Овощеводство. Садоводство. Декорирование участка. Постройки в саду

Самый простые рецепты пиво из сока березы

Оригинальные салаты с нутом

Оригинальный рецепт пельменей в аэрогриле

Рыбный суп из консервов (пошаговый рецепт с фото)

Какие льготы имеют студенты при покупке жд билетов

Опись имущества судебными приставами, не принадлежащего должнику: возможно ли это

Сколько процентов составляет ндфл в россии?

Орех пинии (итальянская сосна)

Как сделать картошку шоколадную из какао

Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) Последствия для работника

Время отдыха предусмотренное законодательством для работающих за компьютером

Помело: что содержится, чем полезен, как чистить и употреблять Памела калорийность на 100 грамм

Кетонал от чего помогает, инструкция по применению таблетки, уколы, свечи Можно ли совмещать прием на коми кетонал

Исследовательский проект по английскому языку « Helping hands

Календарно — тематическое планирование по обучению грамоте

"цель и смысл жизни человека". Презентация по обществознанию "смысл жизни"

Вступление

Вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным на сегодняшний день. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов(результат знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно- исследовательской, проектной, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему.

Параллельно с освоением деятельности ученик должен сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. И так, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Мастер – класс на тему: «Смысл жизни человека»

Цель:

    способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, освоению положений философии, науки о смысле жизни человека;

    формирование представлений о базовых человеческих ценностях и жизненных приоритетах;

    становление эмоционально-ценностного отношения к миру, к жизни;

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

    формирование метапредметных умений и социальных компетенций учащихся;

    воспитание ценностного отношения к своей и чужой жизни.

Тип:

Вид: дискуссия

Методы обучения: эврестический, проблемно-диалогический, творческий, наглядный.

1. Создание эмоционального настроя перед работой.

Звучит музыка

2. Ознакомление с целями занятия.

«Открыть себя

в себе самом –

Сверх трудная

задача.

«Кто я?-

вопрос горит огнём, -

Чему я предназначен?».

Вместе с автором этих строк Марианной Озолине попробуем и мы ответить сегодня на этот вопрос. Вы догадались конечно, что речь пойдёт на нашем уроке о смысле жизни. Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Как ответить на него? Ведь от этого ответа будет зависеть очень многое, а может и целая жизнь.

О смысле жизни люди задумывались ещё в древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. «Смысл жизни в служении Богу», - утверждали христиане. «Смысл жизни в общественно-полезном труде», - утверждали отцы-правители из нашего недавнего прошлого. Неужели все эти утверждения ложны? Нет, в каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед каждым человеком и всем человечеством в целом. У каждого из нас свой мир, своя душа, своя жизнь. Сейчас этот вопрос, думаю, наиболее актуален для нас. В этом возрасте мы пытаемся занять своё место в жизни, стремится найти его. Это столкновение человека с самим собой, как частицей громадного, бесконечного мира, легко дается не каждому. Страшно ощутить бесконечность в самом себе – страшно не заметить её. Когда человек живёт осмысленно – ему не становится легче жить, скорее даже наоборот. Но человек, знающий своё назначение, свою судьбу, - это всегда сила…

Я предлагаю вам ответить на вопрос: В чем Смысл жизни видит каждый из вас? И заполнить левую часть таблицы. (1-2 ученика озвучить).

Ответы у всех разные, но это абсолютно закономерно.

2. Работа в группах.

Я предлагаю поработать в группах. Поразмышляйте над высказываниями и определите свою позицию. Согласны ли вы с автором высказывания?

3. Обсуждение результатов групповой работы.

По ходу беседы учитель на доске записывает основные понятия, предлагаемые группами. Образуется запись:

Радость Воспитание сердца

Доброта Жить для других

Познание себя Творчество

Самосовершенствование Ответственность

Помощь другим Контроль над чувствами и мыслями

Что делать если смысл жизни утрачен?

«Результатом утраты смысла жизни является потеря человеком жизнеспособности, воли к жизни, интереса к её процессу и результату. Изучая группу студентов, которые совершили попытку суицида, учёные обнаружили, что 85% из них не видели в своей жизни смысл, при этом 93% из них оказались физически и психически здоровыми. Исследования показывают, что у 90% тяжёлых хронических алкоголиков и почти 100% наркоманов наблюдается утрата смысла жизни».

Эпизод фильма.

Заполнение таблицы. (дополнилось ли ваше видение смысла жизни?)

Рефлексия.

Чтобы преодолеть трудности на пути поиска смысла жизни, иногда нужна помощь. Я предлагаю вам упражнение»Я в лучах солнца». На лучах солнца нужно написать свои лучшие качества. Эти качества помогут вам

Подведение итогов.

Нужно ли искать смысл жизни?

Среди тысячи тысяч на шаре земном

Без помощи, лишней опеки

Попробуй в людском состязанье шальном

Себя заявить Человеком!

Ты молод, удачлив, любим и богат,

Не знаешь дороги к аптекам,

А рядом глаза несчастливцев горят,

Средь них окажись Человеком!

Приходят минуты, что горя черней,

Крутых разногласий с веком...

И даже в последнем, смертельном рывке

Остаться сумей человеком!

И с кем бы судьба ни столкнула в пути,

С владыкой иль бедным калекой,

Ты помни: все люди – дети земли,

И будь среди них человеком!

Антуан де Сент – Экзюпери: «Ты ищешь смысла в жизни, но единственный её смысл в том, чтобы ты, наконец, сбылся, а совсем не в ничтожном покое, позволяющем забыть о противоречиях. Если что-то сопротивляется тебе и причиняет боль, не утешай, пусть растёт – значит, ты пускаешь корни, ты выбираешься из кокона. Благословенны муки, рождающие тебя, нет подлинности, нет истины, которые явились бы как очевидность.

Анкета.

1.Думали ли Вы прежде о смысле жизни?

2.В чём Вы видели смысл жизни до настоящего урока?

3. Дополнилось ли ваше видение смысла жизни после урока и чем?

4. Как вы считаете, нужно ли искать смысл жизни?

«У твоей жизни один смысл – научиться радоваться, а потом научиться радовать других. Начни с первого.

Смысл жизни невозможно выдумать, извлечь из мысленных конструкций, найти – он либо приходит сам, либо не приходит вовсе. Появление смысла не нужно даже ожидать, ибо ты спугнёшь эту райскую птицу своим напряжением, и она не залетит в твой сад. Можно только готовиться к тому, что эта птица посетит твоё сердце и пропоёт свою песню о счастье, о любви, о вечности и неистребимости жизни. Смысл – это последствие нашей благодатной жизни, смысл – как рассвет, придёт с такой же неумолимостью, как и каждое утро на земле. Твоя жизнь – планета, которую ты должен сделать прекрасной, тогда и на ней наступит рассвет». В.Лермонтов

Эссе Лянгузова Глеба, студента 911 группы на тему: «Цель и смысл жизни человека».

"В чем смысл жизни?" - я думаю, что этот вопрос задавал себе каждый человек, хоть раз. Независимо от своего состояния, будь в грустном настроении или, наоборот, в хорошем расположении духа, но мы не раз слышали его в своих мыслях.

Понимание этого вопроса даёт нам цель существования, даёт нам мотивацию двигаться дальше и достигать чего-то. Каждый человек, так или иначе, задаётся подобным вопросом - это важная часть в его становлении как личности. Сам по себе вопрос о смысле жизни - это философская и духовная проблема, которая несёт в себе неопределённость цели существования.

Но почему же он возникает? Часто ли спрашивают себя счастливые люди, в чем смысл жизни? Я не думаю, что этот вопрос является для них проблемой. Мне кажется, что они как раз и нашли свой смысл жизни, в продлении счастья и благополучия.

Понимание этого вопроса даёт нам двигаться вперёд. А что же бывает, когда этот вопрос мы не понимаем? К сожалению, вопрос о смысле жизни чаще всего задают люди, которые находятся под гнётом различных проблем. Одиночество, депрессия - всё это приводит к тому, что человек начинается закрываться в себе, не имея возможности ответить на этот вопрос. И вот это является действительной проблемой, так как в самых грустных случаях это приводит к суициду.

В современности возникновением и последствиями этого вопроса плотно занимается психология. Благодаря ей стало ясно, что невозможность найти смысл жизни - это основа для психических расстройств, депрессий, неврозов, а также следствие возникновения алкоголизма, наркомании и развития преступности. Так как человек, лишённый смысла существования становится легко управляемым, ему всё сложнее сопротивляться неблагоприятному влиянию окружения. Такой человек старается найти то, что принесёт ему облегчение, хоть и кратковременное. Будь то наркотики, алкоголь или даже компьютерные игры. Отсутствие внутренней мотивации плавно подводит его к тому, что он принимает всё происходящее и отказывается от дальнейших поисков цели жизни, при этом всё больше уходя от реальности.

Такие примеры не редки, но в тоже время существует и другая сторона. Счастливые люди, живущие ради заботы и счастья своих близких, меценаты, благотворительные фонды, общественные организации, помогающие детским домам. Так или иначе, но они приносят благо. И это является одной из смыслов их жизни.

Вопрос о смысле жизни возник, как только человек осознал себя, так личность, способную к развитию. И этот вопрос уже многие столетия волнует разум людей.

Среди античных философов можно вспомнить Аристотеля, который на вопрос "в чем смысл жизни" отвечал - "Служить другим и делать добро!". Он находил смысл жизни в благе и считал, что духовное осмысление и умственное развитие стоят гораздо выше физических удовольствий. Поэтому искусство и науку он считал добродетелями, которые достигаются через усмирение своих желаний и преобладанием разума над страстями.

Эпикур же наоборот считал, что смысл жизни заключается в постоянном получении удовольствия. Но при этом удовольствие не носило в себе чувственного наслаждения. Оно скорее понималось, как избавление от физической боли, душевных страданий и страха. Эпикур думал, что смысл жизни - это постоянное продление удовольствие, без вмешательства в то, что может нарушить привычный ход вещей. Я думаю, что немало современных людей разделяют точку зрения Эпикура.

Но что же является смыслом жизни? И можно ли ответить на этот вопрос так, чтобы это было понятно и применимо к каждому человеку? Возможно, но тогда это утопия и рой, где каждый человек будет играть роль шестерёнки, безукоризненно играющей свою роль. Пока в человечество несёт в себе индивидуальность и неповторимость каждого отдельного человека - смысл жизни для каждого будет свой. Для любящей матери - забота о своей семье. Для заботливого отца - безопасность своей семье. И это не ограничивается только двумя словами. В них невозможно вместить все их решения и действия, которые они принимали для того, чтобы их семья была счастлива.

А в чём смысл жизни парня или девушки, которые только закончили университет? Для начала - найти подобающую специальности или желанию работу, встретить свою любовь, обрести стабильный доход, свой уютный уголок и приступить к созданию полноценной семьи. Разве не этого многие ищут? Сколько людей ищут друг друга, тихо скуля от одиночества в надежде, что кто-то их от неё спасёт. Миллионы людей. Но опять же, к чему стремятся эти молодые специалисты? В нормальных случаях - конечной целью является создание семьи. В ненормальных средства начинают поедать цель.

А что в голове у подростков? В большинстве случаев их целью является выделиться среди своих друзей, стать в чём-то "круче". Но для чего? Чтобы на него обратили внимание. Чтобы показать, что в чём-то он лучше. Себе, или другим - не имеет значения. Но зачем гоняются мальчишки в подростковом возрасте? Уж не за девушками ли? Подростковая любовь одна из самых печальных. Ну, по крайней мере, её таковой считают. Подростки. Но давайте подумаем, для чего им это? Для чего им эти первые отношения? Да, иногда из-за того, что все уже встречались, а кто-то ещё никогда не целовался. Но всё таки, какую подсознательную мотивацию вбивает здоровое общество подросткам? Обрести семью и приносить ей благо.

В чём смысл жизни ребёнка? В том, чтобы вырасти и стать космонавтом. Или пилотом, капитаном корабля, врачом - список можно продолжать очень долго. Зачем им быть такими? "Потому что я тогда буду как мой папа" - вот, настоящая цель ребёнка, стать тем, кем он восхищается. Стать тем, в ком они видят героя. А может ли герой делать что-то плохое? Нет. Иначе его бы не звали героем. Даже для ребёнка - смысл жизни в том, чтобы нести благо. Пусть даже не осознанно.

Но все эти положительные примеры смысла жизни возможны только в здоровом обществе, когда человек умеет стать выше своих страстей и чётко знает, чего он хочет от жизни.

Я не зря выбрал этих двух философов. Думаю, что благодаря им я могу разделить людей на две категории:

Первоначально человек рождается со смыслом жизни, который несёт в себе благо. Он стремится к нему и работает над собой, развиваясь духовно и умственно. Он ставит перед собой задачи и, если у него получается, то он ставит себе новую цель. И с каждой целью он достигает этого блага. Состояния счастья и дальнейшая его цель - это продление этого состояния.

Человек также ставит себе какую-то цель, но если он не сможет совладать со своими желаниями, если не сможет справиться со страстями, как говорил Аристотель, то он начинает искать удовольствие. То самое, которое поможет ему забыть страх от поражения, которое поможет ему справиться с болью от нереализованных планов. Отсюда и наркомания, алкоголь, беспорядочные половые связи. Человек разменивает себя, скрываясь от себя и всего мира, придумывая себе свой собственный, в котором у него есть смысл жизни.

Религия то, такая как христианство, иудаизм, буддизм и даже ислам - всё говорит о смирении своих желаний и праведной жизни, свободной от греха. То есть даже религия намекает нам, что для того, чтобы обрести смысл жизни, нужно познать саму жизнь, а не вслепую гнаться за удовольствиями, убегая от самих себя, заливая алкоголем реальность, наркотиками - боль, а промискуитетом - одиночество. В большинстве своём настоящая религия, лишённая помпезности, наигранности и денежной составляющей, основанная только на вере, учит нас смирению и принятию мира. Как внутри себя, так и снаружи. Религия учит нас гармонии и познанию себя самого и всего, что нас окружает. Тем самым смыслом жизни является стремление к очищенной жизни, свободной от низменных желаний.

Подводя итог я, пожалуй, соглашусь с Аристотелем и всеми, кто говорил, что смыслом жизни должно являться благо. Оно должно быть разное для всех, но одинаковое по отношению к каждому. Ведь глубоко внутри каждый здоровый духом человек ощущает, какой отзыв внутри него находит даже маленькое, но доброе дело. Так что… для каждого человека смысл жизни должен быть своим. Тем, что будет приносить счастье и благо, а не гонка за удовольствием, ведущая в никуда. Ведь только так, в старости мы сможем понять, что жизнь была прожита не зря.

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А. Малышева»

Конспект урока обществознания в 10 -м классе

«Цель и смысл жизни человека»

План-конспект урока

обществознания разработан

учителем истории

и обществознания

Фиминой Любовью

Степановной

Сыктывкар - 2014 год

Конспект урока «Цель и смысл жизни человека»

Тип урока : - урок размышление с использованием философских афоризмов и притч.

Использованная технология – технология этического диалога

Цель: формирование ценностного чувства к своей жизни, к своей душе.

Задачи :
1. Научить вникать в суть философских мыслей, вдумываться в их смысл.

2. Формирование стремления к здоровому образу жизни, ценностного отношения к своей жизни.

3. Развитие у учащихся способности рассуждать на сложные темы, делиться своими мыслями.

Оборудование – распечатанные задания с выдержками из философских притч на партах, мультимедийный проектор.

Ресурсы.

http://vk.com/dvorikdushi

https://vk.com/filosof_pritchi

План урока.

1. Мотивационная часть урока


3. Рефлексия.


1. Мотивационная часть урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок. Это урок-размышление, размышление о самом главном. Вы все стоите сейчас пред выбором. Выбором учебного заведения, будущей профессии, но всё это лишь часть вашей самостоятельной жизни. Поэтому очень важно, чтобы вы сейчас остановились и задумались. Задумались над тем, что всегда волнует человека. Какой вопрос волнует человечество на протяжении его существования?

Звучат разные варианты учащихся. Учитель их подводит к мысли о смысле жизни человека.

Сформулируйте тему урока

Цель и смысл жизни человека.

2. Работа с материалами презентации и текстами притч.
3. Рефлексия.

У вас на столе притча, прочтите её и скажите, в чём смысл этой притчи.

Притча. ЖИЗНЬ И СУДЬБА

Жизнь мчалась семимильными шагами, а следом семенила Судьба и уговаривала:- Да не беги ты так, горе ты мое, сил уже нет никаких! Тут за бугром будет поворот, замечательный поворот, такие повороты мало кому достаются. Припасла я для тебя, от других оторвала. Буквально из зубов вырвала. Но, жизнь, то ли не слышит, то ли о чем-то задумалась - чешет мимо поворота.- Ты чего делаешь? - надрывается Судьба. - Я ж для кого старалась? Такой поворот! Ты учти, такие повороты дважды не даются! А жизнь чешет дальше, на Судьбу не оглядываясь.- Поворот! - кричит Судьба. Жизнь - мимо поворота. Судьбе давно бы отстать, ну ее, эту ненормальную. Но Судьба чувствует ответственность. Ей эту Жизнь доверили, сказали - Смотри! Было б на кого смотреть: впереди одни пятки мелькают. Потом и они перестали мелькать. Устала жизнь, присела на бугорок, призадумалась. Ладошку ко лбу приставила, оглядывается на пройденный путь. Подбегает Судьба. Совсем запыхалась. Пропади она пропадом, такая работа. Присела рядом, отдышалась, высморкалась. Ну, спрашивает, а теперь чего будем делать? Жизнь говорит:- Да вот я смотрю: что-то мы с тобой пропустили. - Пропустили! - подбоченилась Судьба. - Нет, вы только на нее посмотрите! А кому я говорила, кому кричала, кому плакала навзрыд? - Что ты имеешь в виду? - спрашивает Жизнь, приходя в себя и уже собираясь бежать обратно. - А то. Теперь чего оглядываться. Поздно. Повороты назад у нас не предусмотрены. Жизнь, как водится, со скандалом. Как, да почему? Кто здесь заведующий? Они все такие, жизни, им сразу все подавай. Потом заплакала. Как же это она все пропустила? Стала жаловаться на судьбу. А кому жаловаться? Взяла себя в руки. Утерлась, приободрилась. - Тогда, - говорит, - вперед. Вперед и только вперед! До новых поворотов! - До каких поворотов? - Судьба аж сплюнула. - Тьфу, на тебя! Ты погляди, на чем сидишь: это же могила!

Обсуждение притчи и смысла, заложенного в ней.

Смысл притчи в том, что в жизни дорог каждый день, каждое мгновенье.

Чем по настоящему должен человек дожить в этой жизни?

Подумаем над этим вместе, посматривая презентацию.

Работа со слайдами презентации.

С помощью тихой музыки учитель настраивает ребят на работу со слайдами.

Учитель показывает специально подобранные слайды с незавершёнными надписями и просит ребят предложить своё окончание. С помощью этих заданий он побуждает их задуматься, открыто высказывать свои мысли. Это задание учащиеся воспринимают с интересом и предлагают самые разные варианты ответа.

После каждого слайда учитель показывает слайд с завершённым текстом.

Слайды №1-2.

Куда бы ты не пришёл, - ты найдёшь лишь то, что принёс с собой.

Слайды №3-4.

Красота человека не в его лице – а в его душе.

Слайд №5-6.

Радость – любовь к тому, что есть – печаль – любовь к тому, чего нет.

Слайд №7-8.

Есть только два дня в году, когда человек ничего не может сделать – это вчера и завтра.

Слайд №9-10.

Всё имеет свой закат и только ночь заканчивается - рассветом

Слайд №11-12.

К тому, кто всё отпускает – всё приходит.

Слайд №13-14.

Для человек важно не то, что его окружает – а то, что внутри него.

Слайд №15-16.

И пусть мысли будут чистыми – они основа наших поступков.

Слайд №17.

Всё самое главное – это наше внутреннее Я
и то, что с нами происходит именно сейчас.
ЖИЗНЬ она сейчас и здесь и самое ценное – наши душевные качества.

Завершающий этап работы.

Учитель просит ребят сказать, что объединяет все эти слайды, как они бы назвали эту презентацию.

Звучат разные ответы учащихся.

Учитель подводит учащихся к выводу, что самое главное – это тот внутренний мир, который внутри человека, его душевные качества, его жизнь здесь и сейчас. Надо радоваться каждому мгновению жизни и нести эту радость людям.

Учитель даёт ещё одну притчу. О том, что важно принять себя таким, какой ты есть.

Притча. ПРИНИМАЙ СЕБЯ

Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:

– Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу – ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.

Взгляни на себя. Ты можешь быть только собой. Невозможно, чтобы ты стал кем-то другим. Ты можешь радоваться и цвести, или можешь завянуть, если ты не принимаешь себя.

Ты можешь пройти тысячи километров, перечитать множество книг, услышать несчётное количество слов, и не найти того, что ищешь. А можешь прекратить поиск, остановиться, и послушать своё сердце. И, услышав его, найти в собственном вздохе всё, что искал. Человек сам творец своей жизни и своего счастья.

Учитель обсуждает содержание этой притчи.

В завершение учитель организовывает работу с учебником.

Прочитайте слова философа С.Л. Франка и философа Н.Н. Трубникова

(Учебник Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л.Н. М., Просвещение. 2013. Стр. 29-30).

Чьи слова вам ближе, чьё высказывание перекликается с идеей прочитанной вами притчи?

Рефлексия.

Учитель спрашивает ребят, интересно ли им было работать, что они взяли для себя. Рекомендует адреса сайтов, где они могут найти этот материал.



ВВЕДЕНИЕ

1. Смысл жизни

1.1 Три уровня высших ценностей

2.1 Бессмысленность

2 Осмысленность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


В данной контрольной работе я решила рассмотреть проблему смысла жизни, так как считаю ее актуальной для человека на любом этапе возрастного развития. Смысл - это то, чем человек воодушевляется для жизни - может быть найден и в старости, и в болезни, и в ситуации, кажущейся тупиковой. «Осуществляя смысл жизни, человек осуществляет сам себя». Проблему смысла жизни изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. В различные эпохи проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: «Для чего жить?». Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько. Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения. В современной христианской православной традиции провозглашается: «человек не имеет границ своей человеческой природе». Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы. Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание. Поэтому, категорию «смысл жизни» можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

1. Смысл жизни


Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Франкл показывает в своих работах, что смыслоутрата и типичная для нее депрессия настигает как индивидов, находящихся в условиях крайних лишений, так и тех, кто сыт, благополучен и чьи интересы и амбиции во многом удовлетворены. Характерной для современного западного общества стала именно разочарованность людей состоятельных, которым, казалось бы, жить да жить в свое удовольствие. Видимо, проблема упирается здесь в то, что удовлетворение низших, чисто материальных потребностей еще не дает смысла жизни, и человеческая душа высших ценностей, прикосновения к предельным основаниям действительности, ответа на «последние» вопросы. Человек не только «психика», но и дух.

Смысл понимается В. Франклом как тот «духовный объект», к которому в самых разных обстоятельствах стремится человеческая душа, и из его работ можно вынести несколько важных тезисов для понимания роли смысла в человеческой жизни:

Стремление к смыслу - ценность для выживания. Собственно, когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудится, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим, как естественный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Смысл связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Однако бывают ситуации, когда человек утрачивает прежние цели и ценности, то достояние, которое у него было. Это случается в условиях войны, вражеского плена, крутого изменения судьбы, утраты близких и т. д. Индивид бывает подорван физически и морально неблагоприятными переменами в своей жизни, и тогда, как показывает Франкл, поиск и нахождение нового смысла или актуализация прежних смыслов может помочь человеку выжить, - сохранить себя физически и психически, выдержать все трудности: бедность, болезнь, враждебность окружения. У Ф. Ницше есть такое высказывание «У кого есть «зачем» жить, может выдержать почти любое «как». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться.

Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден.

Смысл нельзя дать, его нужно найти. Это невозможно, потому что смысл - не вещь. Человек сам придает действительности смысл, никто не может сделать это за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Обнаружение смысла - не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Смысл вдруг открывается нам на фоне действительности.

Смысл может быть найден, но не может быть создан. Человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые циркулируют в культуре. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он - результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические действия, которые из него следуют.

Поиск смысла не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы, которым люди отличаются от животных. Необходимо отметить, что отношения смысла и счастья не симметричны. Если счастье невозможно без смысла, то смысл вполне может присутствовать в жизни человека, поддерживая и направляя его при самых неблагоприятных поворотах судьбы. Хотя, переживание смысла связано с положительными эмоциями, оно не гарантирует ни умиротворенности, ни удовлетворенности, ни любви, ни творческого расцвета. Смысл жизни можно видеть в борьбе «до победного конца», в терпеливом и смиренном выполнении долга, в изматывающем душу и тело преодолении себя, в самоутверждении через все препятствия, то есть в «вещах» трудных. Смысл возможен и в тяжелой болезни, и перед лицом смерти, когда о счастье говорить не приходится по чисто объективным причинам. Смысл обладает неуязвимостью субъективного как особой духовной реальности. Другой вопрос, что когда его нет, то его трудно обрести. Зато когда он есть, его ничем не одолеешь.


1 Три уровня высших ценностей


Итак, каким же образом смыслы живут и функционируют в культуре? Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Эти ценности располагаются как бы на трех уровнях.

Первый уровень - ценности трансцендентного, дающие возможность осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти. Это представление о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ценности трансцендентного цементируют общество, они, как правило, выстраиваются в идеологическую систему, оказывающую воздействие непосредственно на эмоции людей, в результате чего религиозные смыслы страстно переживаются. Правда, в XX веке существовали государства, практически отказавшиеся от ценностей трансцендентного и заменившие их разными вариантами «светской религии»: верой в мировую революцию, в идеал коммунизма как в высшую «земную правду», определяющую мораль и смысл жизни и смерти.

Второй уровень - ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его история. Этнонациональные ценности: традиции, язык, искусство и культура, сохранение самобытности и индивидуального лица народа. Второй уровень, как правило, тесно связан с первым. Он включает также диалектику регионального и общечеловеческого: можно находить высокий смысл в служении человечеству как таковому и посвятить такому служению жизнь.

Третий, очень богатый по содержанию уровень представлен ценностями личной жизни, протекающей в мире повседневности. Эти ценности различны для разных эпох, однако в них в большинстве случаев включаются здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенная деятельность и успехи в ней, творчество, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь, добрые отношения с окружающими людьми. В восточных культурах особо ценным является созерцание, эстетическое отношение к миру.

В реальной жизни все виды ценностей - а значит, и смыслов - тесно связаны и переплетены, они не отстоят механически друг от друга, составляют единый сплав.

Чем более иерархическим и деспотическим является общество, тем в меньшей степени индивидам позволяют выбирать свои «высшие ценности». Ведущие смыслы оказываются предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться: они делают это, порой превозмогая себя, во имя Господа или Родины, во имя того, что и другие считают важным и значимым.

Чем более общество демократично, тем больше свободы для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отношении объединяет людей. Собственно, распространение рыночного общества практически на всю планету, широкая демократизация во многих странах, утрата массовым сознанием религиозности привели к кризису старых смыслов, поставили многих людей перед непривычным и непонятным для них поиском: поиском смысловым.

Однако «смыслы, задаваемые обществом через ценности», - это еще не вся полнота смысла. В свое время советский психолог А.Н. Леонтьев много внимания уделил «личностным смыслам» - той интерпретации, которую претерпевают в индивидуальном сознании «смыслы внешние», официальные. Мы можем принять провозглашаемого обществом Бога как своего, как «внутреннее Ты», а можем не принять. Можем испытывать гордость по поводу целостности неделимого государства, а можем не испытывать.

Смысл так или иначе связан с внешним, но он у каждого - свой.


2. Осмысленность и бессмысленность


Смысл - то, чем человек воодушевляется для жизни - может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материальными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться со смыслоутратой.

Смысл - это не просто «удержание в сознании некоей ценности» или даже «понимание значения» каких-то факторов. Смысл - всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное (мы не зря сказали выше, что без него человек не может быть счастливым). Сравним коротко состояние осмысленности и бессмысленности, чтобы лучше понять, в чем именно выражается «наличие смысла жизни».


1 Бессмысленность


Бессмысленность можно описать через следующие экзистенциальные моменты:

Скука. Переживающий бессмысленность человек не знает, чем себя занять, а если занимает, то его деятельность не вызывает у него удовлетворения, она выступает как внешняя по отношению к нему, навязанная насильно, и только тяготит. Скука окрашивает мир в серые, блеклые тона, сливает разные явления и предметы в неразличимость, взгляд скользит равнодушно, не останавливаясь ни на чем. Скука - это дефицит впечатлений, смысловой и сенсорный голод.

Депрессия, тоска, раздражение.

Отсутствие значимых целей. Те цели, что заданы извне, при бессмысленности не воспринимаются как свои, отторгаются, отсутствует внутреннее побуждение к целедостижению.

Собственная незначительность, ненужность в субъект-субъектных отношениях, личностное одиночество, покинутость и оставленность другими людьми.

Собственное место в универсуме переживается как случайное и безосновное, неуютное, лишенное предназначения.

Неприятие реальности, отрицание ее, отказ от нее.

Так как либо сами цели эти «бессмысленны», либо, по крайней мере, остается нерешенным и спорным вопрос об их «осмысленности», - вся человеческая жизнь принимает характер бессмысленного кружения, наподобие кружения «белки в колесе», набора бессмысленных действий, которые неожиданно, вне всякого отношения к этим целям, ставимым человеком, и потому тоже совершенно бессмысленно, обрываются смертью.


2 Осмысленность

философский смысл жизнь экзистенциальный

Наличие смысла жизни описывается через такие моменты как:

Спонтанный интерес к жизни и к людям. Смысл и интерес - две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего «интересного» для себя. Интерес, как иголка нитку, «вытаскивает» за собой смысл.

Спонтанная радость. Наличие у жизни смысла проявляется в радости, которая, на первый взгляд, может казаться беспричинной. На самом же деле смысл является важнейшим ее источником. Порой мы даже задумываемся, отчего это нам так хорошо, и необходимо усилие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.

Целеустремленность. Наличие смысла связано с наличием целей, понятых и пережитых как свои, желанные, значимые. Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние.

Переживание своей значимости и важности в отношениях с другими людьми. Чувство единения и гармонии. Осмысленность основывается на идентификации со «своим кругом», на переживании единых взглядов и интересов. Люди, которые потеряли всякий «свой круг» и которым нет «для чего» и «для кого» жить, теряют смысл жизни, а с ним и всякий жизненный пафос. Другой вопрос, что идентификация может быть разной: можно отождествлять себя не только с современниками, но и со своими предками и видеть смысл в поддержании памяти о них. Или можно видеть себя частью «интеллектуальных сил эпохи» и утверждать своей жизнью некоторые ценности, характерные для этого «незримого колледжа». В таком случае смысл тоже присутствует и подвигает человека на продолжение жизни и деятельности.

Восприятие своего места в универсуме как необходимого и имеющего основания, несущего в себе определенное призвание. Такое место не всегда уютно, но оно значимо и весомо, оно фундирует нашу индивидуальную жизнь, как бы придает ей солидность, направленность, оправданность. Когда у жизни человека есть смысл, его бытие оправдано, он «вправе быть» и «вправе быть таким, как он есть».

Принятие реальности, признание ее за несомненное благо, несмотря на все ее противоречия, ужасы и обманы. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становится абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Однако это не фантом, а то, что наиболее близко каждому из нас.

«Жизнь человека по своей сути никогда не может быть бессмысленной. Человеческое существование полно смысла до самого конца - до самого последнего вздоха». Смысл - это то, чем человек воодушевляется для жизни - может быть найден и в старости, и в болезни, и в ситуации, кажущейся тупиковой. «Осуществляя смысл жизни, человек осуществляет сам себя».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


«Жизнь человека по своей сути никогда не может быть бессмысленной. Человеческое существование полно смысла до самого конца - до самого последнего вздоха».

Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя. Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.

Сегодня человек во всем мире особенно тяжело страдает от ощущения утраты смысла. Вакуум смысла при наличном бытие рождает неврозы или безразличие, апатию или агрессию, а в конечном счете ведет к душевному или реальному самоубийству. Без стремления к высшему содержанию жизнь оказывается тяжкой обузой и суетой.

Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познают объективные общественные отношения. Подлинное понимание смысла жизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказывает непосредственное влияние на весь ход жизни. В деятельности носителей подлинного понимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времён. Для них прошедшее - это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, а свой собственный опыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни. Всё это говорит о том, что люди становятся носителями подлинного понимания смысла жизни в результате осмысления своего социального бытия и действительности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Золотухина-Аболина Е.В. Современная Этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. - Ростов н/Д., изд. центр «МарТ», 2000. - с. 441

.Коваль Б. И. Смысл жизни (мнения и со-мнения). - М.: ООО «Соверо - Принт», 2001. - с. 493

.Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль. - с.252

.Маслоу А. Психология бытия.- М., 1997. - с. 304

.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - с.368

.Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. - с. 576


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию. Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»:

1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма. Вывод: жизнь бессмысленна. Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть. Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.

2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности.

3) человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом. Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу.

Смысл жизни человека:

1) Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни.

2) Смысл жизни в самой жизни.

3) Человек должен дополнить биологическое существование социально-значимым. Деятельность человека должна быть востребована, признана и положительно оценена другими людьми.

Самореализация

Личность проявляет себя в процессе самореализации.

Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.

Самореализация – осуществление потенциала. То к чему мы стремимся и есть самореализация. Многие даже не осознают этого. Некоторые люди остаются неудовлетворенными, полученными благами от жизни или от деятельности. Причиной этому может быть отсутствие интереса к своей деятельности. Также отсутствие цели и желаемого результата. Для достижения желаемого успеха, надо очень много поработать над собой. Чтобы личности само реализовалась, надо постоянно совершенствоваться. Это полное использование своих талантов, способностей, возможностей.

Чем лучше человек раскроет собственные способности, тем больше он может рассчитывать на успех. Самореализация-это рост эффективности человека в любой сфере жизни.

Самореализация это основа успеха жизни человека. В процессе самореализации важна независимость от мнения толпы. Толпа очень сильно влияет на человека. Если человек имеет талант к музыке, а толпа не одобряет, он пойдет на поводу толпы. Неважно то, что он мог стать гениальным музыкантом или композитором. Не следует идти на поводу толпы, потом толпа будет восхищаться тобой.

Если окунуться в мир компании Apple. Все вспомнят его создателя Стива Джобса. Изначально у него были способности в механике, тогда он увлекался радиотехникой. После отчисления из колледжа, он хочет заработать на поезду в Индию. Он знакомится с техническим гением. Тогда у них не было грандиозных планов. Через некоторое время у них возникают некоторые идеи насчет персонального компьютера. Совершенствуя свои знания и умения, компания стала одним из успешных компаний.

Самореализация ведет к достижения более высокого уровня совершенства. Это процесс полного выявления и осуществления своих возможностей,достижения запланированных целей, который позволяет достичь желаемого результата.

Основные модели:

Нигилистическая.

Карьеристская.

Потребительская.

Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми - необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.

В науке существуют два подхода к характеристике личности:

1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей.

2) Рассматривает личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах.

Социализация – процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия. Развитая личность не должна иметь внешних запретов, т.к. она воспитала внутренние требования и нормы, которые делают внешние ограничения ненужными. Подлинно развитая личность всегда находится в противодействии с обществом.
Личность – это воплощение некоего общественного характера, индивидуального и, вместе с тем, типичного, социального. Личность, таким образом, может проявляться как индивидуально выраженное явление. Таким образом, личностью можно назвать лишь того человека, который в своих действиях, поведении и мышлении отличается самостоятельностью и самодостаточностью. Социальная роль, которую выполняет личность, формируется и имеет значение только в обществе, в этом смысле личность всегда выражает себя в качестве представителя того или иного общества, исторической эпохи. Однако личность всегда неповторима, так как общественное, типичное она всегда реализует в индивидуальной, присущей только ей форме. Кроме того, не надо забывать, что причины индивидуально – неповторимых особенностей определяются набором генов, полученных от родителей, и в этом смысле каждая личность уникальна.

Понятие личности стало отражать в себе 4 важнейшие характеристики : индивидуальность, духовность, социальный статус и коммуникативный характер.

Общепринятая типология личности

Тип личности Характеристика

Политический Воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает свое нормативное поле общения.
Эстетический Тяготеет к общению в неролевой ситуации, в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен.
Религиозный Главное - общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-признанием. Все остальное приобретает второстепенное значение.
Социальный для него общение - форма самоотдачи. Основная форма жизни - любовь Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности.
Экономический Основа поведения - прагматическая ориентация. В общении с стремится прежде всего к достижению пользы.

Процесс социализации проходит через несколько стадий: детство, юность, зрелость и старость. Различают начальную или первичную социализацию (она происходит в детстве и юности), и продолженную или вторичную (в зрелости и старости).

Становление личности в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной социализации (они играют важнейшую роль в становлении личности) – родители, братья, сестры, родственники, учителя и т.д. Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники TV и т.д.

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Также различают институты первичной социализации (семья, школа) и институты вторичной социализации (СМИ, армия, церковь).

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация – утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, соц. ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация – обратный процесс восстановления утраченных ценностей и соц. ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. Если процесс десоциализации слишком глубок, то он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно.

Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.

Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ.

Для нормального вхождения в общество, для его адаптации, гармонично существования самого общества необходимо воспитание личности.

Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.

В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.).

Основные цели воспитания:

подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт);

развить общественно ценные качества личности;

стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;

научить человека взаимодействию с другими людьми;

научить человека труду.

Внутренний мир человека

Внутренний (духовный) мир человека - это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного мира человека

Познание - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни - формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего, способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

Эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

Чувства - эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют чётко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Составной частью в структуре духовного мира личности является мировоззрение.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, её целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Структура мировоззрения : знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.

Можно выделить следующие особенности мировоззрения :

1. Оно всегда исторично, т.е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.

3. Мировоззрение всегда связано с убеждением - устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Пути формирования мировоззрения - стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).

Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нём выражается мироощущение людей. Оно может быть оптимистическим или пессиместическим.

С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:

Обыденное (или житейское) - является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

Религиозное - связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа - религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);

Научное - теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека : даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собойменталитет человека.

Менталитет (позднелат. mentalis - умственный) - это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Таким образом, внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в то же время противоречивое явление.

Социально значимые черты, формирующиеся в результате общения, составляют внутренний мир личности . Они характеризуются в таких понятиях, как ценностные ориентации, самостоятельность, ответственность, моральность, честь, достоинство.

Ценностные ориентации - продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социуме образцами культуры и выражают собственное представление о должном, характеризуют жизненные притязания. Ценностные ориентации - одна из наиболее стабильных характеристик личности. Они образуют своего рода внутренний стержень культуры, определяют линию поведения индивида.

Самостоятельность личности проявляется в способности при принятии решений опираться на собственные физические, интеллектуальные и духовные силы. Самостоятельная личность не находится в зависимости от чужих мнений, оценок, желаний и способна противостоять давлению извне. Самостоятельный человек обдумывает возникающие проблемы, вырабатывает модель поведения и добровольно ей следует, согласуясь со своей совестью.

Ответственность характеризуется способностью человека контролировать свое поведение с точки зрения выполнения им принятых норм, отвечать за свои поступки перед другими людьми и самим собой.
Ответственность личности перед обществом выражается в сознательном соблюдении моральных принципов и правовых норм, выражающих социальную необходимость. Ответственная личность самостоятельно формулирует для себя социальные обязанности, требует от себя их выполнения и производит самооценку совершаемых поступков. Признание человеком своих ошибок вызывает уважение у других. Напротив, стремление уйти от ответа за совершенные действия оценивается как внутренняя слабость.
Моральность личности определяется принятием или непринятием человеком существующих в данном обществе (группе) ценностей, норм и эталонов взаимоотношений. Усвоение этих правил и осознанное подчинение им формирует моральность личности; отрицание и неподчинении - аморальность.
Важным фактором, влияющим на моральность личности, является чувство стыда. Стыд - острое переживание человеком неудовлетворенности собой, раскаяние и обвинение себя перед другими, осуждающими аморальное поведение. Стремление избежать подобных эмоций является мощным стимулом самосовершенствования.
Честь - оценка личности окружающими, определяющая отношение людей к человеку. Это оценка основана на том, насколько честно личность выполняет принятые на себя перед группой обязательства. Часто такие обязательства закрепляются в так называемых кодексах чести (кодексах чести офицера, судьи, врача, адвоката и т.п.).
Достоинство - самооценка личности, осознание ею ценности своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполняемого социального долга и своего общественного значения. Достоинство личности проявляется в уровни ее притязаний (высоких или низких), в способности отстаивать свою позицию, действовать независимо и ответственно.

Вам также будет интересно:

Механическая работа человека
В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках. Я – как мост меж Землею и...
Презентация на тему
1 из 12 Презентация на тему: Босния и Герцеговина № слайда 1 Описание слайда: №...
Что такое энергосбережение?
Игра «Доскажи словечко»Мама может стирать белье в *********Папа может пылесосить ковер...
Основные черты канадской экономики
Написал для сайт колонку об условиях для бизнеса в Канаде и о развитии технологического...
Омурайс (Omurice) - Рис с курицей и томатами в яичной обёртке Японские блюда омлет с рисом
Люблю я восточную кухню и Японскую в частности =) Сегодня мы будем готовить Омурайс....