Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Алексей петрович боголюбов произведения. А

    - (16 марта 1824 7 ноября 1896 года в Париже) художник маринист. Некролог Грустное известие получено нами из Парижа: там 7 ноября (26 октября) скончался наш знаменитый художник маринист Алексей Петрович Боголюбов. Покойный родился 16 марта 1824… … Большая биографическая энциклопедия

    Боголюбов, Алексей Петрович, художник маринист (1824 1896). Воспитывался в морском корпусе. Еще будучи кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1849 г. был в числе офицеров корабля Камчатка, на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан… … Биографический словарь

    - (1824 1896), русский живописец. Маринист. Учился в петербургской АХ (1850 53) у М. Н. Воробьёва и Б. П. Виллевальде; пенсионер АХ (1854 60), работал в Париже, Дюссельдорфе. Член ТПХВ (с 1873; см. Передвижники). С 1873 жил преимущественно… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец маринист. Морской офицер, с 1853 художник Главного морского штаба. Учился в петербургской АХ (1850‒53) у М. Н. Воробьева и Б … Большая советская энциклопедия

    Боголюбов Алексей Петрович - (1824—1896), живописец, маринист. Внук А. Н. Радищева. Учился в петербургской АХ (1850—53), академик с 1858; преподавал там же (1861—65). Основатель Художественного музея имени А. Н. Радищева (1885) и Рисовального училища (1897) в… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1824 96) российский живописец. Передвижник. Поэтичные пленэрные пейзажи (Устье Невы, 1872), сцены морских сражений … Большой Энциклопедический словарь

    - (1824 1896), живописец, маринист. Внук А. Н. Радищева. Учился в петербургской АХ (1850 53), академик с 1858; преподавал там же (1861 65). Основатель Художественного музея имени А. Н. Радищева (1885) и Рисовального училища (1897) в Саратове … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1824 1896), живописец маринист. Внук А. Н. Радищева. Поэтичные, написанные на открытом воздухе пейзажи («Лес в Вёле. Нормандия», 1871), сцены морских сражений. Основал Художественный музей им. Радищева и Рисовальное училище в Саратове. * * *… … Энциклопедический словарь

    Алексей Петрович Боголюбов И. Е. Репин. Портрет Боголюбова, 1876 год. Дата рождения: 16 марта 1824 Место рождения: село Померанье, Новгородская губерния, Российская империя … Википедия

    Боголюбов, Алексей Петрович - БОГОЛЮ/БОВ Алексей Петрович (1824 1896) российский морской офицер, художник маринист, художник историограф российского флота (1853), академик живописи (1858), профессор (1861), общественный деятель, гуманист. Окончил Морской корпус (1841).… … Морской биографический словарь

Книги

  • Боголюбов , Голицына Ирина Анатольевна , Создатель живописной истории русского флота, Алексей Петрович Боголюбов жил и творил во второй половине XIX века. Почти четверть века он прожил в Париже, но его творчество и общественная… Категория: Отечественные художники Серия: Мастера живописи Издатель: Белый город ,
  • Боголюбов , Голицына И. , Создатель живописной истории русского флота, Алексей Петрович Боголюбов жил и творил во второй половине XIX века. Почти четверть века он прожил в Париже, но его творчество и общественная… Категория:

В 1885 году в Радищевский музей от его основателя профессора живописи, коллекционера А.П. Боголюбова в числе прочих даров поступил “Портрет Н.П. Боголюбова” кисти И.Н. Крамского. Эта работа не относится искусствоведами к числу лучших, исполненных художником в этом жанре; она не выделяется оригинальностью композиции, выразительностью живописного языка. И все же Крамскому удалось раскрыть наиболее существенные и значительные стороны личности изображенного. На портрете - сидящий прямо перед зрителями далеко не молодой человек с окладистой седой бородой, устало-болезненным взглядом умных добрых глаз. Во всем его облике - простота, скромность, нравственное благородство и чистота. Несмотря на естественность позы, чувствуется: ему неловко быть в центре чьего-то пристального внимания, тем более художника.

Портрет был написан в Париже в 1876 году. После тяжелой болезни Николай Петрович приехал с женой Екатериной Михайловной в столицу Франции для свидания с братом Алексеем. Иван Николаевич Крамской, находившийся в Париже для работы над картиной “Хохот”, жил в то время у А.П. Боголюбова и работал в его мастерской. Несколькими месяцами раньше в этой мастерской молодой Илья Репин написал портрет Алексея Петровича Боголюбова . И.Н. Крамской создал портрет его старшего брата - в прошлом морского офицера, действительного статского советника Николая Петровича Боголюбова.

Что мы знаем об этом человеке? о взаимоотношениях братьев Боголюбовых, внуков писателя-революционера А.Н. Радищева? о роли Н.П. Боголюбова в устройстве и становлении Радищевского музея в Саратове?

Опираясь на документы, фотографии, книги, хранящиеся в архиве и библиотеке Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева , попытаемся ответить на эти вопросы.

В семье Петра Гавриловича Боголюбова и Феклы Александровны (урожденной Радищевой) было двое детей: Николай и Алексей. Отца семья потеряла рано. Участник войны против Наполеона 1806-1807 годов, финской кампании 1809-го, Отечественной войны 1812-го, он умер в чине полковника в 1830 году, когда старшему сыну, Николаю, было девять лет, младшему - шесть. Детские впечатления об отце братья Боголюбовы пронесли через вою жизнь. Алексей Петрович напишет в своих воспоминаниях: “Отец любил животных, был натурой художественной, рисовал недурно, любил картинки по своим средствам, эстампы, гравюры. Чинил часы знакомым, точил с ангельским терпением самые тонкие колеса для часового механизма. Строил своими средствами возки, коляски, и всем этим делом занимался с крайней любовью. Человек он был добрый и честный, а потому был не богат” . О художественности натуры Петра Гавриловича, о его литературных вкусах и пристрастиях, а также о его благородных человеческих качествах, свидетельствует объемная тетрадь в кожаном переплете, являющая собой образец домашнего альбома начала XIX столетия, куда П.Г. Боголюбов четким красивым почерком вписывал басни, оды, эпиграммы, сказки в стихах русских и иностранных поэтов, а также “мысли разных авторов”, “нравоучительные рассуждения”, “нечто из советов военного человека своему сыну”, “разные разности”, практические советы по изготовлению лекарственных средств и прочее. Возможно, не один раз читывались страницы этого альбома в семье Боголюбовых: “Любовь к Отечеству есть чувство благороднейшее и великодушнейшее. Оно заставляет нас любить свое Отечество больше, чем себя самих, ибо истинный гражданин никогда не отречется жертвовать ему своим именем, наилучшими своими выгодами, кровью своей и жизнью... Военные добродетели без нравственных в офицере не могут. В числе сих последних первое место занимает человечество (человечность), которое прочее все собою украшают... Сострадать несчастным есть наслаждение, а не трогаться горестью другого есть самый низкий из всех пороков сердца...” Альбомом дорожили и хранили как семейную реликвию, а в 1885 году братья Боголюбовы передали его в Радищевский музей.

Замечателен небольшое, овальной формы акварельный портрет полковника П. Боголюбова, написанный его полковым товарищем С.Г. Чириковым с нежным чувством сердечной привязанности. Молодой сероглазый мужчина со светлыми вьющимися волосами, по-детски припухлым ртом, кавалер ордена Св. Владимира 4-й степени, отмеченный медалью за участие в войне 1812 года, - натура, по всей видимости, романтическая, но с твердым и сильным характером; таким предстает перед нами отец Николая и Алексея Боголюбовых.

Фекла Александровна, женщина светлого ума к кроткой доброй души, оставив светские знакомства после смерти мужа, посвятила себя полностью воспитанию детей. По признанию А.П. Боголюбова, если он с братом и вышел в люди, то только благодаря ей. “Мать мы любили до обожания... Она занималась с нами исключительно и передавала нам свои познания, так что при поступлении нашем в Корпус мы правильно писали по-русски, почти безошибочно по-французски и немного по-немецки...” - писал Н.П. Боголюбов.

Мальчики были отданы на обучение в Александровский Царскосельский корпус, затем переведены в Морской кадетский корпус. А. Новицкий в монографической статье “Памяти А.П. Боголюбова”, написанной им со слов Н.П. Боголюбова, приводит такой эпизод. Алексей, будучи по характеру очень живым и впечатлительным, а также обнаруживая склонность к рисованию, пристрастился к изображению в карикатуре всех окружающих. За карикатуры на экзаменаторов и директора корпуса И.Ф. Крузенштерна Алексей был лишен права экзаменоваться и отправлен под арест.

Николай, будучи в то время уже в офицерских классах, узнав о беде, постигшей брата, едет к дяде, полковнику Афанасию Александровичу Радищеву, с просьбой заступиться за Алексея. Крузенштерн простил Алексея Боголюбова, ссылаясь на авторитет дяди и прилежную учебу и хорошее поведение Николая Боголюбова.

Разные по характеру, темпераменту и наклонностям, братья Боголюбовы сохранили на протяжении всей жизни теплые дружеские отношения между собой. Ранняя смерть родителей (Фекла Александровна умерла в 1845 году), молодой жены Алексея Петровича и его годовалого сына Николая еще более сблизила братьев. Несмотря на частые разлуки, они жили душа в душу, находя друг в друге опору и поддержку, при встречах и в письмах делились тем, что волновало, радовало, огорчало.

С 1853 года Боголюбовы по несколько месяцев жили вместе на Васильевском острове, сначала на углу 14-й линии и Большого проспекта в доме Гофмана, позднее по 13-й линии между Большим и Средним проспектом в доме Семенова. Спустя несколько лет Николай Петрович переехал в Москву, где прожил большую часть жизни.

В 1861 году профессор живописи А.П. Боголюбов, объездив пол-Европы, впервые приехал в Москву. Встреча братьев после семи с половиной лет разлуки была необычайно радостной. Наговорившись досыта, они бродили до усталости по белокаменной красавице Москве. Возможно, в этот приезд Алексей Петрович поделился с братом мыслью о создании музея, овладевшей им после встречи с немецким художником А. Михелисом, который мечтал создать музей на своей родине, в городе Ульма. Вскоре Боголюбовы, приняв предложение от директора пароходства по Волге “Самолет” В.А. Глазенапа, давнего знакомого по флоту, отправились в путешествие по Волге с целью создания иллюстрированного путеводителя. Результатом этого путешествия явилась книга “Волга от Твери до Астрахани” , написанная Н.П. Боголюбовым “частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений”, изданная в Санкт-Петербурге в 1862 году. Это был первый литературный опыт Н.П. Боголюбова, ставшего впоследствии автором более десяти книг, преимущественно исторического характера. “Волга от Твери до Астрахани” представляет собой подробный путеводитель по всем замечательным местам Поволжья. И хотя автором в предисловии книга характеризуется как “чуждая всяким научным претензиям”, написана она с большим знанием истории, географии, кораблестроения. В отдельной главе, посвященной Саратову, Н.П. Боголюбов рассказывает об истории возникновения города, его достопримечательностях. Вот как Н.П. Боголюбов описывает площадь, на которой спустя двадцать с небольшим лет возникнет здание Радищевского музея: “Главная и самая старинная улица Московская , - она идет от берега Волги и до городского выезда на так называемый Московский тракт - дорогу, идущую на Пензу. Почти на половине ее длины находится обширная площадь, называемая Хлебной или Театральной , названия, усвоенные ей потому, что на ней по одну сторону идут торговые ряды и хлебные магазины, по другую - новый гостиный двор, а левее его, на середине площади, построен театр ” . 10 литографий и 31 политипаж в путеводителе выполнены по рисункам А.П. Боголюбова. Один экземпляр этого редчайшего издания, поступивший от Н.П. Боголюбова в 1897 году, хранится в отделе редких книг музея.

В течение двух летних месяцев 1868 года гостил А.П. Боголюбов в небольшом, но чарующем своеобразной красотой городке Горы-Горки Могилевской губернии, где Николай Петрович на протяжении десяти лет (с 1865 по 1875) был директором земледельческой школы. Приезжает Алексей Петрович в Горы-Горки и в августе-сентябре 1873 года, обретая в общении с близким, дорогим ему человеком, “единственной отрадой в жизни” (по его словам), душевное равновесие и желание плодотворной деятельности.

Мысль об устройстве музея в Саратове не переставала занимать Алексея Петровича. Горячее одобрение и сочувствие старшего брата тем более уверили его в благородстве поставленной цели. В декабре 1877 года через члена Государственного совета К.П. Победоносцева Алексеем Петровичем было сделано заявление следующего содержания: А.П. Боголюбов отдает все свое художественное имущество, состоящее из картин, акварелей, медалей, древних бронз, майолик и т. д., городу Саратову, чтобы городом было построено приличное здание для устройства музея с присоединенной к нему школой рисования, которому было бы присвоено имя Александра Николаевича Радищева, родного деда Алексея и Николая Боголюбовых. После их смерти все их имущество, как движимое, так и недвижимое, должно поступить на содержание музея и школы.

Дело, казавшееся таким необходимым, оказалось нелегким в своем осуществлении и потребовало немало усилий и огромной выдержки со стороны А.П. Боголюбова и сторонников его идеи, глубоко понимавших значение искусства вообще, а также значение музея как учреждения художественно-образовательного и воспитательного.

Позади семилетняя переписка с саратовскими городскими властями, споры и сомнения по поводу того, “надо ли строить?”, “где?”, “на какие средства?”. 1 мая 1883 года на Театральной площади в Саратове произведена торжественная закладка здания музея по Высочайше утвержденному проекту архитектора И.В. Штрома.

В июне этого же года Боголюбовы приезжали посмотреть на рождающееся здание, познакомиться с членами строительной комиссии во главе с А.В. Песковым, архитектором А.М. Салько , губернатором А.А. Зубовым , городским головой И.Я. Славиным, осуществляющим контроль за строительными работами. Предназначенная для Радищевского музея коллекция А.П. Боголюбова уже в марте 1885 года была переправлена из московского дома Николая Петровича в Саратов. А в начале июня приехали сами Боголюбовы для организации первой музейной экспозиции и подготовки музея к открытию.

29 июня 1885 года в здании музея к 12 часам собралось множество людей. Прибыл саратовский губернатор А.А. Зубов, Алексей Петрович и Николай Петрович Боголюбовы, представители городского управления. Перед началом торжества был отслужен молебен. Певчие пропели духовный концерт. Губернатор объявил собравшимся, что на основании полученного от управляющего Министерством внутренних дел разрешения Радищевский музей считается отныне открытым. Попечитель музея А.В. Песков прочитал собравшимся исторический очерк учреждения Радищевского музея. Затем на кафедру взошел брат основателя музея Николай Петрович Боголюбов. Взволнованно и торжественно читал он очерк о своем знаменитом и опальном деде: “Радищев, памяти которого посвящаются музей и школа, был человек далеко не заурядный. В нашей литературе он известен как глубокий мыслитель и писатель. В среде служебной он слыл за отличного юриста, опытного чиновника и бескорыстного человека. В сфере ученых он выделялся из этой среды как человек передовой того времени, обладавший многосторонними знаниями. Помимо юриспруденции, он изучил философию, химию, медицину, историю литературы европейской и отечественной. Он знал основательно языки: латинский, английский, французский, немецкий и итальянский... Как светский, образованный человек, он знал музыку, сам играл на скрипке, был ловким наездником и танцором, считался хорошим и счастливым стрелком, одним словом - Александр Николаевич Радищев был популярнейшим человеком своего времени...” .

Благодаря стараниям и смелости братьев Боголюбовых имя Радищева звучало открыто и свободно.

Двадцать пять коллекций живописи, графики, бронзы, мебели, тканей и т. п. было сформировано из пожертвований музею еще до его открытия. Поток даров не уменьшился и в первые годы существования музея. В числе жертвователей - художники, коллекционеры, архитекторы, писатели, общественные деятели, ученые, чиновники. Имя Н.П. Боголюбова в “Списке жертвователей музею...” приводится трижды. Благодаря Н.П. Боголюбову музей пополнился ценными документами и фотографиями, связанными с жизнью, деятельностью и творчеством его основателя, живописными и графическими работами А.П. Боголюбова, редчайшими изданиями по истории искусства и русского флота.

Почетное место в экспозиции музея занял один из уцелевших экземпляров первого прижизненного издания книги А.Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790), подаренный его внуками. На титульном рукописном листе надпись: “Братья Боголюбовы приносят этот экземпляр книги сочинений Александра Николаевича Радищева музею его имени в Саратове. Просят управление музея хранить его как дорогую библиографическую редкость и не выдавать для чтения. 26 июля 1887 г. Николай Боголюбов, Алексей Боголюбов”.

В 1887 и 1894 годах Н.П. Боголюбов приносит в дар библиотеке музея несколько томов художественной литературы на французском и немецком языках, а также две книги собственного сочинения - “Лейтенант Казарский” (1887) и “Граф Мориц Беньовский” (1894).

Оставив в 1875 году государственную службу, Н.П. Боголюбов обращается к писательской деятельности. В прошлом морской офицер, он остается верным привязанности к морю, чем объясняется выбор тем и героев его произведения.

“Лейтенант Казанский” - рассказ о герое-моряке, командире брига “Меркурий” капитан-лейтенанте Александре Ивановиче Казарском, отличившемся небывалым мужеством и храбростью в морском бою с турецкими кораблями в 1829 году. Написан рассказ на основе подлинных, архивных документов, о чем автор упреждает читателя.

Храбрец, но иного рода, отчаянный искатель приключений стоит в центре повествования, обозначенного автором как историческая быль. На основе записок известного авантюриста второй половины прошлого столетия графа Морица Беньовского строит свое произведение Н.П. Боголюбов, “руководствуясь желанием ознакомить читателей с одной из мало изученных страниц истории мореплавания” . Одиннадцать рисунков в этой книге выполнил А.П. Боголюбов.

Неожиданная смерть брата в 1896 году потрясла Николая Петровича, повергнув его в состояние отчаяния и глубокого уныния. Алексей Петрович завещал Н.П. Боголюбову как душеприказчику довести начатое им дело до конца. Ведь еще не была открыта рисовальная школа при музее, о чем так мечтали братья. Н.П. Боголюбов в одном из ответных писем саратовскому городскому голове Н.П. Фролову писал: “Я молю Бога, чтобы начатое братом дело не заглохло после его кончины. Чтобы воздаваемые ему в газетах красноречивые посмертные похвалы не были бы пустыми и праздными звуками, и чтобы школа имени брата была бы открыта еще при моей жизни” .

Николай Петрович дожил до открытия Боголюбовской рисовальной школы, состоявшегося 11 февраля 1897 года. Для нужд школы Николай Петрович пересылает двести “более или менее ценных” рисунков А.П. Боголюбова, предназначенных им к продаже, считая более полезным нахождение их при музее в качестве оригиналов для учащихся.

В этом же 1897 году через Вячеслава Петровича Рупини, директора Радищевского музея, Н.П. Боголюбов передает 19 русских и иностранных орденов и знаков, пожалованных покойному профессору живописи А.П. Боголюбову, юбилейное издание 1853 года “Российский царственный дом Романовых”, а также “Сборник журнальных статей о А.Н. Радищеве и А.П. Боголюбове” с дарственной надписью последнего. Через Михаила Александровича Попова, саратовского помещика, с которым Боголюбовы были дружны, Николай Петрович передает для Радищевского музея серебряную акварельную палитру А.П. Боголюбова, подаренную ему офицерами гвардейского экипажа, массу фотографий и книг, писем и телеграмм от лиц Императорская фамилии, друзей А.П. Боголюбова, известных русских художников.

Спустя несколько месяцев Николай Петрович обращается в музей с просьбой принять в дар книги (личные и из библиотеки брата), несколько альбомов с рисунками А.П. Боголюбова, дипломы и грамоты, которыми он был удостоен, более тридцати литографированных портретов, около ста писем А.П. Боголюбова и к нему. Среди книг, подаренных Н.П. Боголюбовым: А.Л. Кущ “Радищевский музей в Саратове” (с дарственными надписями А.Л. Куща и А.П. Боголюбова), небольшая брошюра А. Новицкого “Памяти А.П. Боголюбова”, “Руководство к устройству каменных и деревянных церквей” инженера-архитектора А.М. Салько (Саратов, 1892), “Краткая история русского флота” Ф. Веселаго (Спб., 1893), “История корабля” (сочинение Н.П. Боголюбова), двухтомное издание, не утратившее до настоящего времени своего научного значения.

Книги, принадлежавшие А.П. Боголюбову, различны по тематике и назначению: для “развлекательного чтения”, каталоги частных коллекций, аукционов, выставок-распродаж художественных произведений, необходимые коллекционеру в его кропотливом труде собирателя и отчетливо сохранившие “следы” их владельца - всевозможные пометы, краткие записи, беглые зарисовки, лаконичные рисунки.

Библиографической редкостью являются 18 малоформатных книжечек на французском языке серии “Миниатюрная библиотека путешественника”, изданные в Париже в 1801-1802 годах. Изящество формата, изысканность оформления, прекрасное полиграфическое исполнение характеризуют издания этой серии: “Сочинения Расина” в 3-х томах, Ф. Вольтер “Орлеанская дева”, Ш. Монтескье “Письма из Персии”, “Избранные сочинения А. Пирона” в 2-х томах и другие. Они, верно, были добрыми попутчиками А.П. Боголюбова в его частых, долгих путешествиях за границей и по России.

Необычайный интерес представляют собой несколько скромных по виду и небольших по размеру альбомов с рисунками А.П. Боголюбова, удивительно живо передающих характер и пристрастия художника. Рисунки карандашом, углем, акварели, выполненные под непосредственными впечатлениями от путешествий по Рейну (1854, 1865), по Венеции (1863), Ливадии (1863). Это и виды местностей, отдельные здания, парусные суда, жанровые сценки, человеческие фигуры, выхваченные из уличной суеты, городские кварталы, набережные, сельские пейзажи. Не обошлось в альбомах без карикатур, которые так любил рисовать Алексей Петрович - на знакомых, друзей, на себя, подмечая смешное, нелепое.

В одном из писем Н.П. Фролову Николай Петрович говорит о пересылке в Саратов серебряных часов А.П. Боголюбова, которыми он очень дорожил и носил постоянно с 1876 года. История этих часов, почерпнутая из записки Н.П. Боголюбова, носит мистический характер и достойна внимания.

Вместе с Николаем и Алексеем Боголюбовыми в Морском корпусе воспитывались братья Абрам и Николай Засс. Абрам Засс вскоре после выпуска умер. Николай, всегда склонный к жизни аскета, с горя постригся в монахи и, приняв имя Нестора, долгое время был настоятелем русской церкви в По (Франция). В 1876 году, когда Н.П. Боголюбов гостил у брата в Париже, к ним приехал отец Нестор и сообщил, что Святейший Синод предложил ему принять сан епископа Алеутского и Камчатского, что он согласен и навсегда покидает Европу. Боголюбовы одобрили его решение. Прощаясь, Алексей Петрович поменялся с ним часами, отдав отцу Нестору прекрасные золотые часы фабрики “Патек и Чапек”, а от него получил серебряные. Окончание истории Николай Петрович изложил следующим образом: “После кончины брата, наше Консульство в Париже прислало эти часы мне. Я снял с них три брелока, два отослал в Радищевский музей... а один оставил у себя. Спустя некоторое время я случайно открыл заднюю доску и нашел там кусочек бумажки с загадочными следующими словами: “Благослави венец лета благости Твоея Господи сохраняя в мире и здравии твоего Алексея на 1896 год”. Несомненно, что строки эти были написаны и положены в часы отцом Нестором. Я поспешил удостовериться в этом чрез сличение почерков с письмом его, бывшим в бумагах брата. Сходство несомненное. 1869 год был для брата моего роковым годом, и о. Нестор по всей вероятности предчувствовал, что он будет для друга его детства последним в жизни. В жизни нашей есть много неразъяснимого, таинственного. Как бы там ни было, но брат мой никогда не говорил мне об этой записочке, а человек (Измаил), служивший у брата более десяти лет, сообщил мне, что за время его служения у брата часы отдавались в починку два раза и оба раза брат тщательно вынимал записку и прятал в портфель, который носил всегда с собою” . Часы А.П. Боголюбова в настоящее время находятся в фондах Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева.

О своем участии в формировании музейных коллекций Н.П. Боголюбов никогда не говорил, а на полные признательности письма попечительного совета музея отвечал, что дорога не благодарность, а “дорого знать, что вещи, присланные мной, - в музее” .

Николай Петрович Боголюбов скончался 7 сентября 1898 года. В 1899 году по его духовному завещанию в Саратовский Радищевский музей поступило более двадцати живописных произведений А.П. Боголюбова, Ф.А. Бронникова, Ф.А. Васильева, около трехсот рисунков тушью, карандашом, акварелей, выполненных А.П. Боголюбовым, более трех десятков старинных вещей из личного имущества, бронзовый бюст А.П. Боголюбова работы скульптора Л.А. Бернштама, а также 3000 рублей “для усиления процентами с этого капитала средств Радищевского музея и Боголюбовской рисовальной школы” .

Одним из последних желаний Н.П. Боголюбова было побывать в Саратове и “полюбоваться на плоды трудов незабвенного брата, положившего на музей и школу все материальные и нравственные силы и средства” .

Использованные материалы: - Жукова И. "Чтобы начатое дело не заглохло..." - Годы и люди. Вып.6 – Саратов: Приволжское издательство "Детская книга", 1992.

Портрет А.П. Боголюбова. 1882 (И.Е. Репин)


Встреча с Карлом Брюлловым, определившая творческую судьбу; Академия художеств, каноны видовой перспективной живописи; беседы с Александром Ивановым в Риме и в Париже; годы учения у мастеров французского и немецкого пейзажа, дружба с Коро, Добиньи, музыкальные "четверги" Шумана; работа над пейзажами в Голландии и в Крыму, в Нормандии и на Волге; дружба и сотрудничество с Крамским и передвижниками, совместная борьба с Академией; парижский художественный кружок, забота о молодых русских художниках во Франции; Тургенев, Золя, Виардо, французские музыканты; создание в царской России первого общедоступного музея в память революционера А. Н. Радищева - вот страницы полной контрастов биографии Алексея Петровича Боголюбова, создателя живописной истории русского флота, своеобразного мастера русского и европейского пейзажа. Почти четверть века Боголюбов прожил в Париже, но творческая и общественная жизнь его неразрывными узами связана с судьбами русского искусства.


12-пушечный пароходофрегат Камчатка. 1848


Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Отцом его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью - Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века А.Н. Радищева.


Аллея в Виши. 1870


Отец его всю молодость провел в военных походах и умер в 1830 году от последствий тяжелого ранения, полученного во время Отечественной войны 1812 года.



Мать Боголюбова, Фекла Александровна, окончила Смольный и, как вспоминает в "Записках моряка-художника" А. П. Боголюбов, "будучи сиротою, после выпуска осталась при институте пенсионеркою, а потом классною дамою. В это время она познакомилась ближе с старою француженкою... которая имела большое влияние на ее развитие: они вместе читали Дидерота, Вольтера и т. д.". Двух сыновей своих - Николая и Алексея - она с детства воспитывала в уважении к памяти их "крамольного" деда.


Баку. Улица в полдень. 1861


В 1832 году Алексей Боголюбов был отдан в Александровский малолетний корпус, откуда через два года его перевели в Морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. Молодой художник был "...отчаянной веселости и озорного нрава...". "Страсть к рисованию меня тоже губила, - вспоминал он, - ибо я ударялся в часы досуга в карикатуры, что также умножало мои беды".


Березовая роща деревни Юдино. 1868


Однажды Боголюбов чуть было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет.


Биржа ночью. Петербург. 1878


В январе 1841 года Боголюбов, имея от роду семнадцать лет, окончил Морской корпус и был выпущен со званием мичмана и с тех пор постоянно ходил в заграничные плавания.


Вид вечерней Москвы. 1880-е


С годами любовь к искусству у юного моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавания, дававшие богатый материал впечатлительному молодому художнику.


Дорожка. Экуан. 1880


Сохранилось несколько картин и рисунков Боголюбова периода его морских плаваний в 40-х годах ("Фрегат "Усердный", "Пароход "Камчатка" и др.). Они еще далеки от профессионального мастерства, но в них уже наметилось то глубокое, пытливое начало в изучении натуры и жизни, что так характерно для всей многолетней творческой деятельности художника Боголюбова.


Дюркгейм2. 1884


Бывая за границей, Боголюбов знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате "Камчатка", он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. "Гармония красок навсегда запала в мою душу", - пишет Боголюбов в своих "Записках моряка-художника", упоминая о Тернере.


Закат на берегу моря


В том же году на острове Мадера произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: "Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже". Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству.


Заутреня в Кремле


С современной европейской школой живописи Боголюбов познакомился в 1848 году, посетив музеи Амстердама, Гарлема и Роттердама.


Константинополь. 1856–1857


О живописных работах Боголюбова этого периода дает представление картина "Пароход-фрегат "Камчатка" (1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Условность композиции и освещения, наивная пестрота красок делают эту картину похожей на эскиз театральной декорации с прыгающим по волнам игрушечным корабликом. Нет ничего удивительного в том, что молодой художник, внимательный к деталям, но еще очень неопытный и далекий от мастерства, пишет подражательно и испытывает влияние марин Айвазовского, находившегося тогда в зените славы.


Крейсер. 1880-е


В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе "Камчатка" путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. "Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, - говорил он, - будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании". Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба.


Лунная ночь на море. 1871


С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.
В Академии художеств Боголюбов учится у М. Н. Воробьева и В. П. Виллевальде. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист, И. К. Айвазовский, хотя он н не был профессором Академии художеств.


Лунная ночь на Неве близ Биржи. 1850-е


С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: "... я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тернера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили."


Мастерская художника. 1870-е


Первые самостоятельные картины Боголюбова - два вида Кронштадтской гавани, "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году", "Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями", "Вид Смольного монастыря с Большой Охты" и "Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона" - относятся к 1851 году. Три последние были удостоены Малой золотой медали.


Москва. Вид Кремля. 1879


Тем не менее живопись первых картин Боголюбова суха и однообразна. Полотна наивно перегружены деталями, которые мешают ему передать общее; композиции очень "придуманны", и творческая фантазия с налетом академического романтизма то и дело заменяет художнику строгое профессиональное мастерство и верность натуре. Более всего Боголюбов остается самим собой в рисунках: альбом ранних его набросков, хранящийся в Киевском музее русского искусства, дает представление о живой непосредственности молодого художника, об его остром и юмористическом восприятии действительности.


Оливы в Ментоне. 1881


Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе.


Осень в селе Глебово-Стрешнево. 1891


В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за "Вид С.-Петербурга от взморья" Боголюбов получил Большую золотую медаль, дававшую выпускникам Академии право на заграничную командировку.


Парусное судно на якоре


Перспективно-видовые картины, подобные "Катанию на Неве" (1854, Третьяковская галерея), были только одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи. К столетию Морского корпуса художник создал одну из первых своих баталий - "Афонское сражение 19 июля 1807 года". Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал. Боголюбов издает "Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг." и получает заказ от Николая I: исполнить семь больших картин из истории Крымской войны. Несмотря на военные действия, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником Главного морского штаба.


Пейзаж2


В конце апреля 1854 года Боголюбов отправился за границу. Путь его лежал через Берлин в Дрезден. Он уезжал с твердым намерением учиться в Дюссельдорфе у известного немецкого пейзажиста Андрея Ахенбаха. Но в это время Ахенбах находился в Италии, и Боголюбов поехал в Брюссель и Антверпен. Здесь он подробно знакомился с живописью Рубенса и Ван-Дейка и усердно занимался натурными зарисовками кораблей, имея в - виду царский заказ. Вскоре Боголюбов переехал в Швейцарию, где пользовался советами известного пейзажиста Калама, много путешествовал.


Портрет А.А.Радищева (сын А.Н.Радищева). 1855


Этюды первых лет пенсионерства не были свободны от несколько условного колорита и говорят о том, что Академия дала Боголюбову не многое: чувствуется бедность и условность художественного языка, неумение схватить основное в пейзаже. Цвет воспринимается локально. Таков этюд "Женевское озеро близ замка Шильон" (1854), таков же "Синоп" (1856) - этюд, в котором локализация цвета особенно проявилась: оранжевое небо, синяя вода, а между ними фиолетовая полоса возвышенного берега. Пространство строится также условно. В пейзаже "Замок св. Ангела в Риме" (1859) передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, третий план тонет в голубой дымке.

Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896)

А. П. Боголюбов - "моряк-художник", как он сам себя назвал, - был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком.

Всю жизнь он совершенствовал свое мастерство, целеустремленно и вдумчиво работал, не позволяя себе ни на минуту расслабиться, - и оставил очень интересное художественное наследие. Кроме того, много сил и все свое весьма значительное состояние отдал делу развития русской художественной школы. В среде русских художников пользовался глубочайшим уважением.

Родился Боголюбов в семье ветерана Отечественной войны 1812 г., по матери он - внук А. И. Радищева. В 1841 г. окончил Морской кадетский корпус и служил на флоте, побывал во многих странах. С 1849 г. посещал классы Петербургской Академии Художеств, учился у М. Н. Воробьева и Б. П. Виллевальде. Однако наибольшее влияние оказал па пего И. К. Айвазовский.

В 1853 г. Боголюбов выходит из стен АХ с большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Одновременно он добивается отставки от службы и назначается художником Главного морского штаба. В 1854-60 гг. ездит по Европе, упорно и много работает с натуры, не упускает случая вновь поучиться у значительных художников. В Риме знакомится с А. А. Ивановым, который хвалит его работы, отмечает живописную одаренность и советует больше внимания обратить на рисунок. В Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у А. Ахенбаха. В Париже восхищается барбизонцами и одновременно критикует их. Французские художники, в свою очередь, оценили оригинальность Боголюбова, его преданность натуре, нежелание заниматься сочинительством в пейзаже. В мастерской Боголюбова любил бывать К. Коро. Ш.-Ф. Добиньи обменивался с русским художником этюдами.

Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин и этюдов (среди которых были "Ярмарка в Амстердаме", ок. 1859; "Рыбный рынок в Схевенингене", 1859, и др.), Боголюбов показал свои работы на выставке в АХ и получил от изумленного академического Совета звание профессора и особую благодарность. Некоторое время он преподавал в АХ.

В 1860-х гг. совершил три поездки по Волге. Великая русская река поразила Боголюбова ширью необъятной и красотой мест. Именно тогда из произведений Боголюбова окончательно исчезает романтический налет в духе Айвазовского и остается красота самой действительности, появляется другая нота - эпическая. Он пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определенное освещение, состояние дня ("Ипатьевский монастырь под Костромой", 1861; "Крестный ход в Ярославле", 1863; этюд "Астрахань. Адмиралтейство" и др.).

По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850-70-х гг. выполняет серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. ("Синопское сражение 18 ноября 1757 года", 1857-59; "Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке", 1866; "Бой у озера Эзель 24 мая 1719 года", 1866-72; "Взрыв турецкого монитора", 1877, и др.). Условия заказа диктовали точность в изображении всех деталей корабельной оснастки и передаче исторических подробностей. Отсюда - известная сухость этих произведений.

С 1873 г. и до самой смерти Боголюбов по совету докторов зимние месяцы проводит во Франции, только летом приезжая на родину. Во Франции его живопись становится более свободной, открытой, пленэрной. Нет тщательной выписанности, гладкости письма прежних работ, зато в пейзажах много непосредственного, живого чувства. Этюд постепенно завоевывает права картины ("Дьепп. Утро", 1870-е; "Лес в Веле. Нормандия", 1871; "Москва-река у Звенигорода", 1880-е; "Вид Саратова с Соколовой горы", 1887-88; "Болото. Виши", 1880-е; "Ментона. Франция", 1887, и др.). В Париже. Боголюбов всячески опекает русских пенсионеров (И. Е. Репина, В. Д. Поленова, К. А. Савицкого, В. В. Верещагина, А. К. Беггрова и др.), знакомит их с французским искусством, достает выгодные заказы, устраивает выставки русских живописцев, наконец, в 1877 г. основывает Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников. В России он состоит в правлении ТПХВ, всячески поддерживает идеи И. В. Крамского и в определенный момент оказывается почти единственным в окружении главы передвижников, кто его понимает.

В 1885 г. Боголюбов создал в Саратове на основе собственного собрания первый в России провинциальный художественный музей и дал ему имя своего деда А.Н. Радищева. Позже при музее открылась рисовальная школа. Музею и школе Боголюбов завещал все состояние, "дабы возвысить образовательное дело юношества". Умер художник в Париже, но тело его привезли в Россию и похоронили в Петербурге.

Картины художника

Берег в Онфлере. Знойный день


Венеция ночью


Вид Смольного монастыря с Большой Охты


Вид на Смольный монастырь с Большой Охты

Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве

Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери (Франция).

Дорожка. Экуэн

Зима в Борисоглебске

Зима в Париже

Золотой рог в Константинополе

Ипатьевский монастырь близ Костромы


Катание на Неве

Лес в Веле. Нормандия

Летняя ночь на Неве у взморья


Лидо. Венеция


Лунная ночь на море

Ирина Жукова.

Взгляд «беспристрастного» художника.

Неизвестные воспоминания А.П.Боголюбовао Марии Башкирцевой

В декабре 1881 года профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов в квартире на бульваре Клиши начал писать воспоминания, озаглавив их «Записки моряка-художника». Боголюбову счастливо удалось объединить две самые сильные страсти своей жизни - море и художество. Алексей был вторым сыном в семье полковника Петра Гавриловича Боголюбова и воспитанницы Смольного института Фёклы Александровны, дочери писателя А.Н.Радищева. Участник наполеоновских войн, финской кампании 1809-го, Отечественной войны 1812-го, Петр Гаврилович умер от последствий ранений, когда старшему сыну, Николаю, было девять лет, Алексею шесть. Как сироты заслуженного человека мальчики были приняты в Санкт-Петербургский Пажеский корпус. Затем последовали морская рота Александровского Царскосельского корпуса, Морской кадетский корпус… Встреча лейтенанта Алексея Боголюбова с президентом Академии художеств герцогом Максимилианом Лейхтенбергским стала судьбоносной. Моряк решил стать художником.

Страсть к рисованию зародилась в Алексее еще в юности, а в соединении «с отчаянной веселостью» проявилась в увлечении карикатурой, что едва не привело к отчислению из Корпуса. Не оставляя службы морского офицера, Боголюбов «записался в ученики Академии», где брал уроки у профессоров М.Н.Воробьева, Б.П.Виллевальде , А.П.Брюллова, Ф.А.Бруни , П.В.Басина . В 1853 году Совет Академии художеств удостоил Боголюбова большой золотой медали, звания художника 1-й степени и трехлетней поездки в художественные центры Европы для совершенствования за счет Академии. Уволившись из флота, Боголюбов в чине титулярного советника в звании художника был причислен к Главному Морскому штабу. «Итак, я художник», - сказал о себе Боголюбов. Впереди была жизнь, не без горечи и потерь, но полная событий и впечатлений, встреч и знакомств, замыслов и деяний.

Воспоминания Боголюбова написаны замечательно образно и ярко, почти разговорным языком, с присущей автору искренностью и иронией. Отдельные литературные зарисовки посвящены выдающимся личностям - художнику И.Н.Крамскому, французскому физиологу Клоду Бернару, императору Александру III 1 .

По духовному завещанию Боголюбова (1896) «Записки» и другие его рукописи были определены на хранение в Рукописный отдел Петербургской публичной библиотеки с тем, чтобы они были изданы по истечении 22 лет. Боголюбовым была отведена сумма в 2 000 рублей, которую Управление библиотеки положило под проценты. На одну часть образовавшегося капитала предполагалось нанять способного литератора, который бы привел в порядок записи - «исправил правописание, сохранив слог и слововыражения » автора, а на другую - издать книгу. Только в 1996 году Н.В.Огарева, посвятившая многие годы изучению жизни и творчества А.П.Боголюбова, опубликовала «Записки моряка-художника» в журнале «Волга» (Саратов), присоединив к ним очерк об И.Н.Крамском. Очерк о Марии Башкирцевой, как и некоторые другие, так и не стал достоянием читающей публики.

О русской художнице, жившей в Париже, современники заговорили после выхода в свет ее «Дневника». И для последующих поколений имя Марии Башкирцевой сохранила, прежде всего, ее «исповедь». Подвергнутый (не без помощи профессионалов) основательному сокращению и редакции, «Дневник» был опубликован Марией Степановной Башкирцевой в 1887 году, через три года после смерти дочери. Книга имела оглушительный успех. Вызывая порой диаметрально противоположные суждения и эмоции, она мало кого оставляла равнодушным. В Париже началась настоящая «башкирцевомания ». Издания дневника следовали одно за другим.

В России с отрывками из дневника, в переводе Л.Я.Гуревич, познакомились в начале 1888 года. В 1892 году в журнале «Северный вестник» Гуревич опубликовала весь «Дневник» Башкирцевой, в работе над которым пользовалась советами матери художницы. «Дневник» выдержал несколько переизданий в книжном варианте и имел успех не меньший, чем в Париже. В чувствительных душах наполненная чаяниями и страданиями, душевной и физической болью преждевременно оборвавшаяся жизнь вызывала сопереживание. Марией Башкирцевой восхищались Велимир Хлебников и Валерий Брюсов. Марина Цветаева посвятила ей свою первую книгу стихов… З вучали и иные голоса - говорили «о культе Башкирцевой, о ярмарке женского тщеславия, о раздутой знаменитости».

По словам Боголюбова, толчком к написанию очерка о Башкирцевой стали многочисленные слащавые отзывы о Башкирцевой и ее дневнике, авторы которых дивились «гениально­сти столь рано погибшего цветка русской интеллигенции». Возмущало, как скоропалительно и вольно идеализировался образ М.Башкирцевой и творился миф о ней. «Нам, жителям Парижа, все это было ужасно пошло, и мы сожалели, что русская публика поверит писателю, что де такова и была Башкирцева», - признавался Алексей Петрович. Близкий друг Марии Башкирцевой Божидар Карагеоргиевич не раз взывал, чтобы кто-нибудь «смыл с ее памяти тот вульгарный грим, которым ее покрыли». Миф продолжал жить.

Новая волна интереса к личности Марии Башкирцевой поднялась в 30-е годы ХХ века, когда отмечалось пятидесятилетие со дня ее смерти. Писались пьесы, сочинялись романы, создавался фильм о ее любовной истории с Ги де Мопассаном. Но это во Франции. В России последний раз «Дневник» был издан в 1916 году и до конца века оставался библиографической редкостью. Только в 1990-е годы книга возвратилась из забвения. Немало способствовал возрождению интереса к личности Марии Башкирцевой А.Е.Басманов , подго­товивший текст «Дневника», примечания и вступительную статью для издания 1991 года («Молодая гвардия») 2 . И, как и сто лет назад, одни восторгались Башкирцевой, другие резко отвергали. И, как прежде, образ Башкирцевой был окутан тайной, а вопросы, относящиеся к ее жизни и творчеству, оставались без ответа.

Автор книги «Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой» А.Л.Александров 3 взял на себя труд и ответственность рассказать читателю о жизни «русской француженки», сокрытой за выхолощенными от имен, дат и многих значительных событий страницами дневника, наполнить «бесплотный, идеализированный до сахаристости» образ реалиями и, наконец, самой жизнью. Ведь она была! Изучив множество материалов, архив­ных и печатных, посвященных М.Башкирцевой, работу французской исследовательницы Колетты Коснье , обратившейся впервые к подлинному дневнику Башкирцевой, и сам первоисточник, автор, не льстя себя надеждой развенчать вековой миф, поведал «никому не нужную» правду…

Более ста лет назад это пытался сделать Алексей Петрович Боголюбов.

Знакомство Боголюбова с Марией Башкирцевой состоялось в Париже, вероятно, в 1880 году. Боголюбов жил в «столице мира» уже несколько лет, был хорошо известен в художественных кругах и знаком, по словам В.Д.Поленова, «со всеми французскими художниками». В качестве профессора Петербургской Академии художеств и члена ее Совета Боголюбов опекал пенсионеров Академии, много работал творчески, выезжая с товарищами по художеству на этюды в Нормандию и Бретань. На Всемирной Парижской выставке 4 Боголюбов исполнял обязанности комиссара русского художественного отдела и, по просьбе великого князя Владимира Александровича, члена жюри. И деятельность Боголюбова по организации выставки, и участие его как экспонента, несмотря на отказ на соискание наград, были высоко оценены - офицерским знаком Почетного легиона и академическим призом «Пальма прима».

Облеченный высочайшим доверием наследника цесаревича (впоследствии императора Александра III), Боголюбов, общаясь с широким кругом лиц, многое делал для пополнения его художественной коллекции. Цесаревич и цесаревна, бывая в Париже, в сопровождении Боголюбова посещали мастерские французских художников и своих соотечественников, «картинные галереи-магазины», «бронзовщиков». В один из приездов, последовав совету Алексея Петровича, наследник осмотрел собрание редкостей А.П.Базилевского , которое и было позднее, в результате длительных переговоров, приобретено Боголюбовым для России, причем с экономией в 500 тысяч франков.

Деятельный, общительный человек, имеющий обширные знакомства, Алексей Петрович сумел сделать свой парижский дом культурным центром. Вокруг Боголюбова собирались русские художники и вообще русские, жившие в Париже, близкие к искусству. В его просторной мастерской на рю де Рома, 95, каждый находил то, в чем нуждался, - добрый совет, материальную поддержку, временный кров, приятное общение с художниками, писателями, актерами, певцами, музыкантами. Необычайную популярность приобрели зародившиеся в 1874 году «боголюбовские вторники», на которых бывали И.С.Тургенев, П.В.Анненков, А.К.Толстой, П.В.Жуковский, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, К.А.Савицкий, Н.Д.Дмитриев-Оренбург­ский , Ю.Я.Леман , П.Шиндлер , А.А.Харламов, И.П.Похитонов , А.К.Беггров , французские художники Л.Бонна, Ж.-П.Лоранс , Ж.-Л.Жером . Боголюбов активно содействовал постройке в Париже православного храма Александра Невского (1859–1861), сыгравшего заметную роль в жизни русской колонии во Франции. Возведение собора осуществлялось под руководством друга Боголюбова, архитектора И.В.Штрома , по проекту которого в 1885 году выстроен Радищевский музей в Саратове. Интерьер собора расписывали по рекомендации Боголюбова пенсионеры Академии художеств А.Е.Бейдеман , братья Е.С. и П.С. Сорокины и Ф.А.Бронников. Боголюбов подарил собору две свои картины. В этом соборе отпевали И.С.Тургенева, а спустя год - Марию Башкирцеву.

По инициативе Боголюбова было создано Общество взаимного вспомоществования русских художников в Париже. Общество имело своей целью устройство еженедельных вечеров, образование ссудной кассы и, главное, устройство выставок. Уже в январе 1878 года в его составе насчитывалось более шестидесяти человек. Почти два года пристанищем русских художников была квартира Боголюбова, территорию которой отлично освоили участники «вторников». Художественные выставки Общества имели успех у парижской публики и широко освещались во французской и российской прессе.

Марию Башкирцеву маститому художнику представила Мария Степановна Башкирцева, с которой Боголюбов был знаком ранее. О таланте (и даже гениальности) молодой художницы в то время много говорили и писали. С осени 1877 года она занималась в Академии Родольфа Жулиана - единственной частной академии, куда принимали женщин. У Жулиана не было вступительных экзаменов, ученикам в ра­боте предоставлялась практически полная свобода. К тому же в Академии преподавали такие знаменитости, как Тони Робер-Флери , Гюстав Буланже , Жюль Лефевр . В 1880 году Башкирцева дебютировала в парижском Салоне, где выставлялись произведения Леона Бонна, Эмиля Карлюс-Дюрана , Эрнеста Мейсонье , Александра Кабанеля , Жюля Бастьен-Лепажа , ее кумира и впоследствии друга. Последующие четыре года жюри Салона также принимало ее работы для участия на выставках. Одна из работ Башкирцевой, представленных в Салоне 1883 года, была удостоена «Почетного отзыва». Мария Степановна рассудила, что советы, а, возможно, и покровительство Боголюбова очень пригодятся молодой художнице, несмотря на успешное начало карьеры. Последующие взаимоотношения Боголюбова с семьей Башкирцевых в значительной степени определялись его общением с Марией Степановной. Именно ее образ жизни и мыслей повлиял на отношение к Marie .

Не только ближайшее окружение Боголюбова, но и широкая передовая общественность знали о намерении художника создать в Саратове общедоступный музей на основе собственного собрания предметов искусства и старины. Его идея с течением времени приобретала все большее число сторонников, находила искреннее сочувствие и готовность содействовать.

В 1881 году А.Н.Пыпин поместил в «Вестнике Европы» статью «Радищевский музей А.П.Боголюбова», в которой не только отдавал должное замечательному пожертвованию, но и подчеркивал значимость предприятия Боголюбова для распространения художественного образования в России. К 1883 году вопрос об учреждении музея фактически был решен - получено Высочайшее одобрение, отведено место для постройки на Театральной площади, из городской казны выделены средства на строительство. Коллекция Боголюбова активно пополнялась. Друзья и знакомые дарили ему для будущего музея художественные произведения. Например, на празднике, организованном Обществом вспомоществования по случаю нового, 1883 года (за два года до открытия музея!), Боголюбов получил в подарок от художника Э.К.Липгарта выполненный им портрет И.С.Тургенева с дарственной надписью: «Основателю Саратовского музея господину Боголюбову».

В том же году Мария Башкирцева подарила А.П.Боголюбову эскиз к так и оставшейся не завершенной картине «Святые жены» (или «Жены-мироносицы»). Картина затем была помещена в часовне, воздвигнутой на могиле М.Башкирцевой. Этот евангельский сюжет глубоко волновал Башкирцеву, работу над картиной она не прекращала до последних дней своей жизни 5 .

«Сюжет увлекает меня: Мария Магдалина и другая Мария у могилы Христа. Только ничего условного, никакой святости, надо сделать так, как думаешь, что это было, надо чувствовать то, что делаешь», - писала Башкирцева 6 . И позднее «Это тот момент, когда Иосиф Аримафейский похоронил Христа и гроб завалил камнями; все ушли, наступает ночь, Мария Магдалина и другая Мария одни сидят у гроба. Это один из лучших моментов божественной драмы и один из наименее за­тронутых. Тут есть величие и простота, что-то страшное, трогательное и человеческое…» 7 О сознавая, что времени и сил остается мало, Башкирцева верила, что «сделает это хорошо»: «Пусть это будет посредственною картиной, но зато это будет исполнено всеми другими достоинствами - правдивостью, чувством и движением. Нельзя сделать дурно того, чем полна вся душа…» 8

Почему Боголюбову был подарен «рабочий» эскиз, а не какая-либо завершенная работа, и почему именно этот эскиз был передан в коллекцию будущего музея? Возможно, Алексей Петрович сам выбрал его, быть может, это был выбор матери художницы, нередко принимавшей решения за свою дочь. Дар Башкирцевой Боголюбов засвидетельствовал надписью на подрамнике «Саратовскому музею. Мария Башкирцева. 1883. Париж - esquisse les saintes femmes».

В 1883 году произошло еще одно событие, позволившее добавить некоторые штрихи к взаимоотношениям Боголюбова и Башкирцевой - смерть И.С.Тургенева. Более десяти лет узы дружбы связывали Боголюбова и выдающегося писателя. Тургенев - непременный участник «боголюбовских вторников», секретарь Общества взаимного вспомоществования русских художников в Париже, составитель (по просьбе Боголюбова) письма-ультиматума (1880) по поводу бездеятельности городских властей Саратова в отношении устройства Радищевского музея, по словам Боголюбова - «гений-художник», принадлежавший не только России, но и всей Европе.

1 октября на Северном вокзале в Париже провожали на родину тело умершего в Буживале писателя. На церемонии прощания Боголюбов произнес от «русских парижан» необычайно проникновенную речь, полную горечи утраты и восхищения «великим талантом». От Франции выступали Э.Абу и Э.Ренан. Башкирцева была знакома с Тургеневым, присутствовала на траурной церемонии и описала её в своем дневнике. Она упомянула всех выступавших, особо выделив Вырубова (философа-позитивиста, душеприказчика Герцена и его издателя), и не назвала только одного имени - А.П.Боголюбова. Однако имя Боголюбова появилось в дневниковой записи от 17 мая 1884 года: «Я вернулась из Булонского леса и застала Багницкого , который сказал мне, что у художника Боголюбова говорили о Салоне и что кто-то сказал , что моя картина похожа на картины Бастьен-Лепажа ». Обвинения подобного рода были не новы для нее. Много раз поверяла она дневнику свою боль и досаду по поводу того, что ее обвиняют в подражании Бастьен-Лепажу и что кисти Бастьен-Лепажа и Робера-Флери «проходятся» по ее холстам. Но в этом случае «обидчики» названы: плохо о ней отзываются «у Боголюбова».

В 1886 году Алексей Петрович переслал эскиз «Святые жены» в саратовский Радищевский музей, торжественное открытие которого состоялось 29 июня 1885 года. В том же году он передал для библиотеки музея каталог посмертной выставки работ М.Башкирцевой, ушедшей из жизни в октябре 1884 года - «Catalogue des oeuvres de M-lle Bashkirtseff . Paris , 1885». Выставка была организована L’Union des Femmes Peintres et Sculpteurs (Обществом женщин-живописцев и скульпторов), членом которого являлась Башкирцева, состоялась в Париже в Palais des Champs-Elysй es в феврале 1885 года. И выставка, и каталог были в большей степени результатом неустанной деятельности Марии Степановны, направленной на увековечение имени дочери.

На первом чистом листе книги Боголюбов оставил надпись «Саратовскому музею от Г-жи Башкирцовой 23 февраля 1885 года» и рисунок (пером и черной тушью), изображающий женщину, стоящую опершись на тумбу с вазой с экзотическим растением. На шмуцтитуле закрепил визитную карточку «Madame Bash-kirtseff et toute sa famille » и пригласительный билет на выставку на свое имя от Общества. Книга была подарена в день открытия выставки для узкого круга «избранных». Для широкой публики выставка начала свою работу 24 февраля. Этот уникальный экземпляр каталога хранится по сей день в библиотеке музея 9 .

Каталог состоит из предисловия, которое было написано по просьбе матери художницы известным поэтом и прозаиком Франсуа Коппе ; нескольких мелодраматических текстов, посвященных Марии Башкирцевой, за подписями «Une amie », «Saint-Amant » и «Paul Deschanel »; поэтических произведений Э.Дюкро , Р.Сузи и Ж.Гайяра в память о ней; отзывов о ее личности и творчестве, опубликованных в прессе, и собственно «каталога» (100 живописных работ, 6 пастелей, 35 рисунков и 5 скульптур). Под номерами 60, 61 и 93 значатся projet , esquisse и й tude pour le tableau «Les Saintes Femmes» 10 . Каталог также включает выдержки из дневника мадемуазель Башкирцевой и более двадцати воспроизведений ее живописных, графических и скульптурных работ.

С каталогом Боголюбов передал в музей подаренные тогда же Марией Степановной две фотографии дочери. Мария очень любила сниматься, хотя и признавалась: «Мои фотографические портреты никогда не передадут меня, в них недостает красок, а моя свежесть, моя бесподобная белизна составляет мою главную красоту» 11 . На одной фотографии Мария изображена сидящей в кресле (опубликована), на другой, большего размера - стоящей у небольшого деревянного столика с опущенными вниз руками (кисти сложены в замок). Последняя выполнена в Парижском фотографическом ателье Benque C° на Rue Boissy d’Anglais и является, вероятно, редкой.

Каждый год в день смерти Марии, 31 октября, Мария Степановна устраивала в Париже панихиду, о чем неизменно извещала все газеты Петербурга, Москвы и Парижа. Наверное, Алексей Петрович, как и многие другие известные лица, получал приглашения на панихиду, так как и после смерти дочери Мария Степановна продолжала искать встреч и расположения Боголюбова. Но каждая последующая попытка только усиливала обратный эффект. Наконец «холод стал моим уделом по отношению к Башкирцевым», - признавался Боголюбов. В дни празднования Боголюбовым в Париже в январе 1891 года 50-летнего юбилея художественно-творческой деятельности в числе многочисленных телеграмм и писем пришло поздравление от Марии Степановны Башкирцевой, оставшееся без ответа:

«Многоуважаемый Алексей Петрович, позвольте и мне с тысячами людей всей России поздравить Вас с юбилеем и пожелать Вам всего лучшего, а главное, праздновать еще и через 25 лет и быть здоровым. Я Вам послала депешу, но по журналам ошиблась числом, а частных известий я не имела. Примите и мой маленький презент к большому празднику. Всегда преданный Вам и вечный товарищ всех артистов М.Башкирцева.

Если Элиза 12 помнит обо мне, то поклонитесь ей очень».

А.П.Боголюбов, безусловно, имел право на свой «беспристрастный взгляд» на людей, которых знал, и события, участником которых был. А читатель, для которого писался очерк, имеет право его прочесть.

Вам также будет интересно:

Порядок расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
Авансовые платежи являются предварительной оплатой налога на прибыль. Они перечисляются на...
Бухгалтерские регистры: оборотно-сальдовая ведомость Синтетический учет используется
Каждый собственник коммерческого предприятия заинтересован в получении прибыли. Маркетинг,...
Курс «Компьютерная лингвистика О курсе лекций «Компьютерная лингвистика»
Итак, компьютерная лингвистика - молодая, но очень перспективная наука. А главная...
Олеся Малибу - биография, карьера, личная жизнь
Впервые увидев фото Олеси Малибу, можно подумать, что она жертва пластической хирургии,...
Женское здоровье: как его обрести?
Поход к гинекологу – испытание, часто сопряжённое для женщины с сильным стрессом. Причиной...