: 100/86
ЧСС: 145 уд\мин, 140 уд\мин, 126 уд\мин
давление:140/80,131/80,120/80.
ЧСС: 170 уд\мин, 150 уд\мин, 130 уд\мин, 126 уд\мин
давление 140/80,135/80,130/80,120/80

ЧСС: 160 уд\мин, 120 уд\мин, 120 уд\мин, 100 уд\мин, 97 уд\мин
давление 170/90,150/90,145/80,125/80,115/80

Установлено, что с ростом квалификации при систематической мышечной тренировке уровень функциональной подготовленности спортсменок прогрессивно повышается, что выражается в увеличении основных показателей качественных характеристик функциональных возможностей организма - функциональной мощности, мобилизации, устойчивости и экономизации.

Ключевые слова : функциональная подготовленность, спортсменки, квалификация.

В процессе многолетней спортивной тренировки в организме человека происходит закономерное прогрессивное повышение уровня функциональных возможностей локомоторного аппарата и физиологических систем и формирование оптимального взаимодействия между этими системами, что обеспечивает рост физической работоспособности. Это выражается в количественных изменениях - темпе и величине прироста функциональных показателей .

При этом отмечается, что в ходе многолетней адаптации организма к систематическим физическим нагрузкам (мышечной тренировке) наблюдается определенная гетерохронность в формировании приспособительных перестроек в функциональных системах организма и совершенствовании физиологических механизмов , определяющих уровень функциональной подготовленности спортсменов .

Совершенство физиологических механизмов, лежащих в основе функциональных возможностей в большой мере зависит от их функциональных свойств - мощности, мобилизации, устойчивости и эффективности , рассматриваемых как качественные характеристики функционирования физиологических систем .

Функциональная мощность всех механизмов, обеспечивающих физическую работоспособность, рассматривается как специфическая характеристика, определяемая как верхний предел функционирования физиологических систем, определяющих выполнение механической работы в тех или иных специфических движениях .

Одним из важнейших условий развития адаптированности является повышение мобилизационных возможностей или «функциональной мобилизации», которая обусловливает функциональные изменения во время врабатывания при постоянной мощности выполняемой мышечной работы и предел этих изменений, в случае увеличивающейся или максимальной мощности физической нагрузки .

Функциональная устойчивость является одним из условий оптимального функционирования основных физиологических систем в процессе решения конкретных двигательных задач и при выполнении мышечной работы рассматривается как отражение способности удерживать высокие уровни энергетических процессов в условиях предельной интенсивности физических нагрузок, а также как способность организма эффективно осуществлять специфическую двигательную деятельность (решать двигательную задачу) в условиях существенных сдвигов гомеостаза и при воздействии внешних и внутренних помех .

Функциональная экономизация является важнейшим результатом и характеристикой адаптации организма к мышечной деятельности, проявляющаяся в повышении экономичности функционирования двигательного аппарата, системы регуляции функций и систем вегетативного обеспечения организма .

Следует отметить, что в литературе приводятся данные об особенностях функциональной подготовленности и ее качественных характеристиках почти исключительно касающиеся спортсменов мужчин, тогда как спортсменкам посвящены единичные работы и только по отдельным функциональным системам.

В этой связи основной задачей исследования явилось осуществление сравнительного анализа уровня развития основных качественных характеристик функциональной подготовленности у спортсменок различной квалификации.

Методика

Для решения поставленной задачи были осуществлены комплексные исследования в покое и при физических нагрузках стандартной и кратковременной максимальной мощности с участием спортсменок, специализирующихся в фитнес-аэробике трех воз- растно-квалификационных групп: 10-11 лет (n = 11), II спортивного разряда; 14-16 лет (n = 24), I спортивного разряда и 17-20 лет (n = 14), кандидаты в мастера спорта.

Предварительно определяли величины длины (L) и массы (P) тела, жизненной емкости легких (VC), максимальной вентиляции легких (MMV), частоты сердечных сокращений (HR). После этого обследуемые выполняли трехступенчатую физическую нагрузку, дозированную по величине индивидуальной ЧСС: 1 нагрузка - HR = 120 - 150 уд/мин.; 2 нагрузка - HR = 150 - 170 уд/мин.; 3 нагрузка - HR > 180 уд/мин (максимальная). Первые две нагрузки выполнялись в течение 5 минут, с перерывом в 5 минут. Величины мощности этих нагрузок и соответствующие уровни частоты сердечных сокращений использовались для расчета показателя PWC170. Третья нагрузка выполнялась в максимальном режиме (Wmax), и поддерживалась в течение 2 - 3 минут, при этом определялось максимальное потребление кислорода (V02max) и частота сердечных сокращений при этой нагрузке (HRmax).

Регистрация параметров внешнего дыхания, частоты сердечных сокращений и газометрических показателей осуществлялось посредством метабалографа «Ergo- oxyscreen (Jaeger)».

Результаты исследования

К наиболее информативным показателям функциональной мощности относятся величины максимальной аэробной производительности и максимальной мощности кратковременной мышечной работы . В качестве факторов мощности рассматриваются и характеристики морфофункционального статуса организма, а также показатели физиологических систем, регистрируемые при максимальных мышечных нагрузках и отражающие максимум мощности функционирования организма .

Исходя из этого для оценки уровня функциональной мощности у спортсменок анализировались показатели, характеризующие особенности физического развития, работоспособность и функциональную мощность системы кислородного обеспечения организма. В условиях мышечного покоя измерялись: длина тела (L), масса тела (P), жизненная ёмкость лёгких (VC), максимальная вентиляция лёгких (MMV). При выполнении предельной физической нагрузки регистрировались: мощность внешней механической работы (Wmax), частота сердечных сокращений (HRmax), максимальное потребление кислорода (VO2max).

В таблице 1. представлены средние величины выше обозначенных показателей у спортсменок разных возростно-квалификационных групп.

Таблица 1
Средние показатели функциональной мощности у спортсменок фитнес-аэробики различных возрастно-квалификационных групп (X± m)

Из приведённых в таблице 1 данных следует, что в процессе возрастного развития и повышения спортивного мастерства спортсменок показатели соматотипа закономерно прогрессируют. При этом большинство показателей функциональной мощности имело наибольший прирост при переходе от первой возростно-квалификационной группы ко второй (диапазон прироста показателей составил 16,6-67,5%, P<0,05). Различия же между второй и третьей группами спортсменок по размерам прироста показателей были несколько меньшими (от 0,3 до 30,2%).

Наблюдаемая динамика роста параметров функциональной мощности у спортсменок практически не отличается от таковой, отмечаемой рядом авторов при обследовании спортсменов мужчин. Показано, что рост спортивного мастерства, который, как правило, происходит параллельно с возрастным развитием, сопровождается прогрессивным увеличением показателей соматотипа, параметров мощности системы обеспечения организма кислородом, увеличением параметров функции внешнего дыхания, кровообращения и др. . При этом отмечается, что наибольший размер прироста показателей функциональной мощности наблюдается как раз на начальных этапах многолетнего процесса становления спортивного мастерства .

На следующем этапе исследования производился сравнительный анализ параметров функциональной мобилизации у спортсменок различного возраста и специальной подготовленности.

Известно, что уровень адаптированности к физическим нагрузкам характеризуется повышением функциональных резервов и готовностью к их мобилизации, и проявляется увеличением физической работоспособности организма спортсменов .
В этой связи производился сравнительный анализ таких показателей мобилизационных возможностей как величина прироста показателей, отражающих реактивность изменения частоты сердечных сокращений при нагрузке стандартной мощности (HR w1 /HR покоя) и при нагрузке максимальной мощности (HR max /HR покоя) в процентах относительно уровня покоя, процент использования максимальной вентиляции лёгких при W max (VE max /MMV, %), процент использования жизненной ёмкости лёгких при W max (Vт max /VC, %).

В таблице 2 приведены средние значения изучаемых показателей, характеризующих функциональную мобилизацию у спортсменок разного возраста и специальной квалификации.

Таблица 2
Средние показатели функциональной мобилизации у спортсменок фитнес-аэробики различных возрастно-квалификационных групп (X± m)


Как известно, скорость врабатывания в начальной фазе выполнения мышечной работы является одним из критериев высокого уровня тренированности спортсменов. Установлено, что чем быстрее происходит срочная мобилизация функций организма в самом начале работы, тем быстрее спортсмен выходит на необходимый уровень функционирования, и тем выше, в конечном итоге, будет результат .

Сравнение показателей, отражающих «мобилизационные» возможности системы кровообращения спортсменок, показывает, что величины показателя «возбудимости пульса» (процентного увеличения частоты сердечных сокращений при нагрузке относительно уровня ЧСС в покое) при выполнении как стандартной, так и максимальной нагрузки закономерно увеличивается с ростом подготовленности спортсменок.

Увеличение этих показателей во второй группе относительно первой составило соответственно 8,6 и 9,1% (P<0,05), тогда как в третьей группе спортсменок величины показателей «возбудимости пульса» относительно аналогичных показателей во второй группе соответственно была больше всего на 2,7 и 6,8% (P<0,05).

Функциональная мобилизация отражает возможности физиологических систем организма к быстрому выходу их параметров на необходимый уровень функционирования для обеспечения выполнения мышечной работы определенной мощности . При этом весьма важно и то, как быстро физиологические системы выйдут на необходимый уровень функционирования и то, насколько эффективно при этом используется функциональный потенциал .

Сравнение средних величин показателей, отражающих эффективность использования вентиляционных возможностей, процента использования максимальной вентиляции лёгких (VEmax/MMV, %) и процента использования жизненной ёмкости лёгких при W max (VЕmax/VC, %), зарегистрированных в разных возрастно-квалификационных группах спортсменок, обнаружило следующее.

Во второй группе спортсменок величина показателя VEmax/MMV при максимальной нагрузке в среднем была на 27,7 % (P<0,05) больше, чем в первой, и на 3,4% (P>0,05), меньше, чем в третьей. В тоже время средняя величина показателя использования собственной жизненной емкости легких (Wтmax/VC) при максимальной нагрузке во второй группе спортсменок была незначительно меньше (на 3,4%), чем в первой и несколько больше, чем в третьей (на 7,6%). Во всех случаях эти различия были статистически не достоверны (P>0,05).

Для оценки функциональной устойчивости и функциональной экономизации использовался ряд показателей, прямо или косвенно отражающих эти характеристики подготовленности организма спортсменок.
Функциональная устойчивость оценивалась по показателям по гипоксической устойчивости организма, определяемой в пробах с задержкой дыхания на вдохе и выдохе (TAin., TAex).

В спорте экономичность рассматривается как функциональная и метаболическая «цена» высоких, и даже предельных уровней мощности выполняемой работы . С этой целью оцениваются такие показатели экономичности функционирования как расход энергии на единицу работы, степень напряженности регуляции и оптимальность соотношения объемно-временных параметров вегетативных функций, в том числе в соотношении с мощностью выполняемой внешней механической работы.

Нами производилась оценка таких показателей, как ватт-пульс (W max /HR max), кислородный пульс (V0 2max /HR max), кислородный эффект дыхательного цикла (V0 2max /fb max), величина затрат (потребления) кислорода на единицу работы (V0 2max /W max), коэффициент соотношения объемно-временных параметров паттерна дыхания (Vт max /fb max , зарегистрированных при кратковременной мышечной работе максимальной мощности.

В таблице 3 представлены средние величины показателей, отражающих параметры функциональной устойчивости и функциональной экономизации, зарегистрированные у спортсменок разных возростно-квалификационных групп как в условиях покоя, так и при мышечной нагрузке максимальной мощности.

Гипоксическая устойчивость, оцениваемая по времени задержки дыхания на вдохе (TA in) и выдохе (TA ex) и рассматриваемая в литературе в качестве интегративного выразителя и функциональной подготовленности вообще, и функциональной устойчивости в частности [ 10 ], прогрессивно повышалась от одной квалификационной группы спортсменок к другой. Наибольший темп прироста показателей гипоксической устойчивости отмечался между первой и второй квалификационной группами (на 28,6-78,9%, P<0,05). Прирост этих показателей в третьей группе относительно второй составил несколько меньшие величины (10,4-13,8%, P>0,05).

Показано, что проявления функциональной экономизации наблюдаются как в условиях мышечного покоя, так и во время выполнения физической нагрузки . В частности, величина частоты сердечных сокращений в условиях мышечного покоя традиционно считается одним из характерных показателей, отражающих уровень функциональной экономизации не только сердечно-сосудистой системы, а всего организма спортсменов в целом .

Средние величины показателя частоты сердечных сокращений в условиях покоя, зарегистрированные в нашем исследовании у спортсменок различной квалификации, имели устойчивую тенденцию к снижению с 79,9±0,6 уд/мин в группе II разряда до 73,4±1,1 уд/мин (P<0,05) в группе кандидатов в мастера спорта.

Для высокого уровня спортивной результативности имеет важное значение степень экономизации на всех уровнях функционирования организма и отдельных его систем и, прежде всего тех, которые прямо или косвенно определяют физическую работоспособность человека . При этом особое значение имеет экономичность- эффективность и сопряжённость функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.

Таблица 3
Средние показатели функциональной устойчивости и экономизации у спортсменок фитнес-аэробики различных возрастно-квалификационных групп (X± m)


Исходя из этого нами был проведен сравнительный анализ показателей, отражающих именно эти процессы у спортсменок различной подготовленности.

Сравнение средних величин показателя ватт-пульса (W max /HR max) в разных квалификационных группах обнаруживает его значительное увеличение с ростом подготовленности спортсменок с 2,8 ±0,1 кГм/уд/мин в первой группе до 4,7±0,2 кГм/уд/мин в третьей (P<0,05). При этом наибольшая положительная разница наблюдается между первой и второй группами (60,7%,P<0,05).

Еще один показатель эффективности-экономичности функционирования - кислородный пульс (VО 2max /HR max) также обнаружил тенденцию к росту с повышением уровня подготовленности. У спортсменок II разряда этот показатель был меньше, чем у спортсменок I разряда на 16,7% (P<0,05) и на 11,4% (P<0,05), чем у кандидатов в мастера спорта. При этом средние величины показателя кислородного пульса, зарегистрированные во второй (I разряд) и третьей (КМС) группах между собой существенно не различались (P>0,05).

Средние величины показателя кислородного эффекта дыхательного цикла (V0 2max /fb max) во всех возрастно-квалификационных группах спортсменок достоверно не различались между собой (P>0,05). Наблюдался даже небольшой дрейф в сторону уменьшения от группы II разряда к группам спортсменок I разряда и КМС (P>0,05).

Величина кислородной стоимости мышечной работы (величина затрат (потребления) кислорода на единицу работы - VО 2max /W max) оказалась наименьшей у более старших и более подготовленных спортсменок 17-20 лет, и достоверно различалась с показателями спортсменок как второй (на 10%, P<0,05), так и первой (34,1%, P<0,05) групп. Необходимо отметить, что этот показатель различался по величине и во второй и первой группах (на 26,8%, P<0,05). Это позволяет сделать вывод о существенном снижении энерготрат на выполняемую работу с ростом квалификации спортсменок, а, значит, о повышении эффективности и экономичности функционирования организма.

В заключении для характеристики экономичности внешнего дыхания спортсменок различной квалификации нами анализировались средние величины коэффициента соотношения объемно-временных параметров паттерна дыхания, выражающийся в отношении величины дыхательного объема к величине частоты дыхания - Vr/fb [ 16 ].

Рядом авторов отмечается, что экономичность дыхательной функции выражается в оптимальном соотношение объемно-временных параметров паттерна дыхания . Отмечается, что при более редком и глубоком дыхании создаются наилучшие условия для газообмена при минимизации энерготрат на работу самой дыхательной мускулатуры .
Сравнение этого коэффициента у спортсменок различной квалификации показывает его закономерное и статистически значимое увеличение с повышением функциональной подготовленности с 18,4±0,9 у спортсменок II разряда, до 21,2±1,3 (P>0,05), у перворазрядниц и до 22,2±1,4 (P<0,05) у кандидатов в мастера спорта.


Сравнительный анализ всей совокупности полученных результатов свидетельствует о том, что функциональная подготовленность спортсменок с возрастом и ростом подготовленности прогрессивно увеличивается от одной квалификационной группы к другой. Наглядно это положение иллюстрируется увеличением суммарной величины оценок изучаемых показателей функциональной устойчивости у спортсменок разной квалификации (рис.1).

На рисунке представлены «функциональные портреты», построенные на основе нормализованных средних величин изучаемых параметров. Нормализация (приведение к единой шкале) осуществлялась посредством построения оценочной шкалы «выбранных точек» для обеспечения возможности сравнения параметров различной размерности .
Из представленных профилей вполне определенно можно увидеть, что суммарная «площадь», отражающая уровень функциональной подготовленности увеличивается от группы спортсменок II разряда к группе спортсменок - кандидатов в мастера спорта. Цифровое выражение «площадей» функциональной подготовленности спортсменок (рассчитанное как сумма нормализованных величин всех анализируемых показателей) в первой группе составляет - 5,61 у.е., во - второй - 7,29 у.е., а в третьей - 8,04 у.е.

Заключение

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют заключить, что с ростом квалификации при систематической мышечной тренировке уровень функциональной подготовленности спортсменок прогрессивно повышается, что выражается в увеличении основных показателей качественных характеристик функциональных возможностей организма - функциональной мощности, мобилизации, устойчивости и экономизации.

Литература

1. Бреслав, И.С. Паттерны дыхания: Физиология, экстремальные состояния, патология / И.С. Бреслав.- Л. : Наука, 1984. - 205 с.
2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988.- 331 с.
3. Виру, А.А. Функциональная устойчивость и физиологические резервы организма / А.А. Виру // Характеристика функциональных резервов спортсмена. - Л., 1982. - С. 8-11
4. Горбанева, Е.П. Физиологические механизмы и характеристики функциональных возможностей организма человека в процессе адаптации к специфической мышечной деятельности/ Е.П.Горбанева: Автореф. дис. ... док. мед. наук. - Волгоград, 2012. - 48 с.
5. Горбанёва, Е.П. Качественные характеристики функциональной подготовленности спортсменов/ Е.П. Горбанёва. - Саратов, 2008. - 145.
6. Горожанин, В.С. Нейрофизиологические и биохимические механизмы физической работоспособности / В. С. Горожанин, // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. - М., 1984.-С. 165-199.
7. Зациорский, В.М. Спортивная метрология / под общ. ред. В.М. Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982.- 256 с.
8. Корженевский, А. Н. Новые аспекты комплексного контроля и тренировки юных спортсменов в циклических видах спорта / А.Н. Корженевский, П.В. Квашук, Г.М. Птушкин // Теория и практика физической культуры. - 1993.- № 8.- С. 28 - 33.
9. Кучкин, С.Н. Резервы дыхательной системы (обзор и состояние проблемы) / С.Н. Кучкин // Резервы дыхательной системы. - Волгоград, 1999. - С. 7-51.
10. Летунов, С. П. Материалы к обоснованию теории развития выносливости / С. П. Летунов, Р.Е. Мотылянская // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 1. - С. 28-34.
11. Мищенко, В. С. Функциональные возможности спортсменов / В. С. Мищенко. - Киев: Здоровья, 1990.- 200 с.
12. Солодков, А.С. Физическая работоспособность спортсмена / А.С. Солодков. - СПб., 1995. - 43 с.
13. Солопов, И.Н. Адаптация к физическим нагрузкам и физическая работоспособность спортсменов: учебное пособие / И.Н. Солопов. - Волгоград.- ВГАФК, 2001. - 80 с.
14. Солопов, И.Н. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов: монография / И.Н. Солопов [и др.]. - Волгоград: ВГАФК, 2010.- 346 с.
15. Солопов, И.Н. Функциональная подготовка спортсменов: монография / И.Н. Солопов, А.И. Шамардин. - Волгоград: «ПринТерра-Дизайн», 2003.- 263 с.
16. Солопов, И.Н. Функциональная экономизация у спортсменов различной специализации / И.Н. Солопов [и др.] // Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов. - Волгоград, 2007. - Вып. 3. - С. 45 - 56.
17. Фомин, В. С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов: учебное пособие / В.С. Фомин.- М.: МОГИФК, 1984.- 64 с.
18. Grimby, G. Respiration as a limiting factor of working capacity / G. Grimby // Pneumonologie, 1976. - Bd 5. - P. 11 - 16.
19. Withers, R.T. Match analysis of Australian professional Soccer players / R.T. Withers // Journal of Human Movement Studies, 1982. - N 7. - P. 159 - 176.

Вам также будет интересно:

Секреты истории Майя – древней цивилизации Мексики
История цивилизации майя полна загадок. Одна из них - причина внезапного исчезновения этого...
Как поссорились царь и Микадо
Русско-японская война 1904 - 1905 Русско-японская война 1904‒1905, возникла в обстановке...
Цепной механизм химической реакции
Разветвлённые цепные реакции. 5 Основные понятия и стадии цепных реакций. Цепные реакции...
Снится нижнее белье: что это означает К чему снится мокрое белье
Любое белье, увиденное во сне, означает нечто сокровенное, спрятанное сновидцем от...