Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Сонник шептать на ухо девушке

Cонник шлепки токование сонника, к чему снится шлепки токование сонника во сне видеть К чему снится потерять шлепок

Блока «Я никогда не понимал» и А

Афанасий Афанасьевич Фет

Что такое биотоп и биоценоз в биологии?

Астения: симптомы, лечение Астено тревожный синдром что

Химические растворы Что такое гомогенный раствор

Организация и вооружение мотострелкового отделения Состав мотострелкового отделения на бтр

Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)

Явление диффузии. Что такое диффузия? Диффузия физическое явление

Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам

Картины архипа куинджи с названиями

Порядок расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

Листовая свекла мангольд Мангольд когда начинать кушать и какие части

Какие блюда можно приготовить из чечевицы просто и вкусно Простые блюда из красной чечевицы

 Родословное дерево А Шлейхер, Индоевропейские языки, Индийская группа - Введение в языкознание Библиотека русских учебников. Группы индоевропейской семьи языков

На юге острова), Мальдивской Республике (мальдивский), Непале (непали); за преде­ла­ми этого региона - цыганский и парья (диалект на территории СССР в Гиссарской долине Таджикистана). Общее число говорящих 770 млн. чел. На западе и северо-западе И. (и.) я. граничат с иранскими (белуджский , пушту) и дардскими языками, на севере и северо-востоке - с тибетскими и гималайскими , на востоке - с рядом тибето-бирманских и мон-кхмерских языков, на юге - с драви­дий­ски­ми (телугу , каннада). В Индии в массив И. (и.) я. вкраплены языковые островки других лингви­сти­че­ских групп (мунда , мон-кхмер, дравидийские и другие).

Древнейший период развития И. (и.) я. представлен ведийским языком (языком культа, функцио­ни­ро­вав­шим условно предположительно с 12 в. до н. э.) и санскритом в нескольких его литературных разновидностях (эпическим - 3-2 вв. до н. э., эпиграфическим - первые века н. э., классическим санскритом - расцвет 4-5 вв. н. э.). Отдельные индоарийские слова, принад­ле­жа­щие диалекту, отлич­но­му от ведийского (имена богов, царей, коневодческие термины), засвиде­тель­ство­ва­ны начиная с 15 в. до н. э. в так называемом митаннийском арийском в документах из Малой и Передней Азии.

Для древнеиндийского состояния на фонетико -фонологическом уровне характерно наличие классов смычных шумных придыхательных и церебральных фонем (сохранившихся с некоторыми изменениями вплоть до современного состояния), фонологическое противо­по­став­ле­ние простых гласных по долготе​/​краткости в слогах любого типа, допустимость согласного исхода слова наряду с гласным, наличие много­чис­лен­ных сочетаний согласных, особенно сложных, в середине слова. В основе древне­индий­ской морфологии лежит система качественных чередований гласного в корне и в суффиксе. Языку свойствен развитый синтетический строй. Грамматические значения передаются сочетанием много­чис­лен­ных типов основ имени и глагола с той или иной серией окончаний. Имя имеет 8 падежей , 3 числа , глагол - 3 лица , 3 числа, 6-7 времён , 4-6 наклонений , 3 залога . Парадигма глагола представ­ле­на многими десятками личных флективных форм. В словообразовании продуктивны префиксация и суффиксация, причём ряд суффиксов требует опреде­лён­ной ступени чередования корневого гласного. Морфологическая структура слова предель­но ясна. В синтаксисе при преиму­ще­ствен­ном конечном положении глагольного сказуемого и препозитивности опреде­ле­ния порядок слов свободный.

Среднеиндийский период развития И. (и.) я. представлен многочисленными языками и диалек­та­ми , бывшими в употреблении в устной, а затем и в письменной форме к середине 1‑го тыс. до н. э. Из них наиболее архаичен пали (язык буддийского Канона), за которым следуют пракриты (более архаичны пракриты надписей) и апабхранша (диалекты, сложившиеся к середине 1‑го тыс. н. э. в результате развития пракритов и являющиеся переходным звеном к новоиндийским языкам). Для средне­индий­ско­го состояния по сравнению с древнеиндийским на фонетико-фонологическом уровне характерны резкие ограни­че­ния на сочетания согласных, отсутствие консонантного исхода слова, изменение интервокальных смычных, появление назализованных гласных фонем, усиление ритми­че­ских законо­мер­но­стей в слове (гласные противопоставляются по долготе/краткости только в открытых слогах). В результате этих фонетических изменений утрачивается ясность морфемной структуры слова, исчеза­ет система качественных морфонологических чередований гласных и ослабе­ва­ет разли­чи­тель­ная сила флексии . В морфологии проявляются тенденции к унификации типов склонения , к смешению именного и местоименного склонения, к сильному упрощению падежной парадигмы и развитию системы послелогообразных служебных слов , к исчезновению целого ряда глагольных категорий и сужению сферы употребления личных форм (начиная с пракритов в функции личных форм глагола в прошедшем времени употребляются только причастия). В синтаксисе появля­ет­ся ряд дополнительных ограни­че­ний, приведших к большей стандартизации структуры предло­же­ния .

Новоиндийский период в развитии И. (и.) я. начинается после 10 в. Он представлен прибли­зи­тель­но двумя десятками крупных языков и большим количеством диалектов, иногда весьма отлича­ю­щих­ся друг от друга. Классификация современных И. (и.) я. предложена в 80‑х гг. 19 в. А. Ф. Р. Хёрнле и лингвистически разработана в 20‑х гг. 20 в. Дж. А. Грирсоном. В её основе лежит различение «внешних» (периферийных) языков, обладающих рядом общих черт, и «внутренних», где соответ­ству­ю­щие черты отсутствуют (предполагается, что это деление отражает соответственно раннюю и позднюю волну миграции арийских племен в Индию, шедших с северо-запада). «Внешние» языки делятся на северо-западные [лахнда (ленди), синдхи], южные (маратхи) и восточные (ория, бихари, бенгали, ассамский) подгруппы. «Внутренние» языки членятся на 2 подгруппы: централь­ную (западный хинди, панджаби, гуджарати, бхили, кхандеши, раджастхани) и пахари (восточный пахари - непали, централь­ный пахари, западный пахари). В состав промежуточной подгруппы входит восточный хинди. Индий­ские лингвисты чаще следуют классификации С. К. Чаттерджи, отказав­ше­го­ся от различения «внешних» и «внутренних» языков и подчеркнувшего сходство языков, занимающих смежные ареалы. По этой классификации, не противоречащей, по сути дела, грирсоновской, выде­ля­ют­ся северная, западная, централь­ная, восточная и южная подгруппы. Особое место занимает цыганский язык, обнару­жи­ва­ю­щий ряд общих черт с языками северо-западной Индии и Пакистана. И. (и.) я. за предела­ми Индии (цыганский язык в разных странах, диалект парья в Таджикистане, сингальский язык на Шри-Ланке, мальдивский язык в Мальдивской Республике) обнару­жи­ва­ют значительное влияние иноязыч­ных систем.

Современные И. (и.) я. объединяются рядом общих особенностей, которые в известной степени объясняются дальнейшим развитием тенденций, свойственных пракритам, и наличием межъязыко­вых контактов , приводящих к образованию различных языковых союзов. Фонологические системы этих языков насчитывают от 30 до 50 и более фонем (число фонем постепенно уменьшается в языковых ареалах с северо-запада на юго-восток). В целом для общеиндийской фонологической модели характерно наличие согласных придыхательного и церебрального рядов. Наиболее распространённая модель консонантизма включает 5 четырехугольников: k-g, kh-gh; c-j, ch-jh; ṭ-ḍ, ṭh-ḍh; t-d, th-dh; p-b, ph-bh (хинди, ория, бенгали, непали, маратхи и синдхи - в последних двух языках общая модель представлена в разросшемся виде: в маратхи за счёт аффрикат, в синдхи за счёт имплозивных). В панджаби это не четырёх-, а трёхчленное противопоставление (k-g-kh и т. д., как в дардских), в сингальском и мальдивском - двоичное (k-g и т. д., как в тамильском), в ассамском модель та же четырёхчленная, но нет квадратов церебральных и палатальных. Оппозиция придыхательности у звонких согласных трактуется в ряде современных И. (и.) я. на грани ингерентной и просодической (в панджаби, ленди, диалектах западного пахари и восточного бенгали это просодическая оппозиция тонов). В большинстве языков (кроме маратхи, сингальского и мальдивского) для гласных фонологична оппозиция назальности, противо­по­став­ле­ние по долготе​/​краткости не фонологично (кроме сингаль­ско­го и мальдив­ско­го). Для современных И. (и.) я. в целом характерно отсутствие начального сочетания согласных фонем.

В области морфологии современные И. (и.) я. представляют разные стадии после­до­ва­тель­ных процес­сов: утрата старой флексии - выработка аналитических форм - создание на их базе новой агглютинативной флексии или новой синтетической флексии, выражающей меньший круг значений, чем старая флексия. На основании типологического изучения морфологического строя современных И. (и.) я. Г. А. Зограф делит их на 2 типа: «западный» и «восточный». В «западном» типе грамма­ти­че­ские значения передаются флективными и аналитическими показателями, причём вторые наращи­ва­ют­ся на первые, образуя двухъ- и трёхъярусные системы формантов (у имён - косвенная основа + послелоги, первичные и производные; у глагола - сочетание причастий или отглагольных имен с вспомо­га­тель­ны­ми глаголами, первичными и вторичными). В «восточном» типе эти значения переда­ют­ся преиму­ще­ствен­но агглютинативными показателями, на которые могут наращиваться аналити­че­ские, например у имён - основа (= прямому падежу) + [аффикс опреде­лён­но­сти или множе­ствен­но­сти] + аффикс падежа + [послелог]; у глаголов - основа (= корню) + аффикс времени + аффикс лица. В «западном» типе есть грамматическая категория рода , включающая обычно два рода, реже - три (маратхи, гуджарати), в «восточном» такой категории нет. В «западном» типе прилага­тель­ные делятся на 2 подкласса: изменяемые и неизменяемые, в «восточном» они всегда неизменяемы.

В синтаксисе для современных И. (и.) я. характерно фиксированное положение глагола (в конце предложения) и связанных с ним слов, широкое распро­стра­не­ние служебных слов (в «западном» типе - послелоги, в «восточном» типе - особые частицы). Для «западного» типа характерно развитие эргативной или разных вариантов эргативообразной конструкции; «восточному» типу они несвой­ствен­ны.

  • Зограф Г. А., Языки Индии, Пакистана, Цейлона и Непала, М., 1960;
  • его же , Морфологический строй новых индоарийских языков, М., 1976;
  • Елизаренкова Т. Я., Исследования по диахронической фонологии индоарийских языков, М., 1974;
  • Языки Азии и Африки, т. 1, Индоарийские языки, М., 1976;
  • Чаттерджи С. К., Введение в индоарийское языкознание, [пер. с англ.], М., 1977;
  • Beames J., A comparative grammar of the modern Aryan languages of India: to wit, Hindi, Panjabi, Sindhi, Gujarati, Marathi, Oriya and Bangali, v. 1-3, L., 1872-79;
  • Hoernle R., A comparative grammar of the Gaudian languages, L., 1880;
  • Grierson G. A., Linguistic survey of India, v. 1-11, Calcutta, 1903-28;
  • Bailey T. G., Studies in North Indian languages, L., 1938;
  • Bloch J., Indo-Aryan from the Vedas to modern times, P., 1965;
  • Turner R. L., A comparative dictionary of the Indo-Aryan languages, L., 1962-69.

Т. Я. Елизаренкова.

Общее число говорящих - 850 млн. чел. Индоиранские языки - это генетическое понятие, мотивируемое наличием индо­иран­ской языковой общности, пред­ше­ство­ва­в­шей распадению на отдельные группы и сохранившей ряд общих архаизмов, относящихся к индо­евро­пей­ской эпохе. Весьма вероятно, что ядро этой общности сложилось ещё в южнорусских степях (о чём свидетельствуют археологические находки на Украине, следы языковых контактов с финно-уграми, имевшие место, скорее всего, к северу от Каспия, арийские следы в топонимике и гидронимике Таврии, Северного Причерноморья и др.) и продолжало развиваться в период совместного существования в Средней Азии или на прилегающих территориях.

Сравнительно-историческая грамматика реконструирует для этих языков общую исходную систему фонем , общий словарный состав, общую систему морфологии и словообразования и даже общие синтаксические черты. Так, в фонетике для индо­иран­ских языков характерно совпадение индо­евро­пей­ских *ē̆, *ō̆, *ā̆ в индо­иран­ском ā̆, отражение индо­евро­пей­ско­го *ə в индо­иран­ском i, переход индо­евро­пей­ско­го *s после i, u, r, k в š-образный звук; в морфологии вырабатывается в принципе одинаковая система склонения имени и формируется ряд специфических глагольных образований и т. д. Общий лексический состав включает в себя наименования ключевых понятий индо­иран­ской культуры (прежде всего в области мифологии), религии, социальных установлений, предметов материальной культуры, имён, что подтверждает наличие индо­иран­ской общности. Общим является самоназвание *arya‑, отразившееся во многих иранских и индийских этнических терминах на огромной территории (от формы этого слова произошло название современного государства Иран). Древнейшие индийские и иранские памятники «Ригведа» и «Авеста» в своих наиболее архаичных частях настолько близки друг другу, что могут рассматриваться как два варианта одного исходного текста. Дальнейшие миграции ариев привели к разделению индо­иран­ской ветви языков на 2 группы, обособление которых началось с вступления в северо-западную Индию предков современных индоарийцев. Сохранились языковые следы от одной из более ранних волн миграции - арийские слова в языках Малой и Передней Азии с 1500 до н. э. (имена богов, царей и знати, коневодческая терминология), так называемый митаннийский арийский (принадлежащий к индийской группе, но не объяснимый полностью из ведийского языка).

Индоарийская группа оказалась во многих отношениях более консервативной, чем иранская. В ней лучше сохранились некоторые архаизмы индо­евро­пей­ской и индо­иран­ской эпох, в то время как иранская группа претерпела ряд существенных изменений. В фонетике - это изменения прежде всего в области консонантизма : спирантизация глухих смычных, утрата придыхания согласными , переход s в h. В морфологии - это упрощение сложной древней флективной парадигмы имени и глагола, прежде всего в древнеперсидском языке .

Древнеиндийские языки представлены ведийским языком, санскритом , а также некоторым количе­ством слов митаннийского арийского; среднеиндийские - пали , пракритами , апабхранша; новые индоарийские языки - хинди , урду , бенгали , маратхи , гуджарати , панджаби , ория , ассамским , синдхи , непали , сингальским , мальдивским , цыганским языками и другими.

Древнеиранские языки представлены авестийским , древнеперсидским (язык ахеменидских надпи­сей), а также отдельными словами в греческой передаче на скифском и мидийском (можно судить о некото­рых фонетических особенностях этих языков). К среднеиранским языкам относятся средне­пер­сид­ский (пехлеви), парфянский , согдийский , хорезмийский , сакские языки (диалекты), бактрийский (прежде всего - язык надписи в Сурхкотале). К новоиранским языкам относятся персидский , таджикский , пушту (афганский), осетинский , курдский , белуджский , гилянский, мазандеранский, татский , талышский , парачи, ормури, ягнобский , мунджанский, йидга, памирские (шугнанский, рушанский, бартангский, орошорский, сарыкольский, язгулямский , ишкашимский , ваханский) и другие.

Современные индоиранские языки распространены в Индии, Пакистане, Бангладеше, Непале, Шри-Ланке, Мальдивской Республике, Иране, Афганистане, Ираке (северные районы), Турции (восточ­ные районы), СССР (в Таджикистане, на Кавказе и др.). Они характеризуются целым рядом общих тенденций, что свидетельствует об общей типологии развития этих двух групп языков. Почти целиком утрачена древняя флексия имени и глагола. В именной парадигме вместо многопадежной флективной системы склонения вырабатывается противо­по­став­ле­ние прямой и косвенной формы, сопровождаемой служебными словами : послелогами или предлогами (только в иранских языках), т. е. аналитический способ выражения грамматического значения. В ряде языков на базе этих аналитических конструк­ций образуется новая агглютинативная падежная флексия (восточный тип индийских языков, среди иранских - осетинский, белуджский, гилянский, мазандеранский). В системе глагольных форм получают большое распространение сложные аналитические конструк­ции, передающие значения вида и времени , аналитический пассив, аналитическое словообразование. В ряде языков образуются новые синтетические стяжённые глагольные формы, в которых служебные слова аналитических конструк­ций приобретают статус морфем (в индийских языках, прежде всего в языках восточного типа, этот процесс зашёл дальше, в иранских наблюдается лишь в разговорной речи многих живых языков). В синтаксисе для новых индо­иран­ских языков характерна тенденция к фиксированному порядку слов и для многих из них - к эргативности в разных её вариантах. Общей фонологической тенденцией в современных языках этих двух групп является утрата фоно­ло­ги­че­ско­го статуса количественного противо­по­став­ле­ния гласных , усиление значения ритмической структу­ры слова (последова­тель­но­сти долгих и кратких слогов), очень слабый характер динамического словесного ударения и особая роль фразовой интонации .

Дардские языки составляют особую промежуточную группу индо­иран­ской языковой ветви. Относи­тель­но их статуса у учёных нет единого мнения. Р. Б. Шоу, С. Конов, Дж. А. Грирсон (в ранних работах) усматривали в дардских языках иранскую основу, отмечая их особую близость с памирскими. Г. Моргенстьерне в целом относит их к индийским языкам, как и Р. Л. Тёрнер. Грирсон (в поздних работах), Д. И. Эдельман считают их самостоятельной группой, занимающей промежу­точ­ное место между индоарийскими и иранскими языками. По многим чертам дардские языки включаются в центральноазиатский языковой союз .

  • Эдельман Д. И., Сравнительная грамматика восточноиранских языков. Фонология, М., 1986;
  • см. также литературу при статьях Индийские (индоарийские) языки , Иранские языки , Дардские языки, Нуристанские языки .

Т. Я. Елизаренкова.

Материалы, посвящённые исследованию индоиранских языков, кроме общелингвистических журналов (см. Журналы лингвистические) публикуются в специализированных журналах ряда стран:

  • «Indische Bibliothek» (Bonn, 1820-30),
  • «Indische Studien» (B. - Lpz., 1850-98),
  • «Zeitschrift für Indologie und Iranistik» (Lpz., 1922-36),
  • «Indo-Iranian Journal» (The Hague, 1957-),
  • «Indological Studies: Journal of the Department of Sanskrit» (Delhi, 1972-),
  • «Studia Iranica» (P., 1972-),
  • «Studien zur Indologie und Iranistik» (Reinbek, ФРГ, 1975-).

Тема: Индоари́йские языки и Индоиранском языке

Основная мысль: узнать о древнеарийском и индоиранском языке

Задачи: Узнать об истории индоарийского и если возможно индоиранского языков; узнать их проблемы; узнать об их современном положении.

Индоари́йские языки (индийские) - группа родственных языков, восходящих к древнеиндийскому языку. Входит (вместе сиранскими языкамии близкородственнымидардскими языками) виндоиранские языки, одну из ветвейиндоевропейских языков. Распространены в Южной Азии: северная и центральнаяИндия,Пакистан,Бангладеш,Шри-Ланка,Мальдивская Республика,Непал; за пределами этого региона -цыганские языки,домариипарья(Таджикистан). Общее число говорящих около 1 миллиарда чел. (оценка, 2007).

Островная (сингальская) подветвь: сингальский язык,мальдивский язык.

Материковая подветвь

Центральная группа: западный хинди,урду

Восточная группа: ассамский язык,бенгальский язык,раджбанси,бишнуприя,Ория,Бихарский язык(бихари) ,Халби(халеби),Восточный хинди-промежуточный между восточной и центральной группами

Северо-западная группа: восточный панджаби(пенджаби) - близок хинди,лахнда(западный панджаби,ленди), кхетрани,гуджури(годжри),догри,западный пахари,думаки,Синдхи

Западная группа: гуджарати,бхили,кхандеши,ахирани,паври,савраштра,раджастхани- близок хинди,ламбади

Юго-западная группа: маратхи,конкани

Северная группа (пахари):центральный пахари(кумауниигархвали),непальский язык(восточный пахари)

парья- в Гиссарской долине Таджикистана

Периодизация

В индоарийской семье языков в этом отношении ситуация такова. За язык-основу, к которому восходят н.-инд. языки, принимают санскрит. Это допущение требует особых пояснений. Термин санскрит имеет узкое и широкое толкование. в узком смысле он обозначает язык классической литературы и науки, следовавший предписаниям грамматики Панини (приблизительно IV в. до н.э.), - классический санскрит (расцвет - IV в. н.э.), а язык эпоса "Махабхараты" и "Рамаяны" - эпический санскрит (III - II вв. до н.э.), отличающийся рядом отклонений от норм грамматики Панини. В широком смысле слова термин "санскрит" обозначает также язык вед и комментаторской литературы к ним, т.е. метрические мантры и прозу (ведийский санскрит), охватывающий период условно от второй половины II тысячелетия до н.э. до III - II вв. до н.э.

Ведийский язык и особенно санскрит различаются хронологически, лингвистически, диалектной базой. Эпический санскрит тесно связан со среднеиндийскими диалектами и, как полагают некоторые ученые, имеет среднеиндийскую основу, подвергнувшуюся санскритизации.

Среднеиндийский период

Среднеиндийский период представлен многообразием языков и диалектов: пали и пракритами, а поздний его этап - апабхранша. На уровне терминов существует противопоставление: санскрит - пракрит, - которое можно толковать двояко: 1) санскрит - имеющий основой (санскрит) и 2) искусственный - естественный. Так или иначе, но к тому времени, от которого до нас дошли пракриты, они уже не были разговорными языками и представляли собой определенную обработку языка для употребления его в делопроизводстве, проповедях или в литературных целях. Пали - наиболее архаичный из среднеиндийских языков вообще, видимо, представлял собой койне, на котором был записан буддийский канон (pa:li "линия, текст").

Поздние пракриты - апабхранша (apabhramca "падение, деградация") (приблизительно V - X вв.), предшествовавшие н.-инд. этапу развития, классифицируются скорее по жанрово-социальному признаку, чем по географическому.

Новоиндийский период

Н.-инд. период, начинающийся не ранее X в., представлен множеством языков и диалектов, соотнесенность которых с тем или иным пракритом прослеживается лишь в самом общем виде, поскольку современное разнообразие языков вынужденным образом возводится генетически к нескольким апабхранша.

В итоге можно сказать, что периодизация истории развития индоарийских языков основана прежде всего на лингвистической характеристике этих языков, хронологический критерий отступает на задний план под воздействием различных экстралингвистических условий, и языки, принадлежащие к разным этапам лингвистического развития, могут сосуществовать на протяжении веков в литературном употреблении и как средства коммуникации. Обращаясь к истории, исследователь большей частью имеет дело с различными синхронными срезами не на одном стволе, и это затрудняет строгое и последовательное применение сравнительно-исторического метода к индоарийскому материалу.

При всех объективных недостатках материала нельзя недооценивать значения столь длительной непрерывной традиции фиксирования литературного языка, как это имеет место в Индии.

Большую помощь в изучении древнеиндийского языка оказывает туземная лингвистическая традиция, обладающая большой степенью достоверности.

История изучения Индоари́йского языка

В 20-е годы нашего столетия классификация Хёрнле была поддержана и лингвистически разработана Дж. А. Грирсоном, под руководством которого был создан одиннадцатитомный "Лингвистический обзор Индии" . Этот гигантский труд представляет собой единообразное описание огромного количества н.-инд. языков и диалектов и их классификацию. С его выходом в свет начинается новый этап в изучении н.-инд. языков. Создается также новая основа для развития сравнительно-исторической грамматики этих языков. В научный обиход вводится огромное количество новых фактов: описаны десятки ранее неизвестных языков и их говоров. Дается генеалогическая классификация языков Индии. Уточняется понятие индоарийских языков.

Индоиранскую ветвь Грирсон разделяет на три семьи: 1) иранскую, 2) индийскую и 3) дардскую, занимающую промежуточное положение между двумя первыми (территориально - Кашмир и северо-западная часть пограничных районов, включающая районы Пакистана и Афганистана). Следует заметить, что вопрос о третьей семье в пределах индоиранской языковой общности возникал в дальнейшем и в иной связи - в связи с интерпретацией древних арийских слов в языках Малой и Передней Азии. Современные же дардские языки ряд ученых рассматривает как особую группу внутри индоарийской семьи языков (Ж. Блок, Г. Моргенстьерне, Р.Л. Тёрнер).

Сравнительно-исторической грамматикой индоарийских языков, полностью сохранившей свое значение и в настоящее время, является книга французского ученого Жюля Блока "Индоарийский от вед до нашего времени", вышедшая в свет более сорока лет тому назад . При всем своем лаконизме книга эта представляет собой своего рода энциклопедию в области истории развития, сравнения и даже типологии индоарийских языков вообще (н.-инд. материал занимает в ней подобающее ему место). Цель свою Ж. Блок видел в историческом описании, в исторической ретроспективе современного состояния. В понятие индоарийских языков включены также и современные дардские языки. Работа Блока имеет важное преимущество, что история развития индоарийских языков представлена в его работе системно, а не в виде истории развития отдельных фактов, как у Бимза.

Одним из источников сравнительно-исторической грамматики н.-инд. группы языков являются исторические грамматики отдельных языков этой группы. Традиции таких грамматик в индоарийском языкознании начинаются с конца XIX в., когда Е. Трумпп создал свою "Грамматику языка синдхи" , в которой пытался объяснить исторически ряд фонетических и морфологических особенностей этого языка, притом что основная цель автора заключалась в синхронном описании. За грамматикой синдхи вскоре последовала грамматика хинди С. Келлогга , неоднократно переиздававшаяся в дальнейшем. Грамматика Келлогга представляет собой синхронное описание литературного хинди, которое дается на широком фоне сравнения с западными и восточными диалектами этого языка, а также с раджастани и непали и сопровождается экскурсами в область истории развития отдельных классов слов вплоть до древнеиндийского состояния.

Первой научной историей развития отдельного н.-инд. языка явилась "История языка маратхи" Ж. Блока, вышедшая в 1920 г. . Это прекрасно документированная книга, базирующаяся на памятниках старого маратхи, современного литературного языка и его диалектов, в которой последовательно рассматривается на всех уровнях (синтаксис тоже есть, хотя и краткий) развитие системы языка маратхи от позднего апабхранша до современного состояния. Со свойственным ему даром Ж. Блок сумел в частном увидеть общее и, оставаясь в рамках диахронического описания одного языка, привлечь внимание к тем проблемам, которые важны и для других н.-инд. языков. При описании истории языка маратхи также принимается во внимание влияние на этот язык соседних дравидийских языков тегулу и каннада. История маратхи Блока послужила образцом для целого ряда историй н.-инд. языков.

Лучшей из них является двухтомная история бенгальского языка, написанная выдающимся индийским учеником Ж. Блока - С. Чаттерджи - "Происхождение и развитие бенгальского языка" . Эта книга написана с несколько иных позиций, чем книга Блока. Если Блок ставил целью создать "внутреннюю" историю маратхи, то Чаттерджи к истории бенгальского языка стремился применить сравнительно-исторический метод, что заставляет автора трактовать очень широкий круг вопросов, традиционно не относящихся к работам такого жанра. В результате факты бенгальского языка постоянно рассматриваются в двух планах: в историческом развитии и в сравнении с другими н.-инд. языками (восточными в первую очередь, но также и со всеми прочими н.-инд. языками). Столь глубокая и широкая перспектива делает книгу С.К. Чаттерджи незаменимой и при изучении сравнительной грамматики н.-инд. языков.

Еще один аспект сравнительно-исторического изучения н.-инд. языков представлен сравнительными и этимологическими словарями этих языков. Их создание связано с именем сэра Р.Л. Тёрнера. Первым шагом в этой области явилось издание в 1931 г. "Сравнительного и этимологического словаря непальского языка" , в котором сквозь призму непальской лексики пропущена вся соответствующая лексика н.-инд. языков и выделены пласты заимствований из соседних не-индоарийских языков.

Около полувека Тёрнер вел подготовительную работу к большому "Сравнительному словарю индоарийских языков", вышедшему в конце 60-х годов и открывшему новую эпоху в сравнительно-историческом изучении этой группы языков . Этот труд поражает грандиозностью масштаба. Словник составлен по историческому принципу: он включает в себя все древнеиндийские слова, нашедшие отражение в н.-инд. языках. По мере надобности привлекаются параллели из других индоарийских языков, прежде всего из языков восточного ареала: иранских, тохарского, армянского.

ИНДИЙСКИЕ ПИСЬМЕННОСТИ .

Общеиндийская модель слогового письма построена в соответствии с фонетической системой индоарийских языков (в частности санскрита). Все графические единицы распадаются на две категории: самостоятельные и несамостоятельные знаки. Самостоятельные – это буквы, которые обозначают слоги, состоящие либо из одной гласной, либо из согласной с присущей гласной «а» : अ – а ; प – p а ; त – t а и т.д. Несамостоятельные знаки употребляются только в сочетании с буквами.

Общеиндийская модель огласовок основана на т.н. «треугольнике основных гласных». Значки в виде диакритики приписываются слева, справа, сверху и снизу буквы. Тем самым они показывают, что за согласным следует гласный, отличный от «а» . Причем, как правило, надписная огласовка маркирует гласный «i» (реже «е» ), подписная – гласный «u» : पे – ; पु – pu ; पि – pi . Не редкость, когда огласовка сопряжена с буквой (или т.н. акшарой, что переводится как «нетленное»). Сложная система таких сопряжений сложилась в дравидийскихписьменностях.

Отсутствие присущей гласной при букве обозначается специальным маркером: प – ; प् – n .

Однако, в современном знаком – вирамой (от индийского рам – «остановка» письме деванагари вирама встречается редко (ввиду утраты конечного «а» в языке хинди).

Отличительная черта большинства индийских письменностей – матрика (верхняя горизонтальная линия или дополнительный элемент). Можно найти, как минимум, два объяснения этому явлению:

а. Матрика – универсальный каллиграфический прием, свидетельство развитости письма. (Сравните появление верхних дополнительных засечек в латинском и руническом письме).

б. Матрика – застывшая форма огласовки для обозначения краткого «а».

Из специальных знаков во многих индийских письменностях применяются следующие финалеграммы: висарга ः (буквально «выдох») - h ; анусвара ° -n ; знаки препозиции r- и постпозиции -r : प्र – prа ; र्प – rp а .

Буквы в индийском силлабарии располагаются с учетом места и способа образования по варгам (группам). Поэтому индийский силлабарии обычно представляется в виде таблицы, порядок букв, в которой определяется не традицией (как в семитскихалфавитах) и не магической практикой (как в руническом и огамическом алфавитах), а грамматическими соображениями. (В виде таблиц размещались буквыкорейскогоалфавита ияпонскогосиллабария, испытавших влияние индийской языковедческой традиции).

В индийском силлабарии 5 чистых варг. В шестую, нечистую варгу заключены последние 8 букв – это сонанты и спиранты. Порядок их следования друг за другом определен условно.

Буква «а» в некоторых силлабариях (тибетском, тайском, кхмерском, лаосском, бирманском) иногда включается в таблицу, как согласный. В них она обозначает отсутствие согласного (нулевую инициаль, а не звук «а» в чистом виде. В этих силлабариях гласная начала слога стала передаваться как буква «а» + огласовка (например,อ a , อิ i , อุu ) и не имеет самостоятельной графемы.

Индийские письменности можно классифицировать по нескольким принципам.

1 Этнический принцип

Современный ареал распространения индийского письма можно разделить на «индоарийский костяк» (гурмукхи, гуджарати, деванагари, бенгали, ория, сингали) и «инородную периферию» (тибетское, бирманское, кхмерское, тайское и др. письмена). Отличные от индоариев письменные народы образуют языковые семьи:дравидийскую, малайскую, тибето-бирманскую,мон-кхмерскую. Однако, редко когда можно применить этнический принцип для характеристики группы письменностей. Наиболее далеки от общеиндийской модели периферийные письменности тамили, тибетская и кхмерская. Современная грамматологическая ситуация в Южной Азии такова, что ядром индийской системы является письмо деванагари – наиважнейший представитель индоарийских письмен. Многообразие разновидностей неиндоарийских письменностей наблюдается только на Востоке Индии (на Западе – жесткое соприкосновение с ареалом арабского письма).

Малайские письменности, почти полностью вымершие, заменяются латиницей.

Индоарийские письменности образуют пятичленную схему: слабые придатки письма деванагари, которое ввиду экономического, демографического и некоторых, других факторов занимает центральное место в южноазиатском регионе и оказывает заметное давление на смежные письменности.

Обособление многих индоарийских письменностей не в последнюю очередь вызвано религиозным фактором. Так, письмо гурмукхи используют в основном сикхи, деванагари– индуисты, сингали – буддисты Тхеравады. Формированию оригинальных письменностей гуджарати и бенгали в немалой степени способствовали джайны и тантристы соответственно.

2. Географический принцип. Индийские письменности можно подразделить на северные (большей частью индоарийские), южные (дравидийскиеи малайские) и восточные, или индокитайские.

Северные силлабарии за редким исключением (например, письмо ория) характеризуются угловатостью очертаний и наличием матрики. К северной ветви относятся: гупта, тибетское, деванагари, кашмири, невари, бенгальское, ория, гуджарати, гурмукхи письмена.

Южные силлабарии отличаются округлыми и размашистыми формами, а также атрофированной метрикой. К ним относятся: грантха, каннада, телугу, малаяли, тамили. Письменности, обслуживающие малайские языки (чамское,кави, чаракан,бугийское,батакское,реджанг,лампонг?, а такжефилиппинскиеписьмена) образуют особую подгруппу. Они характеризуются простотой буквенных форм, граничащей с примитивностью. Подавляющее большинство восточных силлабариев является многорегистровым. В частности, в кхмерском итайскихязыках некоторые звуки с течением времени исчезли в произношении, что привело к избыточности букв силлабария. Это породило создание системы двух (в лао и тайской – трех) регистров, которая была использована для передачи более богатого, чем в санскрите вокализма. Здесь прямое соотношение между фонемой и графемой нарушено (дублетность одних графем и многозначность других). Кроме того, письменная система восточных силлабариев усложнена разросшейся системой диакритических знаков.

Формы букв характеризуются ломаными очертаниями и отсутствием матрики. Некоторые кхмерские графемы с 8 в. утяжеляются специфическим верхним элементом::,.

Письменности сингали и пали причисляют к восточным силлабариям формально: первая тяготеет скорее к южным силлабариям, обнаруживая с тамили структурное единство, а вторая – к северным.

Индийские письменности можно также условно разделить на островные (малайские, мальдивскоеи сингальское письмена) и континентальные (все остальные). Все островные письменности (кроме сингальской) были вытесненыарабскимили желатинскималфавитами.

Представлена в России всего одним народом - цы­ганами (152,9 тыс. чел.). Цыгане делятся на многочис­ленные этнографические группы, а цыганский язык имеет несколько диалектов. Самая крупная группа- рус­ская рома, а среди других этнографических групп цыган можно назвать ловари, еэлдэлари, синт, кишиневцев и др. Цыганское население живет дисперсно в северо­западных, северных, центральных и восточных областях Европейской России, а также в Сибири, на Алтае.

Согласно переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало 262 тыс. цыган, но действительная цифра ближе к 600 тыс. Эта разница возникла из-за того, что многие цыгане до сих пор ведут кочевой образ жиз­ни, затрудняющий точную оценку их численности; кроме того, родители часто регистрируют своих детей не как цыган. Согласно переписям, численность цыган за по­следние полвека более чем утроилась, несмотря на ги­бель многих тысяч на территориях, занятых немцами во время второй мировой войны, поскольку по немецкой расовой классификации кочевые цыгане относились к евреям.

Большинство цыган бывшего СССР сейчас прожива­ет в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. Они мигрировали сюда двумя волнами. Первая волна двигалась с юга через Балканы в XV-XVI вв., вторая - через Германию и Польшу в XV1-XVII вв. Цыганский язык произошел от индоарийской ветви индоевропей­ской языковой семьи, хотя диалекты цыганского языка несут на себе отпечаток языка страны проживания. Из-за того что большая часть цыган прошла через Византию, их язык, «ром», несет на себе следы сильного балканско­го влияния. Хотя цыгане живут в общинах и широко рас­сеяны по многим странам мира, они повсюду успешно сопротивляются языковой ассимиляции.

Перед революцией цыгане в основном занимались торговлей лошадьми (мужчины) и гаданием на картах

(женщины), а также были кузнецами, пастухами, лесору­бами. Большинство цыган кочевали, но те из них, кото­рые регулярно посещали крестьянские рынки и праздни­ки, жили в столицах, где выступали как певцы, скрипачи и танцовщики.

Из-за того что у цыган нет рабочих традиций, для советских властей оказалось большой проблемой вклю­чить их в экономику. Все чисто цыганские колхозы, об­разованные в ходе коллективизации, вскоре распались, и даже в тех хозяйствах, где цыгане были смешаны с пред­ставителями других национальностей, их не удавалось удержать на одном месте. Тем не менее многие из них работают, отдают детей в школы, пользуются медицин­ской помощью и держат свои вклады в банках. Но боль­шинство цыган многие десятилетия упорно сопротивля­ются попыткам устроить их на постоянную работу. И хотя указ Верховного Совета 1956 г. квалифицировал кочевую жизнь цыган как преступление, за которое они наказывались исправительно-трудовыми работами, даже эта мера не оказала значительного воздействия на их об­раз жизни.

Наиболее заметно цыганское влияние в российской музыкальной культуре. Мода на цыганские песни нача­лась в конце XV11I в., когда фаворит Екатерины II Григо­рий Орлов привез цыганский хор из Молдавии для вы­ступления перед императрицей, и в течение следующего XIX в. цыганские певцы, танцовщицы и музыканты оста­вались наиболее популярными исполнителями в дворян­ских домах и столичных ресторанах. Но на самом деле цыганский романс, наиболее известный жанр цыганской песни, - русское изобретение, не имеющее корней в на­родной традиции. После революции цыганские труппы стали критиковать как искусственное порождение старой

аристократической культуры, но с конца 1920-х годов цыгане получили возможность развивать свою собствен­ную культуру- выпускать журналы и школьные учеб­ники на цыганском языке. Впрочем, это разрешение дей­ствовало недолго, и с конца войны вплоть до 1970-х го­дов публикации на цыганском языке не появлялись.

Тюркская группа

Около 90% тюркских народов бывшего СССР при­надлежат к исламской вере. Большая их часть населяет Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане-тюрки живут в Поволжье и на Кавказе. Из тюркских на­родов не были затронуты исламом только гагаузы и чу­ваши, живущие в Европе, а также якуты и тувинцы, жи­вущие в Азии. Общих физических особенностей у тюр­ков нет, и объединяет их только язык.

Поволжские тюрки - татары, чуваши, башкиры - находились под длительным влиянием славянских пере­селенцев, и сейчас их этнические районы не имеют чет­ких границ. Туркмены и узбеки испытали на себе влия­ние персидской культуры, а киргизы - длительное воз­действие монголов. Некоторые кочевые тюркские наро­ды понесли значительные потери в период коллективи­зации, насильственно прикрепившей их к земле.

В Российской Федерации народы этой языковой группы составляют второй по численности «блок». Все тюркские языки весьма близки между собой, хотя обыч­но в их составе выделяется несколько ветвей: кыпчак-ская, огузская, булгарская, карлукская и т. д.

Татары (5522 тыс. чел.) сосредоточены в основном в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.),

Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), Марий-Эл (43,8 тыс. чел.), од­нако дисперсно проживают во всех регионах Европей­ской России, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Татарское население делится на три основные этнотер-риториальные группы: волго-уральских, сибирских и ас­траханских татар. Татарский литературный язык сфор­мировался на основе среднего, но при заметном участии западного диалекта. Выделяется особая группа крымских татар (21,3 тыс. чел.; на Украине, в основном в Крыму, около 270 тыс. чел.), говорящих на особом, крымско-татарском, языке.

Башкиры (1345,3 тыс. чел.) проживают в Башкирии, а также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Сверд­ловской, Курганской, Тюменской областях и в Средней Азии. Вне Башкирии в РФ живет 40,4% башкирского на­селения, а в самой Башкирии этот титульный народ со­ставляет третью по численности, после татар и русских, этническую группу.

Чуваши (1773,6 тыс. чел.) в языковом отношении представляют особую, булгарскую, ветвь тюркских язы­ков. В Чувашии численность титульного населения со­ставляет 907 тыс. чел., в Татарии- 134,2 тыс. чел., в Башкирии- 118,6 тыс. чел., в Самарской области- 117,8 тыс. чел., в Ульяновской области - 116,5 тыс. чел. Однако в настоящее время чувашский народ обладает относительно высокой степенью консолидации.

Казахи (636 тыс. чел., общая численность в мире бо­лее 9 млн. чел.) делились на три территориальных коче­вых объединения: Семиречье - Старший Жуз (улы жуз), Центральный Казахстан - Средний Жуз (орта жуз), За­падный Казахстан - Младший Жуз (киши жуз). Жузо-вая структура казахов сохранилась до сих пор.

Азербайджанцы (в РФ 335,9 тыс. чел., в Азербай­джане 5805 тыс. чел., в Иране около 10 млн. чел., всего в мире около 17 млн. чел.) говорят на языке огузской ветви тюркских языков. Азербайджанский язык делится на восточную, западную, северную и южную диалектные группы. По большей части азербайджанцы исповедуют ислам шиитского толка, и лишь на севере Азербайджана распространен суннизм.

Гагаузы (в РФ 10,1 тыс. чел.) проживают в Тюмен­ской области, Хабаровском крае, Москве, С.-Петербурге;

большинство гагаузов живут в Молдавии (153,5 тыс. чел.) и на Украине (31,9 тыс. чел.); отдельные группы - в Болгарии, Румынии, Турции, Канаде и Бразилии. Гага­узский язык относится к огузской ветви тюркских язы­ков. Считают родным гагаузский язык 87,4% гагаузов. По вероисповеданию гагаузы православные.

Турки-месхетинцы (9,9 тыс. чел. в РФ) живут также в Узбекистане (106 тыс. чел.), Казахстане (49,6 тыс. чел.), Киргизии (21,3 тыс. чел.), Азербайджане (17,7 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР - 207,5 тыс. чел., говорят на турецком языке.

Хакасы (78,5 тыс. чел.)- коренное население Рес­публики Хакасия (62,9 тыс. чел.), живут также в Туве (2,3 тыс. чел.), Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).

Тувинцы (206,2 тыс. чел., из них в Туве 198,4 тыс. чел.). Проживают также в Монголии (25 тыс. чел.), Китае (3 тыс. чел.). Общая численность тувинцев- 235 тыс. чел. Они делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточных, или тувинцев-тоджинцев (горно-таежная часть северо-вос­точной и юго-восточной Тувы).

Алтайцы (самоназвание алтай-кижи) - коренное на­селение Республики Алтай. В РФ проживает 69,4 тыс.

чел., в том числе в Республике Алтай - 59,1 тыс. чел. Их общая численность- 70,8 тыс. чел. Существуют этно­графические группы северных и южных алтайцев. Ал­тайский язык распадается на северные (туба, кумандин-ский, ческанский) и южные (алтай-кижи, теленгит) диа­лекты. Большая часть верующих алтайцев- православ­ные, есть баптисты и др. В начале XX в. среди южных алтайцев распространился бурханизм - разновидность ламаизма с элементами шаманизма. При проведении пе­реписи 1989 г. 89,3% алтайцев назвали свой язык род­ным, а 77,7% указали на свободное владение русским языком.

Телеуты в настоящее время выделяются в отдельный народ. Они говорят на одном из южных диалектов алтай­ского языка. Их численность составляет 3 тыс. чел., при­чем большинство (около 2,5 тыс. чел.) живут в сельской местности и городах Кемеровской области. Основная часть верующих телеутов - православные, но среди них распространены и традиционные религиозные представ­ления.

Чулымцы (чулымские тюрки) проживают в Томской области и Красноярском крае в бассейне р. Чулым и ее притоков Яи и Кии. Численность - 0,75 тыс. чел. Ве­рующие чулымцы - православные христиане.

Узбеки (126,9 тыс. чел.) живут диаспоризованно в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и в областях Сибири. Общая численность узбеков в мире достигает 18,5 млн. чел.

Киргизы (в РФ около 41,7 тыс. чел.) - основное на­селение Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Уз­бекистане, Таджикистане, Казахстане, Синьцзяне (КНР), Монголии. Общая численность киргизского населения мира превышает 2,5 млн. чел.

Каракалпаки (6,2 тыс. чел.) в Российской Федерации живут главным образом в городах (73,7%), хотя в Сред­ней Азии они составляют преимущественно сельское на­селение. Общая численность каракалпаков превышает 423,5 тыс. чел., из них в Узбекистане проживают 411,9 тыс. чел.

Карачаевцы (150,3 тыс. чел.)- коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии), где проживает большая их часть (свыше 129,4 тыс. чел.). Карачаевцы живут так­же в Казахстане, Средней Азии, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево-балкарском языке.

Балкарцы (78,3 тыс. чел.) - коренное население Ка­бардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казах­стане и Киргизии. Общая их численность достигает 85,1 тыс. чел. Балкарцы и родственные им карачаевцы - мусул ьмане-сун ниты.

Кумыки (277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс. чел., в Чечено-Ингушетии- 9,9 тыс. чел., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел.; общая численность- 282,2 тыс. чел.)- коренное население Кумыкской рав­нины и предгорий Дагестана. В большинстве своем (на 97,4%) сохранили родной язык - кумыкский.

Ногайцы (73,7 тыс. чел.) расселены в пределах Даге­стана (28,3 тыс. чел.), Чечни (6,9 тыс. чел.) и Ставро­польского края. Живут также в Турции, Румынии и неко­торых других странах. Ногайский язык распадается на караногайский и кубанский диалекты. Верующие ногай­цы - мусульмане-сунниты.

Шорцы (самоназвание шор) достигают численности 15,7 тыс. чел. Шорцы- коренное население Кемеров­ской области (Горной Шории), живут также в Хакасии и Республике Алтай. Верующие шорцы - православные христиане.

индоира́нские языки́

(арийские языки) - ветвь индоевропейской семьи языков (см. Индоевропейские языки), распа­да­ю­ща­я­ся на индийские (индоарийские) языки и иранские языки; в её состав входят также дардские языки и нуристанские языки. Общее число говорящих - 850 млн. чел. Индоиранские языки - это генетическое понятие, мотивируемое наличием индо­иран­ской языковой общности, пред­ше­ство­ва­в­шей распадению на отдельные группы и сохранившей ряд общих архаизмов, относящихся к индо­евро­пей­ской эпохе. Весьма вероятно, что ядро этой общности сложилось ещё в южнорусских степях (о чём свидетельствуют археологические находки на Украине, следы языковых контактов с финно-уграми, имевшие место, скорее всего, к северу от Каспия, арийские следы в топонимике и гидронимике Таврии, Северного Причерноморья и др.) и продолжало развиваться в период совместного существования в Средней Азии или на прилегающих территориях.

Сравнительно-историческая грамматика реконструирует для этих языков общую исходную систему фонем, общий словарный состав, общую систему морфологии и словообразования и даже общие синтаксические черты. Так, в фонетике для индо­иран­ских языков характерно совпадение индо­евро­пей­ских *ē̆, *ō̆, *ā̆ в индо­иран­ском ā̆, отражение индо­евро­пей­ско­го *ə в индо­иран­ском i, переход индо­евро­пей­ско­го *s после i, u, r, k в š-образный звук; в морфологии вырабатывается в принципе одинаковая система склонения имени и формируется ряд специфических глагольных образований и т. д. Общий лексический состав включает в себя наименования ключевых понятий индо­иран­ской культуры (прежде всего в области мифологии), религии, социальных установлений, предметов материальной культуры, имён, что подтверждает наличие индо­иран­ской общности. Общим является самоназвание *arya‑, отразившееся во многих иранских и индийских этнических терминах на огромной территории (от формы этого слова произошло название современного государства Иран). Древнейшие индийские и иранские памятники «Ригведа» и «Авеста» в своих наиболее архаичных частях настолько близки друг другу, что могут рассматриваться как два варианта одного исходного текста. Дальнейшие миграции ариев привели к разделению индо­иран­ской ветви языков на 2 группы, обособление которых началось с вступления в северо-западную Индию предков современных индоарийцев. Сохранились языковые следы от одной из более ранних волн миграции - арийские слова в языках Малой и Передней Азии с 1500 до н. э. (имена богов, царей и знати, коневодческая терминология), так называемый митаннийский арийский (принадлежащий к индийской группе, но не объяснимый полностью из ведийского языка).

Индоарийская группа оказалась во многих отношениях более консервативной, чем иранская. В ней лучше сохранились некоторые архаизмы индо­евро­пей­ской и индо­иран­ской эпох, в то время как иранская группа претерпела ряд существенных изменений. В фонетике - это изменения прежде всего в области консонантизма: спирантизация глухих смычных, утрата придыхания согласными, переход s в h. В морфологии - это упрощение сложной древней флективной парадигмы имени и глагола, прежде всего в древнеперсидском языке.

Древнеиндийские языки представлены ведийским языком, санскритом, а также некоторым количе­ством слов митаннийского арийского; среднеиндийские - пали, пракритами, апабхранша; новые индоарийские языки - хинди, урду, бенгали, маратхи, гуджарати, панджаби, ория, ассамским, синдхи, непали, сингальским, мальдивским, цыганским языками и другими.

Древнеиранские языки представлены авестийским, древнеперсидским (язык ахеменидских надпи­сей), а также отдельными словами в греческой передаче на скифском и мидийском (можно судить о некото­рых фонетических особенностях этих языков). К среднеиранским языкам относятся средне­пер­сид­ский (пехлеви), парфянский, согдийский, хорезмийский, сакские языки (диалекты), бактрийский (прежде всего - язык надписи в Сурхкотале). К новоиранским языкам относятся персидский, таджикский, пушту (афганский), осетинский, курдский, белуджский, гилянский, мазандеранский, татский, талышский, парачи, ормури, ягнобский, мунджанский, йидга, памирские (шугнанский, рушанский, бартангский, орошорский, сарыкольский, язгулямский, ишкашимский, ваханский) и другие.

Современные индоиранские языки распространены в Индии, Пакистане, Бангладеше, Непале, Шри-Ланке, Мальдивской Республике, Иране, Афганистане, Ираке (северные районы), Турции (восточ­ные районы), СССР (в Таджикистане, на Кавказе и др.). Они характеризуются целым рядом общих тенденций, что свидетельствует об общей типологии развития этих двух групп языков. Почти целиком утрачена древняя флексия имени и глагола. В именной парадигме вместо многопадежной флективной системы склонения вырабатывается противо­по­став­ле­ние прямой и косвенной формы, сопровождаемой служебными словами: послелогами или предлогами (только в иранских языках), т. е. аналитический способ выражения грамматического значения. В ряде языков на базе этих аналитических конструк­ций образуется новая агглютинативная падежная флексия (восточный тип индийских языков, среди иранских - осетинский, белуджский, гилянский, мазандеранский). В системе глагольных форм получают большое распространение сложные аналитические конструк­ции, передающие значения вида и времени, аналитический пассив, аналитическое словообразование. В ряде языков образуются новые синтетические стяжённые глагольные формы, в которых служебные слова аналитических конструк­ций приобретают статус морфем (в индийских языках, прежде всего в языках восточного типа, этот процесс зашёл дальше, в иранских наблюдается лишь в разговорной речи многих живых языков). В синтаксисе для новых индо­иран­ских языков характерна тенденция к фиксированному порядку слов и для многих из них - к эргативности в разных её вариантах. Общей фонологической тенденцией в современных языках этих двух групп является утрата фоно­ло­ги­че­ско­го статуса количественного противо­по­став­ле­ния гласных, усиление значения ритмической структу­ры слова (последова­тель­но­сти долгих и кратких слогов), очень слабый характер динамического словесного ударения и особая роль фразовой интонации.

Дардские языки составляют особую промежуточную группу индо­иран­ской языковой ветви. Относи­тель­но их статуса у учёных нет единого мнения. Р. Б. Шоу, С. Конов, Дж. А. Грирсон (в ранних работах) усматривали в дардских языках иранскую основу, отмечая их особую близость с памирскими. Г. Моргенстьерне в целом относит их к индийским языкам, как и Р. Л. Тёрнер. Грирсон (в поздних работах), Д. И. Эдельман считают их самостоятельной группой, занимающей промежу­точ­ное место между индоарийскими и иранскими языками. По многим чертам дардские языки включаются в центральноазиатский языковой союз.

Эдельман Д. И., Сравнительная грамматика восточноиранских языков. Фонология, М., 1986; см. также литературу при статьях Индийские (индоарийские) языки, Иранские языки, Дардские языки, Нуристанские языки.

Т. Я. Елизаренкова.

Материалы, посвящённые исследованию индоиранских языков, кроме общелингвистических журналов (см. Журналы лингвистические) публикуются в специализированных журналах ряда стран:

«Indische Bibliothek» (Bonn, 1820-30), «Indische Studien» (B. - Lpz., 1850-98), «Zeitschrift für Indologie und Iranistik» (Lpz., 1922-36), «Indo-Iranian Journal» (The Hague, 1957-), «Indological Studies: Journal of the Department of Sanskrit» (Delhi, 1972-), «Studia Iranica» (P., 1972-), «Studien zur Indologie und Iranistik» (Reinbek, ФРГ, 1975-).

Вам также будет интересно:

Очень вкусный борщ с капустой и томатной пастой Томатная паста для борща
Красный борщ - один из самых непревзойденных супов славянской кухни. Традиционный рецепт,...
Причастие в английском языке (The Participle) Независимый причастный оборот английский язык
В английском языке причастные обороты в функции обстоятельства бывают двух типов, а...
Образец заполнения штатного расписания
Данный документ является локально нормативным актом, который применяется для оформления...
Перевод внешнего совместителя на основное место работы
Е.Ю. Забрамная, юрист, к. ю. н. А.К. Ковязин, юрист Как «сделать» из совместителя...
Габдулла Тукай: краткая биография
Габдулла Тукай - основоположник новой национальной поэзии, высоко поднявший знамя...