Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Внутренний мир человека – что это такое и как его развить? Внутренний мир как объект восприятия Как создать свой внутренний мир.

У каждого мыслящего человека есть свой внутренний мир. У кого-то он яркий и насыщенный, богатый, как говорят психологи, "человек с тонкой душевной организацией". У некоторых, наоборот - маленькая комнатушка, наполненная фобиями и навязанными стереотипами. Все разные, уникальные, а значит, и мир внутри разный. Как разобраться в этом многообразии, кто есть кто?

Что такое внутренний мир человека?

Некоторые называют это душой, но это не совсем так: душа неизменна, а отношение к миру, ведущее человека по жизни, может меняться.

Набор внутренних качеств характера, образ мышления, моральные принципы и жизненная позиция в совокупности со стереотипами, страхами - вот что такое внутренний мир. Он многогранен. Это мировоззрение, психическая составляющая человека, которая является плодом его духовного труда.

Строение внутреннего мира

Тонкая душевная организация человека состоит из нескольких сегментов:


Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что внутренний мир - такая четкая стуктура, информационная матрица как основа человеческого существа. В совокупности с душой и физическим телом они образуют человека как индивида.

У некоторых людей очень развита эмоциональная сфера: они тонко чувствуют происходящее и замечают мельчайшие изменения эмоций у окружающих. У других крайне развито мышление: им под силу сложнейшие математические уравнения и логические задачи, но если при этом они бедны на чувственном плане, то любить от всего сердца они не могут.

Поэтому важно, если человек хочет раскрыть потенциал, заложенный в каждого, и развернуть свой внутренний мир до невиданных горизонтов, параллельно развивать все сегменты своего существа.

Что значит богатый внутренний мир?

Под этим термином имеется в виду то, что человек живет в гармонии с собой и внешним миром: людьми, природой. Он живет сознательно, а не плывет по течению, искусственно созданном обществом.

Этот человек умеет создавать вокруг себя счастливое пространство, меняя этим внешний мир. Ощущение довольства жизнью, несмотря на все перипетии, не покидает его. Такой человек ежедневно пытается стать лучше, чем был вчера, сознательно развиваясь во всех сферах своего внутреннего мира.

Принцип и мировоззрение - это одно и то же?

Принципы - это шаблонные субъективные установки ума на ситуацию, людей и мир, которые зачастую управляют человеком. Они индивидуальны для каждого, складываются в процессе воспитания и закладываются глубоко в подсознание жизненным опытом.

Мировоззрение не имеет шаблонов - оно гибкое, но при этом устойчивое, как бамбук: он может сильно согнуться, но, чтобы его сломать, придется очень постараться. Это моральные ценности, приоритеты в выборе жизненного пути и представления о том, какой должна быть жизнь.

Какая разница между внешним и внутренним миром человека?

Что такое внешний мир? Это окружающее человека пространство: дома, природа, люди и машины, солнце и ветер. Сюда же относятся социальные отношения и взаимодействие с природой. Органы познания - зрение, тактильные ощущения и обоняние - тоже относятся к внешнему миру. А то, как мы реагируем на них, испытывая различные эмоции, чувства - это уже проявление внутреннего мира.

При этом внутренний мир личности способен воздействовать на внешний: если человек доволен жизнью, то и дела у него спорятся, работа - в удовольствие и люди окружают позитивные. Если же внутри человек раздражен или в гневе, осуждает всех и вся, то и в быту ничего не получается, неудачи преследуют его. Разрушающе воздействуют на внутренний мир фобии и комплексы: они искажают восприятие мира и людей.

Все, что с человеком происходит в жизни, это отражение его внутреннего состояния, и если есть желание изменить окружающий мир, то нужно начать именно с себя - с трансформации внутреннего пространства.

Как развивать свой внутренний мир?

Что такого необычного необходимо совершить, чтобы духовный мир начал меняться? На самом деле совершать довольно обычные вещи:

  1. Правильное питание. Часто пища, которую едят люди, отравляет не только их тело, но и сознание. Человек с тонкой душевной организацией никогда не позволит себе съесть другое существо, поэтому вегетарианство - это первый шаг.
  2. Прогулки на природе. Сюда же относятся путешествия в другие города или страны, туристические походы и просто поездки за город или к морю. Только с одной разницей - это не гастрономические туры: поесть шашлыка, выпить пива с друзьями, перепробовать все пиццы в новом городе. Важна связь с природой: полежать на траве, полюбоваться закатом или рассветом, понаблюдать за животными.
  3. Медитация - один из самых мощных инструментов для развития. Только не надо путать этот процесс с сидением закрытыми глазами и скрещенными ногами в ожидании, когда уже закончится время урока. Медитация - это самоанализ, путь внутрь: человек погружается в наблюдение за своими эмоциями, мыслями или просто дыханием (на первых этапах освоения своего разума).
  4. Чтение духовных книг. Это не значит, что нужно прочесть «Библию» или «Бхагавад-Гиту», каждой книге свое время, а «Поллианна» или «Маленький принц» являются такими же высокоморальными творениями.
  5. Умение быть благодарным всему, что окружает, всему, что происходит. Даже если это идет вразрез с планами. Вселенной виднее, каким путем направить человека на развитие.

Развитие внутреннего мира подразумевает под собой яркое желание, стремление и последующие действия с полным осознаванием происходящего. Одного «хочу» здесь мало: за ним должно последовать «делаю» и «регулярно».

Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье мы поговорим о том, чем является внутренний мир человека. Вам станет известно, что подразумевается под данным понятием. Выясните, какие составляющие в него входят. Рассмотрим особенности.

Определение понятия

Внутренним миром является совокупность образного мышления, качеств человеческого характера, принципов морали, мировоззрения, жизненных ценностей и позиций вместе с фобиями и стереотипами. Внутренний мир людей многогранен, является результатом духовного труда индивидов.

Когда мы говорим о богатом внутреннем мире, подразумеваем то, что особа находится в гармонии с собой и с людьми, которые окружают, а также с природой. Данная личность живет сознательно, она не плывет по течению. Такой индивид раздает свое счастье другим людям, даря его безвозмездно. У человека присутствует удовлетворенность своей жизнью, он сознательно развивается во всех сферах

Его составляющие

Внутренний мир личности должен ориентироваться на определенные ценности.

  1. Ответственность. Является способностью индивида держать поведение под контролем в соответствии с принятыми нормами. Такой человек может отвечать за совершенные поступки, как перед самим собой, так и перед другими людьми. Ответственная личность соблюдает права и принципы морали. Такой индивид самостоятельно определяет для себя социальные обязанности, их выполнение, делает оценку своих поступков. Когда человек начинает признавать собственные ошибки, у других людей появляется к нему уважение. Если индивид хочет уйти от ответа за свои проступки, это указывает на его бедный внутренний мир.
  2. Самостоятельность. Умение в момент принятия важных решений опираться на свои силы, как интеллектуальные, так физические и духовные. Самостоятельный индивид не будет находиться под влиянием чужого мнения или чей-то оценки. Такой человек может противостоять внешнему давлению. Он обдумывает проблемы, которые возникают на его пути, определяет правильную модель поведения и следует ей в соответствии с совестью.
  3. Моральность. Принятие или отказ от принятия индивидом ценностей, которые существуют в определенном обществе, эталонов и норм взаимоотношений. Поддержание правил, следование им формирует моральную личность, неподчинение и отрицание — аморальную. Основной фактор, который оказывает воздействие на моральность индивида — это чувство стыда, переживание особой неудовлетворенности собой.
  4. Честь – то, как личность оценивают окружающие. Она определяет, как относятся люди к конкретному индивиду. Оценка основывается на честности выполняемых обязательств.
  5. Достоинство. То, как личность себя оценивает, осознает свои ценные качества, тип мировоззрения, наличие способностей.
  6. Воля. Позволяет человеку принимать решения и нести за них ответственность. Он сам определяет, какой должна быть его жизнь. Воля позволяет активно противостоять основным инстинктам, определяет развитие человека. Например, когда у человека возникает сильное чувство голода, он не будет идти на убийство или воровство, а постарается найти работу, где сможет своим трудом добыть на пропитание.
  7. Эмоции — сильные переживания, как положительные, так и отрицательные, касательно определенной ситуации. Могут приходить на смену друг другу за короткий период времени. Существует уверенность в том, что представительницы женского пола являются эмоциональнее, чем мужского, соответственно их внутренний мир женщин глубже.
  8. Чувства – реакции, порождающие эмоции. Состояние, которое мало подвергается изменениям.
  9. Разум, потребность в духовном и физическом развитии.
  10. Мировоззрение. Является совокупностью определенных утверждений, которые сформировались на протяжении жизни, правил и своих законов. По мере взросления может изменяться, но, как правило, незначительно.

Особенности

  1. Внешний мир оказывает воздействие на внутренний. Изменить его под силу любой случайности. К примеру, озлобленный человек, выросший в жестоких условиях, находится в полной уверенности, что весь мир, который его окружает жестокий. Однако, после того, как случайный прохожий помогает ему с какой-то проблемой, а может даже и с жизненно важным вопросом, то у данного индивида неожиданно меняются взгляды. Он сам начинает помогать людям, хоть раньше так себя не вел.
  2. Внутренний мир может стремиться к саморегуляции, стабильности и стереотипности.
  3. Развивается он с течением времени (чтоб попасть к будущему из прошлого, необходимо пройти через настоящее).
  4. Изменения во внутреннем мире необратимы. Так, если особа пережила предательство , то данное событие оставило в памяти свой отпечаток. Этот опыт не будет вычеркнут из воспоминаний, но человек обязательно определиться с тем, как нужно жить дальше.

Примеры

  1. Внутренний мир индивида можно рассматривать не только, общаясь с ним лично. Так, например, оценивая картины известного художника, мы можем определить то, что у него было на душе, в частности, по тому, как были нанесены мазки, какие цвета использовались.
  2. Известные музыканты, создавая свои музыкальные творения, также показывают свой глубокий внутренний мир. Именно поэтому, есть артисты, которых хочется слушать, которые дарят положительную энергию, заряд и те, которых мы не замечаем.
  3. Пример богатого внутреннего мира — ребенок, который в своем подсознании решил, что он будет супергероем, станет помогать людям. Когда вырос начал оказывать помощь нуждающимся, цель переросла в его призвание.

Как развить внутренний мир

  1. Проводите много времени на свежем воздухе, путешествуйте, отправляйтесь в поездки за город, посещайте новые неизведанные места.
  2. Обращайте внимание на правильное питание. Как говорится, в здоровом теле здоровый дух.
  3. Читайте много художественной литературы, также увлекайтесь духовными книгами.
  4. Займитесь восточными практиками, например, йогой, медитацией. Они лучше всего помогут раскрыть себя, внутренний мир.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Насколько вы считаете себя богатым духовно? От чего это зависит и как развиваться в данном направлении? Сегодня я бы хотела ответить на вопрос: внутренний мир человека - это? Рассказать, чем мы наполнены, как расти и совершенствоваться, и в чем заключается внутренняя сила каждого человека.

Если вы хотите глубже окунуться в понятие внутреннего мира человека, то вам не обойтись без книги Сергея Белозерова «Организация внутреннего мира человека и общества ». В ней вы сможете найти как теоретический материал, так и наглядные примеры, упражнения и различные методики.

Волшебная шкатулка

Внутренний мир человека можно описать как уникальную волшебную шкатулку. Все что мы видим, чувствуем, переживаем, перенимаем как опыт, все это и составляет наше внутреннее наполнение. Это индивидуальный опыт каждой личности.

Философы, психологи и социологи не имеют единого мнения на этот счет. Некоторые считают, что мы обладаем наполнением сразу с рождения. Другие считают, что человек наполняется всю свою жизнь и приобретает уникальность только лишь с опытом.

Я остановлюсь где-то посередине. Конечно, нельзя спорить с тем, что многое нам дается при рождении. Например, внешняя среда. Согласитесь, что арабский шейх будет сильно отличаться своим внутренним миром от индонезийского мальчишки.
Поэтому мы может говорить о том, что от рождения нам просто попадаются разные условия, в которых мы растем, живем и развиваемся. А вот чем человек дальше наполняет свой мир - это его сугубо личное дело.

Кто-то обладает более ярким и богатым внутренним миром. Другой же наоборот, имеет узкое, серое и однообразное наполнение. Только ваш собственный выбор является основополагающей вашего содержания. Чем вы захотите себя наполнить, как упорно вы будете , сколько нового вы будете узнавать, только от этого зависит станете ли вы человеком с богатым и удивительным внутренним миром.

Если сейчас вам кажется, что ваш внутренний мир не так богат

Дело это поправимое. Главное, ваше желание это менять, развиваться, становиться и опытнее.
Каждая жизненная ситуация предлагает вам опыт, который вы можете положить в свою волшебную шкатулку. Копите, наращивайте, впитывайте все, словно губка. Ведь сложно предугадать, какой именно опыт вам пригодится в .

А когда поймете что готовы, то начинайте отдавать. Смело делитесь информацией, идеями, историями. Тогда и только тогда ваша сила возрастет многократно и вы увидите на что способен человек.

Хочу предложить вашему вниманию некий план действий. Конечно, он не универсальный, вы можете по своему усмотрению что-то выкинуть или что-то добавить, действовать в другом порядке.

Для начала займитесь самоанализом. Покопайтесь в себе. Выясните свои установки, осознайте свою мотивацию. Дальше попробуйте расставить ваши жизненные . Может быть, сейчас вы занимаетесь чем-то лишним или ненужным вам для достижения конечной цели?

После этого задумайтесь над , плохими программами, которые могут тянуться из самого детства. Станьте свободным в выборе. Поступайте по своему усмотрению, а не по убеждениям других людей.

Как только избавитесь от всего лишнего, можно выстраивать новую модель поведения. Этот пункт можно назвать поиском . И в конце начинайте двигаться в том направлении, которое выбрали.

Что такое внутренний мир для вас? Как его можно изучить? Каким образом его можно наполнить? Приведите пример человека с богатым внутренним миром. В чем заключается его особенность?

Я желаю вам удачи и всяческих успехов.
Всего хорошего!

Внутренний мир человека это набор жизненных взглядов, ценностей через которые формируется его система восприятия. Если выразится более научно, то внутренний мир человека это энергоинформационная матрица, которая формируется электрохимическими процессами взаимодействия нейронов головного мозга.

Чем каждый из нас отличается от других? Казалось бы, все мы имеем одинаковое количество хромосом, каждый из нас испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Так в чём же разница и за счёт чего между нами такими одинаковыми так часто возникают недопонимания, вот главный вопрос нашей статьи.

Внутренний мир личности - это психическая реальность человека, организованное содержание его психики, вмещающее в себе все аспекты сознательной духовной жизни индивида и его духовную энергию. Внутренний духовной мир - это первоначальное создание культурных ценностей и дальне их сохранение, распространение. Данное понятие является своего рода словестной метафорой определяющей виртуальную реальность, которая моделируется взаимодействием нейронов головного мозга.

Психология внутреннего мира человека

В современном мире душа - является синонимом внутреннего мира, хотя это не совсем так. Расширение и развитие духовного мира может происходить очень стремительно, в то время как душа может оставаться неизменной.

Структура душевного мира

Богатый внутренний мир личности формируется с помощью компонентов духовной структуры мира.

  1. Познание - нужда знать что - то о себе и о смысле своей жизни, своей роли в этом обществе и о том, что происходит вокруг нас. Именно это свойство нашего мышления и формирует нашу интеллектуальную платформу для дальнейшего развития, тренирует умение получать новую информацию на основе той, что уже была известна ранее.
  2. Эмоции - личностные переживания по поводу всего с нами происходящего, каких - то явлений или событий.
  3. Чувства - эмоциональные состояния, отличающиеся от эмоций большей стойкостью и продолжительностью по времени. Также чувства имеют ярко выражений предметный характер, другими словами особую направленность на что или кого либо.
  4. Мировоззрение - ключевой аспект в изучении внутреннего мира человека. Это совокупность взглядов на жизнь, ценностных ориентиров и моральных принципов как своих, так окружающих вас людей.

Мировоззрение играет значительную роль в судьбе человека, ведь именно благодаря ему мы имеем жизненные ориентиры и цели для практической деятельности. Оно также позволяет каждой женщине выделить для себя главные жизненные и культурные ценности. Развитие внутреннего мира происходит посредствам совершенствования всех его выше представленных составляющих. Не стоит также забывать, что развитие мировоззрения зависит от того жизненного пути который вы уже прошли, в то время как духовные аспекты познания можно формировать и расширять с момента осмысления себя как личности.

Виды интелекта

Интеллект человека, пожалуй, самая гибкая часть всего человеческого существа, которую каждый делает такой, какой хочет. Понятие интеллекта имеет структуру и виды, каждый из которых рекомендуется развивать для того, чтобы быть гармоничной личностью.

  1. Вербальный интеллект. Этот интеллект отвечает за такие важные процессы, как письмо, чтение, устная речь и даже межличностное общение. Развить его довольно просто: достаточно изучать иностранный язык, читать книги, представляющие собой литературную ценность (а не детективные романы и бульварные романы), дискутировать по важным темам и т.д.
  2. Логический интеллект. Сюда включены вычислительные навыки, рассуждения, умение логически мыслить и прочее. Развить его можно путем решения различных задач и головоломок.
  3. Пространственный интеллект. Этот вид интеллекта включает в целом визуальное восприятие, а также способность создавать и манипулировать зрительными образами. Развить это можно через живопись, лепку, решение задач типа «лабиринт» и развитие навыков наблюдения.
  4. Физический интеллект. Это - ловкость, координация движений, моторика рук и т.д. Развить это можно посредством занятий спортом, танцев, йоги, любой физ.нагрузки.
  5. Музыкальный интеллект. Это - понимание музыки, сочинительство и исполнение, чувство ритма, танец и т.д. Развить это можно путем прослушивания различных композиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.
  6. Социальный интеллект. Это - способность адекватно воспринимать поведение других людей, адаптироваться в обществе и строить отношения. Развивается путем групповых игр, обсуждений, проектов и ролевых игр.
  7. Эмоциональный интеллект. Этот вид интеллекта включает понимание и способность выражать эмоции и мысли. Для этого необходимо анализировать свои чувства, потребности, определять сильные и слабые стороны, учиться понимать и характеризовать себя.
  8. Духовный интеллект. К этому интеллекту относится такое важное явление, как самосовершенствование, умение замотивировать себя. Развить это можно размышлениями, медитацией. Для верующих подходит и молитва.
  9. Творческий интеллект. Этот вид интеллекта отвечает за умение создавать новое, творить, генерировать идеи. Его развивает танец, актерская игра, пение, написание стихов и т.д.

Все виды интеллекта можно тренировать и развивать в любой период жизни, а не только в юности. Люди с развитым интеллектом дольше сохраняют работоспособность и жизнелюбие.

Внутренний и внешний мир человека
Внешний мир человека это его социальная жизнь, его взаимодействие с другими людьми, его жизнь в обществе. Как известно, мы управляем нашей реальностью лишь в некоторой степени, ей управляют разные внешние силы, но мы можем управлять своей собственной энергией, направляя эти внешние силы в пользу либо во вред себе. Отсюда становится очевидным, что наибольшее влияние на окружающий мир сможет оказать тот, у кого больше развита способность, контролировать мир внутренний. Человек, который способен взять под контроль себя, постепенно сможет взять под контроль часть окружающей реальности. Почему это так, мы разберем далее.

Внутренний духовный мир человека
Понимание достигается путем развития своего внутреннего мира, и каждый раз, когда вы будете выходить на новый уровень осознанности, вы будете испытывать настоящее удовлетворение, так как эти процессы вызывают приток жизненной энергии, и повышают внутреннюю силу. Появившаяся внутри гармония постоянно увеличивается, и проецируется на внешний мир, благодаря этому человек начинает получать больше удовольствия от взаимодействия с окружающими, это дает новые силы и так продолжается вновь и вновь. Развитие внутреннего мира человека, напрямую ведет к усилению его взаимодействий с духом. У человека повышается способность чувствовать силу духа, и взаимодействовать с ней, и поэтому часто внутренний мир называют духовным миром человека.

Развитие внутреннего мира человека
Развитие внутреннего мира человека представляет собой осмысленный практический процесс, и целью этого развития должно стать повышение осознанности и увеличение внутренней силы. Повышение осознанности достигается путем самопознания. Осознанность без внутренней силы лишь приведет к тому, что к человеку будут относиться как к школьному отличнику, которого никто не принимает всерьез, поэтому необходимо развивать внутреннюю силу. Внутренняя сила нарабатывается путем реальных действий.

Внутренний мир человека план развития
По сути, развитие внутреннего мира, это есть саморазвитие, но с уклоном больше в сторону себя, поэтому можно использовать указанный ниже план. Замечу, что данный план является условным, и сделан лишь для удобства восприятия материала.

  • Самоанализ, выявление того что мы считаем своими проблемами (понимание себя)
  • Расстановка приоритетов, корректировка образа жизни (понимание ситуаций)
  • Избавление от вредных программ, ментальное очищение (внутренняя свобода)
  • Самопрограммирование, создание необходимых жизненных привычек (свой путь)
  • Наработка внутренних качеств путем движения по намеченному пути (действие)

Самоанализ помогает понять куда двигаться и откуда. Избавление от вредных программ позволяет иметь достаточно энергии и времени для более глубокого анализа и размышлений, это позволяет повысить качество мышления, так как избавляет от отвлекающих внешних программ и мыслей. Расстановка приоритетов даст четкий план действий, которые нужно внести в свою жизнь в соответствии со своими жизненными ценностями. Наработка внутренних качеств путем реальных действий, позволяет взять свою жизнь под контроль, и жить в согласии с духом. Это прямой путь к повышению внутренней силы, это повышение таких качеств как самоконтроль, дисциплина и сила воли. Этот пункт по сути и создает результат, создает образ жизни человека, его цельность.

Цель: сформировать представление о “Я - концепции”, ее основных структурных компонентах, акцентировать внимание на личностных качествах, необходимых для осознанного выбора профессии.

Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний)

Задачи урока.

Образовательные:

Дать представление о сложности внутреннего мира;

Познакомить со способами его познания;

Дать “инструмент” познания самого себя.

Развивающие:

Сформировать у учащихся интерес к самопознанию;

Развивать способность анализировать информацию, делать выводы;

Принимать самостоятельные решения.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное и внимательное отношение к личности человека.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Словесные (устное изложение – беседа, объяснение);

Наглядные (демонстрация иллюстраций, буклетов, презентации);

Практические (упражнения, выполнение тестирования).

Материально-техническое и информационное обеспечение:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • компьютерная презентация “Внутренний мир человека”; (Приложение 1)
  • буклет; (Приложение 2)
  • тест “Образ моего мира”; (Приложение 3)
  • плакат (на классной доске) с изображением яблони.

Структура урока:

I. Вводная часть (5 мин.)

1. Организация – внутренняя и внешняя подготовка к воспроизведению материала.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы и формулированию целей урока.

II. Сообщение нового материала (15 мин.)

  1. Самопознание.
  2. Внутренний мир человека.
  3. Способы познания.

III. Практическая работа. (20 мин.)

  1. Методика “Кто “Я”?”
  2. “Образ моего мира”.

IV. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)

V. Творческое домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

  1. Контроль посещаемости
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Педагог приветствует учащихся и отмечает отсутствующих.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы.

Вступительная беседа.

Давайте мысленно перенесемся в эпоху Средневековья. Мы бредем по вымощенным мостовым, узким улочкам, разглядываем дома. Вот на одном из них мы видим вывеску: огромный крендель и пара булочек. Из открытого окна аппетитно пахнет свежей выпечкой, да так, что кружится голова и хочется есть.

А вот над входом красуется сапог - великан и из дома доносится мерный стук мастера. Здесь нам помогут, если сломался каблук или оторвалась подошва.

Недалеко видна знакомая эмблема: чаша, вокруг которой обвилась змея. Значит, здесь опытный аптекарь приготовит лекарство, которое поможет от головной боли.

И чаще всего у детей ремесленников не существовало другого выбора, как продолжить дело своих отцов: сын банкира будет преумножать капиталы отца, сын врача – лечить людей, используя опыт предшествующих поколений, сын лавочника – торговать разными товарами.

А теперь вернемся в наше время.

С раннего детства вам задавали вопрос: "Кем ты хочешь быть?" или же: "Кем ты хочешь стать?" Ответ на него зависел и от вашего возраста, от настроения в тот момент и степени серьезности отношения к данной проблеме.Как же найти единственно верный, правильный жизненный путь, определиться в профессиональной деятельности?

А что значит правильный выбор? (Как вы думаете?)

(Чтобы профессия нравилась, соответствовала интересам, способностям человека, приносила доход, давала возможность развиваться, расти профессионально)

Что влияет на правильный выбор профессии?

(Мода, престижность, семейные династии, советы значимых людей, информация о профессиях)

С вашей точки зрения, какие качества личности мы должны учитывать при выборе профессии?

(Темперамент, характер, интеллект, коммуникативные способности, интересы)

Все перечисленные вами компоненты входят в структуру психологического портрета личности.

И сегодня мы постараемся для себя открыть самого себя.

(записать в тетради)

Тема раздела: "Современное производство и профессиональное образование"

Тема урока: “Внутренний мир человека и возможности его познания”

II. Сообщение нового материала

…Я знаю, есть на все ответ;
Я знаю, где черно, где красно;
Я знаю, что где на обед;
Я знаю, лжем мы ежечасно;
Я знаю, хищна волчья стая;
Я знаю, жалобы напрасны;
Я знаю все, себя не зная...

Франсуа Вийон - французский поэт

В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его самую главную тайну ? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь опустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили:

Что они решили? Как вы думаете?

Где может быть спрятана самая главнаятайна?

А теперь послушайте, как эта притча заканчивается:

“Давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть.”

Почему боги оказались правы?

А в чем нет?

Вывод. Действительно, мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о земле, океане, далеких светилах. Но что бы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит любопытство по отношению к самому себе.

Человек - самое неизведанное и самое интересное для себя самого.

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в ваш внутренний мир и попробуем сделать несколько открытий.

Сейчас мы выполним работу, которая поможет вам сделать первое открытие.

(Слайд 4)

Практическая работа № 1 (записать в тетради)

А название работы мы пока не запишем (оставьте ниже пустую строчку), вы сформулируете его в конце работы самостоятельно.

Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем - кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями.

Есть ли у кого-то точно такой же?

Какое же первое открытие можно сделать?

Вывод. У каждого из вас получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует. Все мы разные (самостоятельно запишите вывод в тетради, а затем сформулируйте и напишите название нашей работы): “Учимся ценить индивидуальность”.

А какие мы, узнаем в ходе дальнейшего нашего общения. Это будет следующее наше открытие.

Оказывается, что стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое. Еще в Древней Греции на фронтоне Дельфийского храма была надпись:

“Познай самого себя и весь мир откроется перед тобою. То, что невидимо для тебя станет, видимо, то, что неслышимо для тебя станет слышимо”.

Каждый из нас рано или поздно начинает задавать себе вопросы: “Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным “Я”? Чем я похож на других? Чем я от них отличаюсь?

(Слайд 7)

III. Практическая работа

1. Практическая работа № 2 “Кто Я?”. (Записать в тетради)

И сейчас мы с Вами сделаем второе открытие, выполнив практическую работу по методике американских психологов Куна и Мак-Портленда “Кто Я?”

В течение 5 минут вы должны ответить на вопрос: “Кто Я?”, использовав для этой цели 10 слов или предложений. Здесь нет правильных или неправильных ответов, важных или неважных. Пишите их так, как они приходят вам в голову.

Обработка результатов практической работы № 2:

Выберите социальные роли, которые вы выполняете (отметьте их любым знаком);

Личностные характеристики (интересы, привычки, умения);

Выберите характеристики, которые вам в себе нравятся (+) и не нравятся (-);

Посмотрите на свои ответы с точки зрения того, к какому времени они относятся.

Давайте сделаем вывод:

Как вы себя воспринимаете: как носителя социальных ролей или личных индивидуальных качеств, как вы к этому относитесь? Запишите его в тетрадь.

На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы как раз и определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Как вы думаете, для чего нужно человеку осознавать себя? Что это ему дает?

Осознание себя открывает перед ним как минимум четыре удивительные возможности:

  • узнать себя;
  • оценить себя;
  • изменить себя;
  • принять себя.

Оказывается, познать свое “Я” весьма не просто. Наш внутренний мир столь же сложен, как и внешний, онвключает в себя как бы три уровня, три этажа.

1 этаж - то, что осознается человеком, благодаря наблюдениям.

Это наша сознательная жизнь – наши переживания, мысли, мечты, желания, цели.

2 этаж - то, что происходит без осознания, но при желании может быть человеком осознано.

Неосознаваемые процессы - это стереотипы, привычки, описки, оговорки . Мы говорим в таких случаях: “сорвалось с языка автоматически”, “вышло само собой”, “сделал по привычке”.

3 этаж - то, что происходит бессознательно.

Бессознательная жизнь нашего Я – это наши страхи, желания, которым нет объяснения, неосознаваемые мотивы поведения, влечения, всплески необъяснимой памяти (дежавю).

Познание себя действительно долгое, нелегкое, полное неожиданностей путешествие, в котором человек может встретить и трудности.

Удобным окном во внутренний мир, познающей себя личности служит простая схема, которая называется “Окном Джохари”. Еще 60 лет назад два психолога Джозеф Луфт и Харри Ингхэм предложили свою модель, которая не утратила актуальности и сегодня. Собственно и название Джохари – это производное от имен психологов.

С помощью окна Джохари можно заглянуть в себя и попробовать найти свои слабые стороны и понять, как усилить сильные стороны.

Оно выглядит следующим образом:

Каждый человек несет в себе как бы четыре “пространства” своей личности.

Я знаю, другие знают (арена)

Это все то, что я и все знают обо мне - это наш открытый мир: социальные роли, черты характера, увлечения, отношения человека к разным явления жизни

Я знаю, другие не знают (видимость)

это то, что мы тщательно скрываем от других (мысли, мечты, секреты, тайны, страх пред чем-то или кем-то)

Я не знаю, другие знают (слепое пятно)

это возможность увидеть “бревно в своем глазу”. Это то, что мы не хотим у себя замечать, на что закрываем глаза, это наша завышенная самооценка (привычка перебивать говорящего в середине слова)

Я не знаю, другие не знают (неизвестное)

Скрытые потенциальные возможности развития, которые проявляются чаще всего в стрессовых ситуациях

Вывод. Цель человеческого развития попробовать расширить это окно, уменьшая “слепое пятно” и “неизвестное”.

То есть все зоны в идеале должны исчезнуть либо быть совсем маленьких размеров. А открытая зона должна быть максимально большой.

И вот какое еще одно открытие, которое мы сегодня сделаем.

(Слайд 13)

2. Практическая работа № 3 “Образ моего мира”

Давайте попробуем составить образ вашего мира.

Перед вами своеобразная схема модели вашего мира (Приложение 3) , которую мы и заполним.

В каждый сектор впишите то, что непосредственно относится к вам лично (является частью ваших представлений о вас и об окружающем вас мире).

Передайте свой листок соседке по парте, а сами получите ее лист. Изучите его внимательно, и, подумав, впишите в среднюю часть листа одну или несколько профессий, которые подойдут для данного воззрения на мир. Верните лист владельцу.

Я предлагаю каждому из вас написать на яблоке, своеобразном символе наших сегодняшних открытий (Приложение 4 ) и в буклете, предложенные вам профессии.

Пришло время собирать “урожай”.

Перед вами дерево знаний <Рисунок 1 > (плакат на доске) - повесьте туда ваши яблоки.

Наши открытия на сегодня закончились.

(Слайд 15)

IV. Подведение итогов

Вывод. Самопознание – это необходимость при выборе профессии. Человек должен уметь разбираться в себе, чтобы обрести уверенность, реализовать свои способности, правильно выбрать профессию, достичь своих целей в жизни.

(А теперь сформулируйте вывод самостоятельно, записав его в тетради)

Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали?

Выскажите свои ощущения от сегодняшнего занятия, что понравилось, запомнилось, какие мысли вас посетили?

(Слайд 16)

V. Домашнее задание

1. Учебник § 38 с. 210-214.

2. “Рисованное письмо инопланетянину”.

Нарисуйте рисунок-письмо инопланетянину, которое бы наиболее полно передало информацию о вас.

Вам также будет интересно:

Особенности проведения инвентаризации основных средств
Так или иначе каждый хозяйствующий субъект столкнется с необходимостью проводить...
Архаизмы — это язык наших предков
В русском языке есть много специальных категорий слов. Они помогают людям более подробно...
Тавтология и плеоназм, речевая избыточность
Люди часто засоряют речь ненужными словосочетаниями, усложняя ее. Этим грешат как...
Что такое эпитет в литературе
В чем заключается одна из главных прелестей взаимодействия между людьми? Конечно же, в...
Варенье из дыни с лимоном
Ароматными дынями можно лакомиться не только в сезон их созревания. Приготовьте варенье из...