Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Чем характеризуется конфликт между личностью и группой? Межличностный конфликт Причины конфликта между личностью и группой.

Конфликтом называется любая ситуация, когда человек сталкивается с противоречивыми мнениями, взглядами, идеями, интересами, желаниями и потребностями. Не всегда личность должна конфликтовать с другим индивидом или даже целой группой. Конфликт может возникать внутри человека, что называется конфликтом личности. в различных ситуациях тоже варьируется.

Конфликт – это ситуация противоречия, когда за главенство борются две и более равноправные идеи. В чем это будет выражаться внешне – в противоречиях внутри человека или в разногласиях между различными людьми, не имеет значения. Важно то, что конфликтуют определенные мысли, где одна из них должна победить.

Абсолютно в любой сфере жизни человека . Человек конфликтует сам с собой. Затем конфликты часты в отношениях с родственниками или любимым человеком. На работе тоже постоянно возникают споры как внутриколлективные, так и производственные. Другими словами, жизнь человека полна конфликтов, что вполне нормально.

Обычно люди отрицательно относятся к тому, что в их жизни происходят конфликты. Однако к данному явлению следует относиться спокойно. Конфликты вполне нормальны в любой сфере, поскольку это приводит либо к развитию ситуации, либо к .

Нередко конфликт называют кризисом, когда человек заходит в тупик в своей жизненной позиции. И здесь необходимо выбирать. Конфликт можно назвать своеобразным распутьем, когда человек должен выбрать, по какой дорожке дальше пойти. Можно пойти направо, можно пойти налево. В каждом случае будет развиваться свое будущее, которое значительным образом будет отличаться от будущего на другой дорожке.

Конфликт нередко возникает между людьми, поскольку у каждого свое видение ситуации, будущего или норм. Здесь каждый просто отстаивает первенство своей идеи. Это вполне нормально, поскольку до этого человек жил в гармонии со своими желаниями и идеями, пока они не натолкнулись на гармоничное существование противоположных потребностей и целей.

Конфликты нормальны. Ненормально уже то, что люди не способны их устранить. Именно этому нужно учиться и бояться того, что у вас отсутствуют навыки по разрешению споров..

Что такое конфликты личности?

Обычно люди смеются над тем, что внутри человека может проживать несколько личностей, нередко называя это психическим расстройством. На самом деле вполне нормально, что внутри человека может наблюдаться несколько личностей. Конфликт личности происходит на уровне противостояния идей и желаний этих личностей. Почему так происходит?

Человек рождается целостным существом. Однако он живет в социуме, который начинает прививать ему свои законы и моральные ценности. У человека может быть свое мнение на определенный счет, а общество по-другому смотрит на данную ситуацию. Человек может испытывать одни эмоции, а нормы приличия диктуют ему поступать по-другому. Человек может любить, но при этом осознанно понимать, что его чувства причиняют ему боль, поэтому от них нужно избавляться.

Другими словами, внутри человека борются личностные «Я», интуитивное и социальное, рациональное и иррациональное, чувственное и разумное. Нередко человеку приходится выбирать между своими желаниями и мнением окружающих людей, между «хочу» и «надо».

Люди привычным образом негативно относятся к конфликту, даже если он происходит внутри личности. На самом деле наука конфликтологии уже не приписывает исключительно отрицательного значения данному процессу. Конфликт означает некоторое перепутье, когда человек должен просто решить, в каком направлении ему идти. И к этому не нужно относиться отрицательно, поскольку перепутье означает рост, развитие человека, где он сознательно принимает решение, каким он будет дальше.

Конфликты внутри человека происходят постоянно. Это указывает на то, что человек пока еще не решил сам для себя, как он будет жить и каким жизненным ценностям отдавать предпочтение. Если человек борется между своим «хочу» и общественным «надо», значит, он пока еще не решил.

Следует понимать, что внутриличностный конфликт является естественным процессом роста и развития. Все зависит от решений, которые принимает сам человек. Здесь можно говорить о том, что за последствия данного решения также отвечает лично человек. Если его решения приведут его к худшей жизни, значит, он виноват, как если бы его решение привело его к лучшей жизни.

Поведение личности в конфликте

Личность в конфликте ведет себя по-своему, что может отличаться от поведения другого индивида. На поведение влияют следующие факторы:

  1. Важность предмета спора.
  2. На что готов пойти человек, чтобы отстоять свою точку зрения?
  3. Насколько важны для человека отношения с оппонентом, с которым он спорит?

В зависимости от этого выделяют такие виды поведения во время конфликта:

  • Стратегия соперничества – когда человек ориентирован исключительно на личную победу. Он готов бороться до конца, настаивая на своем мнении. Он готов потерять все, лишь бы остаться при своем мнении. Если подобную стратегию занимает оппонент, тогда конфликт остается неразрешимым. Нередко подобного рода ситуация складывается годами между людьми, которые все никак не могут решить один-единственный вопрос. Каждая из сторон занимает свою позицию и готова отстаивать ее, не уступая в мелочах. Обе стороны готовы тратить все силы на то, чтобы победить. И этим могут воспользоваться третьи лица, играя на желаниях конфликтующих сторон.
  • Стратегия сотрудничества – когда человек отказывается от единоличной победы и направляет все силы на нахождение решения, которое будет максимально выгодным всем сторонам. Это считается наиболее удачной стратегией поведения, однако сам процесс отказа от своей позиции, чтобы уступить и отказаться от личной победы, требует немало усилий. Здесь приходится бороться с собственным эгоизмом.
  • Стратегия компромисса – когда человек желает сохранить доброжелательные отношения с оппонентом, поэтому готов пойти на уступки, отказаться от своей выгоды, пожертвовав чем-то. На компромисс идут обе стороны, которые вынуждены отказаться от выгоды в полном объеме ради сохранения отношений. Нередко в итоге обе стороны остаются с неприятным осадком того, что их желания не были удовлетворены полностью. Поэтому частыми становятся ситуации, когда конфликты разгораются по новой по той же самой причине, которую якобы в прошлый раз устранили.
  • Стратегия приспособления – когда человек полностью отказывается от своей позиции и занимает позицию оппонента. Сначала человек становится уступчивым, затем принимает правоту второй стороны, занижая значимость своей позиции, после чего окончательно капитулирует, отказываясь от своей позиции. Такое может происходить, когда вторая сторона является авторитетной для человека, умеет переубеждать, манипулировать, у человека наблюдается дефицит ресурсов, он отступил, чтобы поднабраться сил для новой атаки, либо человек просто желает копировать жизнь второй стороны.
  • Стратегия уклонения – когда человек избегает обсуждения спора. Он либо был не по своей воле вовлечен в конфликт, либо для него предмет спора не актуален настолько, чтобы из-за него спорить. Он мог уже давно занять позицию оппонента, только не говорит об этом вслух. При этом избегает активных действий.

Редко человек использует только одну манеру поведения. Нередко в процессе конфликта люди прибегают к различным моделям.

Сам конфликт сначала разгорается ярко, когда стороны высказывают свое мнение, аргументируют ее, пытаются на нем настоять и доказать. Затем наступает фаза агрессии, когда оппоненты пытаются подавить друг друга, снизить сопротивляемость партнеров. Затем уже начинается одна из выше рассмотренных стратегий действий.

Конфликт между личностью и группой

Личность нередко желает быть частью какой-то группы (семьи, друзей, рабочего или учебного коллектива, и т. д.). Это позволяет ему быть социальной личностью. Это позволяет человеку реализовывать свои потребности и желания с помощью ресурсов группы. Вместе с тем группа выдвигает требования и правила, которых должны придерживаться все ее участники, независимо от своих желаний, потребностей и черт характера. Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда индивид хочет одного, а группа не обеспечивает его этим, противоречит своей деятельностью возможности реализовать личные желания.

Человек в такой ситуации может выдвигать свои предложения с целью усовершенствования деятельности группы. Нередко человек может выступать не один. Несколько участников коллектива желают изменить некоторые правила или законы целой группы, с чем могут быть не согласны остальные члены.

Человек входит в группу, чтобы удовлетворять определенные свои цели и потребности. Если ему не удается их реализовать и через конфликт с группой изменить деятельность всего коллектива, тогда такой спор приводит к отдалению личности от группы. Если же в результате конфликта индивиду удалось изменить направление движения всего коллектива, тогда он еще больше интегрируется в группу.

В конфликте участвуют неравносильные стороны: личность и целая группа. Личность может победить, если ее силы равнозначны или даже превышают силе целой группы. Личность проиграет, если группа сильнее ее.

В начале конфликта личность становится автономной и имеет свои идеи по продвижению группы. Если личность не способна аргументировать и переубедить группу, которая сильнее ее, тогда она становится изгоем.

Модели поведения личности в конфликте

В зависимости от мотивов и установок личности, выделяют такие модели ее поведения:

  • Конструктивная – когда человек проявляет терпимость, открытость и доброжелательность к оппоненту и желает найти такое решение проблемы, которое будет выгодно всем.
  • Деструктивная – когда человек показывает свою силу, начинает унижать, оскорблять, демонстрировать себя как всезнающего, противоречит всему, что говорит оппонент. Он стремится лишь к личному выигрышу.
  • Конформистская – когда человек принимает позицию оппонента, отказывается от своих идей, показывает безразличие к предмету спора, хотя внутри мог бы и стремиться к его овладению.

Наиболее удачной моделью считается конструктивная, когда обе стороны достигают хоть какого-то удовлетворения своих желаний. Деструктивная модель никогда не приводит к решению спора, а лишь усиливает его. Конформистская модель может привести к сглаживанию конфликта, если предмет спора действительно незначительный. Однако нередко такая позиция может вызвать у одной из сторон агрессию.

Итог

Конфликты возникают везде и повсюду. Человек не может жить без столкновения с различными позициями. Поэтому здесь важно спокойно относиться к спорам, направляя силы на устранение и решение конфликтов, а не на их обострение.

Наиболее характерные причины внутригрупповых конфликтов: 1) ожидания личности противоречат ожиданиям группы; 2) противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т. д. ; 3) борьба за повышение своего статуса в группе; 4) конфликт между руководящими органами и неформальной группой; 5) поиск и нахождение реального и мнимого виновника неудач.

Отличительные особенности межличностного конфликта: 1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу. 2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных 3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально психологических особенностей 4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами 5. затрагивают интересы окружения

В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом: Тип конфликта Модель межличностных отношений Взаимно положительный + + Взаимно отрицательный Односторпонне положительно + отрицательный Односторонне положительный Односторонне противоречиво + + противоречиво отрицательный + Взаимопротиворечивый + + безразличный 0

Особенности межличностных конфликтов: 1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу. 2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных. 3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного вза имодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально психологических особенностей. 4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений междуконфликтующими субъектами. 5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Сферы проявления межличностных конфликтов Сфера проявления Типы конфликтов Коллектив (организация) Руководитель подчиненный Между сотрудниками одного ранга Служебные Неслужебные Причины Организационно технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т. д. Психологические (социально психологические): индивидуально психологические особенности; социально психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и др.) Семья Супружеские конфликты Ограничение свободы, активности и действий; Родители-дети Супруги девиантное поведение одного или нескольких -родственники членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально психологические особенности и уровень психо лого педагогической культуры членов семьи Общество Гражданин-общество Неразвитость технологий приема граждан в (учреждения Гражданин-чиновники государственных учреждениях и в сфере социальной сферы; т. п. обслуживания; низкая правовая и психолого государственные педагогическая культура учреждения; улица; общественный транспорт и т. п.)

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах - внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.

Этап управления Основное содержание Прогнозирование конфликта Изучение индивидуально психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.) Предупреждение конфликта На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации; педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п. Добиться признания конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; использовать все технологии регулирования конфликта; ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников Исходя из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический Регулирование конфликта Разрешение конфликта

Технологии регулирования конфликта Название Основное содержание Информационные Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т. п. Коммуникативные Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения Социально психологические Работа с неформальными лидерами и микрогруппами, снижение социальной напряженности и укрепления социально психологического климата в коллективе Организационные Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. п.

Тип факторов и их основное содержание Формы проявления Информационные факторы- Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; неприемлемость информации для преждевременная одной из сторон опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факты; информация или информация, переданная с неадекватные акценты Поведенческие факторы- Стремление к превосходству; проявление агрессивности; эгоизма; неуместность, грубость, бестактность и нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных т. п. отношений Факторы отношений- Дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, неудовлетворенность от манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; взаимодействия между сторонами классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитетности Ценностные факторы- Верования и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); противоположность принципов приверженность поведения религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности к групповым (представления о традициям, добре и ценностям, зле, нормам; справедливости и несправедливости и т. п.) Структурные факторы- относительно Власть, система управления; право собственности; нормы поведения, стабильные объективные обстоятельства, которые трудно «правила игры» и т. п. ; социальная принадлежность

Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой. Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность - группа» и конфликт «группа - группа» .

Конфликт «личность - группа» Особенности: 1. Структура конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой - группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым - в групповых.

2. Специфика причин рассматриваемого конфликта, связанные с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция» , «статус» , «внутренняя установка» , «роль» , «групповые нормы» . Позиция - официальное, определяемое должностью положение личности в группе. Статус - реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким. Внутренняя установка - субъективное восприятие личностью своего статуса в группе. Роль - нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе. Групповые нормы - общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установке); в) с нарушением групповых норм.

3. Формы проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.

Классификация конфликтов «личность - группа» Вариант конфликта Руководитель - коллектив Возможные причины Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность). Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров Рядовой член коллектива - Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. коллектив Неадекватность внутренней установки статусу Лидер - группа (микрогруппа) Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания

Управление конфликтами между личностью и группой Этап управления Основное содержание управленческих действий Прогнозирование конфликта Изучение индивидуально психологических особенностей сотрудников. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей Анализ взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и т. п.). Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта (актуализация личных интересов, потребностей конфликтующей личности, критические высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью). Нарушение групповых норм, высокомерие Предупреждение конфликта На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации. Применение педагогических мер: беседа, разъясне ние, напоминание о необходимости соблюдения групповых норм, формирование внутренней готовности по принятию групповых норм и т. д. Применение административных мер: приведение в соответствие возлагаемых обязанностей и условий оплаты труда с профессиональной подготовкой потенциального конфликтанта; перевод активных участников зреющего конфликта в другие подразделения и т. п.

Регулирование Добиться признания реальности конфликта конфликтующей конфликта личностью. Вести работу с конфликтной личностью по разъяснению ей причин сложившейся ситуации. Вести работу с лидерами группы, «восставшей» против личности на предмет возможных путей разрешения возникшего конфликта Разрешение Как правило, конфликты типа «личность - группа» разрешаются конфликта двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и недостатки, приведшие к конфликту, и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит из группы. Это обстоятельство должен учитывать руководитель принятии решения

Основные модели поведения личности в конфликте Модель поведения Поведенческие характеристики личности Конструктивная Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна Деструктивная Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения Конформистская Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов

Типы конфликтных личностей Тип конфликтно й личности Поведенческие характеристики Демонстративый Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо Ригидный Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям

Неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков Сверхточный Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе «Бесконфликтный» Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

Содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии сводится к соблюдению определенных правил и норм общения. Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении. Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание при нимаемой информации, так и ее детали. Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации. В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения. Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте по следовательность сообщения информации. Не убедившись в точ ности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям. Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику. Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Технологии рационального поведения в конфликте Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций. Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте.

Конфликты между личностью и группой возникают в среде группо­вых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, ко­торые следует учитывать в управлении этими конфликтами.

Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой - группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индиви­дуальных взглядах и оценках, а вторым - в групповых.

Вторая особенность отражает специфику причин рассматривае­мого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с поло­жением индивида в группе, которое характеризуется такими поняти­ями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».

Позиция - официальное, определяемое должностью положе­ние личности в группе.

Статус - реальное положение личности в системе внутри-групповых отношений, степень ее авторитетности. Статус мо­жет быть высоким, средним и низким.

Внутренняя установка - субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Роль - нормативно заданный или коллективно одобряемый об­разец поведения личности в группе.

Групповые нормы - общие правила поведения, которых при­держиваются все члены группы.

Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекват­ностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликт­ность личности с группой наблюдается при завышении у нее внут­ренней установке); в) с нарушением групповых норм.

Третья особенность находит свое отражение в формах проявле­ния данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекра­щение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конф­ликтующего и т. д.

Классификация конфликтов «личность - группа»

При анализе конфликтов между личностью и группой важно учи­тывать их многообразие. В табл. 10.1 приводится классификация та­ких конфликтов.

Таблица 10.1 Классификация конфликтов типа «личность - группа»

Вариант конфликта

Возможные причины

Руководитель - коллектив

Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность). Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

Рядовой член коллектива - коллектив

Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки статусу

Лидер - группа (микрогруппа)

Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания

Управление конфликтами между личностью и группой

Специфика управления конфликтами между личностью и груп­пой представлена в табл. 10.2.

Таблица 10.2 Управление конфликтами типа «личность - группа»

Продолжение табл. 10 2

Этап управления

Анализ взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и т. п.). Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта (актуализация личных интересов, потребностей конфликтующей личности, критиче­ские высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью). Нарушение групповых норм, высокомерие

Предупрежде­ние конфликта

На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации. Применение педагогических мер: беседа, разъясне­ние, напоминание о необходимости соблюдения групповых норм, формирование внутренней готовности по принятию групповых норм и т. д. Применение административных мер: приведение в соответствие возлагаемых обязанностей и условий оплаты труда с профессиональной подготовкой потенциального конфликтанта; перевод активных участников зреющего конфликта в другие подразделения и т. п.

Регулирова­ние конфликта

Добиться признания реальности конфликта конфликтующей личностью. Вести работу с конфликтной личностью по разъяснению ей причин сложившейся ситуации. Вести работу с лидерами группы, «восставшей» против личности на предмет возможных путей разрешения возникшего конфликта

Разрешение конфликта

Как правило, конфликты типа «личность- группа» разрешаются двумя способами:конфликтующая личность признает свои ошибки и недостатки, приведшие к конфликту, и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит из группы. Это обстоятельство должен учитывать руководитель при принятии решения

дипломная работа

Конфликт между личностью и группой

Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т.д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще причины, обусловленные групповой организацией. Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Межгрупповой конфликт

Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Малая социальная группа - это совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья. Количественный состав малой группы может варьироваться от нескольких человек до нескольких десятков людей. Такие группы могут быть формальными (официальными), имеющими четко фиксированную структуру, устав, иерархию должностей, и неформальными, возникающими спонтанно, на основе личностных качеств. Они могут быть также временными или постоянными, открытыми или закрытыми.

Средние социальные группы - это например, коллектив предприятия, учебного заведения, воинской части. Для таких групп характерна институциональная организация, а основная их роль и задача обусловлены официальным общественным статусом. Типичная средняя группа - относительно самостоятельная организация, имеющая свой статус и функции в системе общественного разделения труда или внетрудовой деятельности (политические объединения, группы по интересам). Данные группы, как правило, носят не временный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся структуру, иерархию, администрацию, органы управления.

К большим социальным группам относятся такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения. Такие группы конституируются на основе общих для всех членов существенных признаков (экономических, политических, религиозных и т.д.).

Следует отметить, что именно конфликт между большими социальными группами некоторые исследователи называют социальным конфликтом в собственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов, а также конфликтов между малыми группами. Такого взгляда, в частности, придерживался К. Маркс и его последователи, называя социальным конфликтом противоборство между общественными классами. Такого же взгляда придерживаются и некоторые современные авторы, утверждающие, например, что национальные, расовые, этнические или социальные классовые отношения в сумме составляют сущность социального конфликта, поскольку конфликт становится "социальным", когда в него включаются отношения между большими социальными группами или "категориями", а не между индивидами или малыми группами.

Как отмечалось, сегодня в понятие "социальный конфликт" в отечественной литературе в большинстве случаев включаются все конфликты, происходящие в обществе. Причины межгрупповых конфликтов могут быть самые разные: экономические, политические, национально-этнические и т.д. Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта и способов их разрешения. Так, на уровне малых групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет такой фактор, как социальная идентификация групп. Она выражается в формировании чувства причастности к труппе, отождествлении себя с другими ее членами, создании качества "мы", в отличие от "они" или "немы". "Мы" - это свои, наши, "они" - это другие, отличающиеся от "нас". Таким образом, социальная идентификация своей оборотной стороной имеет социальную дифференциацию, которая содержит в себе возможность возникновения межгруппового конфликта. При этом основания социальной идентификации могут быть самые разные: экономические, социокультурные, расовые и т.д. На уровне больших социальных групп причины конфликтов отличаются большей масштабностью и глубиной. Так, при возникновении этнических конфликтов важную роль часто играют территориальные притязания одного из этносов. В основе политических конфликтов лежит борьба за власть, за политическое господство в обществе"

"Как показывает мировая статистика, сегодня в мире конфликты носят в основном межгрупповой характер. Речь идет о тех группах, которые различаются главным образом по этническим, расовым, религиозным или культурным признакам. Чаще всего конфликты происходят тогда, когда этническим группам отказывается в удовлетворении их самых элементарных этических потребностей. При этом одна из наиболее деликатных проблем - проблема национальных меньшинств, затрагивающая вопросы их статуса, культурной самобытности, возможности самовыражения. Следует также сказать, что сами конфликты между группами населения стали более смертоносными, интенсивными и устойчивыми во всем мире" что приводит к все возрастающим жертвам среди гражданского населения.

Долженствование как условие существования человека и общества

Человек -- социальное существо: вся его жизнь и деятельность проходят в составе группы -- социальной и профессиональной. Он является не только результатом деятельности общества (сообщества), но и активным его членом...

Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение...

Общая характеристика конфликтов

По отношению к конфликтам, развитие которых побуждается потребностями и интересами, ценностный конфликт имеет более определенно выраженный идеологический характер. Здесь сталкиваются различные, а точнее говоря...

Основные принципы и формы проведения групповой психосоциальной работы

Психосоциальная работа - это одно из возможных направлений деятельности социальных работников системы социальной защиты населения...

Семья в современном мире: проблемы и тенденции

В любви, как и в истории жизни и мысли на Земле, постоянно появлялось нечто новое; оставаясь, по сути, собой, уникальным духовно-телесным совпадением двух личностей, она обогащалась новыми состояниями человеческой души -- живой, ищущей...

Носитель внутриличностного конфликта - отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З...

Современное толкование сущности социального конфликта

Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.)...

Социальная работа с военнослужащими и членами их семей

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой военнослужащих и членами их семей, так и в группе -- с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности...

Социология конфликта

Коротко говоря, конфликт - это навязывание своей воли. В зависимости от масштаба целью может стать подавление (в случае конфликта в семье) или даже уничтожение противника (в случае войны)...

Социология конфликта

Главная составляющая этой стадии - инцидент, другими словами какие-либо социальные действия одной стороны направленные на другую сторону с целью ее изменения. Важной особенностью этой стадии является наличие критической точки...

Социология конфликта

Помимо социальных конфликтов, о которых было много сказано выше, мне бы хотелось рассказать и о ролевом конфликте, который может послужить развитию личностного конфликта. Мертон дает ему следующее определение: «Ситуация...

· стадия разрешения конфликта. 1. Предконфликтная ситуация. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени...

Управление социальными конфликтами

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными...

Формы, методы и средства организации социально-досуговой деятельности с молодежью

Неотъемлемой частью современной жизни общества являются социальные конфликты во всем своем многообразии. Примеры конфликтов встречаются нам повсюду, начиная с мелких ссор и заканчивая международными противоборствами. Следствие одного из таких противоборств - исламский фундаментализм - рассматривается в масштабах одной из наиболее крупных мировых проблем, граничащей с угрозой Третьей мировой войны.

Однако исследования в области специфики конфликта как социально-психологического феномена показали, что это достаточно широкое и сложное понятие, чтобы оценивать его однозначно с деструктивной точки зрения.

Понятие конфликта

Наиболее распространенными в научном знании считаются два подхода относительно природы конфликта (Анцупов А. Я.). Первый определяет конфликт как столкновение сторон, мнений или сил; второй - как столкновение противоположных позиций, целей, интересов и взглядов субъектов взаимодействия. Таким образом, в первом случае рассматриваются примеры конфликтов более широкого значения, имеющие место как в живой, так и в неживой природе. Во втором случае присутствует ограничение круга участников конфликта группой людей. При этом любой конфликт включает в себя определенные линии взаимодействия между субъектами (либо группами субъектов), которые перерастают в противоборство.

Структура и специфика конфликта

Основоположником конфликтной парадигмы в целом в гуманитарном знании считается Л. Козер. Одним из достоинств его теории является признание того факта, что существуют примеры конфликтов позитивного функционального значения. Иными словами, Козер утверждал, что конфликт не всегда представляет собой деструктивное явление, - существуют случаи, когда он является необходимым условием создания внутренних связей той или иной системы либо условием поддержания общественного единства.

Структуру конфликта образуют его участники (оппоненты, противоборствующие стороны) и их действия, предмет, условия/ситуация конфликта (пример - давка в общественном транспорте) и его исход. Предмет конфликта, как правило, тесно связан с потребностями участвующих сторон, за удовлетворение которых и происходит борьба. Обобщенно их можно объединить в три большие группы: материальные, социальные (статусно-ролевые) и духовные. Неудовлетворенность тех или иных значимых для личности можно рассматривать в качестве

Примеры типологизации конфликтов

Как отмечает Н. В. Гришина, в обыденном сознании примеры конфликтов включают в себя достаточно широкий круг явлений - начиная с вооруженного столкновения и противостояния определенных социальных групп и вплоть до супружеских разногласий. При этом не важно, идет ли речь о дискуссии в парламенте или борьбе личностных желаний. В современном наукознании можно встретить огромное количество различных классификаций, при этом нет четкой дифференциации между понятиями «типы» и «виды» конфликтов. Примеры из обеих групп чаще употребляются как синонимы. Между тем, на наш взгляд, целесообразнее выделять три основных аспекта в типологизации конфликтов:

  • типы конфликтов;
  • виды конфликтов;
  • формы конфликтов.

Первый аспект представляется наиболее широким по объему. Каждый из типов может включать в себя несколько видов конфликтов, которые, в свою очередь, могут протекать в той или иной форме.

Типы и виды конфликтов

К основным типам конфликтов относятся:

  • внутриличностный (интраперсональный);
  • межличностный (интерперсональный);
  • межгрупповой;
  • конфликт между личностью и группой.

Таким образом, акцент в данном случае делается на субъектах (участниках) конфликта. В свою очередь межличностный, межгрупповой конфликты, а также конфликт между личностью и группой представляют собой примеры социальных конфликтов. Первым социальный конфликт, наряду с внутриличностным и зооконфликтом, выделил в самостоятельный тип немецкий социолог В некоторых более поздних концепциях внутриличностный конфликт также включается в понятие социального, что, однако, является дискуссионным моментом.

Среди основных причин социальных конфликтов принято выделять ограниченность ресурсов, расхождения людей в ценностно-смысловом контексте, различия в жизненном опыте и манере поведения, ограниченность определенных возможностей человеческой психики и др.

Внутриличностный конфликт

Подразумевает субъективно переживаемое рассогласование определенных тенденций в самосознании личности (оценок, установок, интересов и т. д.), взаимодействующих друг с другом в процессе развития (Митина Л. М., Кузьменкова О. В.). Иными идет о столкновении определенных мотивационных образований, которые не могут быть удовлетворены (реализованы) одновременно. Так, например, человек может не любить свою работу, однако бояться уволиться из-за перспективы остаться безработным. Ребенок может испытывать желание прогулять урок и одновременно бояться быть наказанным за это и т. д.

В свою очередь, данный тип конфликта может быть следующих видов (Анцупов А. Я., Шипилов А. И.):

  • мотивационный («хочу» и «хочу»);
  • конфликт неадекватной самооценки («могу» и «могу»);
  • ролевой («надо» и «надо»);
  • конфликт нереализованного желания («хочу» и «могу»);
  • нравственный («хочу» и «надо»);
  • адаптационный («надо», «могу»).

Таким образом, данная классификация выделяет три основных компонента личностной структуры, вступающих в противоборство друг с другом: «Я хочу» (хочу), «Я должен» (надо) и «Я есть» (могу). Если сопоставить данную концепцию с известной структурой личности, разработанной Зигмундом Фрейдом в рамках психоанализа, мы можем наблюдать конфликт Ид (хочу), Эго (могу) и Супер-Эго (надо). Также в данном случае целесообразно вспомнить и выделяемые им три позиции личности: Ребенок (хочу), Взрослый (могу), Родитель (надо).

Межличностный конфликт

Данный тип имеет место в случае разногласий и столкновений между отдельными людьми. Среди особенностей его можно отметить, что он протекает по принципу «здесь и сейчас», может иметь как объективные, так и субъективные причины, а также, как правило, характеризуется высокой эмоциональностью участвующих сторон. Межличностный тип может также подразделяться на отдельные виды конфликтов.

Например, в зависимости от специфики отношений подчиненности между участниками, межличностные конфликты можно разделить на конфликты «по вертикали», «по горизонтали», а также «по диагонали». В первом случае мы имеем дело с субординационными отношениями, например, руководитель - работник, учитель - ученик. Второй случай имеет место тогда, когда участники конфликта занимают равные положения и не подчиняются друг другу - коллеги по работе, супруги, случайные прохожие, люди в очереди и т. д. Конфликты по диагонали могут возникать между оппонентами, находящимися в косвенном подчинении - между начальником службы и дежурным по части, между страшим и младшим и т. д. (когда участники находятся на разных по уровню должностях, но в субординационных отношениях друг с другом не состоят).

Также межличностные конфликты могут включать в себя такие виды, как семейный (супружеский, детско-родительский, конфликт между братьями и сестрами), бытовой, конфликт в организации (пример организационного конфликта мы наблюдаем всякий раз, когда происходит столкновение в той или иной производственной структуре между ее субъектами в рамках рабочего взаимодействия) и др.

Межгрупповой конфликт

К межгрупповым конфликтам принято относить столкновения между отдельными представителями разных социальных групп (больших, малых и средних), а также между данными группами в целом. В данном случае также можно выделить такой вид, как конфликт в организации (примеры: между работниками и руководством, администрацией и профсоюзом, студентами и преподавателями и др.), бытовые (если в конфликте участвуют несколько представителей двух и более групп - например, в коммунальных квартирах, в очереди, общественном транспорте и т. д.).

Также можно выделить такие примеры социальных конфликтов на межгрупповом уровне, как межнациональные, межкультурные и религиозные. Каждый из данных видов охватывает широкие слои населения и характеризуется значительной протяженностью во времени. Кроме того, выделенные виды могут иметь пересекающийся характер. Отдельную категорию представляют международные конфликты (примеры которых мы постоянно наблюдаем в новостях), в том числе и между отдельными государствами и их коалициями.

Конфликт между личностью и группой

Данный тип обычно имеет место в том случае, когда отдельный индивид в группе отказывается действовать так, как остальные ее участники, демонстрируя тем самым нонконформистское поведение. Либо он совершает определенный поступок, который в данной группе считается неприемлемым, что провоцирует конфликт. В качестве примера может выступать художественный фильм Ролана Быкова «Чучело» (1983 г.), в котором главная героиня, Лена Бессольцева, вступает в конфликт с классом. Также ярким примером нонконформистского поведения в группе, провоцирующего конфликт, является трагическая судьба итальянского философа Джордано Бруно.

Формы конфликтов

Данная категория подразумевает наличие определенной специфики действий, формирующих конфликт. Среди основных форм, в которых возможно протекание конфликта, можно выделить следующие (Самсонова Н. В.): диспут (полемика), претензия, осуждение, бойкот, забастовка, саботаж, стачка, брань (ругань), ссора, угроза, вражда, посягательство, принуждение, нападение, война (политические конфликты). Примеры диспута и полемики можно также встретить в научных сообществах, что лишний раз доказывает возможность конструктивного характера конфликта.

Применительно ко всем типам конфликтов можно рассмотреть три основных теоретических подхода:

  • мотивационный;
  • ситуационный;
  • когнитивный.

Мотивационный подход

С точки зрения данного подхода враждебность определенной личности или группы является отражением прежде всего ее внутренних проблем. Так, например, с позиции Фрейда, аутогрупповая враждебность является неизбежным условием любого межгруппового взаимодействия, имея универсальный характер. Основная функция данной враждебности - средство поддержания внутренней стабильности и сплоченности группы. Отдельное место в данном случае занимают политические конфликты. Примеры можно найти в истории формирования фашистского движения в Германии и Италии (идея расового превосходства), а также в истории борьбы с «врагами народа» в период сталинских репрессий. Фрейд связывал механизм формирования аутогрупповой враждебности по отношению к «чужим» с эдиповым комплексом, инстинктом агрессии, а также с эмоциональной идентификацией с лидером группы - «отцом» и др. С точки зрения нравственности подобные факты нельзя рассматривать как конструктивный конфликт. Примеры с расовой дискриминацией и массовым террором, тем не менее, ярко демонстрируют возможность сплачивания членов одной группы в процессе конфронтации с другими.

В теоретической концепции агрессивности американского психолога Леонарда Берковица в качестве одного из ключевых факторов межгрупповых конфликтов выступает относительная депривация. То есть одна из групп оценивает свое положение в обществе как более ущемленное по сравнению с положением других групп. При этом депривация носит относительный характер, так как ущемленное положение в реальности может не соответствовать действительности.

Ситуационный подход

Данный подход ориентирован на внешние факторы, ситуацию, обуславливающие возникновение и специфику конфликта. Так, в исследованиях турецкого психолога Музафера Шерифа было установлено, что враждебность одной группы по отношению к другой значительно снижается, если вместо соревновательных условий им предоставляются условия сотрудничества (необходимость выполнения совместной деятельности, в которой результат зависит от общих усилий всех участников). Таким образом, Шериф приходит к выводу о том, что факторы ситуации, в которой взаимодействуют группы, являются решающими в определении кооперативного или конкурентного характера межгруппового взаимодействия.

Когнитивный подход

В данном случае акцент делается на доминирующей роли когнитивных (мыслительных) установок участников конфликта относительно друг друга. Так, в ситуации межгрупповых конфликтов враждебность одной группы по отношению к другой не обязательно обусловлена объективным конфликтом интересов (что утверждалось в реалистической теории конфликтов в рамках ситуационного подхода). Соответственно, не кооперативный/конкурентный характер ситуации становится решающим фактором в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а возникающие в процессе него групповые установки. Сами по себе общие цели ведут к разрешению конфликтов между оппонентами - оно зависит от сформированности социальных установок, объединяющих группы и способствующих преодолению их противостояния.

Тэджфел и Тернер разработали теорию согласно которой конфликты между группами не являются обязательным следствием социальной несправедливости (в отличие от мотивационного подхода). Сталкиваясь с данной несправедливостью, индивиды имеют возможность самостоятельно выбирать те или иные способы ее преодоления.

Конфликтологическая культура личности

Независимо от того, имеют ли место международные конфликты, примеры которых наиболее ярко демонстрируют деструктивный характер конфликтного поведения сторон; или же речь идет о незначительной ссоре между коллегами по работе, чрезвычайно значимым представляется оптимальный путь выхода. Умение противоборствующих сторон находит компромиссы в сложной спорной ситуации, сдерживать собственное видеть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества с настоящими оппонентами - все эти факторы являются залогом возможного благоприятного исхода. При этом, как бы ни важна была тотальная роль государственной политики, экономической и культурно-правовой системы в обществе, истоки данной тенденции находятся в отдельных конкретных индивидах. Подобно тому, как река начинается с маленьких ручьев.

Речь идет о конфликтологической культуре личности. Соответствующее понятие включает в себя умение и стремление индивида к предупреждению и разрешению социальных конфликтов (Самсонова Н. В.). В данном случае целесообразно вспомнить понятие «конструктивный конфликт». Примеры современных конфликтов (учитывая их обостренный и широкомасштабный характер) демонстрируют, скорее, отсутствие всякой конструктивности конфликтного взаимодействия. В связи с этим понятие конфликтологической культуры личности должно рассматриваться не только и не столько как одно из условий оптимального разрешения спорных ситуаций в обществе, но и как важнейший фактор социализации личности каждого современного индивида.

Вам также будет интересно:

Как пить вермут Чем запивать вермут
Цель данной статьи рассказать уважаемому читателю о том, как пить правильно вермут. Стоит...
Имя тимофей происхождение и значение
«славящий Бога»Происхождение имени Тимофейрусская форма греческого имени Тимотеос, от...
Зимние алкогольные напитки: рецепты из разных стран Алкогольный напиток который пьют горячим
Первые рецепты горячего вина (глинтвейна) появились еще в Древнем Риме, затем напиток...
Простой рецепт маринованных арбузов в банках
Маринованная арбузная мякоть, чуть солоноватая, пряная, но всё-таки с нежным, истинно...
Овсяная каша со сгущённым молоком и грушей Овсянка со сгущенкой
Представляем вашему вниманию рецепт отменной каши, которая придется по душе каждому. На...