Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Сонник шептать на ухо девушке

Cонник шлепки токование сонника, к чему снится шлепки токование сонника во сне видеть К чему снится потерять шлепок

Блока «Я никогда не понимал» и А

Афанасий Афанасьевич Фет

Что такое биотоп и биоценоз в биологии?

Астения: симптомы, лечение Астено тревожный синдром что

Химические растворы Что такое гомогенный раствор

Организация и вооружение мотострелкового отделения Состав мотострелкового отделения на бтр

Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)

Явление диффузии. Что такое диффузия? Диффузия физическое явление

Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам

Картины архипа куинджи с названиями

Порядок расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

Листовая свекла мангольд Мангольд когда начинать кушать и какие части

Какие блюда можно приготовить из чечевицы просто и вкусно Простые блюда из красной чечевицы

Присмотренная старость – милость Божия. Шамордино, женский монастырь Икона Казанская Божья Матерь

В любые эпохи монастыри размещались в тихих уединенных местах, подальше от городской суеты. Ничто не должно было отвлекать монахов от служения Богу. В этом плане обитель в деревне Шамордино, о которой пойдет речь в данной статье, не является исключением.

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь находится на лесистой возвышенности. Вокруг нее открываются сказочной красоты пейзажи. Это и есть знаменитый Шамординский монастырь.

Как доехать?

Добраться до обители возможно на автомашине, проехав 220 километров от Москвы до поворота на Калугу. Далее следует проехать до деревни Каменка на Шамордино. Найти монастырь не составит ни малейшего труда, поскольку купола Казанского собора видны издалека.

Добраться до монастыря можно, проехав по железной дороге от столицы до Калуги, а затем воспользоваться автобусом или такси. При этом около километра придется пройти пешком.

Правила поведения в монастыре

Приехав в обитель, следует соблюдать правила поведения. Они типичны для православного храма. Кроме того, одежда не должна быть вызывающей. Мужчинам рекомендуется надеть брюки и рубашку с длинным рукавом или костюм. Женщинам нужно быть в длинной юбке, одежде с длинными рукавами и платке. Голова обязательно должна быть покрыта.

Посетителям запрещается употреблять спиртные напитки, курить и слушать популярную музыку. Нельзя заходить в жилые корпуса, отвлекать монахинь разговорами и фотографировать их.

Начало существования обители

Шамординский монастырь был основан в 1884 году. Землю предоставила известная своим благочестием помещица Ключарева. Она взяла на попечение несколько сирот и вдов, а позже сама приняла постриг под именем Амвросия. Все свое имущество она пожертвовала церкви. Первая настоятельница Шамординского монастыря — София. При основании монастыря старцем Амвросием было установлено правило о приеме женщин независимо от возраста, сословия и без внесения денежного взноса.

В монастыре велась разнообразная хозяйственная деятельность. В обители функционировали гончарная, швейная, ткацкая мастерская. Кроме того, работала типография, печатались фотографии, а работы золотошвеек были известны по всей России.

Непростая жизнь монастыря

В дальнейшем обитель развивалась и насчитывала к началу революции 1917 года более семисот послушниц и монахинь. В монастыре находился приют для девочек-сирот, работали богадельня и больница, осуществлялась разнообразная хозяйственная деятельность (работали несколько мастерских, развивалось производство сельскохозяйственной продукции).

Через год после революции Шамординский монастырь был закрыт новой властью. При этом церковные ценности были реквизированы и вывезены, а кресты и колокола сняты с куполов. Однако монахиням было до 1923 года разрешено проживать на бывшей монастырской территории, организовав сельскохозяйственную артель. Затем большинство монахинь подверглось репрессиям и высылке в отдаленные края по подозрению в контрреволюционной деятельности.

После того как монастырскую территорию покинули последние монахини, здания использовались не по назначению. В Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум. В других помещениях было образовано общежитие и гараж. Часть построек была попросту разрушена. При этом был нанесен непоправимый ущерб церковным интерьерам. Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря в Калужской области находился госпиталь. По свидетельствам очевидцев тех событий, заживление ран у бойцов, находившихся здесь на лечении, происходило быстрее.

Возрождение монастыря


В 1990 году началось восстановление обители. В ней вновь поселились монахини. Поначалу их было всего десять. С этого времени началось восстановление монастырского комплекса. Козельская епархия приложила для этого немало усилий. К настоящему времени удалось восстановить многие сооружения. Продолжается строительство скита и новой церкви за кладбищем.

Восстановлены многие старинные монастырские промыслы. Монахини вновь занимаются вышиванием. При обители работает воскресная школа. Планы дальнейшего развития монастырского комплекса предполагают восстановление на территории построек, существовавших до революции. Предполагается существенное расширение благотворительной деятельности общины (создание приюта для девочек).

Монахини свято чтят заветы преподобного Амвросия Оптинского и схимонахини Софии. В монастыре проводятся богослужения. Многочисленные паломники приезжают сюда для того, чтобы приложиться к мощам Оптинских преподобных старцев и чудотворным образам и исцелится от различных телесных и духовных недугов. Иконы Шамординского монастыря поистине обладают огромным могуществом.

Святые лики обители

Одной из чудотворных икон, находящихся в монастыре, является написанный в 1890 г. образ Божией Матери "Спорительница хлебов". Основой для ее создания послужили видения преподобного Амвросия. Икона защищает от неурожаев и природных катаклизмов. Списки с этой иконы распространялись среди паломников, посещавших обитель, а также в среде местных землевладельцев. Вскоре по всей Калужской губернии, а потом и по России пошла слава о чудотворной силе данной иконы. В настоящее время в монастыре находится копия образа Божией Матери "Спорительница хлебов", поскольку подлинник был утерян при закрытии обители в годы советской власти. Не так давно оригинал иконы был найден в Литве, где она находится в настоящее время.

Еще одним чудотворным образом, находившимся в монастыре, был образ Казанской Божией Матери. Данная икона первоначально пребывала в Белевском монастыре, куда была принята в качестве заклада на сумму десять рублей от неизвестной женщины. Поскольку за иконой никто не явился, она осталась в обители. Вскоре выяснилось, что лампадное масло, взятое от нее, обладает целебными свойствами и может успешно лечить различные болезни. С этого времени масло для лампады перед иконой закупалось ровно на сумму десять рублей.

Позднее образ был передан в Шамординский женский монастырь, где и находился до передачи его в одну из деревенских церквей. Копия с иконы была вновь написана монахом Арсением, который являлся настоятелем скита на горе-Афон. В 1999 году образ был передан в Шамординский монастырь.

Казанский собор

Несмотря на то что здания, составляющие монастырский комплекс, возводились в разное время, они строились в едином стиле.

Казанский собор, построенный по проекту известного российского архитектора С. Шервуда, является главным храмом монастыря. Он поражает паломников своей красотой. Храм выполнен из красного камня в русском стиле. Его венчают пятнадцать куполов, покрытых золотом. Храм отличается узорными кирпичными наличниками над высокими арками, полуколоннами и другими декоративными элементами.

Внутри собор выглядит также очень впечатляюще. Особенностью его интерьера является отсутствие фресок на потолке, что придает ощущение легкости. В церкви находится много икон, вышитых бисером и золотом местными монахинями. Снаружи собора находятся усыпальницы настоятельниц и купца С. Перлова, на чьи средства были возведены большинство построек. Прежняя усыпальница, построенная по проекту Б. А. Савицкого, до наших дней не сохранилась.

К могиле первой настоятельницы, матушки Софии, почитаемой в качестве местной Святой, часто приходят паломники с просьбами об оказании помощи в исцелении от болезней. В настоящее время известно о некоторых случаях чудесного выздоровления людей.

Церковь Амвросия Оптинского

Еще одним замечательным архитектурным сооружением на территории монастыря является храм преподобного Амвросия Оптинского. Он представляет собой скромный домик-келью, в которой жил и умер старец.

Церковь Пресвятой Троицы является первым храмом, который был построен и освящен в 1884 году. Она первоначально располагалась на месте Казанского собора.

Храм «Утоли мои печали»

Церковь «Утоли мои печали» была построена на средства жены купца С. Перлова —Анны Яковлевны. Храм был пристроен к богадельне, в которой проживали около шестидесяти больных женщин. В настоящее время в здании бывшей богадельни находится трапезная, состоящая из кухни, обеденных залов для сестер и гостей.

За столовой находится построенная в 1906 году водонапорная башня. На территории также находится небольшая больница, состоящая из амбулатории, стоматологического и процедурного кабинетов. Имеется стационар, рассчитанный на десять мест. В больнице работают монахини, имеющие медицинское образование. На втором этаже здания лазарета находятся золотошвейная и швейная мастерские.

Административно монастырь расположен на территории Козельской епархии.
Еще одной из достопримечательностей обители является дом купца С. Перлова, который много времени проводил в монастыре. После его смерти в обитель приезжала его супруга и подолгу останавливалась в доме с детьми и внуками. Незадолго до смерти Анна Яковлевна приняла постриг. В настоящее время дом купца С. Перлова полностью отреставрирован.

Святые источники обители

Казанская Амвросиевская пустынь также широко известна благодаря священным родникам. До революции они бережно сохранялись монахинями. После закрытия монастыря многие ключи пришли в запустение и постепенно заболачивались. Часть из них вообще исчезла. После возрождения монастыря монахини расчистили оставшиеся источники и привели в порядок ближайшие из них. Сейчас наибольшей популярностью пользуются два родника, вода из которых имеет целебные свойства. Расскажем о них подробнее.

«Живоносный источник» находится неподалеку от монастыря. Чтобы дойти до него, достаточно пройти немного по дороге и повернуть налево, следуя информации указателя. Температура воды в колодце составляет +4 градуса по Цельсию. Воду можно использовать для питья.

Казанский источник находится неподалеку. Чтобы дойти до него, необходимо спуститься по лестнице и свернуть затем влево. Далее придется идти по узкой тропинке, что после дождя представляет определенные неудобства из-за раскисшей почвы. Желающим посетить родник необходимо надеть подходящую обувь. Нужно учесть, что у источника отсутствует оборудованная купальня. Паломники часто забирают воду из родника с собой, поскольку считается, что она помогает при глазных заболеваниях.

Внешняя проповедь

Шамординская обитель (Калужская область) представляет собой не просто уникальный образец дореволюционной церковной архитектуры, но и является действующим храмом, монахини которого осуществляют обширную и разнообразную хозяйственную и благотворительную деятельность. Восстановление обители в тяжелых условиях конца XX века оказалось возможным благодаря подвижничеству и самоотверженному труду местных монахинь и иерархов Русской православной церкви. Обитель постоянно развивается и расширяет свою деятельность. Ярким свидетельством известности и авторитета, которым пользуется монастырь среди верующих по всей России, является нескончаемый поток паломников, посещающих это уникальное место. Деревня Шамордино никогда не пустует.

Шамординский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Не заметить монастырь нельзя - его главный храм расположен поблизости от деревни Шамордино, на вершине поросшей лесом горы. Высокий 15-главый собор, декорированный в русском стиле, издали кажется не то ожившей картиной Васнецова, не то шлемом витязя из древней былины. Уже у подножия вы почувствуете, что оказались в особенном месте. Доверьтесь своим чувствам - это действительно так.

Другая Россия

Коптящие трубы заводов и мануфактур, рев фабричных гудков - вот образ России конца 19 века. Но совсем рядом с промышленной Москвой, в тихой Калужской губернии незаметно происходит то, что в православии называют «духовным деланием». По благословению оптинского старца Амвросия в 1884 г. основывают новый монастырь - Казанскую женскую пустынь. За считанные годы обитель быстро разрастается, принимая даже самых бедных и обездоленных женщин - тех, кому дорога в другие обители была закрыта. Благодаря щедрым пожертвованиям московского чаеторговца С. В. Перлова возводятся многочисленные мастерские, монастырская трапезная, больница и главное украшение пустыни - Казанский собор. Перед первой мировой войной пустынь стала домом для почти тысячи монахинь и принимала паломников со всей России.

От монастыря к трудовой коммуне

Революция и гражданская война не пощадили обитель. Чтобы спасти монастырь от разорения и конфискации церковных ценностей, сохранить кров и пищу монахиням, в 1918 г. настоятельница игуменья Валентина (Розанцева) приняла непростое решение - просить новые власти о переименовании монастыря в трудовую коммуну. Нелегкий выбор... но он продлил жизнь обители на 5 лет. Лишь в 1923 г. монастырь расформировали окончательно: имущество было конфисковано, собор лишен крестов и обезглавлен, а окрестные земли передали соседнему колхозу. Изгнанных монахинь ожидали аресты, тюрьмы, ссылки и очень многих - мученическая смерть. Игуменья Валентина не увидела гибели монастыря и поругания святынь - она умерла в 1919 г.

Во время Великой Отечественной войны на территории пустыни располагался военный госпиталь. Сложно в это поверить, но хирурги в ходе многочисленных операций не потеряли ни одного раненого! Считать это чудом или нет, пусть каждый решает сам.

Возрождение

После 70 лет гонений Русская православная церковь начинает постепенно возвращать потерянное. 15 мая 1990 г. в ведение Московского патриархата передают и Шамординскую обитель. В том же году возобновляется монашеская жизнь и начинается реставрация построек. Самой трудной задачей было восстановление Казанского собора - в алтаре стоял проржавевший комбайн, стены закрывала огромная карта СССР, а пол было сложно разглядеть из-за груд мусора и битого кирпича. Лишь к 2005 г. собор удалось возродить в былом великолепии.

Реставрация обители во многом осуществлялась силами самих монахинь. Когда будете разглядывать великолепное убранство Казанского собора, вспомните о том, что иконы, витражи и вышитые бисером оклады - все это сделано в мастерских обители женскими руками.

Монастырь сегодня

Казанская Амвросиевская женская пустынь в наши дни имеет статус ставропигиальной. Это означает, что обитель подчиняется не епархиальному начальству, а непосредственно патриарху - таких монастырей за пределами московской области всего 5, и пустынь достойна высокого звания: помимо главного собора, в обители есть храмы в честь преподобного Амвросия Оптинского, храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и Троицкий храм. Нельзя забыть и купальню у «Живоносного источника», к которому ведет лестница из 200 с лишним ступенек, богадельню постройки 1902 г., больницу, старую водонапорную башню, больше похожую на средневековый донжон, а также трапезную, в которой гости могут отведать блюда настоящей монастырской кухни. Добавьте красоту среднерусской природы, великолепный вид на реку Серену со специально оборудованной смотровой площадки, тишину, спокойствие, кристально чистый воздух... и вы поймете - даже самому закоренелому атеисту стоит здесь побывать.

Практическая информация

Территория монастыря открыта для посещения круглый год ежедневно с 8:00 до 20:00. Визит бесплатный.

Точный адрес: Калужская область, Козельский район, Шамордино. Если вы на машине, то до деревни по навигатору, а дальше на глаз - курс на купола Казанского собора (расстояние от Москвы порядка 280 км).

Как добраться общественным транспортом: от метро «Теплый стан» автобусами на Козельск, Хвастовичи или Сосенский. Выйти нужно в поселке Каменки, не доезжая до Козельска. Далее либо местным транспортом, либо (для сильных телом и духом) около 10 км пешком по указателям на Шамордино.

В Калужской области. Это старинный женский монастырь, с красивой архитектурой и интересной историей. Находится в очень живописном месте, рядом со знаменитым мужским монастырем — в деревне Шамордино.

Шамординский женский монастырь полное название имеет следующее: Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь. Сначала в деревне Шамордино в 1884 году была образована женская община, после постройки и освящения храма была создана обитель. Днем ее основания считается 1 октября 1884 года.

Первой настоятельницей монастыря была Софья — духовная дочь старца Амвросия. Отец Амвросий является основателем Шамординского монастыря, принимал деятельное участие в его формировании и развитии. Без него не решался ни один вопрос в монастыре.

Шамординский монастырь знаменит тем, что сюда принимались женщины любого состояния, возраста и здоровья. Обычно же в монастырь принимались здоровые, не очень старые женщины с денежным или имущественным вкладом. Поэтому на момент революции 1917 года в монастыре было уже 800 сестер.

Во время советской власти в 1923 году монастырь был закрыт, руководство монастыря отправлено в тюрьмы и лагеря, часть расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря размещался госпиталь. После войны в Казанском соборе открыли сельскохозяйственный техникум.

В марте 1990 года монастырь вновь заработал. Сначала в монастыре было всего 10 сестер. На территории монастыря жили семьи, которые не имели к нему какого-либо отношения, им пришлось переехать.

Исторические личности в Шамордино

Лев Толстой

Шамординский монастырь связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. Он сам подобрал место для ее кельи в Шамординском монастыре и нарисовал ее план.

Граф часто приезжал к сестре в Шамордино. После того, как Толстой навсегда ушел из дома, он последний раз приехал к сестре повидаться, через несколько дней он умер в дороге, на железнодорожной станции Астапово в Липецкой области.

Толстой не одобрял духовный путь сестры, сам он был отлучен от церкви в 1901 году. После его смерти монахине Марии не разрешили молиться за него. Только незадолго до ее смерти было дано благословение молиться за брата.

Булат Окуджава

После окончания литературного факультета Тбилисского института Булат Окуджава по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы.

Окуджава жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором. Два годы работы здесь стали для Окуджавы испытанием: отсутствие дорог, электричества, водопровода, а также трудные отношения с директором школы. Был переведен в школу села Высокиничи, а потом в город Калугу.

Природа

Женский монастырь в Шамордино расположен в очень красивом месте: на холме, на высоком берегу реки Серёны. Виды здесь просто замечательные.

Также есть три источника, купель, разделенная на мужскую и женскую половину. Для того, чтобы подойти к родникам надо спуститься по длинной лестнице из 300 ступеней. На лестнице есть обзорная смотровая площадка.

Архитектура

Главным зданием Шамординского монастыря является Казанский собор, построенный в 1901 году на деньги московского купца-чаеторговца Сергея Васильевича Перлова. Был освящен в 1902 году калужским архиепоспом Вениамином.

Собор построили на месте деревянной домовой церкви, он способен вместить 5 тыс. человек. Архитектором этого величественного здания является Сергей Владимирович Шервуд — сын знаменитого живописца, архитектора и скульптура Владимира Иосифовича Шервуда. Именно по проекту Владимира Шервуда был построен Государственный исторический музей.

Государственный исторический музей на Красной площади

Казанский собор

15-главый Казанский собор построен из красного кирпича, выполнен в русском стиле. Поэтому имеет присущие данному стилю декоративные узоры, резные наличники, арочные окна, высокое, украшенное резьбой крыльцо и т.д.

Женский монастырь Шамордино видео

Казанская Амвросиевская пустынь в Шамордино

Если физические недуги настолько сильны, что человек не в состоянии обслуживать себя самостоятельно, но он может молиться, бывать на службах в храме, исповедоваться и причащаться, – разве это не милость Божия? Это неизреченная милость, проявление Его неизбывной любви – так считают старенькие монахини и инокини, которые получают попечение и уход в богадельне, давно ставшей для них родной, Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордине.

Признаться, мне прежде не доводилось видеть так много инвалидных колясок и трехколесных ходунков, как возле монастырского храма в честь преподобного Амвросия Оптинского. Принадлежат они призреваемым богадельни, в которой, к слову сказать, есть домовый храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». С возобновлением монашеской жизни в монастыре этот храм стал первым в числе восстановленных, и службы в нем совершаются постоянно. Монастырские священнослужители – иеромонах Антоний (Плясов) или духовник обители архимандрит Поликарп (Ничипорук) – совершают богослужения, за которыми немощные сестры исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Но многие из тех, кто имеет хоть какие-то физические силы, с помощью хожалок или самостоятельно (на ходунках, отдаленно напоминающих трехколесный детский велосипед) добираются до храма в честь преподобного Амвросия Оптинского, где богослужения совершаются каждый день. Любят престарелые немощные сестры бывать на службах и в своей домовой церкви, и в церкви в честь основателя обители батюшки Амвросия, и на праздничных службах в 15-главом Казанском соборе, реставрация которого идет полным ходом. Правда, туда, к Казанскому, путь будет подлиннее, но с помощью сестер, несущих послушание в богадельне, в теплые летние дни несколько сот метров преодолеваются сравнительно легко.

Еще престарелые насельницы любят трудиться физически. Это у них, что называется, в крови. С детства к труду приучены. Конечно, сейчас они делают то, что им по силам. А по силам ¬ им в нынешнем их состоянии зелень нарезать, почистить картошку, морковь, свеклу для большой трапезной, где кормят насельниц обители, трудников и гостей. Сидят на скамеечке или на стульчиках и старательно чистят, режут.

– Вообще-то наших опекаемых можно назвать долгожителями, – говорит монахиня Феогноста (Шанина), несущая послушание старшей по богадельне. – Уходят домой, к Господу, в Небесное Отечество, перешагнув девятый десяток. Мать Тихона (Угрюмова) скончалась в прошлом году в возрасте 98 лет, сохранив до последнего вздоха светлый разум. Она, маленькая, шустрая, отличалась редким трудолюбием. Наверное, в обители нет такой сестры, которой бы она не сшила рубашку или апостольник, не связала бы носки. Без дела не сидела. Когда была в силе, несла послушание в швейной мастерской, шила священническое облачение. Любила мать Тихона, прожившая долгую непростую жизнь, вести беседы с другими и никогда не теряла нить разговора – даже в свои 97-98 лет. А как она радовалась поздравлениям Президента России, приходившим ей и другим нашим заслуженным насельницам каждый год 9 Мая! Еще до недавнего времени много таких телеграмм было, так как много наших стареньких насельниц в годы войны помогали фронту, делали все для Победы. (Одна из них – схимонахиня Гавриила – три года провела в партизанском отряде в белорусских лесах). Сейчас же их почти не осталось...

Сама мать Феогноста подвизается в монастыре 14 лет. Придя сюда, сразу же получила послушание в богадельню. Она – человек с медицинским образованием – оказалась здесь очень востребованной. Даже во время нашей беседы монахиня отлучалась на несколько минут, чтобы сделать укол старенькой сестре, страдающей диабетом. Но одного лишь профессионального медицинского ухода, искренней заботы об уюте, питании опекаемых, теплого к ним отношения недостаточно. Это прекрасно понимают все, начиная со старшей по богадельне и заканчивая келейницами, хожалками. Каково состояние души человека, приблизившегося к вечности, – вот что важно не упускать и в случае необходимости обращаться за помощью к пастырям. Бывает, Господь попускает: немощная сестра в силу своей тяжелой болезни становится капризной, порою не зная, что ей самой нужно. Требует то одно, то другое. Она понимает, что доставляет этим боль ближним, и сама оттого немало страдает. Ее поведение в такие минуты от нее не зависит. А у некоторых происходит помрачение разума, и несущим круглосуточные дежурства хожалкам, конечно, достается.

– Я читала в архивах, что старец Амвросий отделял таких насельниц от других, – продолжила мать Феогноста. – Было две группы. У нас же такой возможности нет. Сейчас на попечении в богадельне 26 стареньких немощных насельниц, и если кого-то эта беда – помрачение разума – настигает, выход один: любовь и долготерпение. Любовь и смирение. Молитва за болящую. Сколько раз было: помраченное сознание сестры, которой Господь послал на закате земной жизни столь тяжкое испытание, просветлялось, и она начинала усердно молиться, причащаться Святых Христовых Таин!

Господь творит чудеса на наших глазах – нужно только их видеть и понимать. Для монахини Феогносты чудом стал ее приход в монастырь. Росла она в семье религиозной, где любили читать Жития Святых. И однажды, когда читали житие святой равноапостольной Марии Магдалины, следовавшей за Спасителем вместе с другими женами-мироносицами и проявлявшей о Христе трогательную заботу, десятилетняя девочка воскликнула: «Хочу быть такой, как она!» Неожиданно для себя добавила: «Хочу быть монахиней!» Казалось, это был минутный порыв души, потому что больше девочка-школьница, затем девушка-студентка, а после – фельдшер-акушерка эти слова не вспоминала. До той поры, пока Господь не призвал ее к Себе на служение. До этого она успела проделать немалый географический путь по земле (родная Украина – Винницкая область и учеба в Днепропетровске; Казахстан, работа в поликлинике Совета Министров республики), но еще больший и куда более значимый путь – духовный. Там, в Алма-Ате, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, она подошла к праздничной иконе в центре храма с мыслью: как быть? куда идти? И услышала ясно, отчетливо ответ: монастырь.

– Враг сильно смущает, когда ты собираешься принять наиважнейшее для тебя решение, – говорит мать Феогноста. – Появляется нерешительность, тебя одолевает страх. Но явно услышанное возле святыни слово «монастырь» помогло этот страх побороть. Я сразу же направилась к своему духовнику, рассказала ему обо всем, и он ответил: «Ну что ж, готовьтесь!» Позвал еще сестру (сейчас она – монахиня Серафима), и мы стали готовиться. То, что я попаду в Россию, в голове и мысли не возникало. Но попала. Приехав сюда, вдруг вспомнила случай, когда еще в десятилетнем возрасте я выразила желание стать монахиней. И поняла в тот момент, что Господь исполняет все твои благие помыслы, в каких бы дальних уголках души они не таились. Вот если бы и мы все исполняли Его волю, как Он – нашу!

Мою собеседницу при иноческом постриге в Шамординской обители нарекли Феогностой – в честь преподобномученика Феогноста, который принял в Глинской пустыни монашеский сан и, познакомившись там с другим подвижником веры отцом Серафимом, отправился с ним в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь, расположенный возле далекого озера Иссык-Куль. Туда их пригласил с целью распространения Православия и духовного просвещения местных жителей, азиатских кочевников, святитель Туркестанской кафедры епископ Александр (Кульчицкий), имевший желание, как написано в житиях преподобномучеников Алма-Атинских, «зажечь на берегах Иссык-Кульского озера миссионерскую путеводную звезду». В суровое время гонений кельи двух миссионеров-подвижников стали центром общины, в которую вошли прихожане городских храмов, монахи из закрытых монастырей, священники. А погибли они в 1921 году от пуль красноармейцев-грабителей, ворвавшихся в скит в Аксайском ущелье, где в последние годы своей жизни совершали они молитвенные подвиги. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году иеромонах Серафим и иеромонах Феогност были причислены к лику святых Новомучеников и исповедников Российских.

В монашеском постриге инокиню Феогносту нарекли в честь святителя Феогноста, митрополита Киевского, поборника объединения Руси. Уроженец Константинополя, грек по национальности, один из самых образованнейших людей своего времени, он был поставлен на митрополию Киевскую и всея Руси Константинопольским Патриархом в 1328 году. Местом своего пребывания избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», то есть своего предшественника святителя Петра, митрополита Московского, пророчески предсказавшего освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Святитель Феогност был небесным покровителем новомученика Феогноста...

– Свои мирские имена мы давно забыли, – улыбнулась мать Феогноста. – Получив новое имя, каждая из нас органично, естественно срослась с ним, чувствуя молитвенную помощь той святой или святого, в честь которого (которой) ее назвали. И если между собой призреваемых в богадельне мы тепло называем бабушками, то в разговоре с ними обращаемся только по имени: мать Григория, мать Эмилия, мать Анатолия... Вон видите, мать Анатолия ступает по дорожке осторожными шажками. Правая рука у нее парализована, совсем не поднимается, но больная старается по возможности многое делать сама. И летом самостоятельно, потихонечку идет на службы в храм преподобного Амвросия Оптинского или в Казанский собор. Движение для нее жизнь физическая, молитва и Причастие – жизнь духовная.

Сейчас лежачих сестер, прикованных тяжелой болезнью к постели, в богадельне нет. По словам монахини Феогносты, Великий пост «подобрал». Остальные, кто лучше, кто хуже, но двигаются. Один из излюбленных ими летних маршрутов, помимо храма, – к красивой беседке, расположенной неподалеку от богадельни. Или к лавочкам, где можно удобно устроиться и наслаждаться красотой природы, которая радует глаз и возвышает душу. Некоторые даже землянику собирают, ее в сезон на территории обители бывает много. Долгожитель-монахиня Тихона (Угрюмова), о которой все вспоминали как о человеке со светлой памятью и светлым разумом, тоже любовалась родной природой, да только долгим ее созерцанием не могла заниматься. Руки постоянно тянулись к куску материи: мать Тихона начинала по привычке кроить, однако сил сшить фартук или апостольник у нее в последние годы не хватало. И тогда она просила келейницу: «Валентинушка, ты уж доделай!» У келейницы было такое чувство, что где-то последние шесть месяцев до свой кончины мать Тихона уже жила в ином мире. Готовилась к переходу в вечность. Она словно наяву видела свою маму. Видела зримо и других дорогих сердцу людей, давно почивших. Чистая душой, монахиня Тихона напоминала искреннего ребенка.

Похоронили ее на монастырском кладбище возле восстанавливающейся Троицкой церкви. Ее келейница – прежде послушница Валентина Ульяницкая, теперь монахиня Митродора – ухаживает за могилкой с той любовью, с какой она ухаживала за своей подопечной. А основным ее послушанием стал ремонт одежды в богадельне, что она делает добросовестно, с усердием.

Приход матери Митродоры в монастырь – еще одно чудо, которое тоже можно занести в современную летопись Шамординской обители. Рассказывала она об этом со слезами на глазах. Вспомнила свое первое паломничество сюда и то странное, в тот момент необъяснимое обстоятельство: когда нужно было домой уезжать и уже за ограду обители с паломницей-землячкой вышла, ноги словно приросли к земле. Не хотели идти дальше. У нее появилось ощущение, что какая-то сила тянет ее назад. И дома, в Ростовской области, Валентина только о монастыре и думала, только его и вспоминала, переделывая разные дела по хозяйству. Душа находилась в смятении. Уйти в монастырь в 70 лет? Ее взрослые и давно самостоятельные дети, имеющие своих детей и внуков, тоже недоумевали, не понимали мать. А у Валентины, простой женщины, много лет работавшей бухгалтером, и после, на пенсии, с утра до ночи занимавшейся домашним хозяйством, вдруг такое духовное прозрение произошло, что она по-настоящему испугалась. Испугалась своих грехов, совершенных за жизнь. Еще больше испугалась того, что детей растила без Бога в душе, за что ей, матери, придется отвечать на Страшном Суде. Однако переборов этот испуг, она почувствовала огромное желание всю оставшуюся жизнь посвятить искреннему покаянию.

Не сразу взяли ее в обитель, но когда приснопамятная игумения Никона (Перетягина) благословила остаться и дала послушание ухаживать за одной из самых старых и почитаемых монахинь – матерью Тихоной, Валентина целый день проплакала от радости, в душе восклицая: «Слава Богу за все!»

– Какую я в тот момент почувствовала благодать, словами описать невозможно, – улыбается 74-летняя мать Митродора, физически все еще крепкая и духовно окрепшая в монастыре. – Было чувство, что сейчас поднимусь на небеса! Никогда в жизни не думала, что человек может испытывать такое состояние.

Жизнь обитательниц богадельни протекает спокойно, размеренно. Утром – Божественная литургия в храме преподобного Амвросия Оптинского или в домовом храме «Утоли моя печали». Затем трапеза в богадельне, во время которой, как и положено в монастырях, читается житие кого-то из святых. После трапезы отдых, после отдыха – посильный труд, о чем уже говорилось (чистка овощей, резка зелени для стола). Снова отдых и вычитывание молитвенного правила. В теплую пору года – прогулки на свежем воздухе, пешком или на инвалидной коляске. Кого нужно помыть, переодеть, хожалка все сделает. Кому нужна медицинская помощь, – пожалуйста, своя монастырская больница имеется, как и в дореволюционной обители, со стационаром и амбулаторией.

Молитва в храме и в келье, Исповедь и Причастие, труд по возможности и в удовольствие, отдых на природе, хороший уход – все есть у призреваемых. Я спросила у матери Феогносты, есть ли еще что-то такое, что им нужно, чего душа просит. Она ответила:

– Им по старости хочется, чтобы кто-то из близких приезжал, навещал их. Хотя к миру монашествующие не привязаны, но с миром мы, хотим ли того или нет, все же связаны. И дети, у кого они есть, и внуки посещают монахинь. У нас это не запрещено. Ведь так хочется, чтобы сердца твоих родных по крови людей тоже открылись Спасителю и почувствовали благодать Божию! Хочется, чтобы близкие твои крепко держались православной веры...

Нина СТАВИЦКАЯ
Фотограф: Владимир ХОДАКОВ

Казанский Свято-Амвросиевский ставропигиальный женский монастырь или женский монастырь Шамордино , как его часто называют паломники, является одним из самых любимых верующими святых мест России. Шамординский монастырь располагается между старинным русским городом Козельском и Калугой, неподалеку от еще одной святыни - . Он стоит на горе, густо поросшей лесом, у подножия которой извивается речка Серена.

Казанская Амвросиевская женская пустынь Шамордино была построена в 1884 году благодаря настоянию оптинского старца Амвросия, принимавшего деятельное участие в создании множества монастырских общин, куда принимались преимущественно бедные женщины. Денежные средства на возведение Шамординской пустыни были выделены состоятельным купцом из Москвы - Сергеем Васильевичем Перловым. Они, вместе с супругой Анной Яковлевной, принимали деятельное участие в строительстве и в дальнейшей жизни обители, так как были духовными чадами почтенного старца. Обитель, получила первоначальное название – «Шамординская Казанская Горская женская община», - она стала последним и самым любимым детищем отца Амвросия. Место для возведения монастыря было предоставлено духовной дочерью старца Амвросия - монахиней Амвросией, которая написала об этом в своем завещании, потому что и при своей жизни видела цель в том, чтобы опекать одиноких вдов и девушек-сирот, которые хотели посвятить себя Господу. Вот почему после смерти она пожелала устроить в своем имении в деревеньке Шамордино Калужской области женскую общину и богадельню.

Обитель посвятили Казанской иконе Божией Матери, этот почитаемый чудотворный образ был привезен сюда монахиней Амвросией, и когда ее впервые увидел старец Амвросий, он вознес молитву и сказал, чтобы хранили эту иконы, как зеницу ока, потому что она чудотворная. Величественный Казанский собор, трапезную, корпус для сестер-монахинь, больницу, прочие вспомогательные постройки возвели из красного кирпича в едином стиле. Главный храм строили по благословению преподобного старца Амвросия, а его проект создал талантливый архитектор С. В. Шервуд. Этот прекрасный пятнадцатиглавый собор в изысканном «русском стиле» стал главным архитектурным украшением женской обители Шамордино. Здание украсили изящными кокошниками, красивыми полуколоннами, щипцами и подзорами, а арочные окна декорировали узорами наличников. Северный и южный фасады собора украсили крыльца, которые покрывали шатры с крестами. К 1902 году храм Шамордино был освящен.

Преподобный Амвросий без устали собирал в святую обитель всех сирых, вдовых, обездоленных женщин и девиц. Были в монастыре и послушницы из дворянских и купеческих русских родов, решившие посвятить свою жизнь богу. Неустанной помощницей для старца Амвросия стала схимонахиня София, которая в миру имела фамилию Астафьева-Болотова. Монахиня София - стала первой настоятельницей Шамординского монастыря. До того, как прийти к богу, она вела жизнь обычной женщины: вышла замуж, родила дочку, но вскоре овдовела и тогда приехала в Оптину пустынь к старцу Амвросию за советом, как ей жить дальше. Прозорливец посоветовал ей выйти замуж снова за некоего помещика из Козельска и предупредил, что это станет проверкой ее характера, для того чтобы пройти это испытание понадобится либо твердость, либо ангельское смирение. Через некоторое время София стала деятельной помощницей Амвросия и перешла в монастырь Шамордино насовсем. Благодаря матушке Софье, на территории обители появились богадельня, приют для детей, живописная и золотошвейная мастерские. Умерла она очень молодой, в тридцать три года, тогда отец Амвросий сказал, что эта женщина святая. Забегая вперед стоит сказать, что позже это начало подтверждаться чудесами исцеления, после молитв страждущих людей на ее могиле. Могила находится на территории Шамординской обители: за алтарной стеной Казанского собора, с улицы. К скромному кресту крепится фотография матушки Софии – это очень красивая женщины с аристократическими чертами лица и печальным взглядом. Именно к ней приходят многочисленные паломники, чтобы попросить ее о заступничестве перед Господом, исцелении душевных и телесных хворей. И, что самое интересное, на этой могилке часто случаются чудеса в виде скорой небесной помощи и быстрого исцеления. Вот почему тут можно увидеть табличку с просьбой к паломникам сообщать о подобных случаях. С 1987 года матушку Софию отнесли местночтимым тульским святым.

Уже в 1918 году в женском монастыре в Шамордино насчитывалось восемь сотен сестер, работала богадельня, больница, детский сиротский приют, было несколько монашеских скитов. Но пришли грозные и лихие годы, когда управлять русским государством стала Советская власть, в 1923 году монастырь осквернили, обезглавили и закрыли, некоторых монахинь расстреляли, других сослали в лагеря.

Возрождение монашеской жизни случилось в Шамордино только в 1990 году. Началось долгое и тяжелое восстановление порушенной святыни тяжкими трудами насельниц, паломников и благодаря финансовой помощи благотворителей. Храм освятили в 1996 году, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. С той поры в Храме в честь преподобного Амвросия Оптинского каждый день проходят богослужения.

Сегодня Шамординский женский монастырь – одно из самых посещаемых святых мест Калужской области, и тут действительно есть ради чего приехать. Территория обители большая и очень красивая, летом она вся благоухает и радует глаз гостей многочисленными яркими цветами в клумбах. На территории, для удобства паломников, имеется схема со всеми постройками обители. Стоит предупредить, что на внешней территории обители можно делать фотографии, а вот внутри помещений, к сожалению, запрещено. Давайте расскажем какие сооружения имеются в Шамординской обители.

Казанский собор , о котором мы уже начинали рассказывать выше, - это очень красивое и примечательное сооружение в русском стиле. Сооружение заслуживает внимания не только снаружи, но и изнутри, благодаря важным святыням тут расположенным. В Казанском соборе хранятся две чудесные иконы: икона Казанской Божией матери и икона Божией Матери Спорительницы Хлебов.

Что касается иконы Казанской Божьей матери, то она попала сюда давно. К матушке Амвросии в Белевский монастырь пришла женщина с этой иконой, чтобы отдать ее в залог под десять рублей, которые были нужны ей для пропитания. Матушка дала страждущей деньги, но прошло время, а забирать икону так никто и не приходил. А между тем, икона Казанской Божьей матери оказалась чудотворной, потому что масло, которое наливали в лампадку и зажигали перед образом, было способно исцелять людей. Прошло время и икона переехала вместе с Амвросией в женский монастырь Шамордино. И там она не переставала поражать паломников и сестер обители своими чудесами. Многие из них видели лучи света, отбрасываемые от лика Богородицы на иконе, причем, этот свет не могли выдержать, не отведя глаз, люди с нечистой совестью. К огромному сожалению, в шестидесятые годы двадцатого века икону передали в другой храм, расположенный поблизости, откуда чудотворный образ украли. Сегодня в Казанском соборе хранится список с того образа, который создал афонский настоятель скита - монах Арсений.

Икона «Спорительница хлебов», находящаяся в монастыре Шамордино, - еще одна святыня. На ней Божья Мать изображена сидящей на облаке, раскинув руки, а под ней золотистое поле, на котором лежат скошенные снопы ржи. Это очень необычная икона, которую писали по просьбе старца Амвросия, после посетившего его во время сна видения. В монастыре также находится список с иконы, потому что оригинал теперь в Литве, куда его перевезли в 1917 году.

Снаружи за стеной, где располагается алтарь Казанского собора, расположились захоронения бывших настоятельниц Шамординской обители. Последней могилкой стало надгробие схиигумении Валентины, похороненной в 1919 году, а потом обитель закрыли. В усыпальнице монастыря был похоронен в 1910 году главный благотворитель возведения обители - Сергей Васильевич Перлов, правда, как только большевики закрыли монастырь, усыпальницу сразу разрушили, теперь от нее остался только фундамент.

Расположена в двухэтажном здании за Казанским собором. В помещении могут разместиться пятьсот человек. Тут высокий потолок и огромные окна. Трапезную возвели в 1893 году вместо особняка бывших владельцев Шамордино – помещиков Калыгиных. Это сооружение стало самым первым каменным строением обители. Его проект составлял архитектор Р.И. Клейн. За трапезной стоит водонапорная башня.

– был возведен в конце двадцатого века на месте, где раньше стоял домик-келья старца, в котором он жил, когда приезжал в обитель Шамордино. Сюда за утешением и советом к отцу Амвросию приходили все страждущие, больные, несчастные, а он старался вдохнуть в них веру, вытащить из пропасти отчаяния, учил смирению перед промыслом Божьим. Здесь же отец Амвросий и умер в октябре 1891 года. А после смерти над домиком выстроили футляр из кирпича. Когда монастырь закрылся в 1923 году, дом-келью переместили на территорию деревни Шамордино, а каменный короб стал гаражом. Лишь после того как обитель начала возрождаться, тут возвели храм, который освятили в 1996 году.

– особняк, в котором проживали во время своего приезда в монастырь супруги Перловы. Они были благотворителями этой святой обители, практически все, что на ее территории построено, было сделано на их деньги, в том числе мастерские по иконописи, чеканке, по золотому шитью, переплету книг, изготовлению ковров, швейная, типографская, фотомастерская, мастерская золочения металла и дерева.

Был самым первым храмом обители Шамордино. Его освящение прошло в день открытия четырнадцатого октября 1884 года. Правда, вплоть до 1890 года, храм стоял там, где теперь расположен Казанский собор, затем старец Амвросий благословил его перемещение на территорию кладбища. В 1891 году тут прошло отпевание преподобного. Когда монастырь закрылся, храм разрушили. Лишь в 2005 году начали вести восстановительные работы. За этим храмом начинается кладбище обители. Если вы спуститесь от этого храма вниз по лестнице, ведущей к реке, то попадете к святому чудотворному источнику, где организована купальня.

Источник освящен в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Помимо, этого источника, тут имеется еще пара: источник в честь Казанской иконы Божией Матери, источник в честь преподобного Амвросия Оптинского. К источникам постоянно выстраивается очередь из паломников, которые рассказывают о чудесах исцеления от этой освященной воды, даруемого Господом по вере просящих.

– место, где живут больные и старые насельницы. Тут находится храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», а также стоит сестринский корпус, представляющий из себя здание из двух этажей, на первом расположилась больница монастыря, где могут лечиться монахини, местные жители, паломники.

Место, где паломники и верующие посетители заказывают требы и при необходимости приобретают предметы церковной утвари – свечи, икона, крестики, цепочки, венчальные кольца, духовные книги. Здесь же паломники подают записки на молебны.

Требы в женском монастыре Шамордино:
- записка молебен о здравии или панихида об упокоении может включать до двенадцати имен;
- сорокоуст может быть о здравии или упокоении, простой - на сорок дней, во время которого идет литургия;
- неусыпаемая псалтирь о здравии или об упокоении;
- акафист – сорокодневное моление о здравии. Акафисты проводят перед иконами Богородицы: «Казанской», «Утоли моя печали», «Спорительницей хлебов», «Неупиваемой чашей», а также перед иконой преподобного Амвросия Оптинского.

Помимо простого Сорокоуста, в монастыре можно заказать Сорокоуст с сорока литургиями, что редкость для монастырей. Данную службу с литургиями верующие имеют возможность заказать по почте. Вы можете написать свою просьбу и имена за кого нужно молиться и сделать добровольное пожертвование в виде перевода, сколько вам не жалко. Для информации: в монастыре Шамордино заказать одно имя стоит триста рублей.

Адрес монастыря Шамордино: 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь.

В настоящее время настоятельница Шамординского монастыря Калужской области - игумения Никона, которая является матушкой для ста тридцати сестер. Сестры несут различные послушания, они и сами кормятся от своего труда, и угощают паломников, прибывающих в обитель. Очень часто в обители питаются дети из малоимущих и многодетных семей, дети-инвалиды. При монастыре Шамордино работает воскресная школа, в нее ходят двадцать деревенских ребятишек.

Благодаря трудам насельниц и помощи благотворителей русская святыня Калужской области - Шамординская обитель с каждым годом становиться все прекраснее. В планах настоятельницы создать здесь сиротский приют для девочек, реставрировать порушенную усыпальницу, которая ранее стояла над могилами бывших настоятельниц, возвести колокольню, часовни над всеми святыми источниками. Вот почему насельницы обители с благодарностью принимает помощь во всех видах от желающих для восстановления обители.

В мае 2010 года, Шамординскую обитель в честь ее двадцатилетия после восстановления, посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в честь этого было проведено богослужение в Казанском соборе.

Вам также будет интересно:

Очень вкусный борщ с капустой и томатной пастой Томатная паста для борща
Красный борщ - один из самых непревзойденных супов славянской кухни. Традиционный рецепт,...
Причастие в английском языке (The Participle) Независимый причастный оборот английский язык
В английском языке причастные обороты в функции обстоятельства бывают двух типов, а...
Образец заполнения штатного расписания
Данный документ является локально нормативным актом, который применяется для оформления...
Перевод внешнего совместителя на основное место работы
Е.Ю. Забрамная, юрист, к. ю. н. А.К. Ковязин, юрист Как «сделать» из совместителя...
Габдулла Тукай: краткая биография
Габдулла Тукай - основоположник новой национальной поэзии, высоко поднявший знамя...