Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Энциклопедия технологий и методик. Интерьер украинской хаты Украинская народная декоративная роспись

Обещала рассказать о своём обучении основам Украинской росписи и наконец выполняю обещание. Сейчас у меня дома затянувшийся ремонт и что-то найти проблематично, особенно если это не требуется тебе в данное время. Я не занимаюсь росписью уже лет пять, сразу после того, как сменила работу. Все как-то некогда. Всё что было - раздарила. Несколько первых работ осталось которые делала в процессе обучения и их не могу найти. Нашла буквально пару работ, которые и покажу. Что нужно для Украинской росписи? Прежде всего кисти. Кисти здесь используются кошачьи и беличьи. Кошачьи - мастерицы делают сами, а беличьи используются с 1 -5 номера. Чтобы сделать кошачью кисточку, нужно иметь кота своего или знакомого. Нас учили срезать пряди кошачьей шерсти с боковых сторон шеи до ушка котика и за ушками. Кот должен быть не длинношерстных пород. Кисточка делается не сложно, главное - практика. Внимание! Ни один кот не пострадал! Кот со временем обрастает и никаких следов от срезанных клочков шерсти не остаётся. Я нарисовала как я делала эти кисти. Берём срезанную прядь шерсти и аккуратно помещаем на бумагу. При этом стараемся чтобы не нарушить целостность этого кусочка кошачьей шерсти. Как срезали, так и положили на бумагу. Далее спичку или какую-нибудь палочку затачиваем с одного конца (можно зубочистку), смазываем клеем ПВА и помещаем на шерсть острым концом. Палочка должна располагаться на шерсти, занимая как минимум третью часть длинны шерсти. Затем аккуратно окручиваем шерстью палочку и обматываем ниткой, смазывая периодически клеем ПВА. Обматываем как можно туже, но не перестараться, чтобы обмотка не соскользнула с острого конца кисточки. Ещё раз в конце хорошенько смазываем обмотку клеем и даём полностью высохнуть. Чтобы удобнее было пользоваться кистью, палочку вставляем если надо, в стержень от гелиевой ручки или в подходящий по объёму. Надо чтобы кисточка плотно вошла в стержень и не выпадала. Лучше в стержне её тоже посадить на клей. Кисть готова.

Мои две кошачьи сохранившиеся кисточки.

Краски используются в основном гуашь и масляные. Рука "набивается" на постоянном выполнении различных сочетаний мазков кошачьей и беличьей кисточкой. Здесь показаны 22 упражнения.

Их надо выполнять каждое не по одному листу, а по несколько причем мазки выполняются движениями кисти. Лист бумаги крутить нельзя.

Сначала получается плохо, а затем все лучше и лучше. Любой рисунок можно стилизовать росписью. Преподаватель давала задания делать наброски карандашом, а затем стилизовать росписью. И постоянно придумывать комбинации с мазками цветов, листьев.

Роспись стен как традиция возникла достаточно давно, но точная дата, к сожалению, не определена. Конечно, существуют рассказы, почти былинные, о домах c нанесенными изображениями небесных светил, есть раскопки археологов помещений киевского региона IX -XII вв., в которых находят остатки фресок. Но это тем не менее не позволяет с точностью определить время возникновения росписи.

Это народное искусство периода XIX - начала XX в. было очень распространено в культуре Украины, свидетельствуют об этом разнообразные исследования культуры и жизни различных регионов страны. Достаточно часто упоминается об этом виде творчества и в литературных источниках, описывающих крестьянский быт.

Существует версия, что настенная роспись возникла и развивалась как отражение осознания украинцами окружающего мира, и это изображалось магическими или аграрно-бытовыми знаками и символами. Со временем их сакральное значение постепенно исчезало из рисунков, развивалось орнаментальное, декоративное рисование тех же самых знаков, но с другим наполнением, скорее эстетичным и декоративным. А магическое, культовое и обрядовое значение выходило из употребления. И с XIX в. настенная роспись начинает формироваться только как орнаментальное украшение и декор.

Роспись не была одним из первых видов искусства, она возникла гораздо позже других направлений декоративно-прикладного искусства, таких как вышивка, писанкарство, ковроткачество, ткачество или изготовление изразцов. Поэтому она включает традиции и некоторые элементы, свойственные этим видам, и объединяет их через свое отражение. Роспись стен иногда была заменой привычным приемам украшения сельского жилища, иногда употреблялась вместе с ними, тем самым подчеркивая построение и архитектурные особенности того или иного сооружения.

Каких-либо предварительных эскизов к будущему рисунке не делалось, сам процесс росписи не делился на этапы и не имел четкой схемы подготовки. Он выполнялся сразу, а порой и вообще только возобновлял предыдущий рисунок. Делалось это два раза в год, и каждый раз имел закрепленность к определенному событию - нового мащения, то есть перед праздниками весной и осенью. Роспись выполнялась только женщинами.

Краски для этого действа использовались обычно природного происхождения. Это могла быть сажа, ягоды бузины, сок лебеды, отвар из луковой шелухи, сок вишен или шелковицы, лепестки подсолнечника, могли использоваться анилиновые краски, глины. Иногда растительный сок перемешивали с перетертой белой глиной, сажей, толченым углем или брали красную глину. Иногда просто перемешивали разные глины. Таким образом мастерицы получали целую палитру цветов, оттенков и возможность их смешивать, создавая новые оттенки. Поэтому трудно было встретить роспись только двумя или тремя красками. К краскам нужно было добавлять вяжущее вещество, поэтому к ним примешивали яичный желток, иногда молоко. Краска, содержащая такие примеси, была более прочной и не изменяла свой цвет, не «линяла».

Кисти для росписи делались из кошачьей шерсти и использовались любые щетки, по необходимости, даже можно было применять обычную тряпку. Чтобы правильно и четко изобразить геометрические фигуры, разные линии, пользовались посудой, шнурками как лекалами, сложные фигуры изготавливали из картофельных клубней, такая себе вариация штампа.

Начиналась роспись с печи и трубы, после печи переходила на стены, проходила над окнами, шла по углам. Печь разрисовывали схематически стилизованными изображенными птиц - это могли быть павлины, фазаны, или даже грифоны. Там же на печи рисовали дерево жизни с сидящими на нем птицами, спирали, вращающиеся диски, в кругах изображали кресты, зигзаги, вырисовывались растительные орнаменты, созвездия. Эта символика была знакома еще с первобытных времен. Стены расписывались обычно деревом жизни и птицами, символическим кувшином – из него как основы вырастает куст. Этот кувшин назывался вазон. На стенах также часто были нанесены брачные символы - ими были райские птицы, кисти винограда.

В народной росписи отображалось фольклорно-образное осознание украинцами мира вокруг них, изображенном в знаках и символах. Они несли космологическое осмысления мироздания. Так роспись была напрямую связана с силами природы, одухотворяла постройку, дом, привязывала ее к миру, к земле, насыщала земной силой. Так символика несла в себе народные знания, верования и представления о себе, мир, смысл жизни.

Заимствования в росписи традиций и элементов предыдущих видов, и направлений народного искусства хорошо видно, учитывая ее производность от ранее возникших направлений искусства и само время ее возникновения.

Например, из ткачества роспись позаимствовала ломаную зигзагообразную ломаную линию, которая была обрамлена двумя прямыми линиями, перечеркнута штрихами между изломами. Узор под названием «косицы» можно найти на глиняных изделиях древности. В старинных рукописях встречается листок лотоса, похожий на куриные лапки. Писанкарство подарило росписи спиралевидного «вертуна». Вначале элементы и части росписи были очень похожи на характер орнаментов в вышивке, резьбе, ковроделии и подобном. Однако со временем роспись развивалась во все более самостоятельный вид творчества, приобретала свои собственные черты и мотивы, составила свою систему и закономерности и продолжила развиваться уже по своим законам.

Образы настенной росписи имеют в своей основе аграрно-космологическую идею о том, что жизнь человека и природа связаны и переплетены между собой. Даже само время создания новых росписей или возобновление старых связано с этим – ведь это происходит накануне праздника великой Пасхи, который еще с язычества является символом воскресения, оживления природы, жизни, красоты его цветения и жизненной силы.

Почему печь стала основным композиционным центром росписи? Надо полагать, потому, что именно там живет огонь, который является одним из элементов жизнетворения. А еще там, под печью, если верить народным приметам, живет охранник дома и домашнего очага - домовой. К тому же культ предков сосредоточивал внимание именно на печи: в старину под очагом хоронили умерших. А учитывая то, что росписью занимались женщины, которые по сути своей были хранительницами традиций и верований, сами охраняли очаг дома, то и все культовые традиции, ритуалы и обряды тщательно хранились и почитались ними.

Печь очень часто покрывали геометрическими орнаментами, деревом жизни - это напоминало о дохристианских временах, когда души живых и умерших объединялись через деревья и растения.

Так можно увидеть, что основным и наиболее употребляемым элементом росписи является дерево жизни, «вазон». Он может быть самостоятельной композицией, а может быть частью ленты - бесконечного орнамента росписи. Такой орнамент является наиболее распространенным в этом направлении народного искусства. Он изображается в вышивке, на коврах, керамике, вытынанках, расписанных сундуках. Кроме изделий и культуры Украины, «вазон» распространен также и в искусстве Европы.

Дерево жизни в культуре Украины имеет фольклорное происхождение: дерево и птицы являются символом мироздания. Трехъярусность мира передавалась идеограммами, которые встречались в росписи сундуков, саней (спинок) и др. Большой солярный знак в таких идеограммах символизирует светило, дающее всему вокруг жизнь. Малые солярные знаки также несут в себе символический смысл: вазоны, птицы - земная жизнь, рыбы и змеи - потусторонний мир.

Элементы в виде виноградных листьев, гроздьев на «вазоне» составляют «чудесное дерево», которое символизирует благополучие семьи, порой напоминает о невесте. Проходило время, действовали разные социально-исторические условия, и роспись как искусство понемногу начала терять свой глубокий сакральный смысл, заменяясь на проявления богатой творческой фантазии.

Новые виды росписи приобретали другие формы и качества, переходили на другую материю - например, бумагу. Центром таких «малевок» считается село Петриковка, расположенное на Днепропетровщине. Сначала «малевка» была заменителем определенных деталей росписи настенного, в отдельных местах дома, но со временем отмежевалась и стала отдельным самостоятельным видом искусства. Петриковская роспись приближена к традициям искусства писанкарства. Центральный образ в петриковских композициях выделялся, что создавало иллюзию, будто рисунок был выгнут наружу, и это усиливало восприятие композиции как округлой формы - по форме яйца.

Как писанка, так и роспись на бумаге указывает на зарождение жизни, цветения, цикличность развития и жизненного круговорота. Роспись этого направления искусства, подобно настенной росписи, активно прославляет жизнь во всех ее видах и проявлениях. Букет, вазон, куст - все это символизирует древо жизни. В петриковской росписи есть свои особенности: например, расположение центрального элемента - цветка, плода или ягоды - осуществляется таким образом, чтобы изображение и ракурс получилось привлекательным, со многими деталями и подробностями, самые выразительные из них особо подчеркиваются.

Цветок обычно повернет своей головкой к зрителю, может рисоваться полупрофильно с наклоном к переднему краю, возможным было изображение в полный профиль. Характерными особенностями в петриковском рисунке являются также листочки, развернутые к зрителю, четкое и внятное очерчивание контуров разноцветными чертами и линиями - это делает более заметными на белом фоне мельчайшие детали. Краски для росписи берутся густые, очень хорошо отличается каждый мазок, он виден отдельно от соседнего. В росписи все выражено через форму, цвет, линию. Элементы не накладываются один на один, существуют отдельно и не мешают друг другу, листок не скрывает цветок или стебель и тому подобное. Это является отражением особенностей народного быта, в котором нет лишних деталей, нагромождения вещей и хаоса.

И по сей день развиваются традиции народной росписи и народного рисунка. Мастерицы села Петриковка известны всему миру своими талантливыми росписями и композициями. Существует термин «наивная живопись» - и его представители, Мария Примаченко, Екатерина Билокур и многие другие народные мастерицы-художницы нынче признаны во всем мировом искусстве.

Украинское народное искусство с древнейших времен прошло великий путь самобытного развития, обогащаясь в тесных связях с искусством других народов, прежде всего, русского и белорусского. В быту украинцев нет ни одного предмета, которого не коснулась бы рука художника.

В представлениях украинцев человек приходит в этот мир еще и для того, чтобы украшать его. Народное творчество находится в гармоничной взаимосвязи с путем исторического развития народа, его бытом и трудовой деятельностью.

Резьба по дереву.

Издавна Украина была известна своими мастерами обработки дерева. Из древесины строили жилье, хозяйственные и защитные сооружения, церкви, памятники; из натурального дерева изготовляли предметы сельскохозяйственного и домашнего употребления, мебель, посуду и многое другое.

Некоторые элементы сооружений и другие деревянные изделия оформлялись резьбой и часто росписью. Сначала резьба имела плоскостной характер. Приемы плоской резьбы сохранились и до наших дней во многих областях западной Украины, в частности, в Закарпатье. Чтобы сделать плоский резной рисунок более фактурным и заметным, в углубления втирали угольную пыль.

В 17 — 18 веках особенно широко применялась резьба в иконостасах, киотах, свечниках, а также статуарная резьба. Это можно заметить в иконостасах Успенской церкви Киево — Печерской Лавры, Николаевского и Михайловского соборов в Киеве и собора в Больших Сорочинцах.

Для многих сельских изделий из древесины Центральной Украины и частично Галичины во второй половины XVIII века и начала XIX века была характерна резьба, которая отличалась от старинной техники плоскостной резьбы.

Значительно обогатилась орнаментика геометрического и флористического характера. В большинстве изделий орнаментом покрывались большие поверхности. В композиции орнамента часто встречаются круги и полукруги больших размеров, которые состояли из отдельных мелких элементов. В конце XIX века увеличивается объем изготовления на продажу мелких изделий из дерева, для которых было характерным не бытовое, в декоративно — художественное значение.

В технике гуцульской резьбы орнаментика объединяется с инкрустацией и имеет преимущественно плоскостной геометрический характер. Именно поэтому и по сей день гуцульские резные изделия невозможно перепутать ни с одним другим видом подобных предметов искусства.

Настенная роспись.

Еще одним из характернейших видов украинского народного декоративного творчества является настенная роспись. Наибольшего развития настенная роспись приобрела в степных районах Украины. Чаще всего рисунки выполнялись цветными охристыми и красными глинами, которые были разведены с сажей и синькой, а также растительными и минеральными красками.

С XIX века начали широко использовать различные анилиновые красители. Росписи стали более полихромными (многоцветными), роскошными и богатыми. Среди самых распространенных мотивов орнаментики были цветы и растительные мотивы.

В начала XX века центрами народной настенной росписи были Умань, Подолье, Хмельницк, Днепропетровск, Одесса и Херсон. Своеобразный характер имела роспись на Лемкивщине и в Закарпатье. Стены декорируются росписью снаружи, а также элементы росписи широко используются во внутреннем оформлении интерьера украинского жилья. Чаще всего расписными элементами украшают окна и двери, а также главный элемент в каждом доме — печь.

Для украшения мебели и различных бытовых предметов в степной и лесостепной зоне была распространена роспись по дереву. Это можно заметить по сохранившимся элементам росписи мебели и сундуков. В этом случае тоже чаще всего использовались растительные орнаменты.

Украинская писанка.

Традиционная для Украины роспись писанок также имела чисто декоративные цели и придерживалась строго определенных традиций. Приемы росписи отображали художественные вкусы отдельных районов, даже в некоторых селах были свои традиционные узоры, по которым их отличали от других населенных пунктов.

Основным приемом являлось симметричное размещение орнамента. В писанках встречаются все виды орнамента — геометрический, геометризированный и флористический. Гуцулы создали огромное количество разнообразных композиций из геометрических элементов и фигур, часто использовали изображения животных — коней и оленей.

Керамическая посуда.

В народном творчестве значительное место занимает также керамика. Основные группы украинского народного гончарного производства XIX века соответствуют территориальному размещению месторождений глины. Среди них можно выделить следующие территории:

  • Киевская (Киев, Дыбинцы, Межгорье, Канев, Васильков);
  • Черниговская (Ичня, Нежин, Короп, Глухов);
  • Полтавская (Миргород, Опошня);
  • Сумская;
  • Харьковская (Змеев, Изюм);
  • Подольская (Бор, Адамовка, Жердяновка, Бубновка);
  • Львовская (Сокаль, Толстое);
  • Ивано — Франковская (Косов, Куты).

Период развития художественного гончарства приходится на конец XVIII — первую половину XIX века. Одним из самых распространенных типов керамических изделий Киевской, Полтавской, Черниговской и Винницкой территорий размещения гончарного производства является красная керамическая посуда — покрытый глазурью и росписью.

В южных и юго — западных районах была распространена белая глазированная керамика. В некоторых местностях, например, на Тернопольщине был чрезвычайно распространена » лощенная» посуда, выполненная в глазури слегка дымчатого цвета. А вот геометрический орнамент поражал своей красотой и необычностью — он был нанесен методом гравировки.

В XIX веке была распространена фигурная посуда для вина и других напитков, выполненная в форме животных и птиц. Это вид посуды представлял собой настоящие предметы искусства, которые украинцы широко использовали в быту.

Известны имена мастеров гончарного искусства XIX века Адама Бацуцы из Адамовки (Подолье) и Василия Шестипальца из Львова. Для керамики центральных областей Украины характерными элементами орнаментики являются виноград, сосенки, звездочки, ягодки и листочки.

Особенной декоративностью характеризуются изделия мастеров из Опошни — Ф. Черешка, Ю. Ризника, В. Паросного, Либещака, А. Сластена, А. Бахметюка и П. Кошака. В росписи посуды прослеживается увлечение растительными узорами, сдержанность композиции, насыщенность орнаментики. Постепенно вводятся крупные стилизованные цветочные элементы рельефного характера.

Керамическая плитка.

Расцвет производства кафеля приходится на конец XVII века. И уже в XVIII веке керамическая плитка широко используется украинцами для оформления поверхности печей. С тех пор кафельная печь прочно входит в народный быт.

Кафельная плитка отличается разнообразием и высокими декоративными качествами. В тот период существовало много разновидностей керамической плитки, среди которых можно назвать следующие:

  • рельефная;
  • глазированная;
  • терракотовая;
  • расписная;
  • живописная;
  • орнаментальная;
  • зеленая, с голубым рисунком;
  • с коричневой окантовкой;
  • желтая;
  • с рисунками на бытовую тематику;
  • с изображением животных и птиц;
  • с фиалкой по центру;
  • с изображением медальона и многие другие.

Очень часто в процессе изготовления кафельной плитки мастера ставили дату и свое имя. Так, до наших дней дошли работы мастеров сюжетной керамической росписи Бахметюка (Гуцульщина), Панасенко (Ичня) и многих других. В орнаментике керамической плитки можно проследить постепенный переход от мотивов, заимствованных из профессионального искусства, до развития декоративной сюжетной орнаментальной росписи на основе местных традиций.

Стеклянные изделия.

Одним из самых оригинальных видов народного промысла на Украине стало изготовление стеклянных изделий — посуды в виде животных и птиц. Среди другой стеклянной посуды можно назвать различные рюмки. бокалы и штофы — цветные и прозрачные, чистые и с рисунком.

Стеклянные изделия изготовляли тремя способами: выдуванием, отливом и вытягиванием. Производство стекла была распространено главным образом на Волыни и Черниговщине. Но и другие районы не оставались в стороне — стеклянную посуду делали также на Подолье, на севере Киевщины и на Полтавщине.

Ткачество и вышивка.

В конце XVIII — начале XIX веков чрезвычайно высокого уровня достигли ткачество и . Изготовлялись различные ткани, а также различные изделия — коврики, скатерти и рушники. Их украшали ткаными узорами, выбивкой и вышивкой.

Было широко распространено производство безворсовых настенных ковров, а также различных домотканых дорожек, которые служили для покрытия пола. Изготовлялись ковры трех видов: с поперечными полосками, медальонного типа, а также с цветочными узорами.

Для украинских ковров характерным было то, что все поле никогда полностью не было покрыто узорами. Именно фон чаще всего играл огромную композиционную роль. Народные обычно были окрашены в цвет натуральной шерсти — поэтому их оттенок чаще всего был темно — коричневым или черным.

К декоративному виду ткачества относится изготовление узорчатых полотен, шерстяных тканей для пошива одежды и высокохудожественной вышивки. В XIX веке центрами декоративного ткачества были:

  • на Киевщине — Переяслав, Богуслав, Иванков, Обухов;
  • на Полтавщине — Зеньков, Решетиловка, Сорочинцы;
  • на Винничине — Климбовка, Яланець;
  • на Западной Украине — Золотов, Глиняны, Збарат, Микулинцы.

Украинские рушники.

В конце XIX века особенное распространение получило изготовление декоративных рушников. До этого периода их делали белыми с красными рисунками, а со второй половины XIX века в быт вошли и красные с белым рушники.

Основными элементами были геометризированные фигуры дубовой и березовой листвы, переплетенных ветвей, цветов, репейника, винограда, петушков, голубей, уток, орлов, а также мотивы , посуды и другие элементы.

Одним из древнейших элементов является мотив » райского дерева». Наибольшего разнообразия вариантов и совершенства этот мотив достиг в Полтаве и Киеве. Также можно отметить тот фактор, что украинские рушники в каждой местности отличались своими орнаментальными мотивами, узорами и цветовой гаммой.

Вышитый рушник выполнял немаловажную роль в быту каждой украинской семьи. Он служил не только для повседневных нужд, но и использовался в праздничных и ритуальных церемониях, а также служил важным элементом оформления каждого украинского жилья.

Роспись стен как традиция возникла достаточно давно, но точная дата, к сожалению, не определена. Конечно, существуют рассказы, почти былинные, о домах c нанесенными изображениями небесных светил, есть раскопки археологов помещений киевского региона IX -XII вв., в которых находят остатки фресок. Но это тем не менее не позволяет с точностью определить время возникновения росписи.

Это народное искусство периода XIX - начала XX в. было очень распространено в культуре Украины, свидетельствуют об этом разнообразные исследования культуры и жизни различных регионов страны. Достаточно часто упоминается об этом виде творчества и в литературных источниках, описывающих крестьянский быт.

Существует версия, что настенная роспись возникла и развивалась как отражение осознания украинцами окружающего мира, и это изображалось магическими или аграрно-бытовыми знаками и символами. Со временем их сакральное значение постепенно исчезало из рисунков, развивалось орнаментальное, декоративное рисование тех же самых знаков, но с другим наполнением, скорее эстетичным и декоративным. А магическое, культовое и обрядовое значение выходило из употребления. И с XIX в. настенная роспись начинает формироваться только как орнаментальное украшение и декор.

Роспись не была одним из первых видов искусства, она возникла гораздо позже других направлений декоративно-прикладного искусства, таких как вышивка, писанкарство, ковроткачество, ткачество или изготовление изразцов. Поэтому она включает традиции и некоторые элементы, свойственные этим видам, и объединяет их через свое отражение. Роспись стен иногда была заменой привычным приемам украшения сельского жилища, иногда употреблялась вместе с ними, тем самым подчеркивая построение и архитектурные особенности того или иного сооружения.

Каких-либо предварительных эскизов к будущему рисунке не делалось, сам процесс росписи не делился на этапы и не имел четкой схемы подготовки. Он выполнялся сразу, а порой и вообще только возобновлял предыдущий рисунок. Делалось это два раза в год, и каждый раз имел закрепленность к определенному событию - нового мащения, то есть перед праздниками весной и осенью. Роспись выполнялась только женщинами.

Краски для этого действа использовались обычно природного происхождения. Это могла быть сажа, ягоды бузины, сок лебеды, отвар из луковой шелухи, сок вишен или шелковицы, лепестки подсолнечника, могли использоваться анилиновые краски, глины. Иногда растительный сок перемешивали с перетертой белой глиной, сажей, толченым углем или брали красную глину. Иногда просто перемешивали разные глины. Таким образом мастерицы получали целую палитру цветов, оттенков и возможность их смешивать, создавая новые оттенки. Поэтому трудно было встретить роспись только двумя или тремя красками. К краскам нужно было добавлять вяжущее вещество, поэтому к ним примешивали яичный желток, иногда молоко. Краска, содержащая такие примеси, была более прочной и не изменяла свой цвет, не «линяла».

Кисти для росписи делались из кошачьей шерсти и использовались любые щетки, по необходимости, даже можно было применять обычную тряпку. Чтобы правильно и четко изобразить геометрические фигуры, разные линии, пользовались посудой, шнурками как лекалами, сложные фигуры изготавливали из картофельных клубней, такая себе вариация штампа.

Начиналась роспись с печи и трубы, после печи переходила на стены, проходила над окнами, шла по углам. Печь разрисовывали схематически стилизованными изображенными птиц - это могли быть павлины, фазаны, или даже грифоны. Там же на печи рисовали дерево жизни с сидящими на нем птицами, спирали, вращающиеся диски, в кругах изображали кресты, зигзаги, вырисовывались растительные орнаменты, созвездия. Эта символика была знакома еще с первобытных времен. Стены расписывались обычно деревом жизни и птицами, символическим кувшином – из него как основы вырастает куст. Этот кувшин назывался вазон. На стенах также часто были нанесены брачные символы - ими были райские птицы, кисти винограда.

В народной росписи отображалось фольклорно-образное осознание украинцами мира вокруг них, изображенном в знаках и символах. Они несли космологическое осмысления мироздания. Так роспись была напрямую связана с силами природы, одухотворяла постройку, дом, привязывала ее к миру, к земле, насыщала земной силой. Так символика несла в себе народные знания, верования и представления о себе, мир, смысл жизни.

Заимствования в росписи традиций и элементов предыдущих видов, и направлений народного искусства хорошо видно, учитывая ее производность от ранее возникших направлений искусства и само время ее возникновения.

Например, из ткачества роспись позаимствовала ломаную зигзагообразную ломаную линию, которая была обрамлена двумя прямыми линиями, перечеркнута штрихами между изломами. Узор под названием «косицы» можно найти на глиняных изделиях древности. В старинных рукописях встречается листок лотоса, похожий на куриные лапки. Писанкарство подарило росписи спиралевидного «вертуна». Вначале элементы и части росписи были очень похожи на характер орнаментов в вышивке, резьбе, ковроделии и подобном. Однако со временем роспись развивалась во все более самостоятельный вид творчества, приобретала свои собственные черты и мотивы, составила свою систему и закономерности и продолжила развиваться уже по своим законам.

Образы настенной росписи имеют в своей основе аграрно-космологическую идею о том, что жизнь человека и природа связаны и переплетены между собой. Даже само время создания новых росписей или возобновление старых связано с этим – ведь это происходит накануне праздника великой Пасхи, который еще с язычества является символом воскресения, оживления природы, жизни, красоты его цветения и жизненной силы.

Почему печь стала основным композиционным центром росписи? Надо полагать, потому, что именно там живет огонь, который является одним из элементов жизнетворения. А еще там, под печью, если верить народным приметам, живет охранник дома и домашнего очага - домовой. К тому же культ предков сосредоточивал внимание именно на печи: в старину под очагом хоронили умерших. А учитывая то, что росписью занимались женщины, которые по сути своей были хранительницами традиций и верований, сами охраняли очаг дома, то и все культовые традиции, ритуалы и обряды тщательно хранились и почитались ними.

Печь очень часто покрывали геометрическими орнаментами, деревом жизни - это напоминало о дохристианских временах, когда души живых и умерших объединялись через деревья и растения.

Так можно увидеть, что основным и наиболее употребляемым элементом росписи является дерево жизни, «вазон». Он может быть самостоятельной композицией, а может быть частью ленты - бесконечного орнамента росписи. Такой орнамент является наиболее распространенным в этом направлении народного искусства. Он изображается в вышивке, на коврах, керамике, вытынанках, расписанных сундуках. Кроме изделий и культуры Украины, «вазон» распространен также и в искусстве Европы.

Дерево жизни в культуре Украины имеет фольклорное происхождение: дерево и птицы являются символом мироздания. Трехъярусность мира передавалась идеограммами, которые встречались в росписи сундуков, саней (спинок) и др. Большой солярный знак в таких идеограммах символизирует светило, дающее всему вокруг жизнь. Малые солярные знаки также несут в себе символический смысл: вазоны, птицы - земная жизнь, рыбы и змеи - потусторонний мир.

Элементы в виде виноградных листьев, гроздьев на «вазоне» составляют «чудесное дерево», которое символизирует благополучие семьи, порой напоминает о невесте. Проходило время, действовали разные социально-исторические условия, и роспись как искусство понемногу начала терять свой глубокий сакральный смысл, заменяясь на проявления богатой творческой фантазии.

Новые виды росписи приобретали другие формы и качества, переходили на другую материю - например, бумагу. Центром таких «малевок» считается село Петриковка, расположенное на Днепропетровщине. Сначала «малевка» была заменителем определенных деталей росписи настенного, в отдельных местах дома, но со временем отмежевалась и стала отдельным самостоятельным видом искусства. Петриковская роспись приближена к традициям искусства писанкарства. Центральный образ в петриковских композициях выделялся, что создавало иллюзию, будто рисунок был выгнут наружу, и это усиливало восприятие композиции как округлой формы - по форме яйца.

Как писанка, так и роспись на бумаге указывает на зарождение жизни, цветения, цикличность развития и жизненного круговорота. Роспись этого направления искусства, подобно настенной росписи, активно прославляет жизнь во всех ее видах и проявлениях. Букет, вазон, куст - все это символизирует древо жизни. В петриковской росписи есть свои особенности: например, расположение центрального элемента - цветка, плода или ягоды - осуществляется таким образом, чтобы изображение и ракурс получилось привлекательным, со многими деталями и подробностями, самые выразительные из них особо подчеркиваются.

Цветок обычно повернет своей головкой к зрителю, может рисоваться полупрофильно с наклоном к переднему краю, возможным было изображение в полный профиль. Характерными особенностями в петриковском рисунке являются также листочки, развернутые к зрителю, четкое и внятное очерчивание контуров разноцветными чертами и линиями - это делает более заметными на белом фоне мельчайшие детали. Краски для росписи берутся густые, очень хорошо отличается каждый мазок, он виден отдельно от соседнего. В росписи все выражено через форму, цвет, линию. Элементы не накладываются один на один, существуют отдельно и не мешают друг другу, листок не скрывает цветок или стебель и тому подобное. Это является отражением особенностей народного быта, в котором нет лишних деталей, нагромождения вещей и хаоса.

И по сей день развиваются традиции народной росписи и народного рисунка. Мастерицы села Петриковка известны всему миру своими талантливыми росписями и композициями. Существует термин «наивная живопись» - и его представители, Мария Примаченко, Екатерина Билокур и многие другие народные мастерицы-художницы нынче признаны во всем мировом искусстве.

В данной статье предоставлены некоторые моменты рисования петриковской росписью для начинающих. Рисунки с данной росписью пользуются популярностью в наше время для украшения интерьера и предметов.

Петриковская роспись получила свое название от места, в котором зародилась — в селе Петриковка, что ныне находится на территории современной Днепропетровщины. Это художественное ремесло берет свое начало в конце 18 века, с росписи белых хат-мазанок тех времен. Первое заселение было образовано в 1772 году полтавским казаком Петром Калнышевским. А традиции расписывать белые стены хат была ежегодной и обязательной. Связано это конечно с тем, что краски изготавливали из растительных красителей в смеси с яичным желтком, что делали рисунки не долговечными.

Петриковская традиция рисования стала наследием украинского творчества и включена в список Юнеско, а в 2016 году была выпущена юбилейная монета номиналом 5 гривен, стилизованную под фрагмент петриковской росписи.

Основы нанесения узора

Петриковская роспись стала национальным достоянием украинцев и включена в программу изучения искусства в художественных школах для детей.

Основными элементами разрисовки изначально являлись растительные фрагменты, изображающие полевые цветы, зерна и колосья, как символы народного украинского хозяйства. Цвета используются самые разнообразные и картинки получаются очень яркими и пестрыми, листья и лепестки цветов могут иметь переход от одного цвета к другому. Так один цветок может сочетать оранжевый, красный, желтый и даже коричневые цвета.

Роспись довольно свободна в добавлениях рисунков, но можно выделить некоторые устоявшиеся шаблоны отдельных деталей. Как рисовать их, представлены примеры на фото ниже:

Каждый мастер рисует свои картины, придерживаясь лишь стиля и техники, поэтому некоторые работы становятся авторскими, а имена авторов известными. Картины являются примером и достоянием и детально изучаются на уроках.

С чего начать

Проведем небольшой мастер-класс по рисованию элементов петриковской росписи, по трафаретам можно сделать любой узор.

Краски использовать можно гуашевые с добавлением пва, акриловые и другие. Кисти используют из мягкой шерсти, например, самодельные кисти из кошачьей шерсти, как это делали предки.

Первую работу попробуйте на бумаге. Наведите карандашом схематический контур и отметьте в нем центр. Кистью №3 делаем мазки от контура к центру.

Некоторые детали рисуют пальцами или специальными тампонами, например, гроздья винограда, калины, рябины.

Попробуйте прием перехода краски, на кисточку нанести основной цвет и на самый кончик другой цвет, например оранжевый и красный, желтый и зеленый.

Дополните рисунки тонкими линиями и точками желтой краски. Нарисуйте композицию трав и цветов, используя большие и маленькие изображения цветов, травы, колосьев по схемам.

Кроме флоры, в роспись включают красочных птиц, выполненных в той же манере пестрой раскраски. Примечательно, как смело сочетаются между собой многие цвета и оттенки. Не только основные красные, желтые, зеленые, синие, но и полученные путем смешения красок фиолетовые, розовые, оранжевые, коричневые цвета.

Вам также будет интересно:

Женское здоровье: как его обрести?
Поход к гинекологу – испытание, часто сопряжённое для женщины с сильным стрессом. Причиной...
Внутренний мир как объект восприятия Как создать свой внутренний мир
У каждого мыслящего человека есть свой внутренний мир. У кого-то он яркий и насыщенный,...
Особенности проведения инвентаризации основных средств
Так или иначе каждый хозяйствующий субъект столкнется с необходимостью проводить...
Архаизмы — это язык наших предков
В русском языке есть много специальных категорий слов. Они помогают людям более подробно...
Тавтология и плеоназм, речевая избыточность
Люди часто засоряют речь ненужными словосочетаниями, усложняя ее. Этим грешат как...