Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Какая сумма не облагается налогом при продаже автомобиля

Что такое инфляция и как она рассчитывается?

Правила написания буквы н в причастиях

Определение термина "обособленные приложения"

Должно наречие. Что такое наречие? Грамматические признаки наречий

Что обозн наречие. Наречие в русском языке. В какой степени качественных наречий признак проявляется в наибольшей или наименьшей степени

Драконы как защитные талисманы Дракон с шаром в лапе значение

Как правильно писать цифры прописью?

Символы удачи Иероглифы, приносящие удачу

Магические символы для привлечения денег — знаки богатства и благополучия (11 фото) Что приводит к финансовым неудачам

Леонид андреев - иуда искариот Рассказ иуда искариот краткое содержание по главам

Простые и сложные вещества — Гипермаркет знаний

Тригонометрические уравнения — формулы, решения, примеры Y tgx решение

Лечение рака прямой кишки Стадии рака прямой кишки

Молитвы на избавление от проблем и неудач

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия. Развитие фонематического слуха как средство формирования грамотности Упражнения на развитие фонематического слуха младших школьников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

Факультет Музыкально-педагогический

Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Развитие фонематического слуха как средство формирования грамотности»

Петропавловск, 2014

Введение

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями <#"96" src="/wimg/15/doc_zip1.jpg" />

в учебнике русского языка для 3 класса общеобразовательной школы первая часть всего 325 упражнений, из них 4 упражнения направлены на развитие фонематического слуха. Например:

Учебник по русскому языку для 3 класса в первой части содержит 23 упражнения, способствующих развитию грамотности. Например:

во второй части учебника русского языка для 3 класса всего упражнений 332. Упражнения на развитие фонематического слуха отсутствуют. Упражнений на развитие грамотности 24. Примером может служить следующее:

в учебнике русского языка для 4 класса всего 554 упражнения. В данном учебнике форзаце вводится условный знак звукобуквенного разбора (фонетического):

Для разбора в учебнике дано 5 слов. Грамотность в данном учебнике развивается с помощью 28 упражнений. Например:

Анализ общеобязательной учебной программы по русскому языку 2 - 4 классы общеобразовательной школы и учебников 2 - 4 классов издания Аматыкітап показал необходимость расширить «арсенал» учителя младших классов упражнениями, дидактическими играми, развивающими фонематический слух, как средство развития грамотности младших школьников.

фонематический слух школьник грамотность

2.2 Методические приёмы работы над формированием фонетического слуха младших школьников

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка. Но стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный слух (музыкальный) развивается значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют .

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом.

Таким образом, фонематический слух формируется у детей очень рано, начиная с момента появления ребенка на свет и на протяжении всего младшего школьного возраста. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше будут в этот период общаться и заниматься с ребенком взрослые, тем меньше у него потом будет проблем с развитием фонематического слуха и восприятия, т.е. не будет проблем в дальнейшем обучении ребенка грамоте, письму, чтению и формировании и развитии грамотности.

Развитие фонематического слуха осуществляется с самых первых этапов работы со звуками и проводится в игровой форме.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только ещё ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий по грамоте проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического слуха, вследствие и фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения[ 28].

Система воздействия по формированию фонематических процессов включает следующие задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки.

На начальном этапе работы действия детей ограничиваются реакцией в виде различных движений (присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову), жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши), предъявления карточек с условными обозначениями (красный квадрат - гласный звук, синий квадрат - твердый согласный, зеленый квадрат - мягкий согласный звук и др.), картинок, и т.п.

Для достижения указанной цели и поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения.

При развитии слухового восприятия, внимания, памяти. Сначала внимание учащихся обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Учитель объясняет учащимся, что живые и неживые предметы издают звуки. В работу включают определение источника звучания (что звучало?).

Учитель расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой сейчас из них сейчас звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько игрушек или предметов (стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов постоянно увеличивается от двух до пяти.

Для игры необходимо 6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком.

Учитель называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся, встряхивая коробок должны отгадать, что там находится .

Знакомство детей с понятиями: гласный - согласный, звонкий - глухой, твёрдый - мягкий происходит на основе собственных ощущении ребёнка при произношении звука и при предъявлении карточек или картинок с условными обозначениями. Карточки и картинки используются разнообразные.

Учителем широко используются артикуляции звуков в графическом изображении. Для детей младшего школьного возраста используются обозначения открытых или закрытых губ, красный, синий или зеленый квадраты, колокольчик - звонкий звук, зачёркнутый колокольчик - глухой звук. При закреплении и дифференциации данных понятий широко используются разнообразные картинки: разноцветные зонтики, замки ил домики, грибочки, разноцветный паровозики, воздушные шары и т.п.

Закреплению данных понятий могут помочь стихи:

Гласные звуки.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу могут звать и аукаться, но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот, нет никаких препятствий.

Согласные звуки.

А согласные умеют шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но они не могут петь.

Звонкие - глухие звуки «Капли - барабаны».

Звонкие звуки тревожат ухо, в них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: пугаться, пускать - здесь голоса нет в звуке П,

А в слове бороться и в слове бежать слышится звонкий Б.

Можно все звонкие прокричать, попробуем Б! В! Г!

Глухие можно лишь прошептать, послушайте: П, Ф, К.

П - это капают капли дождя, Б - барабанов бой.

Ф - это фырканье ежа, В - это волка вой.

Ш - мышонок тихо шуршит, Ж - жук зажужжал.

Т - это дятел по ветке стучит, тупой торопливый звук.

К - то кукушка в лесной тиши, тянет своё «ку-ку»,

Г - загогочут здесь гуси вдруг, гуляя гуськом на лугу.

И чтобы не спутать кору с горой, за звуками чутко следя,

Помни, что Б - барабанов бой, а П - лишь капли дождя.

Твёрдые - мягкие звуки «Нежный или злой».

Есть мягкие звуки и твёрдые звуки, их можно легко смешать,

Но чтобы не вышло подобной штуки, поучимся их различать.

Мягкие звуки звучат повыше. Звучанье у них нежней,

А твёрдые - словно грубей и ниже. Как будто твёрдые злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки: ель, капель, мель, метель.

Они как нежные мамины руки, что ласково стелют постель.

Твёрдый звук обрывается резко, послушайте: стол, укол.

Для нежности нет в этом звуке места, скорее, он даже зол.

Он строг и отрывист, звучит очень кратко, как двери тревожный стук.

Уходит он быстро, совсем без оглядки, послушайте: молот, лук.

А мягкий звук задержать ещё можно, он не спешит уходить.

Прощается с нами он осторожно, мы можем его продлить.

Послушайте: свежесть, близость, весть - здесь всё протяжно звучит,

Как будто у звуков желание есть чуть - чуть попозже уйти.

Давайте отыщем мягкие звуки в группе предложенных слов:

мел - мель, брат - брать, кров - кровь .

Следующим видом работы учителя с детьми над развитием фонематического слуха являются игры с мячом.

Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Учитель: Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А

Игра « Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Цель: развитие фонематического слуха, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Учитель: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э]. А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А

Игра «Тихо - громко»

Мы катались по горам

Пели тут и пели там

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха, работа над силой голоса.

Ход игры: Пропевание заданного звука по демонстрации учителя. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Цель: развитие фонематического слуха, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку

Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) - и только с этой.

Цель: развитие фонематического слуха, воображения.

Ход игры. Учитель бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч учителю, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Как тебя зовут?

А фамилия?

Откуда ты приехала?

Из Иркутска

Что там растёт?

Игра с перебрасыванием мяча « Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков - называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Учитель, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество .

Дидактические игры направленные развитие фонематического слуха.

.«Рыбалка».

Цель. Развивать фонематический слух, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

.«Телевизор».

Цель: развивать фонематический слух, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся.

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал слово - экран телевизора открывается.

Например: месяц - спрятанное слово

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

.«Рассели животных».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

.«Цепочка слов»

Цель: развивать фонематический слух, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

.«Собери цветок»

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у младших школьников.

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

.«Незнайка с кармашком»

Цель: развивать фонематический слух, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание.

Ход игры.1 вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

вариант. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

. «Найди ошибку»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематический слух и внимание.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.

. «Речевое лото»

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с данным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

Ход игры. Детям раздают карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «у кого есть это слово?». Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

. «Волшебный круг».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры: 1 вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например: удочка - уточка, мишка-мышка, коза - коса

мак-рак трава - дрова, кит-кот

кадушка - катушка, усы-уши, дом-дым

. «Математическая граматика»

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-«) и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица).

Вышеперечисленные игры можно использовать не только на занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка. Смысл таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения, слоговой запас слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Ценность дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями не становятся полезными, а являются «мертвым грузом». Ребенок, радуясь возможности поиграть, с удовольствием выполняет задания учителя и необходимые упражнения. Это естественным образом стимулирует правильную речь ученика, как устную, так и письменную. Все это в комплексе позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма и развитии грамотности.

Заключение

Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитый фонематический слух, потому что он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками.

Над проблемой развития фонематического слуха работали многие ученые: Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, М.Р. Львов и многие другие.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен тщательно продумывать, как эффективно и доступно довести учебный материал до каждого ученика. Ребенку 6-7-летнего возраста присуще наглядно-образное мышление. Он легко и быстро усваивает тот учебный материал, который ему интересен. Составленные вместе с детьми таблицы, схемы, игры могут стать незаменимым пособием на каждом уроке, особенно при проведении анализа слова.

Развитие фонематического слуха требует тренировки слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте и русскому языку необходимо проводить различные слуховые упражнения (частичный звуковой анализ) - например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в четком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т. д.

В мы своей работе изучив и проанализировав психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу, а также нормативные документы:

Дали сущностную характеристику понятию «фонематический слух»;

Охарактеризовали понятие «грамотность» и рассмотрели этапы развития грамотности;

Провели анализ учебной программы по русскому языку 2-4 классы;

Рассмотрели методические приемы работы над развитием фонематического слуха у младших школьников;

Подобрали игры, развивающие фонематический слух для младших школьников.

Пришли к выводу: между фонетикой и орфографией существует тесная взаимосвязь, и определили наиболее эффективные, на наш взгляд, задания и упражнения по развитию фонематического слуха.

Таким образом, приемы развития фонематического слуха разнообразны: практика восприятия речи и говорения; аналитико-синтетические задания и упражнения; обнаружение в словах безударных гласных, сомнительных звонких и глухих согласных; фонетические игры; звуковой (фонетический) анализ и другие. Предпочтение отдается тем из них, которые полифункциональны по своему характеру, способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал.

Для успешного развития фонематического слуха учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.

Список использованной литературы

1.Закон Республики Казахстан «Об образовании» (сизменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014 г.).

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 г. Н.А. Назарбаев.

Грот Я.К. Орфографическая зоркость / Я.К. Грот // Начальное образование. - 2002. - №9 - С.56-58.

Федоренко Л. П. Принципы обучение русскому языку. - М.: Просвещение,1973. - с. 230.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2005. - 448с.

Ряписова А.Г. Педагогика / авт.-сост. А.Г. Ряписова - Новосибирск: НГПУ, 2007. - с. 50.

Львов М. Р. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение, 2002. - с.172.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. - М.: Просвещение, 2006. - с. 215.

Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Академия, 1959. - с. 321.

Акенова А.К. Методика обучения русскому языку: учебник для студентов педвузов - М.: ВЛАДОС, 2004. - с.114.

Бушуева Л.С. и др. Обучение чтению и письму в начальной школе. - Магнитогорск, 1997. - с. 136.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс - В, 1999. - с. 214.

Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. - Томск: Пеленг, 1992. - с. 203.

Большой энциклопедический словарь. Глав. Ред. А.М. Прохоров. - Санкт-Петербург: Советская энциклопедия, Фонд «Ленинградская галерея», 1993. - с. 1632.

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. - М.: Высшая школа, 1999. - с. 94.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. - Санкт-Петербург: Адлант, 2013. - с. 1591.

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в школе: учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - с. 36.

Бунеева Р.Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников. - М.: Просвещение, 2010. - с. 302.

Учебная программа «Русский зык» 2 - 4 классы общеобразовательной школы. - Астана, - 2010. - с. 24.

Павленко В.К., Клыпа Г.В. Русский язык: Учебник для 2 класса 11-летней общеобразовательной школы. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2009. - 216с.

Павленко В.К., Клыпа Г.В. Русский язык: Учеб. для 3 класса 11-летней общеобразоват. шк. В 2-х ч. / В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2011. Ч. 1. - 152с.

Павленко В.К., Клыпа Г.В. Русский язык: Учеб. для 3 класса 11-летней общеобразоват. шк. В 2-х ч. / В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2011. Ч. 2. - 148с.

Павленко В.К. Русский язык: Учебник для 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. / В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2011. - 184с.

Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 2005. - 176с.

Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах, М., 2009.- 23с.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2009.

Волков, Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 144с.

Ляудис В. Я. Развитие фонематического восприятия в процессе обучения: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 1999. - 38 с.

Тихомирова Л.Ф. методика знакомства со звуками. - Ярославль: Академия развития, 1999. - 122 с.

Представлен материал в игровой форме для детей младшего школьного возраста по развитию фонематического слуха.

Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста:

1. «Покажи, где звук».

Ребенок с завязанными глазами находится в центре комнаты. Другие дети становятся спереди и сзади (или справа и слева) от него и по очереди приводят в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышал звуки, то есть определяет направление источника звуков.

Оборудование: звучащие игрушки: колокольчик, погремушка, барабан.

2. «Угадай, что звучит».

Логопед расставляет на столе несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и тому подобное. Педагог предлагает детям внимательно послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети только на слух, без зрительной опоры определяют, что звучало.

Название каждого предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с двух до пяти. Игра варьируется за счет замены игрушек другими звучащими предметами с целью постепенного усложнения для детей задачи определения звуков.

Оборудование: звучащие игрушки и предметы: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка, стакан, деревянная палочка.

3. «Угадай, кто позвал».

Выбирается водящий из коллектива детей. Дети по очереди называют имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен на слух определить и показать, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети должны позвать водящего? («Ау!»), а тот должен отгадать, кто его звал.

4. «Найди ошибку».

Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Зачем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши. Затем логопед произносит это слово в следующих вариантах: «Вагон — вакон — фагон — вагон- факон — вагом» и т. д.

Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и произносит: «Бумага –пумага- тумага — пумака- бумака» и т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Слова используются разные, сначала более простые по звуковому составу, затем более сложные.

Оборудование: предметные картинки.

5. «4-й лишний».

Из четырех слов, четко произнесенных педагогом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

Ком – ком – кот — ком
Канава – канава – какао — канава
Утенок – утенок – утенок — котенок
Будка – буква – будка — буква
Винт – винт – бинт — винт
Минута – монета – минута — минута
Буфет – букет – буфет — буфет
Билет – балет – балет – балет
Дудка – будка – будка — будка

6. «Закончи стихотворение».

Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке… (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась…(шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь…(двери).

Мы собрали васильки,
На головах у нас …(венки).

Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети…(книжки)

Пес козе принес букет,
Сытный будет ей… (обед)

7. «Найди лишний слог».

Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети должны определить, что здесь лишнее (па).

Затем слоговые ряды усложняются, например: на-но-па; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

8. «Назови звук».

Логопед с детьми становится в круг и говорит, что будет называть слова и выделять в них один звук, дольше или громче его произнося, а дети должны будут назвать только этот звук, когда взрослый бросит мяч им, например, «матррррешка», а они должны будут сказать: «рь», «молллоко» — «л», «самолллет» — «ль» и т.д.

9. «Хлопни в ладоши».

Логопед называет слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком, например:

для детей 5 лет лучше брать односложные и двусложные слова типа: бак, рога, сад, баня, бок (выделение слова со звуком [б]);
для детей 6 лет лучше брать одно-, двух- и трехсложные слова типа фигура, Полина, метро, финики, филины(выделение слова со звуком [ф’]);
для детей 7 лет можно брать слова различной слоговой структуры: колесо, бабочка, воздух, фасоль, леска (выделение слова со звуком [л’]).

10. «Сколько гласных – столько и кружков».

Детям раздается по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети должны выложить на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

Оборудование: одноцветные картонные кружки.

11. «Определи первый звук».

Педагог предлагает детям прослушать слова и назвать звук, который они услышат в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

12. «Отгадай первый звук загадки».

Логопед предлагает детям отгадать загадку и назвать первый звук в отгадке:

Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)

Летом снег! Просто снег.
Снег по городу летает.
Почему же он не тает?
(Пух)

Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)

Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(Кот)

Дом тенистый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
(Горох)

Что копали из земли.
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли.
Ели и хвалили?
(Картофель)

13. «Чудесный мешочек».

Логопед помещает в мешочек или коробку картинки, на которых изображены предметы, в названии которых заданный звук встречается в начале и конце слова. Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.

Оборудование: мешочек или коробка, предметные картинки (например, на звук С):

14.«Карточки».

Детям раздаются карточки, разделенные на три части (означающие местоположение звука в слове - в начале, середине и конце), и фишка. По заданию логопеда, называющего слова, дети должны поместить фишку в ту часть карточки, которая соответствовала местоположению заданного звука в слове.

Оборудование: карточки по количеству детей, фишки.

15. «Внимательные ушки».

Взрослый настраивает детей, чтобы они очень внимательно слушали и определяли, какой звук стоит перед звуком [П] в слове КАРП, перед звуком [М] в слове ХОЛМ, перед звуком [Ф] в слове ШАРФ, перед звуком [Т] в слове ХЛЫСТ и т.д.

16. «Цепочка».

Выбирается ведущий из ряда детей. Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

17. «Найди новое».

Логопед называет детям слова и в каждом просит отыскать и собрать два или три новых слова, например, ПОЛЯНА – пол, Оля, Яна.

Слова для разбора: смородина, стрекоза, дедушка, кружка, линейка, сумка, форточка, корабль, колесо, апельсин, кастрюля.

18. «Замени звук».

Логопед произносит слово и просит в нем заменить первый, второй или третий звук, чтобы получилось новое слово: например: балет — билет

Слова для игры: олень, машина, Толя, Маша, Таня, стол, сетка, норка.

Лукоянова Елена Евгеньевна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ №399 ВАО
города Москвы

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у младших школьников

УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК .

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему. Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

МАГАЗИН.

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б - бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.) Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

МОЖНО ЕЗДИТЬ ИЛИ НЕТ.

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

НА ПРОГУЛКУ В ЛЕС.

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

ВОЗЬМИ ИГРУШКУ.

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.). Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

УГАДАЙ, ГДЕ КРУЖКИ, А ГДЕ КРУЖКИ.

Наглядный материал: две кружки и два кружка. Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова. К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения. Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

НАЙДИ И НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки. звук "C"Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа. Домик над рекою, Светлой полосою В окнах огонек, На воду он лег. (А. Плещеев. “ На берегу”) звук "З"На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи. Почему собака лаетНа того, кого не знает? Потому она и лает –Познакомиться желает. (А. Власов. “Почему?”) Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.

КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ.

Ребёнку показывают игрушку, например, Буратино и предлагают определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик).

НАЗОВИ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ.

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.) Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук "рь", а не "р"). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ.

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН

Цель: развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Задание: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

АЛФАВИТ

Цель: развить внимание. Задание: если играет группа детей, то каждому присваивается какая – либо буква алфавита, точно так же организуется игра с одним ребенком. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать и топнуть ногой. С группой детей можно провести игру на выбывание.

ИСПРАВЬ ОШИБКИ

Цель: развить слуховое внимание. Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку). Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак). Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок). Очень ласковый был

Он хозяйку лизнул в лоб (кот).

Рогатый дол

По дороге шел (вол).

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку).

Тащил мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу (речки).

Русская красавица

Своей козою славится (косой).

Усатый кит сидит на печке,

Выбрав теплое местечко (кот).

На поляне лесной

Вырос зуб молодой (дуб).

Под березами, где тень

Притаился старый день (пень).

ЧТО МЫ СЛЫШИМ?

Цель: развить слуховое внимание.

Задание: отгадать загадку, назвать звук, который позволил найти отгадку.

Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела.

Ела – ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

Ответ: это пила. Повторяется звук з.

Ежедневно,

В шесть утра,

«Вставать поррра!!»

Ответ: это будильник. Повторяется звук р.

КТО ЗАМЕТИТ БОЛЬШЕ НЕБЫЛИЦ?

Цель: развить внимание, умение замечать нелогичные ситуации.

Задание: отметить все небылицы.

Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины.

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка.

Стекло там плавят из бетона,

Плотины строят из картона.

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна.

Там кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают из пряжи,

Прядут там нити из сукна,

Костюмы шьют из толокна.

Едят там вилками компот,

Там пьют из чашки бутерброд,

Из хлеба с сыром там котлеты,

Из мяса свежего конфеты.

С начинкой сладкой суп с фасолью,

В тарелках все там варят с солью… В. Чантурия.

Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Сахар – горек,

Уголь – бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь – плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд…

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут? (Л. Станчев).

Задание: педагог подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

ДА И НЕТ НЕ ГОВОРИТЬ

Цель: развить внимание.

Задание: ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».

1)Ты любишь лето?

2)Тебе нравится зелень парков?

3)Ты любишь солнце?

4)Тебе нравится купаться в море или реке?

5)Ты любишь рыбалку?

6)Ты любишь зиму?

7)Ты любишь кататься на санках?

8)Тебе нравится играть в снежки?

9)Ты любишь, когда холодно?

10)Тебе нравится лепить снежную бабу?

ГДЕ СТУЧАЛИ?

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.

ЧТО ЗВУЧАЛО?

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

СЛУШАЙ И ДЕЛАЙ

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т. д.

ПОСЛУШАЙ И ПОВТОРИ

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а дети вслух повторяют их.

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал слова?», если он скажет верно, значит, телефон исправен.

ДЯТЕЛ

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе

(… … .; … .. … и т. д.), а дети повторяют за ним.

ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО

Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

(Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова).

ЦЕПОЧКА СЛОВ

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего слова.

НАЗОВИ ЗВУК

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает детей: «Какой звук есть во всех этих словах?»

КТО ЛУЧШЕ СЛУШАЕТ?

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

НАЙДИ КАРТИНКУ

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Задание: логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Губы логопеда закрываются.

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

УГАДАЙ ЗВУК

Игра на выделение звука на фоне слога.

Задание 1: Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]). Задание 2: Если услышите звук [р], поднимите синий кружок, если [р’] – зеленый. (Произносятся слоги ра, ри, ру, ро, рю, ре и др.).

МАГАЗИН

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

ПОЙМАЙ ЗВУК

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.

СВЕТОФОР

Игра на определение места звука в слове (позиции).

В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый. В дальнейшем используются схемы = - -, - = -, - - =, фишки, или место звука дети указывают просто цифрой, используя звуковые линейки; предметные картинки и фишки, например, в слове лиса звук [л’] слышится в начале слова, дети под карточкой

КАКОЙ ЗВУК ПРОПУСТИЛ НЕЗНАЙКА?

(- тка, - голка, - рбуз, - камейка, автобу -, - адуга, - арабан). Четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков. Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.

КАКОЙ ЗВУК СПРЯТАЛСЯ В СЛОВЕ?

Найти гласный звук, обозначить его символом или буквой (сон, мир, зал, суп, волк и др). Слова четко прочитываются, дети показывают символы. Игра “Какое слово спряталось?” (- обот, ли - , за – ор, ве – ы, - уна, с – ва, са – ки, - бра, коз - , - блоко, огуре -).

ВОЛШЕБНЫЙ ДОМИК.

Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове. Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы. Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал: Бусы: б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр): к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот): м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша): р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)

ДОПИШИ БУКВУ.

Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

ОТГАДАЙ, КТО Я.

Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.

Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН.

Цель: Закрепление начертания заглавных букв.

Ход игры: Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в стихотворении.

Азбука.

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М.

Г ударилась немножко

И рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю перекладинку свою!

Очутившись на полу, поломала хвостик У!

Ф, бедняжку так раздуло –

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого. (С. Михалков)

ПОЛМИНУТКИ НА ШУТКИ.

Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Мы собрали васильки,

На голове у нас щенки

ЭХО

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать - можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего - ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” - ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

ЖИВАЯ АЗБУКА

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО

Игра способствует развитию фонематического слуха

и звукового анализа слов

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово - жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех - четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” - ”Я, б, л, о, к, о”.

ПУТАНИЦА

Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

Игры и упражнения

по развитию

фонематического

слуха у младших

школьников


C каждым годом растёт процент учащихся, у которых недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности – это и звукопроизношение, фонематические процессы, словарь и грамматический строй языка.

Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сформированность звукового анализа и синтеза слов.

Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи – пропуски, перестановки, замены букв и слогов.


  • Задания на развитие фонематических процессов:
  • Какой звук есть во всех словах?

Учитель произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:

шуба, кошка, мышь, шапка.


  • Каким звуком отличаются слова?

Например: удочка – уточка

мишка-мышка

коза – коса

мак-рак

  • Математическая грамматика

С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица).

  • «Слоговой аукцион». Придумайте слова, начинающиеся со слога бу ( бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино ).

  • Из слогов составить слова:

МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ. НАША, ЛАРА, РАНА


  • Ребёнку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах : самолёт, молоко, прямо, мороженое.
  • Буква потерялась. __ о __ ры, __елка, зе __ра, ко __ра.
  • Рассмотреть картинки, сказать, что изображено на рисунках. Прочитать по первым буквам слово.

  • Подберите похожие по звучанию рифмующиеся слова.

Мальчик – пальчик – зайчик

Медаль – педаль – деталь

Пелёнка – зелёнка – продлёнка

Боль – моль – соль – роль - ноль


  • Придумайте как можно больше слов по данным моделям:

  • Превращение слов.

Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка.

  • Слово в слове. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово.

Столб - стол, укол - кол, полк, волк, тепло, стол, клад, лампа, горсть, хлев, уточка.

  • Анаграммы.

Переставьте буквы в слове баян так, чтобы получилось новое слово ( баня ).


  • Весёлая арифметика.

БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое. (Бабочка)

БА+ музыкальный звук =белый хлеб удлинённой формы. (Батон)

БА+ приятный полезный напиток = струна, дающая низкий звук, голос с низким тембром. (Басок)

  • Читай, вставляя разные гласные.

Т ___К (И, О, Ы, А, Ё, Ю, У)

К ___ШКА (А, И, О)


  • Вставить Р вторым по счёту:
  • Вставить Р вторым по счёту:
  • Вставить Р вторым по счёту:
  • Вставить Р вторым по счёту:

Пуд сок

Кот мак

Бак кошка

Койка битва

  • Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
  • Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)

  • Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.
  • Составить из одного слова как можно больше слов.

Например: платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот .

  • Игра « Путаница ». В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно.

ХОУПЛ (ЛОПУХ)

СМТО (МОСТ)

УГРША (ГРУША)


  • Из заданного текста прочитать только гласные буквы, только согласные.
  • Подобрать к каждому звуку заданного слова новые слова.

Например: луна

Л У Н А

Лук утка нога аист

Лапа улитка ноты астра

Лак утюг нора ананас

  • Посчитай, сколько раз встретилась данная буква в тексте.

  • Игра « Разведчик ». Из заданного текста найти и прочитать только те слова, в которых есть данный звук.
  • Игра « Добавь звук ».

Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:

вол - волк

рыба -

завтра -

пар –

  • Игра « Отними звук ».

Какое слово получится, если убрать первый звук:

косы – осы, крот – рот, смех - мех


  • «Цепочка слов».

Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.

  • «Собери слово»

Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам:

[м], [а], [к].

Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются.


  • Выдели слово.

Учитель предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

  • «Подумай, не торопись»

Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол .

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр . (Воробей, грач...)

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний - а .


  • Игры на развитие слогового анализа и синтеза.

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово : па-

па-- (парк)

па--- (паром)

па---- (паруса);

  • Переставьте звуки в словах, чтоб получилось другое слово:

пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак


  • Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.
  • Определение место звука по отношению к другим звукам:

Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр .

  • Назови соседей звука ш в слове кошка
  • Слово рассыпалось на слоги:

ран ка даш


  • Учитель читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.
  • Цифровой диктант.

Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень .


  • Назови, какой звук слышится:

Перед У в слове «стружка»;

Перед Н в слове «конь»;

  • Назови, какой звук слышится между М и К в слове «мак»;

Между С и О в слове «стол».


Развитие фонематического слуха у младших школьников

на логопедических занятиях

В настоящее время в общеобразовательную школу поступают дети, имеющие различные речевые нарушения, одной из главных причин которых является недостаточно развитый фонематический слух.

Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки речи.

Дети с недоразвитием фонематического слуха с трудом представляют себе звуковой состав слова и с трудом осваивают его звуковой анализ.

В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, несвязанные с применением орфографических правил. Вот примеры таких ошибок:

    пропуск гласных и согласных букв (сок – ск; одежда – одежа)

    перестановка букв, лишние буквы (пушка – шупка; стол – тстол)

    пропуск слогов, лишние слоги (машина – машинына: короче – коче)

    замена йотированных гласных (веселый – весюлый)

    замена согласных:

    свистящих-шипящих (завтра – жавтра)

    парных по звонкости-глухости (палуба – балупа)

    сонорных (мебель – небель; круг – клуг)

    аффрикатов (цапля – чапля)

    обозначение твердости-мягкости на письме гласными (пруд – прюд; утюг – утуг)

    недописывание слов (маска – маск)

    раздельное и слитное написание слов, предлогов со словами (подороге, занавеска – за навеска)

Так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь, то у детей с недоразвитием фонематического слуха может быть нарушено и чтение. Такие учащиеся испытывают следующие трудности при овладении чтением: не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:

1) пропуск букв, слогов, предлогов;
2) замена и перестановка букв, слогов;
3) «застревание» на какой либо букве, слоге, слове;
4) недочитывание окончаний слов;
5) искажение слов;
6) добавление лишних букв, слогов и иногда слов;
7) «угадывание» слов.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений моей логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Свою работу по развитию фонематического слуха и формированию фонематических процессов у школьников строю поэтапно:

    Развитие и распознавание неречевых звуков.

    Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

    Формирование фонематического восприятия.

На первом этапе использую упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит? (громко - тихо, долго - кратко, высоко-низко). Далее предлагаю задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков с разной силой, темпом, ритмом . На данном этапе активно использую мультимедийные средства, интерактивные игры, аудио записи различных неречевых звуков, а так же дидактические игры:

- «Узнай по звуку» а слух определить природу звука: перелистывание книги, удар предметом о предмет и.т.д.);

- «Найди предмет» айти предмет, ориентируясь на громкость хлопков ведущего);

- «Тихо-громко» оответственно звучанию ребёнок выполняет разные движения: например, под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом).

На втором этапе, когда ведётся работа с речевыми звуками, использую следующие технологии:

- «Шифровщики» – упражнения с элементами кодирования, разработанные Коноваленко В.В. (детям предлагается закодировать звуковые ряды, произнесенные логопедом): каждому гласному звуку присваивается какой-либо символ, например, А - красный треугольник, У - красный круг, О - квадрат и т. п. Детям диктуют сначала по два звука (ОА, АУ, УА и т.п.). Необходимо зарисовать эти звукоряды при помощи условленных знаков. После того, как ребенок научился достаточно свободно и быстро выполнять это задание, количество предъявляемых звуков может быть увеличено до трех - четырех (ОАУУ, ОАОА, ОУУА и т.п.) ;

АУ ОА ОАУ

- «Прошагай слова», «Отхлопаем слоги», «Назови гласные звуки»;

- Отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки , скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;

- Узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков . Работу начинаю с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков.

- «Четвёртый лишний»: из четырех слов, отчетливо произнесенных мною, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава-канава-какао-канава; ком-ком-кот-ком;

- «Улавливай шёпот»: я подаю команды шёпотом, чётким, внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушается.

- «Пирамида»: разместить слова-картинки из одного слога, из двух, из трёх.

Так как фонематическое восприятие - это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе ввожу упражнения на формирование звукового анализа и синтеза:

- «Письмо с пропусками»: диктую предложение, а дети записывают, но вместо буквы О всегда ставят точку;

- «Внимание и счёт». Перед каждым ребёнком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Прошу детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов (борода-города, редкий-резкий);

- «Собери слова из звуков»: называю слова, дети выделяют из каждого слова, например первый звук и заносят его в транскрипционные скобки. По завершении работы из выделенных звуков составляют слово.

- «Сложение и вычитание букв»: предлагаю ученикам выполнить с буквами и слогами действия, указанные на индивидуальных карточках, и получить в результате понятные слова;

- «Скажи наоборот»: гость-кость, зайка-сайка;

- «Наборщик»: образовать из звуков данного слова как можно большее количество новых слов.

Данные упражнения позволяют уменьшить или полностью ликвидировать логопедические проблемы, связанные с нарушением фонематического слуха.

Вам также будет интересно:

Александр Кошелев – неординарный славянофил?
Александр Иванович Кошелев Кошелев Александр Иванович (9.05.1806-12.11.1883), русский...
Молитвы на поминальной трапезе
ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО Настает час, когда останки почившего предаются земле, где...
Амфотерные оксиды и гидроксиды
Простые вещества сходные с металлическими элементами по структуре и ряду химических и...
Экологический турнир «День чистой Планеты» Цели: акцентировать внимание учащихся на...
Какой прогноз в по знакам зодиака
Для мира На смену непоседливой и непредсказуемой Огненной Обезьяне придет вальяжный и...