Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Конспект урока на тему "Мцыри как романтический герой" (8 класс). Урок по поэме "Мцыри" план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему III

Тема урока : «М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания, тема и идея произведения. Композиция».

Цели урока:

    Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения;

    Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

    Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

– О творчестве какого поэта.

Что вы помните о жизни поэта?

Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.

– Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году.
– Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать выражение глаз поэта).
– Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека).

3. Актуализация ранее изученного материала.

– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения)
– Какие произведения на исторические темы вы читали? («Бородино», «Песня про купца Калашникова».)
– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?

(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)

4. Слово учителя.

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.

Одним из них является герой поэмы «Мцыри», которую мы начинаем изучать.

5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа), формулировка цели.

Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю. 1-я Книга Царств

6. Формирование знаний и умений.

А) История создания поэмы. Индивидуальное задание (сообщение ученика ).

Б) Эвристическая беседа по прочитанной поэме.

Цель – выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.
– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?
– По жанру «Мцыри» – поэма. Вспомните определение поэмы.

Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).

– В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит?
– К какому направлению вы отнесли бы поэму «Мцыри» и почему?

(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)

В) Проверочная работа.

– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу

В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.

– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.
– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.

Г ) Индивидуальное задание. (Сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).

– Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
– Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает одна».
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?

Д) Создание проблемной ситуации.

– Как эпиграф связан с темой произведения?

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

– Определите идею.

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Е) Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы.

– В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.) Слайд 9-11.

– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Каков сюжет поэмы?
– В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.

(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма (11 глав). И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)

Вывод: таким образом, композиция рамочная

– Как вы думаете, почему повествование передано герою?

(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).

Ж) Лексическая работа.

– Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

7. Закрепление знаний и умений.

Аналитическая беседа.

– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.

Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание:

    Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

    Раскрыть значение слова свобода по словарю.

    Ответить на вопросы:
    Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.
    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Приложение

ФИО ученика:

1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.

А. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов

Б. Построение художественного произведения

В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности

Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»

Цель: Продолжить обучение анализу художественного текста.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжить изучение поэмы « Мцыри»

2. Дать характеристику Мцыри как романтическому герою.

3. Определить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

4. Продолжить обучение работы с текстом художественного произведения.

Развивающие:

1. Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы.

Воспитательные

1 Воспитывать интерес к творчеству поэта.

2 Воспитывать любовь к Родине, помочь осознать понятия, что без родины нет для человека ни свободы, ни счастья.

Тип урока: проблемный урок, аналитическая беседа;

Оборудование: текст поэмы

Пути анализа произведения: проблемно-тематический, анализ образа главного героя, художественных средств.

Приемы и методы изучения материала : беседа, метод творческого чтения, анализ.

Ход урока

(Эпиграф к уроку)

Что за огненная душа,

Что за могучий дух,

Что за исполинская натура у этого Мцыри!

В. Г. Белинский

1. Проверка домашнего задания.

Учитель: На дом вам было дано задание: найти в тексте поэмы лирические отступления. Кто справился с заданием? Для чего же они нужны?

( Лирические отступления, описывающие природу, пейзаж - неотъемлемая часть романтического произведения

Вступительное слово учителя:

На прошлом уроке мы начали знакомство с поэмой «Мцыри», написанной в 1839 году.

Учитель: Какой вывод мы сделали на прошлом уроке?

Ученик: Поэма Лермонтова - это романтическое произведение, в основе сюжета которого лежит традиционная романтическая ситуация-бегство из неволи. Учитель: Сегодня на уроке мы проанализируем образ главного героя. Подумаем и над тем, актуальны ли сегодня проблемы, затронутые почти 2 века назад Лермонтовым.

Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи? Мцыри.

По-разному оценивают этот образ литературоведы и критики:

    Мцыри – это герой с демоническими чертами. (Н. Котляровский)

    Мцыри – христианин, который исповедуется перед смертью. (А. В. Моторин)

    Мцыри –это «естественный человек» с цельной и страстной натурой. (Ю. Манн)

А вот какую оценку ему дал великий русский критик 19 в. Виссарион Григорьевич Белинский, запомните это имя, в 9 классе вам предстоит познакомиться с ним.

(читаю эпиграф).

Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием критика о характере Мцыри? Докажите или опровергните высказывание, аргументируя ответ примерами из текста.

Ответы учеников.

2. Беседа по тексту.

Учитель: Какова же главная страсть героя?

Ученик: Стремление жить полно в мире борьбы и свободы на далёкой любимой родине.

Учитель: Скажите, а что такое свобода?

- ответы учеников

Учитель: Каждый понимает свободу по-своему. А что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

А) Давным-давно задумал я В) Я мало жил, и жил в плену,

Взглянуть на дальние поля, Таких две жизни за одну,

Узнать, прекрасна ли земля, Но только полную тревог,

Узнать, для воли иль тюрьмы Я променял бы, если б мог.

На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь Г) …Я цель одну

Прижать с тоской к груди другой, Пройти в родимую страну

Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.

Ученик: Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

Учитель: О какой характерной черте романтизма мы можем здесь говорить?

Ученик: Романтический герой – бунтарь, враждующий с миром или обществом, часто непонятый им.

Двоемирие (мир реальный и идеальный).

Учитель: Что же увидел Мцыри на воле, что узнал о жизни во время своих скитаний? Проанализируйте их.

Ответ: (цитаты из гл.6,9,10,11)

Учитель: Кто может сделать вывод?

Ученик: Его поражает богатство и многообразие природы. Серые «мёртвые стены монастыря противопоставлены живому миру. В этих строчках чувствуется его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней. Ребята, мы с вами понимаем, что пейзаж в поэме играет большую роль.

Учитель: Что можно сказать о человеке, который так воспринимает природу?

( Прочтите описание утра. Гл.11 –от слов « Кругом меня…//до слов

Я в нём глазами и душой тонул»)

Ученик: С этого утра начинается для Мцыри познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Поэтически возвышенная душа позволяет Мцыри сравнить вольную жизнь с раем. Перед смертью это сравнение приобретает ещё более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.

Учитель: Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?

А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев) –

. Учитель: Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?

Он был, казалось, лет шести.

Как серна гор, пуглив и дик .

И слаб и гибок , как тростник,

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов . …

…Даже слабый стон из детских

губ не вылетал

И тихо, гордо умирал.

Бродил безмолвен, одинок

Вывод. Черты, заложенные природой: могучий дух, гордость, сила воли.

Сопоставьте цитаты, подберите синонимы:

Могучий дух его отцов” (сильный, смелый);

Душой дитя” (чистый, беспомощный, неопытный);

Судьбой монах” (божий человек, чистый).

Учитель:

А какие же художественные средства выразительности речи использует поэт, рисуя своего героя?

Ответ: Гиперболы (гл.8). Они говорят о широте натуры, о стремлении к свободе, о независимости.

Метафоры (гл.3,15) Показывают стремление к воле, говорят о силе характера.

Сравнения (гл.9,21) Говорят о слиянии с природой.

Эпитеты (во многих главах) говорят о стремлении к свободе.

Учитель: Оказывается, что портрет Мцыри создать почти невозможно. Эпитеты очень разные, не поддаются образному восприятию, только чувственному.

Вывод. Учитель: Богатство изобразительно - выразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя. Но если у героя богатый внутренний мир, этого ещё недостаточно, чтобы назвать его романтическим героем. Герой должен совершать поступки, должен действовать.

Учитель: Что же успел совершить Мцыри на воле?

Ученик: (занесём в таблицу).

Черты характера

Цитаты (одна – две)

Бегство из монастыря, попытка

Встреча с грузинкой

Бой с барсом


1.Бегство из монастыря, попытка Это дало пьянящее чувство свободы.

найти дорогу домой.

2. Встреча с грузинкой. Вызвала «сладкую тоску», желание

любить и быть любимым.

3. Бой с барсом. Мцыри познал счастье борьбы и

восторг победы.

Учитель: Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом. Каким?

Ученик: ЖИЗНЬ! . В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Учитель: Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри?

Ученик: Это значит находиться в постоянном поиске, в тревоге, бороться и побеждать, а главное - испытывать блаженство «вольности святой».

Учитель: В этих переживаниях и раскрывается характер романтического героя. Таков Мцыри!

Почему же погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет игра « Незаконченное предложение»

Истоки трагедии Мцыри –это условия _________________________________________. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его ______________________и

привели к_________________________.

Его последнее предсмертное желание – ___________________________________________.

Это не примирение, а победа: жизнь обрекла его на ________________________, а три дня воли дали_________________________. Поэтому его гибель вызывает _____________________ за Мцыри.

Обстоятельства, в которых оказался Мцыри с детства лишили его связи с людьми, с родным домом – эта неудовлетворённость жизнью и привела его к гибели.

Учитель: Какова последняя просьба главного героя?

Ученик: ( Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста…

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт …)

Учитель: Почему же, несмотря на гибель героя, поэма не кажется нам мрачной, исполненное отчаяния и безнадёжности?

Ученик: Гибель Мцыри нельзя назвать поражением и смирением, он боролся, хотел изменить жизнь, сумел узнать, что такое свобода; испытал счастье борьбы и радость слияния с миром.

Учитель: Эти выводы и позволяют назвать Мцыри романтическим героем. Личность Мцыри многогранна, так как впитала в себя картины родной природы.

Мцыри-отражение свободолюбивых идей самого Лермонтова.

Литературная игра.

"Жёлтая шляпа" - похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.

"Чёрная шляпа" - отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

"Зелёная шляпа" - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.

"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.

Мозговой штурм (идея создания оригинального памятника Мцыри)

Сегодня мы завершаем разговор о произведении, написанном немногим менее двух веков назад. А сегодня, в нашем прагматичном 21 веке новых технологий, есть ли сегодня место проблемам и чувствам, о которых размышлял Лермонтов?

Ответы учеников

Домашнее задание.

1. Отрывок наизусть. Выразительное чтение (необходимо проанализировать, передать все чувства, эмоции). Отрывок должен быть логически и по смыслу закончен. Объем: не менее 26-30 строк.

2. Н. В. Гоголь «Ревизор» читать полностью

3. Презентация по биографии Н.В.Гоголя, история создания

Мцыри как романтический герой

(Урок литературы в 8 классе)

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ «Лесколовский центр образования»,

Ввсеволожский район, Ленинградская область

Дудникова Любовь Семеновна

Мир совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение .

Идея двоемирия

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте

Развивающие:

Развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к творчеству поэта

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010, презентации «Поэма «Мцыри», «Общая характеристика романтизма как литературного направления»

План урока

1. Организационный момент.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока «Мцыри как романтический герой». Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, познакомимся с понятием романтизма как литературного направления, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2.Проверка домашнего здания.

Вопросы:

Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

2.1Сообщение «История создания поэмы «Мцыри».

2.2 Работа с презентацией «Поэма «Мцыри» .

Вопросы:

Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф. Сообщение «Истолкование эпиграфа к поэме»

Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”.
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?

Как эпиграф связан с темой произведения?

Определите идею.

Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Презентация 2 Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (Повторение литературоведческих понятий, применение понятий при анализе поэмы «Мцыри»)

Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят обычно поэмы к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема – изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (То, о чем пишет автор)

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

Идея – главная обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов. (Позиция автора, то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает)

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Сюжет – основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения.

Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни. Такая композиция называется «рамочной».

Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

3. Образ Мцыри как романтического героя.

- Расскажите кратко о содержании произведения

а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) встреча с грузинкой

в) бой с барсом

Презентация 3 Общая характеристика романтизма

1.Романтизм – художественное направление в литературе, характерное для литературы стран Европы, России и США и выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности. В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года

2.Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией.

3.Романтический пейзаж: море, горы – символы величия, свободы, непокорности.

4.Писатели – романтики необычны во всем:

Темы романтических произведений: судьба отечества, памятники литературы, фольклор

Герои – яркие, незаурядные личности

Сюжет запутанный, овеянный дымкой таинственности

Необычен язык и стиль романтических произведений.

5.Главная ценность романтического героя – его свобода и идеалы. Романтический герой неотделим от авторского «я» и является носителем истинно человеческого авторского начала, которого лишена действительность.

6. Романтическое двоемирие: стремление романтического героя к идеальному миру, находящемуся за гранью земного. От тусклого, унылого, скучного «здесь», к очаровательному «там».

Сообщение «Мцыри» - романтический герой».

8. Рефлексия.

А) Цифровой диктант

Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?
Да – 1
Нет -0

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0

Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:

В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

9. Организация домашнего задания:

    Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”. (1 группа)


    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.(2 группа)

    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя. (3 группа)

    Выучить понравившийся отрывок наизусть (1 главу)

Конспект урока на тему: «Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)»

31.01.2016 2283 383 Рау Наталья Васильевна

Класс: 8 «Б»

Предмет: русская литература

Тема: Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

Учебно - воспитательные цели:

Образовательная: содействовать формированию умений и навыков анализа поэмы «Мцыри», определения темы, идеи произведения;

Развивающая : способствовать развитию памяти, логического мышленияучащихся.

Воспитательная : продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: нетрадиционный (урок-путешествие)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, поисковый, словесный

Оборудование, наглядные пособия: доска, учебник, ИД, карточки, тесты

Форма организации учебных занятий , применяемые на уроке:

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию. Притча.

Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.

Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

Король рассмеялся:
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу.
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.

Помолчав, король ответил:
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку.

3. Запись темы. Цели урока-путешествия.

Знание понятий «поэма», «романтизм», биографических сведений о М.Ю. Лермонтове, развитие умений анализировать стихотворные произведения.

Ребята! Работать вы будете в группах (2).

4. Путь на Кавказ. Знакомство с М.Ю. Лермонтовым. ( Просмотр видео).

5. «Горное препятствие».

1.Что такое поэма?

Поэма- крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом.

2.Что такое романтизм?

Романтизм - литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века.Русский романтизм – это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием.

3.Мцыри – это?

Мцыри – это отшельник, монах.

6. «Литературная тропинка».

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага ____________он, и вой (почуял)

Протяжный,_________ как стон (жалобный)

Раздался вдруг... и начал он

Лапой рыть песок, (сердито)

Встал на ______, потом прилег, (дыбы)

И первый _______скачок (бешеный)

Мне страшной смертью _______... (грозил)

7. «Литературный поединок».

Дискуссия: Свобода Мцыри. Свобода монахов.

8. Физминутка.

9. Синквейн «Мцыри».

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

10. «Тестовый спуск ».

1. Определите жанр произведения.

А) баллада В) поэма-исповедь С) элегия Д) притча

2. Что можно назвать символом свободы в поэме?

А) степь В) барса С) Кавказ Д) девушку-грузинку

3. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

В) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

С) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

Д) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

4. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

А) анапест В) амфибрахий С) дактиль Д) ямб

5. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

А) побег из монастыря В) бой с барсом С) встреча с грузинкой Д) гибель Мцыри

1.В. 2. С. 3.Д. 4. Д. 5.В.

11.Итоги.

Тема и идея поэмы. Почему гибнет Мцыри?

12.Домашнее задание – выучить отрывок из поэмы, написать эссе «Свобода – это…».

12.Подведение итогов. Выставление оценок. Комментирование. Рефлексия.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

НА ТЕМУ

«СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ»

ПО ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

Учитель Хайло Е.В.

ЦЕЛИ:

образовательные : продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы его изображения, организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.

развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы, развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения, закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

воспитательные: воспитывать интерес к тв-ву поэта.

ТИП УРОКА: формирование знаний и умеий.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме на электронном носителе, таблица, учебник литературы п\р Г. И. Беленького 8 кл., изд-во «Мнемозина» 1999г.

ПЛАН УРОКА

    ОРГМОМЕНТ

    МОТИВАЦИЯ

    ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

    ПРОВЕРКА Д/З

а) лексическая работа

б) сообщения учеников

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

а) аналитическая беседа

б) аудирование (слушание выразительного чтения в исполнении профессиональных чтецов)

в) самостоятельная работа

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ

а) создание проблемной ситуации

б) эвристическая беседа

    РЕФЛЕКСИЯ

    ОРГАНИЗАЦИЯ Д/З.

ХОД УРОКА

1. ОРГМОМЕНТ

2. МОТИВАЦИЯ

Соберите разрезанное высказывание

«ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА, знают лишь те, кто готов умереть за нее».

Объясните смысл высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермене де Сталь.

(ответы детей)

Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи - Мцыри.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.

Т. о. Тема сегодняшнего урока - СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ. Соответственно ЦЕЛЬ нашего урока - раскрыть особенности характера Мцыри.

А эпиграфом к уроку послужит высказывание известного русского критика В. Г. Белинского: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри».

Как по вашему мнению, что значит исполинская натура?

(необычайно широкая, свободная).

А каково значение слова «СВОБОДА» по словарю В. И. Даля?

4. Д\З

а) ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

У Даля «свобода» - своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

А как трактует это понятие С. И. Ожегов, автор современного толкового словаря?

(возможность проявить свою волю, отсутствие стеснения и ограничений, состояние того, кто не находится в заключении, в тюрьме).

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ СМЫСЛА ЗАДАНИЯ.

Так что же значит СВОБОДОЛЮБИВЫЙ?

(Ценящий и любящий свободу).

Таков ли характер у Мцыри, мы постараемся сегодня на уроке разобраться. Но мы с вами знаем, что характер человека закладывается с детства (вспомним Петра Гринева). Поэтому предлагаю сначала вспомнить историю короткой жизни Мцыри, начав с того, каким образом тот попал в монастырь.

(Сообщения А. Бурлака или С Мельницкого)

Какое впечатление производит на вас Мцыри-ребенок?

(Это одинокий несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой).

5. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

а) АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Жизнь Мцыри в монастыре.

Но уже здесь формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (окружающая обстановка, люди и то, что заложено природой, передано с молоком матери, т. е на генетическом уровне).

Какие же это черты? Найдите в тексте.

.. он был, казалось, лет шести......

.. Бродил безмолвен, одинок...

ВЫВОД:

Его мы запишем в таблицу, отражающую черты хар-ра Мцыри. И главная его черта - это Могучий Дух. Вспомните: «Он тихо гордо умирал». (ТАБЛИЦА)

Подумайте, дает ли Лермонтов конкретный портрет героя? Почему нет? (Автор дает лишь обобщенный портрет, т. к. такова была судьба многих горцев).

Художественные приемы (эпитеты и сравнения), используемые автором, не поддаются образному восприятию, а только чувственному и являются тому подтверждением.

О чем же мечтает юноша? (Увидеть Родину)

Найдите в тексте и прочитайте, какой он ее представляет.

    И это не просто мечты: это одна, но пламенная страсть, которая сравнивается с червем.

  • Объясните это сравнение. (Страсть завладевает человеком, добирается до каждого уголка его души, поглощает его также, как червь лишает жизни яблоко. Т. о. Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри.

    Какова же цель побега Мцыри? Почему она его так гложет? Ответ подтвердите цитатами из текста.

* Я мало жил, но жил в плену..

Таких две жизни за одну

Но только полную тревог

Я променял бы, если б мог.

*Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

* Задумал я взглянуть на дальние поля...

* Я цель одну - пройти в родимую страну

Имел в душе.

ВЫВОД:

Какая же черта хар-ра двигала им?

(жажда свободы, воли, т. к. представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным - значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.

    А объясните, почему Мцыри убежал в грозу?

(зов природы. Гроза - идеальное время для побега. Сама природа помогает Мцыри.

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОЭМЕ.

(ГЛАВЫ 9, 10, 11).

    Что увидел Мцыри и узнал о жизни во время скитаний?

(гл. 6, 9, 10, 11).

ВЫВОД: Природа прекрасна, а значит, и жизнь прекрасна. Быть с Природой вместе - значит быть свободным. Значит, только там он свободен. Обратите внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой. Как характеризуют они юношу?

(подчеркивают его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому: шакал кричал и плакал, как дитя). И барса он тоже сравнивает с человеком и говорит: «Обнявшись, крепче двух друзей». И даже когда юноша побеждает дикого зверя, все равно считает его достойным противником.

    Таким образом, личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль, т. к. дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания хар-ки Мцыри. Значит, через понимание природы раскрывается еще одна черта хар-ра героя. Какая?

ЧУТКОСТЬ ДУШИ, его любовь к жизни, ко всему прекрасному. Не каждый способен видеть, замечать красоту природы. Например, монахи.(ТАБЛИЦА)

    Эту черту мы видим благодаря использованному Лермонтовым приему АНТИТЕЗЫ, т. е. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ. Мцыри поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни.

ВЫВОД: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяет ему сравнить вольную жизнь с раем.

    Но природа не только прекрасна, она и опасна. (здесь водятся ядовитые змеи, дикие животные).

    Какую роль играют эти опасности?

(Подстерегая Мцыри, они все-равно близки его душе, как и молнии, к-рые озаряли его путь во время бегства из монастыря).

    Но ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он успел увидеть, но и с тем, что успел совершить.

    Что же совершил Мцыри и как раскрылся здесь его характер?

* Бегство из монастыря дало ему ощущение единения с природой.

* Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску - способность любить. (ТАБЛИЦА)

Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям. К которым так стремился всю жизнь?

(Это еще не его родина, не его край отцов).

* Бой с барсом. Почему он с ним сразился? Ведь мог спокойно уйти или переждать, чтобы тот его не заметил.

(Мцыри хотел познать счастье борьбы, восторг победы, узнать свою силу, смелость). Еще одна черта - стремление к самопознанию. (ТАБЛИЦА)

    ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА В ИСПОЛНЕНИИ заслуженного артиста Чеченской республики РАМЗАНА УМАЕВА.

Итак, каким словом можно объединить все эти переживания? ЖИЗНЬ.

    Что же значит жить для героя?

(находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и главное, испытывать блаженство свободы).

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

    В начале урока Мы говорили о МЦЫРИ как о пленнике, жившем в монастыре. Он многого не знал о себе, т. к только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

    Что же узнал о себе Мцыри, очутившись на свободе?

* Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т. е становится целеустремленным.

* Он узнал, что смел и бесстрашен.

* Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы прийти в родимую страну.

* Что он вынослив. Истерзанный барсом, он собирает остатки сил и пытается выйти из леса.

    В чем же заключается особенность хар-ра Мцыри? Можно ли ответить словами Белинского?

    Да, Мцыри - это могучая натура. Он стремится к счастью, к-рое возможно только на свободе. Он живет лишь этой целью и готов на любые жертвы ради ее осуществления. Даже готов отдать жизнь.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.

(Это романтическая поэма, т. к. Мцыри одинок, имеет яркий хар-р, стремится к свободе, его не понимает общество. В данном случае монахов.

    Кроме того, действие поэмы происходит среди вольной и могучей природы Кавказа, символом величия, непокорности и свободы которой являются горы.

    А если поэма - романтическая, то кем будет герой?

(Романтиком, т. к. для романтика вся жизнь - борьба.

7. ОБОБЩЕНИЕ.

    • Почему же погиб этот мужественный герой? Ответить на этот философский вопрос вам поможет опора, данная в карточке.

КАРТОЧКА

    • Почему погиб Мцыри?

Истоки трагедии Мцыри - это условия.....

Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его …................................................................... .. и привели к …......................................................................

Его последним предсмертным желанием стало …...........................................................................................

Это не примирение, а победа. Жизнь обрекла его на.........................................................................................., а 3 дня на воле дали...........................................................

Поэтому его гибель вызывает............................................за Мцыри.

8. РЕФЛЕКСИЯ

    Вы тоже живете в районе Кавказских гор. Вы можете назвать себя романтиками? Чувствуете ли вы себя одинокими и в тюрьме? Стремитесь ли вы познать себя? Нужно ли вам для этого сразиться с барсом? Подумайте. Может быть, размышления об этом помогут написать сочинение - миниатюру.

    1. Что для Мцыри - свобода?

    2. Чем Мцыри близок самому Лермонтову и мне?

Я даю вам свободу выбора.

Вам также будет интересно:

Гороскоп на май козерог женщина точный
Безусловно, май этого года может стать для Козерогов идеальным временем, чтобы проявить...
Карта таро башня, ее значение, внутренний смысл
Карта изображает Вавилонскую башню. Согласно Библии, однажды люди всего мира решили вместе...
Приснилась Мама во сне, к чему это
Сонник: Сонник Дениз Линн (краткий) Сонник Мать Может отражать ту часть вашей личности)...
Восковое гадание: как гадать и значение символов
Такой древний магический ритуал, как гадание на воске и воде, позволяет сделать самый...
К чему снятся морские животные
Нередко нам снятся сны о рутинной работе, постоянных делах и трудовых буднях. Но что...