Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Рыбный суп из консервов (пошаговый рецепт с фото)

Какие льготы имеют студенты при покупке жд билетов

Опись имущества судебными приставами, не принадлежащего должнику: возможно ли это

Сколько процентов составляет ндфл в россии?

Орех пинии (итальянская сосна)

Как сделать картошку шоколадную из какао

Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) Последствия для работника

Время отдыха предусмотренное законодательством для работающих за компьютером

Помело: что содержится, чем полезен, как чистить и употреблять Памела калорийность на 100 грамм

Кетонал от чего помогает, инструкция по применению таблетки, уколы, свечи Можно ли совмещать прием на коми кетонал

Анабол — как принимать, курс, отзывы Побочные эффекты от применения анаболика

"Иов-Малыш": инструкция, показания, отзывы Медикамент «Иов-Малыш»: инструкция по применению, дозировка

Франческо Петрарка (1304–1374)

Презентация на тему "богатые и бедные страны европы"

Что такое энергосбережение?

Презентация на тему " типичные ошибки егэ русский язык". Типичные ошибки учащихся на егэ по русскому языку Основные ошибки на егэ по русскому языку

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района

«Средняя образовательная школа №7»

Мастер-класс на тему:

«Типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Качанова Оксана Владимировна

п. Новый

2015 г.

Цели:

    Образовательные: проанализировать типичные ошибки, допущенные в кимах ЕГЭ и ОГЭ.

    Развивающие: развитие навыков грамотного письма, оперативной памяти.

    Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной работе и работе в парах, нравственной культуры учащихся.

Формирование УУД:

    Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

    Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: типичные ошибки, морфемика, фонетика.

Ресурсы.

    ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016.

    Памятка «Подготовка к ЕГЭ».

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

План:

    Вступление.

    Фронтальная работа над ошибками ГИА с комментированием.

    Работа в парах над ошибками ЕГЭ с комментированием.

    Анализ работ. Выводы.

Вступление: Кажется, что ЕГЭ – это стресс для ребенка, вызванный непривычной тестовой формой заданий, строгой обстановкой экзамена. Конечно, ЕГЭ будет вызывать шок, если к нему начинать готовиться за несколько месяцев. Ребенок может избежать этого стресса, если пройдет через такой экзамен уже в 9 классе, если будет готовиться к ГИА также серьезно, как и к ЕГЭ. Только целенаправленно тренируясь в сдаче тестового экзамена с 9 класса, учащийся может действительно спокойно и уверенно подойти к итоговому экзамену. К слову сказать, в странах, откуда мы «позаимствовали» ЕГЭ, дети готовятся к такому экзамену с первых классов! ГИА – это первый шаг в подготовке к ЕГЭ! К экзамену по русскому языку практически невозможно подготовиться за небольшой срок. Этот предмет требует не столько заучивания материала, сколько долгой и кропотливой выработки грамотности.
Эти навыки не могут возникнуть за год. Успешная подготовка по русскому языку требует очень хорошей базы. Сдавая ЕГЭ в 11 классе, ученикам приходится повторять материал, который они изучали с 5, а иногда и со 2 класса. Зачем откладывать на выпускной класс повторение такого огромного массива знаний? Подготовка к итоговым экзаменам в 9-м классе – база для успешной сдачи ЕГЭ в 11 классе.

Для того, чтобы предупредить появление ошибок, с 5 по 9 класс в уроки я включаю задания из ЕГЭ. Задания в тестовой форме. Тесты по всем темам и разделам, которые предусматривают и коллективный разбор, и самостоятельную работу. Например, в 5 классе по темам «Безударные гласные в корне», «Чередующиеся гласные в корне» провожу на этапах проверки знаний тесты в форме А13; в 7 классе по теме « НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными» - в формеА17:

Фронтальная работа над заданиями.

1. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.

а) (не) сказано ни слова, (не) видящий ничего, (не) подготовленный к работе;

б) (не) законченный эксперимент, (не) законченный в срок эксперимент, эксперимент (не) закончен;

в) (не) просохшая земля, (не) утихающий ветер, (не) прекращающиеся метели.

2. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

а) рукопись (не) сдана, рукопись (не) сданная вовремя, роман (не) закончен;

б) (не) сданная рукопись, (не)сданная вовремя рукопись, (не) законченный роман;

в) обстоятельства (не) выяснены, (не) выясненные обстоятельства, еще (не) выясненные обстоятельства.

3. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ раздельно.

(1)(Не) прочитанный роман; (2)(не)прочитанный мной роман; роман (3) (не)дочитан; (4) (не)окрепший от болезни дедушка; еще (5) (не)окрепший от болезни; (6) (не)годующий человек; (7) (не)замерзший пруд; (8) (не)замерзший к утру пруд; в доме (9) (не)прибрано; еще (10) (не)украшенная елка________________________________________________________.

В 7 классе по теме -Н-/-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных» - в форме А12:

1.Укажите ряд, в котором все слова пишутся с -Н-.

а) письмо отправле...о, освеще...ый зал, дерево повале...о;

б) заколдова...ый лес, моче...ые яблоки, жаре...ые грибы;

в) пече...ый картофель, хлеб убра..., пута...ые нитки.

2.Укажите ряд, в котором все слова пишутся с -НН-.

а) рассея...ый человек, рассея...о ветром, спута...ые волосы;

б) ране...ый пулей солдат, выстрое...ая школа, сожже...ое письмо;

в) грибы собра...ы, дорожки подмете...ы, слома...ая вещь.

3.Выпишите номера слов, пишущихся с -Н-.

(1)Плете...ая корзина, (2)плете...ая из веток корзина, (3)сплете...ая корзина, (4)груже...ые баржи, (5)стари...ый глобус, (6)серебря...ое кольцо, (7)изране...ый человек, (8)ране...ый человек, (9)рва...ое пальто, (10)разорва...ое пальто, (11)варе...ая рыба, (12)сваре...ая рыба, (13)варе...ая в (14)соле...ой воде рыба.

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква -Н-.

В первых картинах И.Н.Никитина есть некоторая упроще(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределе(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

Мы с вами рассмотрели типичные ошибки, которые учащиеся допускают в тестовой части работы. Тестовый материал подобран в соответствии с демоверсией 2015 года, с учетом всех изменений, касающихся содержания и структуры КИМов. К каждому из заданий второй части экзамена предлагаю комментарий, построенный по следующей схеме: 1) формулировка задания; 2) что должен знать ученик, выполняя задание; 3) алгоритм выполнения задания; 4) 10 заданий к каждому вопросу тестовой части экзамена (за исключением задания А1); 5) ответы к заданиям тестовой части экзамена. Как строится наш урок по подготовке к ГИА. Учащиеся выполняют тестовые задания А1-7, В1-9. Я проверяю, выявляю наиболее частотные ошибки. Например, много минусов получилось по заданию А6: «Правописание приставок». К следующему занятию ребята повторяют теоретический материал по теме: «Правописание приставок», выполняют все А6- задания из 10 тестов. Я провожу специальный тест, исключительно по данной теме, состоящий из не менее 20 позиций. Проверяю: успешно ли справились. Конечно, если возникают непонятные или сложные случаи, мы вместе обсуждаем, разбираемся, и только потом учащиеся приступают к новой работе. И так каждое задание. Уроки-работы над тестами я чередую с уроками-работами с текстами.

Успех – это колоссальный труд, умноженный на везение. Я советую учителям русского языка те пособия, по которым работаю сама. Уверена, что данные книги позволят повысить речевую культуру и успешно сдать и ГИА, и ЕГЭ.

Работа в парах над типичными ошибками КИМОВ ЕГЭ

Статистика предыдущих лет показывает, что типичными ошибками были и остаются: в образовании форм существительных «два знамя»; в образовании форм прилагательных «более интереснее»; -не различают части речи: прилагательные и наречия, причастия и прилагательные, частицы и наречия; -ошибки в определении границ производных предлогов; -низкий уровень владения пунктуационной нормой.

В процессе усвоения школьного курса русского языка необходимо обращать внимание учащихся: -на морфологические особенности слов; -на употребление многозначных слов в контексте; -на лексические, синтаксические, грамматические нормы языка; -при изучении орфоэпических норм уделять внимание звучащей речи.В 2014-2015 учебном году произошли изменения в КИМ. Пересмотрено содержание экзаменационной работы: -изменили количество частей и заданий; -изменен формат заданий; -изменен первичный балл выполнения работы №1 (0-2 б.) №7 (0-5 б.) №15 (0-2 б.) №24 (0-4 б.) Всего-56 баллов 2014-2015 учебном году произошли изменения в КИМ. 21 задание - базового уровня 3 задания - высокого уровня 1 задание –повышенного уровня (сочинение) На выполнение 1 задания отводится 3-4 мин. 100 мин. -на тесты 100 мин.- на сочинение. К основным подходам в построении экзаменационной модели ЕГЭ можно отнести следующее: -лингвистическая компетенция; -языковая компетенция; -коммуникативная компетенция; -культуроведческая компетенция. Ошибки в области фонетики и орфоэпии связаны с тем, что ученики часто анализируют не звуки, а буквы, которые изображают их в письменной речи. Часто выпускники ошибаются в определении звука, обозначаемого буквой ё ё , квалифицируя его как [ э э ], а не как [ о о ]. Причина такой ошибки заключается в том, что ученик не произносит слово, а опирается на его графический облик. опирается на его графический облик. Например, в словах поджог и поджёг поджёг экзаменуемые усматривают разные гласные звуки. Поэтом устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (неразличение о и а в безударных слогах(«аканье»); редукция других гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ, соблюдая определённый порядок: от звука к букве, а не наоборот.

Работа по расстановке ударения: августовское, лгала, звонит, ворота и др. Без указанных выше знаний и умений в области русской фонетики, понимания сущности русского словесного ударения и его особенностей (разноместности и подвижности), без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись. Хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками («катАлог, нАчав, тортЫ») . Поэтому на уроках русского языка следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся, систематическая работа со словарями».Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка (лексика, морфология, синтаксис). Причины этих ошибок во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке: широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к ошибкам при выполнении экзаменационного теста. Зачастую отклонения от морфологической нормы в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов. Поэтому важнейшим направлением в работе по формированию норм современного русского языка должен стать учёт упомянутых выше факторов и постоянное внимание к речи учащихся. Особое внимание в этом процессе следует уделять работе со словарями, семантическому аспекту синтаксиса.

Ошибки в области морфологии имеют несколько причины: 1. Многие школьники считают так называемые «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно. 2. У значительной части учащихся слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток проявляется при выполнении заданий различных разделов курса. (Практическая работа над данным типом задания)

Ошибки в области орфографии. Успешность обучения орфографии на уровне овладения практической грамотностью во многом зависит от усвоения знаний в области фонетики, лексики, грамматики, а также от уровня речевого развития выпускника, и прежде всего всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения, поэтому в центре внимания на уроках по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии: «Правило знаю - применять не умею». (Практическая работа над данным типом задания)

Ошибки в области синтаксиса самое трудное во всей работе (задания 16-19). Это обусловлено тем, что ученики не владеют материалом на понятийном уровне. Многие методические просчёты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем, что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные особенности употребления в речи. (Практическая работа над данным типом задания). Ошибки в области речеведения: умения определять функционально-смысловые типы речи (21), средства связи предложений в тексте (22), средства выразительности (24) служат основой важнейшего коммуникативного умения - умения создавать связное высказывание при построении логически цельного текста… остаётся недостаточно усвоенным раздел, связанный с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений в тексте, что проявляется в третьей части работы в нарушении логики развития мысли (логические ошибки). (Практическая работа над данным типом задания)

Вывод: работа, связанная с анализом типичных ошибок, должна проводиться систематически, как и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Учитель: Качанова О.В.

Анализ первого репетиционного экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ

Дата проведения: 18.10.2015 .

В 11 классе обучается 9 человек, работу выполняли все, неудовлетворительных результатов не оказалось – порог преодолели все 9 человек: перевод баллов в оценка показал, что «3» у четырех человек, а «4» получили пятеро выпускников.

Успеваемость - 100%, качество – 55%, СОУ – 52%.

Наименьшее количество баллов (44) было набрано двумя ребятами: Коваленко Александром Сергеевичем и Аксенниковым Александром Николаевичем. В связи с этим были зачислены в группу «риска».

Текущие оценки:

    Аксенников А.Н. : 3, ¾, 3, 2, 3, 2.

    Коваленко А.С. : 3, 3 /3 , 3, 2, 3, 3, 3.

С данной группой учащихся проведены консультации на следующие темы:

    Пунктуация при причастном и деепричастном оборотах.

    Знаки препинания в предложениях с сочинительной и подчинительной связью.

    Пробный ЕГЭ по русскому языку среди журналистовпрошел в Москве.

    Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"

    Можно ли сдать ЕГЭ по русскому хорошо? Безусловно. Более того! Можно сдать его отлично! И правил тут – несколько. Во-первых – надо успокоиться. Во-вторых – настроиться на победу. Ну а еще за оставшиеся до экзамена дни повторить те правила, на которых «горели» выпускники прошлых лет. Честно говоря, ужасно обидно за сделанные ими ошибки – настолько они нелепы. Итак, начнем по порядку.

    Морфемный, словообразовательный анализ и морфология

    1. Самое большое количество ошибок учащиеся допускают в тех случаях, когда не учитывают соотношение данных в задании слов с производящими их словами. Правило тут работает простое: чтобы правильно произвести морфемный анализ предложенных в задании слов, нужно определить (подобрать) слово, от которого образовано то, которое нужно разобрать. Пример: журналь-чик - от журнал, апельсин-чик - от апельсин, а мизинч-ик от мизинец, следовательно, в последнем слове –Ч- относится не к суффиксу, а к основе. Это и есть правильный ответ.

    2. Момент второй. Увы, сколько раз ни проходил экзамен, столько раз выяснялось, что учащиеся не знают или забывают, что для определения способа образования следует соотнести слово с ближайшим по смыслу. Все просто: берите то, от которого оно образовано! И выяснится, что некоторые слова образованы бессуфиксным способом. Специалисты говорят, что обнаружить такие слова на экзамене могли лишь 12 процентов выпускников!

    3. Следующий момент. Экзамен доказал уже не раз, что учащиеся плохо определяют принадлежность слова к той или иной части речи по точным признакам (наличие набора морфологических признаков), а также смешивают сами понятия – морфология и синтаксис. Друзья! Ну хотя бы вспомните, что сказуемое далеко не всегда бывает выражено формой глагола!

    4. Ну и, наконец, полный провал: дикая путаница с частицами, предлогами и местоимениями разных порядков. Вызывает также сложности просьба найти наречия в превосходной степени.

    Синтаксис

    1. Дорогие друзья. Давайте вспомним среднюю школу, найдем старенький учебник и заглянем в соответствующую главу. Огромные трудности выпускники испытывают при анализе предложений с составным именным сказуемым (когда дано задание определить границы составного сказуемого). Более того! Невероятно трудным оказывается задание, в котором нужно определить подлежащее, функции которого в придаточной части сложноподчиненного предложения выполняют союзные слова (что, который).

    2. Натуральный коматоз начинается, когда требуется определить подлежащее в предложениях с двумя или несколькими предметами речи, обозначенными существительными в именительном и винительном падежах. Родненькие выпускники! О чем или о ком идет речь в предложении – это и есть подлежащее. Все, точка. Это совсем не так сложно, как кажется.

    3. Трудно определяется грамматическая основа в предложении с подлежащим, выраженным местоимением.

    4. Управление, примыкание, согласование – это просто кара небесная. Так, из года в год просьба выписать из предложения словосочетание со связью «управление» вызывает трудности у 80 процентов экзаменуемых. Согласование, впрочем, точно так же ставит в ступор. «Друзья пошли в лес, чтобы найти там грибы». Пошли – за тем-то. Такова схема.

    5. Ну а теперь – полный аут. Повторяем тему «Односоставное безличное предложение». Оно, бывает, входит в состав предложения сложного! В чем же трудность? Надо всего лишь найти это предложение, и все. Пожалуйста, пример: «Как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому?» Ну запомните, это же просто. Перечитайте примеры к теме – и все встанет на свои места. А относительно нашего примера – запомните, будто речь идет о тех, кто сейчас не сдает экзамен – это они «не слышат и не чувствуют». И пользуйтесь этим примером как подсказкой.

    6. Кроме того, повтора требует тема придаточных предложений (повторите их виды!), которые присоединяются к главному многофункциональными союзами и союзными словами.

    Выдохнули? Хорошо, теперь идем дальше. На повестке дня – лексика.

    1. Итак, кто из вас забыл, что такое паронимы? Вспоминаем! Это, друзья, слова, похожие друг на друга, очень близкие по звучанию, но различные по лексическому значению. Адресат – адресант. Важно не употреблять одно слово вместо другого. Ну, скажем, глагол «взглянуть» имеет при себе дополнение с предлогом «на». А «заглянуть» имеет дополнение с предлогом «в». Казалось бы, просто, но откуда тогда берутся варианты «взглянуть в книгу»?!

    2. А синонимы? Хитрые, коварные синонимы… Тут, конечно, спасение – общая культура речи, которая не позволит вам пройти мимо таких специально сделанных в тексте ошибок, как «пространство для рекламы» (место для рекламы), «имя поэта знакомо во многих странах» (известно во многих странах), и т.д.

    3. Трудности встречаются и при выборе и определении антонимов. Особенно если они используются в антитезе. Черное – белое, горячее – холодное, действуйте по этому принципу. «Не веселый, но и не мажорный мотив» - явный «ляп». Тем более, что веселый и мажорный вообще не антонимы! Как это можно пропустить?!

    4. И поосторожнее с фразеологизмами. Они от неправильного употребления разрушаются и превращаются в словесную помойку. «Талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя» - это ужас.


    Правила поведения на ЕГЭ очень просто и подробно прописаны и известны каждому учителю, ученику и родителю, однако ошибок не всегда удается избежать

    Вот так, посмеиваясь, мы и дошли до раздела «Грамматика» . А тут беда, друзья. Как говорила дочка одной моей знакомой, «хорошо, мама, что я с каждым днем все граммотнЕе и граммотнЕе». Все падали в обморок. Давайте наведем тут порядок. Тут – в смысле в голове.

    1. Первая беда - отклонения от норм в глагольном и именном управлении. «Девушка понравилась мне своей преданностью к старику». «Героя Лермонтова Мцыри никогда не оставляло сильное желание к свободе». В таких случаях единственная возможная норма - беспредложное управление: преданность старику, желание свободы. Внимание! Недопустимы нарушения литературного языка, к которым приводят ошибки в речи разговорной. «Приехал с города», «съездили до бабушки»… Ну вы чего, ребята!

    2. Да, и обратите внимание на то, как «взаимодействуют» подлежащее и сказуемое! «Часть деревьев погибли» - это как?! Нередко допускаются ошибки и в согласовании определений с определяемым словом. «Опытная врач Иванова» условно допустимо в устной речи. Подчеркнем – условно! Но в письменной – нет, ни за что!

    3. Ну и еще одна беда – однородные члены предложения. Если они идут за обобщающим их словом, они должны быть грамматически с ним согласованы. В разговорной речи, куда включается и интонация, можно сказать: «Мы вспоминаем писателей-классиков: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Чехов». Но в письменное речи это будет считаться ошибкой.

    4. Часто встречается и такая ошибка, как дублирование подлежащего, когда вслед за именем существительным идет местоимение. «Эта женщина, она послужила…» «Воины, они сражались как тигры…» Нет, нет и нет! Никаких местоимений. Либо одно, либо другое.

    5. К распространенным грамматическим ошибкам (на письме!) следует отнести соединение в качестве однородных придаточной части и члена предложения («Альбом рассказывает, как правильно посадить цветы и об устройстве цветочной грядки». Кроме того, следите за избыточным употреблением подчинительных союзов: («Старик так говорит об ушедших друзьях молодости, что как будто они были живые»).

    Ну и последнее. Орфография и пунктуация.

    1. Лидеры в этой номинации: ошибки в написании гласных в личных окончаниях глаголов, суффиксах имен существительных, прилагательных и глаголов. Кроме того, повторите (как ни смешно!) написание твердых и мягких согласных.

    2. Пожалуйста, восстановите в памяти правила написания словарных слов, а также законы нашего с вами родного языка, определяющие слитное, раздельное или дефисное написание слова. У подавляющего числа выпускников существует также путаница в количестве букв Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

    3. Трудности при расстановке запятых встречаются в предложениях со вводными конструкциями и в сложных предложениях.

    Ну и последнее. Дорогие друзья, потому и по тому, тоже и то же, что бы и чтобы – бич тех, кто штурмует ЕГЭ. Почему – понять трудно. Пожалуйста, у вас еще есть время, вы успеете все повторить, если каждый день возьмете за правило завершать вечер чтением и анализом всего одной главы из учебника.

    Удачи вам – от всего сердца.

    Контрольно-измерительные материалы для экзамена по русскому языку выстроены по единому принципу. Другими словами, какой бы вариант вам ни достался, все задания будут «выкроены» по одному лекалу, призванному проверить ваше умение применять полученные знания.

    Как показывает многолетняя практика, выпускники из года в год совершают практически одинаковые ошибки. Проблемные темы: орфоэпические нормы, правописание НЕ с разными частями речи, слитное и раздельное написание слов, пунктуация в сложном предложении и др. Преподаватель TutorOnline Анна Сергеевна подготовила для вас комментарии по самым распространенным ошибкам на ЕГЭ. Повторяйте, запоминайте и получайте 100 баллов без труда!

    Задание 4. Орфоэпические нормы

    В повседневной речи мы часто слышим и произносим многие слова неправильно, потому при выполнении этого задания нельзя полностью полагаться на привычное произношение. Обязательно сверяйтесь с орфоэпическим словарем при подготовке к экзамену и запоминайте правильное ударение.

    Запомните правильное ударение в словах:

    • балОванный;
    • вероисповЕдание;
    • дешевИзна;
    • донЕльзя;
    • закУпорить;
    • исчЕрпать;
    • клАла;
    • красИвее;
    • нефтепровОд;
    • прозорлИвый.

    Задание 5. Паронимы

    Паронимы – слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но разные по лексическому значению. Если при выполнении задания вы не можете сразу определить правильный пароним, попробуйте изменить слово, найти однокоренные слова, слова с близким звучанием - одно из них и будет верным ответом в заданном контексте.

    Запомните разницу:

    1) Одеть (кого-то) – надеть (что-то на кого-то).

    2) Искусный (умелый, хорошо знающий свое дело) – искусственный (не природный, сделанный наподобие подлинного).

    3) Практичный (умеющий разбираться в делах) – практический (являющийся применением знаний на практике).

    4) Безответный (неспособный возражать) – безответственный (не сознающий ответственности).

    5) Архаичный (вышедший из употребления) – архаический (свойственный старине).

    6) Громоздкий (тяжелый, занимающий много места) – громадный (очень большой, необъятный).

    7) Деловой (относящийся к работе; знающий толк) – дельный (способный к серьезной работе).

    8) Типичный (характерный, обладающий особенностями, свойственными кому-либо) – типовой (стандартный; являющийся образцом).

    9) Всякий (каждый) – всяческий (самый разнообразный).

    10) Невежа (грубый, невоспитанный человек) – невежда (малообразованный, малосведущий человек).

    Задание 6. Правильное образование формы слова

    В этом задании проверяется знание трудных случаев формообразования слов. Повторите правила образования множественного числа имен существительных, разных времен глагола, сравнительной степени прилагательных и наречий, род и возможность изменения заимствованных слов. И не забывайте сверяться со словарем при подготовке!

    Запомните правильные формы слов:

    • Чулок (множ. ч., Род. П.).
    • Игрища (множ. ч., Им.п.).
    • Слесари (множ. ч., Им.п.).
    • Полощет (наст. вр., 3 лицо, ед. число).
    • Выговоры (множ. ч., Им. П.).
    • Горше (уст. сравнит. степень прилагательного «горький», наречия «горько» в значении «горестный»).
    • Свищу (наст. вр., 1 лицо, ед. число).
    • Доктора (множ. ч., Им. П.).
    • Крейсеры (множ. ч, Им.п.).
    • Колибри (женский род, неизменяемое).

    Задание 7. Грамматические ошибки

    1) Большинство известных музыкантов начинали заниматься музыкой в раннем детстве. (Музыканты начинали заниматься).

    3) Ряд работников привлечён к ответственности. (Страдательное причастие указывает на пассивность одушевленных действующих лиц).

    4) Большинство предметов лежало в беспорядке. (Подлежащее обозначает неодушевленный предмет).

    5) Часть школьников успешно сдали экзамены. (Активность и раздельность действия (сдала только часть)).

    6) Вся русская поэзия , вся русская музыка пронизаны печалью. (Форма множественного числа сказуемого указывает на разные виды искусства).

    7) В школе кормили не только супами и котлетами, но и салатом и сосисками.

    8) На острове Новая Гвинея произрастает около 7 тысяч растений. (Склоняется только определяемое слово «остров»).

    9) В проливе Югорский Шар находятся несколько островов. (Склоняется только определяемое слово «пролив»).

    10) Никто из присутствовавших, даже хозяин дома, не мог предположить, чем закончится вечер. (Сказуемое при отрицательных местоимениях ставится в единственном числе).

    Задание 9. Пропущенная буква – ряд орфограмм

    Запомните написание слов:

    • предыюньский;
    • небезынтересный;
    • взимать (исключение);
    • предыгровой;
    • небезызвестный;
    • обызвествленный;
    • безыскровый;
    • безыдейный;
    • сымитировать;
    • постинфарктный (иноязычная приставка).

    Задание 12. НЕ с разными частями речи

    • Недосчитаться (приставка недо, значение нехватки).
    • (Смотреть) неприветливо.
    • Практически невыполнимое задание.
    • Не заперта
    • Не закомплексованы (краткие причастия пишутся с НЕ раздельно).
    • Неописуемое волнение (прилагательное, пишется слитно, без НЕ не употребляется).
    • Еще не проверенные тетради (причастие с зависимыми словами пишется раздельно с НЕ).
    • Ни один дымок не всплывал над дачными заборами. (Глаголы пишутся раздельно с НЕ, частица НИ часто употребляется в значении усиления отрицания).
    • Тренер даже не досчитал до десяти. (частица Не и глагол досчитать пишутся раздельно: нет значения нехватки (т.е. нет приставки недо-)).
    • Он был не из робких. (Отсылка к фразеологизму «не (из) робкого десятка», НЕ пишется раздельно с предлогом ИЗ).

    Задание 13. Слитное и раздельное написание разных частей речи

    Для правильного выполнения этого задания важно помнить, что для большинства выделенных в предложениях слов возможны слитное и раздельное написание в зависимости от контекста и роли в предложении, от части речи или их сочетания.

    • Без умолку (наречие, не склоняется).
    • Поначалу (наречие, не склоняется).
    • Впору (об одежде, не склоняется) – в пору (о времени, существительное склоняется).
    • Подолгу (о времени, не склоняется) – по долгу (об обязательствах, существительное склоняется).
    • Настолько (наречие, «в такой степени»: настолько доверчив) – на столько (предлог и числительное, всегда употребляется с зависимым словом: на столько человек еды не хватит).
    • Отчего (местоименное наречие со значением причинности: Отчего /почему идет дождь?) – от чего (местоимение «что» в родительном падеже с предлогом: От чего этот ключ? От шкафа).
    • На смех (наречие, не склоняется).
    • Сослепу (наречие, не склоняется).
    • Как по писаному (устойчивое сочетание).
    • Без зазрения совести (фразеологизм, пишется раздельно).

    Задание 14. Н и НН в разных частях речи

    • Осиный (суффикс ИН прилагательных, пишем Н).
    • Усеян (краткое причастие, всегда пишем Н).
    • Ледяной (суффикс ЯН прилагательных, пишем Н, кроме трех исключений (стеклянный, оловянный, деревянный)).
    • Разгорячённый (причастие с приставкой (кроме НЕ), образовано от глагола совершенного вида, пишем НН).
    • Желанный (исключения: прилагательные «желанный», «жданный» и (в составе устойчивых сочетаний) «виданное ли дело?», «слыханное ли дело?». Они образованы от глаголов несовершенного вида желать, ждать и видать, слыхать ).
    • Диковинный (Сочетание суффиксов –овин-, -н- в прилагательных, пишем НН).
    • Приданое невесты (отглагольное существительное, входит в перечень исключений из правила, пишем Н) – приданное (причастие (полк пехоты и приданное ему подразделение разведки), есть приставка (кроме НЕ), образовано от глагола сов. Вида, есть зависимые слова – пишем НН)).
    • Мудрёный (отглагольное прилагательное, утеряно значение действия во времени, пишем Н).
    • Поверенный (отглагольное существительное, пишем НН по правилам употребления НН в отглагольных словах).
    • Крашеный (отглагольное прилагательное) – крашенный (страдательное причастие сов. Вида, пишем НН).

    Задание 19. Типы подчинения придаточных

    Для правильного выполнения этого задания важно вспомнить расстановку знаков препинания при однородном, параллельном и последовательном подчинении придаточных.

    Запомните:

    • Если между однородными придаточными предложениями употреблён неповторяющийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то запятая между ними не ставится.
    • В предложениях с последовательным подчинением одно придаточное предложение может оказаться внутри другого. В этом случае подчинительный союз и союзное слово окажутся рядом, но будут относиться к разным грамматическим основам и должны быть отделены друг от друга запятой.

    Запятая на стыке двух подчинительных союзов (союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе предложение нельзя убрать без изменения всего сложного предложения. В этом случае далее имеется вторая часть составного союза - то, так, но.

    1) Пора было уезжать, и, когда за нами пришли из города автобусы, мы поняли, как же не хочется расставаться с озером. (Параллельное подчинение двух придаточных, разделяем все простые предложения запятыми).

    2) Разведчик спал у поваленного дерева и, когда по приказу майора его стали будить, в полусне дважды лягнул ногой воздух так, что ординарец попятился назад. (Главное предложение с двумя сказуемыми разделено на две части придаточным, запятые ставятся только на границе придаточного, перед союзом И, разделяющим однородные сказуемые, запятая не нужна).

    3) Я поняла, что, если стоять и ждать, пока это столпотворение закончится, ничего не достанется. (Последовательное подчинение, одно из придаточных разделено на две части другими придаточными. Поскольку в разделенном придаточном нет второй части составного союза, ставим запятую в месте разрыва придаточного - между двумя союзами).

    4) От своих предшественников декан получил в наследство много легенд из университетской жизни, и если хотите, то он вам расскажет много длинных историй, каких вы никогда не слышали. (Последовательное подчинение, одно из придаточных разделено на две части другим придаточным. Поскольку в разделенном придаточном есть вторая часть составного союза (то), запятую в месте разрыва придаточного между двумя союзами не ставим).

    5) Поздней осенью очень быстро темнело, и, когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом, треск ветвей стал особенно слышен, ибо всё остальное замерло.

    6) Луга тем летом уже перестояли, и когда прошли тёплые грозовые дожди, то настали последние дни сенокоса, чего так ждали в маленькой деревне.

    7) Незаметна эта речушка под Костромой, и, если приехать в эти места в середине жаркого лета, найти её среди кустов черёмухи и бузины с первого раза нельзя, потому что река покрыта сплошь осокой. (Одно из простых предложений разделено на две части двумя придаточными. Поскольку в разделенном предложении нет второй части составного союза, ставим запятую в месте разрыва - между двумя союзами).

    8) Папа мне часто рассказывал, как проходят операции в больницах, и если мне в будущем будут что-нибудь оперировать, то я перенесу это легко. (Последовательное подчинение, одно из предложений разделено на две части другим придаточным. Поскольку в разделенном придаточном есть вторая часть составного союза (то), запятую в месте разрыва придаточного между двумя союзами не ставим).

    9) Из рассказа бабушки папа должен сделать вывод, что, если он не будет приглашать к нам своих приятелей из других городов и ему не будут мешать писать книгу срочными вызовами в больницу, он вскоре тоже станет профессором. (Сложное предложение с разными видами связи. Одно из придаточных в последовательном подчинении разделено на две части другими придаточными. Поскольку нет составного союза, в месте разрыва на стыке двух союзов ставим запятую. Два придаточных находятся в однородном подчинении и присоединены одиночным союзом если, между этими придаточными стоит союз И, запятую в этом случае не ставим).

    Друзья, удачи вам на экзаменах! А наши репетиторы в любую минуту готовы прийти на помощь.

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Среднее общее образование

    Русский язык

    ЕГЭ по русскому языку: типичные ошибки

    В 2018 году госэкзамен по русскому языку прошел символично в день рождения А.С. Пушкина. Какие типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку допустили выпускники, можно сказать уже сейчас, опираясь на анализ выполнения работ прошлых лет. Как правило, наиболее сложными заданиями оказываются № 19, № 22 и № 24, а также сочинение. О том, как предупредить распространенные ошибки учащихся при подготовке к экзамену рассказала наш постоянный спикер, учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова.

    Задание 19

    Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

    Задание из демоверсии 2018 года:

    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощен был последний звездный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

    В ответ могут быть записаны все цифры - как в данном случае. Это значит, что нет условий, препятствующих постановке запятых: нет однородных членов или однородных придаточных, связанных союзом «и», нет помехи справа (требующей бездействия по аналогии с правилами дорожного движения). Чаще всего выпускники допускают ошибки, связанные с союзом «и».

    Способ тренировки: Педагог готовит карточки с подходящими, на его взгляд, предложениями, оформляет пунктуационно сложные места цифрами. Ученики, каждый в своей карточке, отмечают, где нужно или не нужно ставить запятые.

    Прием самоконтроля для учеников: подчеркивание грамматических основ.

    Пример предложения для тренировки:

    Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.

    Пособие представляет собой обобщённое изложение в таблицах всех основных правил русской орфографии и пунктуации. С помощью этого пособия навыки грамотного письма вырабатываются автоматически в результате непроизвольного запоминания правил. Книга предназначена учащимся средней школы и учителям русского языка, которые могут использовать её на уроках в качестве наглядного материала.

    Задание 22

    Базовый уровень сложности, 1 балл

    Проверяемый элемент содержания: Функционально-смысловые типы речи.

    Задание по тексту. От экзаменуемого требуется определить, какие суждения являются верными, а какие - ошибочными. Например: «Предложение 4 указывает на следствие того, о чем говорится в предложении 3», «Предложения 15–18 содержат элементы описания», «В предложениях 32–34 представлено рассуждение» и т.д. В последнее время школьники стали лучше определять типы речи, однако ребята не всегда могут правильно интерпретировать формулировки в вариантах ответа, из-за чего в данном задании по-прежнему допускаются ошибки.

    Способ тренировки: разбор конкретных примеров языковых вялений.

    Пример 1

    Фрагмент текста: (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее - завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать.

    Утверждение для разбора: Предложения 9-12 подтверждают суждение, высказанное в предложениях 7-8.

    Подсказка: Между указанными предложениями можно поставить «И действительно, ...»

    Пример 2

    Фрагмент текста: (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. (12)И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь.

    Утверждение для разбора: Предложение 13 содержит вывод из того, о чем говорится в предложениях 11–12.

    Подсказка: Перед предложением 13 нелогично будет поставить «Поэтому...», как перед выводом.

    Справочник предназначен для подготовки выпускников средней школы к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Издание содержит теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка в 6-11 классах, рекомендации для выполнения заданий частей всех типов частей 1 и 2 экзаменационной работы. Практическая часть включает образцы тестовых заданий, приближённых по объёму, структуре и отобранному материалу к контрольным измерительным материалам единого государственного экзамена. В конце пособия приведены ответы к тестовым заданиям.

    Задание 24

    Высокий уровень сложности, 1 балл

    Проверяемый элемент содержания: Средства связи предложений в тексте.

    Задание по тексту. Примеры: «Среди предложений 64–72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного». « Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения». Не указано, сколько должны быть правильных ответов, что создает дополнительные трудности - связанные с этим ошибки отражают недостаток знаний.

    Подсказка: Связь двух предложений осуществляют какие-то два слова. При этом одно из слов находится в последующем предложении, а другое - в предыдущем.

    Типичные ошибки в данном задании:

      Выбор предложения, в котором местоимение заменяет существительное в этом же предложении.

      Определение местоимения «я» в качестве средства связи.

      Определение местоимения «его» в качестве личного, когда оно является притяжательным, и наоборот.

    Пример задания для тренировки:

    Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    Фрагмент текста: (15)Сожги это письмо, тебе одной на всем свете могу я рассказать про это, - Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шел последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребенок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.

    ЕГЭ-2018. Русский язык (60×84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

    Пособие предназначается для выпускников средней школы и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 10 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 250 заданий всех типов и уровней сложности предоставляют отличную возможность для овладения умениями и навыками, необходимыми для успешного прохождения итоговой аттестации. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и критерии оценивания заданий с развернутым ответом части 2. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.

    Сочинение

    Основные ошибки в сочинениях:

      Отсутствие комментария.

      Отсутствие связи между проблемным вопросом и позицией автора.

      Отсутствие ответа на проблемный вопрос.

      Грамматические ошибки.

      Пунктуационные ошибки (между однородными членами, в сложном предложении, при обособленных членах предложения, при вводных конструкциях).

      Синтаксические ошибки.

      Фактические ошибки.

      Преобладание композиции над содержанием.

      Злоупотребление фразами-клише.

    Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку, выпускнику необходимо обладать навыком анализа языковых единиц. Подчас, даже находя верный ответ на вопрос, школьник не всегда может объяснить свой выбор. Отметим, что обучение языковому анализу и другие важные аспекты учитываются авторами корпорации «Российский учебник» при составлении учебно-методических комплектов.

    Тавтология, канцеляризмы и гигантские предложения

    «В данном тексте автор поднимает проблему милосердия. Он имеет в виду следующее…». Никогда не начинайте так свой ответ на ЕГЭ, если не хотите потерять баллы. Канцеляризмы, тавтология, просторечия - беда современных школьников. О самых частых ошибках школьников на ЕГЭ рассказывает учитель литературы и автор телеграм-канала «Неиностранный русский» Даниил Ляхович.

    «Вспоминаю случай, случившийся со мной пару лет назад», «в своём тексте автор рассматривает проблему на примере своей ситуации…» - таких примеров в сочинениях выпускников очень много. Объединяет их одно - тавтология, немотивированный повтор одних и тех же слов. Смысла они никак не добавляют, а вот баллы потерять можно. Кроме того, это заметно обедняет вашу работу, делает её блёклой и неприметной. Какой смысл писать сочинение, похожее на тысячи других. Вот-вот.

    Совет. Проверяйте работу до того, как писать её на экзаменационном бланке. Это сэкономит баллы вам и время экспертам. Полезно перечитать свой текст спустя 10-15 минут после написания, чтобы увидеть повторы и заменить их синонимами или местоимениями. А пока проводите вечера в обнимку со словарём синонимов Кирилла Горбачевича.

    «В данном тексте автор поднимает проблему милосердия. Он имеет в виду следующее… Надо сказать, что указанная проблема актуальна и сегодня». Писать сочинение так, будто это справка из военкомата, - излюбленный приём школьников, но одновременно дурной тон. Даже руководство московского метро уже пишет объявления человеческим языком, а не птичьим.

    Совет. Для начала прочтите книгу Корнея Чуковского «Живой как жизнь» и «Слово живое и мёртвое» Норы Галь. Потом проведите эксперимент: напишите любую фразу привычным канцелярским языком, а потом попробуйте сказать то же самое, но проще и понятнее. Оптимальная длина предложения в русском языке - 6-7 слов. Например, «в своём тексте автор поднимает проблему жадности» звучит куда проще, чем «в данном тексте русского писателя X рассматривается проблема того, что люди не делятся друг с другом имеющимися благами».

    «Некоторые наши мечты могут обнадёжить нас» - написала одна моя ученица в сочинении. Вроде бы всё грамотно и толково, но чувствуешь, что не всё на месте. И точно - обнадёжить можно кого-либо, но мечты никак не обнадёживают. Сюда же относятся ляпы вроде «одержать первенство», «получить победу», «завоевать уважение».

    Совет. Иосиф Бродский во время своих лекций в США мог обдумывать одно слово 20 минут. Конечно, на экзамене такой роскоши не будет, но произнести получившуюся фразу про себя и задуматься над её смыслом - всегда полезно. Возможно, вы увидите её со стороны и поймёте, что с ней не так. А там недалеко и до исправления ляпа.

    Этот тип ошибки противоположен предыдущей. Если канцеляризмы мы используем для того, чтобы казаться умнее, то разговорные слова - чтобы сойти за своего парня. Фраза «Онегин мыкался в поисках любви» отдаёт грубостью, а «Обломов валялся на диване целыми днями» - непониманием речевой ситуации. Обе фразы можно сформулировать куда элегантнее: «Онегин находился в поиске любви», а «Обломов любил проводить время в своей постели».

    Совет. Прежде чем ввернуть подобное словцо, сто раз подумайте: надо вам оно или нет? Конечно, на митинге можно назвать определённых чиновников ворами и подлецами, но стоит ли то делать в сочинении, от которого зависит ваше будущее?

    Можно ли «иллюстрировать настоящую дружбу», «рассмотреть общение со всех сторон»? Трудно себе представить, не правда ли? В этих примерах налицо подмена понятий: очевидно, что можно рассмотреть проблему общения, но не само общение, можно привести пример дружбы, но не проиллюстрировать её. Таких ошибок немало в выпускных работах.

    Совет. Представьте себе фразы так, как если бы они были использованы в прямом значении. Какие иллюстрации вы нарисуете к дружбе и как будете смотреть на общение? Вполне закономерно, что возникнут трудности. Это сигнал, что неплохо бы вместо видового понятия использовать родовое.

    Многие мои и не только ученики любят писать фразами а-ля Лев Толстой. Видимо, это создаёт иллюзию собственной значимости. С длинными предложениями есть одна загвоздка: они трудно читаются и немудрено сделать в них много ошибок. Например: «В романе-эпопее Льва Толстого „Война и мир“ мы можем наблюдать пример искренней и чистой любви между двумя героями - Наташей Ростовой и Пьером Безуховым». Звучит красиво и пафосно, но на деле - слишком перегружено ненужными словами. Если вы напишете «Пример искренней любви мы видим в романе Льва Толстого „Война и мир“. Наташа Ростова и Пьер Безухов очень любят друг друга, создают крепкую семью, растят детей» - станет проще и лучше.

    Короткие фразы отдают разговорной речью и неумением преобразовать её в письменную. Допустим: «Поднимается проблема жестокого отношения к животным. Она актуальна сегодня. Люди продолжают убивать животных». По смыслу неплохо, но можно добавить союзы и объединить эти части в одно предложение.

    Совет. Считайте количество слов в сочинении, можно и в отдельных предложениях. Старайтесь не начинать фразы с местоимений, не перегружайте текст причастными и деепричастными оборотами - это не деловые бумаги. Обособления и много придаточных, начинающихся со слова «который», - тоже неудачная идея.

    Паронимы - традиционно сложная тема. Если слова «дипломатичный» и «дипломатический» вызывают у вас панику - это повод заглянуть в словарь паронимов на сайте ФИПИ и в толковый словарь. С паронимами бывают и просто комичные ситуации: «Чичиков нашёл эффектное решение своим проблемам - скупить мёртвые души». Конечно, мертвецов скупают не каждый день, поэтому в своём роде это эффектный бизнес, но всё же точнее будет использовать слово «эффективный».

    Совет. Чаще обращаться к словарю паронимов и толковому словарю, вдумываться в смысл фразы.

    Школьники грешат неопределёнными словами в письменных работах. «Там Онегин влюбился в Татьяну», хотя куда лучше использовать «в деревне». «Автор считает, что это важный вопрос, что нам следует ценить дружбу. Это всегда актуально». Разумеется, по контексту фразы смысл понятен, но перебарщивать со словами вроде «это» или «туда» не стоит - это только вносит смуту в ваш текст и запутывает эксперта. Можно лишиться баллов за последовательность изложения. Оно вам надо?

    Совет. Старайтесь обходиться синонимами, а не местоимениями. Никогда не начинайте абзац с местоимений - сразу будет непонятно, о чём идет речь. Поменьше местоименных наречий, указывайте время и место, пусть примерно. Это лучше, чем написать «там».

    «Играть значение», «Вырвалось с языка», «лил как снег на голову» - странно, правда? Всё это примеры контаминации (смешения) фразеологизмов. Есть «играть роль» и «иметь значение», но почему-то мы норовим поменять местами глаголы в них и создать непонятную гидру. В результате - речевая ошибка и потерянные баллы.

    Совет. Познакомьтесь с фразеологическим словарём русского языка, слушайте песни Высоцкого и Башлачёва - там много расщепленных фразеологизмов. Узнаете, как писать не надо, заодно познакомитесь с русской культурой.

Вам также будет интересно:

Основные черты канадской экономики
Написал для сайт колонку об условиях для бизнеса в Канаде и о развитии технологического...
Омурайс (Omurice) - Рис с курицей и томатами в яичной обёртке Японские блюда омлет с рисом
Люблю я восточную кухню и Японскую в частности =) Сегодня мы будем готовить Омурайс....
Самый простые рецепты пиво из сока березы
Была такая песня “Березовый сок” со словами “…и Родина щедро поила меня березовым соком,...
Оригинальные салаты с нутом
Этот салат я попробовала в одной южной стране. Он должен быть довольно острым и с...
Оригинальный рецепт пельменей в аэрогриле
Описание: Уже вечер, скоро наступит ужин, а готовить нет сил? В такой ситуации выручит...