Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Сонник шептать на ухо девушке

Cонник шлепки токование сонника, к чему снится шлепки токование сонника во сне видеть К чему снится потерять шлепок

Блока «Я никогда не понимал» и А

Афанасий Афанасьевич Фет

Что такое биотоп и биоценоз в биологии?

Астения: симптомы, лечение Астено тревожный синдром что

Химические растворы Что такое гомогенный раствор

Организация и вооружение мотострелкового отделения Состав мотострелкового отделения на бтр

Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)

Явление диффузии. Что такое диффузия? Диффузия физическое явление

Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам

Картины архипа куинджи с названиями

Порядок расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

Листовая свекла мангольд Мангольд когда начинать кушать и какие части

Какие блюда можно приготовить из чечевицы просто и вкусно Простые блюда из красной чечевицы

Церковное имя для девчонки. Женские именины по церковному календарю в июне

В приятной череде хлопот во время ожидания ребенка особняком стоит выбор имени. Для некоторых родителей это быстро решаемый вопрос: новорожденного малыша называют в честь кого-то или просто самым любимым именем одного из членов семьи.

Другие будущие мамы и папы относятся к выбору более щепетильно, изучая мужские и женские имена, их значение, совместимость с отчеством и с фамилией, временем рождения ребенка или руководствуясь церковными канонами.

Вспоминают тут и совет: не называть малыша в честь покойных родственников (понятно, почему), и предостережение от именования ребенка в честь ныне здравствующих членов семьи (якобы это лишит ребенка индивидуальности).

Не менее важна и красота самого имени, особенно если перед родителями стоит вопрос, как назвать девочку.

Как же подобрать лучшее и самое подходящее из женских имен для дочки? Остановиться на модном и оригинальном варианте или назвать ребенка традиционным привычным слуху именем?

Выбрать красивое русское имя или заглянуть в список иностранных? А может, вообще подарить малышке экспериментальное, уникальное имя?

Выбираем имя для ребенка-девочки по отчеству

Сочетаемость имени с отчеством важна по нескольким причинам:

  1. Звуковая гармония, в том числе равномерное распределение гласных и согласных, делает произнесение имени-отчества удобным, а восприятие на слух - приятным.
  2. Правильное сочетание имени и отчества, учитывающее национальность ребенка и его отца, а также подчеркивающие их общий стиль (например, «Роза» и «Федор» обладают разной стилевой окраской, поэтому их сочетание выглядит нелепо) не даст повода в будущем одноклассникам и коллегам вашей дочери подшучивать по этому поводу за ее спиной. Согласитесь, для девочки это очень важно!
  3. Согласно популярной теории о том, что каждое имя несет определенный смысл и влияет на характер и судьбу, удачное его сочетание с отчеством (а фактически двух имен) положительно скажется на жизни человека.

Чтобы имя вашей малышки красиво и благозвучно сочеталось с отчеством, придерживайтесь при его выборе следующих рекомендаций:

  • желательно, чтоб последний звук (слог) имени не был идентичен первому звуку (слогу) отчества;
  • с длинным отчеством хорошо смотрятся короткие имена, и наоборот;
  • не стоит выбирать необычные или колоритные национальные имена для девочек, если отчество привычное славянское: «Анжелика Ивановна», «Наргиз Олеговна» - не правда ли, звучит комично?

Если при именовании для вас важен смысл, то, выбирая имя для дочери, отдайте предпочтение варианту со значением, гармонично дополняющим значение имени отца.

Так, к отчеству «Сергеевна», наделяющую малышку спокойствием, трудолюбием и любовью к искусству, хорошо подходит красивое имя «Елена», которое сулит девочке чувство прекрасного и успех в карьере.

Подбираем женское имя по дате и месяцу рождения

К выбору имени девочки в зависимости от времени ее рождения можно подойти с нескольких сторон.

Делаем выбор по дате в соответствии со знаком зодиака

Любители гороскопов знают, что каждому представителю зодиака присущ свой темперамент, уготована своя роль в обществе. Считается, что ребенка необходимо именовать согласно по значению и характеристике его знака.

Для девочек, родившихся во время «царствования» того или иного знака зодиака, специалистами в области астрологии уже составлен список подходящих и нежелательных женских имен.

Так, для девочки, рожденной под знаком Козерога, хорошо подойдет женское имя Мария, наряду с вариантами Софья, Арина, Дарья. Малышке-Рыбке подберите красивое имя из следующего перечня: Юлия, Анна, Ольга, Варвара, Полина.

Весов называйте роскошными необычными вариантами: Ростислава, Калерия, Изабелла. Для девочек, рожденных под знаком Скорпиона, рекомендуют именовать: Виктория, Мария, Любовь. Таисия.

Для Стрельцов тоже немало красивых вариантов: Владислава, Инесса, Василиса, Майя. Девчушкам-Водолеям: Алина, Наталья, Снежана. Дочку-Овна назовите Светланой, Анастасией или, например, Кирой.

Хорошими именами для Тельцов считаются Вероника, Марина, Ольга, Оксана. Близнецам: Алиса, Евгения, Ксения, Кристина. Для Раков рекомендуют выбирать короткие, но в то же время очень красивые вариации: Яна, Лия, Лада.

Маленьких Львиц назовите красиво и величественно: Александра, Элеонора, Надежда, Регина, Диана. Ну а Девам подойдут, конечно же, женственные варианты: Елизавета, Ирина, Татьяна, Анита.

Нарекаем девочку по месяцу рождения

Подмечено, что люди, родившиеся в одно время года, обладают схожими чертами характера. Благодаря этому и возникла идея подбирать имена по месяцу рождения. В согласии с темпераментом, которым он наделяет человека, и выбирается имя для малыша.

  1. Зимние месяцы наделяют малышек отнюдь не мягким темпераментом, поэтому назвать девочку лучше женственным вариантом: Ульяна, Валентина, Светлана - это сделает характер ребенка менее «холодным».
  2. Девочки, рожденные весной, - истинные леди: нежные, легкие. А вот чего им не хватает, так это твердости в принятии решений и отстаивании своего мнения, поэтому имена «веснушкам» стоит давать сильные: Анастасия, Лариса, Марина.

  1. У детей, которые появились на свет в летние месяцы, могут проявляться абсолютно любые черты характера, поэтому и называть дочку можно смело так - как нравится.
  2. Осенью рождаются девочки практичные и не склонные к мечтаниям. Таким малышкам хорошо подходят красивые имена с оттенком романтики, которые смягчат их приземленный характер, - Елизавета, Злата, Софья.

Нумерология - таинственная наука о числах - приобретает все больше почитателей. Ее приверженцы уверены, что в числах от 1 до 9 зашифрована практически вся наша жизнь. А поскольку жизнь человека фактически начинается с даты рождения и именования, нумерологи не могли обойти эти важные вехи стороной.

Нумерологический код даты рождения высчитывается путем сложения всех ее цифр, производимого до тех пор, пока не получится однозначное число. Это число и считается сакральным в жизни человека. Хорошо, если в соответствии с ним будет выбрано и имя для ребенка.

Если у вас на примете уже есть имена для девочек, вы можете высчитать нумерологический код каждого согласно следующей нумерологической таблице, где каждой букве соответствует свое число (в столбиках).

Идеальным вариантом считается совпадение чисел имени и даты рождения - это предрекает малышке гармоничное развитие и удачный жизненный путь.

Для примера высчитаем нумерологический код даты рождения 15.04.2016:

1 + 5 + 4 + 2 + 1 + 6 = 19,

Среди женских имен, соответствующих этому числу, можно назвать такие: Александра, Ванесса, Ева, Тамара.

Проверить соответствие чисел имени и даты несложно. Для этого достаточно определить код имени.

Посчитаем в качестве примера, используя таблицу выше, код для имени Ева:

Е=6; В=3; А=1.

Складываем значения каждой буквы:

По несколько примеров для каждой цифры коды рождения представлено в следующей таблице:

Нарекаем малышку по церковному календарю (святцам)

Прекрасно, если вы решили назвать девочку согласно церковному календарю. Это многовековая православная традиция: издревле считалось, что святой, в честь которого назвали ребенка, будет покровительствовать ему всю жизнь.

Сегодня выбор имени по святцам популярен вдвойне, ведь в моде старинные варианты, которые можно в большом разнообразии найти в церковном календаре.

Церковным каноном разрешается выбрать отнюдь не любое имя для девочки. Следует обращаться к именам святых, чествуемых в день рождения малышки, на восьмой день после рождения или же на сороковой день, в который, согласно православной традиции, ребенка крестят.

Если же в женских святцах не нашлось варианта, который по душе родителям, можно заглянуть в мужские - возможно, найдется производная вариация от подходящего по дате мужского имени.

Как выбрать красивое имя для дочери по святцам, рассмотрим на примере той же даты рождения - 15.04.2016. В этот день чествуемых святых женщин нет. Однако, мужские святцы предлагают такие варианты: Едесий, Тит, Поликарп, Амфиан. Поэтому можно образовать от них необычные девичьи имена: Амфиана, Едесия.

На восьмой день, то есть 22.04, в церковном календаре тоже не оказывается женских вариантов, так что снова заглядываем в список мужских: Вадим, Дисан, Гавриил, Авдиес, Мариав. Возможно, вы остановитесь на схожем с последним предложенным именем - «Мария».

На сороковой день после даты рождения (24.05) святцы предоставляют снова только мужские имена, зато какие: Ростислав, Александр, Софроний! Эти варианты отлично подходят для образования красивых имен для девочки.

Имя - это не просто слово в жизни человека. Во все времена люди вкладывали в него особое значение и верили, что оно повлияет на судьбу ребенка. И сегодня никто не отважится назвать дочь или сына «случайным» именем. К его выбору подходят ответственно и внимательно.

Какой бы метод подбора имени вы ни выбрали: по отчеству или дате рождения, по церковному календарю или нумерологическим таблицам - главное, делайте это с любовью, и тогда жизнь малыша будет по-настоящему счастливой и успешной!

У наших предков не было такой проблемы, как выбор имени для новорожденного. Это сегодня в некоторых семьях доходит до скандала, так как папа хочет назвать сына Джордан, мама - Аполлон, а бабушки и дедушки мечтают о Ванечке. А вот в прежние времена все решала церковная православная книга, которая называлась «Святцы». Приходили родители в церковь, и батюшка предлагал на выбор несколько имен христианских святых, память которых чтили в день рождения малыша. А если сейчас родители хотят сделать выбор именно этим способом - как выбрать имя ребенку по святцам?

Как правильно выбирать имя по святцам?

День рождения, день Ангела, именины… Многие путают эти понятия и поздравляют в день рождения с именинами. На самом деле день рождения - это тот день в который родился человек, а именины - это день памяти того святого, в честь которого его назвали. Второе название именин - это день Ангела или день тезоименитства. Ранее эти дни почти у всех совпадали, а сейчас - практически нет. Несмотря на это, некоторые люди стали отмечать день Ангела наравне с днем рождения.

В Святцах содержится около 1700 различных имен. Большинство из них - для мужчин, к тому же, они в основном вышли из употребления. Это не мудрено, ведь многие имена для современных людей кажутся смешными, к примеру, Попий, Мнасен, Курдува или Яздундокта.

Если вы решили назвать новорожденного по святцам, запомните следующее:

  1. Лучше всего подобрать имя для малыша того святого, которого чтят в день рождения. К примеру, ваш ребенок родился 1 февраля. Вам поистине повезло, так как согласно святцам, новорожденного можно назвать следующими именами: Арсений, Григорий, Генрих, Луиза, Евфрасия, Марк, Макар, Мелетий, Савва, Феодосия, Федор или Януарий.
  2. Если же у вас мальчик, а в этот день нет имен для представителя мужского пола, то современная церковь обычно советует посмотреть на несколько дней вперед. Точно также можно поступить, если предложенное имя (или имена) вам вообще не понравились.
  3. Имя при крещении дается один раз в жизни и больше не меняется (исключение - меняется имя при пострижении в монашество и при смене веры).
  4. В последнее время некоторые родители дают детям двойные имена: одно - мирское, а второе - церковное. Кто-то так делает специально, а кто-то случайно - просто при рождении малышу дают не православное имя, а в церкви родители узнают, что под именем, к примеру, Стэлла или Камилла ребенка крестить нельзя. В таком случае батюшка предлагает родителям выбрать православное имя малышу - близкое или созвучное с «паспортным».
  5. Если святой, в честь которого вы назвали малыша, почитается за год несколько раз, то днем Ангела является ближайшие именины после дня рождения.

С древности до наших времен

Православная книга «Святцы» - это не что иное, как полный перечень всех имен святых, которых чтит Православная Церковь. Второе название этой книги «Месяцеслов», так как в ней расписан весь год день за днем по месяцам.

Давать имя ребенку по святцам - это древняя традиция многих народов. Славяне не стали в этом исключением. Люди верили, что когда малыш получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет счастливая и долгая жизнь. В то же время было не желательно нарекать ребенка именем великомученика - тогда ему уготована тяжелая жизнь, полная лишений и страданий.

Если в день рождения ребенка поминали нескольких святых, то родители могли выбрать имя из нескольких, предложенных батюшкой. Если же имя было одно, то выбора у родителей, увы, не оставалось. Перечить церкви люди не смели. Позже, если в день рождения нового человечка не поминали никакого святого, или имя очень уж не нравилось, то родителям стали «увеличивать» список имен: можно было рассматривать имена святых, память которых празднуется на восьмой или сороковой день после рождения ребенка. Дело в том, что наши предки считали, что имя новорожденному нужно давать не ранее восьмого дня, а таинство Крещения необходимо было провести именно на сороковой день.

«Месяцеслов» использовали вплоть до революции 1917 года. С приходом советской власти, когда церкви стали массово истреблять, а религию - запрещать, от традиции называть детей по святцам отказались. В настоящее время родители стали намного чаще обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя ребенку. Многие верят, что оно осчастливит малыша, а святой, в честь которого его назвали, станет заступником и ангелом-хранителем для ребенка. А некоторые родители просто следуют современной моде, ведь сегодня старинное или необычное имя является «последним писком». Вот и встречаются в садиках и школах дети с именами Лука и Акулина, Спиридон и Евдокия, Илларион и Пелагия.

Календарь имен по святцам на каждый месяц

Именины в январе

Имена в феврале

Имена в марте

Имена в апреле

Имена в мае

Имена в июне

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников

Традиция нарекать ребенка в честь святого идет из глубины веков — на Руси она появилась после принятия Православия. Считалось, что человек, который носит имя святого, имеет с ним тесную связь и даже перенимает часть его благих качеств и силы. Более того, родители, давая ребенку имя в честь могущественного святого, рассчитывают на то, что этот святой на всем жизненном пути малыша будет оберегать его от темных сил зла, будет его ангелом-хранителем. Имя в честь того или иного канонизированного святого выбиралось родителями или священнослужителем по Святцам, или Месяцеслову — списку имен канонизированных святых, составленному по месяцам и датам. В Святцах, или в Православном церковном календаре, каждая дата является церковным праздником, либо днем памяти святого. Практически каждый день в году является днем памяти хотя бы одного святого, а в некоторых случаях их может приходиться на одну и ту же дату до нескольких десятков. Одному и тому же имени в православном церковном календаре соответствует сразу несколько дат — в эти дни человек, нареченный в честь святого, празднует свои именины.

Имена по святцам в церковном календаре

Церковный календарь — неисчерпаемый источник имен даже для современных родителей, которые не всегда являются истинно верующими и соблюдающими все традиции христианами. Дело в том, что в списке имен святых в настоящее время состоит более 1000 имен самого различного происхождения. Среди них есть имена славянского и греческого происхождения, латинские и древнееврейские имена. Множество имен из Святцев в настоящее время являются анахронизмом, однако в последние годы наметилась тенденция — называть ребенка редким, мало используемым именем. В том случае, если родители хотят выбрать для ребенка редкое и необычное имя, Святцы — прекрасный источник вдохновения.

Как правильно выбрать имя ребенку по Святцам?

По правилам, родители выбирают имя для ребенка по Святцам, исходя из даты его рождения. Чаще всего смотрят на то, какие именно святые поминаются в день рождения ребенка, однако допустим выбор имени среди имен святых, чья память празднуется на восьмой день от рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что в древности именно на восьмой день устраивали праздник имянаречения ребенка. Если не нашлось подходящих имен, которые приходятся на день рождения ребенка, а также на восьмой день от дня его рождения, то допустим выбор имени из тех, которые приходятся на сороковой день от дня рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что именно на сороковой день ребенка приносили в храм для крещения. В виде исключения ребенка можно называть в честь особенно почитаемого в семье святого.

В Святцах мужских имен значительно больше, чем женских. Поэтому девочек можно называть в честь мужчины-святого, если существует употребляемый аналог мужского имени в женском варианте: так, если на дату рождения девочки приходится день памяти Святого Евгения (Виктора, Александра, Анастасия, Аполлинария), то ее допустимо назвать Евгенией (Викторией, Александрой, Анастасией, Полиной) в честь святого-мужчины, выбрав его покровителем для ребенка.

Выбирая имена по церковному календарю, заручаются поддержкой Ангела-Хранителя. Когда день рождения девочки совпадает с празднованием соименной Святой, то ребенка называют в честь покровительницы. Если на одну дату припадает несколько имен, то выбирают одно. Бывает, что день рождения ребенка не совпадает со святочным именем. Тогда выбирают ближайшее по дню имя из Святцев.

Ангел-хранитель оберегает человека в течение всей жизни. Православная традиция наречения младенцев в память Святой формировалась столетиями. Календарь имен составляется на год и продолжает пополняться в наше время.

Как назвать девочку, родившуюся с 1 по 7 июня

Численник православных именин составляется по святцам (месяцеслову). В этом указателе содержатся краткие жития Святых. Располагаются они по годовому кругу. В святцы заносятся имена канонизированных Святых. Собрание имен в месяцеслове прославляет свидетельства о реальности Боговоплощения, способствует приобщению человека к Божественной благодати.

Некоторым Святым именины в июне празднуются несколько раз. Даты памяти соименной Святой, не совпадающие с рождением девочки, становятся «малыми именинами».

  • Первый день июня (01.06 ) определен как знак памяти Анастасии. В буквальном переводе с древнегреческого языка этому имени приписывают значение «возвращенная к жизни», «воскресшая».

Историческая память связывает Анастасию с преданиями о великомученице-узорешительнице. Анастасия помогала узникам-христианам. Имя пользуется популярностью в царских семьях, среди знати, у обычных людей. Иван Грозный очень любил свою первую жену Анастасию Захарьину-Юрьеву. Летописи закрепили за ней все женские добродетели. Ее красота и доброта смягчали непомерно строгий нрав мужа. Пользуются популярностью уменьшительные, ласкательные и разговорные формы: Настенька, Настена, Настя, Настасья.

  • 3 июня почитается Святая равноапостольная царица Елена.

Она была матерью Константина І. Прославилась строительством множества храмов, верностью христианской вере. Древнегреческие корни наполняются значениями «солнечный свет», «солнечный луч», «факел».

  • В 4-й день месяца в святцах упоминается Софья – «мудрость», «разумность».

Месяцеслов отсылает к раннехристианской Святой Софии. Она родила Веру, Надежду, Любовь. Софьями называли девочек в аристократических и царских семьях.

  • 5 июня упоминается Мария. В древнееврейском языке это слово употреблялось в значении «желанная», «любимая».

В христианской традиции – ближе всего к значению «госпожа». Часто связывается с матерью Христа. Необходимо понимать, что Богородица защищает всех людей и не может быть ангелом-хранителем отдельного ребенка. Рожденные девочки в июне обретают своей заступницей Марию Магдалину, Марию Египетскую, Марию Клеопову.


  • На этот же день (05.06 ) припадают именины Евдокии («Благославной») и Евфросинии («благомыслящей», «радостной»).

Евдокиями нарекали девочек в Византии. На Руси этим именам соответствовали формы Авдотья, Овдотья. Ефросиньями называли девочек из простых сословий. Закрепились просторечные формы Фрося, Афросинья.

  • 6 июня почитается Ксения («гостеприимная»). Производными формами в России стали Оксана, Аксинья.
  • 7-го числа в июне вспоминают Елену, Викторию («победа»).

Как можно назвать ребенка, родившегося с 8 по 13 июня

  • 9-е число в июне приходится на день памяти Анастасии и Феодоры («Божий дар»).

В Сербии девочек довольно часто называют Феодорами. Входит в десятку популярных имен. В России бытует разговорная форма – Федора.

  • 11 июня – православное празднование Фаины («сияющей», «блестящей»).

В христианском именослове причислена к лику Святых вместе с Феодотом и в числе «семи дев»: Фаина, Текуса, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра, Евфрасия. В этот же день по церковному календарю вспоминают Марию и Феодосию («Богом данную»).

  • Девочек, родившихся 13 июня , можно называть Кристинами или Христинами.

Греческое происхождение указывает на значения «совершающая крещение», «посвященная Христу», «христианка». Перенесено в русскую православную культуру из Византии.

В этот же день установлена память Святой Пелагеи (от греческого «море»).

Какое имя подойдет девочке, родившейся с 14 по 21 июня

  • 14-го числа в июне почитаются Святые Виктория, Вера, Харита.

Вера – одна из трех сестер-мучениц, которые приняли мучения и смерть за христианство. Их твердую веру не смог сломать император Адриан.

Харита означает «изящная». Так звали сироту, воспитанную добрыми людьми. В свою очередь, Харита обратила в христианство многих язычников.

  • 15 июня православная церковь вспоминает Марию и Ульяну («принадлежащую Юлию»).

В этот день чествуется Иулиания (Улиана) Вяземская. Эта благоверная княгиня-мученица погибла в 1406 году.

  • 17-е число в июне – день памяти Марфы, Марии, Софьи, Марты, Пелагеи.
  • 18-го отмечается день памяти Ионы («голубь»).
  • 19-го почитаются женские покровительницы Фекла («слава Божия»), Сусанна («лилия»), Иона.
  • 20-го церковь вспоминает Валерию. В переводе с латыни означает «крепкая», «здоровая».

Именины чествуют великомученицу Валерию Кесарийскую. Она в числе первых приняла христианство и не отреклась от него.


В этот же день почитается Анна, Калерия («прекраснотекущая»), Зинаида («Божественная дочь»), Мария.

Как назвать дочку, родившуюся с 22 по 30 июня

  • 22 июня – день Марты («повелительницы», «хозяйки», «властной», «госпожи».

По библейской легенде Марта (Марфа) омыла ноги Христа миром, вытерла их своими волосами. Приобщала к вере большое количество людей.

В этот же день чтятся Мария, Марианна, Фекла, Марфа.

  • 23-го чествуется Святая Анна.

С этим именем связывают представления о «милости» либо «благодати Божьей», «сильной», «смелой». Это наименование принадлежит к числу самых распространенных в мире. Впервые упоминается в библейских рассказах 1-го века. Так звали бабушку Иисуса Христа. Библейской Анне и ее мужу Иоакиму в преклонных летах дарована была дочь Мария. Она стала Богоматерью.


В этот же день чествуется Антонина («противница», «вступающая в бой»).

  • 24 июня опять упоминается Мария.
  • 25-го церковь чтит память Марии и Анны.
  • 26-го числа именослов упоминает такие женские наименования: Александра («защитница»), Антонина, Анна, Пелагея, Акулина («как орлица»).

В русском сознании Святая Акулина преобразилась в Акулину-гречишницу. Слыла покровительницей крестьян и пособницей хорошего урожая гречихи. В этот день пучками гречихи украшали домашние иконы. Варили кашу, угощали ею нищих. Праздник получил название «День Мирской каши».

  • 28-го числа в июне чтится память Святой Киры. Существует несколько вариантов значения: «госпожа», «как солнце», «луч света», «самая прекрасная».

30-го – день памяти Святых Пелагеи и Никиты́ («победительницы»).

2, 12, 16, 21,27, 29 июня не празднуются дни женских Святых. Для девочек, которые родились в эти числа, можно выбирать имена из трех ближайших дней.

Июнь содержит довольно богатый список женских имен, их вариантов. Церковные служители всегда дополнят информацию. Ни одно из интересующих имен не останется без расширенных комментариев. Удачно подобранное имя для девочки определит успех ее жизненной дороги и покровительство высших сил.

Вам также будет интересно:

Очень вкусный борщ с капустой и томатной пастой Томатная паста для борща
Красный борщ - один из самых непревзойденных супов славянской кухни. Традиционный рецепт,...
Причастие в английском языке (The Participle) Независимый причастный оборот английский язык
В английском языке причастные обороты в функции обстоятельства бывают двух типов, а...
Образец заполнения штатного расписания
Данный документ является локально нормативным актом, который применяется для оформления...
Перевод внешнего совместителя на основное место работы
Е.Ю. Забрамная, юрист, к. ю. н. А.К. Ковязин, юрист Как «сделать» из совместителя...
Габдулла Тукай: краткая биография
Габдулла Тукай - основоположник новой национальной поэзии, высоко поднявший знамя...