Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Сонник шептать на ухо девушке

Cонник шлепки токование сонника, к чему снится шлепки токование сонника во сне видеть К чему снится потерять шлепок

Блока «Я никогда не понимал» и А

Афанасий Афанасьевич Фет

Что такое биотоп и биоценоз в биологии?

Астения: симптомы, лечение Астено тревожный синдром что

Химические растворы Что такое гомогенный раствор

Организация и вооружение мотострелкового отделения Состав мотострелкового отделения на бтр

Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)

Явление диффузии. Что такое диффузия? Диффузия физическое явление

Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам

Картины архипа куинджи с названиями

Порядок расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

Листовая свекла мангольд Мангольд когда начинать кушать и какие части

Какие блюда можно приготовить из чечевицы просто и вкусно Простые блюда из красной чечевицы

Зонд для кормления новорожденных. Техника кормления недоношенных детей (через зонд и из бутылочки)

2) косынка, маска

3) отмеренное необходимое количество молока на 1 кормле­ние, подогретое до t °+37°+38°С.

6) стерильный шприц 20 мл

2.Подготовить оснащение.

4.Уложить ребенка на бок с припод­нятым головным концом, зафиксиро­вать такое положение с помощью ва­лика.

Примечание.

1. Размер желудочного катетера зависит от возраста и массы тела ребенка.

2. Недоношенному ребенку до и после кормления необходимо дать кислород.

3. При введении катетера через нос его необходимо зафиксировать с помощью клейкой ленты и не оставлять более 2 суток.

АЛГОРИТМ ОБРАБОТКИ ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ ПРИ ГНЕЙСЕ

Показания:1)Удаление себорейных корочек

2) Предупреждение расчесывания и инфицирования кожных покровов при гнейсе

Оснащение:1) стерильное растительное масло

2) ватные тампоны

3) лоток для обработанного материала

4) шапочка

5) марлевые салфетки 10x10 или 15x15

1.Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2.Подготовить оснащение.

3.Обработать руки гигиеническим способом, надеть стерильные резиновые перчатки.

4.Усадить или уложить ребенка на столик.

5.Ватным тампоном, обильно смочен­ным маслом, обработать волосистую часть головы промокательными дви­жениями в местах локализации гнейса.

6.Положить на обработанную поверх­ность марлевые салфетки и надеть шапочку (минимум на 2 часа).

7.Передать ребенка маме. Убрать пе­ленку и поместить ее в мешок для грязного белья, столик обработать.

8.Через 2 часа провести гигиениче­скую ванную, во время мытья осто­рожно удалить корочки.

Примечание.

1. Проводить процедуру за 2 часа до купания.

2. Исключить насильственное удаление корочек.

3. Если не все корочки удалены по­вторить процедуру в течении нескольких дней.

4. Плотно «сидящие на волосах» корочки срезать ножницами вместе с волосами.

АЛГОРИТМ ОБРАБОТКИ ПУПОЧНОЙ РАНКИ ПРИ ОМФАЛИТАХ

Показания:Воспалительный процессв пупочной ранке

Оснащение:1)стерильные ватные палочки

2) лоток для обработанного материала

3) 3% перекись водорода

4) раствор бриллиантовой зелени (или 5% КМпО)

5) стерильная пипетка

6) чистый набор для пеленания

7) резиновые перчатки

8) дезраствор

1. Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2. Подготовить оснащение.

3. Обработать руки гигиеническим способом, надеть стерильные резиновые перчатки.

4. Обработать пеленальный столик дезраствором и по­стелить пеленку на него.

5. Растянуть края пупочной ранки ука­зательным и большим пальцами левой руки.

6. Капнуть из пипетки в ранку 1-2 ка­пли перекиси водорода, ждать 30-40 секунд и «пенку» уда­лить ватной палочкой изнутри кнаружи (палочку сбросить в лоток).

7. Обработать дно ранки раствором бриллиантовой зелени, промокнув им стерильную ватную палочку.

8. Одеть ребенка и положить в кроватку.

9. Пеленку сбросить в мешок для грязного белья, обработать пеленальный столик дезраствором.

10. Снять перчатки, сбросить их в контейнер и вымыть руки.

Примечание.По показаниям процедуру проводить 3-4 раз в сутки.

megaobuchalka.ru

Кормление недоношенного ребенка через назогастральный зонд.

Алгоритм действия «Да» «Нет»
Наденьте маску.
Подогрейте в лотке с водой 40-60˚С сцеженное материнское молоко до температуры 36˚-37˚С.
Положите ребенка на пеленальный стол на бок с возвышенным изголовьем, зафиксируйте валиком из пеленки.
Достаньте пинцетом зонд из упаковки.
Измерьте глубину введения зонда от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до мечевидного отростка. Сделайте метку лейкопластырем, закройте канюлю зонда.
Смочите кончик зонда водой и введите его в одну из ноздрей,медленно продвигая внутрь. (Появление во время введения зонда у ребенка кашля и цианоза показывает попадание зонда в дыхательные пути. В таком случае необходимо быстро вынуть зонд, дать ребенку кислород и повторить процедуру).
Наберите в шприц назначенное количество теплого сцеженного материнского молока.
Откройте канюлю зонда, присоедините шприц с молоком к зонду, приподнимите зонд и медленно введите молоко в желудок младенца.
Отсоедините шприц от зонда, закройте канюлю.
Прикрепите зонд после кормления узкой полоской лейкопластыря к щеке. При необходимости можно оставить на 24-48 часов.
Зажмите зонд большим и указательным пальцами правой руки на расстоянии 2-3см от ротовой полости и быстрыми движениями извлеките его через салфетку.
Поместите использованные салфетки, шприц и зонд в КБСУ, использованные пинцет в емкость с дезраствором.
Вымойте и осушите руки.

Кормление недоношенного ребенка ложкой

Алгоритм действия «Да» «Нет»
Объясните матери цель и ход проведения процедуры.
Наденьте маску.
Подогрейте в лотке с водой 40-60˚С сцеженное материнское молоко (молочную смесь) до температуры 36˚-37˚С.
Обработайте поверхность пеленального стола ветошью, смоченной дезраствором, постелите пеленку.
Положите ребенка на пеленальный стол на бок свозвышенным изголовьем, зафиксируйте валиком из пеленки, прикройте его грудь салфеткой.
Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
Осмотрите и при необходимости очистите носовые ходы.
Проверьте температуру молока, капнув несколько капель на тыльную поверхность лучезапястного сустава.
Наберите в чайную ложку на 2/3 молока, поднесите ложку ко рту в направлении сверху вниз, коснитесь нижней губы, (ребенок рефлекторно откроет рот), введите ложку в рот, затем прикоснитесь ложкой к языку и налейте молоко на язык.
Извлеките ложку, прижав ее к верхней губе.
Поднесите следующую ложку с молоком, убедившись, что ребенок проглотил предыдущую порцию, налейте молоко на язык.
Убедитесь по окончании кормления что рот ребенка пуст.
Протрите салфеткой вокруг рта.
Удалите салфетку, прикрывающую грудь.
Положите ребенка на правый бок с приподнятым головным концом.
Поместите использованные салфетки в КБСУ, использованный пинцет в емкость с дезраствором, ложку, посуду в емкость для кипячения.
Снимите перчатки, поместите их в КБСУ.
Вымойте и осушите руки.

Согревание недоношенного новорожденного с помощью грелок.

Алгоритм действия «Да» «Нет»
Объясните матери цель и ход проведения процедуры.
Запеленайте недоношенного новорожденного, положите в кроватку.
Наденьте маску, проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
Заполните грелку горячей водой 42-45˚С на 1/2 или 2/3 объема.
Вытесните воздух из грелки нажав на нее рукой, плотно закройте пробкой.
Опрокиньте грелку горловиной вниз, убедитесь в ее герметичности и проверьте ее температуру, приложив на 1-2 минуты к внутренней поверхности предплечья.
Приготовьте еще 2 грелки аналогичным способом.
Оберните каждую грелку пеленкой, сложенной в 4 слоя.
Уложите грелки на расстоянии 8-10см (одна ладонь): две вдоль туловища с обеих сторон, одну на уровне стоп.
Накройте ребенка одеялом (поддерживайте температуру воздуха под одеялом в пределах 28-30˚С).
Меняйте воду в грелках по мере ее остывания, обязательно поочередно.
Вылейте воду из грелок по завершении процедуры, обработайте их наружную поверхность дезраствором.
Снимите перчатки, поместите их в КБСУ.
Вымойте и осушите руки.

Подача кислорода ребенку через назальную вилку или назальный катетер.

megalektsii.ru

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Цель:Обеспечить ребенка необходимым количеством пищи при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов.

Оснащение:1) резиновые перчатки

2) косынка, маска

3) отмеренное крайне важное количество молока на 1 кормле­ние, подогретое до t °+37°+38°С.

4) стерильный желудочный катетер

6) стерильный шприц 20 мл

8) электротсос или резиновая груша

1.Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2.Подготовить оснащение.

3.Обработать руки гигиеническим способом, надеть косынку, маску и стерильные резиновые перчатки.

4.Уложить ребенка на бок с припод­нятым головным концом, зафиксиро­вать такое положение с помощью ва­лика, с помощью резиновой груши или электроотсоса отсосать слизь из ротовой полости и носа.

5.Измерить глубину введения зонда - от мочки уха, до кончика носа, и от кончика носа, до мечевидного отрост­ка. Сделать метку.

6.Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость.

7.Удалить поршень из шприца, а катетер поместить между средним и указательным пальцами левой руки, слепым концом вверх.

8.Заполнить шприц на 1/3 грудном молоком и опуская слепой конец зон­да, заполнить молоком, до появления первой капли из слепого отверстия зонда.

9.Зажать катетер зажимом на расстоя­нии 5-8 см со стороны шприца.

10.Смочить конец катетера в молоке.

11.Вставить зонд в рот по средней ли­нии языка и ввести до метки. Не при­лагать усилий и следить нет ли одыш­ки, цианоза

12.Приподняв шприц, снять зажим и медленно ввести молоко в желудок.

13.Зажать катетер большим и указательным пальцем правой руки на рас­стоянии 2-3 см от ротовой полости и быстрым движением извлечь из же­лудка.

14.Положить ребенка на правый бок с приподнятым головным концом.

15.Снять перчатки, сбросить их в контейнер и вымыть руки. Ис­пользованный инструментарий помес­тить в дезраствор.

medic.oplib.ru

Кормление недоношенного ребенка через желудочный зонд

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 26Следующая ⇒

Цель:кормление недоношенного ребенка

Показания: отсутствие сосательного и глотательного рефлексов, заболевания

новорожденного (асфиксия, внутричерепная родовая травма, гемолитическая

болезнь).

Приготовьте: стерильные: полиэтиленовый желудочный зонд, шприц 20мл, салфетки, резиновый баллончик, пинцет, перчатки, маску; посуду со сцеженным материнским молоком, лоток с водой 40-60˚С, лейкопластырь, КБУ, емкости с дезраствором, ветошь.

Недоношенному новорожденному ребенку до и после кормления необходимо провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ.

Алгоритм действия:

  1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры.
  2. Наденьте маску.
  3. Подогрейте в лотке с водой 40-60˚С сцеженное материнское молоко до температуры 36˚-37˚С.
  4. Обработайте поверхность пеленального стола ветошью, смоченной дезраствором, постелите пеленку.
  5. Положите ребенка на пеленальный стол на бок с возвышенным изголовьем, зафиксируйте валиком из пеленки.
  6. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
  7. Осмотрите и при необходимости очистите носовые ходы.
  8. Достаньте пинцетом зонд из упаковки.
  9. Измерьте глубину введения зонда от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до мечевидного отростка. Сделайте метку лейкопластырем, закройте канюлю зонда.
  10. Возьмите зонд на расстоянии 7-8см от слепого конца как писчее перо и введите через носовой ход до метки. (Появление во время введения зонда у ребенка кашля и цианоза показывает попадание зонда в дыхательные пути. В таком случае необходимо быстро вынуть зонд, дать ребенку увлажненный кислород и повторить процедуру).
  11. Наберите в шприц назначенное количество теплого сцеженного материнского молока.
  12. Откройте канюлю зонда, присоедините шприц с молоком к зонду, приподнимите зонд и медленно введите молоко в желудок младенца.
  13. Отсоедините шприц от зонда, закройте канюлю.
  14. Прикрепите зонд после кормления узкой полоской лейкопластыря к щеке. При необходимости можно оставить на 24-48 часов.
  15. Зажмите зонд большим и указательным пальцами правой руки на расстоянии 2-3см от ротовой полости и быстрыми движениями извлеките его через салфетку.
  16. Положите ребенка на правый бок с приподнятым головным концом.
  17. Поместите использованные салфетки, шприц и зонд в КБУ, использованные пинцет в емкость с дезраствором.
  18. Снимите перчатки, поместите их в КБУ.
  19. Вымойте и осушите руки.

Примечание: диаметр зонда зависит от массы тела ребенка: при массе до 1000гр -№4; 1000-20000гр - №6; 2000-2500гр - №8.

У глубоко отсутствует глотательный и сосательный рефлексы, потому они не способны самостоятельно питаться грудным молоком матери. Получают пищу такие дети через специальное устройство – зонд.

Показания к кормлению новорожденных через зонд

Другими показаниями к кормлению через зонд являются:

  • оперативные вмешательства на желудке или пищеводе;
  • задержка в развитии тяжелой степени;
  • врожденные ;
  • тяжелые заболевания с быстрой утомляемостью при кормлении.

Техника кормления ребенка через зонд

Есть два вида техники кормления через зонд. В первом случае зонд для кормления вводят только на одно кормление. Во втором - зонд вводят для многократных кормлений в течении нескольких дней.

Перед началом кормления на зонде ставят метку, до которой его вводят в желудок (измеряя длину от переносицы до конца грудины). Перед кормлением через зонд вливают немного молока – проверить его проходимость и удалить воздух, зонд вводят в заполненном состоянии.

Ребенку приоткрывают рот и вводят зонд до метки точно по середине языка, часто недоношенным детям зонд вводят через нос. Перед тем, как начать зондовое кормление, необходимо убедиться, что ребенок не кашляет и не задыхается, и зонд находится в желудке, а не дыхательных путях.

Через несколько минут после установки зонда, к его верхнему краю присоединяют шприц, заполненный теплым грудным молоком или смесью. Если после кормления зонд не удаляют, то на его верхнюю часть помещают специальных зажим и фиксируют зонд лейкопластырем.

При появлении сильной рвоты или позывов на нее, кормление нужно прекратить, во время кормления голову и тело ребенка нужно повернуть на бок. Если у недоношенного ребенка появится глотательный рефлекс, его кормят не только через зонд, но и начинают давать пищу через пипетку, постепенно подготавливая его к обычному кормлению.

Цель: Обеспечить ребенка необходимым количеством пищи при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов.

Оснащение: 1) резиновые перчатки

2) косынка, маска

3) отмеренное необходимое количество молока на 1 кормле­ние, подогретое до t °+37°+38°С.

4) стерильный желудочный катетер

6) стерильный шприц 20 мл

8) электротсос или резиновая груша

1.

2. Подготовить оснащение.

3. Обработать руки гигиеническим способом, надеть косынку, маску и стерильные резиновые перчатки.

4. Уложить ребенка на бок с припод­нятым головным концом, зафиксиро­вать такое положение с помощью ва­лика.

5. Измерить глубину введения зонда - от мочки уха, до кончика носа, и от кончика носа, до мечевидного отрост­ка. Сделать метку.

6. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость.

7. Удалить поршень из шприца, а катетер поместить между средним и указательным пальцами левой руки, слепым концом вверх.

8. Заполнить шприц на 1/3 грудном молоком и опуская слепой конец зон­да, заполнить молоком, до появления первой капли из слепого отверстия зонда.

9. Зажать катетер зажимом на расстоя­нии 5-8 см со стороны шприца.

10. Смочить конец катетера в молоке.

11. Вставить зонд в рот по средней ли­нии языка и ввести до метки. Не при­лагать усилий и следить нет ли одыш­ки, цианоза

12. Приподняв шприц, снять зажим и медленно ввести молоко в желудок.

13. Зажать катетер большим и указательным пальцем правой руки на рас­стоянии 2-3 см от ротовой полости и быстрым движением извлечь из же­лудка.

14. Положить ребенка на правый бок с приподнятым головным концом.

15. Снять перчатки, сбросить их в контейнер и вымыть руки. Ис­пользованный инструментарий помес­тить в дезраствор.

Примечание.

1. Размер желудочного катетера зависит от возраста и массы тела ребенка.

2. Недоношенному ребенку до и после кормления необходимо дать кислород.

3. При введении катетера через нос его необходимо зафиксировать с помощью клейкой ленты и не оставлять более 2 суток.



АЛГОРИТМ ОБРАБОТКИ ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ ПРИ ГНЕЙСЕ

Показания: 1)Удаление себорейных корочек

2) Предупреждение расчесывания и инфицирования кожных покровов при гнейсе

Оснащение: 1) стерильное растительное масло

2) ватные тампоны

3) лоток для обработанного материала

4) шапочка

5) марлевые салфетки 10x10 или 15x15

1. Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2. Подготовить оснащение.

3.

4. Усадить или уложить ребенка на столик .

5. Ватным тампоном, обильно смочен­ным маслом, обработать волосистую часть головы промокательными дви­жениями в местах локализации гнейса.

6. Положить на обработанную поверх­ность марлевые салфетки и надеть шапочку (минимум на 2 часа).

7. Передать ребенка маме. Убрать пе­ленку и поместить ее в мешок для грязного белья, столик обработать.

8. Через 2 часа провести гигиениче­скую ванную, во время мытья осто­рожно удалить корочки.

Примечание.

1. Проводить процедуру за 2 часа до купания.

2. Исключить насильственное удаление корочек.

3. Если не все корочки удалены по­вторить процедуру в течении нескольких дней.

4. Плотно «сидящие на волосах» корочки срезать ножницами вместе с волосами.

АЛГОРИТМ ОБРАБОТКИ ПУПОЧНОЙ РАНКИ ПРИ ОМФАЛИТАХ

Показания: Воспалительный процессв пупочной ранке

Оснащение: 1)стерильные ватные палочки

2) лоток для обработанного материала

3) 3% перекись водорода

4) раствор бриллиантовой зелени (или 5% КМпО)

5) стерильная пипетка

6) чистый набор для пеленания

7) резиновые перчатки

8) дезраствор

1. Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2. Подготовить оснащение.

3. Обработать руки гигиеническим способом, надеть стерильные резиновые перчатки.

4. Обработать пеленальный столик дезраствором и по­стелить пеленку на него.

5. Растянуть края пупочной ранки ука­зательным и большим пальцами левой руки.

6. Капнуть из пипетки в ранку 1-2 ка­пли перекиси водорода, ждать 30-40 секунд и «пенку» уда­лить ватной палочкой изнутри кнаружи (палочку сбросить в лоток).

7. Обработать дно ранки раствором бриллиантовой зелени, промокнув им стерильную ватную палочку.

8. Одеть ребенка и положить в кроватку.

9. Пеленку сбросить в мешок для грязного белья, обработать пеленальный столик дезраствором.

10. Снять перчатки, сбросить их в контейнер и вымыть руки.

Примечание. По показаниям процедуру проводить 3-4 раз в сутки.

Существуют две методики кормления через зонд: одномоментное введение зонда в желудок на одно кормление и оставление зонда в желудке на сутки или на несколько дней.

Для одномоментного зондирования применяются резиновые катетеры № 11-15. С помощью стеклянной трубочки или канюли катетер соединяется с резиновой трубкой большего калибра, которая надевается на небольшую стеклянную воронку.

Каждая палатная сестра, обслуживающая недоношенных детей, должна в совершенстве владеть техникой кормления через зонд, знать возможные осложнения при «зондировании» и уметь их вовремя предупредить. Самым грозным осложнением при кормлении через зонд является попадание молока в дыхательные пути и последующая асфиксия. Это может произойти в результате ошибочного введения зонда в трахею или при возникновении во время «зондирования» рвоты.

Возникновение рвоты при «зондировании» может быть обусловлено: 1) особенностью ребенка; 2) струйным введением молока в желудок; 3) попаданием в желудок воздуха.

У нас в отделении кормление ребенка через зонд осуществляют 2 человека (рис. 13). Ответственной является сестра данной палаты, она вводит зонд и руководит всей процедурой, ее помощник (сестра другой палаты) фиксирует воронку и при необходимости подливает в нее молоко. Мы считаем, что при кормлении ребенка через зонд одним человеком, как это рекомендуют Э. М. Кравец и другие авторы, увеличивается возможность аспирации. Особенно, если эту процедуру проводит сестра с небольшим стажем работы.

Рис. 13. Кормление через резиновый зонд.

Кормление через зонд проводится в следующей последовательности:

1. Перед началом первого кормления краской или ниткой отмечается длина, на которую зонд вводится. Она равна расстоянию от переносицы ребенка до мечевидного отростка грудины и в среднем составляет 10-12 см. Желательно, чтобы для каждого ребенка был отдельный зонд.

2. После кипячения всей системы (зонд, резиновая трубка, воронка) через нее пропускается немного молока, чтобы проверить проходимость зонда и вытеснить имеющийся в системе воздух.

3. После заполнения зонда и воронки молоком резиновая трубка плотно сжимается пальцами рук. Зонд вводится в заполненном состоянии, этим предупреждается попадание воздуха в желудок.

4. Перед введением зонда в полость рта кончик его смачивают в молоке или в растворе буры с глицерином.

5. Приоткрыв ребенку рот, зонд вводят поверх языка по средней линии внутрь до указанной метки.

6. После введения зонда необходимо выждать некоторое время, чтобы убедиться в его правильном местонахождении. Все это время резиновая трубка плотно сжата для предупреждения вытекания молока. При попадании зонда в пищевод или в желудок состояние ребенка не меняется и признаков неудовольствия не отмечается. При введении зонда в трахею ребенок синеет, начинает кашлять, давиться.

Появление выраженного цианоза или кашля во время введения зонда является показанием для срочного извлечения его и дачи ребенку кислорода.

7. После того как удается убедиться в том, что зонд находится в желудке, резиновая трубка разжимается и молоко начинает выливаться в желудок. Для предупреждения рвоты молоко должно выливаться в желудок не струйно, а частыми каплями. Это достигается умеренным сжатием стенок зонда.

При кормлении через зонд детей первых дней жизни введение молока в желудок должно производиться редкими каплями. Для этой цели мы используем металлические винтовые зажимы, которые применяются при внутривенных капельных вливаниях. С помощью такого зажима, одетого на зонд, можно регулировать частоту капель.

8. После прохождения молока через контрольную стеклянную трубочку резиновая трубка вновь полностью пережимается и зонд осторожно извлекается наружу.

9. Если во время кормления через зонд у ребенка появляются позывы на рвоту, зонд немедленно вынимается обратно.
10. До и после «зондирования» рекомендуется дача кислорода. После окончания кормления зонд, резиновая трубка и воронка промываются проточной водой и кипятятся.

Ребенок во время кормления находится на боку.

Если придерживаться указанных положений, «зондирование» не представляет никакой опасности и легко переносится недоношенными детьми.

При кормлении через резиновый зонд интервал между приемами пищи обычно составляет 3-4 ч. Соответственно с этим увеличивается и разовое количество вводимого молока по сравнению с кормлением из бутылочки через 2 ч. Учитывая, что в первые две недели жизни физиологическая вместимость желудка у недоношенных детей значительно ограниченна, при введении молока через зонд количество вводимой пищи не должно превышать функциональные возможности ребенка.

За последние годы для кормления недоношенных детей стали применять полиэтиленовые зонды с очень узким диаметром, что позволяет вводить их в желудок как через рот, так и через носовые ходы. Методика кормления такими зондами существенно отличается от кормления с помощью резинового зонда. После введения в желудок полиэтиленовый зонд укрепляется у входа в носовые ходы (полость рта) лейкопластырем (рис. 14) и остается в таком положении на один или несколько дней. Молоко вводится в зонд капельно через подключенную систему с воронкой или шприцем. Так как такой зонд имеет узкий диаметр, для этой цели лучше использовать 5- или 10-граммовые шприцы.


Рис. 14. Кормление через постоянный полиэтиленовый зонд, введенный через носовые ходы. Видна фиксация зонда.

В методике кормления полиэтиленовым зондом имеется много положительных моментов: экономится время при кормлении, решается проблема питья (между кормлениями через зонд вводится необходимое количество жидкости), отпадает необходимость в частом введении зонда. Однако при введении полиэтиленового зонда через носовые ходы имеются и отрицательные стороны. Частично выключается носовое дыхание, появляется возможность повреждения слизистой носа и образования на ней пролежней. Поэтому метод введения зонда через носовые ходы следует считать менее физиологичным. Более перспективно введение полиэтиленового зонда в желудок через рот. Абсолютными показаниями для применения полиэтиленового зонда являются те случаи, когда введение резинового зонда сопровождается рвотой.

Для кормления недоношенных детей следует применять только стандартные полиэтиленовые зонды, имеющие закругленный, гладкий конец. При использования самодельных полиэтиленовых зондов можно легко повредить слизистые носа, пищевода, желудка.

Некоторые виды полиэтиленовых зондов при кипячении деформируются и подлежат только однократному использованию. При необходимости применять их в дальнейшем они должны тщательно промываться под давлением и храниться погруженными в 96% спирт.

Цель: обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.

Показания:

Невозможностьестественного кормления через рот;

Отсутствие сосательного и глотательного рефлекса.

Противопоказания:

Крайне тяжелое состояние ребенка;

Глубокая недоношенность с дыхательными растройствами, нарушением кровообращения, угнетением ЦНС.

Оснащение:

Резиновые перчатки;

Косынка, маска;

Отмеренное необходимое количество молока на одно кормление, подогретое до температуры 37 - 38◦С;

Стерильный желудочный катетер (зонд);

Пинцет в крафт – пакете;

Стерильный шприц 20 мл;

Лоток для оснащения;

Лоток для использованного оснащения;

Электроотсос или резиновая груша;

Кислородная маска с системой обеспечения подачи кислорода;

Стерильный материал (марлевые салфетки) в биксе или крафт – пакете;

Пеленки;

Емкость с дезраствором для обеззараживания поверхности и использованного оснащения.

Обязательные условия: размер желудочного катетера зависит от массы тела ребенка:

Масса менее 1000 г - №4 носовой или №6 ротовой;

Масса 1000 - 2500г - №6 носовой и ротовой;

Масса более 2500г - №6 носовой или №10ротовой.

Недоношенному новорожденному ребенку до и после кормления необходимо провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения манипуляции Обеспечение права родителей на информацию
2. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения манипуляции
3. Надеть косынку, маску. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
4. Уложить ребенка на бок с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика Предупреждение аспирации
5. Провести санацию носовых ходов и полости рта Предупреждение аспирации
Выполнение манипуляции
1.Положить на грудь ребенку стерильную пеленку Предупреждение контакта катетера с нестерильным бельем ребенка
2. Распечатать упаковку с катетером, предварительно проверив герметичность упаковки и срок годности катетера. Обеспечение инфекционной безопасности
3.Измерить глубину введения катетера от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка. Сделать метку. Примечание: можно измерить глубину введения катетера следующим образом: от кончика носа за ухо и до верхнего края грудины Обеспечение введения катетера в желудок
Этапы Обоснование
4. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость, пропустив через него воздух. Примечание: следить чтобы свободный конец катетера был постоянно зафиксирован рукой Обеспечение эффективности проведения манипуляции
5. Удалить поршень из шприца. Поместить шприц в левую руку и пропустить присоединенный катетер между указательным и средним пальцами левой руки, расположив его слепыи концом вверех. Заполнить шприц на 1/3 объема грудным молоком Предупреждение истечения молока из катетера при дальнейшем его заполнении
6. Взять слепой конец зонда в правую руку и, осторожно опуская его вниз, заполнить молоком (до появления первой капли молока из отверстия в области слепого конца зонда) Вытеснение воздуха из катетера предупреждает попадание воздуха в желудок малыша
7. Вернуть зонд в левую руку в исходное положение. Примечание: во время заполнения зонда молоком следить, чтобы слепой конец зонда постоянно был поднят вверх Обеспечение эффективности выполнения манипуляции
8. Зажать катетер зажимом на расстоянии 5 – 8 см со стороны шприца. Кольцо зажима поместить на большой палец левой руки. Исключение вытекания из катетера молока. Предупреждение соскальзывания катетера со шприца.
Правой рукой взять зонд на расстоянии 7 – 8 см от слепого конца. Смочить его в молоке Влажный зонд легче ввести. Предупреждение травмирования слизистых оболочек
9. Вставить зонд через нос по нижнему носовому ходу или рот по средней линии языка до отметки (при введении зонда не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза и т.п.) Исключение попадания зонда в дыхательные пути
10.Присоединить шприц к катетеру, проверить фиксацию и попытаться отсосать содержимое. Если при этом будет получено содержимое желудка, значит, катетер введен правильно. При отсутствии патологических примесейсодержимое желудка возвращают для сохранения электролитов и ферментов Контроль нахождения катетера в желудке


Этапы Обоснование
11. Добавить в шприц молоко. Приподняв шприц, снять зажим с катетера и медленно (регулируя высоту расположения шприца) ввести молоко в желудок младенца Медленное поступление молока предотвращает резкое усиление перистальтики желудка и появление рвоты
12.При достижении молоком устья шприца, вновь наложить зажим на катетер. Примечание: если в результате проведенных мероприятий не было введено все отмеренное количество молока, вновь заполнить им шприц и ввести в желудок ребенку Предупреждение попадания воздуха в желудок
13.Отсоединить шприц, перкрыть катетер и оставить его на 3 – 4 мин в желудке, чтобы успокоилась перистальтика и не произошло срыгивания вслед за извлечением катетера. Быстрым движением извлечь его через салфетку и бросить в лоток. Профилактика рвоты
Завершение манипуляции
1.Взять ребенка на руки и подержать в вертикальном положении пока не произойдет отрыжка воздухом Примечание: недоношенным детям, выхаживаемым в кувезе, а также травмированным вертикальное положение не придается Профилактика аэрофагии
2.Положить ребенка на бок с приподнятым головным концом и верхней частью туловища Уменьшается вероятность аспирации. Облегчается опорожнение желудка
3.Использованные катетер, шприц, пинцет обеззаразить в соответствующих емкостях с дезраствором Обеспечение инфекционной безопасности
4. Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

Примечание : детей с малой массой тела и гестационным возрастом менее 32 недель кормят через назо – или орогастральный зонд (предпочтительнее последний, так как введение зонда через нос вызывает затруднение дыхания). Во избежание развития инфицирования и пролежней не рекомендуется оставлять постоянный зонд на время свыше 2 – х дней. Введение молока необходимо осуществлять капельно, через специальные шприцевые перфьюзоры (автоматические дозаторы «Линемат» и др.), при их отсутствии можно использовать стерильные шприцы и капельницы.



Кормление ребенка с ложки

Цель: обеспечить полноценное питание, при невозможности грудного вскармливания.

Показания:

Абсолютные и относительные противопоказания к кормлению грудью;

Отсутствие сосательного рефлекса.

Противопоказания: нет

Оснащение:

Хлопчатобумажные салфетки (разовые бумажные салфетки);

Чайная ложка с неострыми краями;

Блюда питания (грудное молоко, адаптированная молочная смесь)

Техника безопасности: держать ребенка на руках с приподнятой головой.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Выяснить у мамывкусовые особенности ребенка Обеспечение рационального питания с учетом индивидуальных особенностей ребенка
2.Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
3.Приготовить грудное молоко или смесь в необходимом количестве. Примечание: температура молока/смеси не должна превышать температуру тела Предупреждение недокорма или перекорма Обеспечение улучшения вкусовых ощущений
Выполнение манипуляции
1.Проверить температуру молока/смеси, капнув несколько капель на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава Теплая пища не вызывает спазма гладкой мускулатуры желудка, хорошо всасывается, не вызывает ожогов слизистой оболочки
2. Взять ребенка на руки. Прикрыть его грудь салфеткой Предупреждение аспирации пищи Предупреждение загрязнения одежды
Этапы Обоснование
3. Ложкой, наполненной на ½ пищей, коснуться нижней губы (ребенок открывает рефлекторно рот), затем прикоснуться ложкой к языку и влить молоко/смесь в рот. Извлечь пустую ложку Обеспечивается попадание пищи в ротовую полость
4. Подождать, пока ребенок проглотит пищу, при необходимости вытирая салфеткой губы. Примечание: кормить медленно, следующую порцию молока вливают в рот только после того, как ребенок проглотит предыдущую Предупреждение загрязнения белья Предупреждение аспирации пищи
Завершение манипуляции
1.Осмотреть полость рта, убедиться, что молока во рту не осталось Предупреждение вторичной асфиксии
2. Придать ребенку вертикальное положение для отрыгивания воздуха Профилактика аэрофагии
3. Убрать салфетку, прикрывающую грудь и шею ребенка. Уложить ребенка в кроватку на бочок Обеспечение комфортного состояния
4. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

Вам также будет интересно:

Очень вкусный борщ с капустой и томатной пастой Томатная паста для борща
Красный борщ - один из самых непревзойденных супов славянской кухни. Традиционный рецепт,...
Причастие в английском языке (The Participle) Независимый причастный оборот английский язык
В английском языке причастные обороты в функции обстоятельства бывают двух типов, а...
Образец заполнения штатного расписания
Данный документ является локально нормативным актом, который применяется для оформления...
Перевод внешнего совместителя на основное место работы
Е.Ю. Забрамная, юрист, к. ю. н. А.К. Ковязин, юрист Как «сделать» из совместителя...
Габдулла Тукай: краткая биография
Габдулла Тукай - основоположник новой национальной поэзии, высоко поднявший знамя...