Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Написание причастий с частицей не. Давайте разберемся, как пишется "не" с причастиями

Если глагол не употребляется без НЕ, он пишется с НЕ слитно.

Например: ненавидеть, нездоровиться, негодовать.

В остальных случаях НЕ с глаголами пишется всегда раздельно.

Следует различать глаголы с составной приставкой «недо» и глаголы с приставкой «до» плюс отрицательная частица НЕ. Приставка «недо» имеет значение недостаточности чего-либо, неполноты и пишется слитно с глаголом. Глагол с приставкой «до» и отрицательной частицей «НЕ» обозначает действие прерванное, не доведенное до конца, неосуществимое, прерванное.

Например: Ему недостает любви (не хватает любви). Он не достает до ручки двери (неосуществимое действие).

Правописание НЕ с деепричастиями

Подчиняется тому же правилу, что и правописание НЕ с глаголами.

Например: негодуя, не смотря.

Правописание НЕ с местоимениями

В местоимениях НЕ пишется под ударением и слитно за исключением случаев, когда НЕ и местоимение разделяет предлог.

НЕ с местоимениями-наречиями всегда пишется слитно: негде, незачем, некуда.

Запомнить: не кто иной, как; не что иное, как; как никто иной; как ничто иное.

Правописание НЕ с числительными

НЕ с именами числительными пишется всегда раздельно.

Правописание НЕ с прилагательными, существительными и наречиями на -о, -е

Слитно Раздельно
  1. Не употребляется без НЕ: ненавистный, неуч, неуклюже.
  2. Можно заменить синонимом без НЕ: некрасивый (уродливый), недруг (враг), неслышно (тихо).
  3. Если есть слова со значением степени: очень, в высшей степени, полностью и т.д.: очень неинтересная, в высшей степени неудача, полностью неразумно.
  4. Если есть слово «никак»: никак невозможно.
  5. Если есть союз но: немаленький, но просторный; неуютно, но тепло.
  1. Если есть противопоставление с союзом а: не радостный, а грустный; не друг, а враг; не жарко, а холодно.
  2. Если есть слова вовсе не, далеко не, отнюдь не и отрицательные местоимения и наречия с приставкой ни: далеко не милый; отнюдь не красавица; вовсе не страшно; ничуть не умный.
  3. С краткими прилагательными, не имеющими полной формы (должен, рад, готов, обязан) или имеющими в полной форме другое значение (видный - виден): не рад встрече; город не виден.
  4. НЕ с наречиями на -о, -е: не насквозь.
  5. Со словами категории состояния: не страшно.
  6. С прилагательными и наречиями в форме степеней сравнения: не хуже, не самый лучший.
  7. С притяжательными и относительными прилагательными, с прилагательными, обозначающими цвета: не кирпичный; не мамин; не зеленый.

Примечание. Следует быть внимательным в написании НЕ со словами при наличии слова «совсем». Если оно имеет значение «совершенно, очень», НЕ пишется слитно. Если имеет значение «отнюдь» - раздельно.

Например:
Совсем неувлекательное путешествие (= очень неувлекательное путешествие).
Совсем не случайное слово (отнюдь не случайное слово). Правописание кратких прилагательных, имеющих полную форму, подчиняется правилам правописания полных прилагательных.

Применяя данное правило, рассуждайте так: (не) просохшая после дождя земля . При полном причастии просохшая есть зависимые слова: не просохшая (после чего?) после дождя . Значит, не здесь следует писать раздельно: не просохшая после дождя земля .

153. Проанализируйте текст и назовите элементы разговорного стиля. Спишите, заменяя выделенные глаголы прошедшего времени краткими страдательными причастиями прошедшего времени. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

Ты говоришь, Петя, что наша сп..ртивная площа..ка буд..т через день-два готова. Я с тобой (не) согласен. До полной г..товности ещё д..леко. В сектор для прыжков не пр..везли песок. Беговую дорожку не выровняли и не <.i>разметили. Щиты к столбам на баскетбольной площадке не пр..крепили . Строительный мусор не убрали . При самой энергичной работе мы со всеми этими (не)доделками едва справ..мся за неделю.

выровненный

154. Спишите, устно указывая условия слитного или раздельного написания не с причастиями.

1. (Не)прекр..щающийся весь день шум ливня. (Не)прекр..щающийся шум ливня. 2. (Не)про..снившийся небосклон. (Не)про..снившийся после бури небосклон. 3. (Не)скоше(н, нн)ая трава. (Не)скоше(н, нн)ая на лугу трава. 4. Ещё (не)вспаха(н, нн)ое поле. (Не)вспаха(н, нн)ое поле. 5. (Не)сдела(н, нн)ая (во)время работа пр..учает к бе..делью.

прекратитъ

155. Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя на месте пропусков зависимые от причастий слова. Обозначьте причастные обороты.

  1. Н..чего не стоят (не)подкреплё..ые _ _ _ слова.
  2. Ученик (не)ув..жающий _ _ _ сам не заслуживает уважения.
  3. (Не)пр..ученному _ _ _ ребёнку будет очень трудно в жизн...
  4. Пустой тратой врем..ни надо считать выступление (не)содержащее _ _ _ .
  5. Ученик (не)выполнивший _ _ _ не сможет как следует понять об..снение нового материала.
  6. А на каком основан.. ты (не)помогавший _ _ _ претендуешь на помощь товарищей?

претензия
претендовать

156. Спишите. Обозначьте вид и время причастий. В каком предложении вы написали не с причастием слитно, хотя в предложении есть противопоставление? Подчеркните грамматические основы предложений.

  1. Учащимся нужны (не)вызубренные, а осозн..нные правила.
  2. (Не)обдуманный, а опр..метчивый поступок часто пр..водит к печальн..м последствиям.
  3. Вд..леке слыш..тся гром, (не)раскатывающийся, а глухо р..кочущий.
  4. В пала..ке мы увидели (не)разброс..нные, а аккуратно слож..нные рюкзаки.
  5. Дорога шла между полей (не)созревшей, но уже пр..нявшей восковую окраску пшениц...
  6. (Не)сморщ..нные, мелкие листочки, а уже сочные, большие листья покрывали деревья.

157. Прочитайте, передавая голосом состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Какова его основная мысль? Разделите текст на абзацы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте приставку не- . Подчеркните причастия как члены предложения. Какие из синонимов к выделенному слову были бы уместны в тексте?

(Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая з..ря ещё (не)закрытая чёрной приближающейся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не)прекращавш..йся в течение целого часа. Сквозь (не)занавеш..нные окна постоянно видна была молния. (Не)смолкавшие ни на м..нуту раскаты грома сковали нас и держали в состоян.. (не)прекращавшегося страха. Казалось, что какая(то) сила сн..сет наш домик стоящий на высоком берегу реки.

(С. Аксаков)

страшный
устрашающий
ужасающий
ужасный
чудовищный
жуткий
грозный
зловещий
грозный

158. Назовите виды орфограмм, связанных с правописанием не . Сопоставьте примеры и определите, какие из них включены в ту или иную группу слов ошибочно. Спишите, исправляя эти недостатки.

  1. (Не)навис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)навид..щий, (не)годующий, (не)брежность, (не)лепость, (не)правильный.
  2. (Не)верное предположение, (не)умелая попы..ка, (не)высокое мнение, (не)замеч..нная оплошность, (не)ра..говорчивый сосед.
  3. План (не)продуман. Ошибка (не)исправл..на. Пример (не)приведён. Обещание (не)выполн..но. Ра..сказ (не)оконч..н.
  4. Ветер ворвался через (не)закрытое окно. На столе стоял (не)тронутый завтр..к. Телефон до сих пор (не)отремонтиров..н.

159. Вспомните виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не со словами разных частей речи. Запишите по три примера, обозначая условия выбора слитного или раздельного написания.

Ошибки в правописании не с причастиями объясняются не незнанием правил, а неумением отличать причастия от прилагательных. Наиболее важные грамматические сведения о причастии даны в § 20-- 23. Усвоение их - основное условие приобретения устойчивых навыков правописания не с причастиями и прилагательными.

Не с краткими причастиями

С краткими причастиями, так же как и с другими глагольными формами (неопределенной формой, личными формами, формами повелительного наклонения, деепричастием), частица не пишется раздельно: статья не написана; роман не прочитан; план не выполнен; письмо не доставлено; не сказано ни слова; стол не накрыт; Все дома приплюснуты, давно не штукатурены, крыши не крашены, ставни затворены (Ч.); Путь не проторен, не измерен, но он всегда ведёт к весне (Алиг.); Однако концерт всё же был не окончен, или, вернее, не начат (Баж.).

Примечания: 1. С краткими формами причастий не пишется слитно, если краткая форма образована от глагола с приставкой недо-: план недовыполнен; роман недооценён критикой; Чего недодано тебе [Сибири], так это песни, здесь рождённой (Тв.); Она умна, но ум её недовоспитан (Ч.); В этом случае нефть бывает неё о насыщена (газ.). Но: Много дел не доделано в прежние годы (Пр.) - причастие образовано от глагола доделать ("закончить, довести до конца").

2. Следует различать краткие формы^причастий и краткие формы прилагатель-ных, возникших на базе причастий; ср.: Вино не выдержано нужный срок.- Девочка невыдержанна, капризна; Группа для изучения иностранного языка так и не обра-зована.-Девушка была хотя и необразованна, но сообразительна; Его представления о счастье не ограничены узким миром семьи. - Неограниченно и беспредельно счастье, которое человек черпает из полноты своих растущих душевных сил (А. Т.). Краткие формы причастий с частицей не и краткие формы прилагательных с приставкой не- можно различать, во-первых, по значению (прилагательное всегда имеет другое значение), во-вторых, путем постановки грамматических вопросов (прилагательное отвечает на вопросы «каков?», «какова?», «каковы?», к причастию же эти вопросы поставить нельзя). Кроме того, страдательные причастия прошедшего времени управляют творительным падежом деятеля, прилагательные же не сочетаются с формой творительного падежа.

3. Слова типа неуязвим, неувядаем, непоколебим являются прилагательными (не причастиями!; подробно см, ниже).

Не с полными причастиями

С полными формами причастий не может писаться и слитно, и раздельно.

1. Частица не с причастием пишется слитно:

1) если причастие образовано от глагола, который без не не употребляется: ненавидящий, ненавидевший (ненавидеть); недомогающий (недомогать); недоумевающий (недоумевать);

2) если причастие образовано от глагола с приставкой недо-: Осень досылала земле своё нежаркое, недоданное за лето солнце (Поч.); Нужно ли говорить, как я обрадовался возможности... заново открыть для себя поэта, недооценённого в своё время (Рыл.); Спи, недопонятая мною, спи!.. Спи, недолюбленная, спи... (Луг.);

3) если при причастии нет пояснительных слов; при отсутствии пояснительных слов не с причастием образуют единое смысловое целое, поэтому создается возможность для синонимической замены (синоним нередко есть в самом предложении): Вронский тоже поднялся и в н а-гнутом, невыпрямленном состоянии исподлобья глядел на него (Л. Т.); Много зародившихся в детстве желаний он [И. Ильф] нёс сквозь жизнь свежими, непотухшими (Ол.); Нержавеющей, бессмертной сталью облик твой запечатлят простой (Берг.). Ср. также:

Невыспавшиеся девицы стояли рядом, взапуски позёвывая... (Ч.) - причастие можно заменить синонимом сонные

Такую богатую пищу воображению даёте Вы несколькими незначащими штрихами... (Бл.) - причастие можно заменить синонимами простыми, обычными

Первые десять часов прошли в непрекращавшейся борьбе со сплошным хаосом волн (газ.) - причастие можно заменить синонимами постоянной, беспрестанной

Сгнило в стогах сено, сложенное непросохшим; Непросохшую одежду спешно пялит на себя (Тв.) - причастия можно заменить синонимами сырую, влажную

Примечания: 1. Сочетание ««е-|-одиночное прич.» не легко заменить синонимом: в языке создается много индивидуальных образований, для которых отнюдь не просто найти синонимический вариант. Поэтому запомните: отсутствие пояснительных слов при причастии в большинстве случаев требует слитного написания не с данным причастием (создается новое слово).

Глядит на гребни штормовые давно не спавший командир (Ойсл.) - есть пояснительное слово, заменить причастие с не синонимом нельзя

В это время Дюрок увидел меня и, покинув беседу, подошёл с ничего не значащим видом (Грин) - есть пояснительное слово, заменить причастие с не синонимом нельзя

Не прекращавшийся в течение суток дождь смыл все переправы - есть поясни-тельные слова, заменить причастие с не синонимом нельзя

С трудом натянул на себя не просохшую за ночь одежду- есть пояснительные слова, заменить причастие с не синонимом нельзя

2. При отсутствии пояснительных слов раздельное написание не с причастиями возможно в двух случаях: 1) при противопоставлении: Всей душой я вдруг почувствовал в ней не просто девочку, а трагическую героиню какого-то подлинного, а не выдуманного... будущего романа (Кат.); 2) при логически подчеркнутом отрицании: Не спешащего Ефремова я не видел (Св.).

4) если в качестве пояснительных слов при причастии выступают количественные наречия почти, отчасти, весьма, довольно, гораздо, вполне, полностью, очень, абсолютно, слишком, крайне, совершенно, в высшей степени и др.: почти ^отредактированная рукопись; совершенно неосвоенная область; в высшей степени неоправданное заявление; крайне необоснованное решение; Есть связи между людьми совершен-н о нгвысказываетые (Бл.); Ты будешь плыть через громадные, абсолютно неисследованные пространства (газ.); Затем прокурор... осмотрел колючую проволоку, оставшуюся почти нетронутой (Нил.). Но если в предложении кроме наречий степени есть другие пояснительные слова, то не с причастием пишется раздельно: Его белое, совершенно не тронутое загаром тело мертвенно просвечивает через пласты воды (Гриб.) - здесь наречие совершенно усиливает отрицание; замена словосочетания не тронутое синонимом (или синонимическим оборотом) «разрушает» предложение.

Примечание. Если при причастии имеется наречие совсем или его синоним вовсе (разг.), то не с причастием может писаться и слитно, и раздельно. Слитное написание возможно в том случае, если совсем, вовсе имеют значение "совершенно, абсолютно" и усиливают то новое значение, которое приобрело причастие в сочетании с не: И сейчас же... [Маяковский] вышел вслед за Норой Полонской на тёмную, совсем неосвещенную лестницу (Кат.) - "на темную, совершенно (абсолютно) неосвещенную лестницу", наречие совсем можно заменить словом вовсе; И вот, совсем неподготовленную, вы ввели меня в свой круг (Остр.)-"совершенно (абсолютно) неподготовленную"; ...Иные блюда оттого остыли, а другие принимались вовсе нетронутыми (Г.) - "совсем (совершенно, абсолютно) нетронутыми".

Если наречия совсем, вовсе подчеркивают, что явление не относится к числу тех, которые называются причастием без не, частица с причастием пишется р а з д е л ь-н о: совсем не выдуманная история, вовсе не выдуманная история.

2. Частица не с причастием пишется раздельно, если при причастии есть пояснительные слова (не количественные наречия): На столе напёрсток, не довязанный старушкою чулок (Ч.); Всё это - стихи, нигде не напечатанные и написанные залпом на этих днях (Бл.); Если не считать этой, открыто не высказанной неудовлетворенности, во всём остальном они неплохо ладили с Коровиным (Е. М.); Его перу принадлежит не издававшаяся почти тридцать лет книга (Шт.); На экране ничто не проходит незаметным: ни одно психологически не оправданное переживание, выражение лица, ни один неоправданный жест (А. Лев.; неоправданный пишется слитно, потому что нет пояснительных слов; ни один относится к существительному жест).

Примечания: 1. Следует отличать причастия с пояснительными словами и частицей не от прилагательных с приставкой не, которые возникли на базе соответ-ствующих причастий; ср.: не организованные в нужное время строительные студен-ческие бригады - неорганизованный в работе человек ("разболтанный, несобранный, недисциплинированный"); не выдержанные в карантине дети - невыдержанные в спорах товарищи ("не умеющие владеть собой, вспыльчивые, горячие"); не подготовленное к началу учебного года здание школы - неподготовленный по физике ученик ("плохо знающий физику, отстающий по физике"); инженер, не успевающий закончить к сроку проект - ученик, неуспевающий по русскому языку ("отстающий по русскому языку"). Как можно заметить, прилагательные с не- имеют «свое» значение и даже при наличии пояснительных слов легко заменяются синонимами (что невозможно сделать, если при причастии есть пояснительные слова). Страдательные причастия и похожие на них прилагательные различаются и грамматически. Страдательные причастия управляют дополнением в форме творительного падежа: не организованные (кем?) студенческие строительные отряды; не подготовленное (кем?) здание школы. При прилагательных творительный падеж невозможен - нельзя сказать: «неорганизованный (кем?) в работе человек»; «неподготовленный (кем?) ученик» (в значении "отстающий, плохо знающий").

Частица не с прилагательными (типа неорганизованный, невыдержанный, непод-готовленный, неуспевающий) пишется слитно или раздельно по правилам написания не с прилагательными (см. далее). Здесь только отметим, что из всех пояснительных слов, которые возможны при них, на необходимость писать раздельно указывают по-яснительные слова, начинающиеся с ни (отрицательные местоимения и местоименные наречия), а также далеко, отнюдь и совсем, вовсе ("отнюдь"): нисколько (отнюдь) не выдержанный человек, ни в каком отношении (совсем) не подготовленный ученик.

2. Правило о раздельном написании не с причастиями при наличии пояснитель-ных слов не распространяется на причастия, которые перешли в прилагательные и которые при сложении с частицей не получили новое значение: невиданный ("необычный, поразительный, исключительный"), невидимый ("скрытый от взора, недоступный взору"), незабываемый ("памятный"), необитаемый ("пустынный, не имеющий населения"), неслыханный ("поразительный, небывалый") и др. В отличие от страдательных причастий эти образования не управляют существительными или местоимениями в форме творительного падежа [нельзя сказать: «обитаемый людьми остров», «забываемое нами (мной) событие», «виданное нами чудо»].

Слитное или раздельное написание не с подобными словами регламентируется правилами написания не с прилагательными. Практически же не с подобными словами пишется раздельно только в одном случае - если в качестве пояснительных слов выступают слова с ни (отрицательные местоимения и наречия, а также повторяющийся союз ни...ни): Чудесное, никогда не виданное зрелище очаровывает.меня (Купр.). При других пояснительных словах не с бывшими причастиями пишется слитно: И сама я невидима вражьему глазу (Алиг.); Звёзды, невидимые прежде, засверкали в поле телескопа неведомыми мирами; Примерно в тот же час... внизу, у берега, невидимого с позиций Воропаева, начинал покряхтывать пулемёт (П. П.).

3. Правило о раздельном написании не с причастиями при наличии пояснительных слов не распространяется и на широко употребляющиеся в языке прилагательные на -мый (осложненные, как правило, частицей не), которые внешне похожи на страдательные причастия в форме настоящего времени: невообразимый шум, непоправимая ошибка, непреодолимое препятствие, нескончаемый разговор, нестерпимый жар, невосполнимые потери, неоценимая услуга, неуловимая разница, неукротимая ненависть, непоколебимая уверенность, независимый человек. Прилагательные на -мый образуются непосредственно от глаголов и никогда в функции причастий не выступают. Поэтому они не сочетаются с формой творительного падежа (нельзя поставить вопросы «кем?», «чем?»). Многие подобные прилагательные без не не употребляются: невообразимый, неизгладимый, неистощимый, неотвратимый, нерушимый, несгибаемый, несгораемый, нескончаемый, нестерпимый и др.75. Другие, хотя и в редких случаях, употребляются и без не: Для меня мыслима и приемлема будущая Россия как великая демократия (Бл.); Всё различимо, близко, будто уже найдено (Бл.).

Прилагательные на -мый (и в полной, и в краткой форме) пишутся раздельно с не, если в предложении есть пояснительные слова, начинающиеся с ни: ни с чем не сравнимое видение гор (Бл.); Не слышима никем проносится звезда (Инб.); Тебе приметы дороги, что никому не зримы (Тв.). Но: Как будто издали ему грозит ничем неотвратимая опасность (Алиг.) - прилагательное без не не употребляется. При других пояснительных словах, так же как и при отсутствии пояснительных слов, прилагательные на -мый пишутся с не с л и т н о: Вода, как и другие жидкости, практически несжимаема; Жизненный путь Щепкиной-Куперник неотделим от театра; Различные жиры... имеют в своём составе незаменимые для организма вещества.

Ниже даются комментарии к слитным и раздельным написаниям частицы не с глагольными формами:

1. Возможности для классической оперной формы не исчерпаны и неисчерпаемы (газ.) - краткая форма причастия исчерпаны (управляет творительным падежом) пишется с не раздельно; краткая форма прилагательного на -мый (не управляет творительным падежом) с не пишется всегда слитно, кроме тех случаев, когда пояснительными словами являются слова, начинающиеся с ни, или далеко, отнюдь, а также совсем, вовсе в значении "отнюдь".

2. В её прекрасных чертах было что-то недоконченное, невыс-казавшееся; им недоставало одной искры, одного удара резцом... (Герц.) - одиночные причастия недоконченное, невысказавшееся можно заменить синонимами; недоставало - форма прошедшего времени от глагола недоставать.

3. На давно не подметавшихся улицах ветер шелестел опадавшей листвой - причастие с пояснительным словом (не количественным наречием).

4. Человеческая память обладает пока ещё необъяснимым свойством навсегда запечатлевать всякие пустяки (Кат.) - прилагательное (не управляет творительным падежом) можно заменить синонимами странный, необычный.

5. Знакомый мир возникал на холстах, но было в нём что-то своё, не передаваемое скупыми человеческими словами (Пауст.) - причастие с пояснительными словами.

6. Лёд и льдистый грунт практически непроницаемы (газ.) - форма прилагательного на -мый (не управляет творительным падежом), пояснительное слово практически не учитывается.

7. А ведь замыслов, которые зародились у Тургенева в Спасском, но которые остались не доведёнными до конца или совсем неосуществлёнными, было множество (газ.) - причастие от глагола довести с пояснительными словами; неосуществлёнными - причастие в функции прилагательного, наречие степени совсем имеет значение "совершенно".

8. Сверху нас поливал ни н а минуту не прекращавшийся холодный, осенний дождь (Ис.) - причастие с пояснительными словами. v 9. Алькина кровать стояла всё ещё нетронутой - одиночное причастие; всё ещё является частицей, усиливающей значение слова нетронутой.

Для каждой части речи есть правило слитного или раздельного написания с частицей НЕ. Причастие содержит одновременно признаки глагола и прилагательного, поэтому правило его написания с НЕ является одним из самых сложных. На уроке вы разберете все особенности написания причастий с НЕ, а также научитесь различать причастие от отглагольного прилагательного.

Русский язык в схемах и таблицах. Правописание НЕ с причастиями.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

Правописание причастий. Упражнения.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Дата проведения: 29. 10. 2015

Предмет, класс : русский язык, 7 класс

Цель урока: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление правила написания не с причастиями.

Задачи урока:

    Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о написании не с существительными, прилагательными, глаголами;

2) отработка умения правильного написания не с причастиями;

3) закрепление навыков правописания;

    обучение умению связно излагать свои мысли.

    Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

    Воспитательные:

    воспитание ответственности за качество своих знаний;

    воспитание любви к родному русскому языку

    формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, т ехнология здоровьесбережения.

Формы организации урока: индивидуальная работа, работа в группах, работа с текстом.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

    Организационный момент.

Психологический настрой.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

Я рада приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы лучше и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

II. Введение в ситуацию урока. Пунктуационный диктант

1)(Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

2) Светлая полоса, еще (не) закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.

3) Ошибка пилота была мною (не) замечена.

4) Лежала (не) прочитанная, а просмотренная книга.

5) Она посмотрела (не) годующим взглядом.

Ученик выходит к доске, объясняет, сколько знаков препинания он поставил и почему, выделяет причастные обороты графически.

III. Самостоятельное формулирование учащимися темы урока .

В словах какой части речи нужно раскрыть скобки? (У причастиий)

Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)

Какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Слитное и раздельное написание не с причастиями). Запишите в тетрадях.

IV. Мотивация, целеполагание:

1. Частота слов на данную орфограмму

Ребята, как вы думаете, часто ли встречаются в текстах слова на данную орфограмму? (Да. Поэтому мы должны знать слитное и раздельное написание не с причастиями)

2. Степень новизны темы:

Раньше мы когда-нибудь знакомились с правилом написания не с причастиями? (Нет)

3. Целеполагание:

Какую мы сегодня поставим перед собой цель? (Познакомиться с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями)

V. Изучение нового материала и повторение правописания не с другими частями речи. Заполнение таблицы.

- Написание не с какими частями речи мы уже изучили? Вспомним.

1.У доски и в тетрадях.

Небрежный взгляд, наступило ненастье, мне нездоровится;

Не добро, а зло, не правдивый, а лживый

Вывод.

2. Посмотрите на экран. Подберите к причастию зависимое слово

Неотправленное письмо – не отправленное мною письмо

Запишите словосочетания, определите главное слово и зависимое.

Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

Вывод.

3. Посмотрите на экран

Письмо не дописано, задача не решена.

Какие это причастия? (Краткие)

Вывод.

Теперь сформулируем все правило полностью. Смотрим на экран.

Раздать таблицы с правилом учащимся.

Не с причастиями пишется

Слитно:

Раздельно:

1. Если причастие без НЕ не употребляется:

Он обратил внимание на её негодующий взгляд.

2. Если причастие не имеет зависимых слов:

На столе лежала непрочитанная книга .

На вершинах гор лежали нетающие снега.

Кроме наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени:

Совершенно неподготовленный ответ , крайн е необоснованное заявление.

1.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Это была не законченная, а только что начатая работа.

2.Если причастие имеет зависимые слова:

На столе лежала не прочитанная мною книга.

На вершинах гор лежали никогда не тающие снега .

3.Если это краткое причастие:

Задача не решена.

Задание не подготовлено.

- Посмотрите внимательно. Что здесь появилось новое? (Есть наречия меры и степени: совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени, которые не будут считаться зависимыми словами и их надо запомнить, причастия будут писаться слитно). Что поможет запомнить? (Вопрос наречия: как? в какой степени? в какой мере?)

VI . Закрепление.

1.Вернемся к нашим предложениям. Раскроем скобки. У доски и в тетрадях.

1)Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне.(Нет зависимого слова).

2) Светлая полоса, еще не закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.(Есть зависимое слово еще) .

3) Ошибка пилота была мною не замечена.(Краткое причастие).

4) Лежала не прочитанная, а просмотренная книга.(Есть противопоставление).

5) Она посмотрела негодующим взглядом. (Причастие без не не употребляется).

Приставки выделить, частицу НЕ подчеркнуть, где нужно указать зависимые слова, то есть подчеркнуть причастный оборот.

2. Составьте предложения с парами слов. Укажите условия написания НЕ с причастиями.

1) незамеченный - не замеченный

2) непокрашенный – не покрашенный

3) нерастаявший – не растаявший

4) неизбалованный – не избалованный

3. Физкультминутка.

Руки перед собой. Учитель говорит начало предложения, если не слитно- руки вверх, если раздельно - руки в стороны.

Если причастие без НЕ не употребляется, то оно пишется (руки вверх);

Если в предложении есть противопоставление с союзом а, то причастие пишется (руки в стороны);

Краткое причастие пишется (руки в стороны);

Если причастие не имеет зависимых слов, кроме наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени, то оно пишется (руки вверх);

Если причастие имеет зависимые слова, то оно пишется (руки в стороны).

4 . Задание с использованием регионального компонента

А теперь выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Объясните написание.

1.Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.

2.Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.

3.Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) скошенные луга.

4.Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.

5. Игра "Дай задание", работа у доски.

Учитель: Один ученик выходит к доске и записывает свой собственный пример на правило, выделяет орфограмму, например, НЕ с краткими причастиями. Затем передает мел следующему ученику, задав другое правило, например, НЕ с противопоставлением и т.д., пока весь класс не поработает у доски. Одних и тех же учащихся вызывать нельзя, а вот правила могут повторяться, ребята должны сами придумать словосочетания. (Развивается речь и сообразительность, ребята взаимопроверяют друг друга. Те, кто не у доски, записывают примеры в тетрадь).

Пример: НЕ с одиночным причастием - Невыдуманная история, НЕ с противопоставлением - Не рассказанный анекдот, а прочитанный, НЕ с причастием, не употребляющимся без НЕ - негодующий человек, НЕ с кратким причастием - задание не выполнено, НЕ с причастным оборотом - не растаявший от солнца снег и т.д.

6. Занимательный материал. Г. Остер предлагает вашему вниманию детские приметы и суеверия.

Прочитайте предложения. Объясните орфограммы, встречающиеся в данных предложениях. Выпишите два – три понравившихся предложения, проверьте по образцу.

Вопрос: Чем интересны эти «детские примеры»? Чем они интересны для вас?

Григорий Остер - русский писатель, сценарист, драматург, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2007).

Автор многих популярных произведений для детей, таких как: «Сказка с подробностями», «Папамамалогия», «Воспитание взрослых», «Бабушка удава», «Вредные советы», «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее».

Он так же является автором сценария мультфильмов «38 попугаев», «Попался, который кусался», «Котёнок по имени Гав», «Обезьянки» и др., художественного фильма «До первой крови».

Г.Остер «Детские приметы и суеверия». Прочитайте. Чем интересны эти «детские приметы»? (В юмористической форме говорит о правилах поведения, нормахжизни). Объясните написание. Спишите 2-3 понравившихся предложения.

Проверим.

    Съевшего не мытые овощи постигнет тяжкая участь.

    Не стриженные ногти пр и водят к царапинам на друзьях.

    Не завязанные, а болтающиеся шнурки – предвес т ники разбитого носа.

    Не выученные уроки - к огорчению.

5)Не сказанная тобой глупость не уронит тебя в глазах товарищей.

7. Работа с текстом. Прочитайте. Определите стиль текста, тип речи.

Спишите, раскрывая скобки, расставьте знаки препинания.

Взаимопроверка.

На берегу Лены

Горы ещё (не) освещённые солнцем выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор покрытых (не) проходимыми лесами проносились клочья тумана а внизу стояли (не) проницаемые сумерки. Река Лена ещё (не) скованная льдом мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер (не) прогнавший остатки ночного тумана забирался под одежду. Вдруг на вершине утёса вспыхнули и засветились верхушки ещё (не) потерявших игл лиственниц. Первый луч ещё (не) взошедшего для нас солнца коснулся утёса.

(По И. Соколову-Микитову)

На берегу Лены

Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор, покрытых непроходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли непроницаемые сумерки. Река Лена, ещё не скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. Вдруг на вершине утёса вспыхнули и засветились верхушки ещё не потерявших игл лиственниц. Первый луч ещё не взошедшего для нас солнца коснулся утёса.

(По И. Соколову-Микитову)

Выполним морфологический разбор причастия прогнавший

Прогнавший – причастие.

    Ветер (какой?) прогнавший.

    Н. ф. – прогнавший

Пост. – дейст., прош. вр., сов. вид; непост. – в им. пад, ед. ч., м. р.

    Ветер (какой?) прогнавший.

8. Контрольный тест. Самопроверка.

А1. В каком примере НЕ пишется раздельно?

А) (не)лепый поступок

Б) (не)опасное существо

В) (не) зависеть от родителей

Г) (не)выполненное задание

А 2. В каком примере НЕ пишется раздельно?

А) (не)замерзающий пруд

Б) (не)изученный материал

В) (не)годующий взгляд

Г) ещё (не)изученный материал

А 3. В каком примере НЕ пишется слитно?

А) стены были (не)окрашены

Б) (не)объяснимое явление

В) ещё (не) просохшая земля

Г) план до конца (не) продуман

А4. В каком примере НЕ пишется слитно?

А) (не)удачный день

Б) (не) успевающий по математике

В) давно (не)чищенные ботинки

Г) птица (не) поймана

А 5. В каком примере НЕ пишется раздельно?

А) (не)убранные игрушки

Б) (не) написанное письмо

В) (не)написанное, а напечатанное письмо

Г) (не)утихающий дождь

В1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (НЕ)МЕРКНУЩЕЙ с годами свежести, таинственности и величавости.
2) Дон в месте переправы далеко (НЕ)ШИРОКИЙ, всего около сорока метров.
3) По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (НЕ)БУДЕТ».
4) (НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ сильный восточный ветер поднял большие волны.

5) Бунин рисует в рассказе(НЕ)ОПРЕДЕЛЁННУЮ личность, а устоявшийся социальный тип.

___________________________

Ответы. Оценки

А1-В

А 2-Г

А3-Б

А4-А

А5-В

В1 непрекращавшийся

VII . Подведение итогов урока

Достигли мы поставленной в начале урока цели?

VIII . Дифференцированное домашнее задание.

    Упр. 155

    Выучить правило по таблице.

    Карточки. Продолжить текст, используя причастия с НЕ. (сильный уровень)

Примеры карточки.

Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания

Солнце (не)видимое уже за г..ризонтом освещает кусоч..к неба. Вот в небе заг..релись бл..стящие звёздочки. Их (не)унывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!

    Тест

IX . Рефлексия.

Учитель дает ученику лист с напечатанным текстом (лучше на цветном А-4). Нужно продолжить фразы.

Сегодня на уроке мы изучили тему…….

Я узнал(а)……….

Я научился (ась)…………

Для меня было сложным………

Мне понравилось …………..

Самоанализ открытого урока русского языка

Вам также будет интересно:

Как приготовить тушеные баклажаны с овощами
Синенькие – так величают еще баклажаны. Из этого гастрономического продукта с...
Число гуа в учении фен-шуй
Символика чисел в давние времена обладала магической силой, но и по сей день она...
Тату-обереги для девушек: фото и значение Татуировки от сглаза и порчи для девушек
Сглазу, негативу и отрицательным энергетическим потокам со стороны недоброжелателей могут...
Фучжу – рецепт приготовления блюда из корейской соевой спаржи в домашних условиях Как приготовить соевую спаржу
Соевая спаржа – весьма необычный и неоднозначный продукт. Но если приготовить его...
Суп из морской капусты Суп из замороженной морской капусты
Разнообразить ежедневный рацион можно, приготовив простой супчик с ламинарией. Для него...