Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Кашмир: вечная война Северо-Западной Индии. Джамму и кашмир Кашемир город в индии

Кашмир

С.А. ГОРОХОВ
канд. геогр. наук,
старший преподаватель кафедры экономической
и социальной географии
Московского педагогического государственного университета

Джамму и Кашмир - спорная область, находящаяся в самом центре так называемой евразийской «дуги нестабильности»; здесь сходятся границы пяти государств (Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана) и три крупнейшие религии - ислам, индуизм и буддизм. Кашмир граничит с Пакистаном на западе, с Афганистаном - на севере, со Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая - на востоке и со штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб - на юге.
Вот уже более 50 лет Кашмир служит ареной вооруженных столкновений между Индией и Пакистаном. Причина этому - геополитическое положение Кашмира на стыке Центральной и Южной Азии. Для Индии, Пакистана и Китая эта территория имеет жизненно важное значение. Горы Кашмира господствуют над Пенджабской равниной, где проживает более 100 млн человек и где располагается крупная продовольственная база Индии и Пакистана. Именно здесь, в Пенджабе, находятся крупнейшие города и промышленные центры этих государств, в том числе их столицы - Дели и Исламабад. Обстановка в индийской части Пенджаба постоянно осложняется из-за стремления сикхских экстремистов отделить штат Пенджаб от Индии. Без контроля над Кашмиром удержать Пенджаб в составе республики правительству Индии будет очень сложно. Для Китая восточный Кашмир - это единственная связь с западной частью Тибета, одной из самых неспокойных провинций, ослабить контроль над которой китайское руководство никогда не согласится.

В настоящее время территория исторического княжества Кашмир на севере Южной Азии в политическом плане де-факто подразделяется на три зоны.

Азад Кашмир

Непризнанное самопровозглашенное государство, целиком контролируется Пакистаном и зачастую включается в территорию этой страны.

Территория - 13 тыс. км 2
Население - 3,6 млн чел. (2002) *
Столицей провозглашен Музаффарабад (19 тыс. жит., 2002)
Официальным языком считается урду
Административное деление - 5 округов

Северные территории

Районы бывшего княжества Кашмир, оккупированные Пакистаном в конце 40-х годов ХХ в.

Территория - 72,5 тыс. км 2
Население - 1 млн чел. (2002)
Административный центр - Гилгит (9 тыс. чел., 2002)
Официальный язык - урду

Джамму и Кашмир

Один из 28 штатов Индии. Официальные индийские власти включают в его состав Азад Кашмир и Северные территории, но ниже приведены данные по той части территории штата, которая контролируется Индией

Территория - 101,4 тыс. км 2
Население - 10,5 млн чел. (2002)
Столица - Сринагар (летняя, с мая по октябрь, 930 тыс. чел, 2002), Джамму (зимняя, с ноября по апрель, 393 тыс. чел, 2002)
Официальные языки - урду, кашмири и хинди
Административное деление - 14 округов

Рельеф и климат

В пределах Кашмира можно выделить несколько природных районов, различающихся прежде всего по рельефу и геологическому строению. На крайнем юго-западе тянется узкая полоса Пенджабской равнины с сильно эродированными землями, которые в значительной степени утратили свое плодородие. К северо-востоку она сменяется холмистыми грядами Сивалика высотой до 600-700 м над у.м. и затем Малыми Гималаями (хребет Пир-Панджал с вершиной Татакути, 4743 м). За Малыми Гималаями находится знаменитая Кашмирская долина - обширная межгорная котловина длиной 135 км и шириной 40 км. Средняя высота ее днища 1600 м. Это самая густонаселенная часть Кашмира с крупнейшим городом Сринагар на берегу р. Джелам близ оз. Дал. Среди озер этого района самое крупное - оз. Вулар. На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 м (высшая точка - гора Нункун - 7135 м). Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда. К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 м, а некоторые из них даже превышают 8000 м. Особо выделяется вторая вершина мира - гора Чогори (8611 м), известная также под названиями К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем. Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, обращенную вогнутой стороной к югу. Средние высоты гор превышают 5000-6000 м. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и даже отвесных склонов.

Северные территории.
Хребты Каракорума

В высокогорных районах Кашмира много ледников. Особенно выделяется в этом отношении Каракорум, где площадь ледников превышает 14 тыс. км 2 . Здесь находятся многие крупнейшие ледники мира: Сиачен (длина 76 км, площадь 750 км 2), Биафо, Балторо, Батура, Хиспар и др. Эти гигантские ледниковые системы состоят из основного долинного ледника со множеством боковых ледников-притоков. Конец ледника Батура находится близко от русла р. Хунза и проходящего по ее берегу Каракорумского шоссе, поэтому есть опасность перекрытия этой стратегически важной магистрали. В Больших Гималаях тоже много ледников, но по размерам они уступают каракорумским (крупнейший ледник Ганготри в Кумаонских Гималаях достигает в длину 32 км и имеет площадь около 300 км 2).
Климат в Кашмире сильно меняется даже на небольших расстояниях. Среднее годовое количество осадков в Сринагаре 640 мм, в Джамму - более 1000 мм, а в городе Лех в Ладакхе - лишь 80 мм. В Кашмирской долине 40-50% осадков приходится на период с февраля по апрель. Сельское хозяйство в северных районах Кашмира сильно зависит от снежно-ледникового питания рек. На юге Кашмира климат гораздо теплее, чем в его северных районах. Средняя температура января в Сринагаре составляет –1 °С, июля +21 °С.

Территориальная структура Кашмира

До раздела в 1947 г. индийское княжество Кашмир занимало площадь 222 тыс. км 2 , но уже долгие годы эта территория поделена на сферы влияния Индии, Пакистана и Китая. Индия предъявляет права на всю территорию Кашмира, а Пакистан и Китай их оспаривают. Причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время практически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира площадью 85 тыс. км 2 . В административном отношении из этой территории выделены так называемый Азад («Свободный») Кашмир - не признанное мировым сообществом государство и особая административная единица Пакистана - Северные Территории. Под контролем Китая находится 45,5 тыс. км 2 . Это плато Аксайчин. Таким образом, Индии фактически принадлежит всего около 101 тыс. км 2 территории, которая образует штат Джамму и Кашмир. В штате две столицы: Сринагар - летняя и Джамму - зимняя.
Часто территорию Кашмира делят на четыре области, каждая из которых отличается от других своими природными условиями, историей, этническим и религиозным составом населения. В первую входят индийская провинция Кашмир (северная часть штата Джамму и Кашмир) и находящийся под контролем Пакистана Азад Кашмир. Здесь расположен самый большой город штата - Сринагар.
Вторая область - это индийская провинция Джамму (южная часть штата Джамму и Кашмир), самая густонаселенная часть Кашмира. Здесь находится второй по величине город штата, его зимняя столица Джамму.
Третью область составляет провинция Ладакх (восточная, высокогорная часть индийского штата) и территории, находящиеся под контролем Китая (Аксайчин).
К четвертой области относят Северные Территории (бывшее Гилгитское агентство), контролируемые Пакистаном.

Население

Достоверные данные о численности населения имеются лишь для индийского штата Джамму и Кашмир. Перепись Индии 2001 г. зафиксировала на этой территории 10 070 тыс. человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами идет урбанизация. Значительно выросло за счет притока крестьян и беженцев население обеих столиц Кашмира - Джамму (317,2 тыс. жителей 1) и Сринагара (786,4 тыс. жителей 1). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабад, в 2000 г. проживали 3,6 млн человек.
В Кашмире расселены несколько народностей. Догры, сосредоточенные на юго-западе в районе Джамму, близки к панджабцам, язык которых - панджаби - наряду с догри и хинди принадлежит к caмым распространенным в регионе. Кроме догров в этом районе живут гуджоры (около 1/3 населения). Жители этого района преимущественно индуисты (64%) и мусульмане-сунниты (32%), конфессиональное меньшинство образуют сикхи (3%). Догры исповедуют индуизм и религию сикхов, а гиджоры - ислам.
В Ладакхе большинство населения (54%) составляют народы тибетского происхождения - ладакхи и балти, исповедующие буддизм; их языки иногда рассматривают как диалекты языка бхотия, относящегося к тибето-бирманской группе. В остальной части Кашмира доминируют мусульмане. В индийском Кашмире они составляют более 92% населения, а в Азад Кашмире и Северных Территориях - около 99%. Остальная часть населения - в основном индуисты: это кашмирские брахманы (пандиты), а также выходцы из провинции Джамму.
Штат Джамму и Кашмир - единственный в Индии, где численно преобладают мусульмане, они составляют здесь 64%. В Кашмирской долине основным этническим субстратом являются кашмирцы, основные языки - кашмири и урду.

1 По переписи населения 2001 г.

Исторические корни конфликта

Пастушка в индийской
части Кашмира

Многие конфликты в Азии имеют многовековую историю. Проблема Джамму и Кашмира не является исключением - ей более 1000 лет.
В начале первого тысячелетия до н. э. Кашмир, как и вся северная Индия, заселился индоарийскими племенами. Именно они дали начало самым крупным народам Кашмира - кашмирцам и дограм. Причем именно кашмирцы из-за труднодоступного положения их горных долин и замкнутого образа жизни считаются народом, сохранившим в наибольшей степени черты и обычаи первых арийских поселенцев в Индостане. В те времена практически все местное население составляли индуисты. Во время правления в Индии императора Ашоки (III в. до н. э.) в долины Кашмира проникает буддизм. Район Ладакха становится одним из основных буддистских центров Индии, однако в это время и индуизм еще сохранял здесь сильные позиции. Расцвет индуистского Кашмирского царства относится к VII-VIII вв. н. э. Правившие в это время династии объединили под своей властью всю территорию Кашмира, за исключением Ладакха, где до IX в. властвовали тибетцы.
В VIII в. недалеко от Сринагара был построен знаменитый храм бога солнца Сурьи. С тех пор и до нашего времени кашмирские брахманы (наследственные священнослужители) считаются самой высокой кастой. Они сыграли в истории Индии весьма заметную роль, так как всегда занимали высокие духовные и светские посты. Ярким примером является долго правившая в Индии семья Неру-Ганди, происходящая из среды кашмирских брахманов.
После завоевания Индии мусульманами кашмирские брахманы разработали для новых властителей страны язык урду на основе персидского и санскрита. Теперь урду является государственным языком Пакистана и официальным языком индийского штата Джамму и Кашмир. В настоящее время насчитывается более 500 тыс. кашмирских брахманов (из которых более 100 тыс. - в Кашмирской долине), составляющих 138 эндогамных семей, расселенных по всей территории Индии, где они до сих пор имеют большое влияние.
Но позже кашмирским индуистам пришлось отступить из-за вторжения воинственных племен с запада. В 1346 г. власть перешла к военачальнику Ринчину - уроженцу Ладакха. Будучи буддистом по вероисповеданию, он решил принять веру большинства своих подданных, однако спесивые кашмирские брахманы отказались посвятить его в индуизм. Тогда Ринчин обратился с аналогичной просьбой к мусульманским улемам и принял ислам.
В то время ислам уже был широко распространен на территории Кашмирского царства. Многовековое противоборство индуизма и буддизма значительно ослабило устои этих религий и дискредитировало их в глазах верующих. Поэтому проповедь известного в регионе с VII в. ислама, с его эгалитаризмом и неприятием кастовой системы, нашла большой отклик в широких слоях кашмирского общества.

Старинный форт
в Музаффарабаде -
административном центре
Азад Кашмира

Под властью мусульманских правителей Кашмира находились только его северная и центральная части, что же касается юга (провинция Джамму), то здесь сохранилось господство князей-индуистов из народности догра. Ислам на юге не закрепился, и здесь целиком сохранил свое влияние индуизм. Восточная, труднодоступная часть современного Кашмира - провинция Ладакх - лишь номинально признавала господство султанов Кашмира. Местные князья сохраняли буддизм и поддерживали активные торговые связи с Тибетом. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе.
В Кашмире утвердилась власть догров. Англичане, используя принцип «разделяй и властвуй», поставили индуистских правителей над мусульманским населением, посеяв тем самым семена жестокой вражды между будущими преемниками власти Англии на субконтиненте - Индией и Пакистаном.
В начале XX в. в Кашмире против мусульман был принят целый ряд дискриминационных законов, низводящих их на положение людей «второго сорта». Был ограничен их прием на государственную службу, в особенности на командные посты в администрации и армии. Переход в ислам представителей других религий (особенно индуистов) стал караться конфискацией имущества. Особенно унизительным для мусульман был закон, согласно которому за убой собственной коровы они подвергались десятилетнему тюремному заключению. Все это вызывало недовольство широких масс мусульман княжества правлением раджей-индуистов. В 1931 г. мусульмане подняли восстание, жестоко подавленное махараджей. В 1932 г. шейх Абдулла основывает первую политическую партию Кашмира - Мусульманскую конференцию, которая с 1939 г. стала называться Национальной конференцией Джамму и Кашмира.

Окончание следует

Общая площадь территории штата Джамму и Кашмир - 222 236 км 2 . Под фактическим управлением Индии находится только 101 387 км 2 .

Численность населения штата Джамму и Кашмир - 10,070 млн. чел.
Почти 67 % населения штата составляют мусульмане, около 30 % - индуисты, 2 % - сикхи, остальные несколько процентов делят между собой буддисты и представители других религий.

Официальные языки штата Джамму и Кашмир - урду, панджаби, кашмири, догри, пахари, ладакхи, балти, дадри, годжри и киштвари. Также широко распространены языки хинди и английский.

Столицы штата Джамму и Кашмир: в штате существуют две столицы -Шринагар, район Шринагар (летняя), Джамму, район Джамму (зимняя).

Лучшее время для посещения штата Джамму и Кашмир: По региону Джамму лучше всего путешествовать с марта по октябрь, пик туристической активности приходится здесь на май и июнь. В регионе Кашмира - с апреля по октябрь летний туристический сезон, а с декабря по март - зимний, лыжный. Регион Ладакха доступен для туристов с мая по середину ноября. Туризм в штате напрямую зависит от сезонных дождей и снегопадов, когда закрываются горные перевалы по причине снежных завалов или оползней.

Карта штата Джамму и Кашмир.

История штата Джамму и Кашмир, Индия.

Штат Джамму и Кашмир граничит с КНР на востоке, с Пакистаном на западе, и с Афганистаном на севере. На юге соседями Джамму и Кашмира являются индийские штаты Химачал-Прадеш и Пенджаб. Вопрос о принадлежности территории Джамму и Кашмир Индии до сих пор не закрыт. Пакистан и Китай до сих пор оспаривают свое право собственности на эти земли.

Джамму и Кашмир - это самый северный штат Индии. Его территория почти полностью расположена на западных отрогах Гималайских гор. Начинаясь у низинных районов региона Джамму территория штата простирается до самых вековых ледников региона Ладакх.

Географически, исторически и религиозно штат разделен на три части. Первая из них - регион Джамма, в который входят районы Катуа, Джамма и Самба (ранее был частью района Джамма), Удхампур, Реаси (ранее был частью района Удхампур), Пунч, Дода, Раджаури, Рамбан (ранее был частью района Дода) и Киштвар (ранее был частью района Дода).

Вторая часть Джамму и Кашмира - это регион Кашмирская Долина. Он состоит из районов Анантнаг, Кулгам (ранее был частью района Анантнаг), Пулвама, Шопиан (ранее был частью района Пулвама), Будгам, Шринагар, Гандербал (ранее был частью района Шринагар), Бандипора (ранее был частью района Барамула), Барамула и Купвара.

Третья часть штата Джамму и Кашмир - регион Ладакх. В него входят только два района - Каргил и Лех.

Предания местных народов рассказывают о том, как раджа Джамбулочан основал город Джамму в 14 веке до н.э. Во время охоты на берегу реки Тави он увидел мирно стоящих рядом и пьющих воду льва и козла. Раджа дал своему городу название Джамба, которое постепенно трансформировалось в «Джамму». Название «Кашмир» на санскрите означает «иссушать воду». Согласно индуистской мифологии, когда-то здесь было озеро, которое осушил ведический мудрец риши Кашьяпа для того, чтобы на его месте сотворить долину, настолько живописную и красивую, что ее будут называть не иначе как «раем на земле». Название Ладакх с тибетского языка переводится как «Земля высокогорных Перевалов». И такое название полностью оправдано. Этот захватывающий дух уголок земли также иногда называют «Маленьким Тибетом».

В Махабхарате говорится, что еще до 7 века до н.э. в ведические времена на этих землях правили Камбоджи. Это кшатрийское племя времен железного века. В современно городе Раджаури многие ученые признают столицу этого племени. Немного позже, уже в около 6 века до н.э. в кашмире уже правили Панчалы. Об этом свидетельствует и название одной из частей штата Пир Панджал. В 3 веке до н.э. этот район перешел во владения Империи Маурья. Ашока, властитель Империи, сделал эту долину центром изучения буддизма, на тот момент одним из самых главных.

Еще в 1 веке н.э. Ладакх еще был частью Империи Кушана и не относился к Кашмиру. Смешанное индо-арийское население этих земель исповедовало бонизм, древнюю религию, верование местных племен с шаманистскими и анимистскими чертами. Но постепенно в Ладакх из Кашмирской долины проникал буддизм и становился там все более популярным. Число его последователей увеличивалось, а со всей Центральной Азии и со всего Востока и сюда приходили монахи для обучения у знаменитых учителей. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические источники нескольких последующих веков. Несмотря на то, что большей частью регион Ладакх развивался самостоятельно, в 8 веке он оказался предметом разногласий развивающегося «большого» Тибета с восточной стороны и Китая, чье влияние, проникающее через перевалы из Центральной Азии, становилось все ощутимее. Власть над этими землями по несколько раз была в руках каждой из сторон. Только в 842 году потомок древнего тибетского царского рода Ньима Гон объявил об отделении своих территорий от Тибетской Империи и основал в Ладакхе собственную династию. Несколько последних столетий Лакакх развивался исключительно как центр буддизма, и почти все его население занималось его проповедованием и изучением, являясь последователями этой религии.

Но уже в 13 веке в Кашмире появилась новая религия, появившаяся здесь благодаря суфийским мистикам. Этой религией стал ислам. После его появления влияние индуизма и буддизма начали ослабевать. В 1323 году мусульманство принял даже король Ринкана из новой правящей ладакхской династии, несмотря на то, что большинство его соотечественников предпочло исламу буддистский путь развития под покровительством религиозных деятелей буддистского Тибета. Но под влиянием суфийских мудрецов очень быстро исламинизировались земли современных районов Джамму и Кашмирской Долины. К 14 веку большую часть здешнего населения уже представляли мусульмане. В первое время мусульмане и буддисты вполне мирно сосуществовали на одной территории. В большей мере этому способствовали традиции суфийского ислама, так как во многом они разделяли индуистские традиции кашмирских пандитов, как называли местное индуистское сословие. Индуисты, буддисты и мусульмане долгое время в одних и тех же храмах поклонялись одним и тем же святым. Но со временем со стороны мусульманских правителей начались открытые и повсеместные преследования иноверцев, разрушения их святынь. Мусульманский Султан Сикиндар Бутшика (период правления 1389-1413 гг.) со своим министром Саиф уд-Дином проявляли особое усердие в борьбе с неверными. Ими был отдан приказ об уничтожении «всех золотых и серебряных изображений», подразумевая огромное количество буддистских и индуистских предметов религиозного культа. Ладакхское же население на протяжении нескольких столетий до 17 века большей своей частью оставалось буддистами. В 1470 году король Лхачеган Бхаган объединил все земли, находящиеся под властью династии Намгиял, и буддистские традиции продолжали укрепляться и развиваться на этой территории, несмотря на регулярные рейды мусульман с соседних территорий. Но, тем не менее, частичный переход населения в ислам в Ладакхе все же имел место, но без притеснений со стороны правительства.

В 1586 году в Кашмир вторглись войска императора Акбара из династии Великих Моголов, а через два года эти земли были включены в состав его Империи. Своим наместником на территории Кашмира Акбар назначил Рамчанда I, который считается официальным основателем города Джамму. Название городу было дано в честь Джамва Мата, индуистской богини. В начале 17 века королевству династии Намгиял, которое к тому времени расширило границы своих владений до Непала и присоединившему к себе Занскар и Спити, пришлось столкнуться с Империей Великих Моголов. Но, не смотря на то, что Намгиялы были разбиты Моголами, Ладакх остался независимым. Также эту независимость ладакхцам помогли восстановить кашмирцы, когда в середине 17 века Намгиялы были завоеваны Тибетом после того, как выступили против него в поддержку Бутана. Но такая поддержка кашмирцев имела свою цену. В обмен на нее в Лехе кашмирцами была построена мечеть, а самому королю пришлось принять ислам. Окончательное соглашение между Ладакхом и Тибетом, которое урегулировало все спорные моменты, было подписано в 1684 году.

В 1752 году власть над Кашмиром была захвачена афганским султаном Ахмад Шахом Дуррани. В 1757 году он также осадил Дели, но позволил Великим Моголам остаться на троне взамен признания ими его власти над Пенджабом, Синдхом и Кашмиром. Своим наместником над этими землями он сделал своего сына Тимур Шаха, а сам вернулся в Афганистан.

В королевстве Джамму после смерти потомка Рамчандры I Ранжита Део, в 1780 году к власти пришли сикхи-догры под предводительством Ранжит Сингха. Они же захватили в 1819 году Кашмирскую Долину, а в 1834 под руководством Зоравара Сингха сингхи вошли в Ладах и захватили его. Эта операцию приказал провести раджа Джамму Гулаб Сингх, внучатый племянник Ранжита Лео. На эту должность он был назначен в 1820 году за проявленные заслуги при захвате Кашмира.

В 1842 году вспыхнуло восстание ладакхцев, но оно было подавлено, и княжество Джамму и Кашмир окончательно включило в свой состав все три региона.

Во время Англо-Сикхской войны, начавшейся в 1846 году, Гулаб Сингх, наследник Раджи Джамму, предпочел остаться в стороне от конфликта, пока в 1847 году ему не пришлось выступить посредником в переговорах с британцами после того, как в битве при Собраоне они разгромили сикхов. За денежную компенсацию он получил от британцев право управлять почти всеми землями Джамму и Кашмир от имени британской короны. После смерти Гулаб Сингха власть в княжестве перешла в руки его сына Ранбира Сингха. Позднее, в 1857 году ему удалось установить также свой контроль и над Ладакхом. В этом же году вспыхнуло восстание Сипаев, и Ранбир Сингх, приняв сторону британцев, получил в благодарность право на подконтрольное Великобритании автономное княжество на своих землях.

Хари Сингх, внук Ранбир Сингха, занял свое место на троне Джамму и Кашмира в 1925 году.

Кроме того, что этот индуистский махараджа не пользовался популярностью среди мусульман, составлявших к тому времени большую часть населения княжества, его внутренняя политика еще больше отдаляла его от народа. Он принял множество законов против мусульман, в том числе законы о недопущении их на военную и гражданскую службу, законы о запрете всякой политической активности среди мусульманской части населения, которая составляла более 77% населения. Даже исламские религиозные церемонии были обложены налогами. В 1931 году войска Хари Сингха разрушили три мусульманские деревни за антиправительственные проповеди и сожгли заживо обитателей этих деревень.

В результате подобных репрессий в 1947 году, в преддверии принятия независимости Индии, мусульманами было создано официальное законодательное собрание, правда, нелегитимное, и потребовали присоединения своих территорий к Пакистану. Согласно условиям соглашения о разделении Британской Индии, у автономных княжеств было право самостоятельного выбора страны, к которой будет присоединена территория - Индия или Пакистан. Не исключался также вариант их полной независимости. Но махараджа стал всячески оттягивать принятие этого решения, по мнению некоторых историков именно для того, чтобы получить независимость этих земель. Но в октябре 1947 года в Кашмир вторглись пуштунские ополчения, поддерживаемые Пакистаном и махарадже пришлось подписать соглашение о присоединении земель к Индии, получая в обмен на такое решение поддержку индийской армии.

Получив приказ к действию, индийская армия вошла в Джамму и Кашмир с целью предотвращения дальнейшего проникновения пуштунских боевиков и вытеснения их за пределы княжества. В результате проведенных операций довольно большая часть территории была освобождена, но пакистанские войска, которые вмешались после начала этих военных действий, зафиксировали фронт по границе, которая получила название Линии Контроля.

Индийское правительство было вынуждено обратиться в ООН. Был подан запрос по сложившейся ситуации, с просьбой принять решение. В результате ООН своим решением потребовало от Пакистана освобождения оккупированных территорий, а от Индии - проведения всенародного плебисцита для выяснения мнения местного населения. Ни одна из конфликтующих сторон предписания ООН не выполнила. Пакистан оставил свои войска на территории княжества, утверждая, что соглашение было подписано махараджей уже после того как индийские войска были введены. А Индия, в свою очередь, ссылаясь на то, что земли до сих пор оккупированы боевиками, не стала проводить плебисцит.

Соглашение о прекращении огня между Индией и Пакистаном было подписано в конце 1948 года, но оккупированные районы продолжали оставаться под контролем Пакистана. Уже в следующем году Хари Сингх был вынужден передать правление штатом Джамму и Кашмир в руки национального лидера Шейха Абдуллы, а сам покинул территорию штата.

Шейх Абдулла придерживался политики широкой автономности штата в составе Индии. Во время его правления в регионе, до самой его смерти в 1982 году, сохранялось относительное спокойствие.

Сложные отношения у индийского правительства складывались с коммунистическим Китаем. Правительство этой страны никогда не признавало границ, определенных соглашениями о границах в регионе, которые в 19-20 веках подписывались между Великобританией, Россией, Тибетом и Афганистаном. В 1949 году китайское правительство перекрыло границу между Синьцзяном и долиной Нубра. Таким образом, был перерезан древний торговый путь. А в 1955 году китайцы начали тайное строительство военной дороги по восточной территории Джамму и Кашмир, сегодня известной как Аксай Чин. Эта дорога предназначалась для улучшения военного снабжения между Западным Тибетом и Синьцзяном. До 1957 года индийское правительство о строительстве этой дороги ничего не знало. Но Китай вскоре опубликовал свои обновленные карты, на которых эта безлюдная и пустынная территория была обозначена как принадлежащая Китаю. С этого момента обе стороны начали вводить на эти земли свои войска, и в 1962 году Шино-Индийская война сменила постоянные приграничные стычки. В результате китайские войска оккупировали спорную территорию, а после этого, 20 ноября 1963 года, в одностороннем порядке прекратили огонь. Также Китай получил оккупированную им область недалеко от ледника Сиачен, к северо-западу от него. Это был транс-каракорумский тракт в долине Шаксгам.

К 1965 году пограничные стычки между войсками Пакистана и Индии участились. В дополнение к сложной ситуации спецслужбы Пакистана начали секретную «Операцию Гибралтар», целью которой было наводнение Кашмира подрывными элементами. Пакистанцы были уверены в том, что местное население с радостью поддержит освободительные движения, а индийская армия, разбитая и ослабленная китайцами в 1962 году, не станет большой проблемой в случае начала крупномасштабных действий. В ходе операции исламистские боевики и пакистанские кадровые военные, в количестве нескольких тысяч, переодетые в гражданское, перешли Линию Контроля и проникли на территорию Индии. Но, так как план был плохо продуман и скоординирован, то очень быстро был раскрыт. Многие участники операции были арестованы и допрошены спецслужбами Индии. Индийские войска, в ответ на подобные действия со стороны Пакистана, пересекли Линию Контроля 15 августа 1965 года и положили начало Второй Индо-Пакистанской войне, которая фактически закончилась победой Индии. 22 сентября этого же года Совет Безопасности ООН принял резолюцию о безоговорочном прекращении огня с обеих сторон и возвращении статуса кво, на момент начала военных действий.

В 1971 году Индия была вовлечена в жестокую гражданскую войну, которая развернулась на территории Восточного Пакистана, современной территории Бангладеш. Кроме основных боевых действий пакистанцы предприняли попытку вторжения на территорию Кашмира. Полагая, что индийские войска не будут в состоянии эффективно действовать на двух фронтах одновременно, пакистанцы ошиблись. Их войска были остановлены и отброшены, большое количество военнослужащих было убито, а еще большее взято в плен. Индии даже удалось захватить около 14 000 км 2 раннее оккупированной пакистанцами территории Кашмира, но в результате мирного соглашения от 3 июля 1972 года в качестве жеста доброй воли Индии пришлось вернуть эти земли Пакистану.

В 1984 году индийские войска зашли на ледник Сиачен, также являющимся предметом индийско-пакистанских разногласий. Также ввел сюда свои войска и Пакистан. Военные силы обеих стран до сих пор находятся на этой территории, на высоте 6400 м над уровнем моря, сталкиваясь, время от времени, в мелких стычках, но стратегическое преимущество почти всегда находится в руках у индийцев.

После смерти Шейха Абдуллы в 1982 году начали активизироваться кашмирские повстанцы, подстрекаемые Пакистаном. В 1989 году, после окончания военной операции Советского Союза, к ним присоединились моджахеды. Таким образом, в регионе развернулось вооруженное восстание, которое начало стихать только к 1996 году. Многочисленные документы свидетельствуют о большом количестве военных преступлений, совершенных обеими сторонами за эти несколько лет.

Осенью 1998 года индийской армии пришлось оставить свои укрепленные точки на высокогорной Линии Контроля в районе Каргил. Причиной стала невозможность организации транспортного обеспечения на пятикилометровой высоте Гималайских гор в условиях суровой зимы. Подобные действия пришлось предпринять и пакистанской стороне. В 1999 году Пакистан, возвращая свои войска на ранее оставленные позиции, воплощал в жизнь свой разработанный секретный план «Операция Бадр». Он подразумевал проникновение боевиков, переодетых в гражданскую одежду, на территорию Индии и захвата неохраняемых укрепленных районов. Пакистанцы хотели отрезать Ладакх от Кашмира и оттеснить индийцев с Сиачена. Таким образом, они надеялись на привлечение внимания общественности к кашмирскому вопросу и склонение Индии к переговорам на условиях, выгодных для себя.

В середине мая индийские войска, обнаружив захватчиков, начали укреплять свои силы дополнительными армейскими частями. Засевшие на укрепленных высотах пакистанцы постепенно выбивались индийцами. В результате, к этим действиям было привлечено внимание мирового сообщества, оказавшего на Пакистан значительное дипломатическое давление. В июле 1999 года Пакистан вывел свои войска за Линию Контроля.

Эта война чуть не привела к использованию ядерного оружия. Причем пакистанские власти отрицали свою причастность к конфликту, утверждая, что в нем были замешаны исключительно кашмирские повстанцы.

Эта война была в Кашмире последней.
С тех пор обстановка значительно стабилизировалась, но сопротивление в регионе все еще действует, и террористические акты иногда все еще имеют место.

С начала 2000 года растет число желающих посетить Кашмирскую долину, мирный Ладакх и Джамму. Правительство штата заявило о своем намерении убрать из населенных пунктов военные патрули и технику. Эта положительная тенденция оставляет надежду на то, что на этой удивительной красоты земле наконец-то наступят мирные времена.

Мягкий климат Кашмирской долины всегда был популярен среди туристов. Раньше правительство выдавало только двести ежегодных разрешений на посещение штата, так что в «рай на земле» попадали только избранные счастливчики. Сегодня подобные ограничения отсутствуют, кроме некоторых приграничных территорий.

Несмотря на военные конфликты прошлых лет, сюда приезжают туристы со всего мира - религиозные паломники, любители альпинизма, треккинга, парапланеризма и зимних видов спорта, а также экотуристы и просто те, кто любит эти земли за их индийский колорит и неповторимую летнюю красоту. Джамму, Кашмир и Ладакха открыты для туристов круглый год, и с каждым годом их число увеличивается. В последние годы регион обязательно входит в число наиболее посещаемых штатов в Индии.

Кроме туризма население Джамму и Кашмира занимается земледелием, животноводством и сельским хозяйством.
Знаменитые кашмирские ковры и шали известны во всем мире и всегда пользуются спросом, а потому у местных ремесленников всегда много работы.

Достопримечательности штата Джамму и Кашмир, Индия.

Этот уникальный уголок природы занимает территорию от низинных тропических районов до высокогорных ледников с настоящими почти арктическими морозами. На этой территории смешались несколько религий, множество культур и народностей. Долгая и богатая событиями история штата оставила для потомков Джамму и Кашмира многочисленные исторические и культурные памятники.

Любители старины и религиозных артефактов обязательно найдут их в этих районах. Индуистские, буддистские и мусульманские династии оставили после себя столько исторических и культурных ценностей, что на знакомство с ними можно потратить все свое свободное время. В районе Анантнаг находится священное место поклонения индуистов Господу Шиве, пещеры Амарнатх. Ежегодно в июле-августе здесь проводится 45-дневный фестиваль ятры, который посещают паломники в количестве более чем 500 000. В Джамму возвышаются многочисленные индуистские храмы. Не зря второе название этого города - «город храмов». Также известны своими храмами Шива Кхори и Вайшно Дэви, расположенные в районе Удхампур. Мусульманские памятники также не менее интересны. В мечети Хазратбал в Шрингаре хранится священная реликвия - волос из бороды мусульманского пророка Мохаммеда. Так же в Шрингаре, в тихом и спокойном районе Розабал, находится ничем внешне не примечательный мавзолей проповедника Иссы Юсуфа. Это был второй по значимости мусульманский пророк, известный также под именем Иисус Христос. Несколько буддистских монастырей находится на территории Ладакха. Наиболее известные среди них - Ламаюру, Хемис, Пхъянг, Тактхок, Спитук, Стакна, Шей, Алчи и Сток. Сама столица Ладакха Лехе известна в первую очередь монументальным королевским дворцом династии Намгиял, возвышающимся над городом на склоне горы. Он был возведен в 17 веке по образу дворца Потала в Тибете. В 25 километрах отсюда у дороги на Монали расположен монастырь Тикси, где находится статуя сидящего Будды Матрейи, занимающей два этажа.

Сокровища Джамму и Кашмиру можно открывать для себя бесконечно, изучая и постигая культуру древней Индии.

Многочисленные фестивали в Ладакхе привлекают множество этнотуристов, приезжающих в штат для того, чтобы увидеть своими глазами традиционные буддистские и бонистские танцы в масках, в ритуальных одеждах и под старинную музыку. Яркие фестивали также проводятся и в Джамму и в Кашмире, из них самые крупные- это мусульманский праздник Рамадан и Шри Амарнатх Джи Ятра.

Но главной достопримечательностью штата, несомненно, является его природа, которая круглый год притягивает в эту местность как экотуристов, так и просто любителей красивых мест. В Джамму и Кашмире их так много, что всех их и не перечислить. Самые популярные - это, конечно, озера в Шриганагаре Дал и Нагин. Этот город, за его плавучие дома, хаусботы, еще называют «индийской Венецией». Здесь расположено множество парков и садов, утопающих в зелени и цветах, известные среди туристов заливные луга «Долины цветов». Гульмарга - это горнолыжный курорт, расположенный в районе Барамула. Летом он покрыт полями для гольфа, а зимой превращается в безграничные просторы для фрирайдеров-экстремалов со всего мира. Хвойные леса Пахалгама (район Анантаг) славятся своими великолепными пейзажами. Здесь начинается путь индуистских паломников в пещеры Амарнатх, к самому ледяному лингаму.

Городок Сонамарг не менее красив, чем Пахалгам. Сегодня, правда, здесь обосновались индийские военные, а раньше он был очень популярен среди любителей гималайских пейзажей и трекинга. Очень красивая природа в горном поселении Патнитоп (район Удхампур). Это живописное место, расположенное на отрогах горной гряды Шивалик, покрытых хвойными и лиственными лесами. Кроме трекинга, это отличное место для занятий парапланеризмом и параглайдингом, скалолазанием, альпинизмом. Невероятное удовольствие доставляют даже самые обычные прогулки по местным окрестностям, когда можно спокойно полюбоваться живой красотой природы.

Порадуют истинных ценителей природы также и пейзажи высокогорной пустыни Ладакха, с ее красивейшими зелеными долинами, такими как Нубра, Чемрей, Маркха, Шьок, Рупсу, Занскар, Рангдум, Драсс и Суру, и холодными озерами из ледниковых вод Тсо Кар, Тсо Морири, Пангонг Тсо. Также через весь Ладакх несет свои воды великая река Инд, и она достойна не меньшего внимания.

Национальные блюда в Кашмире, Ладакхе и Джамму сильно отличаются друг от друга, но всегда остаются вкусными и доступными. С жильем проблем не возникает. Можно остановиться и в отеле, и в хаусгесте. Но бывалые туристы, проживавшие в Шриганагаре, предупреждают о нечистых на руку владельцев хаусботов, которые используют всевозможные ухищрения для того, чтобы заработать на клиентах как можно больше денег. Нужно быть внимательнее и не поддаваться очарованию сладких речей этих потомственных торговцев, иначе придется дважды переплачивать, например за то, чтобы подъехать с хаусбота до берега, или за еду, которая изначально включена в стоимость проживания.

Основным транспортом в регионе являются автобусы, такси и джипы. Стоимость проезда в общественном транспорте вполне демократична, а вот частные джипы стоят несколько дороговато.

Для посещения некоторых мест, например, таких как Пангонг Тсо, Амарнатх, долины Нубра и Рупсу, ледник Сиачен необходимо будет оформить специальный пермит. Это можно сделать через местные туристические агентства.

Регион Ладакх - это самая спокойная территория в штате. Поездку же в Джамму и Кашмир стоит планировать заранее из-за их политической нестабильности. Перед поездкой нужно обязательно узнавать текущую обстановку, чтобы не стать свидетелем массовых беспорядков и террористических актов.

Добраться до Джамму и Кашмир можно на самолете из таких городов как Чандигарх, Дели, Бангалор, Мумбаи, Лакхнау, а также из штата Гоа. Здесь есть три аэропорта - в Джамму, Шринагаре и Лехе. Из Шринарага летает также международный рейс в Дубаи.

Кроме воздушного сообщения в Джамму и Кашмир есть также и две дороги - хайвей на юго-западе штата через Катхуа и Джамму, и на юго-востоке по трассе Лех-Манали, которая закрывается на зиму и размывается в сезон дождей.

Тем не менее, автомобильное сообщение внутри штата очень хорошо представлено междугородными автобусами, многоместными джипами. С их помощью можно попасть и в соседние индийские районы - в Пенджаб через Джамму и в Химачал Прадеш, Сарчу и Кейлонг через горные перевалы южного Ладакха.

Железнодорожная ветка в штате заканчивается в Удхампуре, но лучше сойти в Джамму. Здесь расположен самый крупный в штате железнодорожный узел, который сообщается с остальной страной.

Штат Джамму и Кашмир приютился на склонах Гималаев. На западе он граничит с Пакистаном, на севере с Китаем и Тибетом. Штат включает в себя территории Кашмирской долины, Джамму и Ладака, которые состоят из 22 округов. В этом штате располагаются: Кашмирская долина, долина Ченаб, долина Пунч, долина Тави, Лиддерская и Синдская долины. Главная Кашмирская долина — это долина, освященная богами, является землей интеллектуальных исканий и духовного богатства. Словно повиснув между небом и землей, Джамму и Кашмир издавна был краем, в который стремились те, кому была интересна его красота.



Достопримечательности Джамму и Кашмира

4. Вы должны знать о том, что для посещения некоторых мест (как долина Нубра и Рупсу, Амарнатх и др.) Вам будет необходим специальный пермит. Его Вы сможете без проблем оформить в местных туристических агентствах.

5. С жильём в этом штате нет особых проблем. Но стоит заметить, что Вас могут попытаться обмануть хозяева снимаемого жилья. Поэтому, лучше заранее обговорить и уточнить с ними все услуги и цены.

6. Любителям активного отдыха непременно следует посетить горнолыжный курорт Гульмарг в Гималаях , который заслуженно считается лучшим местом для катания в регионе.

Вместо предисловия. Диалог с местным на подъезде к Кашмиру:

Я три месяца не был в Индии, вот ездил на неделю

Чувак, мы тебя может огорчим, но мы как бы все еще в Индии

Нет, Кашмир это не Индия

И это оказалось правдой. Ну, или почти правдой.

Джамму и Кашмир — севернее уже некуда. Верхний край Индии Мечтала попасть в Ладакх (административно он относится к этому же штату), но раньше июня дорогу не откроют, а столько ждать я не могу.

Штат Джамму и Кашмир расположен в Гималаях, и именно из-за него отношения между Индией и Пакистаном остаются напряженными уже много лет.

После ухода британцев из Индии территорию бывшей Британской Индии поделили на Индию и Пакистан. Кашмир делят до сих пор. Часть осталась в Пакистане, часть отхватил Китай, но большинство территорий контролирует Индия.

Раньше было напряженно, въезд в штат для иностранцев был закрыт. Войны, теракты и всякие нехорошие вещи, но сейчас поспокойнее. Можно ехать.

Сначала мы с Барбарой приехали в Джамму , с планами разобраться на месте и решить куда дальше. Разницу между индийской Индией и Джамму мы почувствовали сразу же, еще на вокзале. Ну, во-первых наши делийские сим карты здесь больше не работают, но это мелочи.

Пытаемся узнать про автобус — какое там, тут не то что на английском, на хинди даже не говорят. И даже не пытаются) Это было странно. Мы привыкли к тому, что индусы тебе десять раз повторят, скажут «мадам, это ваш автобус», даже когда ты уже в нем сидишь. Что все хотят помочь, даже когда нам это не нужно.

Тут же на нас вообще всем пофиг, бесполезно спрашивать работников вокзала, водителей и продавцов билетов — они либо правда ничего не знают, либо прикидываются. Скорее второе)

Дорога из Джамму до столицы штата Шринагар занимает 12 часов на автобусе или 8-9 часов на джипе. Все равно далеко) Автобус стоит от 400 до 500 рупий в зависимости от комфортабельности автобуса (замечу, самый лучший — это наименее худший )

Мы хотели уехать утром на автобусе, но в этот день были какие-то забастовки и ничего не ходило. Оно и к лучшему, потому что после ночного переезда Манали — Джамму наши лица были нежно-салатого цвета, и день на «отлежаться» иногда бывает очень кстати.

Поехали след утром на джипе — сторговались за 450 рупий с человека за место в семиместной машине. Всяко лучше, чем в автобусе трястись.

Дорога прекрасна, точнее дорога ужасна, а виды прекрасны. Серпантины, горы кругом, весна.

Остановились на чай.

Вы хотите попробовать традиционный кашмирский чай?

Да мы всегда за, давай наливай

Сначала смутил цвет — слишком темный по сравнению с привычным индийским молочным чаем. А на вкус он оказался омерзительно соленым

Сам по себе соленый чай не так уж и страшен — мы пробовали его в Монголии и у тибетцев, но этот мне пришлось выплюнуть. Невкусный))

Чем ближе к Кашмиру, тем больше военных. В касках, с автоматами, все как положено. Наконец въезжаем на перевал, отмечаемся на чек посту, получаем для выезда и «книгу жалоб» — если какие проблемы будут, напишите и на обратном пути отдадите нам, а мы разберемся.

Часов в семь вечера мы приехали в Шринагар . Столица штата, самый неиндийский город в Индии который я видела. Начнем с того, что штат мусульманский, то есть кругом мечети, мужчины с бородами и в белых шапочках и косые взгляды на наши непокрытые головы.

Центр города — озеро Дал, на котором больше сотни хаусботов, и там можно жить)

Хаусбот — это плавучий дом, на воде. Очень популярный вид размещения в городе — еще бы, зачем нам комната в гестхаусе, когда можно жить на большой лодке с теми же удобствами.

Хаусботы появились в Шринагаре еще в 19 веке. Их начали строить англичане, которым ограничили права на покупку домов, опасаясь усиления британского присутствия в Кашмире.

А потом и кашмирцы подхватили идею. И вот теперь это местная фишка, а ведь действительно прикольно!))

Мы поселились на хаусботе Dulsedodum у Али (его контакт у нас был еще с Джамму), сговорившись платить по 250 рупий в день с человека за комнату, завтрак, ужин и доставку нас на маленькой лодочке с берега домой и обратно.

В этот день мы уже никуда не пошли. Было холодно и мокро, а одеяла такие мягкие, и кровать с подогревом)) Легкий ужин рисом с карри, и спать.

Утро. Йога на крыше, свежесть, тучки. Это Чача, наливает Барбаре чай. Завтрак у нас!

Кашмирский хлеб с маслом, чай без молока (соскучились мы по простому чаю), вареные яйца.

После Али организовал для нас небольшую прогулку на лодке по озеру. От нас требовалось поехать посмотреть магазин с коврами, покупать не обязательно

Начало апреля — не лучшее время для посещения Шринагара. Погода еще не установилась, «дождит», ветер, ночами холодно.

Из плюсов — туристов пока мало, тихо и спокойно.

Озеро красивое, и горы видать когда облака раздувает

А хаусботы не кончаются:

Есть совсем маленькие, на две комнаты, если большие типа «люкс»

Плавучие магазины — нормальная вещь на озере. Все самое необходимое

Возвращаемся домой

Озеро, горы, тишина.

Тишина правда только по утрам, наш дом был совсем рядом от главной дороги. Можно селиться подальше, даже наверное лучше.

Весла в форме сердца:

На озере помимо туристов по-прежнему живут местные, не так много но все же.

Некоторые дома стоят на земле, но очень близко к воде:

Машина здесь ни к чему:

Али перевозит нас с большой земли домой, на хаусбот:

На третью ночь нас переселили в другую комнату, ее я успела сфотать до того как мы закидали ее своими вещами:

Прогулки по городу:

Булочная:

Мечетей в Шринагаре много, мы сходили только в одну. Зато в самую красивую.

Игрушечная Jamiya mosque — с искусной резьбой, разноцветными фасадами и декором из папье маше.

Женщин внутрь не пускают, мы наблюдали из окошка

Продавец фруктов:

Зашли выпить чай

Девочка с лепешкой

Улочки старого города:

И никак не пойму, где же мы все-таки находимся?

Что-то на арабском:

Кашмирская бабушка

Молодежь:

Мужчина в традиционной одежде:

Просто дедушка:

Три дня в Шринагаре для нас оказалось более чем достаточно. Снова в джип, снова долгая дорога до Джамму, ночевка в сикхском храме и поезд в Чандигар.

Так приятно снова оказаться в индийской Индии с ее раздолбайством и доброжелательностью. Индуизм нас сейчас явно радует больше чем мусульманство. И все-таки было хорошо, не зря скатались.

Пишу из Дели, праздновали Пасху сегодня с индусами католиками (да, и такое бывает ) а завтра Барбара летит домой. Я же двину , посмотрим что там!

Джа́мму и Кашми́р (догри जम्मू और कश्मीर, урду جموں اور کشمیر, ладакх. ཇ་མུ་དང་ཀ་ཤི་མིར།, англ. Jammu and Kashmir ) - штат на севере Индии. Крупнейший город и летняя столица штата - Сринагар, зимняя столица - Джамму. Население - 12 548 926 человек (19-е место среди штатов; данные 2011 г.).

Штат расположен в Гималайских горах. Джамму и Кашмир граничит с КНР на востоке, штатами Химачал-Прадеш и Пенджаб на юге, с Пакистаном на западе и на севере. Полная или частичная принадлежность территории бывшего княжества Джамму и Кашмир Индии оспаривается Пакистаном и Китаем. В Пакистане контролируемую Индией часть штата Джамму и Кашмир считают оккупированной территорией. Контролируемая Пакистаном часть Кашмира разделена на Азад Кашмир и Гилгит-Балтистан. Китай, в свою очередь, оккупирует малонаселённый, но стратегически важный район Аксайчин, а также часть высокогорных территорий.

География и климат

На территории Джамму и Кашмира расположены Кашмирская долина, долина Тави, долина Ченаб, долина Пунч, Синдская и Лиддерская долины. Главная Кашмирская долина 100 км шириной и 15 520,3 км² площадью. Горы отделяют долину от Ладакха, в то время как хребет Пир-Панджал, охватывающий Кашмир с запада и юга, отделяет штат от равнин северной Индии. На северо-востоке долины примыкают к Гималаям. Средняя высота равна приблизительно 1850 метрам, а в районе Пир Панджал 5000 метрам.

Джелам является крупной гималайской рекой, которая протекает через Кашмирскую долину. Реки Инд, Тави, Рави и Ченаб являются основными реками, протекающими через штат. В Джамму и Кашмир расположены несколько гималайских ледников. При средней высоте 5753 м над уровнем моря, ледник Сиачен длиной 70 км является длиннейшим в Гималаях.

Климат в штате Джамму и Кашмир колеблется из-за наличия высотной поясности. На юге вокруг Джамму, климат обычно муссонный, несмотря на то, что регион является западным, выпадает в среднем от 40 до 50 мм дождя в месяц в период с января по март. В жаркий сезон, в Джамму очень жарко и может доходить до 40 °C , а в июле и августе начинаются дожди, проливающие по 650 мм влаги в месяц. В сентябре количество осадков снижается, а к октябрю наступает жаркая и очень сухая погода, с минимальным количеством осадков и температурой около 29 °С.

Территории за хребтом Пир-Панджал получают влагу из облаков с Аравийского моря, Сринагар получает более 635 мм от дождя, за время влажных месяцев с марта по май примерно по 85 мм в месяц. Через главный Гималайских хребет облака не перелетают, поэтому климат Ладакха и Занскара чрезвычайно сухой и холодный. Ежегодные осадки всего лишь около 100 мм в год, а влажность воздуха очень низка. В этом регионе, почти везде выше 3000 метров над уровнем моря, а зимой очень холодно. В Занскаре, средняя температура января −20 °C , иногда до −40 °C . Все реки замерзают и местные жители используют их вместо дорог. Летом, в Ладаке и Занскаре, около 20 °С (днём), воздух сухой, а ночи холодные.

История

Карта Кашмира.

Район, известный как Джамму и Кашмир , возник, когда могольский император Акбар вторгся в Кашмир в 1586. Моголы, ведомые генералом Бхагвантом Дасом и его помощником Рамчандрой Аем, разгромили тюркского хана Юсуфа Кашмирского. Акбар назначил Рамчандру губернатором Гималайского королевства. Рамчандра основал город Джамму[источник не указан 391 день ].

В 1780 году Джамму и Кашмир был захвачен сикхами Ранджит Сингха из Лахора, и до 1846 сикхи правили областью. В 1845 году вспыхнула первая англо-сикхская война, и Гулаб Сингх держался в стороне до 1846, когда он выступил в качестве полезного посредника и доверенного советника сэра Генри Лоуренса. Были заключены два договора. Во-первых, государство Лахор (запад Пенджаба) было передано Великобритании при выплате компенсации; во-вторых, британцы передали Гулаб Сингху 75 кьят рупий за земли восточнее Инда и западнее Рави. Так образовалось княжество Джамму и Кашмир. Вскоре после смерти Гулаб Сингха в 1857 году его сын Ранбир Сингх присоединил к эмирату Хунзу, Гилгит и Нагаре.

Ранбир Сингх взошёл на престол в 1925 году и царствовал до 1947 года. При разделе Британской Индии обе страны согласились с тем, что правителям княжеств будет предоставлено право выбора между Пакистаном или Индией или - в особых случаях - возможность оставить своё государство независимым. Правитель Кашмира Хари Сингх не захотел войти в состав ни одного из новообразуемых государств. Население княжества, в котором 90 % составляли мусульмане, было крайне недовольно деспотическим правлением, что привело к вооружённому восстанию. Обстановка осложнилась в октябре 1947 г. в связи с вторжением отрядов пуштунов из Северо-Западной пограничной провинции Пакистана. В этих условиях махараджа Кашмира обратился к правительству Индии с просьбой о помощи и выразил готовность присоединиться к Индийскому Союзу. Лорд Маунтбеттен согласился ввести войска при условии, что Кашмир признает себя частью Индии. Махараджа подписал бумаги, и войска были введены, результатом чего была Первая индо-пакистанская война, окончившаяся разделом Кашмира.

Дипломатические отношения между Индией и Пакистаном были напряжёнными, в результате чего имели место ещё три войны в Кашмире: Вторая индо-пакистанская война, Третья индо-пакистанская война, Каргильская война. Около 60 % территории бывшего княжества Джамму и Кашмир контролирует Индия. Пакистан контролирует 30 % территории княжества, на этой территории образованы провинция Азад Кашмир и Северная Провинция. Китай оккупировал 10 % территории региона в 1962 году.

В восточной части бывшего княжества Кашмир также происходили пограничные конфликты. В конце XIX и начале XX веков между Великобританией, Тибетом, Афганистаном и Россией были подписаны пограничные соглашения о северной границе Кашмира, с которыми Китай был не согласен. Официальная китайская позиция не изменилась и с приходом к власти коммунистов в 1949 году. К середине 1950-х китайская армия вошла в северо-восточную часть Ладакха. В 1956-57 китайцы завершили военную дорогу через Аксай Чин для улучшения связи между Синьцзяном и западным Тибетом. Запоздалое открытие Индией факта постройки этой дороги привело к китайско-индийским пограничным военным столкновениям в октябре 1962. Китай полностью оккупировал Аксай Чин к 1962 году, а прилегающие районы Транс-Каракорумского тракта Пакистан передал Китаю в 1963 году.

В период между 1957 годом, когда штат принял свою собственную конституцию, и смертью шейха Абдуллы в 1982 году, штат колебался между стабильностью и недовольством. В 1987 в Кашмире произошло восстание, связанное с предполагаемой фальсификацией результатов выборов правительства Индии. После этого в регионе продолжался длительный кровавый конфликт между боевиками и индийской армией. И боевики, и армия были обвинены в широкомасштабных нарушениях прав человека и грабежах. Тем не менее с 1996 года и по настоящее время боевые действия прекратились и мирная жизнь постепенно восстанавливается.

Культура

Ладакх знаменит своей уникальной индо-тибетской культурой. Песнопения на санскрите и тибетском известны в Ладаке. Ежегодные фестивали танцев в масках, ткачество и стрельбы из лука являются важной составной частью традиционной жизни в Ладакхе. Ладакхская кухня имеет много общего с тибетской кухней, известен Тхукпа - суп из лапши, и Цампа, известная в Ладаке как нгампе - жаренная ячменная мука.

Шикары часто встречаются на озёрах и реках Кашмира

В Думхал знаменитый танец в Кашмирской долине, исполняемый мужчинами из области Ваттал. Женщины исполняют роуфф и другие традиционные народные танцы. Шикара , традиционная деревянная лодка, и Дом на воде часто встречается на различных озёрах и реках по всей долине. Согласно Конституции Индии людям из других штатов не позволяется приобретать землю Джамму и Кашмира в собственность. Как следствие, Дома на воде стали популярны среди тех, кто не может купить землю в долине, и в настоящее время стали неотъемлемой частью Кашмирской жизни. Кава , традиционный зелёный чай с пряностями и миндалем, потребляется в течение всего дня во время холодных кашмирских зим. Большинство зданий в долине Кашмира и Ладакхе изготавливаются из хвойных деревьев. Влияние индийской, Тибетской и исламской архитектуры.

Культура Джамму похожа на Пенджабе и Химачал-Прадеш. Традиционные фестивали Панджаби, такие как Лохри и Вайсакхи отмечается с большим рвением и энтузиазмом во всем регионе. После Доргав Гуджджары образуют вторую по величине этническую группу в Джамму. Известные своим полу-кочевым образ жизни, Гуджджары также живут в большом количестве в Кашмирской долине. Подобно Гуджджарам, Гаддисы главным образом пастухи, которые переселились из в Химачал-Прадеша. Гаддисы славятся своей игрой на флейте. Баккарвала кочуют по склонам Гималаев со стадами коз и овец.

Символика флага

Местный плуг на флаге - символ труда, а три полосы представляют три провинции штата.

Вам также будет интересно:

Салат с кальмарами - самый вкусный: рецепты
Как приготовить салат из кальмаров. 18 рецептов - вкусно, разнообразно, много 1. Кальмары с...
Как готовить кальмары для салата?
Сегодня поговорим об одном очень вкусном и аппетитном салате, который понравится всем, в...
Пшенная каша с курицей – самый вкусный рецепт
Пшенная каша невероятно полезное блюдо. Вещества, которые содержатся в крупе, способны...
Вкусный рассольник с перловкой и солеными огурцами: рецепт приготовления
Рассольник – вкусный и красивый суп. Рецепт рассольника типичен именно для отечественной...
Болгарские супы. Виды болгарских супов
Болгарская кухня имеет много общего с турецкой и греческой, что объясняется схожестью...