Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Рыбный суп из консервов (пошаговый рецепт с фото)

Какие льготы имеют студенты при покупке жд билетов

Опись имущества судебными приставами, не принадлежащего должнику: возможно ли это

Сколько процентов составляет ндфл в россии?

Орех пинии (итальянская сосна)

Как сделать картошку шоколадную из какао

Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) Последствия для работника

Время отдыха предусмотренное законодательством для работающих за компьютером

Помело: что содержится, чем полезен, как чистить и употреблять Памела калорийность на 100 грамм

Кетонал от чего помогает, инструкция по применению таблетки, уколы, свечи Можно ли совмещать прием на коми кетонал

Анабол — как принимать, курс, отзывы Побочные эффекты от применения анаболика

"Иов-Малыш": инструкция, показания, отзывы Медикамент «Иов-Малыш»: инструкция по применению, дозировка

Франческо Петрарка (1304–1374)

Презентация на тему "богатые и бедные страны европы"

Что такое энергосбережение?

Расширение гитлеровской коалиции. активизация внешней политики ссср

Лучшее, на мой взгляд

«Не уступай. Это не твое. Это наше!» , - думал Андрей Громыко во время переговоров.

Афанасий Ордин-Нащокин (1605–1680)

Дипломат и политик времен царствования Алексея Михайловича, глава Посольского приказа.

Какое нам дело до иноземных обычаев, их платье не по нас, а наше не по них.

На государственные дела подобает мысленные очеса устремлять беспорочным и избранным людям к расширению государства со всех сторон, а это есть дело одного Посольского Приказа.

Христофор Миних (1683-1767)

Первый министр Российской империи по военным, гражданским и дипломатическим делам.

Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует.

Александр Безбородко (1747–1799)

Государственный деятель и дипломат. Секретарь Екатерины II (1775–1792). С 1784 года - второй член Коллегии, но фактически исполнял обязанности министра иностранных дел.

Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела.

Александр Горчаков (1798–1883)

Глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи.

Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается.

Да! Я хотел бы стать имперским канцлером только затем, чтобы, не выкатив из арсеналов ни единой пушки и не тронув даже копеечки из казны, без крови и выстрелов, сделать так, чтобы наш флот снова качался на рейдах Севастополя.

Мне не уйти от этой земли! И пусть хоть кто-нибудь и когда-нибудь постоит над моей могилой, попирая прах мой и суету жизни моей, пусть он подумает: вот здесь лежит человек, послуживший Отечеству до последнего воздыхания души своей…

Георгий Чичерин (1872–1936)

Нарком по иностранным делам РСФСР, а потом и СССР (1918–1930).

Наш лозунг был и остается один и тот же: мирное сосуществование с другими правительствами, каковы бы они ни были.

Максим Литвинов (1876–1951)

Нарком по иностранным делам СССР (1930–1939), заместитель наркома по иностранным делам (1941–1946).

Мир неделим. Нет безопасности лишь в собственном мире и спокойствии, если не обеспечен мир соседей - ближних и дальних.

Где бы ни был нарушен мир, мир повсюду оказывается под угрозой.

Вячеслав Молотов (1890–1986)

Министр иностранных дел СССР в 1939–49 годах, 1953–56 годы - депутат Верховного Совета СССР I–IV созывов.

Талейран учил: «Дипломатия для того и существует, чтоб уметь говорить, и молчать, и слушать». Послать к ядрене бабушке дипломат не может.

Андрей Громыко (1909–1989)

Министр иностранных дел СССР в 1957–1985 годах, на этом посту находился во время Карибского кризиса 1962 года; председатель Президиума Верховного Совета СССР (1985–88).

Когда я вел дипломатические переговоры, то все время чувствовал, что за моей спиной кто-то стоит и говорит мне: «Не уступай, не уступай. Это не твое. Это наше!».

«Послать к ядрене бабушке дипломат не может», — говорил Вячеслав Молотов. «Не уступай. Это не твое. Это наше!», — думал Андрей Громыко во время переговоров. В День дипломатического работника «Защищать Россию» вспоминает самые хлесткие фразы российских дипломатов.

Афанасий Ордин-Нащокин (1605-1680)

Дипломат и политик времен царствования Алексея Михайловича, глава Посольского приказа.

Какое нам дело до иноземных обычаев, их платье не по нас, а наше не по них.

На государственные дела подобает мысленные очеса устремлять беспорочным и избранным людям к расширению государства со всех сторон, а это есть дело одного Посольского Приказа.

Христофор Миних (1683—1767)

Первый министр Российской империи по военным, гражданским и дипломатическим делам.

Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует.

Александр Безбородко (1747-1799)

Государственный деятель и дипломат. Секретарь Екатерины II (1775-1792). С 1784 года — второй член Коллегии, но фактически исполнял обязанности министра иностранных дел.

Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела.

(1798-1883)

Глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи.

Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается.

Да! Я хотел бы стать имперским канцлером только затем, чтобы, не выкатив из арсеналов ни единой пушки и не тронув даже копеечки из казны, без крови и выстрелов, сделать так, чтобы наш флот снова качался на рейдах Севастополя.

Мне не уйти от этой земли! И пусть хоть кто-нибудь и когда-нибудь постоит над моей могилой, попирая прах мой и суету жизни моей, пусть он подумает: вот здесь лежит человек, послуживший Отечеству до последнего воздыхания души своей…

«Берлинский конгресс, 13 июля 1878», Антон фон Вернер, 1881 год (Горчаков слева, сидит)

Карл Нессельроде (1780-1862)

Дипломат, канцлер Российской империи (1844-1862).

Турецкие войска сохраняют традиционные нравы и предаются самым разнузданным эксцессам, когда их используют против христианских народов.

Нам необходимо, чтобы Черное море не было открыто для иностранных военных кораблей.

Новому императору французов любой ценой нужны осложнения, и нет для него лучшего театра, чем на Востоке.

Георгий Чичерин (1872-1936)

Нарком по иностранным делам РСФСР, а потом и СССР (1918-1930).

Наш лозунг был и остается один и тот же: мирное сосуществование с другими правительствами, каковы бы они ни были.

Максим Литвинов (1876-1951)

Нарком по иностранным делам СССР (1930-1939), заместитель наркома по иностранным делам (1941-1946).

Мир неделим. Нет безопасности лишь в собственном мире и спокойствии, если не обеспечен мир соседей — ближних и дальних.

Где бы ни был нарушен мир, мир повсюду оказывается под угрозой.

Вячеслав Молотов (1890-1986)

Министр иностранных дел СССР в 1939-49 годах, 1953-56 годы — депутат Верховного Совета СССР I-IV созывов.

Талейран учил: «Дипломатия для того и существует, чтоб уметь говорить, и молчать, и слушать». Послать к ядрене бабушке дипломат не может.

(1909-1989)

Министр иностранных дел СССР в 1957-1985 годах, на этом посту находился во время ; председатель Президиума Верховного Совета СССР (1985-88).

Когда я вел дипломатические переговоры, то все время чувствовал, что за моей спиной кто-то стоит и говорит мне: «Не уступай, не уступай. Это не твое. Это наше!».

Анатолий Добрынин (1919-2010)

Посол СССР в США (1962-1986), секретарь ЦК КПСС (1986-88), в 1986-88 годах — депутат Верховного Совета СССР.

Почти четверть века работы послом в Вашингтоне пришлась, в основном, на сложный период советско-американского соперничества. (…) И все же я могу честно сказать, что делал все, что было в моих силах, чтобы «холодная война» не превратилась в «горячую».

«Послать к ядрене бабушке дипломат не может» , - говорил Вячеслав Молото в.

«Не уступай. Это не твое. Это наше!», - думал Андрей Громыко во время переговоров.

Давайте вспомним самые хлесткие фразы российских дипломатов.

Афанасий Ордин-Нащокин (1605–1680)

Дипломат и политик времен царствования Алексея Михайловича, глава Посольского приказа.

Какое нам дело до иноземных обычаев, их платье не по нас, а наше не по них.
На государственные дела подобает мысленные очеса устремлять беспорочным и избранным людям
к расширению государства со всех сторон, а это есть дело одного Посольского Приказа.

Афанасий Ордин-Нащокин

Христофор Миних (1683-1767)

Первый министр Российской империи по военным, гражданским и дипломатическим делам.

Государственный деятель и дипломат. Секретарь Екатерины II (1775–1792).

С 1784 года - второй член Коллегии, но фактически исполнял обязанности министра иностранных дел.

Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела.

Александр Горчаков (1798–1883).

Глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи.

Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом,ни со справедливостью.
Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается.
Да! Я хотел бы стать имперским канцлером только затем, чтобы, не выкатив из арсеналов ни единой пушки и не тронув даже копеечки из казны, без крови и выстрелов, сделать так, чтобы наш флот снова качался на рейдах Севастополя.

«БЕРЛИНСКИЙ КОНГРЕСС, 13 ИЮЛЯ 1878», АНТОН ФОН ВЕРНЕР, 1881 ГОД (ГОРЧАКОВ СЛЕВА, СИДИТ)

Карл Нессельроде (1780–1862)

Дипломат, канцлер Российской империи (1844–1862).

Т урецкие войска сохраняют традиционные нравы и предаются самым разнузданным эксцессам,когда их используют против христианских народов.Нам необходимо, чтобы Черное море не было открыто для иностранных военных кораблей. Новому императору французов любой ценой нужны осложнения, и нет для него лучшего театра, чем на Востоке.

Карл Нессельроде (1780–1862)

Георгий Чичерин (1872–1936)

Нарком по иностранным делам РСФСР, а потом и СССР (1918–1930).

Наш лозунг был и остается один и тот же: мирное сосуществование с другими правительствами, каковы бы они ни были.

Максим Литвинов (1876–1951)

Нарком по иностранным делам СССР (1930–1939), заместитель наркома по иностранным делам (1941–1946).

Мир неделим. Нет безопасности лишь в собственном мире и спокойствии, если не обеспечен мир соседей - ближних и дальних.
Где бы ни был нарушен мир, мир повсюду оказывается под угрозой.

Вячеслав Молотов (1890–1986)

Министр иностранных дел СССР в 1939–49 годах, 1953–56 годы - депутат Верховного Совета СССР I–IV созывов.

Талейран учил: «Дипломатия для того и существует, чтоб уметь говорить, и молчать, и слушать».
Послать к ядрене бабушке дипломат не может.

ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ


Андрей Громыко (1909–1989)

Министр иностранных дел СССР в 1957–1985 годах, на этом посту находился во время Карибского кризиса 1962 года;

1935 год ознаменовался началом агрессивных действий в Евро­пе. Первой к ним приступила Италия. У Муссолини давно созрел план захвата земель в Восточной Африке. Он мечтал объединить Эритрею и Сомали в одну большую колонию, включив в нее и Абиссинию (Эфиопию). Еще с конца 1934 г. Италия стала отправ­лять в Эритрею войска и военные грузы.

Чтобы получить поддержку своих агрессивных планов и дого­вориться по другим вопросам, интересующим Италию, Муссоли­ни пригласил в Рим нового министра иностранных дел Франции Лаваля. 7 января 1935 г. они договорились об определении франко-итальянской границы в Африке. В результате Италия получала хо­роший плацдарм для осуществления своих планов, Лаваль и Мус­солини договорились также о заключении Дунайского пакта.

В том же месяце Муссолини пытался найти общий язык по воп­росу об Эфиопии и с Англией, но итальянцам не удалось добиться от нее на конференции в Стрезе никакого ответа. Англичан беспоко­ило усиление Италии в Северной Африке на путях к Индии.

Англия и Италия вернулись к этому вопросу в июне, когда прибывший в Рим английский министр по делам Лиги Наций А. Иден предложил план, по которому Абиссиния уступила бы Италии часть провинции Огаден, а Англия соглашалась компен­сировать Абиссинии ее потери за счет земель Британского Союза.

Муссолини отверг это предложение, заявив, что Италии нуж­на вся Абиссиния, и Англия позднее пошла ей на уступки. Хотя министр иностранных дел С. Хор, выступая в палате общин, при­зывал Италию воздержаться от применения военной силы, спустя несколько дней английское правительство приняло решение не выдавать лицензии на вывоз оружия не только Италии, но и Эфи­опии. Этим решением Лондон поставил африканскую страну в тя­желое положение, так как она не производила вооружения.

Чтобы избежать провокации, негус Эфиопии Хайле Селассие I отвел эфиопские войска на 30 км от границы. Несмотря на это, 3 октября 1935 г. без объявления войны Италия начала вторжение. Эфиопия обратилась в Лигу Наций, и ее Совет 7 октября признал Италию агрессором. Ассамблея Лиги одобрила решение Совета. Об­разованный ею комитет 18-ти внес предложение не предоставлять Италии займы, наложить эмбарго на экспорт оружия в Италию, не импортировать итальянских товаров, не ввозить в Италию некото­рые виды второстепенного сырья. Позже в число товаров, запрещен­ных к ввозу в Италию, были включены нефть и нефтепродукты.

Итальянские войска продолжали наступление. 5 мая 1936 г. была занята Аддис-Абеба, а спустя три дня Муссолини своим декретом присоединил Эфиопию к Италии.

Эфиопский народ оказал агрессору героическое сопротивле­ние. Но силы были не равны. К тому же ни США, ни Англия,ниФранция не оказали Эфиопии серьезной помощи.

Видя безразличие со стороны этих держав, Германия продол­жала открыто создавать сильную армию и флот. На Нюрнбергском процессе в 1946 г. министр экономики фашистской Германии А. Шахт показал, что все, что ни делала Германия, не встречало никаких препятствий со стороны других стран. Все воспринима­лось совершенно спокойно, лишь иногда направлялись ни к чему не обязывающие ноты протеста.

13 января 1935 г. в Сааре был проведен плебисцит, в котором приняло участие 539 тыс. человек, из которых 477 тыс. высказались за присоединение Саара к Германии. Такому исходу плебисцита во многом способствовала политика западных держав. Так, накануне плебисцита Лаваль заявил, что Франция безразлично относится к судьбе Саарской области и не заинтересована в его исходе.

На состоявшемся в первых числах февраля в Лондоне совеща­нии глав правительств и министров иностранных дел Англии и Франции была достигнута договоренность об эффективном сотруд­ничестве с Германией. В этих целях было предложено заключить воздушную конвенцию. Дунайский пакт, Восточный пакт и вер­нуть Германию в Лигу Наций. Германия заявила, что предпочитает двусторонние переговоры. Берлин выразил готовность встретиться с представителями Англии, и согласие Лондона на ведение дву­сторонних переговоров было получено.

Германия тем временем объявила 16 марта 1935 г. об отказе от военных статей Версальского договора. За несколько дней до этого в опубликованной в Лондоне «Белой книге» отмечалось, что, в свя­зи с тем что Германия в обход и в нарушение Версальского дого­вора усиленно вооружается, английское правительство увеличило свои военные расходы. Опубликование «Белой книги» можно рас­ценить двояко. С одной стороны, Англия хотела усилить свои вооруженные силы, чтобы не допустить превосходства Германии.Но, с другой стороны, лишь обвиняя Германию и ничего не предпри­нимая для того, чтобы добиться реального сокращения вооруже­ний, Англия как бы подталкивала ее или во всяком случае давала ей карт-бланш в военных вопросах.

Не опасаясь нежелательной реакции Англии, Германия прямо заявила о том, что она больше не считается с Версальским догово­ром. После газетной перепалки англо-германские отношения ус­покоились. Вся острота немецкой кампании была направлена про­тив Франции. Французское правительство внесло в парламент за­конопроект, в котором предлагалось призывать молодежь в армию не с 21 года, как было, а с 20 лет, и определить срок службы для вновь призываемых с апреля 1935 по 1939 г.

В Германии было опубликовано сообщение, что правительство намерено создавать военную авиацию. Казалось бы, западные дер­жавы, и прежде всего Франция, а за ней и Англия, должны были выступить против этого намерения, но ничего не сделали, и вза­мен получили Декрет о введении в Германии всеобщей воинской повинности. Лондон и Париж протестовали против нарушений Вер­сальского договора, но немецкое правительство, понимая, что дальше заявлений дело не пойдет, отклонило протест.

Соединенные Штаты, придерживаясь политики нейтрализма, несмотря на поступавшую из Европы информацию о значитель­ном увеличении вооружений в Германии и агрессивных заявлени­ях руководителей рейха, тоже ничего не предприняли.

Состоявшиеся в марте 1935 г. в Берлине переговоры английс­кого премьер-министра и министра иностранных дел Саймона с Гитлером проходили, как говорилось в официальном коммюни­ке, «в духе полной откровенности и дружественности». Однако, как можно судить по сообщениям печати и по заявлению самого Саймона в палате общин, Гитлер заявил, что он не будет участво­вать ни в каких пактах о взаимопомощи и тем более в тех, в ко­торых будет участвовать Россия. Германия выступила также про­тив пакта, в котором гарантировалась бы независимость Австрии. Гитлер потребовал равенства с Англией и Францией в военной авиации, но тут же сделал оговорку, что увеличение советских вооруженных сил вызовет необходимость отказаться от согласо­ванных норм.

Таким образом, Германия с молчаливого согласия Англии и Франции добилась не только уравнения своих вооруженных сил с двумя западными странами, но и значительного превосходства над ними. Например, всеобщая воинская повинность давала Германии двойное превосходство воинского контингента над французским.

В этот период, когда со всех сторон поступали тревожные изве­стия, Советский Союз, в противоположность Лондону и Парижу, активизировал свою внешнеполитическую деятельность. В январе советское правительство призвало Совет Лиги Наций объединить усилия стран–членов международной организации на борьбу с аг­рессией. Народный комиссар иностранных дел СССР М. М. Литви­нов, выступая 17 января 1935 г. в Совете Лиги, произнес следующие слова: «Мир неделим, и все пути к нему выходят на одну большую широкую дорогу, на которую должны вступить все страны. Пора признать, что нет безопасности лишь в собственном мире и спо­койствии, если не обеспечен мир соседей, ближних и дальних».

Действительно, тогда существовала реальная возможность со­вместно остановить Гитлера. Бороться с агрессией надо там, где она возникает. Совет Лиги, однако, отклонил просьбы Абиссинии сначала о приостановке подготовки Италией военных действий, а затем о пресечении итальянской агрессии.

После отказа Германии от военных статей Версальского дого­вора Советский Союз, стремясь найти и согласовать общие точки зрения, пригласил в Москву лорда хранителя печати Англии А. Идена. Этот политический деятель, исходя из реального положения вещей, понимал надвигающуюся на Европу опасность. Прибыв в Москву 28 марта 1935 г., Иден был принят И. В. Сталиным, В. М. Молотовым и М. М. Литвиновым. Стороны были согласны в том, что необходимо продолжать усилия, чтобы создать систему коллективной безопасности в Европе. В коммюнике о переговорах отмечалось, что «дружественное сотрудничество обеих стран в об­щем деле коллективной организации мира и безопасности пред­ставляет первостепенную важность». Советский Союз изъявил го­товность принять активное участие в создании Восточного пакта, который способствовал бы объединению всех стран в противосто­янии агрессии. Из Москвы Иден отправился в Варшаву и Прагу, где его встретили по-разному. Если польское руководство не захо­тело говорить о Восточном пакте, то в Праге эта идея нашла пол­ное понимание.

Происходящие события тревожили и Францию. Париж высту­пил за немедленный созыв Совета Лиги Наций. Накануне сессии Совета по настоянию французского правительства в итальянском городе Стреза состоялась конференция премьер-министров и ми­нистров иностранных дел Англии, Франции и Италии. Она лиш­ний раз показала неспособность одних и нежелание других создать систему коллективной безопасности. На чрезвычайной сессии Со­вета Лиги Наций, открывшейся 15 апреля 1935 г., решение гер­манского правительства о проведении ряда военных мер было признано нарушением Версальского договора. Совет поручил осо­бому комитету выработать меры экономического и финансового порядка, которые должны применяться к стране, нарушающей свои международные обязательства. Гитлер немедленно довел до сведения государств–членов Совета Лиги, что Германия не при­знает и отвергает принятую ими резолюцию.

В это время происходили переговоры между Берлином и Ри­мом о дальнейших совместных действиях. Не встречая никакого противодействия со стороны Англии и Франции, Германия и Ита­лия укрепляли союз и вырабатывали планы взаимодействия. Со­трудничество двух фашистских держав известно в истории как «ось Берлин – Рим», официальное оформление которой произошло несколько позже.

И в Англии и во Франции имелось довольно значительное про­тиводействие курсу правительств этих стран. Критика офици­альной оппозиции касалась политики как в отношении агрессии Италии в Эфиопии, так и в отношении быстрого роста военных приготовлений в Германии.

В Англии внешнеполитическую линию страны критиковали та­кие видные деятели, как Д. Ллойд Джордж и У. Черчилль. Они обра­щали внимание на то, что этот курс ослабляет Лигу Наций и затруд­няет создание системы коллективной безопасности. Во Франции после убийства Барту и прихода на пост министра иностранных дел Лаваля антифашистской и антивоенной оппозиции стало труднее. Тем не менее общее настроение в стране в пользу создания системы кол­лективной безопасности и укрепления мира усиливалось.

Эта тенденция общественного мнения, а также активная внеш­неполитическая деятельность советской дипломатии вынудили Лаваля пойти на заключение договоров с Советским Союзом и Чехословакией. Чехословацкое правительство, понимая опасность, которая создавалась на ее границах, искало защиту и на Западе и на Востоке – и у Франции и у Советского Союза. В Москву приез­жал Лаваль, и в результате контактов Советским Союзом, Фран­цией и Чехословакией были подписаны три договора.

Договор о взаимной помощи между СССР и Францией был заключен в Париже 2 мая сроком на пять лет с дальнейшим про­длением до тех пор, пока одна из сторон не решит его денонсиро­вать. Он предусматривал в случае нападения на одну из договари­вающихся сторон оказание немедленной помощи и поддержки дру­гой стороной.

Вскоре появились и два других договора – между СССР и Чехословакией и между Францией и Чехословакией. 16 мая в Пра­ге был подписан советско-чехословацкий договор о взаимной помо­щи. Стороны обязались в случае угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо государства немедленно начать консуль­тации. Если же одна из сторон подвергнется нападению со сторо­ны какого-либо государства, другая сторона должна оказать не­медленную помощь и поддержку. Вместе с тем в протоколе, со­ставленном при подписании договора, имелась оговорка: оба правительства признают, «что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь поскольку при наличии усло­вий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь стороне жертве нападения будет оказана со стороны Франции». Эта ого­ворка была сделана для того, чтобы не оставить советскую страну один на один с агрессором. Советский Союз взял обязательство прийти на помощь и оказать всяческую поддержку Чехословакии при условии, если ей окажет помощь Франция. Дальнейшие собы­тия показали справедливость и необходимость такой оговорки.

Советско-чехословацкий договор был быстро ратифицирован, и 8 июня в Москве состоялся обмен ратификационными грамотами. Что касается франко-советского договора, то его ратификация была очень затянута Лавалем, и он вступил в силу лишь 27 марта 1936 г.

С весны 1936 г. гитлеровская Германия начала активные агрес­сивные действия. Первым из них явилась ремилитаризация Рейнс­кой зоны. 7 марта германское правительство заявило о своем отка­зе от Локарнских соглашений, и в тот же день немецкие войска вступили в Рейнскую область. Этот акт агрессии остался безнака­занным и еще больше поощрил гитлеровцев.

На открывшемся в марте заседании Совета Лиги Наций совет­ский представитель Литвинов заявил, что захват Рейнской зоны – это лишь первый шаг на пути осуществления далеко идущих зах­ватнических планов фашистской Германии, и предложил пред­принять совместные усилия для пресечения агрессии. Однако другие члены Совета, в той или иной мере осуждая действия Германии, не шли на проведение конкретных мер. Постепенно одно государство за другим стали отказываться даже от тех незначительных санкций, ко­торые были рекомендованы Лигой Наций. На Западе был в ходу выдвинутый английской дипломатией тезис о том, что примене­ние санкций может в конце концов привести к войне в Европе. По инициативе Англии 4 июля 1936 г. Лига приняла постановление об отмене санкций в отношении Италии, ведущей войну в Эфиопии.

Летом 1936 г. внимание всего мира было приковано к событи­ям в Испании. Состоявшиеся здесь 16 февраля 1936 г. выборы в кортесы принесли победу партиям Народного фронта. Затем про­шли выборы во Франции, на которых также одержал победу На­родный фронт, получив в палате депутатов 381 место из 618. Это давало надежды на укрепление сил мира. Если к этому прибавить заключенные договоры между Францией и СССР, а также догово­ры этих двух стран с Чехословакией, то можно сделать вывод о том, что основа антифашистской борьбы с агрессией была обес­печена. Казалось бы, перед Европой и всем миром открывались хорошие перспективы для укрепления миролюбивых сил и созда­ния системы коллективной безопасности. Однако события разви­вались по другому сценарию, разработанному в Берлине. Произошло это потому, что в Англии, США и Франции нашлись силы, кото­рые продолжали пособничество Германии, что в конце концов и привело мир к войне.

Реакционные круги продолжали открытую борьбу против сил демократии и мира. 18 июля 1936 г. по условному сигналу «Над всей Испанией безоблачное небо» был поднят мятеж против за­конного республиканского правительства, и в Испании началась гражданская война. Ее вдохновителями и организаторами были немецкие и итальянские фашисты. Германия и Италия приняли непосредственное участие в войне на стороне мятежников.

По существу в Испании произошла первая схватка прогрес­сивных и демократических сил мира с фашизмом. На стороне рес­публиканского правительства воевали тысячи людей различных национальностей, профессий и политических убеждений.

В Испанию из Германии и Италии отправлялись пароходы с оружием и боеприпасами для мятежников. Фактически два фашист­ских государства совершили интервенцию.

27 ноября 1936 г. испанское правительство обратилось в Лигу Наций с требованием оказать помощь в борьбе с интервентами за независимость страны. Испания была членом Лиги Наций и имела полное основание рассчитывать на поддержку международной орга­низации. Однако большинство в Лиге Наций принадлежало Анг­лии и Франции и идущим за ними странам, которые были против участия Лиги Наций в испанских событиях. Лига создала междуна­родный комитет по невмешательству. Представители западных дер­жав проводили в нем политику, о которой можно сказать, что она препятствовала тем, кто хотел помочь испанскому правительству, и практически способствовала развитию интервенции Германии и Италии.

Сформировав после победы Народного фронта новый кабинет Франции, Л. Блюм совместно с правыми лидерами социалистов добился принятия решения о воздержании от поставок оружия законному испанскому правительству. Накануне этого Блюм посе­тил Лондон, где и была согласована единая линия поведения в отношении войны в Испании.

Теперь, спустя более 60 лет, которые отделяют нас от тех со­бытий, анализируя политику руководящих деятелей западных стран и роль Лиги Наций, отчетливо понимаешь значение предвоенных уроков для настоящего и будущего. Этому способствуют многие до­кументы, в том числе и протоколы заседаний Лиги Наций, храня­щиеся в архивах бывшего здания Лиги на берегу Женевского озера.

Эмоциональные речи испанского министра иностранных дел Альвареса дель Вайо, призывавшего Лигу Наций и ее членов по­мочь законному правительству Испании и испанскому народу в борьбе за свои права и независимость, оставались неуслышанны­ми представителями Англии и Франции. Советский представитель неоднократно выступал в поддержку справедливой борьбы испан­ского народа. Предлагалось использовать ст. 16 Устава Лиги, пре­дусматривавшую коллективные действия против агрессоров, со­вершивших нападение на одного из членов международной орга­низации. С призывами представителей СССР перекликались и выступления делегатов ряда других стран, призывавших Лигу ис­пользовать свои права и решительно выступить против интервен­ции Германии и Италии в Испании.

С целью увести Лигу Наций от критики Англия и Франция добились создания комитета 28-ми для рассмотрения предложе­ний о пересмотре ст. 16. Советский представитель в этом комитете решительно выступил против ее пересмотра. Более того, СССР в августе 1936 г. предложил установить трехдневный срок созыва Со­вета Лиги в случае военного нападения на кого-либо из членов организации и предусмотреть применение военных санкций про­тив агрессора.

В обстановке фактического пособничества агрессии Германия и Италия установили контроль на море у испанских берегов, не допуская прибытия иностранных кораблей в порты, находящиеся под контролем правительства. В числе потопленных судов были и два советских – «Тимирязев» и «Благоев».

Советское правительство резко осудило пиратские действия на морях и предложило Англии и Франции предпринять решитель­ные действия. Но политика пособничества агрессорам продолжа­лась, и СССР вынужден был в дальнейшем отозвать своего пред­ставителя из комитета по невмешательству.

Несмотря на усилия интервентов, гражданская война в Испа­нии затягивалась. Гитлеровская Германия продолжала подготовку к свершению других агрессивных актов в Европе, а Япония рас­ширяла войну против Китая. Между Германией и Японией, взгля­ды которых по международным вопросам совпадали, успешно раз­вивалось экономическое и военное сотрудничество. В феврале 1936 г.

в результате военно-фашистского мятежа к власти в Японии при­шло правительство Хирота, опиравшееся на поддержку фашистс­кого офицерства. Сближение Токио и Берлина ускорилось. 25 но­ября 1936 г. в Берлине было подписано соглашение между двумя странами, известное как «Антикоминтерновский пакт». В нем были три статьи, содержание которых сводилось к тому, что стороны условились:

– взаимно информировать друг друга о деятельности Комин­терна и вести против него совместную борьбу;

– рекомендовать «любому третьему государству, внутренней безопасности которого угрожает подрывная работа комму­нистического "Интернационала", принять оборонительные меры в духе этого соглашения или присоединиться к на­стоящему пакту»;

– установить 5-летний срок действия соглашения.

В дополнительном протоколе Германия и Япония взяли на себя обязательство принимать «суровые меры» против тех, кто внутри или вне страны действует в пользу Коминтерна. Стороны догово­рились о вмешательстве во внутренние дела других государств под предлогом борьбы с коммунизмом. Хотя это соглашение было от­крыто направлено против СССР, две страны, прикрываясь борь­бой с коммунизмом, вели военную подготовку против Англии, Франции, а также США.

Спустя год, 6 ноября 1937 г., к антикоминтерновскому пакту присоединилась Италия. Таким образом, к концу 1937 г. был офор­млен тройственный блок Германии, Италии и Японии. Япония признала аннексию Абиссинии; Германия и Италия признали пра­вительство Маньчжоу-Го.

В июле 1937 г. Япония совершила новую интервенцию в Китае. Китайская армия оказывала всевозрастающее сопротивление аг­рессии. Борьбе китайского народа способствовала политика СССР. 21 августа 1937 г. Советский Союз подписал с Китайской Республи­кой договор о ненападении. СССР и Китай заявили об отказе от войны как средства разрешения международных споров и обязались воздерживаться от нападения друг на друга. Советский Союз поддер­жал Китай и в Лиге Наций, куда китайское правительство обрати­лось в сентябре. При обсуждении этого вопроса советский предста­витель осудил попустительство агрессорам со стороны западных дер­жав. Лига Наций, заявил он, может оказать как Испании, так и Китаю куда большую помощь, чем та, которую они просят.

Весной 1938 г. обстановка в Европе продолжала осложняться. Выступление Гитлера 20 февраля 1938 г. в рейхстаге показало, что Германия в ближайшее время возьмет «под защиту» немцев, про­живающих в Австрии и Чехословакии. Правительства Англии и Франции ничего не сделали, чтобы остановить Германию и не допустить ликвидации австрийского государства.

Новый глава внешнеполитического ведомства Англии Гали­факс в беседе с германским министром иностранных дел Риббен­тропом 11 марта 1938 г. заявил, что его страна не будет вмеши­ваться в действия Германии и Австрии. На следующий день не­мецкие войска уже маршировали по австрийской земле. 13 марта Австрия была присоединена к Германии. Англия же и Франция отделались представлением Берлину нот протеста, которые не были приняты. Политика поощрения агрессоров делала свое дело. Лига Наций не досчиталась еще одного своего члена. Ее деятельность практически была парализована из-за позиции английских и фран­цузских представителей.

Решительно осудил агрессивные действия Германии Советс­кий Союз. Как призыв к миру и предупреждение народам прозву­чало выступление советского представителя в Лиге Наций 17 мар­та. Последние события в Европе, заявил он, непосредственно за­девают интересы всех без исключения европейских стран, и в сложившейся обстановке не должно быть места международной пассивности по отношению к агрессии. СССР предложил немед­ленно созвать конференцию, на которой можно было бы обсу­дить практические меры по укреплению мира. «Завтра может быть уже поздно», – предупредил советский представитель. Он внес предложения по улучшению деятельности Лиги Наций, но Лон­дон и Париж заявили об их неприемлемости.

Проглотив Австрию, гитлеровская Германия стала готовиться к захвату Чехословакии. Решено было начать с присоединения Судетской области, где проживало 3 млн немцев. В это трудное для Чехословакии время советское правительство заявило о том, что оно выполнит свои обязательства по договору с Чехословакией и придет ей на помощь, если и Франция выполнит свои обязатель­ства. Но Англия и Франция думали не о защите Чехословакии и не о том, как остановить агрессию, а лишь о том, как договориться с Гитлером и сделать хорошую мину при плохой игре.

Когда к осени обстановка накалилась до предела, английский премьер Чемберлен, впервые в жизни сев в самолет, 15 сентября 1938 г. прибыл в Берхтесгарден на свидание с Гитлером для обсуж­дения положения с Чехословакией. Гитлер сообщил ему о своем решении присоединить Судетскую область к Германии. Чемберлен согласился на передачу Германии не только Судетской области, но и других чехословацких территорий, на которых преобладаю­щее население составляли немцы.

Французское правительство солидаризировалось с английским. После совместных консультаций Англия и Франция направили в Прагу президенту Э. Бенешу ноту, которая являлась практически ультиматумом, требующим согласия Чехословакии на передачу немцам Судетской области. Чехословацкое правительство ответи­ло просьбой рассмотреть вопрос в арбитраже в соответствии с германо-чехословацким договором 1925 г. Но Англия немедленно направила в Прагу еще более резкое послание.

Бенеш вынужден был согласиться с этим требованием, хотя Советский Союз подтвердил, что он будет действовать в соответ­ствии с заключенными соглашениями и поможет Чехословакии также как член Лиги Наций. Народ Чехословакии поднимался на борьбу.

На очередной встрече Чемберлена с Гитлером английскому премьеру было заявлено, что у Германии теперь новые планы и она требует удовлетворения Чехословакией территориальных пре­тензий Венгрии и Польши. Притязания Гитлера и уступки Чем­берлена вызвали серьезные протесты в Англии. Гитлер открыто угрожал начать военные действия против Чехословакии. После обмена посланиями он согласился на созыв конференции четы­рех стран – Германии, Англии, Франции и Италии.

29 сентября 1938 г. в Мюнхене встретились Гитлер, Чемберлен, Даладье и Муссолини. Конференции, как таковой, практи­чески не было. После коротких переговоров и выступлений Гитле­ра в ночь с 29 на 30 сентября была заключена одна из самых по­стыдных предвоенных сделок. Агрессоры торопились, уже через четыре часа после того, как закончилось заседание в Мюнхене, премьеру чехословацкого правительства был вручен текст Мюн­хенского соглашения, согласно которому пятая часть территории Чехословакии отходила к Германии.

30 сентября в Мюнхене Германия и Англия подписали декла­рацию о взаимном ненападении и урегулировании всех спорных вопросов. Позднее такая же декларация была заключена между Германией и Францией.

Те, кто думал, что, подписав Мюнхенское соглашение, они спасли мир, жестоко ошибались. Мюнхен стал нарицательным словом, означающим предательство чужих и своих народов. С 30 сен­тября 1938 г. мир покатился к войне.

В те дни и месяцы только СССР предпринимал все меры для противодействия агрессии и спасения мира. В самые критические для судьбы Чехословакии дни советское правительство дало свое­му послу в Праге следующие инструкции:

«1. На вопрос Бенеша, окажет ли СССР, согласно договору, немедленную и действительную помощь Чехословакии, если Франция останется ей верной и также окажет помощь, можете дать от имени правительства Советского Союза утвердительный ответ.

2. Такой же утвердительный ответ можете дать и на другой вопрос Бенеша – поможетли СССР Чехословакии как член Лиги Наций на основании ст. ст. 16 и 17, если в случае нападе­ния Германии Бенеш обратится в Совет Лиги Наций с просьбой о применении упомянутых статей.

3. Сообщите Бенешу, что о содержании нашего ответа на оба его вопроса мы одновременно ставим в известность и французс­кое правительство».

Более того, когда стало ясно, что Франция предает свою союз­ницу Чехословакию, советское правительство довело до сведения Бенеша, что СССР готов прийти на помощь Чехословакии и в том случае, если Франция не выполнит своих обязательств, а польское и румынское правительства откажутся пропустить через террито­рии своих стран советские войска. Но, для того чтобы такая по­мощь была оказана, советское правительство считало необходим мым, чтобы сама Чехословакия защищалась от агрессии и чтобы ее правительство обратилось к СССР с официальной просьбой о помощи. Однако чехословацкое правительство не пошло на это. Так же как не шли на сотрудничество с СССР правительства Ан­глии и Франции. Они отвергли, в частности, предложение СССР, сделанное еще 21 сентября на Ассамблее Лиги Наций, о совмест­ных действиях против агрессии. Находящийся в те дни в оппози­ции правительству У. Черчилль писал: «Просто поразительно, что эта публичная и безоговорочная декларация со стороны одной из величайших заинтересованных держав не сыграла своей роли в пе­реговорах г-на Чемберлена и в поведении французов во время кризиса. Советское предложение по существу было отвергнуто. Советы не были брошены на чашу весов против Гитлера; к ним отнеслись безразлично, чтобы не сказать пренебрежительно... События раз­вивались так, как будто бы Советская Россия вовсе не существова­ла. Сталин нам этого не простил. Мы дорого поплатились за это».

В последнее время не только на Западе, но и у нас кое-кто пыта­ется обвинить СССР в несговорчивости и возложить на него ответ­ственность за события предвоенных лет. Но документы свидетель­ствуют о том, что именно Советский Союз стремился преградить путь агрессии и добивался совместных действий для спасения мира.

В том, что не удалось создать единый фронт против агрессии, была не вина СССР, а беда всех народов Европы, и не только Европы. Запад выступал против сотрудничества с нашей страной. Западные страны не хотели и участия советских представителей в Лиге Наций и пошли на это лишь в силу необходимости. Англий­ский исследователь Д. Чивер писал: «Хотя Советский Союз фор­мально был принят в сообщество наций, в лучшем случае он был нежелательным партнером».

В обстановке, сложившейся в Европе после Мюнхена, Советс­кому Союзу в международных делах приходилось действовать с одной стороны, осторожно, взвешивая каждый шаг, а с другой – нельзя было медлить. Оценку политике правительств Чемберлена и Даладье в этот период дал Уинстон Черчилль. Он писал: «Просто поразительно, что эта публичная и безоговорочная декларация, со стороны одной из величайших заинтересованных держав (речь идет об официальном заявлении о позиции СССР в чехословац­ком вопросе, сделанном на Ассамблее Лиги Наций М. М. Литвино­вым 21 сентября 1938 г. – Авт.) не сыграла своей роли в перегово­рах г-на Чемберлена и в поведении французов во время кризиса. Советское предложение по существу было отвергнуто. Советы не были брошены на чашу весов против Гитлера, к ним отнеслись безразлично, чтобы не сказать пренебрежительно. События разви­вались так, как будто бы Советская Россия вовсе не существовала. Мы дорого поплатились за это».

Вполне понятно, что в Москве без подписания официальных документов не могли полностью доверять правительствам Англии и Франции тех дней.

Мюнхен стал своего рода рубежом в развитии событий в Евро­пе, и Советскому Союзу надо было принимать решительные меры для обеспечения своей безопасности. Конечно, нельзя было не учитывать противоречий и недоверия между Англией, Францией, США, с одной стороны, и Советским Союзом – с другой. В этих условиях надо было суметь подняться над амбициями и различия­ми ради главной цели – спасения от военной катастрофы.

ЛИТВИНОВ, Максим Максимович

(1876–1951), нарком иностранных дел СССР

Мир неделим. <…> Нет безопасности лишь в собственном мире и спокойствии, если не обеспечен мир соседей – ближних и дальних.

Литвинов М. М. В борьбе за мир. – М., 1938, с. 77

«Где бы ни был нарушен мир, мир повсюду оказывается под угрозой» (Р-105); «Свобода неделима» (К-103).

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЭ) автора БСЭ

Бэр Карл Максимович Бэр Карл Максимович , русский естествоиспытатель, основатель эмбриологии. Окончил Дерптский (Тартуский) университет (1814). С 1817 работал в Кёнигсбергском университете. С 1826

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Из книги 100 великих дипломатов автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги Словарь современных цитат автора

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

МАКСИМ МАКСИМОВИЧ ЛИТВИНОВ (1876–1951) Советский дипломат. Нарком по иностранным делам СССР (1930–1939, с 1936 - нарком иностранных дел), одновременно представитель СССР в Лиге Наций (1934–1938). Заместитель наркома иностранных дел СССР (1941–1946).Максим Максимович Литвинов (настоящее

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936 гг.) писатель, литературный критик и публицист Всё в Человеке – всё для Человека!Нет людей чисто беленьких или совершенно черненьких; люди все пестрые.Один, если он и велик, все-таки мал.Все относительно на этом свете, и

Из книги автора

ЛИТВИНОВ Максим Максимович (1876-1951), нарком иностранных дел СССР 272 Мир неделим.Речь в Совете Лиги Наций 17 янв. 1935 г. по саарскому вопросу «Мир неделим. (...) Нет безопасности лишь в собственном мире и спокойствии, если не обеспечен мир соседей – ближних и

Из книги автора

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851-1916) - русский социолог, правовед, историк. Закончил юридический факультет Харьковского университета. Продолжил образование в Берлине, Париже и Лондоне. По возвращении в Россию получил степени магистра (1877) и доктора (за диссертацию

Из книги автора

ЛИТВИНОВ, Максим Максимович (1876–1951), нарком иностранных дел СССР82Мир неделим. <…> Нет безопасности лишь в собственном мире и спокойствии, если не обеспечен мир соседей – ближних и дальних.Речь в Совете Лиги Наций 17 янв. 1935 г. по саарскому вопросу? Литвинов М. М. В борьбе

Вам также будет интересно:

Основные черты канадской экономики
Написал для сайт колонку об условиях для бизнеса в Канаде и о развитии технологического...
Омурайс (Omurice) - Рис с курицей и томатами в яичной обёртке Японские блюда омлет с рисом
Люблю я восточную кухню и Японскую в частности =) Сегодня мы будем готовить Омурайс....
Самый простые рецепты пиво из сока березы
Была такая песня “Березовый сок” со словами “…и Родина щедро поила меня березовым соком,...
Оригинальные салаты с нутом
Этот салат я попробовала в одной южной стране. Он должен быть довольно острым и с...
Оригинальный рецепт пельменей в аэрогриле
Описание: Уже вечер, скоро наступит ужин, а готовить нет сил? В такой ситуации выручит...