Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Моссовета. Здание театра им

Я O L

История

Дом генерал-губернатора

В 1785 году после смерти Чернышёва имение было выкуплено в счёт казны у его наследников. В 1790-х годах проходила реконструкция усадьбы по проекту Матвея Казакова . К тому моменту она получила название «Тверской казённый дом, занимаемый генерал-губернатором» и являлась одной из крупнейших административных построек вне стен Кремля . Для отопления помещений в здании находились 182 голландских , 52 русских и 17 духовых печей, а также четыре камина и 12 очагов . Известно, что в дальнейшем резиденция неоднократно перестраивалась в соответствии с требованиями и вкусами действующего градоначальника. К концу XVIII века перед особняком обустроили военный плац , а в 1806 году в помещениях была устроена домовая церковь, просуществовавшая до 1921-го .

Резиденция градоначальника уцелела во время столичных пожаров 1812 года , однако сильно пострадала от вандализма французских войск. Солдаты использовали деревянные двери и паркет для растопки печей и каминов. Восстановление дворца началось только в 1814-м при генерал-губернаторе Александре Тормасове под руководством архитектора В. Мирошевского. Уже через год в стенах дома был дан приём в честь дня рождения императора Александра I . Некоторые исследователи полагают, что именно в этот период безордерную архитектурную композицию Казакова дополнили коринфскими пилястрами . В 1823-м строение было повреждено пожаром, восстановление после которого заняло более двух лет. Позднее, в 1839 году, часть дворовых флигелей переоборудовали под чиновничьи квартиры .

Во время пребывания на посту губернатора князя Сергея Александровича в здании прошла масштабная реконструкция под руководством архитектора Николая Султанова . Имение оборудовали водопроводом , отопительной системой, электричеством , установили два лифта , а также перестроили конюшню под гаражное помещение. По велению князя была организована выставка портретов всех московских градоначальников, а также коллекцию презентов, подаренных администрации города .

В 1929-1930 годах дом был перестроен по проекту архитектора Ивана Фомина . Усадебный комплекс дополнили новым шестиэтажным корпусом в стиле конструктивизм . Он расположился с тыльной стороны дворца на месте разобранных старинных флигелей. Строение отделялось от главного здания каменными арками с переходами .

В 1937 году во время расширения Тверской улицы (на тот момент - Горького), здание Моссовета оказалось выдвинуто за красную линию на 13,65 метра. Историческую постройку было решено сохранить и передвинуть дом на необходимое расстояние. Реализация проекта осложнялась значительным возрастом строения и его конструктивными особенности: фундамент белого камня не отличался прочностью, а на первом этаже здания располагался бальный зал , не имеющий внутренних опор. Кроме того, было необходимо сохранить подвалы дома, где на тот момент хранился архив. 16 сентября 1939 года начались работы по переносу дворца весом около 20 тысяч тонн. Для этих целей конструкцию укрепили металлическим каркасом и разобрали арки заднего двора, возведённые Фоминым. Транспортировка осуществлялась при большом скоплении москвичей и прессы . В целях пропаганды здание перемещали, не прерывая работы административных служащих, по слухам, это вызвало массовое увольнение сотрудников накануне . Весь процесс занял 41 минуту, что стало новым мировым рекордом по скорости перемещения здания .

К 1945 году дом Моссовета был окружён более высокими постройками, и чтобы сохранить величественный облик здания, его решили надстроить двумя этажами. Изначально план реконструкции подготовил Иван Жолтовский , однако позднее он отказался от проекта. Архитектор не желал вносить правки, предложенные председателем Моссовета Георгием Поповым :

В итоге работы перепоручили Дмитрию Чечулину , которому помогали М. В. Посохин , Н. М. Молоков и М. И. Боголепов. Чтобы старые стены нижних этажей выдержали нагрузку надстройки, их стянули массивным металло-кирпичным поясом, замаскировав его снаружи широким карнизом . Кроме того, каркас здания укрепили 24 металлическими колоннами . Нижнюю часть главного фасада дополнили пилястрами колоссального ордера , а верхний ярус - восьмиколонным портиком . Центральный вход расширили и он приобрёл сходство с Триумфальной аркой , что было характерно для архитектуры того времени. Дом перекрасили из жёлтого цвета в тёмно-красный, выделив отдельные части белым. Стены декорировали барельефами работы скульптора Николая Томского и гербом СССР . Внутреннее убранство усадьбы было отреставрировано под руководством архитекторов Г. М. Вульфсона, А. Шерстневой и П. Д. Корина . В честь 800-летия Москвы на воротах здания был установлен массивный бронзовый термометр . В 1988 году прошла частичная реставрация внутренних помещений дворца с восстановлением исторических интерьеров .

Современность

В 1993 году Моссовет был упразднён, а строение на Тверской переоборудовали под резиденцию мэра Москвы . В 1994 году портреты столичных генерал-губернаторов вернули из музейных хранилищ в парадные залы дома. В это же время советскую символику , украшавшую фронтон дома, заменили гербом Москвы .

С 2002 года здание мэрии участвует в программе «Дни исторического и культурного наследия Москвы ». Первую экскурсию по бывшей резиденции генерал-губернаторов для школьников провёл мэр города Юрий Лужков . Традиционно на Красную горку в стенах дома проводят бракосочетания москвичей . Возле строения неоднократно проходили митинги и одиночные пикеты с целью привлечения внимания общественности .

Примечания

  1. , с. 186.
  2. Молева Н. М. Боярские дворы . - Москва: АСТ, 2008. - 416 с. - ISBN 978-5-7390-2140-3 .
  3. Георгий Олтаржевский. Великое переселение домов (неопр.) . Мослента (24 июня 2017). Дата обращения 4 мая 2018.
  4. , с. 52-53.
  5. Леонид Репин. Как здание мэрии продали англичанам (неопр.) . Комсомольская правда (2008-12-3). Дата обращения 4 мая 2018.
  6. Гиляровский В. А. Москва и москвичи . - Москва: АСТ, 2005. - Т. 4. - 512 с. - ISBN 5-271-11652-2 .
  7. Мэрия Москвы. Балы у градоначальника. (неопр.) . Прогулки по Москве (2012). Дата обращения 5 мая 2018.
  8. , с. 8.
  9. Дома-передвижники: как и куда переезжали здания в Москве (неопр.) . .Россия Сегодня (13 марта 2015). Дата обращения 4 мая 2018.
  10. Дом генерал-губернатора (Мэрия) (неопр.) . Узнай Москву (2013). Дата обращения 4 мая 2018.
  11. Ольга Татарченко. В 50-е годы Москва прирастала деревнями (неопр.) . Коммерсантъ (16 августа 1997). Дата обращения 24 апреля 2018.
  12. Вадим Басс. О чем говорит здание мэрии Москвы (неопр.) . Arzamas (2017). Дата обращения 4 мая 2018.
  13. Фасад здания мэрии на Тверской обследуют для последующей реставрации (неопр.) . Россия сегодня (6 мая 2013). Дата обращения 4 мая 2018.
  14. Указ президента Российско Федераци о прекращении полномочий Московского городского Совета народных депутатов, Зеленоградского городского Совета народных депутатов, районных Советов народных депутатов, поселковых и сельского Советов народных депутатов в г. Москве (неопр.) . Администрация Президента России (20993-09-21). Дата обращения 4 мая 2018.

Теперь перед зданием Моссовета (Мэрии Москвы) стоит высокий памятник Юрию Долгорукому (арх.С.Орлов, установлен в 1954г.), а вокруг него парковка, и площадь не смотрится так эффектно.


Фото с Photosight

Здание Моссовета приобрело сегодняшний облик в 1946-1947, когда бывший "Тверской казённый дом" был надстроен двумя этажами архитектором Д. Чечулиным при участии М. Посохина, М. Боголепова, Г. Вульфсона.

"Полтораста лет стоит на Тверской дом, в котором помещается теперь Моссовет. Выстроил его в 1782 году, по проекту знаменитого архитектора Казакова, граф Чернышев, московский генерал-губернатор, и с той поры дом этот вплоть до революции был бессменно генерал-губернаторским домом..." Владимир Гиляровский. Москва и москвичи


Дом московских генерал-губернаторов. 1782г. арх. М. Казаков.

"В этом доме происходили торжественные приемы и блестящие балы, устраивать которые особенно любил в восьмидесятых годах князь В. А. Долгоруков, правивший столицей в патриархальном порядке. На его балах бывала вся Москва, и в роскошных залах, среди усыпанных бриллиантами великосветских дам и блестящих мундиров, можно было увидеть сапоги замоскворецких миллионеров, поддевку гласного Давыда Жадаева и долгополый сюртук ростовщика Кашина... Ростовщики и даже скупщики краденого и содержатели разбойничьих притонов бывали на этих балах, прикрытые мундирами благотворительных обществ, в которые доступ был открыт всем, кто жертвует деньги. Многие из них даже получали чины и ордена, ими прикрывали свои преступные дела, являясь недоступными для полиции.
Подъезжает в день бала к подъезду генерал-губернаторского дворца какой-нибудь Ванька Кулаков в белых штанах и расшитом "благотворительном" мундире "штатского генерала", входит в вестибюль, сбрасывает на руки швейцару соболью шубу и, отсалютовав с вельможной важностью треуголкой дежурящему в вестибюле участковому приставу, поднимается по лестнице в толпе дам и почетных гостей. А пристав, бывший гвардейский офицер, принужден ему ответить, взяв под козырек, как гостю генерал-губернатора и казначею благотворительного общества, состоящего под высочайшим покровительством... Ну как же после этого пристав может составить протокол на содержателя разбойничьего притона "Каторга", трактира на Хитровом рынке?!
Вот тут-то, на этих балах, и завязывались нужные знакомства и обделывались разные делишки, а благодушный "хозяин столицы", как тогда звали Долгорукова, окруженный стеной чиновников, скрывавших от него то, что ему не нужно было видеть, рассыпался в любезностях красивым дамам.
Сам князь, старый холостяк, жил царьком, любил всякие торжества, на которых представительствовал, В известные дни принимал у себя просителей и жалобщиков, которые, конечно, профильтровывались чиновниками, заблаговременно докладывавшими князю, кто и зачем пришел, и характеризовавшими по-своему личность просителя. Впрочем, люди, знакомые князю, имели доступ к нему в кабинет, где он и выслушивал их один и отдавал приказания чиновникам, как поступить, но скоро все забывал, и не всегда его приказания исполнялись. "

Владимир Гиляровский. Москва и москвичи
Один из анекдотов про княжение Долгорукого.

После смещения Долгорукова, новый губернатор Москвы, брат царя - Сергей Александрович Романов, произвёл перепланировку здания и полную смену интерьеров особняка (арх. Н.В. Султанов), а также оборудовал отопление, водопровод, канализацию, установил электрическое освещение, телефон и лифты. Конюшня во дворе превратилась в гараж. Позже, в 1892 была переооборудована и вновь освящена домовая церковь при доме губернатора, существовавшая с 1806. В 1902-1909 годах создавался акварельный альбом "Виды церкви, жилых и парадных комнат в дому московского генерал-губернатора", включавший в себя 14 акварелей, вмонтированных в паспарту белого картона с золотым обрезом. Рисунки были выполнены учениками и преподавателями Строгановского училища.
Изображения интерьеров из сообщества: Марфо-Мариинская Обитель Вел.Кн.Елизаветы
Размещены punto_di_vista


Барышников А.П.
Красная гостиная
42х44 см

"На стене - парадные портреты императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Мебель для парадной гостиной выполнена в стиле Империи."



Трофимов В.П.
Белая гостиная
51,5х69

"Белая гостиная была одним из парадных залов на третьем этаже дворца. Росписи и лепной декор сохранились здесь с 1820-х годов, мебель же была изготовлена в стиле позднего классицизма."



Барышников А.П.
Внутренний кабинет великого князя Сергея Александровича
49х67



Нивинский И.И.
Собственная гостиная Великой княгини Елизаветы Федоровны
32х40



Нивинский И.И.
Будуар Великой княгини Елизаветы Федоровны
46х67 см

Лестница. Фото 1980-х годов:

Originally posted by stomaster at Скобелевская-Советская-Тверская площадь / прогулки по Москве /


В старину на пустом пространстве перед домом генера-губернатора (Тверская улица, 13) не было никаких памятников. 10 июля 1907 года на заседании Городской Думы гласный Н.А.Шамин напомнил что 25 июня исп
олнилось 25 лет со дня смерти генерала М.Д.Скобелева (освободителя Болгарии, его считали продолжателем славных ратных дел Суворова) и предложил как-то увековечить память о любимом герое в городе, где он скончался. Среди предложений были открытие музея, наименование учебных заведений, учреждение именной стипендии и, наконец, сооружение памятника.

Деньги на постройку памятника собирали по всей России. Комиссия, созданная императором, из 27 представленных проектов утвердила тот, который представил никому до этого не известный отставной подполковник Петр Самсонов. Памятник был необыкновенно красив. Постамент был сделан в форме крепостного бастиона, который преодолевают атакующие солдаты Скобелева. На постаменте были выбиты слова из его напутствия войскам перед штурмом Плевны: "Напоминаю войскам, что скоро и нам может предстоять боевое испытание: прошу всех об этом знать и крепить дух молитвою и размышлением, дабы свято до конца исполнить, что требует от нас долг присяги и честь имени русского ".

Памятник М.Д. Скобелеву

В мае 1911 года памятник был заложен, к октябрю закончены гранитные работы, а 24 июня 1912 года, как и предполагалось заранее, памятник торжественно открыли. На площади были построены войска, отслужили молебен, из близлежащей церкви Косьмы и Дамиана прошел Крестный ход, в заключение были возложены венки, в том числе от болгарской депутации.

Вид Скобелевской площади

Декрет СНК от 12 апреля 1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» («О памятниках республики») положил начало так называемому плану монументальной пропаганды. Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих исторической и художественной ценности, создание произведений революционного монументального искусства. Уже к 1 мая 1918 был снят или закрыт ряд монархических памятников. В эту категорию и попал памтяник М.Д. Скобелеву. Раздражение у новой власти вызывала сама личность генерала, попавшего в категорию угнетателя малых народов за свои среднеазиатские операции. Памятник После сноса памятника Скобелевскую площадь переименовали в Советскую.

Демонтаж памятника М.Д.Скобелеву

Наряду с образами идеологических вождей важнейшей темой монументальной пропаганды стала тема первой Советской Конституции. Устроители конкурса сначала пытались ограничить конкурсантов жестко заданной концепцией: памятник должен был иметь вид галереи, испещренной надписями - изречениями революционных мыслителей разных эпох и т. п. Сооруженный по проекту архитектора Д. П. Осипова и открытый ко дню первой октябрьской годовщины монумент Советской Конституции представлял собой трехгранный обелиск, основание которого имело небольшой балкон, украшенный советской символикой.

Все это грандиозное сооружение покоилось на высоком подиуме в виде грота, оформленного декоративными деталями в стиле классицизма. В 1920 году в композицию обелиска была включена предусмотренная проектом статуя Свободы. Лицом фигура, изображавшая стремление в свободные небеса, была ориентирована строго на запад. Моделью стала племянница Станиславского Вера Алексеева.

Новый монумент символично стоял лицом к губернаторскому дому, превращённому в Моссовет. С 1924 по 1941 год этот монумент был официальным символом столицы. Позже москвичи шутили:

Почему "Свобода" против "Моссовета"? -
Потому что "Моссовет" против свободы!

Этот памятник долгое время был в центре герба Москвы.

Его изображение поместили на перилах Большого Каменного моста через Москву-реку. С эмблемой герба на вагонах ездили городские трамваи.

Фрагмент решетки Большого Каменного моста со статуей Свободы

Через восемь лет за монументом вместо полицейской части с каланчей был построен корпус Института марксизма-ленинизма.

Перед институтом, практически за спиной Свободы, в 1940 году установили памятник сидящему в задумчивости Ленину (скульптора С.Д. Меркурова).

В ночь с 21 на 22 апреля 1941 года обелиск был взорван. По официальной версии - поскольку он не вписывался в градостроительный контекст реконструированной улицы Горького. По легенде, сразу же после взрыва возле памятника случайно оказался директор Третьяковской галереи А. Замошкин. Он увидел голову статуи Свободы, валявшуюся на земле, и распорядился, чтобы ее отвезли в Третьяковку. По другой версии, директору позвонили из Моссовета и сказали: "Забирайте голову". Остальные детали памятника не сохранились...

Площадь в "промежутке" между памятниками (один снесли, другой еще не поставили)

"Площадь... меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев; потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии; она была высечена из шершавого серого камня и держала в руке гладкий шар. Художник Якулов называл его арбузом. Теперь на этой площади высится монумент основателю Москвы Юрию Долгорукому". А. Мариенгоф

Государственный академический театр имени Моссовета - драматический театр в Москве. Он был создан в 1923 году литератором и режиссёром Сергеем Ивановичем Прокофьевым как театр Московского губернского совета профсоюзов (МГСПС).

, Public Domain

Сегодня в театре действуют две сцены: «Основная» и «Под крышей».

Здание театра

Сегодня здание театра имени Моссовета находится на территории . Этот зеленый уголок Москвы для любителей искусства можно считать исторически театральным. Действительно, ещё в XIX веке, когда городской сад носил загадочное имя «Чикаго», здесь было средоточие различных развлекательных учреждений. В этом же саду, правда, в пору, когда он уже именовался «Аквариумом», в начале ХХ века родилась знаменитая частная опера С. Зимина.


Nich marketing , CC BY-SA 3.0

В разные годы в саду работали не только карусели, но и Московский театр оперетты, кинотеатр, концертная эстрада и даже была построена корзина-клетка для демонстрации циркового аттракциона «Гонки на мотоцикле по вертикальной стене». Не случайно именно в саду «Аквариум» происходят забавные и поучительные события романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Смело можно сказать, что здесь веками формировались культурное пространство и художественная аура города.


Vladimir OKC , GNU 1.2

В 1924 году театр получил в своё полное распоряжение театральное здание в саду «Эрмитаж» и размещался вплоть до Великой Отечественной войны. В 1947 году для театра был перестроен Введенский народный дом, там театр давал спектакли до 1959 года, до переезда в сад «Аквариум».

Здание театра имени Моссовета расположено в саду «Аквариум» и построено по проекту архитектора Михаила Степановича Жирова. Соавторы проекта - архитекторы Р. Закарьян, 3. Государева, В. Перлин, инженер Б. Щепетон.


Doomych , Public Domain

В 1940 году на месте старого театра в глубине сада «Аквариум» по проекту архитектора А. Н. Федорова началось строительство нового здания для Театра оперетты. В проекте частично использовали остатки бывшего сооружения, где до войны работала дирекция московских театральных касс, и примыкающий старый четырехэтажный дом. Первоначально предполагалась асимметричная в плане композиция в форме буквы Г. Строительство театра прервала война.


Shuvaev , CC BY-SA 4.0

В 1954 году архитектор М.С Жиров закончил новый проект, и началось строительство. При этом оказалось практически невозможным использовать большинство вновь положенных стен. Архитектор создал красиво нарисованные планы и главный фасад с 12 каннелированными колоннами без капителей, грандиозно оформлявшими вход. Над центром фасада располагалась скульптурно оформленная арка, по бокам - изогнутая декоративная каменная стенка-забор. Однако в советской архитектуре архитектурные излишества уже вышли из моды и проект было решено упростить. Колонны, выстроенные на высоту одного этажа, просто перекрыли козырьком и облицевали гладким гранитом. Интерьеры театра в основном завершены по первоначальному проекту.

Сегодня театр – большой коллектив артистов и сотрудников различных цехов. Трехъярусный зал, сцена «Под крышей», просторное фойе с зимним садом, музейной экспозицией, буфетами и местами для отдыха, открытая летняя веранда, детская игровая комната.

Для экспериментальных постановок и поиска новых форм активного общения со зрителем в 1990 году в театре была открыта сцена «Под крышей». Первой премьерой стал спектакль Петра Фоменко «Калигула» с Олегом Меньшиковым в заглавной роли. У сцены «Под крышей» уже есть интересная творческая история, оригинальный репертуар, свой чуткий зритель, который ценит в театре особую атмосферу непосредственного общения, максимального единения сцены и зала.

История

Театр имени Моссовета зародился в 1922 году по инициативе профсоюзных активистов, возглавляемых режиссёром и литератором Сергеем Ивановичем Прокофьевым.

Труппа состояла из 9 актеров. Помещения своего не было.

Первое представление, составленное из фрагментов пьесы Л. Андреева «Савва», было показано в Колонном зале Дома Союзов. Оно вызвало большой интерес у зрителей и прессы. В связи с тем, что молодой коллектив пользовался поддержкой культотдела московских профсоюзов, по решению Президиума МГСПС 3 марта 1923 года он получил официальный статус - Театр имени МГСПС (Московского Губернского Совета Профессиональных Союзов).

В 1924 году театр обрел в своё полное распоряжение театральное здание в саду «Эрмитаж».

В 1925 году театр возглавил энергичный, опытный театральный деятель, актер и режиссёр Евсей Осипович Любимов-Ланской. При нем за театром утвердилась слава экспериментальной сцены современной советской драматургии. Театр вступает в творческое сотрудничество с В. Билль-Белоцерковским, Ф. Гладковым, В. Киршоном, А. Афиногеновым, Н. Погодиным и другими начинающими драматургами, стремясь найти контакт и взаимопонимание с молодой аудиторией нового зрителя.

В 1929 году театр стал именоваться имени МОСПС (Московского Областного Совета Профессиональных Союзов), а в 1938 получил своё нынешнее имя. В 1941—1943 годах работал в эвакуации в Казахстане.

В 1940 году театр возглавил Юрий Александрович Завадский, ученик Станиславского, Немировича-Данченко и Вахтангова, к тому моменту возвратившийся из Ростова-на-Дону в Москву. Он будет руководить театром до конца своих дней - до 5 апреля 1977 года (в течение 37 лет). В труппу, сложившуюся ещё при Любимове-Ланском, куда входили Василий Ванин, Сергей Годзи, Нина Княгининская, Михаил Розен-Санин, Николай Темяков вместе с Завадским влились его ученики. Именно в эти годы сформировался блистательный творческий коллектив театра им. Моссовета. На его сцене играли такие замечательные артисты как Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Борис Иванов, Георгий Жжёнов, Геннадий Бортников, Александр Костомолоцкий.


Почта СССР , CC BY-SA 3.0

Завадский сохранил за театром репутацию лаборатории современной советской пьесы, но при нем существенно изменились средства художественной выразительности. Условная форма, театральность сочетались с психологической разработкой характеров. В центре спектаклей постоянно оказывался актер, ставились ли произведения У. Шекспира, К. Гольдониили А.Н. Островского, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, М. Горького, В. Розова - все равно.

Завадский коллекционировал актеров, и они видели в нем своего наставника даже в том случае, если попадали к нему уже в зрелом возрасте, когда благодаря кинематографу слава их во много раз превосходила славу учителя.

После смерти Ю.А.Завадского театр какое-то время возглавлял Президиум худсовета, в котором вопросы решались коллегиально.

В 1985 году главным режиссёром, а затем и художественным руководителем театра становится Павел Хомский, до этого возглавлявший театры в Риге, Ленинграде и Москве. Сохраняя традиции, театр ищет новые способы общения со зрителями. В середине 60-х гг. был создан «Театр в фойе» для показа экспериментальных постановок и спектаклей, в 1978 году появилась и «Малая сцена», а в 1990 году спектаклем Петра Фоменко «Калигула» открылась сцена «Под крышей».

Статус академического был присвоен театру в 1964 году. Театр дважды орденоносец: орденом Трудового Красного Знамени театр награждён в 1949 году, орденом Ленина в 1973 году.

Дважды в год 18 апреля и 18 мая проходят дни исторического и культурного наследия. В эти дни открываются двери, закрытых для экскурсионного посещения в остальные дни зданий, расположенных в исторических особняках. Не является исключением и здание Московской Мэрии на Тверской, 13.

02 Навстречу "дорогим гостям" спускается бравый адъютант Московского генерал-губернатора.

03 Поднимакемся по роскошной трехпролетной лестнице

04 Перед входом в "белый бальный зал" можно полюбоваться подаркам московским мэрам.

05 Театрализованное представление в духе 18-19 веков.

06 Под живую музыку прекрасного оркестра.

07 С замечательными исполнителями.

08 Весь третий этаж - представительский. Помимо бального зала пять кабинетов с исторической мебелью и уникальными интерьерами.

09 Ампир еще повстречается.

10 Ходить лучше задрав голову.

16 Красный зал. На стенах подлиники. Просят не фотографировать со вспышкой.

19 Первый вариант дворца московского генерал-губернатора возведён в 1782 году по проекту М. Ф. Казакова, известного мастера русского классицизма. Его построили для графа З. Г. Чернышёва, назначенного первым после административной реформы главой Московской губернии. Граф прославился как полководец, занявший Берлин в 1760 году во время войны с Пруссией. Нижний исторический уровень здания строился с применением камня, взятого при разборе стен Белого города..

20 В 1790 году здание выкупила казна (Екатерина II выкупила у вдовы за баснословные по тем временам 200.000 руб - на эти деньги можно было купить три поместья). Был надстроен третий этаж. Здание оставалось резиденцией генерал-губернаторов до 1917 года, после чего в нём находился Моссовет. В 1792 году перед генерал-губернаторским домом устроили плац для ежедневного развода караулов. Во время французской оккупации (1812) здание сильно пострадало от огня, а также вандализма проживавших в нем офицеров и солдат французской армии, использовавших двери и оконные рамы для розжига печей. В 1939 году историческое здание XVIII века отодвинули на 13,6 метра в глубь квартала. В результате реконструкции улицы Горького (как тогда называлась Тверская) невысокое здание могло затеряться на фоне воздвигаемых многоэтажных зданий, и в 1944—1946 гг. его надстроили двумя этажами (арх. Д. Чечулин при участии М. Посохина, М. Боголепова, Г. Вульфсона). Так дом сохранил черты архитектуры классицизма и доминирующую роль на этом участке улицы. Здание выдержано в красно-белых тонах, но изначально цвет здания был оранжево-белый.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Дом генерал-губернаторов (Здание мэрии Москвы)

В нём ощущается какая-то величественность и строгость. И не случайно. Ведь дом, в котором сегодня располагается мэрия Москвы, до 1917 года служил резиденцией московских генерал-губернаторов.

Великолепный двухэтажный дворец в стиле классицизма был выстроен в 1778–1782 годах архитектором Матвеем Фёдоровичем Казаковым.

Именно на Тверской улице в свое время решил поселиться первый в московской истории главнокомандующий граф Захар Григорьевич Чернышёв. Позднее главные начальники Москвы стали называться генерал-губернаторами. Захар Григорьевич был известен в отечественной истории тем, что под его командованием в 1762 году, во время Семилетней войны, русская армия заняла Берлин.

Дом московских генерал-губернаторов

По положению губернской реформы 1775 года, главнокомандующий являлся главой городской и губернской администрации, а также и полиции, то есть главным блюстителем порядка. Под его надзором находилась деятельность не только общественного управления Москвы, но и дворянских, купеческих, мещанских органов сословного представительства. Ему же подчинялись дислоцированные на подведомственной территории войска. Он был подотчётен только государю императору.

По легенде, на строительстве дома по проекту Казакова использовали кирпич разобранных стен Белого города. И выкрасили особняк первоначально в жёлтый цвет.

Захар Григорьевич прожил в особняке только два года. Но успел сделать многое. Это при Чернышёве в Москве начал действовать новый исполнительный полицейский орган – Управа благочиния. Для удобства управления город тогда был поделён на новые административно-территориальные единицы – отделения, части и кварталы. В городе получилось пять отделений, двадцать частей и восемьдесят восемь кварталов.

В 1785 году казна выкупила дом у вдовы Чернышёва под резиденцию московской административной власти. Кстати, тогда дом получил своё официальное название «Тверской казённый дом, занимаемый генерал-губернатором».

Вскоре дом пережил первую в своей жизни серьёзную перестройку, произведённую с большим размахом под началом Матвея Фёдоровича Казакова.

О внушительных размерах преобразований резиденции можно судить хотя бы по числу печей: трудно представить, но в здании имелось 182 голландских, 52 русских и 17 духовых печей, а также четыре камина и 12 очагов. И понятно, почему «Тверской казённый дом» признали одним из крупнейших административных зданий Москвы того времени, не считая, конечно, кремлёвских.

Следующая реконструкция была в доме на Тверской после разорения Москвы французами в 1812 году.

Во время оккупации захватчики не пощадили Тверского казённого дома. Все парадные залы были разорены, для растопки французы использовали рамы, двери и паркет.

Возродить резиденцию удалось не сразу. В 1814 году московский генерал-губернатор, граф Александр Петрович Тормасов, представил в комитет министров доклад «Относительно устроения Москвы и вспоможения на обстройку потерпевшим от разорения и пожара жителям оной». Вспоможение было оказано, и работы начались. Уже в январе 1815 года, в честь дня рождения императора Александра I, в восстановленном особняке московских генерал-губернаторов был дан первый послевоенный бал. Кстати, больше всего балов и музыкальных вечеров в резиденции градоначальников проходило позднее, при генерал-губернаторе Владимире Андреевиче Долгоруковом. При Владимире Андреевиче же в городе произошло множество серьёзных перемен: началось газовое освещение, открылось движение на первой конно-железной дороге.

Менее чем через десять лет, в 1823 году, особняк пришлось обустраивать заново. Всё его внутреннее убранство уничтожил большой пожар. При новом градоначальнике, князе Дмитрии Владимировиче Голицыне, ремонт погоревшей резиденции длился два с половиной года. Денег на восстановление не пожалели. В 1833 году «Новый путеводитель по Москве» сообщал, что «внутренность дома сего после бывшего в нем пожара исправлена в лучшем ещё против прежнего виде».

В 1839 году часть хозяйственных построек двора была приспособлена под квартиры чиновников.

Последнюю до 1917 года смену интерьеров особняк на Тверской пережил при великом князе Сергее Александровиче. Родной брат императора Александра III и дядя Николая II прослужил главным московским начальником четырнадцать лет. А спустя месяц после отставки, в феврале 1905 года, был убит в Кремле бомбой террориста.

При Сергее Александровиче в здании появились водопровод, канализация, «водяное и духовое отопление», электрическое освещение и даже две «подъёмные машины». Конюшня во дворе превратилась в гараж. Переоборудована и вновь освящена домовая церковь, существовавшая с 1806 года. Домовый храм был уничтожен в 1921 году.

Разместилась в особняке на Тверской также и уникальная выставка. На ней экспонировались щедрые подношения генерал-губернатору. Например, одни только пасхальные серебряные подарки из этой коллекции весили пять пудов. Выставка была развёрнута в самом роскошном Белом зале резиденции.

Великий князь организовал на Тверской, 13 и портретную галерею московских градоначальников. После революции 1917 года портреты были спрятаны в музейные запасники. В 1994 году портреты вернули в здание, где, кстати, восстановили и дореволюционные интерьеры.

В 1917 году в особняке размещались Военно-революционный комитет и штаб Красной гвардии. Затем Советы рабочих и солдатских депутатов, а позднее Моссовет (Московский совет). Под названием «дом Моссовета» постройка известна многим москвичам до сих пор.

Во время реконструкции Моссовета в 1929–1930 годах были снесены боковые флигели бывшей усадьбы Чернышёва. На их месте построили пятиэтажное здание Облисполкома.

А затем в истории особняка, да и в истории столицы произошло удивительнейшее событие. В 1937 году в результате реконструкции и расширении Тверской (тогда улицы Горького) здание оказалось чуть ли не посередине проезжей части. И тогда было принято беспрецедентное решение – передвинуть здание. И вот в 1939 году дом весом в 20 000 тонн был скреплён металлическим каркасом и передвинут на 13,5 м от проезжей части. Переезд готовился четыре месяца, а прошёл за сорок минут.

В 1946 году надстроили двумя этажами и полностью изменили фасад, сохранив все же внешний архитектурный облик строения. Главный фасад был выполнен в более крупном масштабе и получил монументальное и торжественное оформление. Центр первого этажа обставили пилястрами колоссального ордера, на второй ярус, состоящий из двух этажей, был водружен восьмиколонный портик.

Вместе с переделкой фасад поменял свой цвет и был выкрашен тёмно-красной краской.

В интерьере сохранились первоначальная планировка помещений второго этажа и оформление парадной лестницы.

В 1988 году была проведена частичная реставрация особняка. Тогда же было восстановлено великолепие его внутренних помещений.

Сам же Моссвет был упразднён в 1993 году, уже после развала СССР.

Ныне в здании располагается резиденция градоначальника Москвы, проходят заседания столичного правительства.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Здание Двенадцати коллегий Среди многочисленных и уникальных зданий на Университетской набережной Васильевского острова это красно-белое здание невольно заставляет обратить на себя внимание. И сначала даже не очень понятно чем. И только сделав пару шагов влево или

Из книги Генералы и офицеры вермахта рассказывают автора Макаров Владимир

№37. СОБСТВЕННОРУЧНЫЕ ПОКАЗАНИЯ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА Ф. ФОН БЕНТИВЕНЬИ «ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКА ШЁРНЕРА» 5 марта 1947 г.МоскваПеревод с немецкого.КопияС генерал-полковником Шёрнер я познакомился в середине июля 1944 года, когда он был назначен командующим Северной

автора Мясников старший Александр Леонидович

МГУ, старое здание на Моховой Так получилось, что при словах Московский университет или МГУ большинство людей вспоминают знаменитую высотку на Воробьёвых горах. Хотя старое и не менее знаменитое здание университета до сих пор стоит на Моховой улице и в нём до сих пор

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Здание Опекунского совета на Солянке Это здание в стиле ампир с момента окончания строительства называли украшением улицы Солянки, а затем и всего этого исторического района города. Улица Солянка расположена на месте древней дороги из Кремля во Владимир, Суздаль,

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ БАРЯТИНСКИЙ (1815-1879) Генерал-фельдмаршал (1859), генерал-адъютант (1853), князь. Княжеский род Барятинских был одним из древнейших российских родов, ведущих свое начало от Рюрика и являющихся потомками князя Михаила Черниговского, погибшего в Орде. Внук

Из книги Флибустьеры Ямайки. Эпоха «великих походов» автора Губарев Виктор Кимович

Глава 20. Борьба губернаторов Ямайки и Тортуги за флибустьерские души В январе 1666 года французский король Людовик XIV объявил войну Англии, став на короткое время союзником Голландии. Это было именно то время, когда, говоря словами английского губернатора Барбадоса,

Из книги Петербургские женщины XVIII века автора Первушина Елена Владимировна

Здание Автором проекта перестройки дома являлся друг Державина, Николай Александрович Львов, выдающийся архитектор XVIII–XIX веков. Дом был двухэтажным, вытянутым вдоль набережной Фонтанки. Львов значительно расширил главный корпус, распланировал симметричные «кухонный»

автора

ВЕРХОВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Генерал от инфантерии, генерал-адъютант М.В.Алексеев Судьба начальника штаба Верховного Главнокомандующего государя императора Николая II генерала от инфантерии, генерал-адъютанта Михаила Васильевича Алексеева, ставшего Верховным

Из книги Вожди белых армий автора Черкасов-Георгиевский Владимир

КОМАНДИРЫ-МОНАРХИСТЫ Генерал-от-инфантерии А. П. Кутепов и генерал-майор Генштаба М. Г. Дроздовский Следующие три главы этой книги написаны в виде двойного портрета. Двое героев каждого очерка - в чем-то схожие белые полководцы: идеей монархизма (генералы Кутепов и

Из книги Русская военная история в занимательных и поучительных примерах. 1700 -1917 автора Ковалевский Николай Федорович

ГЕНЕРАЛ ОТ ИНФАНТЕРИИ, ГЕНЕРАЛ ОТ АРТИЛЛЕРИИ Ермолов Алексей Петрович 1777-1861 Видный военный и государственный деятель эпохи Александра I и Николая I. Участник войн с Наполеоном 1805-1807 гг. В Отечественную войну 1812 г.- начальник штаба 1-й армии, в 1813-1814 гг.- командир

Из книги Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете автора Столыпин Петр Аркадьевич

РЕЧЬ ПО ВОПРОСУ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ЧИНАМ ГУБЕРНСКИХ УПРАВЛЕНИЙ И КАНЦЕЛЯРИЙ ГУБЕРНАТОРОВ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ 11 ДЕКАБРЯ 1909 ГОДА Господа члены Государственной думы! Позвольте мне, в качестве министра внутренних дел, дать вам краткие объяснения по

автора Ясин Евгений Григорьевич

7. 1. Усмирение губернаторов О том, что целью новой политики является построение вертикали власти, Путин предупредил своих сограждан сразу. Но, как часто случается при отсутствии исчерпывающих разъяснений, каждый истолковал смысл предложенного политического проекта

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

Отмена прямых выборов губернаторов Через некоторое время даже та малая, оставшаяся после реформы свобода в действиях региональных лидеров показалась власти избыточной. На региональных выборах зачастую оказывались избранными некремлевские кандидаты. Возникли

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Сталин. Тайные страницы из жизни вождя народов автора Грейгъ Ольга Ивановна

История 12. Генерал Власов: «двурушник и предатель» или «спаситель Москвы» и… Герой Советского Союза? Итак, через несколько первых месяцев войны 8-миллионная Красная армия перестала существовать. Происходящее на фронтах на советской территории в буквальном смысле

Вам также будет интересно:

Драники с фаршем - рецепты пошагово с фото
Думаю, что ни чуточку не слукавлю, если позволю себе сказать о картошке несколько лестных...
Драники с мясом — самый простой рецепт Драники картофельные рецепт классический с мясом
Всем добрый день. Недавно мы с вами разбирали процесс готовки очень вкусного картофельного...
К чему снятся утки по соннику Фрейда
Видеть во сне стадо уток, идущих к водоему, – в действительности помиритесь с возлюбленным...
К чему снится букет цветов: значения
Цветы являются одни из самых сильных образов, который является нам в сновидениях....
Сонник: к чему снятся губы
Видеть во сне половые губы - возникнут трудности на жизненном пути, во время борьбы с ними...