Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Очень вкусный борщ с капустой и томатной пастой Томатная паста для борща

Причастие в английском языке (The Participle) Независимый причастный оборот английский язык

Образец заполнения штатного расписания

Перевод внешнего совместителя на основное место работы

Габдулла Тукай: краткая биография

Сонник шептать на ухо девушке

Cонник шлепки токование сонника, к чему снится шлепки токование сонника во сне видеть К чему снится потерять шлепок

Блока «Я никогда не понимал» и А

Афанасий Афанасьевич Фет

Что такое биотоп и биоценоз в биологии?

Астения: симптомы, лечение Астено тревожный синдром что

Химические растворы Что такое гомогенный раствор

Организация и вооружение мотострелкового отделения Состав мотострелкового отделения на бтр

Финансовые ресурсы предприятий, их состав и характеристика В состав собственных финансовых ресурсов входят

Что такое секьюритизация в ипотеке Секьюритизация в рынке ценных бумаг

Использование модульных технологий на уроках биологии. Учебно-методический материал по биологии на тему: Модульное обучение на уроках биологии Модульная технология на уроках биологии

Использование модульных технологий на уроках биологии, экологии .

Главная сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

Гарантированность достижения результатов обучения;

Возможность работать учащихся в группах, в парах;

Паритетные отношения учителя и ученика;

Возможность общения с товарищами;

Возможность выбора уровня обучения;

Возможность работать в индивидуальном темпе;

Раннее предъявление конечных результатов обучения;

- «мягкий» контроль в процессе освоения учебного материала.

Роль учителя при модульном обучении.

Составление модулей - инструкцией;

Уточнение инструкций при практической работе с ними;

Контроль знаний и коррекция умений и навыков.

Учитель должен точно сформулировать цель урока, задачи каждого этапа урока, разбить учебное содержание на отдельные логически завершенные учебные элементы, продумать алгоритм выполнения каждого из них, определить способы учебной деятельности учащихся, спрогнозировать результат, подготовить необходимое количество копий текста урока.

На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждая из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем- либо из товарищей.

Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

Таким образом, при модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой дифференциации, что даёт возможность обучающимися усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.

Есть и проблемы: это затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков, а также недостаточная подготовленность учащихся мотивированных к самостоятельной работе.

При систематическом использовании модульной технологии обучения у учащихся формируются и совершенствуются навыки самостоятельной учебной деятельности. Если ученику удается набрать нужное число баллов, то повышается его самооценка, уверенность в себе, появляется заинтересованность в изучении предмета, стремление к более высоким результатам.

Положительные моменты в модульной технологии обучения:

- в классе нет отдыхающих и скучающих;

- требовательность сильных учеников к слабым, работающим в одной паре;

Возможность для сильных учеников проявлять себя, возможность самореализации;

Ответы учащихся на вопросы при рефлексии, их прогнозирование результатов своей дальнейшей деятельности.

В качестве рефлексии использую вопросы с выбором ответов.

Удовлетворён ли ты своей работой на уроке?

а) да; б) и да, и нет; в) нет; г) затрудняюсь ответить.

Каким образом ты собираешься устранить пробелы, затруднения?

а) спрошу у учителя; б) спрошу у товарища; в) справлюсь сам; г) не знаю.

Смог бы ты объяснить новый материал своему товарищу?

а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить.

Какую форму работы на уроке ты предпочитаешь?

а) индивидуальную; б) парную; в) групповую; г) коллективную, когда участвует весь класс.

Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.

Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия: достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения; готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности .

Эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, от ученика - напряженного труда. Но она приносит, хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности школьника, обеспечивая их и учитывая при этом индивидуальные возможности.

Модульная технология обеспечивает преобразование учебного процесса из пассивного усвоения знаний в активный процесс формирования навыков и их применения в процессе обучения.

Как любая технология, модульная технология имеет свои «плюсы» и «минусы».

Преимущества данной технологии:

Самостоятельное получение знаний, развитие общих умений и навыков;

Урок четко структурирован и на каждый учебный элемент отведено определенное количество времени;

Каждый ученик работает с удобной для него скоростью, не смотря на предложенный учителем временной регламент;

Обеспечивается психологический комфорт учащихся (если ученик чего-то не знает, не может сразу найти нужную информацию, то коррекция знаний, предложенная в разработке, помогает справиться с проблемой);

Форма урока создаёт условия успешности (практически все задания выполняются на «5» и «4»);

Возможно использование данной технологии в сочетании с другими технологиями.

Недостатки данной технологии:

Разработка урока требует большого объема времени;

Требуется большое количество бумаги, если задания выполняются на индивидуально распечатанных листах.

Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Моя задача как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.

Первый урок, проводимый по модульной технологии, должен быть не большим, не ёмким, т.к. ученики не адаптированы к такой форме работы и необходимо время на разъяснения, на знакомство со структурой урока.

Необходимо постоянно озвучивать ученикам временные промежутки, т. к. увлеченно выполняя какое-либо задание, они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.

Сверка с «ключом» ответов у учителя происходит за 5-7 мин до окончания урока (снижается возможность списывания); или поэтапно во время урока, если «ключ» разбит на отдельные учебные элементы.

Задания надо составлять таким образом, чтобы ответ ученика был четким и кратким (облегчает самопроверку учеников).

Учителю необходимо контролировать работу учащихся по ходу урока.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы модульного обучения.

Модульный урок №3

Тема: Многоклеточные зеленые водоросли (улотрикс, спирогира, ульва и другие). Бурые и красные водоросли.

УЭ – 0 (Учебный элемент –0) 2 мин.

Интегрирующая цель:

  1. Расширить знание о многообразии зеленых многоклеточных водорослей.
  2. Строение и значение бурых и красных водорослей.
  3. Изучить значение водорослей в природе и в жизни человека.

Оборудование:

Учебник Пасечник “Биология, бактерии, грибы, растения”–25 экземпляров;
-микроскоп –15 штук;
-микропрепарат зеленая многоклеточная водоросль-спирогира.

Таблицы: “Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли”, поурочный план с заданием – 15 штук, рабочие тетради – 25 штук, кодоскоп, экран, цветные транспаранты: красных и бурых водорослей, правильные ответы к УЭ-5 (задание №1) у учителя на транспаранте.

УЭ- 1 Входной контроль 8 мин.

Цель: Определить исходный уровень знаний об одноклеточных зеленых водорослях.

  1. Повторение предыдущего материала по одноклеточным зеленым водорослям (устная беседа).

Задание №1. За каждый полный и правильный ответ на вопрос учитель оценивает в 1 балл.

  1. Какие вы знаете одноклеточные водоросли?
  2. Среди одноклеточных водорослей (таблица на доске) найти хламидомонаду и рассказать её строение.
  3. Хлорелла – её строение.
  4. Что вызывает “цветение” воды.

Задание №2. Запишите номера правильных суждений. За каждый правильный ответ- 1 балл (mах- 3 балла).

  1. Все растущие в воде растения-водоросли.
  2. Водоросли живут не только в воде, но и на деревьях.
  3. Хлорелла не имеет жгутиков.
  4. Плеврококк – зеленая одноклеточная водоросль.
  5. Хроматофор у хламидомонады бурого цвета.

УЭ-2 4 мин.

Цель: Получить представление об многоклеточных зеленых водорослях.

Задание №1. Внимательно слушайте рассказ учителя “Строение и значение улотрикса, спирогиры, морского салата, ульвы, нителлы” и запишите в тетрадь название многоклеточных зеленых растений. За прослушанную лекцию поставьте себе на полях 2 балла.

Цель: Закрепить знания, полученные по многоклеточным зеленым водорослям.

Задание №1: Посмотри под микроскопом микропрепарат спирогиры, сравни с рисунком №37 из учебника и ответь на следующие вопросы устно.

  1. Форма хроматофора у спирогиры, сравни с хроматофором у хламидомонады.
  2. Какие ты знаешь многоклеточные зеленые водоросли?

Задание №2: Для каждого из предложенных организмов выберите соответствующие характеристики и запишите.

За это задание max –3 балла.

Название отдела

1) одноклеточные зеленые водоросли;

2) многоклеточные зеленые водоросли.

  1. Внешнее строение

1) тело представляет собой тонкое, нитчатое слоевище;

2) тело продолговатой формы, на заостренном конце два жгутика;

3) напоминает морской салат длиной около 30 см и толщина всего 2 клетки;

4) тело шаровидной формы, без жгутиков.

      Место обитания.

5) в проточных и пресных водоемах;

6) в морях и океанах.

УЭ-4 6 мин.

Цель: Изучить бурые и красные водоросли.

Задание №1: Прочитай статью “бурые и красные водоросли” из параграфа 12 стр. 58-59.

Оцени свою работу в 1 балл.

Задание №2: Посмотри на экране (кодоскоп и цветные транспаранты) разнообразие красных и бурых водорослей, сопровождающихся объяснением учителя.

УЭ-5 10 мин

Цель: Изучить значение водорослей в природе и жизни человека.

После указанного времени учитель предоставляет правильные ответы на экране (цветные транспаранты и кодоскоп).

Исправляют ошибки и выставляют сами себе баллы за это задание -max – 5 балла

УЭ-6 Домашнее задание и подведение итогов урока 2 мин.

Параграф 12 стр. 57-61 задание в рабочих тетрадях – 40,41,42 и индивидуальное творческое задание - составить кроссворд по теме “Водоросли”.

Если вы заработали:

14–16 баллов оценка “5” ;
- 12–13 баллов оценка “4”;
- 11–8 баллов оценка “2”.

Если у Вас менее 8 баллов не отчаивайтесь и изучите еще раз новый материал.

Тема №3 ЦАРСТВО - РАСТЕНИЯ - 8 ЧАСОВ

Разнообразие и значение растений

Одноклет

нитчатые. зеленые водорос-ли, лаб. Раб. №6

Многокл. водоросли: зеленые, бурые, красные

Лишайники

ники, хвощи

Голосеменные

семенные

Иванова Маша

Бойко Надя

Грузенко Вероника

Кучай Алена

Капутин Витя

Иванина Анжела

Каримова Анжела

Нагибина Даша

Карнаухов Витя

Кравченко Оля

Сазонова Настя

Огурцов Денис

Чернышев Женя

Асташев Андрей

Мусин Роберт

Бугаков Саша

Терентьев Павел

Самимгареев Игорь

Мамокова Света

Багушев Артур

Симонян Сузана

Мукашева Алуа

Модульный урок №4

Тема: Отряды млекопитающих: парнокопытные непарнокопытные.

УЭ -0 (Учебный элемент) 2 мин

Интегрирующая цель:

а) расширить знания о многообразии млекопитающих;
б) показать на примере копытных животных особенности их строения в связи с питанием;
в) практическое значение животных для человека.

Оборудование: Учебник В.В. Латюшин, В.А. Шапкин – 25 штук, поурочный план модульно- рейтингового урока – 15 штук, экран, диапроектор, диапозитивы (отряды китообразных, хоботных и хищных, парнокопытных и непарнокопытных животных), кодоскоп, цветные транспаранты, компьютер, диск- репетитор.

УЭ-1 Входной контроль 7 мин.

Цель: Определить исходный уровень знаний о классе млекопитающих.

  1. Запишите в тетради дату, название темы и цель урока.
  2. Повторение предыдущего материала по классу млекопитающих.

Задание 1: устное за каждый правильный ответ учитель ставит 1 балл.

  1. Почему класс назван млекопитающие?
  2. По диапозитиву на экране узнай животного, к какому классу относится и краткую характеристику отряда.

Предложено пять диапозитивов, например: (тюлень, слон, волк, медведь, касатка).

Цель: Получить представление о парнокопытных и непарнокопытных животных.

Задание 1: Прослушайте рассказ учителя об отряде парнокопытных животных

а) нежвачные
б) жвачные, пользуясь цветными таблицами и диапозитивами, запишите в тетрадь представителей парнокопытных животных (смотри на доску схему №1)

За прослушанный рассказ и запись в тетради оцени себя в 2 балла.

УЭ-3 3 мин.

Цель: Закрепить полученные знания по отряду парнокопытных.

Задание №1: Посмотреть рисунки представителей парнокопытных животных по учебнику “Зоология в таблицах, рисунках и схемах” стр. 253 и выполнить работу.

Вставьте пропущенные слова.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Кабан это предок домашней ________________

Лось-это самый крупный вид семейства ________________

У парнокопытных на ногах ________________ количество пальцев.

max 3 балла

УЭ-4 6 мин.

Цель: Изучить непарнокопытных животных

Задание№1: Прочитайте из x 34 статью отряд непарнокопытных семейства Тапиры, лошади, носороги, пользуясь рисунками из учебника и рисунками “Зоология в таблицах и рисунках” стр. 254

Прочитав, оцени себя в 3 балла.

УЭ-5 13 мин.

Цель: Закрепить знания, по парнокопытным и непарнокопытным животным.

Задание№1: 5 мин.

Посмотреть эпизод диска – репетитор зоология, пользуясь компьютером, кодоскопом и экраном.

За просмотренный эпизод оцени себя в 2 балла.

Задание№2: 4 мин.

Выполни тестовую работу. Решите, правильно или неправильно, то или иное суждение.

  1. Щетина у кабана предохраняет кожу от повреждений сухими ветками деревьев и кустарников.
  2. У кабана сложный желудок.
  3. К жвачным парнокопытным животным относятся: козел, жираф, зубр, олень и т.д.

За это задание оцени себя в 2 балла.

Задание№3: 4 мин

Выполните тестовую работу. Выбери индексы правильных ответов.

За это задание max 3 балла.

1. Парнокопытные имеют на ногах:

а) по 4 пальца;
б) по 2 пальца;
в) одни виды по 2, а другие по 4 пальца.

2. Рога имеются:

а) у многих парнокопытных;
б) у многих парнокопытных и немногих непарнокопытных;
в) у многих парнокопытных и многих непарнокопытных.

3. Сложный желудок, состоящий из четырех отделов, имеют:

а) все травоядные млекопитающие;
б) только крупные травоядные млекопитающие;
в) только жвачные парнокопытные.

Проверьте правильность своих ответов и поставьте на полях баллы, учитель предлагает на экране правильные ответы (кодоскоп, цветные транспаранты)

УЭ-6 Рефлексия 3 мин.

  1. Какое значение для тебя лично имеют знания, полученные сегодня на уроке, первые пять ответов оцениваются в 1 балл.

Домашнее задание параграф 34. Написать сообщение о парнокопытных и непарнокопытных, занесенных в Красную книгу.

Примечание:

17-15 баллов оценка “5” ;
- 14-12 баллов оценка “4”;
- 11-8 баллов оценка “3”;
- менее 8 баллов оценка “2”.
Если менее 8 баллов, не огорчайтесь и изучите ещё раз материал.

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ИЛИ ЗВЕРИ

Отряды: Однопроходн. и сумчатые

Отряды: грызуны, зайцеобразн.

Отряды: китообразные. и др.

Отряды: парнокопытн. и непарнокоп.

Отряд: приматы

Обобщение по млекопитаю щим.

Сумма баллов

Сумма баллов

Сумма баллов

Сумма баллов

Сумма баллов

Сумма баллов

Сумма баллов

1. Горожанкин Ярослав

2. Адыгизалова Нармина

3. Бурак Ирина

4. Бойко Маша

5. Васильева Олеся

6. Гебгард Витя

7. Даниленко Ксения

8. Кошинок Марина

9. Кокитко Роксалана

10. Каримова Анжела

11. Ковалева Аня

12. Игнатьева Катя

13. Михайлюк Юля

14. Полищук Дарья

15. Попкова Надя

16. Романишина Юля

17. Стрижкова Наташа

18. Суровецкая Алина

19. Науменко Катя

20. Туманина Ксюша

21. Фернюк Алексей

22. Шапина Яна

Хуснутдинова Гульфия Мазитовна,учитель биологии и географии высшей квалификационной категории МБОУ «Тетюшская татарская СОШ», г. Тетюши РТ [email protected]

Использование модульного обученияна урокахбиологии и географии

Аннотация.Модульная технология обучения является одной из перспективных технологий, т.к. имеет широкие области применения, легка в использовании и дает высокие результаты. В докладе приведен материал, раскрывающий суть данной технологии. Показана роль учителя и учащихся в процессе обучения. Ключевые слова:модульное обучение, урок биологии, уроки географии, средняя школа

Подготовка учителя к традиционному уроку заключается, как правило, в тщательном отборе учебного материала, установлении в нем логических связей, компоновке его в виде схематических таблиц удобных для наглядного восприятия учащихся и т.д. Вэтом случае школьникам достаточно легко усвоить предлагаемое учебное содержание, однако, такой материал не способствует развитию творческого потенциала личности.

В настоящее время творчески работающие учителя используют в своей практике инновационные педагогические технологии обучения. В своей работе я стала использовать модульное обучение, представляющее собой новую педагогическую технологию обучения. Модульное обучение–это одна из педагогических технологий, которая, по сути, является личностноориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научнопопулярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.Модульное обучение используется, чтобы решить проблемы обновления содержания школьного курса химии на базе его насыщения дополнительными сведениями и нахождения более эффективных методов изучения материала.Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество. Модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, «полного усвоения».Модульное обучение обеспечивает образовательные возможности ученика в соответствии с его потребностями. Новая парадигма модульного обучения –ученик учится сам, учитель осуществляет мотивационное управление обучением. Меняется роль учителя. Она требует мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. При использовании данной технологии нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно «вести за руку» при выполнении упражнений и решении задач. Модуль обеспечивает развитие у ученика интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебнопознавательной деятельностью.Модульная технология обучения привлекает тем, что она ориентирована на активную учебную деятельность учеников, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала.Использование на уроках географии, биологии модульной технологии обученияразвивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебнопознавательной деятельности, самим определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности учащихся.Технологию модульного обучения на уроках биологии и географии,я использую третий год. Разумеется, не все складывается гладко. И учащиеся не всегда бывают готовы работать самостоятельно, и времени на подготовку модульных уроков приходится тратить очень много. Но зато результат виден на лицо: даже слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.Постановка дидактических целей на уроках модульного обученияМодульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обученияпри планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать весь учебный материал. После этого необходимо структурировать учебное содержание соответственно целям на определенные блоки. На основе этих блоков формулируется комплексная дидактическая цель(КДЦ). Из нее выделяют интегрирующие дидактические цели(ИДЦ) для каждого отдельного блока (урока). Блок состоит из отдельных учебных элементов(УЭ), каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель. Совокупность решения этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.

Методика подготовки урока по модульному обучению.

Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль. Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм: 1.Определение места модульного урока в теме. 2.Формулировка темы урока.3.Определение и формулировка цели урока, в данном случае эта цель

интегрирующая, и конечных результатов обучения. 4.Подбор необходимого фактического материала. 5.Отбор методов и форм преподавания и контроля. 6.Определение способов учебной деятельности учащихся. 7.Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение частной дидактической цели каждого из них. Каждый учебный элемент это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество 7), но обязательныследующие: УЭ0 определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения; УЭ1 включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом; УЭn (n номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётомоценки окружающих). Следует обратить внимание на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учащихся, которые должны предполагать различные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно и письменно), заполнение таблиц, тестовые задания, работу с рисунками, как по учебнику, так и в дополнительной литературе; конспектирование учебного материала и др. в задания могут быть включены и работы логического характера: ребусы, кроссворды, загадки и др. задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Они ориентируют учащихся на работу с различными источниками знаний: текстами, рисунками, таблицами, схемами и т. д.Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности. Учащиеся могут выбрать их по своему усмотрению и желанию.Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок более интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке. 8.Составление информационной карты модуля данного урока.9.Подготовка необходимого количества копий текста рабочих материалов, т.е. технологических карт урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).Начиная работать с новым модулем, я провожу входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществлять текущий и промежуточный контроль после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулемосуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.При модульном обучении чаще используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая система по ряду признаков имеет большое сходство с количественной шкалой, но не является таковой. Рейтинг –это действительное число, которое получается путем набора очков (баллов). В конце учебного периода все очки суммируются, и получается рейтинговая оценка. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большей степенью достоверности характеризовать качество подготовленности учащегося по данной специальности. В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливается его рейтинг и сроки выполнения, т.е. основной принцип рейтингового контроля –это контроль и оценка знаний, умений и навыков с учетом их систематической работы.Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт государственного образования, но и продвигаться на более высокий уровень обученности.

Роль учителя на уроке модульного обучения.На уроке модульного обучения роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.В заключение модульного урока подводятся итоги работы, ребята делают выводы по всем заданиям учебных элементов темы и сдают рабочие тетради на проверку. Учащиеся, справившиеся с заданиями раньше обозначенного времени, получают дополнительные баллы.При проведении модульного урока практикуется объединение учащихся в группы, где должны работать несколько слабых и средних учеников и обязательно хотя бы один сильный ученик. Таким образом, в процессе работы сильный ученик помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания.Уроки с использованием модульной технологии проводятся сдвоенными. Практика показывает, что данную технологию с успехом можно вводить в среднем и старшем звене школы. Эффективность процесса обучения много выше, если ученик овладел приемами самообразования. Ведь основная задача учителя –научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, научить самостоятельно работать с различными источниками информации, развивать интеллектуальные способности учащихся.

Практика использования модульного обучения показала, что:1.Она экономна во времени, эффективна как при изучении нового материала, так и при повторении изученного;2.Данная технология применима в группах и при индивидуальном обучении;3.Данная технология позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащихся, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ученика;применение данной формы работы позволило повысить успеваемость в классахдо 100 %, а качество –до 8085 %.

Ссылки на источники1.Галеева Л.Н. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. М.: 5 за знания, 2006г.2.ГузеевВ.В. Поколения образовательных технологий: «Традиционные методики», Модульноблочные и цельноблочные технологии. Ж.: Химия в школе. №9 –2003 г.3.Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. Библиотека журнала «Директор школы», №4 –2006г.4.Иноземцева Н.А. Клетка –структурная единица живого. Модульное планирование темы. Ж.: Биология в школе №2 –2003 г.5.Козлович Ю.П. Модульная технология: изучение полисахаридов. Ж. Химия в школе №32004г.6.Лернер Г.И. Учебная литература как средство формирования интеллектуальных умений. Ж.: Биология в школе. №1 –2003 г. 7.Митрофаненкова Л.В., Улитина С.Н. Модульные технологии обучения. Пособие.8.Соколова В.В. «Развитие жизни на Земле». Блочномодульная технология обучения. Ж.: Биология в школе. №72001г.9.Фадеева Т.П. Модульный урок по теме «Побег». Ж. Биология в школе. №1 2004г.

Khusnutdinova Gulfia Mazitovna,teacher of biology and geography of the highest qualification category MBOU " Tetyushskoe Tatar School " Tetyushi [email protected] modular training in biology class and geographyAbstract.Modular technology education is one of the most promising technologies, as has many applications, easy to use and gives good results. The report is a material thatreveals the essence of the technology. The role of teachers and students in the learning process .Keywords:modular training, biology lesson, geography lessons, high school

Дулзукей Полина Бариновна

учитель биологии МБОУ СОШ с. Ильинка Каа-Хемского района

Модульное обучение на уроках биологии

Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками – модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других видов деятельности.

Основополагающее понятие в технологии модульного обучения – модуль. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология владения им.

Построение самого модуля начинается с формулирования целей для каждого учебного элемента и самого задания. Выходной контроль, который создается как отдельный учебный элемент, подразумевает проверку овладением содержания модуля.

Чем модульное обучение отличается от других систем обучения?

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с комплексной дидактической целью. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это дает возможность осознавать себя в деятельности, определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы.

В-четвертых, наличие модулей позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками (особенно отстающими).

Традиционные методы и приемы обучения не настолько полно и эффективно дают возможность учащимися усвоить знания по программному материалу. Блочно-модульное обучение результативнее и продуктивнее, способствуют высокому уровню специальных профессиональных навыков, изменению функций преподавателя: он становится консультантом, собеседником учеников.

Использование различных методов обучения, расширение возможностей включения в урок самостоятельной деятельности учащихся, активизации их способствует блочно-модульное изучение, предполагающее объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме.

При изучении материала крупными блоками необходимы следующие условия:

  1. Четкая организация всего учебного процесса.
  2. Постановка целей и задач обучения для всего блока темы.
  3. Сочетание словесных наглядных методов (в том числе и использование опорных конспектов).
  4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах.
  5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.
  6. Вера учителя в силу и способности учащихся.

Для повышения интереса к учению и облегчения усвоения материала применяю различные формы и методы преподавания. Сейчас я работаю над модульной технологией. Считаю это направление достаточно перспективным. На мой взгляд, модульное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным:

  • во-первых, предоставляет возможность учащимся работать индивидуально, в присущем только им темпе, в парах или группах;
  • во-вторых, обеспечивает «мягкие» формы контроля.

Структурированное содержания учебного материала предполагает рассмотрение объекта как системы. Конфигурация и характер связей внутри системы и есть её структура, остающаяся неизменной при изменении системы в определенных пределах.

Вопрос о возможностях блочно-модульного структурирования содержания образования в средней школе, прежде всего, связан с проблемой возраста обучаемых и с уровнем их умений и навыков организации самостоятельного труда. Так, в младших классах акцент должен делаться на педагогический процесс, организуемый и управляемый непосредственно педагогом. А начиная со средних классов можно вводить элементы технологии модульного обучения. Таким элементами могут быть упрощенные модули, в которых упор делается на управление и самоуправление деятельностью учащихся, контроль и самоконтроль их знаний.

Модули в учебный процесс целесообразно вводить постепенно: начинания с отдельных уроков, курсов, предметов и с конкретных учащихся с хорошо сформированными навыками самоуправления учебной деятельности в старших классах технологию модульного обучения можно полностью ввести в педагогический процесс. Степень владения учебными навыками учащихся старших классов позволяет полностью структурировать содержание учебного материала с помощью системы модульного обучения.

Алгоритмы блочно - модульного структурирования на примере содержания биологии: I этап . В содержании учебного курса необходимо выделить ведущие направления учебного предмета как основы для освоения учащимися дисциплины биологии (таблица1)

БИОЛОГИЯ

Начальный курс

Живой организм

Общая биология

Природоведение. 5 класс

Живой организм.

6 класс

Многообразие живых организмов.

7 класс

Человек.

8 класс

Общие закономерности.

9 класс

Общая биология.

10-11 класс

Изучение Вселенной, Земли, живых организмов, места человека на Земле

Изучение строения и свойств живых организмов, их жизнедеятельности и взаимодействия организма и среды

Изучение различных царств живой природы: прокариотов,

грибов, растений и животных, вирусов

Изучение особенностей происхождения, строения, функций различных систем органов человека и его поведения

Изучение общих закономерностей живой природы, возникновения и развития жизни на Земле, структурной организации живых организмов, их размножения наследственности и основ экологии

Изучение

уровней

организации

живой

материи, происхождения

И развития жизни

На Земле, строения

клетки,

основ

размножения организмов, закономерностей

генетики, онтогенеза

и эволюционных

учений развития органического мира на Земле, основ экологии и взаимодействия биосферы и человека

IIэтап. Структурирование содержания учебного материала, рассчитанного на один год обучения (таблица2)

Школьный курс «Многообразие живых организмов» состоит из 4 основных блоков учебного материала.

I блок (МП-модульная программа) рассказывает об общей характеристике, происхождении и особенностях строения, жизнедеятельности и роли в природе и жизни человека различных простейших организмов.

II блок посвящен царству Грибы. В нем описываются классификация, особенности строения, питания, размножения и значения грибов в природе и жизни человека.

III блок включает в себя изучение двух подцарств растений: низших и высших, в которых рассказывается о многообразии, классификации, строении и процессах жизнедеятельности, а также роли растений в биосфере и жизни человека.

IV блок изучает царство животных и состоит из двух подцарств: Одноклеточные и Многоклеточные животные, которые делятся по определенному плану: строение, основные процессы жизнедеятельности, роль в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

III этап . Создание блочно - модульного структурирования учебного материала на основе «дерева целей». Каждой модульной программе (МП) дается название, которое отображает суть выбранной для этого темы и раздела.

«Дерево целей»

МП «Многообразие живых организмов»

КДЦ

МП «Царство Прокариоты»

МП «Царство Грибы»

МП «Царство Растения»

МП «Царство Животные»

ИДЦ

ИДЦ

М 1 –

Общая характеристика

прокариот

М-2

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот

М-3

Подцарство Оксифотобактерии, особенности организации, роль в природе, практическое значение

УЭ-0

Вход к окр.

УЭ-1

Строение и жизнедеятельность бактерий

УЭ-2

Особенности оксифотобактерий

В основе любой модульной программы лежит совокупность целей (КДЦ – комплексная дидактическая цель, ИДЦ – интегрирующая дидактическая цель). Составление модульной программы всегда начинается с выделения основных научных идей курса, внутри которых формулируются цели изучения тем и отдельных уроков. Лишь затем учебное содержание структурируется вокруг этих идей в определенные блоки. Совокупность целей модульной программы можно представить в виде дерева. Ствол дерева по содержанию соответствует отдельной теме; стволовые ветви соответствуют отдельным урокам – модульные уроки подразделяются на учебные элементы или этапы урока. Отличительной особенностью модульной технологии является то, что для каждого учебного элемента разрабатываются свои дидактические цели.

Принцип модульности предполагает построение учебного курса по блокам-модулям, внутри которых материал представлен в виде системы учебных элементов (УЭ). Для каждого их УЭ разрабатывают свои дидактические цели, без овладения которыми общая цель не будет достигнута.

УЭ должно быть не более 7, но среди них необходимы:

  1. УЭ-0, направленный на определение целей результатов обучения.
  2. УЭ-1, включающий задания по выявлению уровня знаний по теме и на овладения новым материалом. Иногда допускаю отсутствие данного УЭ.
  3. УЭ-2 и т.д. – отработка материала.

Завершающий УЭ – подведение итогов:

  • оценка степени достижения цели урока;
  • выбор домашнего задания с учетом достижений на уроке;
  • оценка работы.

IV этап.

Технологию модульного обучения отличают такие качества, как:

  • гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых);
  • динамичность (обучение видам и способам деятельности);
  • мобильность (взаимосвязь, взаимозаменямость и подвижность моделей внутри одной темы);
  • возможность проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);
  • изменение форм общения учителя с учащимися.

При составлении урока с использованием блоков-модулей пользуюсь планом:

  1. формулировка темы урока;
  2. определение целей урока и желаемых результатов обучения;
  3. разбивка учебного материала на отдельные, логически завершенные, учебные элементы;
  4. подбор необходимого фактического материала;
  5. определение способов учебной деятельности учащихся;
  6. выбор форм и методов преподавания и контроля.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей конструируется учебный курс изучения биологии.

В современных программах по биологии можно выделить блоки тем (по 8-10 ч) и представить в них несколько модулей обучения:

I модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий.

II модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы. Ученики по заданиям и под руководством учителя работают с различными источниками информации (учебник, дидактический материал, справочники и т.д.), прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы. На этом этапе проводятся уроки-практикумы, конференции, путешествия, игры.

III модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение материала темы.

IV модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

Сочетание концентрированного изложения содержания основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет учащимся яснее определить общие положения темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Модуль имеет у себя инструкцию, в которой, в которой определены цели усвоения модули и каждого учебного элемента; задания для выполнения разного уровня сложности; материалы для работы; указания на вид и форму работы; контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль и т.д.).

Инструкция модуля может предполагать:

Индивидуальную самостоятельную работу ученика;

Партнерскую работу в парах;

Работу в группе.

Роль учителя в технологии модульного обучения сводится к следующему: разработка инструкции модулей; оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью через модули, уточнение модулей при практической работе с ними, контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков.

Технология модульного обучения определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.

В технологии модульного обучения оценивается выполнение каждого элемента. Оценки накапливаются, и выставляется итоговая отметка за работу. Точность контроля и объективность оценки играет большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при технологии модульного обучения. Ученик четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Анализ результатов обучения по блочно-модульной технологии позволяет сделать следующие выводы:

  1. Изучение биологии закладывает основы естественнонаучного мышления, развивает бережное отношение к окружающей среде, учит умению вести здоровый образ жизни и формирует экологическую культуру.
  2. Целью естественнонаучного образования является усвоение школьниками представлений о характере и динамике естественных процессов, развитие умений самостоятельной работы с различными источниками информации по окружающей среде.
  3. Результаты, которых добиваются учащиеся в образовательном процессе, выявляются не только через оценку качества образовательного процесса, но и через оценку условий. Одним из условий повышения качества образовательного процесса может служить блочно-модульное структурирование содержания биологии.
  4. Блочно-модульное структурирование способствует рассмотрению школьных дисциплин как системы через применение технологии модульного обучения.
  5. Технология модульного обучения позволяет представить содержание образования в виде законченных самостоятельных блоков.
  6. Технология модульного обучения способствует изменению формы общения учителя и ученика.
  7. Технология модульного обучения предоставляет учащимся максимальное количество времени работать самостоятельно, что дает возможность осознать себя в учебной деятельности.
  8. Технология модульного обучения позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками.
  9. С помощью технологии модульного обучения можно делить учебный материал на порции (отдельные части).
  10. Блочно-модульное структурирование содержания естественных дисциплин позволяет повысить качество обученности учащихся и усилить интерес к предметам через применение нетрадиционных форм обучения.

Вам также будет интересно:

Облигации военного займа 1941 1945
Еще в первые годы Советской власти после отражения иностранной военной интервенции и...
Международный Клуб Учёных Кто был по знаку зодиака иисус христос
В нашем обществе не так много людей, всерьез верящих в астрологические и другие подобные...
Астрологические циклы и ритмы Планетарные циклы в жизни человека
Звездное небо - гадательный прибор, доступный каждому. Внимательно наблюдая за небом,...
Листовая свекла мангольд Мангольд когда начинать кушать и какие части
Мангольд, или японская свёкла, вместе со свёклами столовой, сахарной и кормовой имеет...
Какие блюда можно приготовить из чечевицы просто и вкусно Простые блюда из красной чечевицы
Современные хозяйки незаслуженно обделяют своим вниманием рецепты блюд из чечевицы. Просто...