Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Сонник рот, к чему снится рот, во сне рот

Гороскоп на год скорпион девочка

Приснилась хромая кошка. Приснилась кошка. Что это значит? Сонник целительницы Федоровской

Научный коммунизм - коллективность руководства Почему называют годы коллективного руководства

Язвенная болезнь Язвенное поражение желудка

Лекарственные растения Органы хвоща полевого

Зевота викисловарь. Что такое зевота. Зевание как признак болезни

Схиархимандрит иоанникий наставления - безценный дар

Акафист киприану и иустинии это защитная молитва от колдовства Акафист киприану и иустинии читает роман барановский

Чудодейственный акафист киприану и иустинии Чтение акафиста киприану и иустине

Описание Храма Преображения в с

Храм благовещения пресвятой богородицы Храм в петровском парке официальный

Как готовится каварма и что это такое?

Франческо Петрарка (1304–1374)

Франческо петрарка интересные факты

Чудо славянской писанки. Виды росписи пасхальных яиц

Писанка - яйцо декорированное с традиционными символами, которые нарисованы с помощью воска и красителей. Изготовления писанок связывалось с дохристианским народным обычаем встречи весны, позже - с Пасхой.

Этот вид народного искусства распространен во многих славянских народов, в том числе и украинского. Исследователи считают, что украинская писанка имеет более 100 символических рисунков.


Писанка (галунка) - символ Солнца; жизнь, его бессмертие; любви и красоты; весеннего возрождения; добра, счастья, радости.

В мифах многих народов мира именно яйцо есть миротворчим началом. У славян-язычников писанки существовали уже во времена антов - наших прапредков /III - VIII в. н. э./ и были символом солнечного культа. Птицы - это вестники весеннего воскресения, Солнца, а их яички - эмблема солнца - жизни, рождения.

Яйцо птицы вообще - это зародыш жизни, символ бога солнца; оно в древности символизировало - добро, радость, счастье, любовь, богатство, успех, расположение добрых сил, защита человека от злых сил. (Килимник С. Украинский год. - Кн.2. - С.176)

Чистое гладко покрашенное или украшенное узорами яйцо приобрело символическое религиозно-обрядовое значение еще задолго до христианства. У многих народов сохранились предания, в которых яйцо является источником жизни, света и тепла, даже зародышем всей Вселенной. Существуют также многочисленные варианты легенд, объясняющих бытование писанок во время Пасхальных праздников, связывают возникновение традиций росписи писанок с евангельскими событиями (страстями Христа) и т.п.

С введением христианства постепенно меняется и символика писанки. Она стала символом радости и веры в воскресение иисуса Христа как символа всепрощения. Писанки использовали как опредмеченный символ любви, даря их юным. В народной медицине ими "выкачивали" болезни. Освященные писанки закапывали в землю /на высокий урожай/, клали в гроб, в ясли для скота. Шелуху с писанки бросали "на счастье" на крышу дома и др. Интересно, что писанкарство было присуще только тем этническим группам, которые стали называться украинцами.

Учитывая физические особенности скорлупы яйца, средневековые писанки до наших дней не сохранились. Однако массовое росписывание яиц в Украине существовало на протяжении веков. В XIX в. изготовление писанок в разных художественных вариантах бытовало на всей территории Украины.

Писанки изготовляли весной, перед Пасхой, сельские девушки и женщины, монастырские монахи и иконописцы, городские барышни, пекари и прочие. Поэтому и техника декорирования отличалась. В селе яйца красили в один цвет, иногда выцарапывали узоры, орнаментировали воском и красили в несколько цветов, тогда как в городе прибегали к различным искусственным способам — наклеивали куски цветной бумаги, фольги, ткани, нити и т.п. Писанки в основном изготавливали для себя и лишь изредка для продажи на ярмарке.

Когда-то с писанками совершали магические действия. Для обеспечения урожая их на весеннего Юрия катили по зеленой пшенице и закапывали в землю. Пасхальным утра молодые умывались водой, в которую перед тем клали яйца и серебряные монеты, которые должны были придавать силу и красоту. Освященные писанки были оберегом жилища от грома и огня, а людей и животных — от «дурного глаза», их использовали как лекарство от некоторых заболеваний. Писанки служили объектом забавы для детей и молодежи. С ними устраивали игры «битки», «каталки» и др. Из пустых писанок, добавляя к ним из цветной бумаги хвост, крылья и головку из теста, делали так называемых «голубей». Их, а также писанки, нанизанные на шнурок (обычно по три), подвешивали возле икон, украшая таким образом жилье.


Символика цветов писанки

Древнейшими считаются крашанки — это писанки одного цвета. Впоследствии возникли многоцветные писанки, в которых применялись различные природные красители. Такие краски, в отличие от современных, имели приятные мягкие оттенки. Но цвет в писанке появился не только ради красоты, но и получил свое символическое значение, происхождение которого не случайно.

Желтый, золотистый, оранжевый цвета писанки влияют на человека подобно солнечным лучам, дают радостное, светлое настроение. В писанке означают тепло, надежду, небесные светила, урожай в хозяйстве.

Красный цвет на писанках наверное является самым многозначительным. Недаром в народном языке он сблизился с понятием красивого, слова «красный» — «хороший» стали синонимамы. Красная краска символизирует добро, радость жизни, для молодых — надежду на счастливый брак. Именно красное яйцо является главным символом Воскресения, жертвенности и небесного огня.


Зеленый цвет означает весеннее пробуждение природы, надежду на хороший урожай.

Голубой — небо, воздух, а также здоровье.

Бурый, коричневый — землю и ее скрытую жизненную силу.

Черный цвет — цвет ночи, потустороннего, всего неизвестного и тайного. В писанке, будучи фоном, проявляет силу других цветов, так же, как в жизни тьма дает возможность понять, что такое свет. Также символизирует бесконечность жизни человека, продолжение бытия после смерти.


Многоцветная писанка является символом семейного счастья, мира, благополучия.

Темные писанки расписывали на проводы, как выражение уважения к тем, кто отошел в мир иной.

Разделение поверхности писанки

Помните детские скороговорки, в которых употребляют числа? А сказки, в которых непременно присутствуют или три царства, или три сестры? Для наших предков числа были священными, у каждого было свое значение и своя сила. Поэтому разделение поверхности яйца на определенное количество частей и устойчивое повторение некоторых элементов не случайны.

Разделение на два передавал представление о двух мирах. На три делили чаще по вертикали, так обозначали три небесных сферы. При разделении на четыре образуется крест, что означает четыре стороны света.

Классическое разделение полусфер на четыре части, каждая из которых разделена на три, передает представление о четырех временах года с тремя месяцами. По другим представлениям мир делился и на шесть сторон. Такую пространственную ориентацию передает шестиугольная звезда.

Исследуя писанки, ученые высказали предположение о том, что в древности существовал восьмилетний календарный цикл. В народной мифологии небо имеет восемь сфер — «облаков»: семь синих, а восьмое красное, на котором сидит сам Бог.

Очень интересный раздел на сорок частей, так называемые сорококлинья. Каждый клин обозначал некий вид человеческой деятельности или явление природы, а в христианском видении — сорок дней поста.

Орнамент писанок - символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница.

Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - магические знаки-символы.



Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Главный разделительный пояс может быть в виде нитки, ленты, украшенной или без украшения. Он может отсутствовать вовсе, но принцип размещения основных орнаментальных форм при этом сохраняется. Таким образом, мы имеем писанки "подпоясанные" и "распоясанные". Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Развод "восьмиквитка" представляет собой восемь сфероидальных сегментов, образованных из четырех равных вертикальных долей яйца, опоясанного линией экватора.

Сеточка — символ судьбы. Оберегает от злых духов, отделяет зло от добра.

Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Точечки — символ плодородия.

Орнаментальные формы размещаются в полях по вертикали, диагонали, радиусу, сегменту. Они чередуются в шахматном порядке, повторяются. Один и тот же знак может размещаться" в противоположных направлениях.

Если орнаменту в целом характерен ритм, то орнаменты писанок позволяют говорить о темпо-ритме. Орнаментальные формы, имеющие в своей основе ломаный крест, свастику, создают впечатление движения - вращения двух половинок яйца в противоположные стороны.

Значение символов на писанках

При разделении яйца образуются поля различной формы и величины. Они составляют основу для размещения элементов орнамента. Каждый из таких знаков пришел к нам из глубины веков, однако большинство из них можно прочитать, потому что даже очень странные знаки в своей основе выражают близкие и понятные нам предметы. Мы, как и наши древние предки, радуемся первым весенним листочкам, удивленно слушаем пение жаворонка, любуемся течением реки. Чтобы выразить вечное, наши предки создали символы. Давайте рассмотрим главные из них.


Солнце


Жизнь древних людей было очень сложная. Трудно было пережить холодную зиму, дождаться нового урожая. Приход долгожданной весны воспринимался как рождение нового солнца, освобождение небесного светила от сил тьмы. Поэтому с символом солнца связано все лучшее, что есть в человеческой жизни. Среди языческих богов Дажбог — солнечный бог — был одним из главных. В христианстве солнце также стало символом Бога, поскольку Бог — это свет.

Крест


Один из солнечных знаков, символ вселенной, четырех сторон света, четырех ветров, четырех времен года. Происходит от схематического изображения птицы, в древности солнце представлялось птицей, летящей по небу.

В христианстве крест — символ страдания, смерти и воскресения, которым церковь все начинает, благословляет и освящает.


Свастика, сварга или ломаный крест


Знак святого огня, солнца и вечного движения. Один из старейших символов вообще. Впервые его изображения находят на изделиях первобытных охотников, а это около тридцати тысяч лет назад. Согласно народным представлением ломаный крест предвещал добро и защищал от темных сил. Разновидности свастики широко используются не только в росписи яиц, но и в вышивке, керамике, резьбе по дереву.

Роза, розетта, звезда


Символизирует солнце и утреннюю зарю. Содержит в себе косой крест, прямой крест, а также левостороннюю и правостороннюю свастики. В народной символике — неизменный символ любви. Подарить писанку со звездой означало признаться в любви.


Бесконечник или кривулька


Знак одной из главных стихий — воды. Будучи необходимой для всего живого, вода одновременно могла быть злой и неумолимой во время весеннего половодья. Удивляясь силе и неустанности воды, наши предки ее знаком обозначали вечность. Волнообразная линия - предше­ственник крестообразной символи­ки. Уходя корнями в трипольскую культуру, этот символ вечного дви­жения и непрерыв­ности жизни и по сей день непре­менный атрибут писанкарского искусства. «Ме­андр» трактует­ся как символ воды, плодоро­дия и жизнен­ного цикла.

Грабельки, расчески, треугольнички с гребешками

Принадлежат к символам, которые связаны с водой. Изображают облака и дождь. Писанки с грабельками писали в засуху, полагая, что написав этот знак, можно вызвать долгожданные небесные воды.

Олень

Символ достатка, богатства. Существует еще со времен первобытных охотников, когда мясо этого животного было основной пищей, кожа была нужна для пошива одежды и строительства жилья, а из костей и рогов изготовливали оружие и украшения. В народной мифологии небесный олень на своих рогах несет солнце. Бегущий олень был прототипом долголетия и крепкого здоровья.

Конь


Символ лошади также связан с поклонением солнцу. По древним преданиями солнце едет по небу на колеснице, запряженной огненными конями. В христианстве конь — образ бесстрашного прорицателя веры, безудержного, готового к самопожертвованию. Лошадь означала силу и любовь к труду.



Птица

Символ зарождения жизни, плодородия, приплода, достатка, полу земное, полу небесное существо. Петух считался проводником Божьего солнца и сторожем против зла, голубки — символом любви, верности и согласия. В христианстве птица — символ вознесения к Богу.

Утиные лапки, божья ручка, перчатка, дедовы пальцы


Птичий след также был оберегом, как отпечаток руки языческого Бога Солнца, который в древности ассоциировался с птицей. Подобные знаки символизировали власть, покровительство, целостность — все то, что связывалось с уважением к руке.

Дерево жизни или вазон


Согласно народным верованиям, посреди рая стоит большое дерево - Дерево Жизни. Оно покрывает собой весь рай, имеет листья и плоды всех деревьев. Именно на нем находятся три брата — Солнце, Луна и дождь, или их христианские заместители — Господь и святые Петр и Павел. Обозначает ось вселенной, которая соединяет в себе три мира — подземный, земной и небесный, так называемые сказочные «три царства». Символ природы, вечно обновляется.

Дерево жизни символизирует также развитие рода — отец, мать и ребенок. Поэтому, как правило, дерево имеет три веточки. В христианстве — символ Божьей мудрости.

Одним из самых распространенных символов на писанках, так же, как и полотенцах, стенных росписях, коврах, посуде, является символ «Дерево жизни» , или как его еще называют - «вазон». Древнейшие украинские колядки донесли до нас древние представления людей о тех временах, когда еще не было ни неба, ни земли, а было только открытое море, и на нем - явор зеленый. Итак, в виде дерева - тополя, ивы, дуба, березы, яблони, груши - представлялся стержень мироздания, вокруг которого устанавливалась равновесие противоположностей. Мировое дерево всегда изображается не натуральные, а стилизован, т.е. упрощенно, обобщенно. В таких изображениях обязательно разделение на три яруса по вертикали и соблюдения четкой системы правой и левой сторон. Нижняя часть - корни, входящий под землю, часто представляется в виде треугольника, горшка. Здесь содержатся змеи, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому часть дерева - не только подземный мир, но и море, река, всякая вода.Также нижняя часть Мирового дерева - это мир подземного бога, повелителя подземного огня и несметных богатств воплощение представлений о мире потустороннем, былые времена. Средний ярус олицетворяет землю, реальный мир, мир настоящего. Здесь изображен крупных животных - быков, лошадей, оленей, волков, медведей-и человек. Верхняя часть Мирового дерева поднимается в безграничную высь - к Богу. В верховье селятся птицы, пчелы, расположенные небесные светила. Часто бывает, что на вершине дерева днюет Солнце. Дерево жизни - это и дерево рода, где каждый цветок обозначает какого-то родственника, а все вместе - воплощение родословной определенного человека. Проще трехчленное обозначения дерева-семьи. Это - ствол с тремя веточками: отец, мать, ребенок.

Удивительной свойством Дерева жизни является его способность превращаться в Женщину-берегиню с поднятыми к небу руками. Кстати, в древних мифах некоторых народов мира женщина образовалась именно из дерева. Образ Мирового дерева - это образ воплощенной плодородия, связана с Богиней-Матерью, является ее символом и атрибутом.

Великая богиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы. Часто на ее ногах изображался знак земли (при этом ноги богини превращались в корни) или рисовалась она змееногой, поскольку земля - место пребывания Змея. Подобный образ женщины-прародительницы был широко известен у других народов: у египтян - Изида, у вавилонян - Иштар, у греков - Гера, у фракийцев - Семела, у скифов-земледельцев - Табита.

В украинских орнаментах "Дерево Жизни", как правило, изображалось очень реалистично. Непревзойденной красоты деревца вышивались на огромных полотенцах Киевщины и Полтавщины. А на писанках они постепенно приобрели лаконичной формы обще-известных ныне "вазонов", "трьохлисткив". Вместе с тем еще в древности стало господствовать отвлеченное изображение "Дерева Жизни "-" трезубец ", который впоследствии стал гербом Украины.

Дубовые листья



Дуб в украинских традициях всегда ассоциировался с силой и мощью. Дубовые листья — излюбленный мотив в вышивке мужских рубашек. По дохристианским верованиям, мировым деревом был именно дуб. В дубы чаще попадает молния, а потому он еще и символ Божьего грома.


Трирог или триног, трикветр


Один из старейших символов солнца, а также знак святого числа «три».

На многих народных писанках встречается изображение Огня, Солнца, Зари. Огонь, рядом с водой, является фактором мироздания, символом мужской силы. Поскольку Огонь и Вода - брат и сестра, и, объединившись, они образовали любовь, землю и все, что на ней есть, то во многих обрядах Огонь - символ любви, который является посланником Солнца на Земле и дает людям свет, тепло, хлеб и всякую пищу, помогает в ремеслах (ковка), но, как и Солнце, может быть хорошим или опасным зависимости от отношения к нему людей. Поэтому Огонь, как и Солнце, нужно уважать и не гнев - потому что тогда он может жестоко наказать. Существуют строгие запреты плевать в огонь, бросать мусор и др. Трикветр – символ плодородия, огня, мужской силы.

На писанках Огонь обозначается знаком «троерожник» (другие названия этого знака - «трикветр», «тренога»). Считается, что троерожник - знак, связанный с неолитическим (каменный век) богом земли, а огонь был одним из его атрибутов. Также этот знак является символом плодородия, поскольку Бог земли был носителем мужского, оплодотворяющего фактора. троерожник состоит из трех закругленных или ломаных крючков, выходящих из общего центра, или от круга или треугольника.

Сосенки, ели, елочки


Считаются символами вечной молодости, здоровья, роста и бессмертия.


Символы-обереги



Экспонат, хранящийся в киевском историческом музее, носит символично название - "Берегиня". Как мы знаем, в дохристианские времена наши предки верили в Великую Богиню - Берегиню или Макош. Этот символический образ - стилизованная женская фигура с поднятыми вверх руками - впоследствии перешел в сюжетное воспроизведение Матери Божьей.


Сигма – символ змеи. Встречается на керамике Трипольской культуры. Означает воду, гром, молнию. Змея охраняет домашний очаг.

Символы силы и выносливости



В старину на Руси, как только рождалась девочка, ее обмывали в купели из отвара листьев калины и ивы. Они давали женскую силу, женщина становится потом хорошей женой и рожает здоровых детей. Когда рождался мальчик, в его честь сажали дуб и купали младенца в настое из дубовых листьев. Дубовый лист - чтобы сила не исчерпывалась.


Символы любви




С давних времен символом любви считается голубь. Если хочешь иметь счастливую семью, то нарисуй голубей на дубе. Любовь символизирует и ель (смерека). Для того чтобы узнать, через сколько лет девушка выйдет замуж, спрашивают об этом у кукушки. Поэтому и кукушка является символом любви. А чтобы быть всегда в паре с любимым, рисуют цветы с парными лепестками.

Символы, способствующие рождению детей



Символы здоровья и долголетия



Чтобы никто не болел, на яичках рисуют солнышко, розу, рыбку, оленя. А безконечник способствует тому, чтобы люди жили долго, чтобы несчастье приходило к ним и чтобы у пасечников был хороший медосбор.

Символы, благоприятствующие богатому урожаю



Ромб - это символ земли, точки - семена, а грабельки - символ дождя.

Квадрат и ромб

Четыре стихии, четыре време­ни года, четыре жизненных этапа (рождение, молодость, зрелость и старость), четыре стороны света и времени суток - удач­но зашифровыва­лись в стороны квадрата. Сетча­тый «квадрат-ный» орнамент «решето» сим­волизировал вечное разде­ление понятий добра и зла.


Спираль

Этот символ являл собой перво­бытные представления об устрой­стве Вселенной. Линия, закру4ен­ная спиралью, озна4ала также воду или свернутого ужа, олицетворяющего женское на4а­ло. Кроме того спираль отож­дествлялась с лабиринтом, который «запу­тывает» злые силы на пути к чистой душе.

Символы, которые лечат




Символы-предупреждение


Чтобы меньше случалось бедствия, берегите свои хозяйства. А еще помогут вам писанки с символами-предупреждениями. Об хищных животных напомнят "зубы волка" и "медвежьи лапы", о том, что нужно оберегать овощи, - "заячьи уши", а об опасности хищных птиц напомнит "клюв ворона" на писанке. Если такие писанки хранить дома, то они будут оберегать домашних животных и напоминать об опасности

Христианские символы



Это были христианские символы. На одном была изображена красивая церковь, на другом - 40 клиньев, а также были писанки с крестами, окруженными безконечника, и с надписями "Христос Воскрес".

Треугольник часто встречается на писанках и обозначает триединство мира: неба, земли и воды, отца, матери и ребенка.

Тройственное начало - земля, человек и небо - нашло свое выра­жение в этом символе. Треугольник, заполненный сетчатой или линей­ной штриховкой, у на­ших предков озна­чал вспаханное поле. В христиан­ской трактовке сорок треуголь­ников приоб­рели значение сорока дней по­ста или сорока мучеников.


Растительные и животные мотивы


Писанкарки постоянно черпали вдохновение для своих узоров из мира природы, изображая цветы, деревья, овощи, листья и целые растения весьма стилизованный образом. Такие символы отображали обновления природы и жизни.

Самым популярным растительным орнаментом является цветущее растение в горшке или дерево, которое символизировало жизнь. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку сосны - символ вечной жизни и юности. Существует поверье, что тот, кто умоете лицо священной водой, в которой были писанки, всегда будет молодым, здоровым и красивым. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь.

Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Среди цветов изображенных на писанках были розы, барвинок, ландыши, подсолнечник, тюльпаны и гвоздики. Все они должны были помогать растениям созревать.


Сосна — символ здоровья.
Дубок — символ силы.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.

Желая прибавления в семье, писанку украшали изображениями цветов: колокольчиков, барвинка, ландышей, гвоздики. Листья кали­ны означали силу, выносливость веру в справедливость. Листья дуба символизи­ровали веру в силы при­роды и пре­клонение пе­ред богами.


Хотя животные мотивы не так популярны на писанках как растительные, их все же встречаем, особенно на гуцульских изделиях. Эти символы имели двойное значение: предоставить их владельцам лучшие приметы животных, например, здоровье и силу, а также заверить долгую и плодотворную жизнь для животных. Такие животные как олени, бараны, лошади, рыбы и птицы рисовались абстрактно; иногда писанкарки воспроизводили лишь части животных - утиные шейки, заячьи уши, куриные лапки, воловьи глаза, бараньи рога, волчьи зубы, медвежьи лапы.

Петух и голубь - считались божьей птицей, которая разбудит солнце и человеческую совесть, сохранив под своим крылом всех живущих в доме, вторых писали как символ души и Святого Духа.

Голубь — символ души.
Ласточ­ка - долгожданный приход весны.

Виды росписи пасхальных яиц. Разноцветные пасхальные яйца


Крашенки

Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному.
Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.
Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет.
А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Драпанки

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.
Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой, канцелярским ножом. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо острым крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Рисунок на драпанке может быть любым, в отличие от писанки с её строго традиционными геометрическими рисунками. Остриём канцелярского ножа процарапываем контуры рисунка. Для создания оттенков внутри контуров прокорябываем рисунок не острием, а всей поверхностью лезвия ножа. Карандашный набросок стираем ластиком. Рисунок готов. Для блеска можно протереть яйцо ваткой с каплей масла. Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки - настоящие произведения народного творчества.
Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым - крестильная сорочка писанки.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.
В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.

Малеванка

Малеванка - яйцо, расписанное своим, придуманным узором.
Они не несут символического значения, могут расписываться краской (а не воском).
Название "малеванки" пришло от слова малевать, пасхальные яйца расписывают придуманными узорами, используя краски.
Художники, разрисовывая пасхальные яйца, зачастую помимо узоров рисуют сюжетные картинки, цветы, пейзажи, ландшафты.

Яйчата

Яйчата - яйца вырезаныые из дерева и камня, сделанные из фарфора и глины изготавливались на Руси еще в 13-ом веке.
Позднее яйца стали украшать бисером, кружевами, вязанием и т.д.
Самые известные в мире «Яйчата» изготавливал императорский ювелир Карл Фаберже.

Для писанки нужно время, когда вас не будут отвлекать и выдергивать из процесса, бумага и карандаш (ручка).
Дальше вы устраиваетесь поудобнее, кладете перед собой лист бумаги и в самом верху ставите два якоря сегодняшнего момента. Это текущая дата (16.03.2012) и ваше имя (я пишу Дарья).
Дальше вы формулируете в голове тему, на которую будете писать.
Это может быть просто очищающий слив (тогда тема - выписываю свое состояние), исследование (тема - зачем мне нужно...., почему происходит...), отписка обиды (тема - моя обида на...) и любая другая.
Дальше вы рисуете горизонтальную черту от левого до правого края листа.
Под этой чертой уже письменно фиксируете тему и начинаете писать все, что приходит в голову.
Важно - в процессе то, что пишется никак не обдумывайте. Ваша задача просто выписать всю ту мыслемешалку, которая происходит в голове. Продумывать формулировки не нужно и даже вредно. Если будут выписываться ругательства и проклятья - это хорошо, пусть лучше выпишутся и сгорят, чем невидимые изнутри отравляют. Если в процессе нахлынут эмоции и слезы - не сдерживайте, проживайте. Можно рисовать, черкать - все, что угодно можно. Главное - выписать на бумагу все то, что есть внутри вас на эту тему до состояния полной пустоты. Когда ничего не осталось и внутри звенящая гулкая пустота, то рисуем вторую такую черту как вначале - так мы закрываем пространство писанки. Ниже черты для окончательного возвращения в реальность снова ставим те же самые якоря - текущая дата и свое имя.
Дальше пишете волшебную фразу: "все решения отменить". Под этим королевским указом обязательно пишите свою подпись и снова текущую дату.
Вот теперь можно перечитать, если сильно хочется.
И все написанное в огонь. Лучше сразу, но можно и отложить. Главное сделать это не позднее трех дней после отписки.
Никаких новых решений принимать не нужно. За хорошие решения, которые выписались тоже не переживайте. Все хорошее после отмены автоматически восстановится. Психика не дура и от хорошего и полезного не избавляется.

Выглядит писанка как-то так

Часть вторая. Что делать, если в процессе отписки я вспомнила (узнала) что-то от чего мне теперь плохо. Или ничего не вспомнила, но мне все равно плохо.

Эту боль не нужно терпеть, ее не нужно загонять в глубь, чтобы вернуться назад в комфортное состояние, ее нужно просто прожить и отпустить. Причем любая боль - это еще и свернутая сила, отпуская ее мы возвращаем силу назад.
Я знаю несколько способов как это можно делать, уверена, что их гораздо больше и желающие смогут найти много всего полезного в любых источника.
Мои способы, которые я набрала за последние годы.

Очищающая сливная писанка.

Правила все те же самые, что и для исследовательской (то есть обязательно дата, имя, границы - это все защита от того, чтобы не остаться внутри). Обязательно волшебная команда разуму после нижней черты: "все решения отменить" и ваша подпись с датой под ней.

Отличия - здесь не будет вопросов, вместо вопроса вы пишите что за боль вас терзает (обида, страх) и дальше выливаете на бумагу все, что есть внутри. Такие писанки пишутся до состояния пустоты, пока чувства не иссякнут полностью и голова не станет совершенно пустой. Если не получается писать, то вместо слов можно просто водить ручкой по бумаге рисуя линии, а то что в голове проговаривать. Суть одна - писать нужно до пустоты внутри. Вполне возможно, что пустота окажется временной - мы многослойные и под одним слоем боли может проявиться другой. В такой ситуации нужно просто снова писать очищающую писанку. И снова. И снова.
Такие писанки обязательно сжигают. То, что вылили на бумагу нужно отпустить, чтобы вернуть силу и пока вы ее не сожжете, вся боль и сила будут оставаться на бумаге. Сжигание последующее - это тоже часть техники безопасности, которую непременно нужно соблюдать.

Подобным образом боль можно переносить на любой материальный носитель - куклу (кто работал с традиционными куклами знает прекрасно о чем я), на накрутки нитками, на веревочки, да на что угодно, хоть фантики крутить. Главный принцип - при выговаривании того, что сидит внутри и мешает должны работать руки, именно через руки вы выводите эту черноту из себя на что-то материальное. И потом это материальное уничтожаете через любую из стихий, но проще всего через огонь.
Кто сделает это серьезно и с полным вложением сил обязательно столкнется с тем, что подобные вещи иногда очень плохо горят. Это как волшебство выглядит, но простая бумага гореть не хочет. Это нормально - после того, как вы перенесли боль на бумагу или куклу - это уже не просто бумага и кукла.

И еще один легкий в использовании способ - работа со стихиями напрямую . Он заключается в следующем. Перед началом работы нужно договориться со стихией воды о помощи в работе с болью. Проще всего это сделать через старинные заговоры "Вода-Татьяна, земля-Ульяна, ключ-Иван, дайте воды от всякой беды" и "Куда вода - туда болезни и беда". После этого можно опустить в воду руки и через действия руками точно также как в очищающей писанке слить все, что есть внутри на воду. Если вода набрана в емкость, то заговор "Куда вода - туда болезни и беда" нашептывается при выливании, если на текущую, то сразу же.

АПД - В комментариях Юля предложила небольшое изменение наговора - "Куда вода - туда боль и беда". Сильно расширяет функционал и усиливает формулу. Лично я Юлиным формулировкам доверяю абсолютно, они проверены всегда на сто рядов. Ну и психолингвистика штука дюже полезная, так что я наговор изменю. Вам решать самим.

Можно и без заговоров этих, это просто мне так проще, но договор должен быть озвучен в любом случае.
Точно также можно с землей работать договориться и слить в землю боль.
И еще - это отдельная работа, не стоит совмещать ее с мытьем посуды или посадкой огорода.

Надеюсь, вы поняли основной принцип - боль изнутри через руки выводится на что-то материальное и это материальное потом отдается на очищение одной из стихий. В случае работы со стихиями напрямую материальный аспект не нужен - боль напрямую через руки передается стихии на очищение.

Если эти способы вам не мурчат, то по такому принципу можно придумать свой - главное чтобы он работал.

И только когда вы вычистите всю боль, можно будет пересматривать свои исследовательские писанки на предмет решений, принятых на обиде или испуге. После этого их можно отменять, изменять - как угодно править. Лучше все-таки в письменном виде, чтобы силы в отмену больше вложить.

Ну и в качестве завершения очень даже стоит посмотреть - зачем вообще все это было. Какой урок был в ситуации, для чего вы ее себе создали, чему хотели научиться и не смогли это сделать в тот момент.

Накануне Пасхи мастер росписи писанок Леся Турукина рассказала «ФАКТАМ» о секретах своего ремесла

— Писанка давным-давно стала одним из символов Пасхи, однако традиция расписывать яйца зародилась у народов Европы еще в языческие времена, — говорит мастер росписи писанок из города Василькова Киевской области Леся Турукина . — В древности писанки создавали весь год — к различным праздникам, однако больше всего — весной. На них записывали молитвы с помощью сакральных символов: крестов, ромбов, точек, треугольников, сварг. К весне начинали иссякать запасы продуктов, заготовленных летом и осенью, поэтому люди с нетерпением ждали тепла, чтобы засеять поля и получить урожай. Это был вопрос выживания, поэтому весной хлеборобы с особой настойчивостью обращались к высшим силам с молитвами, в том числе отображенными на писанках.


*Леся Турукина. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

— Почему молитвы записывали именно на яйцах?

— Для наших далеких предков куриное яйцо являлось одним из символов жизни. Люди воспринимали как чудо то, что из него вылупливается живое существо.

На яйцах записывали не только молитвы — люди дарили друг другу писанки, на которых языком древних магических знаков были зашифрованы пожелания. Так, парубкам и девчатам, которым желали найти хорошую пару, дарили яйца со знаками солнца и звезд. Для многодетных семей, имевших большое хозяйство, предназначались писанки с 40 клиньями-треугольничками (каждый символизировал выполнение какого-то желания). Женщины, которым долго не удавалось забеременеть, расписывали яйца цветами и раздавали их детям. В доисторические времена верили: когда рождается ребенок, душа переселяется в него из цветка.

В старинных писанках отражаются основные желания людей: быть здоровыми, создать дружную счастливую семью, родить здоровых детей, иметь материальный достаток.

Для росписи использовали яйца с зародышами внутри. Такие имелись на подворьях, где держали не только кур, но и петушка. Писанки клали в самом почетном углу крестьянской хаты, где размещают иконы. Со временем белок в одних писанках ссыхался, превращаясь в твердый комочек, а в некоторых загнивал. Испортившиеся расписанные яйца зарывали в землю там, где никто не ходит — «чтобы не топтались по святому».

Писанки не едят, в пищу употребляют крашенки — как символ христианского обряда причастия.

— Что обозначают знаки, которые нанесены на писанках?

— Ключевые факторы хорошего урожая — тепло, которое дает солнце, и вода. Издревле их сочетание символизировал крест. Его вертикальная линия обозначает солнце и мужское начало. Горизонтальная — воду и женское начало. Пересечение этих линий является знаком любви, которая дает жизнь всему сущему. Крест также является очень сильным оберегом.

— Многие символы имеют несколько значений. Так, ромб символизирует землю, вспаханное и засеянное поле, плодородие. Треугольник — объединение трех стихий: воды, земли и огня. Он также обозначает семью: отец, мать и ребенок. Когда народы Европы приняли христианство, этот знак приобрел значение Святой Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын, Дух Святой. Схематическое изображение сосенки означает здоровье. Волнообразная линия — воду и женскую энергию. Сварга (свастика) — солнце. Звезды — огонь, мужскую энергию. Рыба — здоровье. Точки — посеянные зерна, которым предстоит прорасти. Пара птиц, смотрящих друг на друга, символизирует влюбленных, семейную пару. Птицы, головы которых повернуты в разные стороны, — это стражники, оберегающие дом.

Я веду кружок росписи писанок в Центре творчества детей и юношества Василькова Киевской области. По линии Малой академии наук Украины мы с ребятами исследовали то, как в украинских писанках XIX века использована символика древней Трипольской культуры (она существовала с VI по III тысячелетие до нашей эры на территории Украины. — Авт.). Оказалось, что кресты, волнистые линии, сварги, решетки, точки, схематические изображения сосенок, сигмы (знак, напоминающий латинскую букву «s») и ряд других есть как на писанках, так и на керамике трипольцев.

— Кто вас учил росписи писанок?

— Жена моего дяди Оксана Билоус, а ее — народный мастер. Я увлеклась писанками в 1992 году. Тогда закончила вуз и пришла работать в школу. Вскоре о моих занятиях творчеством узнали директор с завучем, предложили организовать кружок. Я учила детей и одновременно училась сама. Постепенно стала профессиональным мастером по росписи писанок.

Перед тем как взять в руки писачок, обязательно читаю молитву «Отче наш». Создаю как авторские (с придуманными мною рисунками), так и традиционные — в соответствии со старинными канонами. Вначале проделываю в яйце с помощью надфиля (небольшого напильника) два маленьких отверстия и выдуваю через них белок и желток, а затем приступаю к росписи.

Писанки являются оберегами. Их следует класть в доме около иконы или подвешивать возле входа. В связи с этим расскажу такой случай: однажды мне позвонили люди, которые купили несколько моих писанок, и сообщили, что эти обереги вдруг лопнули. Спрашиваю: «Перед этим к вам приходили чужие люди?» — «Да, у главы семейства был юбилей, гостей пришло много». После этого ответа мне стало ясно, что кто-то, видимо, позавидовал хозяевам дома либо просто явился с дурными мыслями. Писанки защитили дом от негативной энергии. Я посоветовала закопать их там, где никто не ходит, и прийти ко мне за другими писанками.

Кстати, издревле люди заметили, что яйца могут принимать на себя энергетику человека. Во все времена были те, кто умел с их помощью лечить последствия сильного испуга, снимать сглаз, ставить диагноз и даже предсказывать будущее. Я верю в это, поскольку меня вылечила сельская бабушка, которая владеет умением «выкатывать яйцом». У меня были проблемы со здоровьем, и врачи не смогли помочь. Тогда я нашла народную целительницу. Она покатала по мне яйцо, разбила его и определила по белку и желтку, чем я болею. Благодаря назначенному лечению я выздоровела.

Расписываю яйца современными акриловыми красками, но некоторые мастерицы сегодня стали переходить на краски, которыми пользовались в старину.

«ФАКТЫ» познакомились с одной из них — Любовью Ктиторовой из Киева .

— Видели бы вы чердак у меня на даче — там все завешано пучками трав, словно я знахарка, — шутит женщина. — Мы с моей подругой и коллегой Татьяной Влиненко заготавливаем растения, сушим, завариваем, добавляем квасцы (соли различных металлов) и таким образом получаем природные краски. Зеленого цвета удается добиться благодаря отвару базилика, красного — марены, желтого — пижмы. Только что приготовленный отвар бузины дает синий оттенок, но стоит ему чуть постоять, и он приобретает черный цвет. Природные краски быстро портятся, но и с прокисшими работать можно.

Вам также будет интересно:

Секреты истории Майя – древней цивилизации Мексики
История цивилизации майя полна загадок. Одна из них - причина внезапного исчезновения этого...
Как поссорились царь и Микадо
Русско-японская война 1904 - 1905 Русско-японская война 1904‒1905, возникла в обстановке...
Цепной механизм химической реакции
Разветвлённые цепные реакции. 5 Основные понятия и стадии цепных реакций. Цепные реакции...
Снится нижнее белье: что это означает К чему снится мокрое белье
Любое белье, увиденное во сне, означает нечто сокровенное, спрятанное сновидцем от...