Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Перевод внешнего совместителя на основное место работы

Габдулла Тукай: краткая биография

Сонник шептать на ухо девушке

Cонник шлепки токование сонника, к чему снится шлепки токование сонника во сне видеть К чему снится потерять шлепок

Блока «Я никогда не понимал» и А

Афанасий Афанасьевич Фет

Что такое биотоп и биоценоз в биологии?

Астения: симптомы, лечение Астено тревожный синдром что

Химические растворы Что такое гомогенный раствор

Организация и вооружение мотострелкового отделения Состав мотострелкового отделения на бтр

Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)

Явление диффузии. Что такое диффузия? Диффузия физическое явление

Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам

Международный Клуб Учёных Кто был по знаку зодиака иисус христос

Астрологические циклы и ритмы Планетарные циклы в жизни человека

Растительность в городе как средство композиции. Декоративные особенности растений и приемы составления растительных композиций Древесно кустарниковая группа идеи схемы

Бульвары должны быть не только хорошо обустроены, оборудованы и приспособлены для прогулок и прочих целей; они, кроме того, должны быть красивыми, высокохудожественными.

Известно, что большинство городских от­крытых пространств обладают индивидуально­стью во многом благодаря составу и опреде­ленному размещению растительности. Деревья, кустарники, почвопокровные растения вносят в облик улиц, бульваров города композиционное разнообразие и, в случае со­гласованного взаимодействия с архитектурны­ми объектами, способны позитивно влиять на художественную выразительность городской среды. Напротив, однообразный видовой состав растительности и ее хаотичное размещение зачастую создают заметную дисгармонию в облике открытого пространства, осложняя его функциональное и зрительное восприятие.

Как показали исследования, большинство деревьев вблизи городских магистралейстрадают от загрязнения почв тяжелыми металлами и наличия процессов засоления (63% от общего количества растений находится в неудовлетворительном состоянии или крайне неудовлетворительном состоянии. В этих условиях, безусловно, представляют интерес предложения по пересмотру норм озеленения в сторону их повышения до 25-50 кв. м на 1 жителя, но без изменения подхода к размещению и поддержанию растительности трудно ожидать положительного эффекта. В частности, без постоянного обеспечения деревьев необходимыми микроэлементами, особенно марганцем стрессовое состояние растительности может лишь возрастать, осложняя ее нормальное развитие.

Для обеспечения жизнедеятельности дерева необходимы, прежде всего, орошение и аэрация по всему корнеобитаемому слою почвы. Во многих европейских городах применимы системы подпочвенного орошения, аэрации и корневого питания с помощью пластиковых перфорированных труб, листов аэрации, специальных колодцев.

На магистралях и улицах Москвы применим « шланговый способ» орошения: высаживаемые деревья снабжаются заранее гибкими шлангом с отверстиями, охватывающими ком; один конец шланга в виде трубки выходит на поверхность и служит для залива воды или растворов минеральных удобрений по установленным дозам; шланги и выводная трубка закладываются еще при посадке дерева.

На бульварах древесные растения накапливают токсические вещества в виде солей в почве, которые проникают в зоны корневых систем. В результате на листьях появляются «краевые ожоги». Для оздоровления, или санации, почв необходимо провести «водную мелиорацию», или промывку почвы водой. Периодичность такой промывки должна составлять не менее одного раза в 2 года; это помимо постоянных поливов растений. Нормы расхода при промывке составляют в среднем 110…120 л/м 2 .

В результате накопления различных веществ в зонах корневых систем происходит постоянное « подкисление» почвы.

При рН почвенного раствора до 8…9 необходимо весной произвести гипсование из расчета 0,3 кг/ м 2 с обязательной заделкой гипса на глубину 10…15 см.

Рис. 9. Средства ландшафтного дизайна в оформлении поверхности земли над корневой системой деревьев в пешеходных пространствах

Обеспечение нормальных условий для раз­вития деревьев в городских транзитных про­странствах включает также защиту их корне­вой системы от уплотняющего воздействия пешеходов, что может достигаться либо путем устройства защитных решеток, либо через раз­мещение вокруг стволов выступающих над поверхностью мощения озелененных фрагмен­тов (рис. 9). Второе решение обладает определенными преимуществами с точки зрения возможного удержания дополнительной влаги в почвенном слое и одновременно позволяет сократить по­падание в грунт противогололедных солей. С позиции дизайна эти меры поддержания ус­тойчивого развития растительности могут быть использованы для создания различного геомет­рическою рисунка защитных решеток иди чле­нения планшета на несколько зон с включением почвопокровных растений в композицию озелененных фрагментов вокруг деревьев.

Разнообразие форм древесной растительно­сти целесообразно подкреплять применением различных приемов ее размещения в город­ских транзитных пространствах.

Приемы композиций древесных и кустарниковых пород в садово-парковых объектах очень многообразны как по значению в ландшафтном комплексе, так и по стилевым и композиционным признакам, размещению растений, форме, окраске и породному составу.

Для создания композиций на бульварах используют раз­ные приемы сочетания деревьев и кустарников: группы, рядовые посадки, солитеры, живые изгороди, бордюры.

Группы насаждений являются важнейшими композицион­ными элементами в построении бульварных пейзажей. Их обычно составляют из особо декоратив­ных растений, образуя многоплановые композиции на открытых пространствах различных размеров (рис. 10).

Группы могут быть одно- и многопородными. В однопородной группе должно быть не менее 2 деревьев. Много­породная группа может быть составлена из двух и более видов, отличающихся величиной, формой кроны и окраской листьев.

По величине группы разделяют на малые (2-3 расте­ния), средние (4-7) и большие (10-17).

По составу они могут быть древесными, древесно-кустарниковыми и кустарниковыми.

По строению различают группы простые, в которых кро­ны деревьев образуют один ярус, и сложные, где кроны образуют два или несколько ярусов.

На бульварах обычно создают малые группы.

Расстояние между деревьями в групповых посадках зависит от величины группы, ее породного состава, а также от интенсивности роста пород и их отношения к свету. Мож­но рекомендовать следующие расстояния между деревьями в груп­пах, м:

В однородных малых из лиственных пород 3-4

В смешанных малых из лиственных пород 4 - 5

В смешанных из лиственных пород с конусо- 3-5

образными и пирамидальными кронами

То же, с обычными кронами 5-10

В чистых и смешанных из хвойных пород с ко- 5 - 7

нусообразными и колонновидными кронами

То же, с обычными кронами 7-10

В смешанных из лиственных и хвойных пород с 4-6

конусообразными и колонновидными кронами

То же, с объемными кронами 8-12

Между хвойными деревьями расстояние оставляют большее, чем между лиственными.

Рис. 10. Пример группировки насаждений.

1 – береза; 2 – ель; 3 – сосна; 4 – дуб; 5 – тополь белый; 6 – ива; 7 – клен; 8 – пихта; 9 – липа; 10 – дерен

Группы бывают рыхлыми и плотными. В первых используют породы с ажурными, просвечивающимися кронами (рябина, бе­реза, гледичия, лиственница, сосна Веймутова и др.).

Плотные группы создают из растений с густыми мощными кронами в сочетании с кустарниками, которые закрывают стволы деревьев и делают всю группу непроницаемой.

Древесные породы с плотными, компактными кронами или крупными листьями размещают дальше друг от друга, а с ажур­ными кронами - ближе. Породы пирамидальной формы, вхо­дящие в группу, можно сажать густо.

Широкое распространение в композициях получили группы кустарников благодаря большому разнообразию форм, богатству цветения, окраске цветков и листьев, а также интенсивности роста. Кустарниковые группы с цветками различной окраски, со светлыми и темными кронами компонуют по тем же правилам, что и древесные. Крупные кустарники располага­ют с интервалом 2,5-3 м, средние- 1,8 м, мелкие кустарники во взрослом состоянии размещают с интервалом 1 -1,5 м.

Самостоятельные кустарниковые группы создают обычно из обильно цветущих пород. Всегда эффектна большая группа из 5-6 видов, отличающихся красивой осенней окраской листьев и яркими плодами. При подборе растений для кустарниковых групп необходимо учитывать интенсивность их роста и особен­ности развития. Кустарники с ажурными и плотными кронами объединять в одну группу не следует.

Рядовые посадки. К ним относятся аллеи и живые изгороди.

Аллеи . Деревья для аллейных посадок должны иметь ров­ный, прямой ствол и правильную крону. Их располагают вдоль дорог в один или несколько рядов на определенном расстоянии друг от друга (рис. 11).

Рис. 11. Примеры использования древесной растительности для создания аллей

Двухрядные аллейные посадки деревьев бывают открытые, кро­ны которых не смыкаются, и крытые, смыкающиеся кроны которых образуют сплошной зеленый полог. В настоящее время аллеи в большинстве случаев делают открытыми (разомкнутыми), где каждое дерево стоит отдельно. При такой расстановке улучша­ется санитарное состояние дорог, так как обеспечивается их про­ветривание и просыхание, видимость по сторонам примыкающих пейзажей, создается игра света и тени. Для таких аллей подбирают деревья с пирамидальной или другой компактной формой кроны (пирамидальные тополя, кипарисы, ели), с красиво окрашенной листвой (серебристые формы рябин, кленов), красивоцветущие или красивоплодные породы (рябины, мелкоплодные яблони и др.), растения, не дающие корневых отпрысков. В двухрядных посадках при шахматном размещении деревьев расстояние меж­ду рядами принимают, м:

Для узкокронных 2,5-3

С кронами средней ширины 3,5

Для ширококронных 4,0

С очень широкими кронами 4,5

При многорядной посадке внутренний ряд может быть со­ставлен из декоративных деревьев и кустарников.

На аллеях проводят формовочную обрезку с целью придания определенной формы кроне – шара, куба, конуса, колонны. Обрезкой достигается равномерное распределение скелетных ветвей.

Обрезка может быть слабой, умеренной, сильной. Степень обрезки зависит от вида растения, его возраста, состояния кроны (рис. 12).

В молодом возрасте проводят слабую обрезку или прищипку побегов (не более 25...30% годичного прироста, на 2-3 почки). Между старыми и новыми срезами необходимо оставлять побеги длиной в 6…10 см.

Умеренная обрезка производится у деревьев старшего возраста, когда рост побегов постепенно ослабевает, загущение кроны прекращается, более сильные ростовые почки закладываются на конце побегов. В этом случае целесообразно применять умеренную обрезку, или укорачивание побегов (до 50% длины годичного побега). В результате верхние побеги удлиняются, листья становятся крупнее, крона гуще.

Сильную обрезку до 60...75 % длины годичного побега – производят только у быстрорастущих видов растений, таких, как тополя. При сильной обрезке деревьев тополя бальзамического наблюдается активный рост периферии кроны, увеличивается размер листьев. Если деревья не обрезать или умеренно обрезать, то крона быстро редеет, нижние сучья отмирают.

Формовочную обрезку деревьев проводят весной, пред началом вегетации, в конце февраля, в течение марта.

Рис. 12. Уход за надземной частью дерева (крона): формовочная и санитарная обрезки побегов и ветвей кроны: I – формовочная обрезка: а – укорачивание молодых побегов у саженцев (2-й год после посадки); б – формовочная обрезка побегов кроны по заданному контуру; в- поддерживание формы кроны путем частичной обрезки побегов и подравнивания контура; II – санитарная обрезка: а – удаление сухих ветвей; б – обрезка и прореживание с целью улучшения аэрации (до и после); в – способ омолаживания старого дерева (дубы, вязы) с оставлением скелетных ветвей: окрашенные черным – удаление, двойной штрих –отрастание новых ветвей через 2 года

Живые изгороди, бордюры. Это неширокие, линей­ные, невысокие насаждения деревьев и кустарников. Их исполь­зуют для выделения полотна дорог и разграничения полос движения, для обрамления и разделения участков. Они создают ровный эффектный фон.

Растения в живых изгородях высаживают густо, обычно в 2-3 ряда (существуют и однорядные живые изгороди) с расстоянием 0,5-0,6 м между рядами и 0,4-0,5 м в рядах. В зависимости от целевого назначения изгороди образуют из листопадных деревьев и кустарников (чубушник, жимолость, спи­рея), вечнозеленых (биота восточная, самшит, магония) и колю­чих растений (барбарис Тунберга, боярышник, шиповник, лох узколистный, терн, гледичия, маклюра, груша обыкновенная).

Живые изгороди разделяются по высоте: до 0,5 м - бордюры, от 0,5 до 1 м - низкие, до 2 м - средние, до 3 м и более - высокие. Для бордюров могут быть использованы следующие низкорослые кустарники: магония, полиантовые розы, таволга (спирея), дейция, буксус; для низких живых изгородей: бобовник, спирея японская, айва японская; для средних: жимолость, спи­рея, кизильник блестящий, вишня песчаная, смородина альпий­ская; для высоких: жимолость татарская, чубушник обыкновен­ный, сирень, барбарис, дерен красный, калина Бульденеж, смо­родина золотая и др.

По форме живые изгороди делят на свободно растущие и стриженые. Кроме того, в садово-парковом строительстве при­меняют фигурную стрижку отдельных деревьев и кустарников (рис. 13).

Рис. 13. Типы живых изгородей из кустарников и деревьев:

а – живая изгородь из деревьев 2-й и 3-й величины; б- устройство сплошной зеленой стены – шпалеры; в – комбинированная живая изгородь из кустарников и деревьев; г- прием оформления поворота дорожки путем посадки низких кустарников и их обрезки и формирования; д – профиль живой изгороди; е – размещение одиночных экземпляров

Формовочная обрезку кустарников производят с целью создания искусственной формы куста, поддерживание этой формы в заданных параметрах, усиление роста боко­вых побегов. Необходим учет биологии роста и развития растений. У ви­дов, цветочные почки которых закладываются с осени на побегах прошло­го года, следует проводить обрезку отцветших побегов на половину их длины. А прореживание нецветущих побегов у этих видов можно прово­дить весной.

Целый ряд видов образует цветочные почки на побегах текущего го­да, в первой половине лета. Такие кустарники обрезают поздно осенью или ранней весной, до начала сокодвижения (рис. 14).

Рис. 14. Способы формирования свободно растущих кустарников:

а – когда должны быть освещены нижние ветви – правильная обрезка; б,в – нижние ветви затенены и развиваются слабо, куст оголяется, теряет декоративность – обрезка неправильная

К раннецветущим кустарникам относятся:

сирень обыкновенная и сирень персидская, ломонос горный и альпий­ский, карагана, барбарис обыкновенный, барбарис Тунберга, магония падуболистная, боярышники, ракитник пурпуровый, лох, облепиха, жимоло­сти, смородина золотистая и альпийская, роза ругоза, калина-гордовина, крушина, спирея (раннецветущие виды) и др.

К видам, цветущим в летний период или в конце лета, относятся:

ракитник (большинство видов), чубушники, бирючина, лапчатка, пузыреплодник, дёрен белый и красный; спиреи японская, Дугласа, иволистная и др.

Обрезка проводится на одном уровне от поверхности земли, с боковых участков, придавая кусту необходимый профиль. Побеги обрезают на 1/2…1/3 величины прироста в первый год и на 2/3 - на второй и последующие годы.

"Живые изгороди" из кустарников в молодом возрасте обрезают (стригут) 1-2 раза за период вегетации. При наступлении полного развития кустов периодичность обрезки увеличивают до 4-6 раз (у медленно растущих - до 3 раз). Первая обрезка проводится в марте - апреле, до распуска­ния почек; последующие - по мере потери четкости поперечного профиля (рис. 15). Свободно растущие живые изгороди в систематической обрезке не нуждаются: у растений вырезают только старые ветви, загущающие куст.

Рис. 15. Схема формирования живых изгородей:

а – обрезка растений, развивающих сплошное облиствление: 1 – короткая обрезка после посадки; 2 – первая формовочная обрезка на следующий год после посадки; 3 – вторая формовочная обрезка через 2 года после посадки; 4 – третья формовочная обрезка по заданному профилю; б – формовочная обрезка по заданным параметрам

Солитеры. Это отдельно растущие одиночные экземпляры деревьев и кустарников, отличающиеся особо декоративной кроной,окраской листвы, цветков или плодов, мощ­ным ростом и др. Они привлекают особое внимание, часто явля­ются центром композиции.

Выбор породы, используемой в качестве солитера, зависит от точки восприятия. Если солитер расположен на переднем плане и рассчитан на близкое рассмотрение, то большое значение при­обретают детали - форма и окраска листьев, цветков, плодов. В таких случаях рекомендуется использовать невысокие деревья с живописной формой кроны или красиво и обильно цветущие кустарники.

Высокие деревья хорошо воспринимаются с большого расстояния. Из хвойных в качестве одиночных растений могут быть рекомендованы: ель колючая и ее формы (серебристая), листвен­ница сибирская, ель европейская, можжевельник обыкновенный и виргинский, туя восточная и ее декоративные формы.

При размещении солитеров необходимо также учитывать фон, на котором они будут восприниматься. Небольшие солитеры про­ектируют на зеленый фон газона, на открытое пространство. Для более крупных экземпляров хорошим фоном служат группы со­седних насаждений. Хорошо смотрится дерево-солитер, окружен­ное невысоким кустарником, форма и окраска которого подчер­кивают фактуру и цвет ствола и кроны солитера. Например, сте­лющийся можжевельник казацкий, окружающий основание ство­ла березы, ярко подчеркивает своей плотной темно-зеленой хвоей белизну ее ствола, ажурность кроны и светло-зеленую окраску листвы.

Причем, помимо этих традиционных способов посадки деревьев, современный ландшаф­тный дизайн включает создание композиции со свободным расположением растительного ма­териала в плане, в том числе с организацией веерных рядов деревьев или посадкой их контурами геометрических фигур. Подобное размещение растительности в пешеходном пространстве позволяет не только влиять на такие качества, как прерывистость, масштабность, геометричность, но и создавать опреде­ленные фокусные точки, способствующие ин­дивидуализации фрагментов городской среды (рис. 16). Взаимодействие архитектурных объектов и растительности предполагает их композицион­ную и функциональную увязку, в результате которой характер использования прилегающих к зданиям пространств выявляется в контурах посадок растительного материала.

Рис. 16. Приемы использования различных видов кустарников в ландшафтном дизайне пешеходных пространств

Учет основных направлений движения лю­дей в пешеходных пространствах необходим при выборе структуры каркаса из растительности, разграничивающего или объединяющего отдель­ные фрагменты городской среды, при этом весь контур растительного материала должен обла­дать выгодным визуальным раскрытием из мно­гих точек. Реагируя на конфигурацию и масштаб открытого пространства, размещение деревьев помогает закрепить основные композиционные оси, обозначить границы и расставить необхо­димые силуэтные или цветовые акценты.

Рядовые посадки растительности, обладая легко читаемой геометричностью линий, по­зволяют не только разделить открытое про­странство на участки различного назначения или подчеркнуть его протяженный характер, но и дают возможность использовать интервалы между отдельными деревьями для организации мест отдыха. Во избежание монотонности подобных посадок вдоль пешеходных пространств целесообразно применение современных приемов композиции растительности с использованием нарастающего интервала между деревьями или с создание смысловых пауз, позволяющих выделить в ближайшем окружении определенные архитектурные или природ­ные доминанты. При этом пауза в рядовой по­садке обретает не меньшую композиционную роль, чем сам ряд деревьев.

Соображениями обеспечения устойчивости растительности городской среды определяется применение групп деревьев (по 4 - 6) в виде модулей с переменным или одинаковым шагом. Этот прием размещения растительного материала представляет также особый интерес с точки зрения создания выразительного си­луэта природных компонентов в городских от­крытых пространствах.

Обращение к цветущим (фруктовым) де­ревьям в городской среде позволяет существенно влиять на внешний облик пешеходных про­странств, внося в них по принципу контраста интенсивно окрашенные, яркие акценты. Ис­ходя из композиционных соображений, при­менение подобных акцентов наиболее целесо­образно в узлах пересечения основных пеше­ходных потоков - на подходах к наиболее зна­чимым общественным зданиям, на пути к ос­тановкам транспорта.

Использование современной технологии ве­черней подсветки деревьев, включая размеще­ние встроенных в поверхность земли светиль­ников, способствует сохранению пластической выразительности и колористического разнооб­разия растительности в темное время суток.

Принцип создания иерархии "ячеек" с по­мощью растительного материала относится к числу основных в ландшафтном дизайне го­родских открытых пространств. Домини­рующая роль деревьев в формировании силуэтного и пластического разнообразияподобных "ячеек" дополняемся не менее важным значение кустарников и почвопокровных растений в обеспечении динамичного характера нижних ярусов пешеходных пространств. В частности разграничение "ячеек" живой изгоро­дью позволяет внесли различные геометричес­кие очертания (циркульные, прямолинейные волнообразные и др.) в каждую из них, а почвопокровные растения дают возможность уси­лить композиционное разнообразие отдельных фрагментом городской среды (рис. 17).

Рис. 17. Многоуровневый каркас из растительности в городском транзитном пространстве:

а – структурные элементы трех уровней каркаса (деревья, кустарники, почвопокровные растения); б – традиционный прием размещения древесной растительности в транзитном пространстве; в – вариант сочетания основных элементов каркаса растительности в пешеходном пространстве; г – прием ландшафтного дизайна транзитного пространства со свободным расположением растительного материала

Цветочное оформление также строит композицию бульвара (рис. 18). Объектом зеленого строительства, в который выходит цветочное оформление как основной элемент, является цветник. Цветники могут иметь различные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. Богатое и эффектное цветочное оформление должны иметь наиболее часто посещаемые места.

В композициях регулярного стиля цветочное оформление выполняют с учетом требований пропорции и симметрии, ограниченные правильными геометрическими фигурами: кругом, овалом, квадратом, прямоугольником, многоугольником. Регулярные цветники применяют при украшении важных объектов. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, рабатки, бордюры, партеры.

Рис. 18. Приемы использования почвопокровных растений и цветов в ландшафтном дизайне пешеходных пространств

Клумба представляет собой ограниченный геометрически правильными очертаниями участок, украшенный однолетними цветами. Располагают его в центре композиции. Фоном могут служить газон и пешеходные дорожки. Центр клумбы поднимается на 50…60 см, края – на 8…10 см над окружающей территорией. Клумба окаймляется дерном или бортовым камнем. Различают клумбы ковровые и цветочные: ковровые состоят из лиственно-декоративных растений, которые стелются по земле; цветочные создаются из крупных цветущих растений с таким расчетом, чтобы на клумбе были всегда цветущие цветы. Арабеска – разновидность клумбы усложненной формы. Вычурный контур арабески может быть похож на цветы, листья, животных или иметь абстрактную форму.

Рабатки – это длинные гряды вдоль границ газонов и сооружений, оформленные цветущими или декоративными растениями. Размеры рабаток колеблются: по ширине от 0,5 до 4 м, по длине от 2 до нескольких сотен метров.

Бордюры окаймляют отдельные части цветника, декоративно-лиственные однолетние и многолетние композиции по контуру, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей. Их ширина составляет 10…40 см. Бордюры придают композициям законченный вид.

Партер может включать в себя все вышеперечисленные устройства с применением цветочниц, ваз, газонов, садовой скульптуры, лестниц, террас, бассейнов, фонтанов. Партеры являются наиболее парадной формой цветочного оформления, применяются в узловой части композиции бульвара.

Композиции естественного стиля отличаются свободой планировочных решений. Этот стиль создает впечатление природного ландшафта и допускает большое разнообразие форм, красок и сочетаний. Ландшафтный тип садово-парковых композиций применяется чаще регулярного, так как он дешевле в устройстве и уходе. Для него характерны одиночные посадки, группы, миксбордеры, ландшафтные цветники, каменные участки, рокарии.

Одиночными посадками могут быть крупные цветы, представленные в единичном экземпляре (пион, роза, георгин и др.)

Группы создаются из цветов одного или нескольких видов. Группы значительных размеров именуются массивами.

Миксбордеры (смешанные бордюры) представляют собой цветочные опушки или ленты на газонах, у зданий с особым подбором ассортимента цветов. Цветение миксбордера не должно прерываться с весны до осени, что достигается посадкой цветов разного периода цветения.

Ландшафтные цветники (рокарии) содержат все вышеназванные садово-парковые устройства, расположенные в свободном порядке на фоне газона, кустарника, деревьев, водоемов. Рокарии выглядят особенно живописно. Для их устройства применяют спокойный рельеф, так и склоны, камни, валуны, разнообразные растения в композициях, водные устройства с текущей или стоячей водой. Каменистый сад может быть выполнен в виде искусственной каменной гори – альпинария. Растения подбирают стелящиеся, ковровые, однолетние, многолетние и кустарники.

Достижение максимальной выразительнос­ти всех элементов пространственного каркаса растительности и обеспечение их композицион­ной целостности, наряду с гармоничным взаи­модействием с ближайшим окружением, состав­ляет одну из главных задач ландшафтного ди­зайна пешеходных пространств города.Геомет­рический рисунок расположения кустарников и почвопокровных растений позволяет, даже оперируя минимальным набором видов расти­тельности, добиваться наибольшего разнообра­зия их композиций.

Динамичность конфигурации растительно­го материала связывается, в первую очередь, с использованием S-образных кривых, более точно известных как cyma recta и cyma reversa. Контуры растительности, следуя очерта­ниям этих кривых, создают эффект движения в пространстве и обладают множеством точек выгодного визуального восприятия. Различныевиды кустарников, включая цветущие, наи­более подходят для закрепления в городской среде характерной геометрии природных форм. Причем наряду с использованием криволиней­ных посадок, не менее выразительными явля­ются рядовые посадки формованного кустарника (рис. 19).

Рис. 19. Приемы размещения кустарников и почвопокровных растений в композиции пешеходных пространств

а – увязка линии посадки кустарника и контура почвопокровных растений с очертаниями S–образных кривых; б – прием ландшафтного дизайна пешеходных пространств с динамичной конфигурацией посадок кустарника и почвопокровных растений

Применение живых изгородей нетрадиционного типас силуэтными профилированиемверхнего контура растительности расширяет набор пластических средств достижения выразительности нижнего яруса транзитных пространств города. Сочетание стриженного и свободно растущего кустарника в одной композициипозволяет раскрыть декоративнее возможности каждого из элементов. Очертания растительного материала могут способствовать выявлению точек изменения направления движения, фиксировать входные пространства или подчеркнуть перепады рельефа. Во всех случа­ях декоративные особенности конкретного вида растительности позволяют максимально раз­нообразить городскую среду, связывая каж­дый из фрагментов пространства города с ха­рактерным рисунком природных материалов. Наложение геометрического рисунка конту­ров кустарника на слой акцентирующих почвопокровных растений относится к одному из наи­более распространенных приемов современного ландшафтного дизайна.Заполняя отдельные участки поверхности между полосами транзит­ного движения и линиями посадок кустарни­ка, почвопокровные растения не только спо­собствуют лучшему выявлению очертаний бо­лее высокой растительности, но и могут каче­ственно изменять текстуру и колористку са­мой поверхности земли.

Почвопокровные растения, обладая малой высотой (150 - 300 мм), в то же время могут выступать в качестве барьера от вандализма перед другими, более выразительными элемен­тами ландшафтных композиций на городских улицах и площадях. Эти же растения позволя­ют достаточно эффективно разграничивать от­дельные участки пешеходных пространств в случае различного характера их функциональ­ного использования. В сочетании с цветочным оформлением городских открытых пространств почвопокровные растения составляют важное средство достижения колористического разно­образия среды.

3.3. Использование малых архитектурных форм и сооружений

К числуэлементов ландшафта, оказываю­щие влияние на эстетику бульварных пространств и непосредственно формирующих представление об уровне комфортности для человека, относятся малые архитектурные формы и парковые сооружения.

Обычно на бульварах размещают немногие сооружения: при незначительной ширине бульвара перечень их ограничивается сооружениями утилитарного характера. На более широких бульварах, кроме того размещают декоративные сооружения.

С частью из них человек соприкасается непосредственно (включая ска­мьи, лестницы, игровые устройства для детей), другие способствуют улучшению условий использования парков (светильники), третьи вносят существенное разнообразие в композицию садово-паркового ландшафта (декоративные ограждения, водные устройства).

Малые архитектурные формы классифицируются на следующие типы (или категории):

- декоративные МАФ - скульптура, фонтаны, вазы, декоративные водоёмы, декоративные стенки и др.;

- утилитарного характера МАФ ; кним относятся пандусы, лестницы, подпорные стенки, торговые киоски, скамейки, ограды и др.

Малые формы утилитарного характера должны быть выполнены в соответствии с ландшафтно-архитектурными и эстетическими требованиями, предъявляемыми к объекту озеленения, из прочных материалов, отличающихся высокой степенью устойчивости к воздеиствию факторов внешней среды.

Все МАФ по способам изготовления подразделяются на две крупные группы:

1) МАФ изготовления по специально разработанным и индивидуальным проектам;

2) МАФ изготовления по типовым проектам из типовых элементов и конструкций.

МАФ из типовых элементов широко применимы на бульварах. В настоящее время проектными организациями выпущен в свет ряд альбомов типового оборудования для объектов озеленения. Существует целый ряд специаль­ных конструкторских бюро и производственных фирм, занимающихся производством, сборкой МАФ из типовых элементов, а также их установ­кой на объектах по разработанному проекту.

Ассортимент растений для зеленого строительства определяется исходя из сложного комплекса требований, учитывающих климатические условия данного района, целевое назначение объекта, природные особенности озеленяемой площади (почвы, рельеф, гидрология, инсоляция и др.), архитектурно-планировочную ситуацию.

При выборе материала в ходе ландшафтного проектирования огромное значение имеют эстетические особенности деревьев и кустарников, они характеризуются изменением размеров, формы, цвета, облиственности, что обусловлено их ростом и развитием, а также сезонными циклами жизнедеятельности. Каждое растение, особенно отдельно стоящее, имеет свои индивидуальны черты. В то же время в групповых посадках деревья и кустарники обладают способностью «притираться» друг к другу, образуя не набор отдельных растений, а единую взаимосвязанную группу, обладающую определенной способностью к саморегулированию и формированию уравновешенного объема.

При формировании объемно-пространственной композиции парка габитусы насаждений, их высота, долговечность и динамика развития по отношению друг к другу имеют главенствующее значение. Каждый вид растений характеризуется присущей ему высотой, формой и силуэтом кроны. Условно можно разделить деревья на три типа по высоте: высокие (20...30 м и более) - ель и сосна обыкновенные, бук, липа и т. д.; средние (12...20 м) и низкие (8...12 м) - к ним относятся полудеревья-полукустарники - черемуха, лох, рябина и др.

Помимо общего рисунка кроны большое значение имеет характер ветвления, рисунок и архитектоника основных «скелетных» ветвей, особенно в те времена года, когда дерево сбрасывает листву.

Художественная выразительность того или иного вида растений определяется размерами, формой, оттенком, фактурой и подвижностью листвы, а также ее цветовой динамикой в различные времена года, характером, фактурой и цветом коры, характером цветения и плодоношения. Деревья, обладающие большой высотой, кряжистым толстым стволом и мощными ветвями, воспринимаются олицетворяющими силу, прочность. Тонкие стволики и ветви, свисающие ажурные кроны ассоциируются с грустью, нежностью, хрупкостью. Сообразно этому определяется их местоположение в ландшафте парка. Например, высокие мощные деревья, расположенные одиночно и группами на больших открытых полянах, позволяют осматривать их с разных расстояний. Плакучие формы, как правило, размещаются на небольших территориях, у водоемов, в виде одиночных и групповых посадок.

Характер ветвления и облиствления определяет ажурность или плотность кроны дерева или кустарника и обусловливает их художественные особенности. Крона в зависимости от своей формы, отношения к высоте штамба, плотности, цветовой окраски в большей или меньшей степени влияет на «массу» всего растения. У одиночных экземпляров, растущих на открытом месте, развивается более мощная раскидистая крона, а ствол низкий и толстый. Примером этому могут служить дуб черешчатый, вяз.

Архитектонические качества зеленых насаждений наиболее выражены размерами, характером ветвления, формой кроны и соотношением ее со стволом. Эти факторы в значительной мере определяют возможности композиционного пространственного использования растений и условия их восприятия в парковом ансамбле. Так, по наблюдениям В. А. Артамонова, если при дальних дистанциях осмотра основную роль играют высота и силуэт рассматриваемых насаждений, то при ближнем восприятии (в пределах одной высоты) приобретают главное значение декоративные детали, например листва и ее фактура, текстура коры, рисунок сучьев.

Подбор ассортимента растений для создания композиций является сложной задачей, поэтому возникает острая необходимость в анализе их декоративных качеств и классификации по следующим признакам:

1. Высота древесных растений (I, II, III величины) и форма крон (регулярная, иррегулярная).

2. Тип ветвления и цвет ветвей.

3. Форма стволов, структура и цвет коры.

4. Характер облиствения (грубая, средняя, тонкая фактура) и цвет листьев.

5. Морфология и окраска цветков и плодов.

Сложность построения паркового пейзажа заключается не только в подборе растений, но и учете изменений их внешнего облика и цвета в течение года, а также возраста.

Принципы композиции и подбора пород для крупных парковых композиций отличаются от принципов подбора их в небольших садах и скверах. В малом саду особую роль приобретают отдельные декоративные свойства растений: форма и цвет листа, характер ветвления каждого дерева, строение и тон цветка, аромат, а в крупных парковых объектах зрителем воспринимается величина массива или группы, силуэт, цвет и т. д.

Каждое древесное растение оказывает на человека определенное эмоциональное воздействие благодаря форме кроны, характеру ветвления, форме и расположению листьев, окраске листвы, ветвей, ствола, цветам, плодам. При формировании группы по одному или нескольким вышеперечисленным признакам древесных и кустарниковых пород может получиться группа, интересная либо по окраске, либо по форме или ветвлению, либо по всем этим признакам одновременно.

Современное формовое и видовое богатство древесных растений представляет потенциальную возможность для создания парковых пейзажей, но процесс отбора растений для композиции является сложной задачей, требующей учета не только биологических свойств растений, но и их декоративности.

Декоративность определяется эстетическими качествами габитуса растений или его внешними формами, представляющими совокупность морфологических признаков. Сюда входят высота растений, форма ствола и ветвей, их соотношение между собой, архитектоника кроны, характер облиствения, форма и окраска листьев, цветков, плодов, сезонная декоративность и возрастная изменчивость - словом, все те признаки, которые отличают один вид от другого. В декоративной дендрологии имеется ряд фундаментальных работ (А. Колесников, Л. Рубцов, А. Ву и И. Галактионов) и справочников, систематизирующих и характеризующих декоративные свойства растений.

Для определения декоративности древесных растений по совокупности перечисленных свойств Н. Котеловой и О. Виноградовой был разработан метод комплексной оценки по формуле

где А1, А2...- баллы оценки декоративности каждого признака (величина, форма, фактура, окраска листьев; цветение - сроки; цветки - форма, окраска, запах; плоды - форма, окраска; форма ствола, фактура и цвет коры и т. д.); Р1 Р2...- переводные коэффициенты весомости, определяющие значимость каждого признака для данного вида, при установлении которых учитываются продолжительность и сила эмоционального воздействия. Коэффициенты определяют экспертным методом.

Наиболее весомым признаком является архитектоника кроны. Она определяется по следующим показателям: форма - общий контур или силуэт, структура - характер ветвления, размещение скелетных ветвей и побегов II порядка, их мощь и просматриваемость в рисунке кроны (плотность кроны), фактура - облиственность, объемный рисунок кроны (размещение листьев и их расположение на ветвях).

Приведенный метод оценки позволяет вести сопоставление видов для выявления наиболее перспективных. Однако следует иметь в виду, что степень перспективности того или иного вида определяется прежде всего его соответствием художественному замыслу и отведенной этому виду композиционной роли.

В современном озеленении декоративность является главным внешним признаком оценки состояния растений, их устойчивости в экстремальных городских условиях. «Устойчивость древесных растений можно до известной степени определить способностью их формировать характерные виду, культивару и сорту декоративные признаки и свойства. Она теснейшим образом взаимосвязана с декоративностью древесных растений: устойчивые виды и сорта декоративны». Оценка ведется путем сопоставления оцениваемых экземпляров того или иного вида с эталоном - экземпляром, получившим свое развитие в оптимальных условиях и наилучшим образом проявляющим свойства своего габитуса. Чем ближе оцениваемый экземпляр к эталону, тем выше его декоративность. И здесь наиболее существенным признаком оказалась также архитектоника кроны.

Проявления декоративности растений в их внешних признаках, таких, как форма, силуэт, структура, фактура, цвет, являются так называемыми формально-эстетическими признаками.

Л. Рубцов отмечал, что характер садово-паркового ландшафта в первую очередь зависит от физиономического облика растений, входящих в состав его растительных группировок.

Физиономический облик растений определяется как комплексом присущих виду формально-эстетических признаков, так и индивидуальными особенностями того или иного экземпляра. Он наиболее ярко проявляется там, где выражено нерасторжимое единство внешних видовых свойств с условиями произрастания. Поэтому мы можем считать равноценными, например, роскошный экземпляр сосны, выросшей в благоприятных условиях, и сосну, выросшую в горах, прилепившуюся своим кривым стволом к скалам. Особую физиономическую выразительность имеют старые отдельно стоящие деревья, выросшие на свободе. Облик растений определяется не только их внешними признаками, но тем впечатлением, ассоциациями, с которыми в нашем сознании связано то или иное растение: «траурный кипарис», «печальная ива», «строгие ели», «мощные дубы», «кудрявые березы», «скромная незабудка», «гордая лилия», «пышная роза»... При создании садово-парковых пейзажей до некоторой степени нужно считаться с этими ассоциациями и символикой, связанной с тем или иным растением.

Большинство древесных видов несут свою эмоциональную нагрузку, имеют характер, часто настолько выразительный, что именно он становится определяющим в формировании облика пейзажей парка и создании художественного образа парка. Так, одни растения (например, сосна) воплощают в себе черты естественного леса, другие (например, липа) ассоциируются со старинными парками, третьи, в силу своей новизны, имеют явно экзотический характер (например, орех маньчжурский, каштан конский, а также краснолистные, золотистые и пестролистные формы), четвертые представляются как результат творчества селекционеров (различные сорта декоративных растений). Поэтому подбор растений только по цвету и форме является недостаточным и требует учета их физиономического облика, на основе единства которого и формируется целостный художественный образ парка.

Исходя из физиономического облика растений, объекты ландшафтного искусства можно разделить на следующие группы, условно именуемые: 1) природные, 2) парковые, 3) экзотические, 4) садовые.

Группу природных объектов образуют такие, где ассортимент, группировка растений и общая структура композиции передают облик естественного ландшафта (лесного, горного, лугового и т. д.). Чаще всего - это образ леса. Группа парковых объектов в своей основе воспроизводит образ парка, где исторически сформировались свои приемы и традиционный ассортимент. В группе экзотических объектов ведущую роль играют интродуценты или виды растений разнообразных форм, т. е. растения, по своему характеру необычные для местного природного ландшафта. Группа садовых объектов включает возможность показа всего разнообразия творчества садоводов - богатство сортов, красок и садовых форм. Каждая из этих групп имеет свое место в истории садово-паркового искусства и формирования его композиционных приемов.

Так, задавшись идеей формирования сада как уголка естественного ландшафта, следует использовать виды, соответствующие первой группе. Если же сад решается в традициях русских исторических парков, то здесь преимущественную роль будут играть растения из второй группы. В пределах этих группировок деревья и кустарники достаточно хорошо сочетаются между собой в силу их соответствия определенному физиономическому облику. Несколько сложнее решать вопрос формирования экзотического сада, поскольку экзоты имеют различное происхождение и соответствуют характеру своего родного ландшафта. Будучи соединенными на одной площади они часто не сочетаются друг с другом по облику. В таком случае сочетания столь различных видов целесообразно вести по форме и архитектонике кроны, окраске листвы и т. д. Такие композиции получаются несколько напряженными, поэтому иногда для их смягчения в качестве фона в ассортимент вводят традиционные виды (липа). В группировку растений садового типа включают преимущественно невысокие растения. Здесь возможно введение видов из других группировок, более крупных по своим размерам, которые позволят создать высокие изолирующие «стены» фона и, если нужно, более монументально решить объемно-пространственные задачи.

Подбор растений по сходству их физиономического облика является одной из важнейших задач формирования художественно полноценных парковых объектов. Это потребовало соответствующей оценки ассортимента. Она была проведена с помощью экспертов, проанализировавших около 70 видов древесно-кустарниковых растений средней полосы. В результате был составлен список этих растений по группам. При этом отдельные виды были отнесены к двум или даже трем группам, что говорит либо о нейтральности характера этих растений по отношению к предлагаемым группировкам, обусловившим противоречия мнений экспертов (клен татарский, тополя - канадский и берлинский), либо, наоборот, о пластичном характере их облика, позволяющем использовать их в разных группах (спиреи, шиповники и др.). Это обстоятельство говорит также о несколько условном характере предлагаемой группировки, которую не следует понимать как абсолютную, относя растения только к какой-либо одной из физиономических групп и полностью исключая возможность сочетания растений, принадлежащих к разным группам.

Подбор ассортимента в садово-парковом искусстве является творческим процессом, требующим знания, художественного чутья и мастерства, а значит, и совершенствования принятых правил.

Следует также учитывать, что в различных географических районах оценка будет меняться в зависимости от местных растений, экзотов, а также традиций паркостроения.

По степени возможного участия растений в парковых пейзажах О. Блиновский подразделяет их на следующие группы:

Ландшафтообразующие, или ведущие, сюда входят породы с наиболее ценными декоративными качествами, способные при доминировании придать территории определенный характер (клен остролистный, береза повислая, липа мелколистная, лиственница сибирская).

Сопутствующие, которые играют вспомогательную роль в формировании объема пейзажа (рябина обыкновенная, груша уссурийская, черемуха обыкновенная);

Красивоцветущие - близки к группе сопутствующих. На небольших участках во время цветения они играют роль ведущих;

Садово-декоративные деревья и кустарники, выведенные человеком и отличающиеся особыми декоративными качествами. Рекомендуется использовать как акценты, отмечающие входы, площадки, сооружения и пр.

Подбор растений для объектов ландшафтного искусства - это комплексный процесс, требующий не только их эстетической оценки, но и учета устойчивости в городских условиях и соответствия функциональному назначению объекта. Так, в защитных насаждениях, изолирующих сад от уличного движения, следует использовать виды, не только устойчивые против пыли и других вредных выбросов, но обладающие также высокими пылезадерживающими и шумозащитными свойствами. Желательно вводить быстрорастущие породы. Подпологовые кустарники должны быть теневыносливыми.

Насаждения у спортивных площадок должны обладать высокой пылезащитностью, а также отвечать следующим специфическим требованиям: быть устойчивыми к механическим повреждениям и способными к регенерации, не иметь колючек и шипов. Желательно избегать деревьев с ажурными кронами, создающими блики.

Насаждения у детских площадок, помимо их санитарно-гигиенических свойств - пылезащитности и бактерицидности, должны быть безопасными в травматическом отношении. Поэтому на детских площадках исключаются растения с колючками или ломкими жесткими ветвями. Следует также избегать растений с плодами. Вместе с этим в ассортимент следует включать виды, которые были бы привлекательны, воспитывали в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к природе. Здесь можно рекомендовать различные виды клена; интересен, например, клен остролистный, имеющий совершенные по форме листья, очень эффектные в осенний период. Желательно вводить виды древесных и травянистых растений, типичные для данной природной зоны, встречающиеся в фольклоре, включенные в учебники по биологии, отмечающие смену времен года.

В комплексе вопросов, решаемых при подборе ассортимента, В. Кучерявым выделяются следующие принципы: экологический - требует согласования биологии растений с условиями произрастания, биоценотический - направленный на формирование жизнеспособных фитоценозов, систематический - обусловливает подбор деревьев и кустарников по определенным таксономическим рангам (является основой для закладки дендрариев и ботанических садов), декоративный - основывается на эстетических свойствах растений.

Очень важен учет экологических условий развития растительности . Так, при озеленении промышленных предприятий, санитарно-защитных зон и защитных полос вдоль магистралей необходимо учитывать газоустойчивость растений. Нельзя допускать высаживание светолюбивых пород в затененных дворах многоэтажных зданий. Иногда предъявляются повышенные требования к быстроте роста деревьев, к их ветрозащитной или шумозащитной способности. Детальные сведения о группировке растений по климатическим и другим признакам содержатся в специальной литературе. Ниже даются краткие рекомендации по подбору растений в зависимости от почвенных, инсоляционных и других условий.

Почвы . Породы, требующие плодородных почв: дуб черешчатый и красный, липа, ольха черная, орех медвежий, платан, пихта, тополь белый, канадский, туркестанский; лещина, гортензия, сирень, туя западная, бузина.

Деревья и кустарники для песчаных почв: айлант, береза бородавчатая, ива пурпурная и каспийская; клен синелистный, серебристый, татарский; сосна, лох узколистный и серебристый; тополь белый и канадский; смородина золотистая, акация желтая, таволга, снежноягодник и др.

Для засоленных почв: айлант, гледичия каспийская, аморфа, гребенщик, сумах пушистый, гранат. Для влажных почв: береза пушистая, тополь, ива, лиственница, магнолия, эвкалипт, черемуха, смородина черная и красная.

Породы, не требующие плодородных почв: береза пушистая и бумажная, акация белая, дуб пушистый, вяз мелколистный, ива, клен полевой, тополь душистый и московский, ирга, акация желтая, боярышник, лох, жимолость, таволга и др.

Инсоляция . Светолюбивые породы: береза, дуб, груша, клен ясенелистный, красный, веерный, лиственница, ольха черная, тополь, сосна обыкновенная и горная, ясень, ива, таволга, гребенщик. Теневыносливые породы: каштан конский, граб, клен полевой и татарский, ель, липа, кипарис, платан, пихта; боярышник, кизильник, жимолость, калина, туя западная.

Газостойкость . Наименее стойкие: акация желтая, береза пушистая, каштан конский, клен остролистный, ель обыкновенная, облепиха, сумах пушистый, сирень обыкновенная, сосна обыкновенная, рябина обыкновенная, ясень обыкновенный и манчжурский. Наиболее стойкие: ель колючая и Энгельмана, акация белая, айлант, бирючина, гледичия трехколючковая, дерен белый, жимолость татарская, кизильник блестящий, клен пенсильванский, татарский и ясенелистный, крыжовник, лох, магнолия, гранат, скумпия, смородина золотистая, спирея средняя, биллиарда, тополь канадский, серый, черный, шелковица, гребенщик, софора.

Шумозащита . Хвойные породы: ель, пихта, туя и другие породы деревьев, сохраняющие плотную крону круглый год. Лиственные породы: липа, граб, шелковица, ильмовые, в подлеске - бирючина, гордовина, спирея.

Пылезащита . Хвойные породы деревьев, лиственные породы (например, вяз) с густой кроной и шершавыми морщинистыми листьями.

Быстрота роста . Быстрорастущие породы: береза, вяз, гледичия, карагач, клен ясенелистный и татарский, ива плакучая, тополь, яблоня, ольха черная, орех медвежий и черный, черемуха, ясень золотистый и обыкновенный, ель белая и колючая, кипарис, лиственница даурская, европейская и западная, сосна обыкновенная, крымская, гималайская и Веймутова, акация белая, айлант, барбарис, бересклет, бирючина, боярышник, бузина, дерен, чубушник, жимолость, калина, акация желтая, крушина, лох, смородина золотистая. Медленнорастущие породы, кедр, тис, вишня садовая, груша, дуб зимний и черешчатый, каштан, липа, платан, скумпия, самшит и др. (рис.)

Засухоусточивостъ . Наиболее устойчивые к нехватке влаги породы: берест, дуб, ель колючая и белая, клен серебристый и татарский, кипарис, гледичия трехколючковая, орех серый, тополь китайский, акация желтая, аморфа, скумпия, лох узколистный, смородина золотистая. Прозрачную крону имеют: пихта европейская, сибирская, клен остролистный, явор белый, каштан конский и обыкновенный, ольха черная, туя восточная, граб обыкновенный, можжевельник, черемуха, ель, дуб, липа, вяз, туя западная, тис ягодный, кедр сибирский, тополь берлинский, туркестанский, канадский (табл.)

Растения с колючками (для живых изгородей; для озеленения детских площадок не рекомендуется): диморфонт, миндаль бадамча, аралия манчжурская, абрикос обыкновенный, акация желтая, колючая, древогубец плетевидный, айва японская, лох узколистный, облепиха, все виды боярышника и др.

Растения, укрепляющие склоны, овраги, откосы: клен полевой, татарский, айлант, ольха белая, ирга, аморфа, бобовник степной, аралия манчжурская, толокнянка, барбарис, джузгун, вереск, акация желтая, береза степная, граб, гикори, черешня, кизильник, боярышник, бересклет, гледичия, облепиха и др. При выборе ассортимента насаждений парков и садов необходимо учитывать региональный фактор, разнообразие природных условий в отдельных зонах России. Древесные и кустарниковые породы подбирают преимущественно местные, экологически устойчивые, долговечные, имеющиеся в достаточном количестве в лесных и городских питомниках с учетом конкретных возможностей каждой природной зоны. В связи с этим нужно иметь в виду границы распространения пород, сложившиеся главным образом под влиянием климатических и почвенных условий (европейская часть страны).

1. Область тундры и лесотундры. Наиболее распространены низкорослые кустарники, ива, карликовые березы. Заболоченные пространства чередуются с небольшими островами леса, это так называемое елово-березовое и лиственное редколесье.

2. Область хвойных лесов, европейская тайга. Здесь основные лесообразуюшие породы - ель, сосна и в восточной части лиственница сибирская, пихта, кедр. В производных (вторичных) типах древостоев преобладают осина, береза, ольха серая, в подлеске встречаются липа, клен остролистный, по долинам рек в южной части области вклинивается дуб.

3. Область смешанных елово-широколиственных лесов. Коренные породы ель и сосна, в восточной части лиственница и пихта сибирская, повсеместно встречаются широколиственные породы - дуб, липа, клен остролистный. В южной и западной частях среди этих пород ель уже не встречается, становится больше липы. Породный состав насаждений обогащается за счет интродукционных работ, это особенно характерно для окрестностей крупных городов (Ленинграда, Москвы, Риги, Минска, Брянска, Казани и др.).

4. Лесостепь. Эта область характеризуется на западе преобладанием дубравно-ясеневой, а на востоке дубравно-липовой растительности. В центральной части преобладают кленово-липовые дубравы с присутствием ясеня. Нередки, особенно на западе, граб, черешня, явор, береза, липа серебристая.

5. Область европейской степи. Лесная растительность приурочена главным образом к долинам рек, поймам, балкам. В западных районах - дуб, клен полевой, берест, в восточных - осина, осокорь. Городские насаждения обогащены белой акацией, гледичией, лохом узколистным и др.

6. Кавказ и Крым. В этой области в горах коренными породами являются на Кавказе - бук восточный, пихта кавказская, дуб, клен, ель кавказская и др., в Крыму - бук, дуб, ясень, сосна крымская, граб, груша, черешня, кизил и т. д. На черноморском побережье, в насаждениях городов и курортов преобладают субтропические растения высоких декоративных качеств, среди них платаны, дуб пробковый, кедр ливанский и атласский, туя гигантская и восточная, эвкалипт, секвойя гигантская и др.

Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании. Примеры.

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае.

- Пропорции . Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части большая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к большей части 3:5: При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта. Пример: Вы хотите построить композицию из деревьев и кустарников. Чтобы композиции воспринималась целостно, Вы можете выбрать дерево высотой 8 метров, рядом разместить кустарник или некрупное дерево приблизительно 5 метров высотой и завершить композицию высадкой среднерослого 3-метрового кустарника. Таким образом, правило Золотого сечения 8:5:3 позволит Вам добиться правильных пропорций всей группы посадок.

- Масштабность. Это свойство композиции, которое объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту человека.

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Различают перспективу линейную и воздушную.

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

- Ритм. Это повторение одних и тех же элементов или их звеньев через определенный интервал. Для ритмичной посадки необходимо минимум 3 элемента, для устойчивого ритма 7-9 элементов.

Простой ритм: Лп-5м-Лп-5м-Лп…..

Сложный ритм: Лп-шиповник-шиповник-липа-шиповник-шиповник-липа

Интервал может быть систематическим (например, аллея), а может быть и произвольным чередованием.

Раз березка, два березка - будет рощица



Деревья+кусты=симметрия красоты

Все течет, все меняется... Сегодня уже почти канули в реку забвения Лету времена, когда дачный участок использовался только как место для выращивания урожая картофеля на несколько семей, и когда поездки сюда для многих россиян были сущим кошмаром.

Ныне дачные участки и загородные дома заводятся для культурного отдыха: сюда выезжают в хорошую погоду на шашлыки, зовут друзей и знакомых, а в летом вообще переселяются на дачу всей семьей или даже живут здесь всесезонно. И конечно, чтобы не ударить перед гостями лицом в грязь, да и для собственного удовольствия тоже, каждый землевладелец старается обустроить свой участок максимально эстетично, стремясь при этом все же к природной гармонии и естественности. И отличным решением здесь является озеленение дачи при помощи древесно-кустарниковых композиций .

Однако стоит помнить, что зеленые насаждения на участке, особенно пышные и яркие, способны его весьма украсить, но при их расположении и группировке необходимо иметь чувство меры: не переборщить, точнее, не перезеленить. Иначе ваша дача грозит уподобиться сплошным диким зарослям, что, разумеется, не добавит ей ни притягательности, ни очарования.

Поэтому при организации в своем саду композиций из деревьев и кустарников обязательно нужно обратить внимание на некоторые важные моменты: во-первых, более гармонично в комплекте будут смотреться зеленые насаждения с похожими характеристиками: формой кроны, цветом листвы, текстурой, во-вторых, для создания эффектного контраста лучше всего сыграть на какой-то одной доминирующей черте, а не на полной разнородности подобранной флоры; в-третьих, лучше всего отдать предпочтения местным растениям - они приживутся с большей долей вероятности и будут требовать меньшего ухода, чем зеленая экзотика.

Однако, для правильной организации древесно-кустарниковых композиций этого все же недостаточно. Существуют также определенные принципы, следование которым весьма желательно, если вы хотите придать своему дачному участку неповторимый, оригинальный, но в то же время стильный и эстетичный образ.

Повинуясь зову матушки-природы...

Многие из нас хотят, чтобы, приехав на дачу, они могли погрузиться в природную атмосферу, максимально приближенную к естественной. И этого вполне можно добиться, соблюдая экологический принцип построения . Он заключается в подборе флоры с учетом ее биологических особенностей и учетом всех требований по посадке растений и уходу за ними. Это позволяет выращивать жизнестойкие и крепкие экземпляры деревьев и кустарников, которые будут создавать у горожан, выехавших за город, ощущение присутствия на естественном природном ландшафте. Невнимание же к потребностям растений чревато замедлением и ухудшением их роста, что способствует чахлости, вялости, блеклости их внешнего вида. Таким образом, останется не реализованной основная цель композиции - декоративная.

Экологичный принцип предполагает учет потребностей древесно-кустарниковой группы к освещению, влажности, уровню минерализации почвы , ее температуре и т. д. В местности, близкой к городу, сюда прибавляются еще и показатели степени загазованности атмосферы, объем вредных веществ и пыли в ней.

И если друг оказался вдруг.... не друг, а враг

Хорошо известно, что космические экипажи подбираются по принципу психологической совместимости людей, ведь только оптимальное психо-эмоциональное взаимодействие в условиях ограниченной локации способствует продуктивной работе и мирному сосуществованию без конфликтов. У растений действует похожий принцип, только называется он фитоценотическим. Согласно ему, деревья и кустарники в композиции подбираются таким образом, чтобы составлять гармоничное единство на основании биологической совместимости.

Не секрет, что деревья и кустарники разных пород зачастую не уживаются друг с другом на одном месте: более сильные подминают под себя слабых, «забивают» их, мешают расти. Чтобы этого не происходило, необходимо знать, как разные растения взаимодействуют друг с другом, кто из них может стать соседями, а кого лучше рассаживать в разные концы дачного участка.

Взаимодействие между сообществами может быть разнохарактерным: механическим, биофизическим, биохимическим. Деревья и кустарники с крупными ветвями, посаженные близко друг другу, могут наносить соседям механические повреждения. Так же существует теория о том, что у каждого растения есть собственное биополе, которое может стимулирующе или угнетающе воздействовать на окружающие растения - так сказывается биофизическое взаимодействие. Некоторые зеленые поселенцы отличаются непомерным аппетитом, отбирая воду и питательные вещества у менее расторопных сожителей, а также выделяют особые активные вещества, которые могут быть и не полезны окружающим - в этом проявляется биохимический характер взаимовлияния. И в конечном итоге это тоже весьма важно при обустройстве на участке древесно-кустарниковой композиции .

Красивым быть не запретить, но в меру

Красота - страшная сила, иногда она на самом деле принимает ужасающие формы, если ее слишком много. То же самое правило работает и в отношении древесно-кустарниковых композиций: когда в них пытаются впихнуть всего-всего и побольше, не придавая особого значения гармоничному сочетанию растений. В итоге может получится настоящий винегрет из зеленых насаждений, выглядит который при не очень аппетитно.

Во избежание подобных ошибок для создания по-настоящему красивой древесно-кустарниковой композиции необходимо руководствоваться также декоративным принципом. В этом случае главное внимание уделяется внешнему облику растений, их цвету, размеру и форме листвы, кроны и т.д.

Можно также отметить, что в рамках данного принципа растения могут группироваться по тождественности, подобию или контрасту. Тождественность подразумевает объединение в рамках одной композиции флоры с похожими эстетическими характеристиками, которые, выражаясь языком живописи, как бы легкими мазками разной степени резкости привносят в общую картину глубину и объемность. Как правило, в этом случае в одну композицию включают растения разных видов со сходными физиономическими и анатомическими признаками по принципу симметрии. По подобным характеристикам группируются зеленые насаждения, имеющие очень незначительные отличия эстетического и биологического свойства. Это наиболее сложный процесс, поскольку требует достаточно хорошего знания флоры, с которой приходится работать. Контрастность же достигается путем сопоставления в рамках одной композиции деревьев и кустарников с противоположными внешними признаками, которые очень хорошо дополняют и оттеняют друг друга в совокупности. Например, сюда можно включать деревья с пирамидальными и шаровидными кронами, с листьями зеленого цвета и необычным желто-красным окрасом и т.д.

Следуя всем принципам построения древесно-кустарниковых групп , вдумчиво отбирая зеленые насаждения для них и внимательно относясь к потребностям растений, можно создать на своем дачном участке настоящий райский сад , или небольшую рощицу, или аристократичную парковую зону – все, что подскажем вам ваша фантазия. Главное, что сделав все по правилам, вы сможете очень долго наслаждаться прекрасным зрелищем цветущих зеленых композиций на собственной даче.



Деревья и кустарники придают саду объем, используются для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов, для создания самостоятельных групп или смешанных композиций.

Художественно – композиционная характеристика деревьев и кустарников определяется их величиной, формой и цветом, которые меняются в зависимости от возраста растений, сезона года, а также определяются погодой и освещением. Такие художественные качества, как фактуру и тон ствола, рисунок листвы и цвет плодов используют в композициях, рассчитанных на близкое восприятие. Величина и форма кроны, силуэт, цвет листвы имеет значение и при больших расстояниях.

Различные формы крон деревьев и кустарников приведены на рис. 36.

Рис. 36а. Формы крон деревьев:

1 – распростертая (дуб, вяз); 2 – овальная (тополь берлинский); 3 – пирамидальная (лиственница, ель); 4 – колонновидная (тополь московский, кипарис); 5 – яйцевидная (липа); 6 – зонтичная (сосна); 7 – стелющаяся (сосна горная); 8 – шаровидная (яблоня сибирская); 9 – плакучая (ива белая)

Рис. 36б. Формы крон кустарников:

1 – продольно-овальная (спирея); 2 – шаровидная (барбарис Тунберга); 3 – овальная (роза парковая); 4 – раскидистая (можжевельник казацкий); 5 – стелющаяся (кизильник горизонтальный); 6 – конусовидная (туя западная)

Особенно привлекательной может быть пестрая окраска бересклета, барбариса, клена, голубая и серебристая - у ели, можжевельника, туи, темно-красная, бордовая осенью у аронии, барбариса, винограда девичьего.

Цветущие деревья и кустарники – сирень, чубушник, яблоня, слива, вишня, жимолость, розы, рододендроны – могут стать особым акцентом в саду. Такие растения, как барбарис, боярышник, рябина, калина, кизильник, снежноягодник отличаются декоративными плодами.

При проектировании деревьев и кустарников важно учитывать размеры и скорость роста растений, а также их требования к внешним условиям. Очень быстрорастущие деревья и кустарники дают ежегодный прирост до 2 м и более, быстрорастущие – 0,6 – 1 м, имеющие умеренный рост – 0,5 – 0,6 м, медленнорастущие – 0,25 – 0,3 м, очень медленнорастущие – до 0,2 м. В композициях лучше не смешивать медленнорастущие и быстрорастущие породы.



Рис. 37. Использование контраста при проектировании древесно-кустарниковых насаждений

Выделяют следующие приемы компоновки древесно-кустарниковых насаждений.

Солитер – отдельно стоящее дерево или кустарник. Используют на полянах, островах, для завершения парковых перспектив, как акцент на повороте аллеи и т.д. Ведущее значение имеют форма крона, силуэт дерева (кустарника).


Рис. 38. Композиционные типы групп деревьев

Группа – насаждение, состоящее из двух – десяти гармонично сочетающихся деревьев или кустарников. Группы могут состоять из растений одной или нескольких пород. Характеризуются компактной или рыхлой структурой, контрастным или мягким силуэтом, контрастом или нюансом цветовых сочетаний, статичностью или динамичностью форм. Центр (ядро) группы состоит из одного – трех и более растений, занимающих доминирующее положение по высоте, силуэту, цвету. Композиционный центр группы не является ее геометрическим центром. Для внешнего контура группы выбирается живописное очертание, создающее впечатление естественности и игру светотени. В случае использования кустарников группа включает еще и опушку (кроме центра и контура). Размеры растений уменьшаются от центра к опушке. Группы используют в качестве кулис для обрамления перспективы или любой детали паркового пейзажа, размещают вдоль аллей и дорожек, у поворота дорожек и т.д. Распространены группы из трех деревьев, которая равнозначно воспринимается со всех сторон и строится по принципу неравнобедренного треугольника. Широко используют также парные посадки деревьев – например, ель и береза, дуб и береза и т.п.

Массив – насаждения, расположенные компактной массой и занимающие значительную площадь. Состоят из деревьев и кустарников одной или разных пород. Могут быть одноярусными, двухъярусными и многоярусными, изолированными (используют для разнообразия пейзажа) и зависимыми (для выявления заднего плана). Выделяют главную породу (доминанту), занимающую ведущее место по размеру, форме и окраске, и сопутствующую, образующую внешний контур насаждения.

Рис. 40. Примеры формирования групп с учетом экологических требований:

а, б – с учетом биологической совместимости; в, г – с учетом условий произрастания;

1 – клен остролистный; 2 – клен яровой; 3 – клен полевой; 4 – ель полевая;

7 – можжевельник казацкий; 8 – ольха черная; 9 – ива белая (плакучая);

10 – черешня обыкновенная; 11 – сосна крымская

Роща – это крупный массив, занимающий площадь 1 – 1,5 га.

Куртина – насаждения из деревьев или кустарников одной породы, размер определяется целью проекта и размерами сада. Используют для усиления контраста или оживления пейзажа. В куртинах высаживают выразительные и контрастные с основной породой или массивом растения. Например, в березовом массиве – используют куртины из хвойных, дуба, липы.

Для рядовых посадок выбирают деревья с ровным, прямым стволом и правильной формой кроны. Наиболее распространенные виды рядовых посадок – аллеи и живые изгороди.

Аллеи могут быть однопородные или смешанные, симметричные и асимметричные, с использованием контрастных по высоте и форме деревьев.

Живые изгороди – плотные рядовые насаждения деревьев, кустарников (или травянистых растений), используемые для ограждения участков, тротуаров, дорог, для разделения сада, парка на зоны, для защиты от пыли, шума, ветра и т.д. Могут быть стрижеными и свободнорастущими, однопородными и комбинированными, однорядными, двурядными и многорядными. Высокие живые изгороди имеют высоту более 1,5 метров, средние – 0,5-1,5 м, низкие (бордюры) – менее 1,5 м. Для создания высоких изгородей используют тополь белый, черный, клен дланевидный, ель, пихту, лещину, тую, облепиху, боярышник, акацию и др.; для средних – сирень, чубушник, жимолость, смородину золотистую, тую, барбарис; для низких – барбарис, кизильник, спирею, бересклет японский, магонию и др. При посадке цветущих кустарников (сирень, жасмин, калина, шиповник, барбарис, боярышник, айва японская и др.) подбирают растения с различным временем цветения. Расстояние между рядами составляет 1 – 2 м, в рядах – от 0,5 м.

Рис. 41. Живая изгородь из туи западной (колонновидная форма)

Для создания открытых пространств деревья и кустарники должны составлять 5 – 10 %, для полуоткрытых – 50 – 60 %, для закрытых – 90 – 100 %.

При формировании древесно – кустарниковых насаждений учитывают композиционные, биологические и экологические особенности растений. Необходимо учитывать темп роста растений, чтобы обеспечить декоративность посадок на протяжении длительного времени.

Группа-это насаждения, собранные в самостоятельную композицию, размещенную изолированно от массива. Группы бывают древесные, кустарниковые и смешанные.

Рекомендуется создавать группы из нечетного числа деревьев и избегать их точного шахматного размещения. Группа строится по принципу многоярусности. Дуб редко встречается в группах, он больше подходит для одиночного акцента. Кустарники хорошо декорируют нижнюю часть группы и стволы деревьев, делая ее плотной и стройной. Также они добавляются для для создания контрастных сочетаний по цвету листвы или цветков, для объединения деревьев в единую композицию, для создания групп длительного цветения.

Деревья в группе могут размещать симметрично по отношению друг к другу и несимметрично, в свободном порядке. Сажать нужно с учетом биологических особенностях каждого. Группы делятся на контрастные и нейтральные. Ядро группы создается из одного или нескольких деревьев, обычно более высоких, оно может быть чистым или смешанным по составу. При использовании нескольких видов нужно подобрать близкие по окраске листвы.

Ландшафтные группы, состоящие из деревьев, кустарников, многолетних и однолетних цветов формируются как на базе существующих насаждений, так и путем создания «с чистого листа». Первый способ позволяет достичь эффекта декоративной ценности намного раньше. Перед этим проектированием, как и в случае с проектированием групп, проводится такое же визуальное обследование участка. Кроме всех вышеизложенных факторов, здесь большую роль играет размещение кустарников. При этом старые, малоценные, больные экземпляры не берутся во внимание (их удаляют). Для создания ландшафтных групп необходимо наличие цветущих кустарников. Размещение их, как и остальных пород должно быть только пейзажным (никаких рядов!) или групповым. При отсутствии или недостатке этих кустарников, планируется посадка. Размещение цветов, камней, декоративной отсыпки из природных материалов зависит от ситуации, поэтому различно и неповторимо в каждом случае.

Однако существуют несколько правил:

· Обеспечение декоративности группы в течение всего года, особенно - с весны до осени.

· Цветение обязательно постепенное (точечное или куртинами – зависит от размещения растений) и с весны до осени. Достигается путем подбора разных видов цветов, деревьев и кустарников с различными сроками цветения.

· Не допускать ритмичности, регулярности и монотонности при размещении всех элементов композиции.

· Используются те же принципы цветового подбора: контраст; в одной гамме (белый сад, голубой сад, розовый сад).

Если представить последовательность цветения некоторых видов деревьев и кустарников, то получится примерно следующая картина. Рано весной зацветают: ива, клен остролистный, черемуха обыкновенная, спиреи; несколько позднее: яблоня, сирень, рябина, жимолость, боярышник, калина, барбарис, каштан конский; в начале лета – желтая акация, жасмин, шиповник; в середине лета: липа. Умелая компоновка позволит иметь непрерывное цветение. При создании групп высокие кустарники должны размещаться ближе к деревьям, а низкие красивоцветущие – по периферии групп, соблюдая ярусность. Нельзя низкорослые кустарники высаживать внутри нескольких высокорослых – недостаток освещения приведет к гибели. Как вариант, возможно создание ландшафтной группы, имеющий в составе деревья и однолетние цветы или кустарники и однолетние цветы. В таком случае цветение летников должно быть одновременным, а цветник - четким по форме и ярким, гармоничным по отношению к древесно-кустарниковым видам. Рисунок цветника либо определяется ситуацией, либо планируется заранее, вместе с деревьями и кустарниками. Немалая роль отводится и газону

Вам также будет интересно:

Листовая свекла мангольд Мангольд когда начинать кушать и какие части
Мангольд, или японская свёкла, вместе со свёклами столовой, сахарной и кормовой имеет...
Какие блюда можно приготовить из чечевицы просто и вкусно Простые блюда из красной чечевицы
Современные хозяйки незаслуженно обделяют своим вниманием рецепты блюд из чечевицы. Просто...
Очень вкусный борщ с капустой и томатной пастой Томатная паста для борща
Красный борщ - один из самых непревзойденных супов славянской кухни. Традиционный рецепт,...
Причастие в английском языке (The Participle) Независимый причастный оборот английский язык
В английском языке причастные обороты в функции обстоятельства бывают двух типов, а...
Образец заполнения штатного расписания
Данный документ является локально нормативным актом, который применяется для оформления...