Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Праздник 1 борозды. Культура и традиции

23 АПРЕЛЯ ЯРИЛО ВЕШНИЙ НА СВЯТОЙ РУСИ - ПРАЗДНИК "ОТМЫКАНИЯ" МАТУШКИ ЗЕМЛИ, ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ. 23 апреля считается Днём Ярилы ("Ярило Вешний"). В этот день проводится важный обряд - "Отмыкания Земли", или по-другому - ЗаРОД (зарождение). В этот день Ярила "отмыкает" (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает на поля росу, от чего начинается бурный рост трав. Все наши праздничные священнодейства на Святой Руси связаны с Природой, с солнцем Даждьбогом, поэтому то мы и "солцепоклонники", и жизнь у нас идет по солнечному календарю (колодар - Коло Сварожье, Круг Сварожий). Праздник Первых Русалий, удивлявший множеством девичьих песен, хороводов и гаданий на суженного, закончился. Отзвенел девичьими смешками да отсверкал лукавыми улыбками 22 апреля, женский праздник Лёльник, завершающий эту чародейную седьмицу. Девушки, получившие от Лёли венки невесты, полны мечтами, а матери, снисходительно и довольно улыбаясь, прикидывают лучший день свадьбы. Весенний мужской праздник Ярило Вешний идет сразу же за девичьим Лельником. День, когда мужчины проводят важнейший обряд, обеспечивающий благополучие семьи на много месяцев вперед. К этому дню Природа завершила все весенние приготовления, пробудилась от сна. Ярилин День, долгожданный день, когда спускается на Мать сыру Землю Ярило, молодой и ярый Бог Солнца, отмыкает Землю своим ключом и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав и цветов. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. В народе считалось, что в этот день Бог Ярило на своём Белом коне объезжает Белый Свет. На своём пути Ярило обязательно посещает лес, где общается со своими друзьями и помощниками - волкам. Поэтому распространённым обрядом почтения Ярилы Вешнего было кормление волков. Волк – это не просто один из видов диких животных. Волк – это мистическое, полное тайн, существо, олицетворение неизведанных тёмных сторон бытия. Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбища - на Ярилину росу до самой зари. Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которые потом одаривали пастуха; со двора под ноги скотины выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса не спадёт. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривая: "Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!" Единственный, пожалуй, славянский праздник, который надо было провести в поте лица своего, ритмично двигаясь из конца в конец своего поля, бороздя и вспахивая его, с раннего утра и до вечера. На Ярилу Вешнего запахивали пашню, говорили: "На Ярилу выезжает и ленивая соха", "С Ярилы Вешнего - начало сева яровых". На Ярилин день определяли урожай яровых хлебов: "На Ярилу мороз - будет просо и овёс", "На Ярилу мороз - под кустом овёс", "На Ярилу мороз - гречихи воз", "На Ярилу роса - будут добрые проса". И уж потом, вечером, на том же поле, куда придут девушки да женщины в белых одеждах, продолжить славянский праздник чествования Ярилы Вешнего, вкусить пищи, собранной в братчину, да водить хороводы, прославляющие Мать - Землю и Отца-Солнце. Вот такой сакральный смысл этого славянского праздника Ярилин День! Слава Ярилу! Слава Богам и Предкам Нашим!

О прошлом, настоящем и будущем древнего праздника лезгинских народов

В последние годы в Дагестане усилились идеологические споры относительно древнейшего праздника народов Южного Дагестана – Праздника весны, который у разных народов лезгинской группы называется по-разному – Яран сувар, Эбелцан, Эвелцан, Эр.

Часть современной молодежи утверждает, что данный праздник противоречит мусульманским традициям из-за почитания в рамках данного праздника огня и, якобы, заимствованного характера данного праздника у огнепоклонников Ирана - зороастрийцев.

Однако чуть более глубокое изучение данного вопроса показывает, что праздник весны у народов лезгинской группы имеет более глубокие корни, зародившиеся еще задолго до проникновения персидского влияния на Кавказ. И связан этот праздник, в первую очередь, с земледельческим циклом – с началом полевых работ.

В принципе, название данного праздника, сохранившееся у табасаранцев и агульцев – Эбелцан и Эвелцан – самым определенным образом на это указывают. Поскольку эти названия есть не что иное, как «эвел цан» - «первая борозда».

Несмотря на то, что у лезгин этот праздник ныне называется Яран сувар, в лезгинских районах тоже до сих пор употребляют выражение «эвел цан» применительно к первой борозде, которую закладывают крестьяне в горных районах.

Эбелцан - это древнейшая народная традиция. Праздник, который отмечается еще с незапамятных времен, пришедший к нам от далеких предков. Эбелцан - символ прихода весны, обновления природы. Каждый год в третью субботу марта этот праздник широко отмечают в Хивском районе, а также во многих сёлах Табасаранского района.

Лезгины, составляющие чуть меньше половины населения района, называют праздник Яран Сувар и отмечают его немного позже, в день весеннего равноденствия. Но надо сказать, что в ряде лезгинских сел района, таких, как Куг, Заза и другие, он отмечается раньше, чем у остальных лезгин.

Яран Сувар/Эбелцан - это праздник первой борозды, начала весенне-полевых работ. Традиционно в этот день празднования начинаются с самого утра. В центре празднества – большой костер, который разжигает один из уважаемых аксакалов села. Ему в руки передает пылающий факел девушка в пестром одеянии, украшенном цветами и листьями, символизирующая собой весну. Костер - это символ обновления, в нем сгорает все плохое и начинается новая жизнь с новыми надеждами.

Основную часть праздника предваряет символическое вспахивание «первой борозды» (а ведь именно таким образом, как мы указали выше, переводится слово «Эбелцан») прямо на праздничном майдане.

Именно начало нового сельскохозяйственного цикла, с которым была неотрывно связана жизнь наших предков, и представляет основное смысловое наполнение праздника, который у каждого народа называется по-своему. Ведь нельзя было представить когда-либо в прошлом, вплоть до начала 20 века, жизнь наших народов в отрыве от земли, сельского хозяйства.

Затем начинаются обрядовые песни и танцы, в том числе в исполнении ряженых в масках, изображающих головы козлов и баранов, которые веселят народ и получают за это подарки.

Разжигаются ритуальные костры, а народ демонстрирует блюда национальной кухни, приготовлением которых женщины заняты с самого утра. Все желают друг другу урожайного года и благополучия, поздравляют с началом весны и нового года.

На праздничный стол подаются лучшие или специально приготовляемые для Яран Сувар/Эбелцан блюда и большое количество сладостей. И это не просто прихоть: по представлениям народов Кавказа обилие и разнообразие еды на праздничном столе призвано обеспечить хороший урожай и изобилие в новом году. А частое использование птичьих яиц в обрядах и приготовлении праздничных блюд когда-то было обязательным и символизировало зарождение новой жизни. Празднование длится до позднего вечера.

ФЛНКА на празднике в Хиве

Важно отметить, что в нынешнем году впервые за многолетнюю историю празднования Яран Сувар/Эбелцан в нем приняла активное участие организация всероссийского масштаба – Федеральная лезгинская национально-культурная автономия в лице ее представителя в Табасаранском и Хивском районах Умганат Сулеймановой.

В этом году праздник пришелся на 15 Марта. В этот день на праздничной площади собрались в большом количестве как местные жители, так и гости из соседних муниципалитетов, а также представители администрации и пресса. Всем гостям и участникам праздника был дан большой концерт.

Торжества по случаю праздника Яран Сувар/Эбелцан начались в 10-00 на площади перед районным культурно-досуговым центром в селе Хив. Открыл торжество глава Хивского района Бейдуллах Мирзоев, который поздравил собравшихся и с праздником весны и началом сельскохозяйственных работ и рассказал о многолетней традиции празднования Яран Сувар/Эбелцан в Хивском районе.

Затем началась концертная программа с участием множества творческих фольклорных коллективов и исполнителей из Хивского и Табасаранского районов.

Отметим, что ФЛНКА поздравила в этом году жителей района красочным баннером и организовала отдельный майдан. Умганат Сулейманова лично поздравила всех жителей Хива с праздником, а также вручила от лица Лезгинской автономии подарки администрации района. К ее поздравлениям присоединился также глава фонда «Табаристан» Айваз Рамазанов, о котором мы рассказывали чуть ранее в . Он отдельно поблагодарил ФЛНКА за участие в организации прекрасного праздника в Хивском районе.

Праздник первой борозды

Весной, когда начинает пригревать ласковое солнышко, на поле, пропитанном весенними дождями, за плугом можно увидеть короля. Неужели Его Величество хочет продемонстрировать своим подданным, что он не белоручка? Королевское одеяние запачкано грязью, но короля это не смущает. Он идёт себе за плугом, как рядовой пахарь. Может быть, у монарха хобби такое - пахать землю? Нет, это не хобби. На поле государь появляется всего один раз в году - на Празднике первой борозды .

Это один из самых торжественных и красочных праздников в Таиланде, а дату его устанавливает сам король. Правда, он решает этот вопрос не один, а держит совет с буддийскими монахами. Когда день для торжества определен, король сообщает о нем своим подданным, а те уже начинают готовиться к пахоте.

Начинается праздник на площади перед храмом. Тысячи людей со всех уголков страны съезжаются в столицу - город Бангкок. Они стараются прибыть как можно раньше. Ведь если не поторопишься, не займешь более удобное место, то и не разглядишь всё, как следует.

Об открытии праздника возвещает странная, не привычная для нашего слуха музыка. Музыканты в красных одеждах, трубя в раковины, подходят к площади. За ними ведут священного , который тянет за собой священный плуг. За плугом шествуют "небесные королевы". Правда, они очень похожи на земных девушек. "Небесные королевы" несут в руках золотые и серебряные корзиночки, наполненные рисом. Вся эта процессия останавливается перед трибуной.

На трибуне стоит избранный в этом году "Бог первой борозды". Он держится очень величественно, как будто и впрямь сию минуту спустился с небес, чтобы почтить своим вниманием смертных. Его окружает буддийское духовенство.

"Богу праздника" преподносят дары - три свернутых куска материи. Это мужские юбки разной длины, сшитые из тайского шёлка. "Бог праздника" должен выбрать себе одну из них. Если он выберет длинную юбку - дождей будет мало, и юбка не намочится. Юбка средней длины означает, что количество осадков в этом году будет средним. А короткая юбка предсказывает обилие дождей.

Затем "Бог первой борозды", король и монахи высшего ранга отправляются на поле, которое уже со всех сторон окружают зрители. Вот приводят священного с позолоченными рогами. "Бог праздника", как простой смертный, вместе с королем берутся за плуг и проводят первую священную борозду.

"Небесные королевы", не боясь запачкаться, следуют за ними. Пока король продолжает пахать, "бог" берёт из рук девушек рис и начинает его сеять. Но вот из серебряной корзиночки взято последнее зёрнышко, Священнодейство заканчивается, и монахи кладут перед семь видов кормов. Какому из них он отдаст своё предпочтение? В зависимости от этого судят о будущем урожае.

Наконец король, "бог" и монахи покидают вспаханное поле. И тут воцаряются обычные для праздника беспорядок и весёлая кутерьма. Тысячи людей, которые только что молча и с почтением наблюдали за действиями "бога" и короля, во всех концах поля срываются с места. Толкая друг друга, и крича, бросаются они к вспаханному полю. Чуть ли не в драку за каждое только что посеянное зёрнышко кидаются люди. Они отталкивают друг друга, стараясь набрать себе побольше риса.

Почему же поднимается такая суета на поле из-за обычных рисовых зёрен? В том-то и дело, что зёрна эти необычные. Существует древнее поверье, что чем больше посеет человек этих зёрен на собственном поле, тем богаче будет у него урожай. Поэтому из-за них и устраивается настоящая драка.

Сапият Ипиева
Сценарий праздника «Весенний праздник в горах»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР- Детский сад №8 «Солнышко»

Сценарий для воспитателей и музыкальных руководителей

ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК В ГОРАХ »

Разработала : Музыкальный руководитель - Ипиева С. И.

Избербаш 2017г

Программное содержание :

1. Продолжать воспитывать любовь к родному краю, расширять представления детей о народном празднике . Развивать интерес к Дагестанскому фольклору.

2. Учить петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально правильно передовая мелодию. Учить выразительно, читать стихи и правильно выполнять танцевальные движения

3. Знакомить детей с традициями и обычаями Дагестана. Объяснить детям значение нового слова «Плуг» . Воспитывать любовь к танцам и Дагестанскому устному народному творчеству (песням и мелодиям) . Развивать координацию движений в подвижных играх народов Дагестана, развивать мелкую моторику, глазомер, чувство слово и композиции.

РЕПЕРТУАР :

Песни : - «Здравствуй весна» , «Пастушок» , «Веселая маршрутка » .

Таней : - «Чабанский» , «Акушинский» .

Подвижная игра : «Ловкие джигиты» , «Перетягивание каната» .

Проведение первой борозды с плугом, загадки, потешки, пословицы, стихи о весне.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Канат, деревянный плуг, национальные костюмы, деревянный автобус, «огороды с подоконников» (контейнеры со всходами овощей и злаковых)

Ход ПРАЗДНИКА:

Ведущий :

Дорогие гости нашего праздника . Сегодня мы хотим показать вам, как в Дагестане празднуют приход весны . У одних народов он называется «Новруз» - «Новый день» , у других – «Алый праздник » - «Красный день» .

Этот праздник обязательно сопровождается зажиганием всевозможных огней, костры разжигают в горах , на крышах домов, во дворах. Мальчишки скатывают с гор горящие обручи. Считалось, что. Перепрыгнув в первый день через костер, больной вылечится, а у здорового осуществятся все желания. Если костры разжигали на крышах, то тут же устраивали веселые танцы , бросали в дымоходные трубы орехи. Когда костер угосал, пепел рассыпали на крыше, приговаривая : «Чтобы в доме было много добра»

С наступлением весны природа оживает, прилетают птицы, зеленеет трава, появляются первые цветы.

Так как Дагестан многонациональная республика, каждая нация отмечает праздник «Первой борозды» . В даргинских аулах в старину этот праздник называли «Хъубахруми» Этот праздник труда является массовым, радостным, народным праздником !

Первую борозду проводил самый достойный и уважаемый человек в ауле. Сегодня мы хотим показать, как в ауле отмечают весенний праздник «День первой борозды» .

Дни холодов минули

Весна взяла бразды

И празднует в ауле

День первой борозды.

Еще в ауле любят

Весной День Чабана,

И празднуют его все

И даже детвора.

Ведущий :

Дети, вы знаете, что с приходом весны отмечают праздник труда , чествуют хлеборобов, животноводов, чабанов. Жители горного аула Урахи приглашают нас в гости к себе на весенний праздник , хотите поехать?

Дети :

(Дети садятся в маршрутку и поют песню «Веселая маршрутка » )

ПЕСНЯ :

Маршрутка наша едет, колесики стучат

Кумыки и аварцы, в окошечко глядят.

Припев :

Поют в маршрутке гости

Аварцы из Цада

Маршрутка дружбы мчится

В селении Урахи.

И греет наша дружба, весь город наш родной

Кумыков, русских, лакцев, и город наш большой.

Припев :

И счастье мирный город

Пусть щедро раздает

Даргинцам и аварцам.

И всем, кто здесь живет.

(Девочка «Весна» , встречает гостей)

Работой и песней мы встретимся

Весну на приволье, где небо да поле.

Солнышко, солнышко выйди скорей

Высуши лужи, землю согрей!

Белую дочку в небо бери

Черную дочку дома запри.

Солнце, солнце размечи золотистые лучи

Дети меда захотели, прочь сугробы и метели.

Чтобы добрая пчела, угощения принесла!

Все дети :

Солнце, солнце, грей с утра.

Меда просит детвора!

Меда просит детвора…

Дети давайте поблагодарим весну и споем песню.

ПЕСНЯ : - «Здравствуй весна»

1. Мы сидели у окна, постучалось к нам весна.

Зайчик солнечный блеснул, осветил он весь аул.

2. Прыгнул с ветки воробей

Закричал : - скорей, скорей!

Торопитесь все за мной

Поздороваться с весной!

3. Если нас гулять зовут

Мы готовы в пять минут,

Солнцу лица, тесна

Здравствуй милая весна!

Ведущая :

В мае месяце во всех аулах встречают чабанов с отарами овец. Весной в горах зеленеет трава , красивые цветы и ягнятам хорошо пастись на лугу.

(Выходит мальчик с чабанской палкой и читает стихи)

Склоны новою травою

Зеленит весна,

Тяжелее стало втрое

Сумка чабана,

Сыра свежего припас я

Угостить на славу вас.

(С разных сторон, к нему подходят два мальчика – чабана и ведут беседу)

Где пасешь? --------- На Салавату.

Хороша трава? ----- На славу!

А ягнята хороши?---Все ягнята крепыши.

А овечки как?---Как телки.

А бараны?---Как быки!

ТАНЕЦ ЧАБАНА

Пастушок мой пастушок,

Из Чинара посошок,

Ты набегался с утра

Ты крутился как юла.

Пас овечек день- деньской

На лужайке за рекой.

Из ключа воды попил

А потом ягнят поил.

Ведущий :

Молодцы дети, а теперь давайте отгадывать загадки!

Тает снежок, ожил лужок

День прибывает, когда это бывает?---(весной)

Шевелились у цветка, все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел, он порхнул и улетел. ---(бабочка)

Само глядит, а на себя глядеть не дает---(солнце)

Она приходит с ласкою, и со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник расцветет. ---(весна)

Без топора и без лопаты, девица строит хату. - (ласточка)

ИГРА «ЛОВКИЕ ДЖИГИТЫ» ,

Ведущий :

Молодцы дети, а теперь послушаем стихи о весне.

Чиста небесная лазурь

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять на долго миновало.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны,

Плакали зимние бури

Реяли звездные сны.

Весна, весна, как воздух чист,

Как ясен небосклон.

Своей лазурью живой

Слепит мне очи он.

Милая певунья, ласточка родная

К нам домой вернулась из родного края

Под окошком вьется с песенкой живою

Я весну и солнце принесла с собою.

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Ведущий :

В народе уважают и любят тех, кто честно трудиться, а лентяев и лодырей всегда высмеивают.

ПОСЛОВИЦЫ

Кто весною до полдня спит, тот зимою плачет навзрыд.

Кто весной не сеет, тот осенью не жнет.

Посеешь в пору, соберешь зерна гору.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Много снега – много хлеба.

Жизнь дана на добрые дела.

Кто не работает, тот не ест.

Ведущий :

А теперь наши мальчики, покажут диалог чабанов – лентяев.

(С двух сторон выходят с важным видом два мальчика и здороваются за руки).

Салам алейкум! – Алейкум салам!

Я Хан! – И я Хан,

Я в духах! – И я в духах!

Я за плов! – И я – за плов!

Мне хинкал! – И мне хинкал!

ПЕСНЯ «ПАСТУШОК»

На лугу свирель поет – свирель поет

Там Арслан ягнят пасет, - ягнят пасет.

С ним собака верный друг, - зря ты ходишь волк вокруг

Припев :

На лугу свирель поет ля - ля- ля

В гости всех друзей зовет ля-ля-ля (3р.)

У Арслана в сумке сыр - в сумке сыр

На лугу зеленом пир, зеленом пир

Сорок маленьких ягнят

Травку свежую едят – 3р.

Припев тот же

Весна, весна!

Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака.

Травка зеленеет, солнышко блестит

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше,

И весна милей

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Ах, капель, капель, капель

Золотая карусель.

К нам в кораблике бумажном,

По ручью приплыл апрель.

На солнце темный лес зардел.

В долине пар блистает тонкий.

И песню раннюю запел

Поет на солнце, сверкая,

Весна пришла к нам молодая

Я здесь пою приход весны!

Дети, давайте поедем обратно в наш родной город. Мы не будем с вами скучно сидеть, давайте споем песню.

И греет наша дружба

Весь город наш родной

Кумыков, русских, лакцев

И город наш большой

Припев :

И счастье мирный город

Пусть щедро раздает

Даргинцам и аварцам.

И всем, кто здесь живет.

РЕФЛЕКЦИЯ

А теперь, давайте дети, расскажем, что же мы видели в горном ауле Урахи?

(ответы детей)

Ведущий :

А сейчас наши девочки станцуют танец «АКУШИНКА»

Вот как весело и интересно проходят праздники в горах . Кто умеет трудиться, тот умеет, веселится .

(Под музыку дети уходят из зала)

Здесь все серьезно. Плуг в землю погружает не абы кто, швыряют в него тоже не чем попало, воду вообще просеивают ситом. А для того, чтобы проверить, готова ли почва, есть специальный древний прибор.

Мир наших предков был живым - от неба до последнего камешка. Все вокруг обладало душой и требовало уважительного обращения. Язычники знали: земля - это женщина. Чтобы она родила хороший урожай, достойный и удачливый человек должен вскрыть ее плугом и бросить семя. Недаром этот обряд кавказцы называли свадьбой поля и оплодотворением пашни. Проводили его не в определенную дату, а когда земля была готова. Только после множества церемоний крестьяне с уверенностью начинали весенний сев.

Дагестан пережил и приход ислама, и социализм, поэтому праздник первой борозды сохранился лишь высоко в горах. Правда, отдельные скептики утверждают, что здесь он был заново придуман в пятидесятые годы местным партийным руководством, но мы им верим лишь отчасти - советская власть, наравне с прочими потрясениями, оставила на древнем обряде свой отпечаток, так что теперь это причудливая смесь языческих ритуалов и мусульманских молитв с неистребимым привкусом эпохи строительства коммунизма. Добавьте гремучий кавказский темперамент, удивительные пейзажи и счастье от окончания зимы, длящейся в горах до полугода, хорошенько взболтайте на извилистых дагестанских дорогах, украсьте веточкой яблони, которая зацветает еще под снегом, и вы получите коктейль, отказаться от которого решительно невозможно.

Ну как не выпить за хороший урожай?

КАВКАЗСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО ПОХОЖЕ НА ВИД СПОРТА, ДОСТОЙНЫЙ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОЛИМПИЙСКУЮ ПРОГРАММУ.

В конце марта - начале апреля один из трех районов лакского селения Балхар принимает гостей. Туда приходят мужчины со всего аула. На длинных столах их дожидаются глиняные кувшины с бузой - ячменным хмельным напитком, похожим на квас, пироги-чуду, вареники-кюрзе. Не хватает только праздничного деревца, на котором развешаны вареные яйца, бублики и сладости, - его ставят лишь аварцы и даргинцы. Кавказское гостеприимство похоже на вид спорта, достойный включения в олимпийскую программу. Все пытаются превзойти щедростью и район, дежуривший в прошлом году, и собственных соседей. Иногородних гостей буквально разрывают на части, так что случается завтракать дважды, обедать трижды, а от десятка ужинов и вовсе прятаться, как заправский партизан.

Больше всего гостей - в доме начальника сельской почты Омара Даудова. Именно ему предстоит сегодня погрузить плуг в землю-матушку. Дело это серьезное: от удачливости пахаря зависит будущий урожай у всех крестьян в округе. Поэтому быть избранным на эту роль - большая честь и огромная ответственность.

Возле ворот переминается с ноги на ногу задумчивая лошадь с ленточками в гриве. Когда-то соху тянули здоровенные быки с раскрашенными рогами, олицетворявшие мужское плодородие. Сейчас сельчане обычно вспахивают отвоеванные у горных склонов крохотные участки на осликах, но для праздника выбрали животное посолиднее. Соха где-то затерялась, ее место занял блестящий плуг с инновационной защитой - старой шиной, надетой на острие, чтобы не вспахать ненароком и всю дорогу до поля.

- ПЕЙ БУЗУ! БЕЗ БУЗЫ НИКАК НЕЛЬЗЯ! - подмигивает местный острослов Магомед, звонко чокаясь с Омаром.

В доме наслаждаются заслуженным угощением женщины со всего селения - они давно принесли сюда всевозможные яства, а потом еще долго помогали по хозяйству. Мужчины рассаживаются за столом прямо во дворе. Русские салаты стоят вперемешку с лакскими хинкалами, черным горохом и густым толокном. Из глиняных кувшинов льется в кружки белая пенистая жидкость.

Неумолимая спираль

Герою праздника Омару не позавидуешь. Он облачен в вывернутый шерстью наружу тяжелый тулуп и гигантскую лохматую папаху. На ногах - дедовские чувяки, перетянутые кожаными шнурками. Будущий пахарь щурится под жарким весенним солнышком. Но вот бородатый глава села Абдулджалил Абакаров командует по-лакски в мегафон, и короткое пиршество окончено. Пора приступать к делу. Мулла произносит молитву о ниспослании хорошего урожая, старики задумчиво нашептывают ее зернам, согревая их в ладонях. На ворота залезает молодой джигит с кувшином, явно позаимствованным у матери или сестры, - с такими женщины ходят за водой к источнику в центре селения.

ВЗЛЕТАЮТ В ВОЗДУХ И ПАДАЮТ НА ПРОЦЕССИЮ РОССЫПИ КОНФЕТ, ПРИГОРШНИ РИСА И ГРЕЦКИХ ОРЕХОВ. ДА БУДЕТ УРОЖАЙ ОБИЛЬНЫМ, А ЖИЗНЬ - СЛАДКОЙ!

Омар торопливо натягивает на папаху целлофановый пакет - против традиции не попрешь, а шапка дорогая и вдобавок чужая. Джигит наклоняет кувшин, вода щедро льется на могучий тулуп. Кто-то подставляет сито, и струя разлетается тысячей мелких брызг. Пусть не будет засухи и ростки пшеницы не узнают, что такое жажда! Взлетают в воздух и падают на процессию россыпи конфет, пригоршни риса и грецких орехов. Да будет урожай обильным, а жизнь - сладкой!

Сельчане гигантской толпой идут через деревню на поле. Старики и дружинники с красными повязками читают молитвы, молодые ребята снимают видео на мобильники. Наконец, Омар под одобрительные возгласы проводит первую борозду.

Сделать это не так легко. Когда на поле лежит снег, пахаря забрасывают снежками. Но сейчас оттепель, поэтому в барашковый тулуп со всех сторон летят здоровенные комья земли. К счастью, традиция запрещает швырять камни - иначе колосья побьет град. Сделав круг, почтальон передает плуг другим мужчинам, и все они под непрекращающимся земляным обстрелом невозмутимо ведут его по сужающейся спирали, пока не вспахивают всю делянку. Да будут побеги нового урожая такими же стойкими!

Под Deep Purple и земля лучше родит

Молодежь радостно бежит обратно в селение, обгоняя пожилых женщин в черных одеждах, хором поющих невыразимо печальную песню. Следом тарахтит маленький трактор. На нем гроздьями висит детвора, в кабине восседают мужчины, а на капоте примостился раскрасневшийся Магомед с цигаркой в зубах, браво размахивающий ослиной челюстью, подобно библейскому Самсону. В узком проезде между домами трактор проваливается в сточную канаву, и новоявленный Самсон летит вверх тормашками.

Начинаются соревнования по бегу. На импровизированной трибуне восседают самые уважаемые люди Балхара с большими фигурами из теста в руках.

Жаль, бород маловато, - критически говорит один из сельчан.

Раньше на скамейках целый день старейшины сидели. Даже летом в тулупе, и бородища до пояса. С такими не забалуешь! А нынче старики ненастоящие, с бритыми щеками, вот и распускается молодежь…

СОВЕТСКИЕ МЕЛОДИИ ПЛАВНО ПЕРЕХОДЯТ В ЛЕЗГИНКУ, ТА - В ТРАДИЦИОННЫЙ ЛАКСКИЙ МОТИВ, КОТОРЫЙ ВНЕЗАПНО СМЕНЯЕТ, КАЖЕТСЯ… DEEP PURPLE?

К недостаточно бородатым аксакалам бегут по очереди через весь майдан дети, юноши и девушки, а потом и взрослые дылды - глаза азартно блестят, руки сами хватают соперника за рубашку. Примчались, перевели дыхание - и на окраину села, где проходят скачки - по-старинному, без седла. Когда-то на празднике проводили собачьи и петушиные бои, но сейчас такие развлечения редки и не вполне легальны. Зато на центральной площади всех веселит выбравшийся из канавы Магомед - папаха лихо заломлена на затылок, в руках - аккордеон, рядом - барабанщик орудует вилками вместо палочек. Советские мелодии плавно переходят в лезгинку, та - в традиционный лакский мотив, который внезапно сменяет, кажется… Deep Purple?

Танцуют все - пятилетний мальчишка с прекрасной выпускницей школы, юный джигит с улыбающейся старушкой. Матери подносят младенцев к окнам, чтобы те тоже видели праздник. Каждый получает свою долю веселья и доброго внимания.

Дед Абакар, заранее припасший две огромные кастрюли шашлыка и бутыль чачи, увозит гостей селения куда-то за холмы. Возвращается он лишь поздно вечером, когда команды начальственного мегафона уже смолкли, а музыканты разошлись по домам. Только дюжина горцев сидит, поеживаясь от ночного холода, на длинной череде стульев возле магазина и обсуждает минувший праздник. Скоро им всем предстоит запрягать осликов, доставать инновационные плуги и возделывать поля - благо, праздник прошел как надо, а значит, урожай будет хорошим.

Вам также будет интересно:

Сонник: к чему снятся губы
Видеть во сне половые губы - возникнут трудности на жизненном пути, во время борьбы с ними...
Салат из очищенных креветок простой и вкусный
Салаты – основные блюда праздничных столов. Каждой хозяйке хочется удивить гостей и...
Рецепты разные, супы разнообразные
Фасолевый крем-суп Сливочный суп из фасоли Фасолевый суп по-алжирски Суп из стручковой...
Как приготовить тушеные баклажаны с овощами
Синенькие – так величают еще баклажаны. Из этого гастрономического продукта с...
Число гуа в учении фен-шуй
Символика чисел в давние времена обладала магической силой, но и по сей день она...