Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Значение имени Маргарита

Анализ финансовой отчетности - Бернстайн Л

Папесса иоанна. Папесса Иоанна (7 фото). Ранние оценки легенды

Шашлык из свинины с минеральной водой

Сырный крем-суп с добавлением креветок Сырный крем суп с креветками

Как приготовить бутерброды на скорую руку гостям, на завтрак, к вину, на пикник, на праздник, день рождения?

Персики, консервированные в сиропе на зиму

Эксперименты над бананом — готовим муссы Рецепты банановый мусс для приготовления

Кокосовое печенье: рецепты

Постный манник, вкус которого запомнится надолго!

Пирог с сыром и ветчиной Сырный пирог с ветчиной

Настойки и ликёры из роз — эфирный экстаз Ликер с чайной розы рецепт

Пословицы и поговорки о чистоте Русские пословицы о правилах чистоты

Фракции ц православной церкви латвии

Сергей борисович мержанов архитектор биография

Сергей борисович мержанов архитектор биография. Биография

Принцесса Таиланда Сириваннавари Нариратана выразила желание во время своего визита в Сочи в октябре 2017 года посетить сохранившуюся здесь дачу Иосифа Сталина «Зеленая роща». В поступившей из Таиланда официальной заявке сообщается, что принцесса является большой любительницей мировой истории, и ей было бы интересно побывать в здании, которое являлось свидетелем многих важных международных событий.

Что представляет из себя дача «Зеленая роща»? Это большой и немного таинственный замок на вершине горного хребта между Мацестинской долиной и Агурским ущельем. Каждый, кто впервые попадает сюда, обычно поражается массивности здания, изяществу и четкости его форм, удивительному сочетанию простоты и величия. Дача, построенная в начале 30-х годов ХХ века, окружена прекрасным лесопарком, который считается памятником природы Черноморского побережья России. Среди лучших архитекторов страны был объявлен секретный конкурс проектов будущего здания. Самому Иосифу Сталину более всего приглянулись эскизы, выполненные молодым проектировщиком из Кисловодска Мироном Мержановым. Ему и было поручено вести стройку. Конечно, дача представляет собой интерес как образец архитектуры «Сталинского ампира» и именно здесь вождь принимал соратников и любил проводить вместе с семьей «бархатный сезон». С сочинской дачей Иосифа Сталина связана одна забавная история. В 1948 году актер Михаил Геловани, сыгравший роли Иосифа Сталина в нескольких фильмах, посчитал, что сейчас ему уже гарантировано расположение вождя. Он письменно обратился к нему с настойчивой просьбой провести несколько дней на даче «Зеленая роща».

— Зачем? – спросил Иосиф Сталин помощника, который докладывал о поступившем письме.

— Хочет лучше вжиться в великий образ, — ответил тот.

— Посоветуйте ему начать не с сочинской дачи, а с Туруханского края, где мне в свое время пришлось отбывать ссылку, — ответил Иосиф Сталин.

Об этом удивительном месте можно рассказывать бесконечно долго, ибо в то время в Сочи, (как, впрочем, и сейчас), порой, принимались судьбоносные решения, но нас интересует жизнь и судьба ее создателя – замечательного архитектора Мирона Мержанова.

Мирон Иванович (Мержанянц Меран или, по другим документам, Мюрон) Оганесович) Мержанов - известный советский архитектор, в 1934-1941 годах - личный архитектор И. В. Сталина , автор проектов дач Сталина и высших руководителей СССР в Кунцеве , Мацесте , Бочаровом Ручье . С 1931 по 1937 гг. — главный архитектор ЦИК СССР; автор реализованных проектов общественных сооружений в Москве, Комсомольске-на-Амуре и Красноярске; автор эскизов медали «Золотая звезда» для награждения Героев Советского Союза и медали «Серп и молот» для награждения Героев Социалистического Труда.

Будущий архитектор родился в городе Нахичевань-на-Дону (сегодня - в черте Ростова-на-Дону) в преуспевающей армянской семье. Отец Иван служил чиновником и управляющим на фабрике купца Унаняна в Славянске, и приходился дальним родственником И. К. Айвазовскому. До начала Первой мировой войны Мирон успел закончить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской гениального Александра Таманяна, затем был призван в войска, но на фронт попасть не успел.

После октябрьской революции бежал из голодного Петербурга домой, в Ростов, затем перебрался в Краснодар. В 1920-1923 годах продолжил обучение в Кубанском политехническом институте, а в 1922 году женился на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой.

Первая самостоятельная постройка Мержанова - собственный дом в Кисловодске (1925). За ним последовали

  • крытый рынок в Ессентуках
  • здание Госбанка в Пятигорске
  • один из корпусов санатория «10 лет Октября» (ныне «Жемчужина Кавказа») в Кисловодске

При проектировании санаторного корпуса Мержанов впервые применил так называемую «зубчатку», или «пилу»: балконы по фасаду, обращённые к солнечной стороне, были не параллельны стене, а располагались под углом. Этот приём имеет, прежде всего, чисто функциональное значение: угол рассчитан так, что солнечный свет попадает на балконы, куда выходят отдыхающие, в определённое время суток - тогда, когда лучи солнца наиболее целебны.

В 1929 г. Мирон Мержанов принял участие в открытом конкурсе на проектирование санатория РККА в Сочи. Природный рельеф местности оказался во многом схожим с тем, какой был в Кисловодске и Пятигорске, что облегчало автору решение задачи. На конкурсе Мержанов представил проект, в котором корпуса санатория свободно располагаются по склону горы и вместе составляют многоплановую подковообразную композицию, по центральной оси которой проходит трасса фуникулёра. Нарядность и праздничность всему ансамблю придают малые архитектурные формы. Мержанову удалось почти невозможное: примирить конструктивистский объект и окружающий ландшафт. Конкурс на проектирование санатория РККА курировал лично К. Е. Ворошилов. Свои варианты представили многие видные архитекторы СССР, но победу одержал Мержанов. Позднее, в 1937 г., на международной выставке в Париже архитектурный комплекс санатория был удостоен Гран-при, что ещё раз доказало неслучайность выдвижения Мержанова в передовые ряды профессии.

В 1930 г., когда в Сочи шло строительство санатория, Мержанов экстерном окончил в Москве школу живописи и ваяния, а также Московский архитектурный институт. Его стали часто вызывать в столицу. Карьера молодого архитектора резко пошла вверх, когда летом 1931 года он был назначен главным архитектором хозяйственного управления ЦИК СССР. Первый важный заказ — проектирование дачи для Сталина в Кунцеве (так называемой «Ближней дачи»; построена в 1934 г.). Тогда архитектора ещё не представили главе государства, и, выполняя проект, автор опирался не столько на вкусы заказчика, сколько на собственную интуицию. В отличие от большинства предыдущих сооружений Мержанова, Ближняя дача в Кунцеве построена в стиле раннего неоклассицизма: главный фасад оформлен двумя полуколоннами тосканского ордера; в решении входной части использован полуарочный мотив. Дача была спланирована как одноэтажная, всю площадь крыши занимал солярий. Проект понравился вождю, и заказы последовали один за другим.

До 1943 г. по проектам Мержанова были построены следующие объекты:

  • Новое здание Центрального Дома архитектора (совместно с А. К. Буровым и А. В. Власовым, Москва, открыт в феврале 1941 г.);
  • санаторий НКВД «Кисловодск» (г. Кисловодск, 1935 г.);
  • санаторий Совета министров СССР «Красные камни» (г. Кисловодск, 1939 г.);
  • дачи Сталина - в Мацесте; «Холодная речка» близ Гагр; «Бочаров ручей» (первоначально предназначалась Ворошилову); «Зелёная роща» в Сочи (все построены в 1930–е гг.);
  • около пятидесяти дач для советских руководителей высшего звена (на Кавказе и в Подмосковье)

В годы Великой Отечественной войны Мержанов вместе с архитекторами Виктором Весниным и Каро Алабяном внёс значительный вклад в строительство оборонительных сооружений вокруг Москвы и Ленинграда. В частности, он лично управлял коллективами архитекторов, проектировавшими в столице бомбоубежища и газоубежища.

Особое место в творческой биографии Мержанова занимают выполненные по его эскизам главные награды страны – Золотая Звезда Героя Советского Союза и золотая медаль «Серп и Молот», которой награждали Героев Социалистического Труда. Многие поколения наших соотечественников привыкли к облику этих наград, а, между тем, могло бы получиться так, что эти звезды увидели бы свет в обрамлении лаврового венка, либо без колодки; они даже предполагались более крупного размера, нежели сейчас. Однако после некоторых сомнений лично Сталин утвердил тот вариант, который известен сегодня. В те же годы Мержанов занимал пост председателя Архфонда (следует сказать, что он был один из организаторов Союза архитекторов СССР и его секретарем). Творческая и хозяйственная деятельность Мержанова оборвалась в 1943 году в связи с его арестом… Из многих документов имя Мержанова было тут же вымарано; в одних случаях поверх выскобленной фамилии вписали другую (так произошло, например, с проектом Дома архитекторов - вместо имени Мержанова долгое время там значилось имя его друга, архитектора Алабяна), в других случаях объекты вовсе лишились автора - здание стояло, но память об архитекторе была стёрта. Были уничтожены даже проспекты и брошюры с фотографиями возведённых по проектам Мержанова здравниц, где указывалось его авторство. В официальных изданиях Золотую звезду Героя Советского Союза стали приписывать И. И. Дубасову, а Золотую звезду Героя Социалистического труда - С. А. Поманскому.

8 марта 1944 Мержанова приговорили к 10-ти годам лагерей «За измену Родине». Он был этапирован в лагерь под Комсомольском-на-Амуре, где ему чудом удалось избежать отправки дальше, в Магадан. Его перевели из общей зоны в производственный барак - «шарашку», в которой он жил и работал до начала 1949 г. В Комсомольске-на-Амуре он принимал участие в строительстве монументального здания Дворца культуры, «Клуба ИТР завода 126» и ряда других сооружений. Будучи в заключении, он сумел выяснить местонахождение своей жены Елизаветы Эммануиловны (была арестована в тот же день, что и он сам) и даже послать ей три письма и немного денег. В 1947 Елизавета Эммануиловна умрёт в лагере под Карагандой, а горсть земли оттуда привезёт позже Борис Миронович Мержанов, чтобы совершить символическое захоронение матери на семейном участке Ходжаевых на Армянском кладбище в Москве.

В начале 1949 Мержанова неожиданно этапом отправили в Москву; на Ярославском вокзале его передали в распоряжение сотрудников госбезопасности. На следующий день, прямо в лагерной одежде, ему пришлось предстать перед министром госбезопасности В.С. Абакумовым. Тот поручил архитектору разработать проект санатория МГБ. С этой целью Мержанова привезли в Сочи и показали место будущей постройки. Затем его вернули в Москву и поместили в Сухановскую тюрьму, которая была одной из самых страшных пыточных тюрем сталинской эпохи. В тюрьме архитектору выдали высококачественные инструменты и материалы для чертежей, но, как только работа была выполнена, проект забрали. В конце 1951, когда ещё не завершилось строительство главного корпуса, архитектора препроводили в иркутскую тюрьму и зачислили в отряд заключённых, отправлявшихся на лесоповал. Однако по заключению медкомиссии решение было изменено, и Мержанов попал в Красноярскую пересыльную тюрьму. Счастливый случай уберёг его от дальнейших злоключений и помог ему вновь начать работать по специальности (пусть поначалу и на правах заключённого) - в проектной организации «Крайпроект». В 1953 сюда приехал сын Мирона Ивановича, тоже архитектор, - Борис Миронович Мержанов, освобождённый годом ранее (был репрессирован в 1948), и с этого момента началась совместная работа отца с сыном. Самого Мирона Ивановича освободили в 1954 г., а в 1956 г. - полностью реабилитировали. Что касается объектов, возведённых в Красноярске по проектам Мержанова, то наиболее крупными из них являются Дом Советов, кинотеатр «Совкино», здание Центрального райкома КПСС и Красноярское отделение Госбанка. Все они в той или иной мере являются примерами того, как мастер пытался органично сочетать классические формы и современную архитектуру. А здание Госбанка, в частности, представляет собой синтез «классики» и той разновидности конструктивизма, которой Мержанов отдавал предпочтение в начале своего творческого пути.

В 1958 году, взамен конфискованной после ареста дачи в Загорянке, Мержанову выделили участок в Новых Горках, под Москвой, где его сын Борис построил дом и в 1960 Мержанов уехал из Красноярска. В 1960-70-е годы в Москве были построены два крупных комплекса - ВНИИ «Инструмент» на Б. Семёновской ул. и «Станкоимпорт» у ст. метро «Калужская». В обоих случаях Мержанов был руководителем творческого коллектива. К сожалению, и тот и другой объект были реализованы с заметными отступлениями от проектов.

Поздней осенью 1975 постаревший архитектор все ещё жил в Новых Горках. Двумя месяцами раньше, 23 сентября, здесь на 80–летний юбилей мастера собрались родственники и друзья. День рождения Мержанов отмечал в последний раз.

Ночью 13 декабря 1975 года, в Москве, Мержанов умер от длительной болезни лёгких. Он был похоронен на Армянском кладбище; в этом же семейном захоронении покоится прах его матери и братьев - художника Якова Мержанова и журналиста Мартына Мержанова.

Другие публикации

https://i1.wp..jpg?fit=900%2C600 600 900 admin http://сайт/wp-content/uploads/2016/12/logo-hayk-ru-1.jpg admin 2019-06-13 14:14:39 2019-06-13 14:25:34 Короткометражный фильм "Память". (HAYK studio 2019)

Мержанов Мирон Иванович (Мержанянц Меран (или, по другим документам, Мюрон) Оганесович):

  • с 1931 по 1937 гг. главный архитектор ЦИК СССР;
  • автор реализованных проектов нескольких дач для И.В. Сталина и советских руководителей высшего звена, а также санаторно-курортных объектов в Сочи и Кисловодске, общественных сооружений в Москве, Комсомольске-на-Амуре и Красноярске;
  • основатель известной проектной организации "Красноярскгражданпроект";
  • автор эскизов медали "Золотая звезда" для награждения Героев Советского Союза и медали "Серп и молот" для награждения Героев Социалистического Труда.

Юность

Мирон Мержанов родился 23 сентября 1895 г. в г. Нахичевани–на–Дону (в конце 1920–х гг. вошёл в черту г. Ростова–на–Дону), в семье служащего.

Позднее Мержановы переехали в г. Славянск (ныне Украина), где отец, Иван Миронович, поступил на должность управляющего макаронной фабрикой и паровой мельницей. В Славянске будущий архитектор окончил классическую гимназию. Успевая по всем предметам, особые способности проявлял в рисовании (здесь необходимо упомянуть, что Мержановы состояли в дальнем родстве с И.К. Айвазовским).

В 1912 г. Мирон Мержанов поступает в Петербургский институт гражданских инженеров (ПИГИ). Учась здесь, он одновременно подрабатывает чертёжником в мастерской известного архитектора А.И. Таманяна, с которым Мержановы также находились в родстве.

В начале Первой мировой войны его берут солдатом в телеграфную роту, но на фронт он не попадает.

Революция и гражданская война

Октябрьская революция заставляет его покинуть Санкт-Петербург; возвращение домой оборачивается довольно долгими скитаниями. В конце концов, он оказывается в Нахичевани-на-Дону, куда его семья вернулась в связи со служебными делами отца.

Летом 1919 г., пытаясь избежать отправки на передовую линию фронта, Мирон Мержанов добровольно поступает в инженерный батальон белой армии генерала Деникина; он рисует штандарты и гербы для различных войсковых подразделений.

В ноябре 1919 г. инженерный батальон, в котором числится Мержанов, направляют на север для участия в боях против наступающей Красной армии. В одном из сражений деникинские войска терпят поражение, и Мержанов бежит. Ему удаётся добраться до Краснодара, где живут его родственники. Здесь в 1920 г. он поступает на 4–й курс архитектурного отделения строительного факультета Кубанского политехнического института, который он так и не окончил, но был, тем не менее, благосклонно принят в среде архитекторов–профессионалов.

Начало творческого пути

В 1922 г. Мирон Мержанов женится на дочери известного кисловодского архитектора Э.Б. Ходжаева — Елизавете Эммануиловне (она была пианисткой). В том же году начинается, по сути, и творческий путь Мержанова — в Краснодаре возводятся постройки, которые он отмечает в автобиографии как первые.

В 1920–е гг. М.И. Мержанов и Э.Б. Ходжаев много работают вместе. С 1923 г. Мержанов с семьёй живёт в Кисловодске, где в 1926 г. строит свой собственный дом.

Одной из первых крупных работ молодого архитектора стал проект крытого рынка в Ессентуках. Здание было заложено ещё до революции 1917 г., по проекту другого автора. Таким образом, габариты рынка и его объёмно-пространственное решение во многом были определены ещё до Мержанова, но внешний облик постройка приобрела именно в соответствии с его замыслом.

К этому же периоду творчества Мирона Мержанова относятся реконструкция Госбанка в Пятигорске (1926 г.) и возведение нового корпуса кисловодского санатория "10 лет Октября" (1927 г., сейчас называется "Жемчужина Кавказа"). При проектировании санаторного корпуса Мержанов впервые применил так называемую "зубчатку", или "пилу": балконы по фасаду, обращённые к солнечной стороне, были не параллельны стене, а располагались под углом. Этот приём имеет, прежде всего, чисто функциональное значение: угол рассчитан так, что солнечный свет попадает на балконы, куда выходят отдыхающие, в определённое время суток — тогда, когда лучи солнца наиболее целебны.

В 1929 г. Мирон Мержанов принял участие в открытом конкурсе на проектирование санатория РККА в Сочи. Природный рельеф местности оказался во многом схожим с тем, какой был в Кисловодске и Пятигорске, что облегчало автору решение задачи. На конкурсе Мержанов представил проект, в котором корпуса санатория свободно располагаются по склону горы и вместе составляют многоплановую подковообразную композицию, по центральной оси которой проходит трасса фуникулёра. Нарядность и праздничность всему ансамблю придают малые архитектурные формы. Мержанову удалось почти невозможное: примирить конструктивистский объект и окружающий ландшафт.

Здания в стиле конструктивизма практически всегда были обособленными объектами и тем самым исключали активную реакцию на внешние условия. Позднее это послужило одной из причин, по которой конструктивизм как направление утратил свои позиции, когда перед советскими архитекторами были поставлены масштабные градостроительные задачи.

Личный талант Мержанова позволил ему без каких-либо потерь добиться соединения в одном общем образе конструктивистского сооружения и его контекста; этим, в частности, объясняется успех всей архитектурной композиции. Конкурс на проектирование санатория РККА курировал лично К.Е. Ворошилов. Свои варианты представили многие видные архитекторы СССР, но победу одержал Мержанов. Позднее, в 1937 г., на международной выставке в Париже архитектурный комплекс санатория был удостоен Гран-при, что ещё раз доказало неслучайность выдвижения Мержанова в передовые ряды профессии.

В 1930 г., когда в Сочи шло строительство санатория (завершено в 1934 г.), Мержанов экстерном окончил в Москве школу живописи и ваяния, а также Московский архитектурный институт. Его стали часто вызывать в столицу.

Главный архитектор ЦИК СССР

Карьера М.И. Мержанова резко пошла вверх, когда летом 1931 г. он был назначен главным архитектором хозяйственного управления ЦИК СССР. Однако с этого времени он был вынужден заниматься в большей степени административной работой, нежели собственным творчеством. Когда Мержанов поступил на свою новую должность, в архитектурной среде СССР происходили крупные события:

  • в Москве продолжался конкурс на Дворец Советов (первый тур уже завершился; начиная со второго, М.И. Мержанова назначили главным архитектором по строительству Дворца). Это сверхмонументальное сооружение так и не построили, но его проект оказал значительное влияние на стилевую ориентацию всей советской архитектуры последующего периода;
  • в 1932 г. основан единый Союз архитекторов СССР. Разнородные творческие группировки, существовавшие до этого и зачастую резко противопоставлявшие себя одна другой, были ликвидированы. Мержанов стал одним из тех, кто стоял у истоков создания новой организации, а некоторое время спустя возглавил правление фонда Союза архитекторов;
  • "социалистический реализм", провозглашённый основой творческого метода советской литературы в 1932 г., идеологами правящей партии затем был предписан как база эстетической программы и для пространственных искусств, в т.ч. архитектуры;
  • с начала 1930-х гг. официальная пропаганда стала последовательно заниматься "мифологизацией жизни"; эта "тенденция, нараставшая в течение десятилетия", в отечественной архитектуре "поощряла парадную монументальность застройки, опирающуюся на респектабельный историзм" (Иконников А.В. Историзм в архитектуре. — М.: 1997. — С. 447 ).

Мержанов, в силу своего положения, находился в эпицентре этих и других процессов, происходящих в общественной, культурной и внутрипрофессиональной сферах жизни страны.

Летом 1933 г. он получил заказ на проектирование дачи для И.В. Сталина в Кунцеве (так называемой "Ближней дачи"; построена в 1934 г.). Тогда архитектора ещё не представили главе государства, и, выполняя проект, автор опирался не столько на вкусы заказчика, сколько на собственную интуицию.

В отличие от большинства предыдущих сооружений Мержанова, Ближняя дача в Кунцеве построена в стиле раннего неоклассицизма: главный фасад оформлен двумя полуколоннами тосканского ордера; в решении входной части использован полуарочный мотив. Дача была спланирована как одноэтажная, всю площадь крыши занимал солярий. Впоследствии, уже после ареста М.И. Мержанова, надстроили второй этаж. Это преобразование было совершено сколь возможно деликатно, чтобы не внести дисгармонию в общий вид постройки (позже именно по этой причине родилась версия о том, что проектирование второго этажа выполнил, возможно, сам Мержанов ещё до своего ареста, а строительство велось уже без него).

До 1943 г. по проектам Мержанова были построены также следующие объекты:

  • новое здание Центрального Дома архитектора (совместно с А.К. Буровым и А.В. Власовым, Москва, открыт в феврале 1941 г.);
  • санаторий НКВД "Кисловодск" (г. Кисловодск, 1935 г.);
  • санаторий Совета министров СССР "Красные камни" (г. Кисловодск, 1939 г.);
  • дачи Сталина — в Мацесте; "Холодная речка" близ Гагр; "Бочаров ручей" (первоначально предназначалась Ворошилову); "Зелёная роща" (все построены в 1930–е гг.);
  • около пятидесяти дач для советских руководителей высшего звена (на Кавказе и в Подмосковье).

Кроме того, по планировочному решению М.И. Мержанова архитекторами А.И. Васильевым и А.П. Романовским был разработан проект Военно-морской академии в Ленинграде.

Особое место в творческой биографии Мержанова занимают выполненные по его эскизам государственные наградные знаки — Золотая звезда Героя Советского Союза (утверждена Президиумом Верховного Совета СССР 1 августа 1939 г.) и Золотая звезда Героя Социалистического труда (утверждена 22 мая 1940 г.).

Архитектор оборонительных сооружений

В годы Великой Отечественной войны М.И. Мержанов вместе с архитекторами Виктором Александровичем Весниным и Каро Семёновичем Алабяном внёс значительный вклад в строительство оборонительных сооружений вокруг Москвы и Ленинграда.

В частности, он лично управлял коллективами архитекторов, проектировавшими в столице бомбоубежища и газоубежища. Также на него была возложена подготовка станции метро "Маяковская" к проведению там 6 ноября 1941 г. торжественного заседания, посвящённого 24–й годовщине Октябрьской революции (на собрании с докладом выступал Сталин).

Фонд Союза архитекторов СССР (Архфонд), который возглавлял Мержанов, в этот период занимался эвакуацией основных учреждений Академии архитектуры в Чимкент (Южный Казахстан). В 1942 г., во время блокады Ленинграда, Алабян и Мержанов специальным самолётом, выделенным им командованием Ленинградского фронта, отправили своим коллегам в осаждённый город две с половиной тонны продуктов.

Арест и работа в шарашке

Ранее, ещё до войны, в 1930–е гг., когда несколько помещений Кремлёвского дворца претерпели перепланировку и, в частности, два зала — Андреевский и Александровский — объединили в один (в 1997 г. восстановлены в первоначальном виде), Сталин поручил Мержанову разработать здесь интерьер для заседаний Верховного Совета. Здесь должны были установить большой герб СССР. Мержанов предложил сделать его не бронзовым, а деревянным, что было весьма смелым для того времени решением. Архитектор сумел отстоять свою идею в т.ч. и перед самим Сталиным, пояснив, что в интерьере зала, где основные функциональные элементы (кресла, кафедра) выполнены из дерева, бронзовый герб будет смотреться несколько неестественно.

Когда 12 августа 1943 г. Мержанова арестовали, этот герб пострадал первым. Есть свидетели тому, как вскоре после ареста архитектора в зал заседаний Верховного Совета ворвались люди с топорами, молотками и стамесками и стали с ожесточением разносить в щепки деревянный герб. После этого варварского акта они водрузили на освободившееся место заготовленный заранее герб из бронзы.

Из многих документов имя Мержанова было вымарано; в одних случаях поверх выскобленной фамилии вписали другую (так произошло, например, с проектом Дома архитекторов — вместо имени М.И. Мержанова долгое время там значилось имя его друга, архитектора К.С. Алабяна), в других случаях объекты вовсе лишились автора — здание стояло, но память об архитекторе была стёрта.

Были уничтожены даже проспекты и брошюры с фотографиями возведённых по проектам Мержанова здравниц, где указывалось его авторство. В официальных изданиях Золотую звезду Героя Советского Союза стали приписывать И.И. Дубасову, а Золотую звезду Героя Социалистического труда — С.А. Поманскому.

Самого Мержанова 8 марта 1944 г. приговорили к 10–ти годам лагерей по ст. 58, ч. 1а, 8, 10, 11, 17, 19 УК РСФСР. Он был этапирован в лагерь под Комсомольском-на-Амуре, где ему чудом удалось избежать отправки дальше, в Магадан. Его перевели из общей зоны в производственный барак — шарашку, в которой он жил и работал до начала 1949 г. В Комсомольске-на-Амуре он принимал участие в строительстве монументального здания Дворца культуры, "Клуба ИТР завода 126" и ряда других сооружений.

Будучи в заключении, он сумел выяснить местонахождение своей жены Елизаветы Эммануиловны (была арестована в тот же день, что и он сам) и даже послать ей три письма и немного денег.

В 1947 г. Елизавета Эммануиловна умрёт в лагере под Карагандой, а горсть земли оттуда привезёт позже Борис Миронович Мержанов, чтобы совершить символическое захоронение матери на семейном участке Ходжаевых на Армянском кладбище в Москве.

В начале 1949 г. Мержанова неожиданно этапом отправили в Москву; на Ярославском вокзале его передали в распоряжение сотрудников госбезопасности. На следующий день, прямо в лагерной одежде, ему пришлось предстать перед министром госбезопасности В.С. Абакумовым. Тот поручил архитектору разработать проект санатория МГБ. С этой целью Мержанова привезли в Сочи и показали приблизительное место будущей постройки (окончательное место выбрал сам Мержанов).

Затем его вернули в Москву и поместили в Сухановскую тюрьму, которая была одной из самых страшных пыточных тюрем сталинской эпохи. Она находилась на месте бывшей Екатерининской пустыни — монастыря, расположенного поблизости от усадьбы "Суханово" (усадьба, в свою очередь, незадолго перед этим была превращена в дом отдыха Союза архитекторов, и, по иронии судьбы, занимался этим сам Мержанов вместе с Алабяном).

В тюрьме архитектору выдали высококачественные инструменты и материалы для чертежей, но, как только работа была выполнена, проект забрали. Некоторое время спустя Мержанова вновь вызвали к Абакумову, и далее началось рабочее проектирование санатория, которое осуществлялось в другой шарашке — на сей раз в подмосковном Марфине (официально называлась "режимным конструкторским бюро хозяйственного управления МГБ СССР"). Мержанова познакомили с более молодыми архитекторами — Г.В. Макаревичем, Е.В. Рыбицким и Г.Д. Борисовым, и таким образом был создан авторский коллектив. Макаревич, Рыбицкий и Борисов находились при этом на свободе, а тот, кто возглавлял группу, томился в заключении. Надо сказать, что молодые архитекторы (все трое) впоследствии признавали, что состоялись как профессионалы именно тогда, когда работали с Мержановым.

В конце 1951 г., когда ещё не завершилось даже строительство главного корпуса (а весь санаторный комплекс был сдан в эксплуатацию в 1954 г.), за Мержановым в Сочи, где руководитель авторского коллектива лично управлял строительными работами, прибыл усиленный наряд охраны. Архитектора препроводили в иркутскую тюрьму (содержался в ней с 1952 г. до середины марта 1953 г.) и зачислили в отряд заключённых, отправлявшихся на лесоповал. Однако по заключению медкомиссии решение было изменено, и Мержанов попал в Красноярскую пересыльную тюрьму.

Счастливый случай уберёг его от дальнейших злоключений и помог ему вновь начать работать по специальности (пусть поначалу и на правах заключённого) — в проектной организации "Крайпроект". Здесь, в Красноярске, Мержанов встретил своего талантливого коллегу — архитектора Г.Б. Кочара, также репрессированного, чей тюремный "стаж" исчислялся 18–ю годами. Они были знакомы ещё до войны (Кочар являлся членом правления Союза архитекторов СССР), а теперь стали плотно работать вместе.

Позднее Кочар был назначен главным архитектором Красноярска, а Мержанов — главным архитектором "Крайпроекта". Кроме того, в 1953 г. сюда приехал сын Мирона Ивановича, тоже архитектор, — Борис Миронович Мержанов, освобождённый годом ранее (был репрессирован в 1948 г.), и с этого момента началась совместная работа отца с сыном.

Самого Мирона Ивановича освободили в 1954 г., а в 1956 г. — полностью реабилитировали.

Проекты в Красноярске

Одной из главных заслуг М.И. Мержанова во время работы в Красноярске можно считать создание филиала центрального института "Горстройпроект", позже переименованного в "Красноярскгражданпроект". За относительно короткое время численность института достигла тысячи сотрудников, и вскоре он стал крупнейшей проектной организацией Восточной Сибири, куда с целью изучения опыта красноярских архитекторов приезжали коллеги со всех концов страны, в т.ч. из Москвы и Ленинграда.

Что касается объектов, возведённых в Красноярске по проектам Мержанова, то наиболее крупными из них являются Дом Советов, кинотеатр "Совкино", здание Центрального райкома КПСС и Красноярское отделение Госбанка.

Все они в той или иной мере являются примерами того, как мастер пытался органично сочетать классические формы и современную архитектуру. А здание Госбанка, в частности, представляет собой синтез "классики" и той разновидности конструктивизма, которой Мержанов отдавал предпочтение в начале своего творческого пути. Частичный возврат архитектора к конструктивизму особенно ярко проявился также в здании ДК завода "Красмаш", расположенном на правом берегу Енисея.

Возвращение к свободному творчеству

Возвращение Мержанова к личному свободному творчеству, к сожалению, практически совпало с "закрепощением" советской архитектуры.

В ноябре 1955 г. Н.С. Хрущёв выпустил постановление об "излишествах" в проектировании и строительстве. И с 1955 по 1965 гг. развитие советской архитектуры было подчинено жёсткой бескомпромиссной стандартизации. "Сталинистскую унификацию архитектуры по канонам классицизма, ориентированную на пропаганду утопий Золотого века, сменила ещё более решительная бездуховная унификация на основе промышленного стандарта" (Иконников А.В. Историзм в архитектуре. — М.: 1997. — С. 488 ).

Среда обитания человека обезличивалась. М.И. Мержанов оставался преданным своей профессии до конца жизни, но насаждавшийся в хрущёвское время технологизм — с его ортогональной геометрией и искусственными материалами — вызывал в нём внутренний протест.

Калининград — Новые Горки

В 1958 г., взамен конфискованной после ареста дачи в Загорянке, Мержанову выделили участок в Новых Горках; в 1959 г. его сын Борис построил здесь дом. В 1960 г. М.И. Мержанов уехал из Красноярска, но в течение ещё двух лет в "Красноярскгражданпроекте" за ним официально оставалась должность консультанта.

В Новых Горках он был прописан с 1960 по 1971 гг., поскольку не имел тогда собственной квартиры. Поначалу он собирался уйти на пенсию, однако, встретившись в Москве с В.А. Шквариковым, поменял свои планы и устроился на работу в "Моспроект–1". На работу с дачи ездил на машине или на электричке — от станции Болшево .

В 1960-70-е годы в Москве были построены два крупных комплекса — ВНИИ "Инструмент" на Б. Семёновской ул. и "Станкоимпорт" у ст. метро "Калужская". В обоих случаях Мержанов был руководителем творческого коллектива. К сожалению, и тот и другой объект реализованы с заметными отступлениями от проектов.

Зимой 1971 г., когда Мержанов лечился в туберкулёзном санатории на Яузе, с ним произошёл несчастный случай: он упал и сломал шейку бедра. Работу в "Моспроекте" пришлось оставить.

Весной 1972 г. Мирон Иванович наконец-то получил двухкомнатную квартиру — в живописном парке "Дубки" в Тимирязевском районе Москвы. Здесь он жил последние три с половиной года. Но ежегодно несколько месяцев — как правило, с мая по ноябрь — проводил на даче.

Все эти годы он писал много акварелей — это были, в основном, фантазии, изображающие дворцы, дачи, санатории и их интерьеры (на некоторых, к примеру, прочитываются собирательные образы государственных дач, построенных когда-то самим Мержановым). Часто рисовал лошадей, к которым с детства питал слабость.

Поздней осенью 1975 г. М.И. Мержанов все ещё жил в Новых Горках. Двумя месяцами раньше, 23 сентября, здесь на 80–летний юбилей мастера собрались родственники и друзья. Приехали архитекторы Д.И. Бурдин и М.З. Островская, журналист-международник С.А. Микоян и другие. День рождения Мержанов отмечал в последний раз.

Ночью 13 декабря 1975 г., в Москве, архитектор умер от длительной болезни лёгких. Он был похоронен на Армянском кладбище; в этом же семейном захоронении покоится прах его матери и братьев — художника Якова Мержанова и журналиста Мартына Мержанова.

Мирон Иванович Мержанов (настоящее имя архитектора — Миран Оганесович Мержанянц) появился на свет в городе Нахичевань-на-Дону. Интересно, что в его семье все были по-своему талантливы. Возможно, сказывалось родство с Иваном Айвазовским — тоже, к слову, отказавшимся от армянской фамилии. Один из братьев будущего архитектора расписывал театральные декорации, другой освещал в прессе спортивные события. Мирон же выбрал другую сферу деятельности — одновременно и творческую, и требующую знания точных наук.

Первая постройка, спроектированная Мержановым, датируется 1925 годом. Архитектор не стал далеко ходить и построил дом в Кисловодске для себя. За этим последовали общественные сооружения: благодаря Мержанову в Ессентуках появился крытый рынок, а в Пятигорске — здание Госбанка.

Мирон Мержанов был дальним родственником Айвазовского

В 1929 году зодчий получил задание куда более высокого уровня: он выиграл конкурс на проектирование санатория Рабоче-крестьянской Красной армии в Сочи, успешно выполнил эту задачу и даже подружился с Климентом Ворошиловым, именем которого здравница и была названа. Мержанов стал главным архитектором хозуправления ЦИК СССР. За назначением последовало участие Мержанова в строительстве Дома архитекторов в Москве и Военно-морской академии в Ленинграде, а также проектирование санатория для сотрудников органов госбезопасности.

Дача Сталина в Волынском

Талант архитектора не остался без внимания Сталина. В первой половине 1930-х он заказал Мержанову проекты нескольких своих дач — в Гаграх, в Мацесте, в Волынском. Вероятно, это Мержанова и подвело: он слишком много знал. Сталинские имения считались объектами государственной важности, их было строжайше запрещено фотографировать, а чертежи и эскизы не мог хранить у себя дома даже сам архитектор. Их либо прятали в специальных хранилищах, либо же сразу уничтожали.

Жена архитектора Мирона Мержанова погибла в лагере

В августе 1943 года Мержанова и его супругу арестовали. Архитектору предъявили обвинения по 10-й части 58-й статьи — «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений». «Домашнего архитектора» Сталина приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Подобная участь ждала и жену Мержанова — только, в отличие от мужа, пережить это испытание ей не удалось, в середине 1940-х женщина погибла. В 1948 году был также арестован и осужден сын Мержанова Борис.


Мержанов с супругой и сыном

Архитектор пробыл несколько лет в лагере, затем был отправлен в Комсомольск-на-Амуре, где получил приказ спроектировать несколько зданий. В 1949 году о его выдающихся способностях вспомнило и высшее партийное руководство. Мержанова этапировали на Лубянку, но не добавили ему срок, как он опасался, а перевели в Сухановскую тюрьму. Там архитектору выделили подобие рабочего кабинета и приказали творить — проектировать санаторий МГБ в Сочи. Следующим местом, в котором довелось оказаться заключенному Мержанову, стала «шарашка» в Марфине, где в ту пору находился Александр Солженицын. Позднее прозаик упоминал некогда любимого Сталиным архитектора в произведении «В круге первом».


Мирон Мержанов после освобождения

Когда Мержанов перестал быть нужен, его отстранили от работы над проектом и снова отправили в «места не столь отдаленные». Освобожден архитектор был в 1954 году, однако мог жить только в Красноярске — отныне его ждала бессрочная ссылка. Тогда же он начал заниматься и красноярским градостроительством — по проекту Мержанова были построены краевой Дом Советов, Центральный райком КПСС и многие другие здания. Впрочем, в 1956 году ссылка, грозившая стать вечной, завершилась: Мержанов был реабилитирован. До своей смерти в 1975 году он работал в Москве.

Миро́н Ива́нович Мержа́нов (Меран Оганесович Мержанянц, 23 сентября 1895 декабрь 1975) советских времен архитектор, строивший преимущественно в курортных городах Кавказа. В 1934-1941 свой архитектор И. В. Сталина, автор проектов дач Сталина и высших руководителей СССР в Кунцеве, Мацесте, Бочаровом Ручье. В 19421956 репрессирован, работал в архитектурных шарашках от Сочи до Комсомольска-на-Амуре. Соавтор проектов Золотых Звёзд Героя Советского Союза и Героя социалистического труда (1938-1939).

Архитектор родился в преуспевающей армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону (нынче в черте Ростова-на-Дону). Отец служил чиновником, и приходился дальним родственником И. К. Айвазовскому. До начала первой важный войны Меран успел завершить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской А. И. Таманяна, следом был призван в войска, но на фронт угодить не успел. После октябрьской революции бежал из голодного Петербурга домой, в Ростов. Пытаясь избежать призыва в деникинские войска первой линии, добровольно вступил в инженерный батальон белой армии, а вслед за тем её разгрома поселился в Краснодаре. В 19201923 продолжил обучение в Кубанском политехническом институте, несложно вошёл в круг местных профессионалов, в 1922 женился на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой. Первая независимая постройка Мержанова личный здание в Кисловодске (1925). За ним последовали

крытый рынок в Ессентуках

сооружение Госбанка в Пятигорске

В этих постройках, формально принадлежащих к конструктивизму, проявился почерк Мержанова, сохранившийся до конца его дней тяготение к эффектной монументальности построек, в сочетании с романтизацией, зрительным облегчением конструкций, а кроме того излюбленная безделица архитектора угловые балконы и угловые ниши, разрывающие гладкие стены зданий. Позже Мержанов называл своими главными учителями И. В. Жолтовского и Фрэнка Ллойд Райта.

В 1929 Мержанов выиграл открытый конкурс на проектирование санатория РККА в Сочи, тот, что курировал лично К. Е. Ворошилов. Санаторий, финансировавшийся займом посреди военных, был открыт 1 июня 1934, и в том же году ему было присвоено имя Ворошилова. Архитектор и нарком стали личными друзьями; приятельство эта сохранилась и затем отставки Ворошилова и освобождения Мержанова. Санаторий выстроен в конструктивистской манере, но Мержанов намеренно маскировал наиболее жёсткие конструктивисткие элементы, гармонично соединив простые геометрические формы с горным рельефом побережья. Образ санатория и примыкающего к нему фуникулёра был растиражирован пропагандой, и Мержанов вошёл в обойму наиболее востребованных советских архитекторов.

В 1931 Мержанов был вызван в Москву и назначен главным архитектором хозуправления ЦИК СССР. Одновременно с завершением ворошиловского санатория, по заданиям ЦИК Мержанов выстроил комплекс государственных дач Бочаров Ручей. Руководил проектированием Военно-морской академии в Ленинграде, проектированием зданий для нового города Комсомольск-на-Амуре, cовместно с А. К. Буровым построил столичный Дом Архитекторов. Во второй половине тридцатых Мержанов строит в Кисловодске два крупных санатория Санаторий-отель НКВД (сейчас Кисловодск) и Красные камни. Это уже бесспорно сталинская архитектура, причём не ограниченная в средствах на качественную отделку камнем, и сохранившая обычный для архитектора южный романтизм.

В 19331934 Мержанов спроектировал первую сталинскую дачу т. н. ближнюю дачу в Кунцеве. Первоначально одноэтажный обитель был надстроен до двух этажей в 1943 (по другим источникам 1948), когда архитектор уже сидел в заключении; автор проекта перестройки неизвестен, но надо думать, что был использован план самого Мержанова. В 1934, удовлетворённый заказчик вызвал Мержанова лично и поставил задачу спроектировать комплекс государственных дач в Мацесте, в 1935 на Холодной речке близ Гагр. Все эти объекты спроектирован в стиле модернизированной классики (см. постконструктивизм), равноудалённой и от конструктивизма, и от сталинского ампира, что дало некоторым авторам (Д. Хмельницкий) утверждать, что личные вкусы Сталина существенно отличались от того, что по сути дела насаждалось в советской архитектуре.

В 1938 Мержанов разработал строй проектов Золотой Звезды Героя Советского Союза (первые Герои награждались только орденом Ленина); был выбран наиболее лаконичный вариант. В 1939 он предложил два варианта медали Серп и Молот, на тот самый раз был выбран что ни на есть миниатюрный. Официальное утверждение Звёзд состоялось 1 августа 1939 и 22 мая 1940.

После начала Великой Отечественной войны Мержанов проектировал объекты гражданской обороны Москвы, в том числе обустройство станции метро Маяковская перед историческим собранием 6 ноября 1941. После эвакуации большинства московских архитекторов в Чимкент Мержанов и К. С. Алабян остались в Москве.

12 августа 1943 Мержанов, его супруга и близкий круг сотрудников были арестованы. 8 марта 1944 Мержанов был приговорён без суда к 10 годам лагерей по статье 58, ч.1а, 8, 10, 11, 17, 19 УК РСФСР. Обвинительное заключение основывалось только на показаниях узкого круга сотрудников Мержанова и факте его службы у Деникина. То, что в октябре 1941 он остался в Москве, стало доказательством измены. Жена Мержанова не представляла особой ценности и сгинула в лагерях в середине сороковых, а сам архитектор, этапированный в ладно знакомый ему Комсомольск-на-Амуре, был выдернут из общего барака лагерным начальством и сызнова занялся проектированием. В Комсомольске по его проекту построены городской Дворец культуры и ДК авиазавода.

В 1948 Мержанов был этапирован в Москву, где В. С. Абакумов лично поставил ему задачу спроектировать для МГБ санаторий в Сочи. Для работ были развернуты две Архитектор работал в сухановской тюрьме и в шарашке в Марфино (где познакомился с А. И. Солженициным. В 1950 план был утверждён Абакумовым, и Мержанов начал к постройке своего крупнейшего и, наверное, лучшего произведения санатория имени Дзержинского. Однако вскоре следом ареста Абакумова, в конце 1951, Мержанов был отстранён от постройки, и до марта 1953 сидел в иркутской тюрьме, после этого в красноярской пересылке (санаторий достроили в 1954).

Формально освобождённый в 1954 на бессрочную ссылку, он обосновался в Красноярске и возглавил Красноярскгражданпроект (главным архитектором города был кроме того ссыльный армянин, Г. Б. Кочар). По проектам Мержанова в Красноярске построены Центральный райком КПСС, городской кинотеатр, отделение Госбанка и ДК Красмаш попытка возвратиться от ампира к конструктивизму.

Советский архитектор, строивший преимущественно в курортных городах Кавказа.


Миро́н Ива́нович Мержа́нов (Меран Оганесович Мержанянц, 23 сентября 1895 - декабрь 1975) - советский архитектор, строивший преимущественно в курортных городах Кавказа. В 1934-1941 - личный архитектор И. В. Сталина, автор проектов дач Сталина и высших руководителей СССР в Кунцеве, Мацесте, Бочаровом Ручье. В 1942-1956 репрессирован, работал в архитектурных шарашках от Сочи до Комсомольска-на-Амуре. Соавтор проектов Золотых Звёзд Героя Советского Союза и Героя социалистического труда (1938-1939).

Архитектор родился в преуспевающей армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону (сегодня - в черте Ростова-на-Дону). Отец служил чиновником, и приходился дальним родственником И. К. Айвазовскому. До начала первой мировой войны Меран успел закончить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской А. И. Таманяна, затем был призван в войска, но на фронт попасть не успел. После октябрьской революции бежал из голодного Петербурга домой, в Ростов. Пытаясь избежать призыва в деникинские войска первой линии, добровольно вступил в инженерный батальон белой армии, а после её разгрома поселился в Краснодаре. В 1920-1923 продолжил обучение в Кубанском политехническом институте, легко вошёл в круг местных профессионалов, в 1922 женился на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой. Первая самостоятельная постройка Мержанова - собственный дом в Кисловодске (1925). За ним последовали

крытый рынок в Ессентуках

здание Госбанка в Пятигорске

В этих постройках, формально принадлежащих к конструктивизму, проявился почерк Мержанова, сохранившийся до конца его дней - стремление к эффектной монументальности построек, в сочетании с романтизацией, зрительным облегчением конструкций, а также излюбленная деталь архитектора - угловые балконы и угловые ниши, разрывающие гладкие стены зданий. Позже Мержанов называл своими главными учителями И. В. Жолтовского и Фрэнка Ллойд Райта.

В 1929 Мержанов выиграл открытый конкурс на проектирование санатория РККА в Сочи, который курировал лично К. Е. Ворошилов. Санаторий, финансировавшийся займом среди военных, был открыт 1 июня 1934, и в том же году ему было присвоено имя Ворошилова. Архитектор и нарком стали личными друзьями; дружба эта сохранилась и после отставки Ворошилова и освобождения Мержанова. Санаторий выстроен в конструктивистской манере, но Мержанов намеренно маскировал наиболее жёсткие конструктивисткие элементы, гармонично соединив простые геометрические формы с горным рельефом побережья. Образ санатория и примыкающего к нему фуникулёра был растиражирован пропагандой, и Мержанов вошёл в обойму наиболее востребованных советских архитекторов.

В 1931 Мержанов был вызван в Москву и назначен главным архитектором хозуправления ЦИК СССР. Одновременно с завершением ворошиловского санатория, по заданиям ЦИК Мержанов выстроил комплекс государственных дач «Бочаров Ручей». Руководил проектированием Военно-морской академии в Ленинграде, проектированием зданий для нового города Комсомольск-на-Амуре, cовместно с А. К. Буровым построил московский Дом Архитекторов. Во второй половине тридцатых Мержанов строит в Кисловодске два крупных санатория - «Санаторий-отель НКВД» (ныне «Кисловодск») и «Красные камни». Это уже бесспорно сталинская архитектура, причём не ограниченная в средствах на качественную отделку камнем, и сохранившая типичный для архитектора «южный» романтизм.

В 1933-1934 Мержанов спроектировал первую сталинскую дачу - т. н. ближнюю дачу в Кунцеве. Первоначально одноэтажный дом был надстроен до двух этажей в 1943 (по другим источникам 1948), когда архитектор уже сидел в заключении; автор проекта перестройки неизвестен, но вероятно, что был использован проект самого Мержанова. В 1934, удовлетворённый заказчик вызвал Мержанова лично и поставил задачу спроектировать комплекс государственных дач в Мацесте, в 1935 - на Холодной речке близ Гагр. Все эти объекты спроектирован в стиле модернизированной классики (см. постконструктивизм), равноудалённой и от конструктивизма, и от «сталинского ампира», что дало некоторым авторам (Д. Хмельницкий) утверждать, что личные вкусы Сталина существенно отличались от того, что фактически насаждалось в советской архитектуре.

В 1938 Мержанов разработал ряд проектов Золотой Звезды Героя Советского Союза (первые Герои награждались только орденом Ленина); был выбран наиболее лаконичный вариант. В 1939 он предложил два варианта медали «Серп и Молот», на этот раз был выбран самый миниатюрный. Официальное утверждение Звёзд состоялось 1 августа 1939 и 22 мая 1940.

После начала Великой Отечественной войны Мержанов проектировал объекты гражданской обороны Москвы, в том числе обустройство станции метро Маяковская перед историческим собранием 6 ноября 1941. После эвакуации большинства московских архитекторов в Чимкент Мержанов и К. С. Алабян остались в Москве.

12 августа 1943 Мержанов, его жена и близкий круг сотрудников были арестованы. 8 марта 1944 Мержанов был приговорён без суда к 10 годам лагерей по статье 58, ч.1а, 8, 10, 11, 17, 19 УК РСФСР. Обвинительное заключение основывалось исключительно на показаниях узкого круга сотрудников Мержанова и факте его службы у Деникина. То, что в октябре 1941 он остался в Москве, стало доказательством «измены». Жена Мержанова не представляла особой ценности и сгинула в лагерях в середине сороковых, а сам архитектор, этапированный в хорошо знакомый ему Комсомольск-на-Амуре, был выдернут из общего барака лагерным начальством и вновь занялся проектированием. В Комсомольске по его проекту построены городской Дворец культуры и ДК авиазавода.

В 1948 Мержанов был этапирован в Москву, где В. С. Абакумов лично поставил ему задачу - спроектировать для МГБ санаторий в Сочи. Для работ были развернуты две Архитектор работал в сухановской тюрьме и в шарашке в Марфино (где познакомился с А. И. Солженициным. В 1950 проект был утверждён Абакумовым, и Мержанов приступил к постройке своего крупнейшего и, вероятно, лучшего произведения - санатория имени Дзержинского. Однако вскоре после ареста Абакумова, в конце 1951, Мержанов был отстранён от постройки, и до марта 1953 сидел в иркутской тюрьме, затем в красноярской пересылке (санаторий достроили в 1954).

Формально освобождённый в 1954 на бессрочную ссылку, он обосновался в Красноярске и возглавил «Красноярскгражданпроект» (главным архитектором города был также ссыльный армянин, Г. Б. Кочар). По проектам Мержанова в Красноярске построены Центральный райком КПСС, городской кинотеатр, отделение Госбанка и ДК Красмаш - попытка вернуться от ампира к конструктивизму.

Вам также будет интересно:

Вложения для Гааз Фёдор Петрович Ф п гааз биография
Гааз, Федор (Фридрих Иосиф) Петрович (Haas) - врач-филантроп; родился 24-го августа 1780...
Вячеслав Матвеевич Ткачев
Ранней весной 1965 года в полуподвальной коммуналке на окраине Краснодара умер одинокий...
Цитаты про любовь со смыслом из книг Большие высказывания о любви со смыслом
В этой статье вы найдете высказывания разных великих людей о любви. Их можно поставить в...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти поэтов, погибших на войне Поэты погибшие на войне 1941 1945
Главная > Документ Строка, оборванная пулей (литературно-музыкальная композиция,...
Литературно-исторические заметки юного техника Манифест об отречении от престола николая ii
Настоящая революция произошла 2-3(15-16) марта, когда рухнула монархическая власть и...