Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Рыбный суп из консервов (пошаговый рецепт с фото)

Какие льготы имеют студенты при покупке жд билетов

Опись имущества судебными приставами, не принадлежащего должнику: возможно ли это

Сколько процентов составляет ндфл в россии?

Орех пинии (итальянская сосна)

Как сделать картошку шоколадную из какао

Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) Последствия для работника

Время отдыха предусмотренное законодательством для работающих за компьютером

Помело: что содержится, чем полезен, как чистить и употреблять Памела калорийность на 100 грамм

Кетонал от чего помогает, инструкция по применению таблетки, уколы, свечи Можно ли совмещать прием на коми кетонал

Анабол — как принимать, курс, отзывы Побочные эффекты от применения анаболика

"Иов-Малыш": инструкция, показания, отзывы Медикамент «Иов-Малыш»: инструкция по применению, дозировка

Франческо Петрарка (1304–1374)

Презентация на тему "богатые и бедные страны европы"

Что такое энергосбережение?

Виды музыкальных инструментов. Язычковые духовые инструменты Язычковый пневматический музыкальный инструмент

Язычковые инструменты - это семейство музыкальных инструментов, которым характерно звукообразование при помощи язычка - гибкой вибрирующей пластинки небольших размеров.

Шэн - первый язычковый инструмент

Первому язычковому музыкальному инструменту предположительно около 2 тысяч лет. Речь идет о древней китайской гармонике, называемой «шэн». В странах Древнего Востока она считалась священным инструментом и использовалась во время религиозных действ. Шэн существовал на протяжении нескольких тысячелетий и был одним из самых популярных инструментов в Бирме, Лаосе и Тибете. Он также был известен на территории России, куда впервые попал в 10 веке. Сохранились сведения, подтверждающие, что в середине 18 века придворные российского царя увлекались игрой на шэне.

Конструктивно шэн представлял собой небольших размеров круглый короб с вставленными в него по окружности бамбуковыми трубочками, которые в нижнем своем крае были снабжены пластинкой с язычком. Шэн производил звуки в двенадцати тональностях и был прост в использовании.

Ручная гармонь

Не во всех язычковых музыкальных инструментах воздух вдувается ртом, эту роль могут выполнять мехи. Они были изобретены 1,5 тыс. лет до н.э. в Древней Греции или Египте, только использовались они не для звукоизвлечения, а для раздувания огня.

Первая ручная была изготовлена в 1797 году Франтишком Киршником. Он зарабатывал на жизнь настройкой клавикордов и органов. Однажды известный ученый Христиан Кратценштейн пригласил его в свою мастерскую для проведения ряда экспериментов, в результате которых была изобретена новая музыкальная конструкция - язычковые планки. Используя эту конструкцию, Франтишк собирает маленький орган и везет его в Санкт-Петербург.

Ручная гармоника прижилась в России. В Туле было открыто первое производство таких гармоник. Она считалась романтическим инструментом благодаря своему нежному и выразительному звучанию, хорошо аккомпанировала народным песням.

Изобретение губной и ручной гармоники

Губные гармошки в последние годы переживают новый всплеск популярности. А изобрел этот музыкальный инструмент немец Фредерик Бушман, в 1821 году, дав ему красивое имя «Аура». В его гармонике язычки, приводимые в движение выдохом музыканта, могли свободно проскакивать в отверстия рамы и издавать звуки. Такого типа губные гармошки представлены двумя видами - хроматическая и диатоническая.

Год спустя, Бушман изобрел еще одну разновидность язычковых музыкальных инструментов - малую ручную гармонику. Он просто снабдил камертон, который использовался для настройки органов, кожаным мехом.

Аккордеон

Аккордеон - это усовершенствованный вариант малой ручной гармоники Бушмана. Датой рождения аккордеона считается 1829 год, когда в Вене была впервые представлена гармоника нового типа с аккомпанементом на левой клавиатуре. Каждая из пяти кнопок этой гармоники давала один аккорд при сжатии и другой при растяжении мехов. Такого типа гармоники с аккордовым аккомпанементом получили название аккордеоны.

Гармоники венского и немецкого типа

Гармоники принято делить на два типа, в зависимости от страны, где они изготавливаются, и, соответственно, конструктивных особенностей. С точки зрения звучания они кардинальных различий не имеют.

Так, немецким гармоникам диатонического строя свойственно размещение клапанов мелодии на правой крышке, а клавиатуры - на выносном грифе слева. Их иначе называли двух- или четырехпланочными, поскольку в каждом ряду было по две планки.

У венских гармоник было иное расположение клапанов и клавиатуры: на правой крышке - клапаны, а левая клавиатура - уже на крышке аккомпанемента. Эти гармоники иначе называют двухрядками.

К язычковым музыкальным инструментам относятся гармони, баяны, аккордеоны. Эти инструменты могут быть использованы как для сольного, так и для ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений, а также для аккомпанирования и учебных целей.

Язычковые инструменты различаются диапазоном звучания, количеством клавиш и кнопок правой и левой клавиатуры, устройством клавиатуры, количеством регистров (переключателей тембра), количеством голосов и характером их настройки (в унисон, в разлив).

Современные гармони и их усовершенствованные виды - баяны и аккордеоны - имеют одноименные основные детали и узлы.

На рис. ниже представлен внешний вид гармони. Основными деталями и узлами гармони являются: корпус (1), состоящий из двух половин - правой и левой; меховая камера (2); гриф с клавиатурой (3); правая и левая механика (4); резонаторы с голосовыми планками.

Корпус состоит из право го и левого полукорпусов с деками, на которых монтируют все детали и механизмы. Для изготовления корпуса и деки применяют древесину березы, бука, клена, ольхи, клееную фанеру березовую и буковую, листы алюминия и алюминиевых сплавов. Снаружи корпус, как правило, оклеивают целлулоидом. Полукорпуса соединены между собой мехом.

Мех представляет собой гофрированную камеру, состоящую из 13-17 герметически склеенных складок-борин, позволяющих при растягивании и сжимании создавать разрежение или давление воздуха внутри инструмента. Мех изготавливают из картона, обклеенного тканью, и герметически скрепляют с правой и левой половиной корпуса.

Гриф крепят к правой половине корпуса, он служит для размещения клавиш мелодии.

Механика правая и левая предназначена для передачи движения от клавишей, кнопок правой и левой клавиатуры к клапанам, которые открывают при игре соответствующие отверстия в деках.

Правая механика служит для подъема клапанов мелодии, причем у гармони каждая клавиша в мелодии открывает один клапан, пропуская струю воздуха к соответствующим язычкам.

Левая механика имеет более сложное устройство рычажных систем и при нажиме на кнопку одновременно открывает несколько клапанов аккомпанирующей басовой части гармони.

Резонаторы с голосовыми планками являются элементами звукообразования. Голосовые планки смонтированы на специальных колодках-резонаторах с перегородками. Резонаторы с планками, установленные в правой половине корпуса, называются резонаторами мелодии, а в левой половине - басовыми резонаторами. Количество резонаторов мелодии зависит от ее типа.

Голосовые планки представляют собой металлические пластины (рамки) с прорезями (проемами), над которыми расположены металлические язычки. Язычки и прорези в пластинах имеют призматическую форму. Для каждого звука имеется свой язычок (голос). Чем язычок короче, тем звук выше, и наоборот - чем язычок длиннее, тем звук ниже. Язычки своим утолщенным концом приклепываются к пластине, свободный конец язычка входит в прорезь пластины и под действием проходящей струи воздуха колеблется, образуя звуковые волны.

От точности подгонки язычка к прорези пластины с минимальным зазором, от качества материала, из которого сделаны язычок и пластина, зависят качество звучания голоса, его сила и частично тембр.

Гармонь несмотря на ограниченные музыкальные возможности, широко распространена и пользуется популярностью в сельской местности. Объясняется это тем, что гapмонь, обладая ясными полнозвучными аккордами, певучими и мелодичными "голосами", обеспечивает, благодаря своей конструкции, легкость освоения искусства игры на ней, является доступным музыкальным инструментом для широкого круга исполнителей.

Гармони имеют диатонический звукоряд. Диапазон звучания - около трех октав.

Ассортимент гармоней представлен так называемыми венками и хромками. Кроме того, выпускаются гармони национальные, т. е. приспособленные для исполнения национальных мелодий.

"Венки" характеризуются тем, что имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха. "Хромки" пользуются большей популярностью, высота звука у них не зависит от направления движения меха.

Различают гармони одно-, двух-, трех-, четырехголосые, которые имеют соответственно один, два, три, четыре язычка, звучащих в унисон при нажатии на одну клавишу. Увеличение количества звучащих в унисон язычков приводит к усилению громкости звучания.

Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенно-цифрового кода:

♦ на первом месте буква, обозначающая соответственно А - аккордеон, Б - баян, Г - гармонь;

♦ на втором месте - цифра, обозначающая количество клавиш правой клавиатуры;

♦ на третьем месте - цифра, обозначающая количество кнопок левой клавиатуры;

♦ на четвертом месте - римская цифра, обозначающая количество голосов, т. е. одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши;

♦ на пятом месте - дробь, числитель которой указывает количество переключателей регистра в мелодии, а знаменатель - количество переключателей регистра в левой клавиатуре (в аккомпанементе). При отсутствии переключателей регистра в левой клавиатуре на пятом месте - цифра, обозначающая количество переключателей регистра в правой клавиатуре (в мелодии).

В табл. приведена характеристика нескольких типов разновидностей гармоний.

В ассортименте гармоней имеются также губные гармони, отличающиеся тем, что воздух к голосовым планкам подается легкими исполнителя, а не с помощью меха. Они в нашей стране не получили широкого распространения.

Баян появился в результате усовершенствования гармони. В отличие от гармони он имеет хроматический звукоряд (12-ступенный равномерно-темперированный строй), диапазон звучания до 5 октав, поэтому его музыкальные возможности значительно шире. Он используется для сопровождения вокальных выступлений, для сольного исполнения музыкальных произведений.

В основном устройство баяна, принцип его работы близки к рассмотренной выше гармони. Однако конструкция узлов баяна значительно сложнее. Внешний вид баяна представлен на рис.

По конструкции левые клавишные механизмы баяна подразделяются на готовые, выборные, готово-выборные.

Готовым называется механизм, который позволяет при нажатии на одну клавишу получить звучание фиксированного аккорда из трех или четырех звуков. Готовый механизм гармони имеет наиболее простую конструкцию, а механизмы баянов и аккордеонов состоят из значительно большего количества деталей.

Выборным называют механизм, который позволяет исполнителю самостоятельно набирать аккорды. Он значительно расширяет диапазон звучания инструмента, приближая его к диапазону фортепиано. Играть на баяне с выборным механизмом сложно, поэтому они не получили широкого распространения.

Готово-выборный механизм включает как бы два механизма: с готовыми аккордами и выборными. Специальным регистровым переключателем можно переводить инструмент с одного механизма на другой. Готово-выборный механизм значительно сложнее предыдущих.

В зависимости от назначения, особенностей конструкции, наибольшего количества одновременно звучащих язычков, наличия регистровых переключателей баяны можно подразделить на несколько групп:

1. Баяны двухголосые с различными звуковыми диапазонами без регистровых переключателей (Б-43х80-П и др.) Это инструменты с уменьшенным звуковым диапазоном, небольших размеров, предназначены в основном для обучения детей.

3. Баяны с готово-выборным аккомпанементом (БВГ-58х100-Ш-7 и др.) - наиболее сложные по своей конструкции и совершенные по исполнительским, игровым и акустическим свойствам.

4. Оркестровые баяны - пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. По своему конструктивному устройству они отличаются от обычных баянов тем, что имеют клавиатуру только в правой части корпуса и различаются по звуковому диапазону: баян-пикколо имеет 3 октавы, прима - 4 октавы, альт - З1/ 2 октавы, тенор - 3 октавы, бас - 3 октавы, контрабас - 21/ 2 октавы.

5. Тембровые баяны: баян-труба, баян-флейта, баян-фагот, баян-гобой, баян-кларнет. Эти баяны принципиально отличаются от всех рассмотренных ранее конструкций баянов, они имитируют звучание трубы, флейты, фагота, гобоя, кларнета. В зависимости от характера настройки язычков, звучащих одновременно при нажатии на определенную кнопку, баяны бывают двух типов: "в унисон" и "в разлив". Баяны, язычки которых настроены в унисон, т. е. на одну ноту, применяются при первоначальном обучении игре и для сопровождения народных песен и танцев. Баяны, язычки которых настроены в разлив, т. е. с некоторой расстройкой по отношению друг к другу в сторону повышения, называются аккордеонированными и используются для исполнения легкой и эстрадной музыки.

Аккордеон по принципу образования звука, по устройству резонаторов и басового механизма, корпуса, дек, меховой камеры и по применяемым материалам почти не отличается от обычных баянов. Внешний вид аккордеона представлен на рис.

Разница между баяном и аккордеоном - в форме корпуса, клавиатуре мелодии, конструкции грифа.

Аккордеон имеет фортепианную клавиатуру в мелодии, гриф его значительно расширен и удлинен, корпус имеет более богатое внешнее оформление.

Строй аккордеона двенадцатистепенный, равномерно-темперированный, (звукоряд полный хроматический). Диапазон звучания до ЗУ 2 октав. Настройка язычков "в разлив".

Полными аккордеонами принято называть инструменты, имеющие 41 клавишу в клавиатурном механизме мелодии и 120 кнопок в басовом механизме. Из полных наиболее распространенными являются следующие типы аккордеонов: А-41Х120-Ш-5/2; А-41х120-Ш-7/3; A-4IxI20-IV9/3 - диапазон звучания мелодии (в основной) от ноты фа малой октавы до ноты ля третьей октавы.

К неполным относятся инструменты уменьшенного звукового диапазона и небольших размеров. В основном они предназначены для учебных целей. Это аккордеоны: А-34х80-Ш-5; А-34х80-Ш-5/2 - диапазон звучания мелодии от ноты соль малой октавы до ноты ми третьей октавы; А-37х96-Ш-5/3 - диапазон звучания от ноты фа малой октавы до ноты фа третьей октавы.

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне... И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые , а еще язычковые . Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные . Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей - клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон - примеры свернутых труб.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль . Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи...

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган . К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника .


губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа .

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами . Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже... играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. :)

Разделение инструментов на эти группы - всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные... Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

Как видим, классификация инструментов на виды и семейства подсказывается особенностями их конструкции и способа звукоизвлечения. Если у свистящих в основе заложен свисток, то у язычковых специальные пластинки - «язычки», двойные или одинарные. Именно такой пищик в виде сдвоенного язычка мы смастерили в течение нескольких секунд на стебле одуванчика. Пищиком в народных духовых инструментах может служить и береста, и тонкие пластинки из тростника, гусиного пера или бамбука и из некоторых других издающих звук тонких материалов, например, пластмассы.

Вдуваемая струя воздуха встречает на своем пути тонкий язычок и стремится его либо отогнуть, либо вогнуть, в зависимости от его положения. Упругий язычок стремится занять первоначальное положение. Возникает колебание, язычок звучит, а находящийся в раструбе столб воздуха резонирует, усиливая этот звук. Типичный и самый распространенный инструмент этого семейства - жалейка.

Жалейка

В коротенькой новелле из книги «Над Истермой» поэт В. Боков описывает свою встречу с пастухом у себя на родине в деревне.

«...На кусту бузины, под которой теплился костер, я увидел жалейку.

Сыграйте!

Он взял жалейку и заиграл. В мелодии слышалось что-то дикое, тоскливое, первобытное.

За рекой на поле колхоза «Марат» поднялась высокая фигура пастуха. Дикие, тоскливые звуки полились и оттуда. Два человека долго объяснялись между собой.

Ай, как душевно поговорили, - сказал «мой» пастух, закончив игру».

В этом непритязательном рассказе все образно и верно! И то, что пастухи играли душевно, тоскливо, и что от музыки этой «лесом пахнет».

Конечно же, название инструмента произошло от корня слов «жалеть», «жалость». Звук жалейки терпкий, резкий, но жалостливый, плачущий, вследствие заметной вибрации (дрожания).

Жалейка представляет собой деревянную (ива, бузина, тростник) или (в наше время) металлическую трубку от 140 до 160 мм в длину. В верхний конец ее вставлен пищик. На нижний конец надевается в качестве резонатора натуральный коровий рог или берестяной раструб. Именно из-за этого рога или раструба в некоторых местностях жалейку неправильно называют рожком. Язычок (пищик) в старинных жалейках надрезали прямо на основной трубочке. Позже для пищика стали делать специальный мундштучок, который вставляется в трубку. В этом случае при порче пищика его легко заменить новым. На трубке прорезываются от 3 до 6 отверстий. Наносят их и используют так же, как на свирели. В зависимости от размеров жалейки могут быть разных строев, что очень важно в ансамблевой и оркестровой игре на них.

На рисунке приведены размеры жалейки в строе соль мажор с пониженной VII ступенью, то есть фа вместо фа-диез.

Этот инструмент также сконструирован Н. 3. Кудряшовым и имеет ряд новшеств по сравнению со старинными народными жалейками. Главное из них - в способе крепления пищика. Он должен быть тонким (несколько десятых долей миллиметра, наподобие лезвия бритвы), ровным и гладким. Ориентировочные размеры его указаны. Пищик крепится к специальной голосовой трубке (мундштуку), одним открытым концом вставляемой в основную трубку жалейки. Мундштук изготовляется из дерева. Верхний его конец глухой, а вдоль самого мундштука делается прямоугольный узкий срез, который должен быть на 2-2,5 мм уже ширины пищика. В этот срез должна быть видна внутренняя полость трубки. Длина среза должна точно соответствовать длине пищика. Срез идет от верхнего конца инструмента и заканчивается прямоугольным порожком, в который упрется, положенный на него пищик.

На рисунке видно, что в самой верхней части мундштук срезан с небольшим закруглением, что создает между ним и лежащим сверху пищиком небольшую зону, в которой пищик может колебаться.

Обычно пищик привязывался нитками поблизости от входа мундштука в основную трубку. Кудряшов предложил крепить его при помощи колечка, полученного из полихлорвиниловой изоляционной трубки (кембрика), имеющейся под руками у каждого электрика. Прогрессивность этого новшества не столько в надежности и чистоте самого крепления, сколько в другом, более важном вопросе. Чтобы жалейка имела вполне определенный заданный строй, пищик сам по себе, без резонатора, должен извлекать основной звук этого строя (например, соль в соль мажоре). Раньше приходилось долго биться над его размерами, чтобы получить искомый тон. Теперь для этого достаточно передвижением трубчатого колечка изменить величину колеблющегося конца пищика, и строй его станет другим. Такие изменения можно произвести в пределах кварты. Это значит, что при помощи найденного простого приспособления не только облегчается нахождение необходимого тона, но и появляется возможность его замены, а следовательно, и изменения в случае надобности всего строя жалейки. Для современной музыкальной практики это немало.

Перед игрой пищик необходимо каждый раз размачивать слюной, иначе он звучать будет плохо, сипло. Дуть в жалейку нужно с некоторым усилием. Чем больше это усилие, тем выше может подниматься ее строй (в пределах 1/2-1/4 тона), и наоборот. Этим пользуются народные исполнители для выравнивания строя при игре или для подлаживания к певцам.

При скреплении отдельных деталей жалейки рекомендуем пользоваться современной (цветной) изоляционной лентой. С ее помощью легко утолщать концы сочленяющихся трубок, заделывать трещины и т. д. Рог приклеивается техническим клеем типа БФ 6, суперцемент и др. Мундштук лучше всего закрепить силой трения. Для того чтобы случайно не повредить пищик, на мундштук надевается специальный колпачок из камышовой, деревянной или картонной трубки.

Известны и до сих пор встречаются парные или двойные жалейки, настроенные и используемые так же, как парные свирели. В отличие от свирелей парные жалейки скреплены вместе и объединены одним раструбом.

Волынка

Что ты тянешь волынку? Не волыниться!

Разве не употребляем мы этих и им подобных выражений и сейчас? Имеют ли они что-либо общее с всемирно известным музыкальным инструментом?

Волынка представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными в него трубками. Одна трубка вставляется в отверстие от передней пары ног; она предназначается для нагнетания воздуха и снабжена обратным клапаном. В другое отверстие вставляется игровая трубка с пищиком; в некоторых местах - пищик типа свирели; в России, как правило, - типа жалейки. На этой игровой трубке прорезываются пальцевые отверстия. На ней исполняется ведущая мелодия. В шейное отверстие вставляются одна-две трубки, дающие каждая всего лишь один, низкий тянущийся звук, настроенный в октаву, кварту или квинту к основной ступени звукоряда мелодической трубки. Эти тянущиеся звуки называются бурдонами и звучат непрерывно, как гармонический фон к мелодии. Вот именно монотонное звучание бур-донов и дало основание сравнить волынку со всякой волокитой и промедлением в деле.

Русское название инструмента произошло, как полагают, от наименования места его появления - Волыни - области, расположенной по верхнему течению Западного Буга и входившей в состав Киевской Руси. Эту область населяли волыняне, восточнославянское племя, жившее там, в IX-XI веках. Тем не менее, в самой Украине, Молдавии и Польше этот инструмент называется козой (по происхождению меха), в Белоруссии и некоторых русских областях - дудой.

Волынка была распространена фактически по всему миру. В разных странах у разных народов она имела свои отдельные конструктивные особенности, но принцип устройства ее всюду один. Даже в большинстве местных названий волынки заложены одни и те же слова: «мешок» и «гудеть», «играть». Сравните, например, английское название волынки bagpipe (бэг - мешок, пайп - игра, свирель), немецкое Sackpfeife (зак - мешок, пфайфе - дудка), французское cornemuse (старинная свирель), голландское dudelsack (дудящий мешок) и т. д.

При игре волынку держат перед собой, а чаще под мышкой. Мех наполняется воздухом через клапанную трубку, и под его напором пищики начинают звучать. Звук у волынки непрерывный: при перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается.

Первые сведения о волынке в России относятся к XVI-XVII векам. В то время это был очень распространенный инструмент, он неоднократно упоминается в народных песнях, припевках, сказках.

Особой популярностью пользовался инструмент у скоморохов, медвежьих поводчиков и придворных музыкантов Потешной палаты. Позже - у бродячих нищих музыкантов. К началу XX столетия инструмент этот постепенно был вытеснен из практики другими, менее сложными и трудоемкими конструкциями. Однако, например, в Шотландии волынка культивируется как национальная реликвия и даже входит в состав военных оркестров. У нас отдельные экземпляры волынки можно увидеть, пожалуй, лишь в музеях музыкальной культуры.

Сурна

История музыки знает случаи самых различных взаимовлияний и взаимопроникновений инструментов разных народов, особенно соседствующих в географическом отношении. Одни инструменты, например струнные, родились и развивались в разных частях света независимо друг от друга. Другие, наоборот, бесспорно, были заимствованы у народов с более древней цивилизацией. Именно к такого рода инструментам принадлежит сурна, близкая к закавказскому духовому инструменту зурне и по названию, и по устройству, и по звучанию.

Сурна, иногда называемая сурьмой или сурепкой, делалась обычно из карагача (южная порода дерева, очень плотного и крепкого). Этот инструмент регулярно упоминается в письменных исторических памятниках, начиная с XIII века, но никаких достоверных описаний, рисунков и тем более подлинных экземпляров его не сохранилось. Если исходить из аналогии сурны с восточной зурной, до сих пор бытующей у народов, населяющих Кавказ и прилегающие к нему районы, то это деревянная трубка с несколькими игровыми отверстиями, небольшим коническим раструбом и двойным, реже одинарным, язычковым пищиком. Некоторые исследователи народных музыкальных инструментов утверждают, что сурна - амбу-шюрный инструмент (см. следующую главу), а возможно и амбушюрно-язычковый. 6 частности, на изображенной на рисунке русской сурне (инструменте терских казаков) играли двояким способом: как на амбу-шюрном и как на язычковом.

Язычок жалеечного типа находился в мундштуке в специальной трубочке. Звук у сурны резкий и гнусавый. Употреблялась она либо скоморохами в их буйных, удалых плясках, либо в военном обиходе, вплоть до царствования Петра I, заменившего в военных оркестрах все национальные инструменты западными, медными. Постепенно сурна почти вышла из употребления, может быть отчасти потому, что постоянно упоминалась в царских и церковных указах в числе запрещенных, и народ вынужден был заменить ее другими инструментами, подобными ей, но с другими названиями. Очень похожа на сурну, в частности, поныне существующая брёлка.

Брёлка

Это один из наиболее мягких и благозвучных по тембру инструментов семейства язычковых. Представляет собой как бы промежуточную разновидность жалейки и сурны. Трубка его почти прямая, постепенно расширяющаяся к конусообразному раструбу. Язычок двойной, как у гобоя. Отсюда близость звука к последнему. По существу, это и есть маленький гобой народного происхождения. Во всем остальном (по количеству отверстий, строю, техническим и динамическим возможностям) брёлка сродни своим предшественникам.

Предполагают, что брёлка появилась в Тверской губернии и получила столь малопонятное наименование от местного названия ивы - бредины, из которой она изготовлялась.

На рисунке даны размеры сопрановой соль-мажорной брёлки. На ней играл бывший артист оркестра хора им. Пятницкого В. Воронков. Корпус его инструмента выточен на токарном станке из самшита и состоит из двух половин, вставляющихся одна в другую. Воронков использовал в своей практике обычные гобойные трости, которые делал сам или покупал в музыкальных магазинах. Звук его инструмента нежный и красивый в протяжных мелодиях, острый и задорный в быстрых, плясовых. Для изменения строя применяются специальные колечки или воск (см. главу о свистящих инструментах).

Вам также будет интересно:

Основные черты канадской экономики
Написал для сайт колонку об условиях для бизнеса в Канаде и о развитии технологического...
Омурайс (Omurice) - Рис с курицей и томатами в яичной обёртке Японские блюда омлет с рисом
Люблю я восточную кухню и Японскую в частности =) Сегодня мы будем готовить Омурайс....
Самый простые рецепты пиво из сока березы
Была такая песня “Березовый сок” со словами “…и Родина щедро поила меня березовым соком,...
Оригинальные салаты с нутом
Этот салат я попробовала в одной южной стране. Он должен быть довольно острым и с...
Оригинальный рецепт пельменей в аэрогриле
Описание: Уже вечер, скоро наступит ужин, а готовить нет сил? В такой ситуации выручит...