Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Сонник шептать на ухо девушке

Cонник шлепки токование сонника, к чему снится шлепки токование сонника во сне видеть К чему снится потерять шлепок

Блока «Я никогда не понимал» и А

Афанасий Афанасьевич Фет

Что такое биотоп и биоценоз в биологии?

Астения: симптомы, лечение Астено тревожный синдром что

Химические растворы Что такое гомогенный раствор

Организация и вооружение мотострелкового отделения Состав мотострелкового отделения на бтр

Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)

Явление диффузии. Что такое диффузия? Диффузия физическое явление

Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам

Картины архипа куинджи с названиями

Порядок расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

Листовая свекла мангольд Мангольд когда начинать кушать и какие части

Какие блюда можно приготовить из чечевицы просто и вкусно Простые блюда из красной чечевицы

Задание логопеда звуки ль й. Карточки для домашнего задания "дифференциация звуков й - ль"

Игры на дифференциацию звуков Л-Ль у дошкольников

Цель: дифференциация звуков Л-Ль.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Л-Ль в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Л-Ль. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, способствуют развитию грамматического строя языка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Лев, лак, лошадь, листок, молоко, лыжи, липа, калина, лампа, молоток, лесенка, Лиза, Слава, лук, лейка, шляпа, будильник, ложки, мыло, фасоль.

"Веселый металлофон"
Ребенку предлагается рассказывать стихотворение и отстукивать ритм в металлофон.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла - к нам уже весна пришла,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - расцветают тополя.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы - зажужжали три пчелы.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли - девочки жука нашли.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - как на улице тепло.
Лё-лё-лё, лё-лё-лё - пролетает мотылек.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу - рады девочки теплу.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю - как же я весну люблю.

Пальчиковая игра "Где что выросло"
У липы - листья,
Загибаем пальчики при назывании деревьев.
У клена - листья,
У тополя - листья,
У сосны и елки - колкие игоки.
Имитируем "иголки", напряженно выставляя все пальчики.

Речевая игра с элементами психогимнастики "Клумба"
Перед началом игры надо уточнить у ребенка представления о том, какие цветы называются садовыми (те, которые выращиваются в саду, на клумбах). В ходе игры взрослый сопровождает показ цветов картинками.
Поливает Лидия беленькие лилии,
Отводим кисть одной руки в сторону.
Люба польет лиловый люпин.
Отводим кисть другой руки в сторону.
Слава из мальчиков ходит один,
Делаем удивленное лицо; показываем один пальчик
Слава польет желтый левкой,
Имитируем "поливание".
А флоксы польем мы с тобой.
Показываем рукой на себя и ребенка

В конце игры взрослый уточняет у ребенка, какого цвета каждый цветок.

Игра с мячом "Летает - не летает"
Взрослый катит ребенку мяч, называя слово, а ребенок должен откатить мяч, говоря "летает" или не "летает". Например: Самолет... летает. Лось... не летает. и т. д.
Самолет, лось, лягушка, ласточка, волк, галка, шмель, белка, улитка, пчела, светлячок, моль, лев, вертолет, лебедь, тюлень, олень, мотылек.

Пальчиковая игра "Полянка"
На полянке мы гуляли,
Сжимаем пальчики в кулачки в ритме строчек.
Там кого-то увидали.
Лена - улитку,
Загибаем пальчики при назывании
Люда - шмеля,
Слава - пчелу,
А Влад - светлячка.
Ты слушал внимательно?
Отгадай: кто не летает?
Называй!

Артикуляция звука: губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя; мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа; горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий, твердый. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Замена звука й на звук ль относится к акустико-фонематической (сенсорной) дислалии. Звук й нарушается реже. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене мягким ль (в его нижней и верхней артикуляции).

Сбой в артикуляции: кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Подготовительный этап. Цель его – устранение патологического механизма.

I этап: дифференциация неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
На данном этапе можно использовать следующие игры:
Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

II этап: дифференциация звуков по долготе, силе, высоте, тембру голоса.

Дифференциация звуков по долготе:

Игра «Близко – далеко».

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

Игра «В лесу»: Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

Ход игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.

Ход игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

Дифференциация по высоте:

Игра «Угадай, кто сказал».

Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

III этап: дифференциация слов

1.Слова разные по длине и разные по звукопроизношению:

Игра «Лишнее слово». Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан;

сом, ком, индюк, дом;

лимон, вагон, кот, бутон;

2.Слова одинаковые по длине и разные по звукопроизношению:

Игра «Назови одним словом». Логопед предлагает детям прослушать слова и назвать одним слова, которые звучат похоже (мышка, мишка, зайка; Маша, Саша, Даша и т. д.).

Игра «Будь внимателен» (Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.)

Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку - ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

3.Дифференциация в словах квазиомонимах.

Игра «Чем отличаются слова». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы. Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

А) Дифференциация гласных звуков : ки т-ко т, па лка-по лка, до м-ды м, со к-су к, бу тон-ба тон и т.д.

б) Дифференциация сонорных и шумных звуков : кл асс-кв ас, р ечка-п ечка, М аша-к аша

в) Дифференциация шумных звуков : б инт-в инт, б очка-д очка

г) Дифференциация между сонорными звуками : игл а-игр а, кор обок-кол обок

д) Дифференциация мягких и твердых звуков : л ук-л юк, м ышка-м ишка

е) Дифференциация звонких и глухих звуков :г орка-к орка, иг ра-ик ра

ё) Дифференциация свистящих и шумных звуков : с анки-т анки, С еня-В еня

ж) Дифференциация внутри свистящих звуков : коз а-кос а, зуб -суп

з) Дифференциация шипящих и шумных звуков : шапки-танки, шина-тина

и) Дифференциация шипящих внутри шипящих звуков : ш ар-ж ар, лещ –леч ь

К) Дифференциация шипящих и свистящих звуков : мишка-миска

IV этап: Дифференциация слогов.

Игра «Поймай слог ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог йа.

КА-ТА-ЙА-ПА КО-ЙО-ПО-ТО ТУ-ЙУ-КУ-ПУ ПЭ-ЙЭ-КЭ-ТЭ (гл. взр.)

ФА-ХА-ЙА-СА-ША(гл. щел.)

ГА-БА-ЙА-ДА(зв. взр.)

ВА-ЙА-ЖА-ЗА (зв. щел.)

РА-ЛА-МА-ЙА-НА (сонор.)

V этап: Дифференциация фонем

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.


Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

Игра «Поймай звук ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит звук й

А-О-Й-У-Ы-И

К-Т-Й-П

Ф-Й-Х-С-Ш

Г-Й-Б-Д

В-Ж-Й-З

Р-Л-М-Й-Н

VI этап: Формирование элементарных форм фонематического анализа и синтеза.

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

-Игра « Разложи картинки». Выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук й

Игра «Найди картинки с заданным звуком . Ребёнку предлагается отобрать картинки с заданным звуком в начале слова, конце, середине.(В начале даются слова легкими звуками: р ука-пар -вор она) й од-воробей -чай ка.

Лото «Необычные цветы»

На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, в названии которых есть заданный звук. Выбранный лепесток прикрепляется к контуру цветка.

Игра «Светофор»

Используется бумажная полоска, разделенная на 3 части: красная левая часть -начало слова, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец. Педагог называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, дети ставят фишку на красную, желтую или зеленую часть полоски.

Для подготовки к постановке звука Й используются упражнения на подъём спинки языка:

- «Мостик» языком; - присасывание спинки языка к нёбу, при этом кончик языка удерживается внизу.

"Мостик построим - мостик разрушим" : Ставлю я язык «дугой» и кладу - даю покой.

Описание. Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки, затем расслабить его. Удерживать каждую позицию 3-5 секунд.

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

«Кошка сердится» - язык выгибается, конец его смотрит вниз.

Улыбка» («Лягушка»)
Цель.

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание .
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, как бы беззвучно произнося звуки . Удерживать губы в таком положении под счёт от одного до пяти, десяти.
Внимание!
1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

Подготовительными упражнениями к постановке звука й могут служить следующие движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается мягким, выгиб снижается).

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Постановка звуков.

Цель –сформировать первичные умения правильного произношения звуков.

После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй.

Другими приемами постановки звука й будут следующие:

а) произнесение звукосочетаний йа-йа при убыстрении темпа (получается йотированная гласная я , т.е йа );

б) использование как промежуточного звука ЗЬ (нажимая на кончик языка при произношении звука ЗЬ , получается звук й);

в) озвончение звука ХЬ.

В случае замены звука й через ль необходимо провести дифференциацию его со звуками-заменителями в слогах, словах и в развернутой речи.

1.Автоматизация в слогах

Йо-йо-йо-йо ай-ой-эй-ий

ен-ен-ен-ен ой-ий-ай-эй

ён-ён-ён-ён эй-ай-ий-ой

юн-юн-юн-юн ий-эй-ой-ай

Чистоговорки

Ай-ай-ай - скоро май.

Уй-уй-уй - ветер, дуй.

Ой-ой-ой - возьми меня с собой.

Эй-эй-эй - сидит на ветке воробей.

2.Автоматизация в словах

Игра «Кубики с картинками» Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) в словах.
Оборудование. Несколько кубиков с наклеенными картинками: ежик, вьюнок, маяк, юбка, чайник, майка, воробей, муравей, сарай, трамвай, ягода, якорь, змея, ежи, ежевика, поезд, ружье, приемник.

Ход игры . Дети сидят за одним столом и по очереди бросают любой кубик на стол. Ту картинку, которая окажется наверху, ребенок должен правильно произнести. За правильное произношение засчитывается очко. В конце игры педагог подсчитывает очки. У кого очков больше, тот победитель.

3.Автоматизация в словах и фразах

Игра «Скажи, что ему делать»

Цель. Автоматизация звука Й в словах и фразах.

Оборудование: игрушечные машины, мяч, прыгалки, обруч.

Ход игры . На полке разложены игрушки. Каждый ребенок по очереди подходит к полке, берет любую игрушку и предлагает кому-нибудь из детей поиграть с ней. Дети должны произносить примерно такие фразы: Вася, попрыгай через веревочку; Сережа, покатай обруч и т.п. После выполнения просьбы ведущего игрушка возвращается, и игра продолжается.

Автоматизация звука в тексте

Знает юнга южный край,

Есть у юнги попугай!

Юнга наш - герой бесстрашный!

Юный юнга, но отважный!

4.Дифференциация звуков в произношении:

Дифференциация звуков в произношении изолированных звуков

Возьми картинки-символы звуков Й и ЛЬ. Внимательно послушай и запомни, как гудит моторная лодка (ЛЬ), как гудит юла (Й).Обрати внимание на положение языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й - опускается). По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие звуки.

Дифференциация звуков Й - ЛЬ в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно. Помните, что при чтении каждой из йотированных букв я, ё, ю, е произносится по 2 звука: ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.

я- я я- ля л я- я- ля я- л я-я

ле - е е - ле ле - е - ле е - ле - е

лю - ю ю - лю лю - ю - лю ю - лю-ю

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в прямых слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ля - е ли - ю ле - ю - ля

лю - я ле - е л е - е - ли

е - ли я - лю ли - я - лю

ю - ле е - ля ля - е - ле

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в разных словах

Четко повтори пары слов.

В случаях затруднений дайте ребенку возможность прослушать каждое слово из пары

и, глядя на картинки-символы, назвать содержащийся в нем звук ЛЬ или Й.

Яна - Ляля, Мая - миля, юбка - любим, ежик - лежа, яхта - лямка, йод - лед, юг - люк, есть - лезть, ехать - лето, поет - полет, ябеда - лебеда, юнга - клюква, едва - листва, дай - даль, мой - моль, топай - тополь, куй - куль, бой - боль, соя - солит, стая - встали.

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в сочетаниях слов

(местоимение + глагол). Развитие навыков словоизменения. Возьми картинки мальчика и девочки. Назови, что они делали, изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.

Например: Я пою- они пели. Я киваю- они кивали.

Я знаю- они (знали), я умею - они (умели), я пою - они (пели), я даю - они (давали), я кидаю - они (кидали), я киваю - они (кивали), я покупаю - они (покупали), я топаю - они (топали), я пылю - они (пылили), я пилю - они (пилили), я лью - они (лили), я клею - они (клеили), я пью - они (пили).

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в одном слове - названии объекта

Четко проговори каждое слово. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.

Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, автомобиль, клинья.

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в разных словах предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков Й и ЛЬ.

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

Дифференциация звуков Й- ЛЬв одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

Дифференциация звуков Й –ЛЬ в тексте

Как у нашей ЛЮБОЧКИ
В складочку все ЮБОЧКИ!

Я на пляже видел ГАЛЬКИ! -
Ни одной на пляже ГАЙКИ!

Очень жалко плащик МОЙ:
В нём дыру проела МОЛЬ...

Была ВОЙНА. За боем - БОЙ...
Земля ВОЛЬНА... Зачем ей БОЛЬ?

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в рассказах

Четко, выделяя все звуки Й и ЛЬ, повтори сначала каждое предложение, а затем

весь рассказ целиком.

ДИКИЕ ЛЕБЕДИ

Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять полетели на юг, в дальние дали.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель его - сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи., а ребенок должен научиться оперировать ими.

Автоматизация звука [й], дифференциация [й] – [ль].

  1. Чётко и громко несколько раз произнести звук [й], при этом губы в улыбке, зубы сближены и видны, кончик языка находится за нижними резцами.
  2. Произнести звук [й] в сочетании с гласными а, э, о, у (я, е, ё, ю).
  3. Произнести междометия «ай!» и «ой!» и объяснить ребёнку, в каких случаях их употребляют. Одновременно выполнять мимические движения. Ай! – удивиться (поднять брови, изобразить удивление на лице).

Ой! – больно (нахмурить брови, изобразить страдание на лице).

Ребёнок вслед за взрослым повторяет междометия и выполняет мимические движения.

4. Игра «Угадай, что со мной». Взрослый произносит одно из междометий «ай!» или «ой!», а ребёнок придаёт своему лицу соответственное выражение – удивления или страдания. Затем взрослый изображает эти же состояния, а ребёнок их озвучивает, произнося «ай!» или «ой!».

5. Выпоолнять упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием:

а) слогов ай, ой, эй, ый;

б) звуков: й+а=я, й+о=ё, й+э=е, й+у=ю.

Выполнять упражнение сначала правой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

6. Игра «Спой, как птичка». Попросить ребёнка за собой произнести следующие пары и цепочки:

а – я я – ля я – я – ля

о – ё ё – лё лё – лё - ё

у – ю ю – лю ю – лю – ю

э – е е – ле ле – е – ле

7. Проговорить чистоговорки:

Ай – ай – ай – мяч кидай

Ой – ой – ой – той рукой

Эй – эй – эй – бей сильней

Эль – эль – эль – прямо в цель.

Я – я – я, я – я – я – это песенка моя.

Ю – ю – ю, ю – ю – ю – звонко песенку пою.

Е – е – е, е – е – е – подарю её тебе.

Ё – ё – ё, ё – ё – ё – в день рождение твоё.

8. Разучить стихотворения:

Падай, падай, падай, снег,

Радуй, радуй, радуй всех.

Ель на ёжика похожа,

Ель в иголках, ёжик тоже.

Мы ехали, ехали,

К яме подъехали,

Яму объехали

9. Повторять скороговорку:

Еле – еле Лена ела.

Есть от лени не хотела.

10. Игра «Назови ласково».

Попросить ребёнка сначала повторить, а затем произнести самостоятельно слова.

Яна – Яночка

Юля – Юлечка

Егор – Егорушка

Юра – Юрочка

Яша – Яшенька

11. Игра «Добавь словечко».

Взрослый сначала читает ребёнку предложения, интонационно выделяя последнее слово в строчке, а затем при повторном чтении предлагает ребёнку самостоятельно их «добавить».

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук .

Произносить слова.

лавка - лямка
игла - земля
слон - силен
улыбка - улитка
лапа - шляпа
метла - петля
лук - люк
ел - ель
Юла - Юля
лоб - лед
лужа - Люда
угол - уголь
кулачок - светлячок
пилот - полет
клумба - клюква
стал - сталь

Произносить предложения и текст.

Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок - на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.

Была в лесу белка.

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

По Л. Толстому.

Назовите детенышей животных: у льва - львята, у лисы - …, у лягушки - …, у лебедя - …, у тюленя - …, у косули - ….

Догадайся сам и загадай своим друзьям.

Я землю копала, ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал.
(Лопата)

Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтет - белого найдет.
(Заяц и лиса)

Что за птица смелая по небу промчалась?
Лишь дорожка белая от нее осталась.
(Самолет)

Круглое, румяное с дерева упало,
Любе в рот попало.
(Яблоко)

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
(Ёжик)

Закружится стоит или идет,
А если остановишь - упадет.
(Юла)

Повтори слова: лапа, лак, лама, лавка, лайка, ландыш, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лампа, лань, ласка, лось, лов, лошадь, лотос, лоза.
Какие из этих слов обозначают четвероногих животных, какие - птиц, какие - растения? Что здесь может само двигаться и что не может?

Еще слова: платок, платье, плакат, пламя, планета, облако, блуза, гладкие полы, класс, клок, ледяные глыбы, белые клавиши, клоун, флаг, флажок, флот.
Назови слова, которые обозначают одежду. Какие слова отвечают на вопросы: Кто? Что? Какие?

Говори, не торопись и, смотри, не ошибись.

Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.

Посадил дед лук, отрастил лук чуб.
Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука: слезы капают - у внука!

Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила: - не сердись, дочурка Мила!
- Не сержусь, сказала Мила. - Я выплакиваю мыло.

Колокольчик.

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

Белые лебеди.

Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди - облака.

Ла - ля

игла- земля метла- петля гладя- глядя глазки- коляски флаги- фляги пола- поля лавка- лямка лапа- шляпа

юла- Юля кулачок- светлячок вобла- воля

кукла- туфля флаг- фляжка плачем- пляшем

Ло- лё

лоб- лёд лов- Лёва лом- лён ложка- лёжа

пилот- полёт болото- полёты колосья- колёса кашалот- самолёт

зло- взлёт клок- клён плот- плётка слон- силён

Лу- лю

клумба- клюква блузка- блюдце случай- ключ

лук- люк лужа- Люда лучший- колючий

клуб- клюв клубок- любой скорлупка- шлюпка

Лы-ли

лыко-лихо лысый-лисий улыбка-улитка полынь-павлин

ослы-росли чехлы-несли щеглы-текли башлык-велик

клык-клин плыть-лить хлыст-лист слышать-слишком

цел-цель стал-сталь стул-стулья угол-уголь

мал-мальчик пел-пельмени кол-кольцо жил-жильё

был-быль ел-ель дал-даль пыл-пыль

2. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках

кошелек калоши флажок фляжка

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик засе­лять. Я разжал кулачок - на ладони светлячок. Мы бродили по полям и делили пополам всё, что находили. Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты, сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.


Загадки

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Дыня)

Летом в огороде при любой погоде

Солнышко сияло, у плетня стояло.

Осенью весёлою жёлтое погасло.

Выжали из солнышка солнечное масло.

(Подсолнух)

Летний день

Было небо голубое,

Было солнце золотое,

На крылечке кот лежал,

Мальчик деревце сажал.

Время медленно текло,

Было тихо и тепло.

(В. Данько)

Мой Лизочек

(Отрывок)

Мой Лизочек так уж мал,

Так уж мал,

Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени,

И гулял, и гулял!

Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,

Что наткать себе холстины

Пауку из паутины

Заказал, заказал.

Мой Лизочек так уж мал,

Так уж мал,

Что, надувши одуванчик,

Заказал себе диванчик,
Тут и спал, тут и спал!

(К. Аксаков)

Сова

Летала сова - весёлая голова. Вот она летала, летала, да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, снялась и опять полетела. Летала, летала да села. Головой повертела, по сторонам поглядела, а глаза у неё, как плошки, не видят ни крошки.

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы, как у тёти Клавы, зачёсывала. И бусы надевала. И часы надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да шутили.

Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.

Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша вымылалосуду, тогда и отец удивился. Удивился и за столом сказал:

Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метёт, но и посуду стала мыть. Стали маленькую Машу называть большой.

(По Е. Пермяку)

Как медведь сам себя напугал

Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой ла­пой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из ла­пок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лёжки - помчал в гущину. Наскочил на сойку, из-под кустов выпугнул. Сорока на глаза попалась - та крик подняла на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журав­лей на болоте вспугнули. Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока и сойка кричат, лоси кусты ломают, болотные птицы шумят. И позади кто-то топочет! Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекача. Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, белка ему шишкой в лоб угодила! Так сам себя медведь напугал. (По Н. Сладкову)

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р.

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р.

1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зу­бам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

5) Звук р звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для выработки напора воздуха. На­брав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто вы­дыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса. Примечание . Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка .

1) Язык широко распластать я просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холод­ная струя воздуха. Примечание . Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С перемен­ным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать язы­ком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не ме­нее полутора пальцев. Повторять упражнение. Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягива­ется и хорошо видна. Примечание . Могут быть следующие неточности:

а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью;

б) губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или пло­хо видна.

3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторять упражнение. Примечание . При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается, и цель упражнения не достигается.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЁРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР

Произнесение звукосочетания тр («трыканье»). Это упражнение можно прорабатывать с помощью пальцев, если без них эффект не достигается (в боль­шинстве случаев именно так).

Порядок упражнения. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Затем большим и указательныМ пальцами любой руки плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением го­лоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полуто­ра-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочета­ние тж постепенно перейдёт в тр. Обязательно сле­дить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к бо­ковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр.

Примечание . 1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не полу­чается.

2) Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, по­этому язык не «набухает» и не «трыкает».

3) Недостаточно сильная струя выдыхаемого воз­духа.

4) Вместо звукосочетания тр слышится тл; это оз­начает, что произвольно работает сам язык (рабо­тать, т.е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно при­легать к нёбу и быть неподвижным.

5) Следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправиль­ном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (веляр­ный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения неправильного произношения. Исходя из этого, следует ограни­читься проведением артикуляционной гимнасти­ки. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не исключается, но это требует очень много времени.

В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже звуков ш-ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совер­шенно излишне. Причиной отсутствия звука р явля­ется слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», вследствие чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных уп­ражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходи­мость её подрезки отпадает.

1. Упражнение . Раскатистое произнесение звукосо­четания тр. После закрепления произнесения корот­кого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр-вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделённый от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у нёба.

ОБРАЗЕЦ произнесения прямых слогов: тр-а, тр-о, тр-ы.

тра - тро тро-тры

тра-тру тру-тры

тры-тра тру-тро

тро-тру тры-тро

ОБРАЗЕЦ произнесения обратных слогов: ы-тр-, и-тр-,

а-тр-,. о-тпр-, у-тр-, я-тр-, ё-тр-, ю-тр-, е-тр-.

атр-отр-утр отр-ытр-утр ятр-ётр-ютр итр-етр-ятр

ётр-етр-ятр ытр-атр-отр атр-утр-ытр ютр-ётр-ятр

етр-итр-ютр итр-ютр-етр

Если в прямых и обратных слогах слышится мяг­кое произношение (например, вместо слога тра слы­шится слог тря), это означает, что кончик языка смыкается с верхними зубами. Для предотвращения этого необходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.

Примечание . Допускается первоначальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчеза­ет. При мягком р (рь) кончик языка упирается в вер­хние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к альвеолам.

1. С прямыми слогами тр: а) с ударением на слоге: образец: тр-aп, те-тр-адь.

Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры.

б) Без ударения на слоге:

ОБРАЗЕЦ: тр__а-ва, хи-тр__ость.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Трофим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гетры, метры, хитрый, театры, осмотры, открывать.

в) Со стечением согласных в слоге:

ОБРАЗЕЦ: завтр___а, стр__уна.

Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, стра­на, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, ми­нистры.

2. С обратными слогами тр:

ОБРАЗЕЦ: те-атр- .

Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, ми­нистр, осмотр.

3. С прямыми слогами др: а) с ударением на слоге:

ОБРАЗЕЦ: др__ан-ка,

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дро-нов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.

б) Без ударения на слоге:

ОБРА3ЕЦ: эска-др -а.

Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

образец: На тр-аве др-ова. Мы уезжаем завтр-а.

У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважай­те труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с во­дой. У метро кинотеатр для детей.

Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Петр увидел

Трофим поит лошадь из (ведро)

В (тетрадь) осталась одна страница.

После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро ясное. Иван Петрович ищет ведра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки - по ведру. Втроём они быстро полили капусту.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

ОБРАЗЕЦ: и-р -, о-р -, у-р -, ы-р.

ар-ор-ур-ыр ер-ир-юр-ер-яр ыр-ир-яр-ар ер-ор-ор-яр

ыр-ур-ор-ар ар-яр-ор-ёр ер-ор-юр-ур ёр-ер-ир-юр

Примечание . Выключение голоса не допускает­ся. Если вместо звука р слышится звукосочетание тр (др), это означает, что мышцы языка ещё не разработаны комплексом предыдущих упражнений. При произнесении звука р требуется большее усилие со стороны мышц языка, так как опорный звук т(д) уже отсутствует. Следовательно, необходимо более тщательно тренировать произношение слов и предложений со звукосочетаниями тр и др.

1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: хо- р - , а - р - ка, фо - р - точ-ка

Вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.

Бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор­ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор­точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.

Ур, ыр

Бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка, абажур, сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча­тый.

Яр, ёр

Ярко, ярче, доярка, ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр­ный.

Юр, ер

Юрта, юркий, верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма,
шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи­
онер, офицер.

Мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

2. Без ударения на слоге.

образец: а - р - буз, ве-те - р - , о-гу - р - -цы.

Арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан

Пурга, огурцы, шнурки.

Ир, ер

Кирка, кирпич, веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

8. Упражнение . Назвать предметы, изображенные на картинках


картина боксер термос

образец: Пёс Ба-р-бос и кошка My-р-ка. Его- р- у по-р-тного.

Фёдор метёт двор. Егор чистит ковёр. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. Офицер в форме. На стене кар­тина. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. На марке наш герб: двуглавый орел. У Гер­мана мама доктор. Фёдор надевает куртку. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. На ферме пожар. Егор идёт на дежурство. Захарка дёргает за шнур. Фё­дор натёр паркет. Мама даёт Егорке шар. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.

10. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

На терке трут

Захар держит (топор)

Чисти для борща

Брат идет к (карта).

Егор, Егор, укажи свой двор!

А вот мой двор, голубой забор.

Утро

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надева­ет куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

Радуга

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошёл.

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

(С Маршак)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

12. Упражнение . Произнесение длительного звука р.

Это упражнение выполнимо, если язык достаточно натренирован. Вначале будет слышаться короткий звук р-р-р, а затем после некоторой тренировки длительный звук р-. Звук р надо произносить раскатисто и длительно без выключения голоса. Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение звука р в обратных слогах.

Образец: р-а, р-о, р-у, р-ы.

ра-ро-ру-ры ры-ру-ро-ра

ро-ры-ру-ра ру-ра-ро-ры

ра-ру-ро-ры ро-ра-ры-ру

ру-ры-ра-ро ры-ру-ра-ро

1. С ударением на слоге.

образец: го-р-ох, дво-р-ы, мака-р-о--ны.

Рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, га­раж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, ра­дость, раковина

Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сы­рой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, корот­кий, сорока, коробка, макароны, рожки, родина, робкий, ровный, рослый, розовый.

Беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, Маруся, орудие, русский, кукуруза.

Рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, дворы, то­поры, комары, корыто, рыть.

2. Без ударения на слоге.

ОБРАЗЕЦ: р__а-кета, Ве-р__а

Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, фара, работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расчёска, карандаш, пирамида.

Парус, рука, рукав, рубить, ручей, рубаха, ручной, ружьё, румяный, рубанок, рукавица.

Горы, куры, норы, пары, дыры, пожары, актёры, шоферы
мундиры-базары, боксёры, шахтёры, пионеры, помидоры, самовары, рыбаки, перышко.

3. Слова со стечением согласных.

ОБРАЗЕЦ: вр - ач, кр - ошки.

Вам также будет интересно:

Очень вкусный борщ с капустой и томатной пастой Томатная паста для борща
Красный борщ - один из самых непревзойденных супов славянской кухни. Традиционный рецепт,...
Причастие в английском языке (The Participle) Независимый причастный оборот английский язык
В английском языке причастные обороты в функции обстоятельства бывают двух типов, а...
Образец заполнения штатного расписания
Данный документ является локально нормативным актом, который применяется для оформления...
Перевод внешнего совместителя на основное место работы
Е.Ю. Забрамная, юрист, к. ю. н. А.К. Ковязин, юрист Как «сделать» из совместителя...
Габдулла Тукай: краткая биография
Габдулла Тукай - основоположник новой национальной поэзии, высоко поднявший знамя...